Научная статья на тему 'Как в России формировалось представление о немецком качестве потребительских товаров'

Как в России формировалось представление о немецком качестве потребительских товаров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РЕКЛАМЫ / РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕМЕЦКИЕ ТОВАРЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК РОССИИ / АНАЛИЗ РЕКЛАМЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вагнер Е.В.,

Немецкие бренды смогли сформировать устойчивые положительные ассоциации со своими товарами на российском рынке. Сейчас потребители, услышав сочетание «произведено в Германии», сразу предоставляют высокий кредит доверия данной продукции, даже если сам бренд им не известен. Цель данного исследования выяснить через изучение исторических источников как немецкие компании сформировали образ своих товаров на потребительском рынке России и обозначить эти факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как в России формировалось представление о немецком качестве потребительских товаров»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

УДК 659.1.012.12 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вагнер Е.В.

студент 2 курса магистратуры СПБГУПТД, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: wagner-evgenia@ya.ru Научный руководитель: Смирнов А.В.

док. филос. н., профессор СПБГУПТД, г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: darapti@mail.ru

КАК В РОССИИ ФОРМИРОВАЛОСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕМЕЦКОМ КАЧЕСТВЕ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Аннотация

Немецкие бренды смогли сформировать устойчивые положительные ассоциации со своими товарами на российском рынке. Сейчас потребители, услышав сочетание «произведено в Германии», сразу предоставляют высокий кредит доверия данной продукции, даже если сам бренд им не известен. Цель данного исследования - выяснить через изучение исторических источников как немецкие компании сформировали образ своих товаров на потребительском рынке России и обозначить эти факторы.

Ключевые слова История рекламы, рекламные технологии, немецкие товары, потребительский рынок России, анализ рекламы

Революция и гражданская война негативно сказались на экономической ситуации в стране. Для решения экономических трудностей собственных ресурсов было бы недостаточно, поэтому требовался и иностранный капитал. Для восстановления страны был провозглашен НЭП, который, в том числе, поощрял участие иностранных производителей в экономической реконструкции СССР.[8. с, 53]

С 1921 года началось активное германо-советское сотрудничество. В основном СССР в этот период требовалось качественное промышленное оборудование, сырье для производства, однако товары народного потребления также присутствовали: продовольственные товары (масла, мясные и молочные продукты, сахар, крупа и т.д.), ткани, посуда, обувь, галантерея, одежда, белье, часы, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, велосипеды и запчасти к ним.[2. с, 543-562]

Активное сотрудничество продолжалось до 1933 года. Охлаждение в отношениях связано с приходом к власти в Германии Адольфа Гитлера. По продовольственным товарам импорт сократился практически до нуля, импорт по промышленным, военным товарам также сократился, но не настолько существенно.

Новым этапом в торговых отношениях стал распад Германии на два государства - ГДР и ФРГ. [4] Уже с 1960 года ГДР становится одним из самых крупных торговых партнеров СССР. По части потребительских товаров импортировались пищевые продукты (мясо, консервы, сахар), одежда (пальто, платья, чулки, головные уборы), тюль, обувь, посуда, мебель, парфюмерно-косметические изделия, детские коляски, стиральный порошок, бытовые электроприборы, музыкальные инструменты, спортивные принадлежности, литература, игрушки, кинофильмы. И, судя по тому, что с 1953 года по 1963 год количество импортируемых товаров увеличилось примерно в 2 раза, то потребительские товары из ГДР пользовались большим спросом.[3. с, 230-231]

В указанный период советское руководство в рекламе активно продвигало отечественные

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

потребительские товары. Немецкие товары рекламировались крайне редко.[6] При этом, то, что товар был привезен из Германии, не уточнялось. Пример рекламы пылесоса 1950-х годов можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 - Пример рекламы пылесоса 1950-х годов, СССР.

С 1960х годов все большее количество людей могло позволить покупать себе качественные вещи, поэтому спрос на потребительские товары иностранного производства рос. До 1980х годов немецкие товары считались не только самыми лучшими по качеству среди импортных товаров, но и самыми недорогими (хотя по сравнению с советскими, стоимость их была раза в 2-3 выше)[9]. Особым спросом в этот период пользовались немецкие товары из кожи и нижнее белье.

С 1970х годов начала активно распространяться информация о немецких автомобилях. В частности, благодаря тому, что в 1973 году Mercedes-Benz провел доступную для всех (бесплатную) выставку всей линейки своих автомобилей. По воспоминаниям, очередь на выставку была огромной.[5] А Мерседес стал мечтой многих жителей СССР на долгие годы.

С 1980х годов в журналах начали появляться рекламные материалы товаров из ГДР, чаще встречалась реклама радиоаппаратуры: радиоприемники, телевизоры, магнитолы.[7] Особой популярностью пользовалась немецкая пленка ORWO, что продавалась в магазинах "Зенит".[1]

Огромной популярностью в данный период пользовалась также немецкая мебель. Серванты "Хельга" до сих пор сохранились в некоторых семьях. Мебель из ГДР была достаточно прочной и удобной, что лишь утвердило в головах жителей СССР мысль о качестве товаров из Германии.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9 / 2018.

К появлению государства Российская Федерация данное утверждение настолько укрепилось, что некоторые начали использовать его для продвижения новых торговых марок. Например, марки "Kaizer", "Thomas Munz", "Erich Kraus", "Bork " звучат чисто по-немецки, однако это российские марки. Создатели данных марок использовали миф о немецком качестве для продвижения товаров российского производства, как показало исследование одного журналиста.[10] И данный ход сработал отлично: указанные марки стали популярны, и довольно небольшой процент россиян в курсе, что эти товары на самом деле российские, хоть и используют в рекламе немецкие слоганы.

На сегодняшний день, товары немецких марок - не дешевые продукты, которые, однако, до сих пор очень востребованы. В основном, в России пользуются спросом автомобили, одежда, обувь и техника немецкого производства. Небольшой список самых популярных немецких марок на 2017 год: Mercedes, BMW, Volkswagen, Audi, Opel, H&M, Amazon, Tommy Hilfiger, Puma, Adidas, Braun, Thomas, Rowenta, Fa, Hugo Boss.

Подводя итог, отметим, что термин "немецкое качество" не столько связан с рекламой, сколько с действительно качественными вещами, которые люди купили и попробовали на себе, а затем передали свое знание другим ("сарафанное радио"). Как видно из данного исследования, товары из Германии практически не рекламировались до 1980-х годов, хотя и были достаточно популярными. Определенный образ не просто качественных вещей, а вещей для людей с достатком (дающих определенный статус их владельцам) начал складываться уже с развалом СССР. Соответственно, заслуга рекламных и PR технологий лишь в создании образа элитарного товара.

Список использованной литературы

1. Бренды соцстран, популярные в СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://back-in-ussr.com/2017/03/brendy-socstran-populyarnye-v-sssr.html, свободный. - (Дата обращения: 01.07.2018)

2. Внешняя торговля СССР за 1918-1940 гг. (Статистический обзор). // под ред. Зинченко В.С. Ленинград: типография им. Котлякова, 1960 г, С. 543-562

3. Внешняя торговля СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://istmat.info/files/uploads/34044/vneshnyaya_torgovlya_sssr_za1959-1963.pdf, свободный. - (Дата обращения 01.07.2018)

4. Ермаков Н. П. Становление, состояние и перспективы развития российско-германских торговых и инвестиционных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya-rossiysko-germanskih-torgovyh-i-investitsionnyh-otnosheniy, свободный - (Дата обращения 01.07.2018)

5. Мерседес-Бенц в Москве 1973-го [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cccp.livejournal.com/74603.html, свободный. - (Дата обращения 01.07.2018)

6. Реклама в СССР - смеяться или все же плакать? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ochendaje.livejournal.com/201777.html, свободный. - (Дата обращения 01.07.2018)

7. Сканы журнала Новые товары №3/1980 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cccp.livejournal.com/42094.html, свободный. - (Дата обращения 01.07.2018)

8. Хильгер Густав, Мейер Альфред. Россия и Германия. Союзники или враги?: Центрполиграф, 2011, 413 с.

9. Цены на продукты и товары в СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stena.ee/blog/tseny-na-produkty-i-tovary-v-sssr, свободный. - (Дата обращения 01.07.2018)

10. Pavel Lokshin. Deutsche Pseudomarken in Russland. Liebesgrüße aus Düsseldorf // Spiegel Online. 2014. URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/unternehmen/made-in-germany-deutsche-pseudomarken-in-russland-a-1007512.html (Дата обращения 01.07.2018)

© Вагнер Е.В., 2018

1 13 }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.