СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
комбинацию, например, как в степ-аэробике. Zumba характеризуется низким процентом ухода клиентов с тренировки по причине неуспевания за тренером.
Часто опытный тренер может разделить группу на команды и повернуть их лицом друг другом, чтобы участники тренировки могли исполнить определенную композицию «лицом к лицу» или устроить «баттл» - шуточную битву. Это делает занятие еще более интересным и живым, развивая коммуникативные способности занимающихся.
Целью танцевального фитнеса является не только развитие кардио-респираторной системы, укрепление мышц, повышение выносливости, коррекция телосложения, развитие координации, улучшение состояния здоровья, но и улучшение психического самочувствия (Семенив Д.А.) Занятия позволяют выразить чувства и выплеснуть негативную энергию, защищая от стресса. Ведь во время исполнения зажигательных ритмов вырабатываются гормоны радости - эндорфины. К тому же танцевальные занятия учат налаживать дружеские отношения в группе, избавляют от закомплексованности. Zumba как танцевальный фитнес - отличный способ профилактики депрессии, вот почему он завоевал сердца любителей фитнеса по всему миру.
Список использованной литературы:
1. Лисицкая Т.С. Аэробика/Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. -М.: Федерация аэробики России, 2002. -Т.2.: Частные методики. - 216с.
2. Семенив Д.А. Влияние занятий танцевальным фитнесом на физическое развитие и физическую подготовленность студенток БФУ им. Канта. // Синегрия наук, №23, 2018. С. 1607-1615.
3. Чиркова А.И., Соколова И.Ю. Zumba как направление совершенствования физического воспитания в вузе: сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции: Студенческая наука: Современные реалии, 27 апреля 2017 г. - Вологда: Вологодский государственный университет, общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс" (Чебоксары), 2017 г. с. 73-74.
© Попова В.Н., 2018
УДК 94
Третьякова А. А.
студентка 1 курса магистратуры АлтГПУ, г. Барнаул nastua_tret@mail. ги
ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ
РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ АЛТГПУ
Аннотация
В настоящее время данное анкетирование является нужным, как для нашего города, так и для нашей страны, в целом. На повестке дня стоит - проблема формирования патриотизма и активной гражданской позиции. А, это, прежде всего, начинается с истории. На наш взгляд, без знания основ истории не может быть достойного гражданина России. Цель данного исследования заключалась не только в проверке знаний по данной дисциплине, но, и, в стремлении дать мотивацию к тому, чтобы любовь к истории у представителей подрастающего поколения проснулась. И, если, есть, какие-то, определённые пробелы, то, они, были бы, в дальнейшем, ликвидированы. Ведь, каждый гражданин Российской Федерации обязан знать историю своего государства.
Ключевые слова:
базовые знания по истории, отсутствие мотивации, преподавание, Интернет, анкетирование студентов,
История России, пассивность родителей.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
Безусловно, историю России должен знать каждый. По крайней мере, основные события прошлого. Но, на сегодняшний день многие не знают и этого. По нашему мнению, это обусловлено, как минимум, тремя основными факторами. Во - первых, это снижение качества преподавания отечественной истории в школах. Ту информацию, которую ученики, будучи студентами, получают в школе, очень важна, поскольку именно она составляет основную базу знаний. Во - вторых, это пассивность родителей в этой важнейшей сфере. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде. В - третьих, же, это отсутствие мотивации к изучению истории, в целом. Незаинтересованность и пассивность самих школьников и студентов.
«Надо признать тот факт, что, влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ, и т.д.» - по утверждению президента РФ В.В. Путина [2]. Отсюда, также, вытекает и четвёртая проблема. Как одна из причин третьей проблемы - отсутствия мотивации изучения истории среди школьников и студентов. Проблема повышения доступности информации на просторах интернета, как парадокс развития современного общества. По утверждению Н.В. Халявина [12; 155]: «С развитием Интернета произошёл дисбаланс: поиск информации перестал представлять хоть какую-то трудность. Вышло так, что «при повышении доступности информации, у студентов не произошло никакого роста профессиональных навыков». Также, по поводу пагубной роли Интернета в развитии молодого поколения писали А.Л. Кузнецов и М.Н. Кожевникова [7; 102]. Они отмечали, что, активное пользование Интернетом приводит к «ориентации на визуальную и развлекательную информацию, непоследовательному стилю изложения и отсутствию аргументации при дискуссии». Возможность быстрой доступности любой информации на просторах интернета сказывается и на том, что память у молодого поколения не развивается вовсе, приводя, в конечном итоге, к огромным пробелам в знаниях. Так, история - это конкретные даты, события. Их нельзя взять из головы, их нужно только выучить и запомнить. К сожалению, новое поколение чаще всего приравнивает просмотр художественного фильма на историческую тему к прочтению книги. Это приводит к искажению исторических фактов.
По первой проблеме - снижения качества преподавания отечественной истории в школах, высказывается Е.Е. Вяземский [3; 34-35]. Он пишет в своей статье о том, что: «эффективность исторического образования можно обеспечить при условии наличия «научно-исторической и педагогической компетентности, общей и профессиональной культуры преподавателей истории». По данной проблематике высказывалась и Л.А.Коноплева [5; 72-73]. В своей статье она связывает проявление данной проблемы с «преобладанием субъективизма в восприятии исторического развития и с деформацией собственно исторического знания». Т.е., своего рода, с навязынием своей точки зрения, что прослеживается среди некоторых преподавателей Отечественной Истории. По поводу субъективизма в преподавании, высказывалась О.Ю.Стрелова [10; 9]. В своей статье она пишет о том, что: «историческая память подвержена влиянию разных общественных и личностных факторов. Что, в свою очередь, способствует субъективной оценке прошлого, в связи с внутренними и внешними факторам воздействия на личность. Также, на наш взгляд, по поводу снижения качества образования, существует и тот фактор, что в силу нехватки педагогических кадров, в школах работают молодые и ещё неопытные педагоги, что, в свою очередь, сказывается на знаниях учеников, в будущем, студентов. Дело, также, обстоит в незаинтересованности своим предметом самого преподавателя.
По второй проблеме - пассивности родителей в сфере образования своих детей, З. Г. Ишембитова [4; 682-683] писала: «главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Она утверждала, также, что функции образовательного процесса родитель, как правило, перекладывает на педагога. В своей статье Т.В. Коптева и У.А.Шувалова [6; 62], также, подчеркивали, что за «воспитание детей несут ответственность, прежде всего, родители, а все другие социальные институты призваны лишь помочь, поддержать, направить, и дополнить их воспитательную функцию». Иными словами, мотивация к обучению, в данном случае -истории, должна формироваться, прежде всего, в семье. По поводу «обострения пассивности среди родителей», писал Е.С. Муляр [9; 119]. Он подчеркивал: «Подобный процесс ставит современную школу
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
перед проблемой формирования у молодого поколения устойчивого убеждения, что образование является жизненной ценностью».
По третьей проблеме - отсутствия мотивации к изучению истории О.О.Мельниченко [8; 249] писал, что: «изменения в мотивационной сфере происходят, в основном, в подростковом возрасте, это сопровождается снижением желания учиться, переориентацией общения с взрослых на ровесников, и нежеланием быть ведомым и контролируемым. Что, в свою очередь, приводит к утрате интереса и стремления к изучению, в дальнейшем, истории России. Вне всякого сомнения, что незнание россиянами истории Отечества имеет негативные последствия для всего российского общества». Ю.А. Якунькова [13] в своей работе подчеркивает, что: «для формирования гражданина и патриота знание и понимание развития исторического процесса, его закономерностей - просто необходимы». В том числе, Е.В. Бондаренко [1; с.17] пишет в своей работе об отсутствии мотивации изучать Историю России, как об отрицательном факторе в ходе формирования чёткой гражданской позиции.
Мы опросили студентов, потому как, важна проверка именно той самой школьной базы, которая осталась у них в памяти. Исходя из структуры составления вопросов, они, были сформулированы по блокам: с древнейших времён до конца XVI в.; ХУИ-ХУШ вв.; XIX в.; XX в. Из каждых названных периодов были взяты ключевые, на наш взгляд, эпохальные события. Количество вопросов - 25. Следовательно, максимальный балл составляет - 25.
Для тестирования были отобраны три группы различных факультетов, а именно: исторического, филологического, и института психологии и педагогики, в рамках одного вуза - Алтайского Государственного Педагогического Университета. В данном анкетировании принимало участие по 25 человек от каждого факультета. Результаты анкетирования на тему - «История России», были следующими:
Филологический факультет: от 0 до 10 баллов - 8 чел., от 10 до 20 баллов - 16 чел., от 20 до 25 баллов
- 1 чел.
Институт педагогики и психологии: от 0 до 10 баллов - 15 чел., от 10 до 20 баллов - 9 чел., от 20 до 25 баллов - 0 чел.
Исторический факультет - от 0 до 10 баллов - 0 чел., от 10 до 20 баллов - 19 чел., от 20 до 25 баллов
- 6 чел.
После анкетирования была проведена рефлексия. Главным стал вопрос о том, как студенты оценивают правильность своих ответов, и, необходимо ли им подтянуть знания по истории. В основном, студенты оценивали свои знания отрицательно. Студенты института педагогики и психологии и филологического факультета, объясняли это тем, что в профиле, который они выбрали, нет предмета -«история», и, как они выразились: «незачем его знать». Лишь, единицы были заинтересованы анкетированием, и сделали вывод о том, что многое нужно вспомнить и подучить. Студенты же исторического факультета тоже сомневались в своих знаниях, сетуя на плохую память. Некоторые вопросы вызвали интерес у студентов.
Подводя итоги, можно сказать, что, в настоящее время, практически все признают необходимость знаний по Истории Отечества, но, не уделяют внимания к изучению данной дисциплины, по большей части, в силу внутренних факторов: лени, отсутствия мотивации, незаинтересованности и т.д. Но, не стоит преуменьшать и влияние внешних факторов, таких, как: снижение качества образования, пагубное влияние Интернета, пассивность родителей в образовательном процессе и многое другое. Всё это ведёт к отсутствию базового уровня знаний по Истории России. В том числе, и к тому, что большинство студентов, для которых история не является профильным предметом, практически не знают Историю своей Родины.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко Е.В. Учебный предмет «История России» как средство формирования гражданской позиции старшеклассников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - Кострома, 2017. - С.17. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/uchebnyy-predmet-istoriya-rossii-kak-sredstvo-formirovaniya-grazhdanskoy-pozitsii-starsheklassnikov, свободный. (дата обращения: 24.11.2018)
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
2. Владимир Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп». Из послания Президента Федеральному Собранию. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/58087.html, свободный. (дата обращения: 20. 11.2018)
3. Вяземский Е.Е. Проблема фальсификации истории России и общее историческое образование: теоретические и практические аспекты // Проблемы современного образования, 2012. - №1. - С. 34-35. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/v/proWema-falsifikatsii-istorii-rossii-i-obschee-istoricheskoe-obrazovanie-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty, свободный. (дата обращения: 21. 11. 2018)
4. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества // Вестник Башкирского университета, 2014. - Т.19. - №2. - С. 682-683. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/problemy-vospitaniya-detey-v-semie-v-usloviyah-globalizatsii-obschestva, свободный. (дата обращения: 22.11.2018)
5. Коноплева Л.А. Проблемы исторического знания и многоконцептуальный подход к изучению истории России // Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2017. - С.72-73. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/v/problemy-istoricheskogo-znaniya-i-mnogokontseptualnyy-podhod-k-izucheniyu-istorii-rossii, свободный. (дата обращения: 21.11.2018)
6. Коптева Т.В., Шувалова У. А. Фактор родительского участия в психологической работе с детьми // Эксперимент и инновации в школе, 2011. - №2. - С.62. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/faktor-roditelskogo-uchastiya-v-psihologicheskoy-rabote-s-detmi, свободный. (дата обращения: 22.11.2018)
7. Кузнецов А.Л., Кожевникова М.Н. Роль современной информационной среды в формировании интереса учащихся к изучению истории России // Мир русского слова, 2013. - С. 102. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-sovremennoy-informatsionnoy-sredy-v-formirovanii-interesa-uchaschihsya-k-izucheniyu-istorii-rossii-o-posobii-russkie-imena-na-karte, свободный. (дата обращения: 15. 11. 2018)
8. Мельниченко О.О. Формирование положительной мотивации учащихся к изучению истории России XX века. - СПб, 2008. - С 249. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-polozhitelnoy-motivatsii-uchaschihsya-k-izucheniyu-istorii-rossii-xx-veka, свободный. (дата обращения: 23.11.2018)
9. Муляр Е.С. Притязания родителей как условие формирования положительного отношения школьников к учению //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - СПб, 2008. - С.119. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/prityazaniya-roditeley-kak-uslovie-formirovaniya-polozhitelnogo-otnosheniya-shkolnikov-k-ucheniyu, свободный. (дата обращения: 22.11.2018)
10. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. «Год российской истории» как фактор актуализации содержания исторического образования, подготовки и повышения квалификации преподавателей истории // Локус: люди, общество, культуры, смыслы, 2011. - С.9. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/god-rossiyskoy-istorii-kak-faktor-aktualizatsii-soderzhaniya-istoricheskogo-obrazovaniya-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii, свободный. (дата обращения: 21.11.2018)
11.Халявин Н.В. Несколько слов о проблемах преподавания истории в высшей школе (из опыта преподавателя отечественной истории) // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья, 2015. -С.155. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/neskolko-slov-o-problemah-prepodavaniya-istorii-v-vysshey-shkole-iz-opyta-prepodavatelya-otechestvennoy-istorii, свободный. (дата обращения: 12. 11. 2018)
12.Якунькова Ю.А. Повышение мотивации к изучению истории. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-povishenie-motivacii-k-izucheniyu-istorii-uchaschihsya-tehnicheskih-specialnostey-spo-2179254.html, свободный. (дата обращения: 24.11.2018)
© Третьякова А.А., 2018