Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
572
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОКСИЧНОСТЬ / СЕМЬЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / БУЛЛИНГ / СТРЕСС / НАСИЛИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Забудская Наталья Александровна

В статье отмечено, что на формирование личности ребенка с самого раннего детства оказывают влияние множество факторов, и одним из факторов оказывающих значительное воздействие на поведенческие установки, на воспитание ребенка является внутреннее благополучие семьи. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В контексте рассматриваемой проблемы под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети», иными словами процесс должного семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Доказано, что окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны, а поведение - отклоняющимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Забудская Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE INFLUENCE OF DISTURBED FAMILY RELATIONSHIPS ON THE PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article notes that the formation of a child's personality from early childhood is influenced by many factors, and one of the factors that have a significant impact on behavioral attitudes, on the upbringing of a child is the internal well-being of the family. Intra-family processes can act as a positive and negative factor of upbringing. In the context of the problem under consideration, a dysfunctional family should be understood as a family in which the basic family functions are devalued or ignored, there are obvious or hidden defects in upbringing, as a result of which the psychological climate in it is disturbed, and "difficult children" appear, in other words, the process of proper family upbringing of a child proceeds with great difficulty, slowly, ineffectively. It is proved that the surrounding social microenvironment, the psychological climate in the family, the conditions of upbringing, the relationship with parents and the personality of the parents themselves necessarily affect the child and, first of all, the characteristics of his character. If the family atmosphere is unfavorable for the mental development of the child, then it is likely that the formed features of his personality will also be pathological, and the behavior will be deviant.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Присутствующая доминирующая гиперпротекция говорит нам о том, что родители проявляют излишнюю заботу о ребенке, стремятся к тесному эмоциональному контакту с ним. Вследствие такого стиля воспитания зачастую вырастает несамостоятельная личность, полностью зависящая от родителей, эгоцентричная, усиливающая в себе астенические черты. Стоит отметить то, что доминирующая гиперпротекция преобладает как в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, так и в семьях, воспитывающих детей без признаков одаренности.

Также стоит обратить внимание на то, что часто встречается в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренного ребенка и такой стиль, как гипопротекция, что говорит нам об обратном отношении родителей к детям. При этом стиле воспитания проявляется безразличие к ребенку, отсутствуют требования и контроль за ним. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка, из-за чего он вырастает непредсказуемым, гипертимным, асоциальным.

Выявленные особенности взаимоотношений родителей и детей, безусловно, связаны с особенностями развития личности одаренного ребенка. Родители одаренных подростков зачастую жалуются, что ощущают, что ребенок их умнее, взрослее, ответственнее в отдельных моментах жизни. Возможно, по этой причине родители начинают вести себя с подростков менее требовательно, но при этом роль родителя, к сожалению, не выполняется в полном объеме. На самом деле занимать такую позицию по отношению к своему ребенку не вполне верно. Психологу стоит объяснять родителям, что несмотря на то, что их ребенок очень много знает, быстро соображает, он еще не является сформировавшейся личностью, и нуждается во взрослом, который безусловно его любит, поддерживает, является самодостаточным и уверенным в себе человеком. Только при таких отношениях с родителями возможно гармоничное развитие подростка.

Для гармоничного развития и взросления подростка с признаками одаренности родители должны возлагать на него обязанности, необходимые для выполнения при любых обстоятельствах. Это могут быть домашние дела, забота о других членах семьи или домашних питомцах и т.д. Чем старше ребенок, тем более серьезными должны быть обязанности и их количество должно возрастать. Такой подход к воспитанию готовит ребенка к самостоятельной жизни, воспитывает в нем ответственность, дисциплинированность, трудолюбие.

Не стоит также забывать и о требовательности к ребенку в плане соблюдения норм и правил общения. Необходимо учить ребенка адекватно общаться с другими людьми, на своем примере показывать, как это необходимо делать. Прежде всего, пользоваться приемом "Я-высказывание", когда озвучиваются свои чувства, желания, проговаривается то, что не нравится в данной ситуации, предлагается ее решение. Научившись этому в семье, от своих родителей, подросток имеет гораздо больше шансов проявить эффективность и при общении в более широком социуме.

В семьях, воспитывающих ребенка без признаков одаренности, часто встречается такой стиль как повышенная моральная ответственность. Этот стиль воспитания сочетает высокие требования родителей к ребенку с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабочены будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами, из-за чего ребенок вырастает тревожным и мнительным.

Выводы. В ходе исследования нами были выявлено, что в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, подростки воспринимают отцов более автономными, а матерей менее непоследовательными и менее директивными, чем в семьях, воспитывающих детей без признаков одаренности. Также мы выявили, что среди семей, воспитывающих интеллектуально-одаренного ребенка преобладают два стиля негармоничных взаимоотношений между родителями и ребенком: доминирующая гиперпротекция и гипопротекция.

На основе полученных в исследовании данных мы пришли к выводу, что в целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Родители несмотря на высокий уровень интеллектуального развития подростка должны оказывать ему поддержку, возлагать на него посильные обязанности, не пытаясь удовлетворить полностью все желания своего ребенка, соблюдая разумность и сохраняя заботливое и уважительное отношение к его личности.

Литература:

1. Вассерман, Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Р. Ромицына. - Санкт-Петербург, 2001. - 66 с.

2. Калинкина, Е.М. Психология одаренности: учебное пособие / Е.М. Калинкина, Т.А. Поярова. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 96 с.

3. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 336 с.

4. Якимова, Т.В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одарённых детей / Т.В. Якимова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 88-90.

Психология

УДК 370

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

студент 2 курса Забудская Наталья Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НАРУШЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье отмечено, что на формирование личности ребенка с самого раннего детства оказывают влияние множество факторов, и одним из факторов оказывающих значительное воздействие на поведенческие установки, на воспитание ребенка является внутреннее благополучие семьи. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В контексте рассматриваемой проблемы под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети», иными словами процесс должного семейного воспитания ребенка протекает с большим

трудностями, медленно, малорезультативно. Доказано, что окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны, а поведение - отклоняющимся.

Ключевые слова: токсичность, семья, младший школьник, буллинг, стресс, насилие, воспитание.

Annotation. The article notes that the formation of a child's personality from early childhood is influenced by many factors, and one of the factors that have a significant impact on behavioral attitudes, on the upbringing of a child is the internal well-being of the family. Intra-family processes can act as a positive and negative factor of upbringing. In the context of the problem under consideration, a dysfunctional family should be understood as a family in which the basic family functions are devalued or ignored, there are obvious or hidden defects in upbringing, as a result of which the psychological climate in it is disturbed, and "difficult children" appear, in other words, the process of proper family upbringing of a child proceeds with great difficulty, slowly, ineffectively. It is proved that the surrounding social microenvironment, the psychological climate in the family, the conditions of upbringing, the relationship with parents and the personality of the parents themselves necessarily affect the child and, first of all, the characteristics of his character. If the family atmosphere is unfavorable for the mental development of the child, then it is likely that the formed features of his personality will also be pathological, and the behavior will be deviant.

Key words: toxicity, family, primary school student, bullying, stress, violence, parenting.

Введение. Изучение форм семейной жизни началось с 19 века и связано с работами И. Бахофена, Э. Вестермака, М.М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Л. Моргана, Ф. Энгельса. Данные ученые изучали первобытный строй семьи, историю ее развития от патриархата до матриархата и традиционной формы.

В современных условиях обеспечение безопасной образовательной среды для всех субъектов образования, как основная стратегия воспитательной работы, является важнейшим условием профилактики агрессии и насилия как в школе, так и в семье. Хорошо известно, что первопричиной детских страданий является, прежде всего, равнодушие взрослых. Эмоциональное напряжение у каждого ребенка должно быть причиной внимания и конструктивного вмешательства психологических служб педагогов и образовательных организаций. Эффективным способом предотвращения насилия является воспитание детско-взрослого сообщества в условиях сотрудничества, взаимного согласия и взаимопомощи.

С первых дней жизни за ребенка и формирование его личности несут ответственность, в первую очередь, родители. Они же и первые воспитатели, и первые учителя, и образец для подражания. Любая привычка родителя или определенное поведение вскоре может быть скопировано и воспроизведено в поступках ребенка. Поэтому, для того чтобы воспитать полноценного здорового ребенка важно провести работу над собой и своей личностью, понять свои психологические особенности, а возможно проработать собственные детские травмы и установки. Потому что, есть общеизвестный факт психологии, что все отрицательное в родителе - удваивается в его ребенке, если с этим ничего не делать [4].

Семья, как отмечает Хайнц Кохут, это вселенная, а родители в ней два солнца и ребенок должен до определенного времени чувствовать себя центром этой вселенной». Хайнц Кохут фокусировал внимание на «отражении», при котором младенец смотрит на мать и видит своё «я» отражённым в её радостном взгляде. Так ребёнок чувствует свою самоценность. Следующий процесс после отражения - «идеализация», которая начинается с узнавания ребёнком своего родителя. Ребёнок нуждается в идеализированном образе родителя. Позитивные образы отца и матери во внутреннем мире ребёнка - основа психики и залог здоровья. «Да, личности отца и матери формируют первый и, очевидно, единственный мир человека, пока он маленький ребенок», - писал К. Юнг [7].

Образы родителей имеют доминирующий характер в сознании ребенка и во многом определяют характер его взаимоотношений с людьми и социальным функционированием в течение всей жизни, оказывая влияние на эмоциональную уравновешенность и физическое здоровье. Положительные родительские образы, как образец для подражания в будущем, помогают стабилизировать психику ребенка в трудных жизненных ситуациях. В трудных жизненных ситуациях воссоздавая в памяти положительно окрашенные воспоминания, человек бессознательно активизирует сопутствующую им положительную энергию.

«Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе. Главной задачей таких отношений является гармоничное развитие всех членов семьи» [2]. Однако не всегда бывает так, что брак воспринимается членами семьи как явление положительное и доминирующим форматом взаимоотношений становятся так называемые «токсичные отношения».

Токсичные отношения - это отношения зависимости одного человека от другого - от матери, отца или партнера. Во взаимодействии с такими людьми ощущается дискомфорт, чувствуется постоянная вина или подавление, критика и обесценивание достижений и проблем, конкуренция. У жертвы такого влияния на фоне постоянной вины развивается комплекс неполноценности и проявляется в постоянном напряжении, неуверенности в себе, повышенной самокритике. Токсичные отношения характеризуются злоупотреблением властью и контролем, требовательностью, эгоцентризмом, критикой, недоверием, унизительными комментариями [3].

Токсичная атмосфера семьи характеризуется тем, что родители регулярно применяют по отношению к ребенку психическое насилие или деструктивные проявления в любом виде. Даже в благополучных семьях ребенок может расти в токсичной атмосфере, которая каждый день разрушает самооценку и личность ребенка.

Сюзан Форвард в книге «Токсичные родители» приводит следующую типизацию родителей, которые уничтожающе влияют на ребенка:

1 тип - Непогрешимые родители. Родители внушают ребенку, что он без них ни на что не способен и доводят данную зависимость до крайней степени. Каждая неудача ребенка преувеличена для того, чтобы доказать, что без родителей ему ни с чем не справиться. Впоследствии возникает хроническое чувство вины по отношению к родителям, а также формирование таких психологических защит как отрицание и рационализация.

2 тип - Неадекватные родители. Такие родители лишают своих детей детства, навязывая им роль взрослого. Все трудности ребенок переносит самостоятельно, потому что ему навязывают с самого детства, что он уже взрослый. Следствием этого является несформированная эмоциональная сфера у детей, а также трудности с самоидентификацией и спецификацией своих желаний и потребностей.

3 тип - Контролирующие родители. Ребенка насильно привязывают к себе, что не дает ему быть свободным и счастливым. В итоге получается беззащитный и беспомощный человек с неадекватной самооценкой.

4 тип - Алкоголики. Алкоголизм родителей разрушает все самое важное, что может дать ребенку семья: доверие, стабильность, привязанность. Чувственной связи между детьми и родителями зачастую попросту нет.

5 тип - Унижающие родители. Тип родителей, которые будут открыто издеваться над детьми, маскируя критику и сарказм шутками. Все это ведет к низкой самооценке, занижению своих достоинств, суицидальные наклонности и эмоциональный ступор.

6 тип - Родители-насильники. Родители такого типа пытаются выместить на ребенка все свои негативные эмоции -злость и гнев, комплексы и агрессию. Ребенок в такой семье становится замкнутым, не доверяет окружающим и постоянно винит себя во всем [5].

Любое негативное воздействие на ребенка имеет свои последствия. Конфликты или пренебрежительное отношение к нему легко могут отразиться во время обучения в школе и во взаимоотношениях в кругу друзей. Такие дети зачастую уже имеют различные психологические отклонения в виду того, что их базовые потребности как ребенка не удовлетворены. Постоянное пребывание организма в стрессе способно стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным последствиям: недостаточной работоспособностью надпочечников и сахарным диабетом. Гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия - всё это возможные последствия продолжительного стресса [6].

Психическое насилие в семье - это длительное, а возможно постоянное негативное воздействие на ребенка, которое тормозит развитие его как личности и формирует патологические черты характера. Особенности состояния ребенка, подвергающемуся психическому насилию, это задержка физического и умственного развития (нервный тик, различные соматические заболевания). Поведение тоже может о многом сказать, например, беспокойство, тревожность, нарушение сна, длительное подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, плохая успеваемость - это все может быть последствием негативного воздействием на ребенка.

Для младшего школьника токсичное воспитание и насилие любого вида очень негативно сказывается на всех аспектах его жизни. Для педагога младших классов важно обращать внимание на сигналы ребенка, на его поведение, говорить с ним и пытаться наладить контакт, так как специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых.

В России существует большое количество организаций, готовых оказать помощь детям и взрослым, которые пережили насилие:

1. Благотворительный фонд «Сохраняя жизнь» (оказывает помощь детям, пострадавшим от насилия, сиротам и выпускникам детских домов).

2. «Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения», который разработал систему ранней помощи, в которой, как в медицине, прописаны факторы риска.

3. «ПомощьРядом.рф» - консультанты службы психологической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с любым видом насилия или агрессии.

4. «Травлинет.рф» - консультанты службы психологической помощи, которые разработали алгоритм действий для родителей, дети которых подвергаются буллингу и травле.

Следует также обозначить и помощь семьям от социальных служб, работа которых направлена на:

1. Социально-правовую помощь.

2. Социально-медицинскую помощь.

3. Социально-психологическую помощь.

4. Социально-педагогическую помощь.

5. Социально-трудовую помощь.

6. Социально-бытовую помощь.

Перечисленные направления работы с неблагополучными семьями осуществляют учреждения социального обслуживания населения, учреждения образования и здравоохранения.

Немаловажным фактором психологического комфорта в процессе обучения является здоровое, активное взаимодействие со сверстниками, которое может отсутствовать, если ребенок в семье испытывает психическое насилие. Кризис современной семьи, распад семейных отношений, нежелание понимать друг друга - все это усугубляет проблемы младших школьников, нанося непоправимый вред их здоровью, психологическому, социальному и эмоциональному развитию. Школьная травля может проявляться в различных формах и приводить к различным негативным последствиям. Система взаимоотношений в школе очень важна для дальнейшего развития, поэтому школьное насилие (буллинг) требует самого пристального внимания, поскольку ситуация в школе во многом определяет дальнейшее развитие и формирование черт личности.

Феномен буллинга в школьной среде является темой психологического, педагогического и даже социологического анализа. В России это явление в настоящее время приобретает новые черты и масштабы. Исследования, проведенные Европейским региональным бюро ВОЗ в 2013-14 году (42 страны Европы и Северной Америки), показали, что в России 23% девочек и 27% мальчиков подвергались издевательствам в младшем школьном возрасте.

Общими характеристиками буллинга в образовательной среде являются:

- издевательство как целенаправленное, систематически повторяющееся действие, которое проявляется в форме физического, психологического или эмоционального насилия;

- хулиганство, которое характеризуется обычно антисоциальным поведением группы людей;

- запугивание, которое направлено обычно на физически или психологически слабых школьников.

Отечественные психологи выделяют четыре ключевые роли, которые участники часто берут на себя в этом процессе:

- жертва; - агрессор; - свидетель; - участник.

«Жертвы» имеют самый низкий социальный статус и социальную удовлетворенность, что указывает на их более низкий статус в классе. По сравнению с другими участниками травли, «жертва» является наиболее зависимой, «слабой». Над ними чаще всего издеваются, что лишний раз подтверждает правильность первоначального деления на группы.

«Агрессоры» имеют наивысшую социальную удовлетворенность, то есть они четко осознают тот социальный круг, в котором их принимают. Естественно, что «агрессоры» имеют высокий уровень активного запугивания. Они более авторитарны, чем все остальные участники запугивания. Эта особенность является внутренним поводом для преследования «жертвы» и создает ощущение субъективной правоты.

«Свидетели», как правило, не предпринимают никаких действий по предотвращению издевательств. Они пассивны, поэтому это воздействует на агрессора, побуждая его действовать ярче, выразительнее и эпатажнее. Свидетели часто чувствуют себя виноватыми, беспомощными, страдают и чувствуют себя хуже, чем агрессор. Они формируют неправильную самооценку, переходя от слишком низкой к слишком высокой или не проявляя себя вообще.

Непосредственные участники запугивания обычно приравниваются к ключевым агрессорам, но они не являются лидерами. Они являются соучастниками и помощниками в связи с насильственными и агрессивными действиями, совершаемыми агрессорами. Участники бессознательно выбирают такую роль, они достаточно зависимы от мнения более

авторитетных членов образовательной среды, которые проявляют агрессию. Агрессоры, как таковые, заражают своими способами поведения и привлекают их к притеснению более слабых.

К последствиям буллинга относятся нарушение социальной адаптации, высокая тревожность, депрессия, суицидальное мышление. Трудности с концентрацией внимания и прогулы (отказ от посещения школы) приводят к снижению успеваемости. Жертвы часто испытывают психосоматические симптомы, такие как головная боль и боль в животе. Виктимизация детей в школьные годы часто сопровождается повышенной застенчивостью и снижением доверия к людям во взрослом возрасте, что приводит к нарушению процесса психосоциальной адаптации.

Ученые и практики образования, врачи и психологи, юристы и социальные работники во всем мире разрабатывают различные методики управления детскими конфликтами, программы помощи детям, пострадавшим от насилия, тренинги, курсы повышения квалификации педагогов и родителей, организацию социально позитивных действий и т.д. Анализ публикаций по проблеме буллинга в образовательных учреждениях, результаты анкетирования и экспертных опросов позволяют разработать следующие профилактические направления:

- систематическое просвещение родителей по актуальной проблеме коррекции девиантного поведения с учетом возрастных особенностей детей;

- совершенствование психолого-педагогической помощи дезадаптированным детям;

- организация разнообразного активного досуга на внеклассных мероприятиях;

- пропаганда спорта и здорового образа жизни.

Не менее эффективным способом борьбы с буллингом является снижение агрессивного поведения школьников и обучение их бесконфликтному общению.

Агрессия имеет естественное происхождение, как инстинкт, но со временем она приобретает осмысленный характер, основанный на объективных и ценностных аспектах этого акта. В зависимости от типа и вида агрессии она может проявляться в различных формах. Например, клевета или психологическое насилие могут быть включены в рамки понятия агрессивности. Помимо видимых проявлений агрессивного поведения, есть и те, которые незаметны на первый взгляд, и их тоже нужно учитывать, а в некоторых случаях их можно назвать агрессивными проявлениями.

Исследователи выделили следующие факторы, влияющие на асоциально-агрессивное поведение детей: неуверенность в собственных силах и способностях, низкая самооценка, чрезмерная требовательность к себе, тревожность и напряженность в общении со сверстниками (одноклассниками), стремление обрести новые яркие чувства, чрезмерная зависимость от мнения друзей, стремление подражать разного рода кумирам, повышенная конфликтность и др. [4; 6].

Основные направления для профилактики агрессивного поведения детей:

1. Диагностическое направление, которое позволит педагогу выявить причины жестокости.

2. Формирование благоприятных отношений среди младших школьников за счёт повышения групповой сплоченности.

3. Информационно-просветительская работа с родителями учеников по профилактике жестокости всех участников педагогического процесса; разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивной формы поведения.

5. Индивидуальная работа педагога с младшим школьником, родителями, педагогическим коллективом.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что проблема насилия очень распространена во всем мире. С ним борются все системы здравоохранения, и привлечение внимания к этой проблеме является главной целью. Педагоги вместе с социальными службами по защите детей должны уделять внимание личности ребенка во время обучения, чтобы суметь распознавать признаки наличия насилия в семье и уметь правильно воздействовать на детей и родителей таких семей.

Литература:

1. Зубков, В.И. Опыт изучения семейного насилия в современной России / В.И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 5. - С. 250-266.

2. Семья [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 14.06.2022)

3. Прус, Н.А. Что такое токсичность в родительстве? [Электронный ресурс] / Н.А. Прус // Октябрьский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. - 2018. Режим доступа: https://oktjabrckroir.schools.by/pages/chto-takoe-toksichnost-v-roditelstve (дата обращения 14.06.2022)

4. Смагина, М.В. Насилие над детьми в семье как социокультурное явление современной России: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006. - 22 с.

5. Форвард, С. Токсичные родители. Как вернуть себе нормальную жизнь / С. Форвард, К. Бак. - СПб.: Питер, 2022. - 352 с.

6. Хлопонина, С.Н. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребёнка [Электронный ресурс] / Хлопонина С.Н. - 2018. - Режим доступа: https://ossad6.schools.by/pages/zhestokoe-obraschenie-s-rebenkom-i-ego-posledstvija-dlj a-razvitij a-rebenka

7. Юнг, Карл Густав. Божественный ребенок: [Аналит. психология и воспитание: Сборник: Перевод] / Карл Густав Юнг; [Сост. и авт. предисл. П.С. Гуревич]. - М.; Назрань: Олимп: АСТ, 1997. - 398 с.

Психология

УДК 159.92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии и социальной работы Корлякова Светлана Георгиевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Погребная Оксана Сергеевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ В

МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ГРУППАХ

Аннотация. Содержание статьи посвящено проблеме формирования дружеского взаимодействия студентов в межэтнических группах. Основной акцент делается на понимании авторами понятия «межэтническое взаимодействие» и описании его основных видов. Тщательному анализу в работе подверглись уровни межэтнических отношений и представлена их психологическая характеристика. Помимо этого в работе исследуются преобладающие в этногруппах черты и, в целом, отношение студентов к представителям других национальностей. Проведенное исследование позволило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.