Научная статья на тему 'Проблема усвоения базовых знаний по истории России на примере различных факультетов АлтГПУ'

Проблема усвоения базовых знаний по истории России на примере различных факультетов АлтГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО ИСТОРИИ / ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ПАССИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова А. А.

В настоящее время данное анкетирование является нужным, как для нашего города, так и для нашей страны, в целом. На повестке дня стоит проблема формирования патриотизма и активной гражданской позиции. А, это, прежде всего, начинается с истории. На наш взгляд, без знания основ истории не может быть достойного гражданина России. Цель данного исследования заключалась не только в проверке знаний по данной дисциплине, но, и, в стремлении дать мотивацию к тому, чтобы любовь к истории у представителей подрастающего поколения проснулась. И, если, есть, какие-то, определённые пробелы, то, они, были бы, в дальнейшем, ликвидированы. Ведь, каждый гражданин Российской Федерации обязан знать историю своего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема усвоения базовых знаний по истории России на примере различных факультетов АлтГПУ»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

комбинацию, например, как в степ-аэробике. Zumba характеризуется низким процентом ухода клиентов с тренировки по причине неуспевания за тренером.

Часто опытный тренер может разделить группу на команды и повернуть их лицом друг другом, чтобы участники тренировки могли исполнить определенную композицию «лицом к лицу» или устроить «баттл» - шуточную битву. Это делает занятие еще более интересным и живым, развивая коммуникативные способности занимающихся.

Целью танцевального фитнеса является не только развитие кардио-респираторной системы, укрепление мышц, повышение выносливости, коррекция телосложения, развитие координации, улучшение состояния здоровья, но и улучшение психического самочувствия (Семенив Д.А.) Занятия позволяют выразить чувства и выплеснуть негативную энергию, защищая от стресса. Ведь во время исполнения зажигательных ритмов вырабатываются гормоны радости - эндорфины. К тому же танцевальные занятия учат налаживать дружеские отношения в группе, избавляют от закомплексованности. Zumba как танцевальный фитнес - отличный способ профилактики депрессии, вот почему он завоевал сердца любителей фитнеса по всему миру.

Список использованной литературы:

1. Лисицкая Т.С. Аэробика/Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. -М.: Федерация аэробики России, 2002. -Т.2.: Частные методики. - 216с.

2. Семенив Д.А. Влияние занятий танцевальным фитнесом на физическое развитие и физическую подготовленность студенток БФУ им. Канта. // Синегрия наук, №23, 2018. С. 1607-1615.

3. Чиркова А.И., Соколова И.Ю. Zumba как направление совершенствования физического воспитания в вузе: сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции: Студенческая наука: Современные реалии, 27 апреля 2017 г. - Вологда: Вологодский государственный университет, общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары), 2017 г. с. 73-74.

© Попова В.Н., 2018

УДК 94

Третьякова А. А.

студентка 1 курса магистратуры АлтГПУ, г. Барнаул nastua_tret@mail. ги

ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ

РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ АЛТГПУ

Аннотация

В настоящее время данное анкетирование является нужным, как для нашего города, так и для нашей страны, в целом. На повестке дня стоит - проблема формирования патриотизма и активной гражданской позиции. А, это, прежде всего, начинается с истории. На наш взгляд, без знания основ истории не может быть достойного гражданина России. Цель данного исследования заключалась не только в проверке знаний по данной дисциплине, но, и, в стремлении дать мотивацию к тому, чтобы любовь к истории у представителей подрастающего поколения проснулась. И, если, есть, какие-то, определённые пробелы, то, они, были бы, в дальнейшем, ликвидированы. Ведь, каждый гражданин Российской Федерации обязан знать историю своего государства.

Ключевые слова:

базовые знания по истории, отсутствие мотивации, преподавание, Интернет, анкетирование студентов,

История России, пассивность родителей.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

Безусловно, историю России должен знать каждый. По крайней мере, основные события прошлого. Но, на сегодняшний день многие не знают и этого. По нашему мнению, это обусловлено, как минимум, тремя основными факторами. Во - первых, это снижение качества преподавания отечественной истории в школах. Ту информацию, которую ученики, будучи студентами, получают в школе, очень важна, поскольку именно она составляет основную базу знаний. Во - вторых, это пассивность родителей в этой важнейшей сфере. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде. В - третьих, же, это отсутствие мотивации к изучению истории, в целом. Незаинтересованность и пассивность самих школьников и студентов.

«Надо признать тот факт, что, влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ, и т.д.» - по утверждению президента РФ В.В. Путина [2]. Отсюда, также, вытекает и четвёртая проблема. Как одна из причин третьей проблемы - отсутствия мотивации изучения истории среди школьников и студентов. Проблема повышения доступности информации на просторах интернета, как парадокс развития современного общества. По утверждению Н.В. Халявина [12; 155]: «С развитием Интернета произошёл дисбаланс: поиск информации перестал представлять хоть какую-то трудность. Вышло так, что «при повышении доступности информации, у студентов не произошло никакого роста профессиональных навыков». Также, по поводу пагубной роли Интернета в развитии молодого поколения писали А.Л. Кузнецов и М.Н. Кожевникова [7; 102]. Они отмечали, что, активное пользование Интернетом приводит к «ориентации на визуальную и развлекательную информацию, непоследовательному стилю изложения и отсутствию аргументации при дискуссии». Возможность быстрой доступности любой информации на просторах интернета сказывается и на том, что память у молодого поколения не развивается вовсе, приводя, в конечном итоге, к огромным пробелам в знаниях. Так, история - это конкретные даты, события. Их нельзя взять из головы, их нужно только выучить и запомнить. К сожалению, новое поколение чаще всего приравнивает просмотр художественного фильма на историческую тему к прочтению книги. Это приводит к искажению исторических фактов.

По первой проблеме - снижения качества преподавания отечественной истории в школах, высказывается Е.Е. Вяземский [3; 34-35]. Он пишет в своей статье о том, что: «эффективность исторического образования можно обеспечить при условии наличия «научно-исторической и педагогической компетентности, общей и профессиональной культуры преподавателей истории». По данной проблематике высказывалась и Л.А.Коноплева [5; 72-73]. В своей статье она связывает проявление данной проблемы с «преобладанием субъективизма в восприятии исторического развития и с деформацией собственно исторического знания». Т.е., своего рода, с навязынием своей точки зрения, что прослеживается среди некоторых преподавателей Отечественной Истории. По поводу субъективизма в преподавании, высказывалась О.Ю.Стрелова [10; 9]. В своей статье она пишет о том, что: «историческая память подвержена влиянию разных общественных и личностных факторов. Что, в свою очередь, способствует субъективной оценке прошлого, в связи с внутренними и внешними факторам воздействия на личность. Также, на наш взгляд, по поводу снижения качества образования, существует и тот фактор, что в силу нехватки педагогических кадров, в школах работают молодые и ещё неопытные педагоги, что, в свою очередь, сказывается на знаниях учеников, в будущем, студентов. Дело, также, обстоит в незаинтересованности своим предметом самого преподавателя.

По второй проблеме - пассивности родителей в сфере образования своих детей, З. Г. Ишембитова [4; 682-683] писала: «главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Она утверждала, также, что функции образовательного процесса родитель, как правило, перекладывает на педагога. В своей статье Т.В. Коптева и У.А.Шувалова [6; 62], также, подчеркивали, что за «воспитание детей несут ответственность, прежде всего, родители, а все другие социальные институты призваны лишь помочь, поддержать, направить, и дополнить их воспитательную функцию». Иными словами, мотивация к обучению, в данном случае -истории, должна формироваться, прежде всего, в семье. По поводу «обострения пассивности среди родителей», писал Е.С. Муляр [9; 119]. Он подчеркивал: «Подобный процесс ставит современную школу

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

перед проблемой формирования у молодого поколения устойчивого убеждения, что образование является жизненной ценностью».

По третьей проблеме - отсутствия мотивации к изучению истории О.О.Мельниченко [8; 249] писал, что: «изменения в мотивационной сфере происходят, в основном, в подростковом возрасте, это сопровождается снижением желания учиться, переориентацией общения с взрослых на ровесников, и нежеланием быть ведомым и контролируемым. Что, в свою очередь, приводит к утрате интереса и стремления к изучению, в дальнейшем, истории России. Вне всякого сомнения, что незнание россиянами истории Отечества имеет негативные последствия для всего российского общества». Ю.А. Якунькова [13] в своей работе подчеркивает, что: «для формирования гражданина и патриота знание и понимание развития исторического процесса, его закономерностей - просто необходимы». В том числе, Е.В. Бондаренко [1; с.17] пишет в своей работе об отсутствии мотивации изучать Историю России, как об отрицательном факторе в ходе формирования чёткой гражданской позиции.

Мы опросили студентов, потому как, важна проверка именно той самой школьной базы, которая осталась у них в памяти. Исходя из структуры составления вопросов, они, были сформулированы по блокам: с древнейших времён до конца XVI в.; ХУИ-ХУШ вв.; XIX в.; XX в. Из каждых названных периодов были взяты ключевые, на наш взгляд, эпохальные события. Количество вопросов - 25. Следовательно, максимальный балл составляет - 25.

Для тестирования были отобраны три группы различных факультетов, а именно: исторического, филологического, и института психологии и педагогики, в рамках одного вуза - Алтайского Государственного Педагогического Университета. В данном анкетировании принимало участие по 25 человек от каждого факультета. Результаты анкетирования на тему - «История России», были следующими:

Филологический факультет: от 0 до 10 баллов - 8 чел., от 10 до 20 баллов - 16 чел., от 20 до 25 баллов

- 1 чел.

Институт педагогики и психологии: от 0 до 10 баллов - 15 чел., от 10 до 20 баллов - 9 чел., от 20 до 25 баллов - 0 чел.

Исторический факультет - от 0 до 10 баллов - 0 чел., от 10 до 20 баллов - 19 чел., от 20 до 25 баллов

- 6 чел.

После анкетирования была проведена рефлексия. Главным стал вопрос о том, как студенты оценивают правильность своих ответов, и, необходимо ли им подтянуть знания по истории. В основном, студенты оценивали свои знания отрицательно. Студенты института педагогики и психологии и филологического факультета, объясняли это тем, что в профиле, который они выбрали, нет предмета -«история», и, как они выразились: «незачем его знать». Лишь, единицы были заинтересованы анкетированием, и сделали вывод о том, что многое нужно вспомнить и подучить. Студенты же исторического факультета тоже сомневались в своих знаниях, сетуя на плохую память. Некоторые вопросы вызвали интерес у студентов.

Подводя итоги, можно сказать, что, в настоящее время, практически все признают необходимость знаний по Истории Отечества, но, не уделяют внимания к изучению данной дисциплины, по большей части, в силу внутренних факторов: лени, отсутствия мотивации, незаинтересованности и т.д. Но, не стоит преуменьшать и влияние внешних факторов, таких, как: снижение качества образования, пагубное влияние Интернета, пассивность родителей в образовательном процессе и многое другое. Всё это ведёт к отсутствию базового уровня знаний по Истории России. В том числе, и к тому, что большинство студентов, для которых история не является профильным предметом, практически не знают Историю своей Родины.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко Е.В. Учебный предмет «История России» как средство формирования гражданской позиции старшеклассников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - Кострома, 2017. - С.17. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/uchebnyy-predmet-istoriya-rossii-kak-sredstvo-formirovaniya-grazhdanskoy-pozitsii-starsheklassnikov, свободный. (дата обращения: 24.11.2018)

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

2. Владимир Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп». Из послания Президента Федеральному Собранию. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/58087.html, свободный. (дата обращения: 20. 11.2018)

3. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования, 2012. - №1. - С. 34-35. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/v/proWema-falsifikatsii-istorii-rossii-i-obschee-istoricheskoe-obrazovanie-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty, свободный. (дата обращения: 21. 11. 2018)

4. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества // Вестник Башкирского университета, 2014. - Т.19. - №2. - С. 682-683. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/problemy-vospitaniya-detey-v-semie-v-usloviyah-globalizatsii-obschestva, свободный. (дата обращения: 22.11.2018)

5. Коноплева Л.А. Проблемы исторического знания и многоконцептуальный подход к изучению истории России // Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2017. - С.72-73. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/v/problemy-istoricheskogo-znaniya-i-mnogokontseptualnyy-podhod-k-izucheniyu-istorii-rossii, свободный. (дата обращения: 21.11.2018)

6. Коптева Т.В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми // Эксперимент и инновации в школе, 2011. - №2. - С.62. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/faktor-roditelskogo-uchastiya-v-psihologicheskoy-rabote-s-detmi, свободный. (дата обращения: 22.11.2018)

7. Кузнецов А.Л., Кожевникова М.Н. Роль современной информационной среды в формировании интереса учащихся к изучению истории России // Мир русского слова, 2013. - С. 102. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-sovremennoy-informatsionnoy-sredy-v-formirovanii-interesa-uchaschihsya-k-izucheniyu-istorii-rossii-o-posobii-russkie-imena-na-karte, свободный. (дата обращения: 15. 11. 2018)

8. Мельниченко О.О. Формирование положительной мотивации учащихся к изучению истории России XX века. - СПб, 2008. - С 249. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-polozhitelnoy-motivatsii-uchaschihsya-k-izucheniyu-istorii-rossii-xx-veka, свободный. (дата обращения: 23.11.2018)

9. Муляр Е.С. Притязания родителей как условие формирования положительного отношения школьников к учению //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб, 2008. - С.119. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/prityazaniya-roditeley-kak-uslovie-formirovaniya-polozhitelnogo-otnosheniya-shkolnikov-k-ucheniyu, свободный. (дата обращения: 22.11.2018)

10. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. «Год российской истории» как фактор актуализации содержания исторического образования, подготовки и повышения квалификации преподавателей истории // Локус: люди, общество, культуры, смыслы, 2011. - С.9. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/god-rossiyskoy-istorii-kak-faktor-aktualizatsii-soderzhaniya-istoricheskogo-obrazovaniya-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii, свободный. (дата обращения: 21.11.2018)

11.Халявин Н.В. Несколько слов о проблемах преподавания истории в высшей школе (из опыта преподавателя отечественной истории) // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья, 2015. -С.155. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/neskolko-slov-o-problemah-prepodavaniya-istorii-v-vysshey-shkole-iz-opyta-prepodavatelya-otechestvennoy-istorii, свободный. (дата обращения: 12. 11. 2018)

12.Якунькова Ю.А. Повышение мотивации к изучению истории. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-povishenie-motivacii-k-izucheniyu-istorii-uchaschihsya-tehnicheskih-specialnostey-spo-2179254.html, свободный. (дата обращения: 24.11.2018)

© Третьякова А.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.