Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ДР КОНГО С ПОЗИЦИИ КОНФЛИКТНОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА РАЛЬФА ДАРЕНДОРФА'

ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ДР КОНГО С ПОЗИЦИИ КОНФЛИКТНОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА РАЛЬФА ДАРЕНДОРФА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
218
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Society and Security Insights
ВАК
Ключевые слова
КОНГО / ДРК / МИРОТВОРЧЕСТВО / КОНФЛИКТ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ИНТЕРЕСЫ / УРЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Труфанов Глеб Алексеевич

Вопрос изучения сущности конфликта как процесса в разрезе современных политических исследований ставит вопрос о применении междисциплинарного метода, основанного на синтезе парадигм и подходов. Актуальность исследования обуславливается необходимостью анализа конфликта в данном регионе в свете релевантности оценки стратегий поддержания в регионах с политической и военной нестабильностью в Африке. Научная новизна исследования обуславливается отсутствием попыток анализа перспектив урегулирования конфликта в Демократической Республике Конго (ДРК) в рамках конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа, как базиса для выстраивания концепта урегулирования конфликта в ДРК. Целью данного исследования является рассмотрение сущностных параметров конфликтного процесса в ДРК, данный конфликт является самоконституирующим и одним из самых кровопролитных в истории независимых африканских государств, осложняемый огромным количеством участников конфликта на разных его этапах. Основной проблемой для решения была выбрана необходимость оценки процедуры урегулирования конфликтных противоречий в ДРК и возможности снижения присутствия насильственного компонента во взаимодействии, а также была проанализирована роль социально-политических институтов общества, которые могли бы благоприятно выступать в роли институтов миростроительства и принуждения к миру, с не теряющей актуальности деятельности МООНДРК и ООН в целом. Основным результатом исследования выступает выработка концепции урегулирования конфликтов в ДРК, построенная на теории социального конфликта Ральфа Дарендорфа. Автор приходит к выводу, что редукция насилия в конфликте в ДРК и урегулирование конфликта в данном регионе возможны лишь при должном методологическом и теоретическом обеспечении процесса миростроительства. Также автор подчеркивает важность повышения темпа развития армии и полиции в ДРК, важность воздействия международных акторов в урегулировании конфликта через авторитет, а не через прямую интервенцию в конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CONFLICT REGULATION IN THE DR CONGO FROM THE PERSPECTIVE OF RALPH DARENDORFF'S CONCEPT OF CONFLICT REGULATION

The question of studying the essence of conflict as a process in the context of modern political studies raises the question of applying a new method - an interdisciplinary one based on the synthesis of paradigms and approaches. The relevance of the study is determined by the need to analyze the conflict in this region in the light of the relevance of assessing support strategies in regions with political and military instability in Africa. The purpose of this study is to consider the essential parameters of the conflict process in the DRC, this conflict process is constitutional and one of the bloodiest in the history of independent African states, complicated by a huge number of participants in the conflict at different stages. It is also necessary to analyze the role of the so-called managers in the conflict in the context of the essential transition and political transformation of the Congo after 1960 and the acquisition of formal independence against the background of the continuing expansion of Western corporations into the economic sector of the DRC. The main problem to solve was the need to assess the procedure for resolving conflict contradictions in the DRC and the possibility of reducing the presence of a violent component in the interaction, and the role of socio-political institutions of society that could favorably act as institutions for peace-building and peace enforcement, with the activities of MONUC and the UN as a whole not losing relevance. The main result of the research is the development of the concept of conflict resolution in the DRC, based on the theory of social conflict by R. Darendorf. The author comes to the conclusion that the reduction of violence in the conflict in the DRC and the settlement of the conflict in this region are possible only with proper methodological and theoretical support for the peace-building process. The author also emphasizes the importance of increasing the pace of development of the army and police in the DRC, the importance of the influence of international actors in resolving the conflict through authority, and not through direct intervention in the conflict.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ДР КОНГО С ПОЗИЦИИ КОНФЛИКТНОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА РАЛЬФА ДАРЕНДОРФА»

УДК 316.48

ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В ДР КОНГО С ПОЗИЦИИ КОНФЛИКТНОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА РАЛЬФА ДАРЕНДОРФА

Г.А. Труфанов

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: valentinothedoctor123@gmail.com

DOI: 10.14258^(2021)2-04

Вопрос изучения сущности конфликта как процесса в разрезе современных политических исследований ставит вопрос о применении междисциплинарного метода, основанного на синтезе парадигм и подходов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа конфликта в данном регионе в свете релевантности оценки стратегий поддержания в регионах с политической и военной нестабильностью в Африке. Научная новизна исследования обусловлена отсутствием попыток анализа перспектив урегулирования конфликта в Демократической Республике Конго (ДРК) в рамках конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа, как базиса для выстраивания концепта урегулирования конфликта в ДРК. Целью работы является рассмотрение сущностных параметров конфликтного процесса в ДРК, данный конфликт является самоконституирующим и одним из самых кровопролитных в истории независимых африканских государств, он осложняется огромным количеством участников конфликта на разных его этапах. Основной проблемой для решения была выбрана необходимость оценки процедуры урегулирования конфликтных противоречий в ДРК и возможности снижения присутствия насильственного компонента во взаимодействии, а также была проанализирована роль социально-политических институтов общества, которые могли бы благоприятно выступать в роли институтов миростроительства и принуждения к миру, с не теряющей актуальности деятельностью МООНДРК и ООН в целом. Основным результатом исследования выступает выработка концепции урегулирования конфликтов в ДРК, построенная на теории социального конфликта Ральфа Дарендорфа. Автор приходит к выводу, что редукция насилия в конфликте в ДРК и урегулирование конфликта в данном регионе возможны лишь при должном методологическом и теоретическом обеспечении процесса миростроительства. Подчеркивается также важность повышения темпа развития армии и полиции в ДРК, важность воздействия международных акторов в урегулировании конфликта через авторитет, а не через прямую интервенцию в конфликт.

Ключевые слова: Конго, ДРК, миротворчество, конфликт, противоречия, интересы, урегулирование, конфликтология

THE PROBLEM OF CONFLICT REGULATION IN THE DR CONGO FROM THE PERSPECTIVE OF RALPH DARENDORFF'S CONCEPT OF CONFLICT REGULATION

G.A. Trufanov

St. Petersburg state university, St. Petersburg, Russia, e-mail: valentinothedoctor123@gmail.com

The question of studying the essence of conflict as a process in the context of modern political studies raises the question of applying a new method - an interdisciplinary one based on the synthesis of paradigms and approaches. The relevance of the study is determined by the need to analyze the conflict in this region in the light of the relevance of assessing support strategies in regions with political and military instability in Africa. The purpose of this study is to consider the essential parameters of the conflict process in the DRC, this conflict process is constitutional and one of the bloodiest in the history of independent African states, complicated by a huge number of participants in the conflict at different stages. It is also necessary to analyze the role of the so-called managers in the conflict in the context of the essential transition and political transformation of the Congo after 1960 and the acquisition of formal independence against the background of the continuing expansion of Western corporations into the economic sector of the DRC. The main problem to solve was the need to assess the procedure for resolving conflict contradictions in the DRC and the possibility of reducing the presence of a violent component in the interaction, and the role of socio-political institutions of society that could favorably act as institutions for peace-building and peace enforcement, with the activities of MONUC and the UN as a whole not losing relevance. The main result of the research is the development of the concept of conflict resolution in the DRC, based on the theory of social conflict by R. Darendorf. The author comes to the conclusion that the reduction of violence in the conflict in the DRC and the settlement of the conflict in this region are possible only with proper methodological and theoretical support for the peace-building process. The author also emphasizes the importance of increasing the pace of development of the army and police in the DRC, the importance of the influence of international actors in resolving the conflict through authority, and not through direct intervention in the conflict.

Keywords: Congo, democratic Republic of Congo, peacekeeping, conflict, contradictions, interests, resolving, conflict

Введение

В данной работе авторы отразили современный взгляд на проблему конституированного конфликта в ДРК. Ее разработкой в отечественной науке занимались такие известные отечественные специалисты, как Г.М. Сидорова (2012, 2013, 2019), И. Евдокимов (2015). В зарубежной научной среде авторитетными специалистами

по данной тематике являются Т. Виркулон (Vircoulon, 2009), а также К. Намангале (Namangale, 2015) и П. Эббот (Abbot, 2014). Огромное количество докладов, резолюций, материалов «полевой» деятельности контингента ООН в ДРК предоставляет доступ к информации о реальном состоянии дел в данном регионе. Анализ конголезской проблемы, предложенный в данной работе, отличается от предыдущих попыток осмысления этого вопроса в первую очередь сущностью и новаторством подхода к изучению проблемы (междисциплинарность, синтез и обобщение знания из разных областей), позволяющего рассмотреть проблему с разных позиций. Актуальность исследования обусловливается постоянно возрастающими рисками, связанными с необходимость поиска и имплементации эффективных инструментов урегулирования и диагностики конфликта в регионах с политической и военной нестабильностью. Основной целью данного исследования выступает рассмотрение ключевых параметров конфликтных процессов в ДРК. Эти процессы представляются самоконституирующимися, осложненными развитием по горизонтали вкупе с расширением круга групп интересов, включаемых в круг сторон и оппонентов. Основной проблемой для решения в данном исследовании была выдвинута разработка концепции конфликтологической теоретизации процессов урегулирования конфликта в ДРК на основе модели конфликта Ральфа Дарендорфа. Была проанализирована роль социально-политических институтов общества, служащих в качестве позитивных элементов процессов урегулирования конфликта. Основным результатом исследования выступает построение концепции урегулирования конфликта в ДРК, разработанной на основе теории социального конфликта Ральфа Дарендорфа. Автор приходит к выводу, что редукция насилия в конфликте в ДРК и урегулирование конфликта в данном регионе возможны лишь при должном конфликтологическом методологическом и теоретическом обеспечении процесса ми-ростроительства. Необходимо продолжение реформирования армии и полиции в ДРК, утверждение их как инструментов урегулирования конфликта; необходимо управление конфликтом в ДРК со стороны международных организаций через их авторитет, экспертное мнение, супервизию, построение эффективных кооперативных отношений с властями ДРК, а не через прямую интервенцию в конфликтный процесс.

Конфликтное взаимодействие с высокой концентрацией насилия в ДРК.

Надо понимать, что оно конституировано, и редукция насилия в конфликте возможна лишь при его правильном урегулировании (Абгаджава, Петрова, 2018; Аб-гаджава, 2014). В этом отношении мы будем отталкиваться от концепции конфликта Ральфа Дарендорфа. Основным интересующим нас моментом является тезис о невозможности разрешения конфликта, так как базовые противоречия, лежащие в основании конфликта в ДРК, а именно экономические факторы, как первооснова интервенции в конфликт крупных корпораций, иностранных государств, огромное количество НВФ не могут быть сняты как детерминанты. В данном случае конфликт можно трактовать как столкновение антагонистически непримиримых интересов социальных групп. Представитель позитивно-функциональной теории конфликта Льюис Козер дал следующее определение социальному конфликту в «Функциях со-

циального конфликта»: социальный конфликт — это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников (Coser, 1956: 8-16). Отсюда становится ясно, что социальный конфликт несет в себе агональный аспект, он всегда является неким состязанием за наиболее полное удовлетворение своих потребностей, но не всегда интересы отдельно взятого индивида способны сочетаться с интересами общества, социальных групп и т.д. Необходимо принимать во внимание, что конфликт — это всегда способ негативного взаимодействия, характеризующийся наличием у субъектов интеракции установки на борьбу (Стребков, 2009; Стребков, Ал-даганов, Газимагомедов, 2013). Льюис Крисберг отмечал, что необходимо рассматривать конфликт не как изолированную от реальности структуру, но как часть контекста реальности, зачастую оказывающую влияние на окружающую среду (Krisberg, 1973:10-17). Разрешить конфликт — это значит осуществить такое воздействие на детерминанты противоречий, которое прекратит их фактическое существование и не позволит им возникнуть вновь; речь здесь о причинах и их проявлениях в виде спорных проблем, но никак не о проявлениях конфликта. Разрешение с позиции Дарендорфа есть несостоятельный концепт. Таким образом, остается два основных способа влияния на конфликт. Первый способ — подавление конфликта. В случае с политическим конфликтом этот способ — уничтожение артикуляции интересов оппозицией или частичное удовлетворение ее интересов с последующим исполнением этих интересов в поле практики. Да, насильственные формы проявления конфликтных противоречий будут протекать скрытно и их мимикрия и частичное уничтожение оппозиции не дадут результата в долговременной перспективе, режим Мобуту продемонстрировал варианты подавления политического конфликта с оппозицией путем включения оппозиционеров в коррупционную сеть, но такое подавление все равно не позволило режиму Мобуту держаться вечно, поэтому можно понять, что подавление неэффективно в плане монументальности и длительности результата. Учитывая же особенности генезиса политического процесса ДРК, такие как затруднения в коммуникации внутри страны, трайбализм, роль вооруженных сил и их слабую готовность и оснащенность, силу НВФ, можно прийти к выводу что причины слишком фундаментальны, чтобы измерить их во временном отношении, они должны быть измерены в культурном: т.е. должна быть признана их «инаковость» и особенность и невозможность их самоизживае-мости и ликвидации извне путем воздействия на причины споров (Darendorph, 1959: 223-230). Подобные идеалистические модели здесь результата не возымеют. Поэтому в случае с ДРК необходимо заявить об урегулировании конфликта — как методе, имеющем реальную теоретическую силу для воздействия на конфликтное взаимодействие. Данный метод нацелен на проявления конфликтного взаимодействия и предполагает длительное существование противоречий, которое невозможно снять в одночасье (Darendorph, 1959: 223-230). Стоит отметить, что для достижения эффективности урегулирования конфликта по Дарендорфу необходимо соблюдение как минимум трех факторов. Во-первых, стороны должны осознать неизбежность и реальность своих взаимных притязаний в конфликте вкупе с за-

конностью мотивов оппонента. Речь идет не о том, что содержание интересов оппонента должно осознаваться как справедливое, но справедливое и закономерное в плане природы самого притязания и наличия своего интереса в конфликте: признание реалистичности конфликта обеими сторонами как неизбежного наличия проблемы и права на достижение своих целей в конфликте, изложения своей позиции в многостороннем диалоге. Нельзя делать избыточный упор и на общность целей, в случае с ДРК этот аспект приведет к дезинтеграции и саморазрушению коалиций правительственных сил и чрезмерному потаканию интересам НВФ, чего нельзя допускать, надо осознавать «демаркационные линии в конфликте». Во-вторых, необходимо достижение институализации групп интересов — организация, в данном случае на примере НВФ. Организация означает структурирование коалиций сторон с целью взаимно продуктивной артикуляции и формирования проблемных вопросов, подлежащих обсуждению, а значит, урегулированию. Согласно позиции Льюиса Козера, описанной в «Функциях социального конфликта», формирование групп приведет к эффективному диалогу и более четкому осознанию своих целей в конфликте, для огромного количества НВФ данный момент является довольно спорным, так как сама их природа не подразумевает структурированности и организации в коалициях с друг другом. Об их уничтожении не идет речи, так как сами социальные причины порождают их (BBC, 2021; Harper, 2021). Но осуществляется правовое и экономически санкционное воздействие международных сил, таких как ООН и коалиции иностранных государств, включенных в миротворческую деятельность на территории ДРК, на их бенефициаров — экспортеров полезных ископаемых, покупателей, транспортеров и т.д., иными словами, воздействие на источник материального благополучия. Воздействие заключается в сужении каналов незаконного или нежелательного экспорта до узкого ряда компаний, данный момент позволит поставить НВФ перед лицом единой для них всех опасности. К. Маркс считал, что единство и универсальность страданий приводит к интеграции классов, то же самое справедливо и применительно к НВФ, ведь их интеграция, как элемент создания вынужденной коалиции, приведет к их структуризации в условиях «выживания» — отсюда возможность их более широкого коалиционного представления в рамках диалога с правительственными силами. И третий, самый главный момент урегулирования конфликта представляет собой формализацию процедурного процесса и выбор формы роли третьей стороны в урегулировании конфликта. Процедурные правила включают в себя процедурные ограничения во взаимодействии субъектов, влияющие на форму протекания процессов урегулирования без влияния на сам исход урегулирования. Такими процедурными ограничениями могут являться установление времени и места переговоров, нейтральность территории, на которой будет происходить процесс урегулирования, статус участия третьей стороны и т.д. Такие правила помогают институализировать процедуру урегулирования, сделать ее максимально конструктивной и рациональной, снизить влияние эмоционального фона и аффектов. Касательно же формы урегулирования конфликта в целях редукции насильственного компонента — здесь стоит обратиться к Керру, которого цитировал Дарендорф в своей работе «Классы»: примирение, посредниче-

ство и арбитраж как наиболее эффективные формы. Что с практической точки зрения из этих трех форм наиболее предпочтительно в условиях протекания конфликтов в ДРК? Учитывая культурные аспекты, этническое многообразие, можно прийти к выводу, что примирение — вариант, наиболее затруднительный при работе с ру-тинизированным конфликтом в условиях столь масштабной этнической и языковой диверсификации, а также в условиях трайбализма и коррупции. Поэтому участие третьей стороны (посредничество и арбитраж) представляется как наиболее эффективная форма управления в конфликте в условиях ДРК. То же справедливо и для переговоров при участии третьей стороны, как организатора и авторитетного супервайзера всего процедурного процесса, выбора нейтральной территории, выработки нормативных организационных документов, сопроводителя переговоров на всех стадиях и помощника в составлении итоговых документов по соглашениям и гаранта их исполнения. Таким образом, авторитет и сила принуждения третьей стороны поможет преодолеть сопротивление при урегулировании конфликта, а ресурсная и нормативная база поможет удержать намеченный курс и укрепить прочность соглашений. Так, ООН посредством МООНСДРК воздействует и воздействовала на НВФ не через силу оружия в первую очередь, а через авторитет, а сама ООН в совокупности всех своих подведомств и мандатов выступала как гарант исполнения обязательств сторонами. Упорядоченность и институализированность отношений снимает остроту и редуцирует компонент насилия в конфликте. Причины конфликта, которые самоконституировались, изжить и ликвидировать невозможно, можно эффективно урегулировать конфликт и воздействовать на его проявления, делая его при этом инструментом социального прогресса. Важно определить форму участия ДРК как государства в данном процессе. Основными стратегиями поведения, по Кеннету Томасу, здесь могут быть сотрудничество, компромисс, консенсус. ДРК следует транслировать свой авторитет в мирном процессе и быть готовой на некоторые уступки, но нельзя демонстрировать нерешительность, слабость, отклонения от центрального курса в урегулировании проблемы. Авторитет и сила поддержки мирового сообщества — помощники ДРК.

Заключение

Проблема анализа самоконституирующихся конфликтов в ДРК уже разрабатывалась отечественными исследователями, пытавшимися дать конструктивный ответ на вопрос о природе конфликтов в ДРК, отмечавших релевантность усилий МООСНДРК по редукции насилия в Конго (Сидорова, 2012, 2013, 2019). Что делает работу с конфликтом возможной и продуктивной? Как возможно построить кооперативный и конструктивный процесс урегулирования конфликта в данном случае и что будет выступать его базисом? Ответ на данный вопрос лежит в пределах сущности кооперации (Crawford, 2017); (Ott, Lühe, 2018). Здесь, конечно же, важны два элемента — диалог и учет интереса оппонента в конкурентной борьбе. С построением конструктивного диалогового процесса все понятно, учет интереса оппонента ведет к продуктивности взаимодействия и преодоления этноцентризма, так развитого в ДРК. Это не слабость правительства, но залог будущей интеграции

в общество членов НВФ, более того, угроза потери всего только обострит сопротивление мятежников. Автор считает оптимальным решением разработку государственных социальных программ в сфере интеграции членов НВФ в общественную среду — сюда относится амнистия рядовым членам (не военным преступникам), возможность трудоустройства и т.д. Как можно в данном случае измерить величину конфликта? Первое, что стоит учитывать, — это огромный сектор государственной экономики в добывающей промышленности ДРК, в котором по-прежнему превалирующей силой являются иностранные гиганты и фирмы-посредники, делающие «грязный» в моральном отношении кобальт чистым и легальным. НВФ же могут являться инструментом конституирования и жизнеутверждения конфликта в ДРК, как инструменты социальной дезинтеграции. В каком отношении это выгодно иностранному капиталу? Как известно, ДРК еще с колониального периода своей истории была полем интереса для добывающих европейских корпораций, 1960 г. и обретение независимости в данном отношении мало что изменили. Конфликт выгоден для данной стороны как отвлекающий маневр для сокрытия эксплуатации, отчуждения. Легко все списать на войну и поствоенный период; разруха, воровство, бедность, патрон-клиентские отношения и бытовая коррупция — все это квинтэссенция застоя и инволюции, столь опасной для ДРК, но ведь трудно не согласиться, что это не всегда привнесено войной. Стоит обратить внимание на сущность классового родства в экономическом и иных отношениях населения и участников НВФ. Все эти люди находятся примерно на одном социальном уровне, а существует проблема бедности, отсутствия социальной мобильности.

Необходимо признать, что помощь в построении эффективных армии и полиции — неотъемлемая часть процесса урегулирования конфликта. Армия и полиция — важнейшие институты урегулирования конфликта в ДРК. Стоит отметить, что важным институтом интеграции многочисленных этносов ДРК и универсальным инструментом артикуляции интереса стабильности является католическая церковь ДРК, как авторитетный институт, понятный и доступный большинству. Церковные иерархи не раз доказывали свою способность влиять на широкие массы, церковь способствует выстраиванию системы образования и дарит надежду людям в самых отдаленных территориях Конго, даже там, где правительство присутствует лишь номинально. Роль католической церкви Конго как института посредничества в переговорном процессе сложно переоценить. Примером тому является деятельность Аппо-линера Малу Малу, который выступал посредником в переговорном процессе между более чем 20 группировками на востоке страны в 2008 г. (Ма1асапа, 2007). Церковь — институт, стремящийся стать отправной точкой в интеграции, и от правильного отношения к ней зависит будущее процесса урегулирования конфликта. Какие основные проблемы и пути воздействия на них можно выделить в современных конголезских ВС? Проблема в данном случае — разрыв между текущей действительностью и желаемой. Основная проблема для армии ДРК — трайбализм, присущий в целом многим африканским странам, в случае с ВС это выражается в кумовстве и несправедливом и нелегальном распределении руководящих и иных должностей и хищении средств и имущества. Вторая немаловажная проблема — маленькие зарплаты и пенсии, что

соответственно ведет к злоупотреблению служебным положением, а отсюда и к нарушению прав человека — воровству, насилию. Следующий момент — техническая не-дооснащенность ВС и полиции. Например, на 2018 г. парк танков состоит в основном из старых советских машин типа Т-64 и китайских Тип 59 (International Security Sector Advisory Team, 2020). Заторможенность в развитии ВС в Африке в принципе связана с госпереворотами, нежеланием делать армию сильной, дабы избежать сильного оппонента в случае следующего переворота. Еще одним моментом является процветающий рутинизированный анимизм, вера в сверхъестественные силы, которые якобы готовы защитить солдат от пуль или сделают их невидимыми; это не раз приводило к краху в боевых операциях в прошлом, даже со времен осады Стэнливилля ситуация далеко не ушла. Также было распространено дезертирство, да и вообще отсутствие дисциплины и понимания того, что есть служба. Были попытки модернизации армии, примером тому стали дни стратегического планирования в 2003 г., когда была сделана попытка размещения контингентов ВС и полиции ДРК на местах, а также высказан постулат о наверстывании отставания между внутриполитическими институтами и постановлениями правительства. В августе 2011 г. был ратифицирован закон, коренным образом изменивший сущность ВС ДРК: закон о ВС ДРК — правовой фундамент и регламентация правовых отношений в ВС как контрактной армии. Стоит отметить, что данный закон стал платформой для преодоления в ВС таких нарушений прав человека, как насильственное рекрутирование детей, грабеж, сексуальное насилие, которое стало рутинизированным для ВС (Van der Lijn, Glawion, De Zwaan, 2019; International Security Sector Advisory Team, 2020). К разладу в дисциплине и в самом «здании армии» можно отнести участие военнослужащих в бандформированиях и контрабанде ресурсов. Выход в данном случае заключается в переоснащении и диверсификации этнического состава армии, установлении ее развития как института урегулирования конфликта и поддержания мира. Трайбализм, недостаточная оснащенность и подготовка — основные проблемы армии ВС. Здесь открывается огромный плацдарм для сотрудничества между Российской Федерацией и ДРК. В целом общая картина продуктивности полицейских сил и армии улучшается, продуктивность и профессионализм растет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Абгаджава Д.А. Идеология и воспроизводство социально-политического порядка. Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения, 2014, No 3, 29-35.

Абгаджава Д.А., Петрова Н.В. Насилие и конфликт в межкультурном взаимодействии. Вестник СПбГУ Философия и конфликтология, 2018, No 3, 402-413. doi: 10.21638/11701/spbu17.2018.308

Евдокимов И. Демократическая Республика Конго: «сердце Африки» — страна Па-триса Лумумбы. К 55-летию установления дипломатических отношений. Международная жизнь, 2015, No 6. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1313 (дата обращения 17.02.2021).

Сидорова Г.М. Кто виноват в нестабильности Демократической Республики Конго? Вестник МГИМО, 2014, 6 (39), 29-36.

Сидорова Г.М. Политическая оппозиция в Демократической Республике Конго: акторы, ресурсы и стратегии борьбы. Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 2019, No 3, 36-43. doi: 10.17072/2218-1067-2019-3-36-43

Сидорова Г. М. Проблема безопасности и реформы армии Демократической Республики Конго. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2013, 3-2, 171-182.

Сидорова Г.М. Проблема миротворчества в условиях обострения конфликтов в Демократической Республике Конго. Научный диалог, 2012, No 9, 75-90.

Стребков А.И. Конфликтология в культурном и образовательном пространстве России. В кн: Конфликтология для XXI века: наука — образование — практика. Т. 1. СПб: Философский факультет СПбГУ, 2009. С. 415-421. doi 10.31312/978-5-60431661-0

Стребков А.И., Алдаганов М.М., Газимагомедов Г.Г. Российская конфликтология между настоящим и прошлым. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, 2013, No 1, 66-76.

Abbot P. Modern African wars. Osprey publishing, Oxford, 2014, No. 4. pp 3-16.

Congolese Army Military equipment and vehicle Democratic Republic of the Congo. URL: https://www.armyrecognition.com/democratic_republic_congo_rdc_army_uk/republic_ democratic_congo_congolese_army_land_ground_forces_military_equipment_ armoured_vehicle_uk.html (дата обращения 17.02.2021).

Coser L. The functions of the social conflict. NYC: The free press, 1956.

Crawford A. Conflict-Sensitive Conservation in the Maiko-Tayna-Kahuzi-Biega Landscape: Conflict analysis. International Institute for Sustainable Development. IISD, 2017.

Darendorpf R. Class and class conflict in industrial society. Stanford university press. California, 1959.

DR Congo's mysterious metal monolith destroyed by mob. URL: https://www.bbc.com/ news/world-africa-56112310 (дата обращения 20.02.2021).

DRC: Transforming the Congolese Armed Forces. URL: https://issat.dcaf.ch/Learn/ Resource-Library2/Case-Studies/DRC-Transforming-the-Congolese-Armed-Forces (дата обращения 17.02.2021).

Harper M. Killings by rebels 'have doubled' in DR Congo. URL: https://www. bbc.com/news/topics/cvenzmgylgwt/democratic-republic-of-congo?ns_ mchannel=social&ns_source=twitter&ns_campaign=bbc_live&ns_linkname=601196 6554a69202e80dded6%26Killings%20by%20rebels%20%27have%20doubled%27%20 in%20DR%20Congo%262021-01-27T17%3A48%3A03.969Z&ns_fee=0&pinned_post_ locator=urn:asset:efe60fea-e9ff-4751-8947-b966c42d645a&pinned_post_asset_id=60119 66554a69202e80dded6&pinned_post_type=share (дата обращения 17.02.2021).

Harper M. Separatists target DR Congo army camps in mining hub. URL: https:// www.bbc.com/news/topics/cvenzmgylgwt/democratic-republic-of-congo?ns_

mchannel=social&ns_source=twitter&ns_campaign=bbc_live&ns_linkname=602933de f1296a02de3a9639%26Separatists%20target%20DR%20Congo%20army%20camps%20 in%20mining%20hub%262021-02-14T14%3A55%3A24.386Z&ns_fee=0&pinned_post_ locator=urn:asset:19698f85-8d6a-4d23-8ca0-6557d5a99360&pinned_post_asset_id=6029 33def1296a02de3a9639&pinned_post_type=share (дата обращения 20.02.2021).

International Security Sector Advisory Team. Police Reform Lessons from donor programming on accountability, demilitarization and representativeness of police institutions, 2020.

Krisberg L. Sociology of Social Conflict. N.Y.C, Prentice-Hall, 1973.

Malacaria D. We ask not to be abandoned. URL: http://www.30giorni.it/articoli_id_13531_ l3.htm (дата обращения 17.02.2021).

Namangale C. Dynamics of Conflict Management in the Democratic Republic of the Congo. PRISM, 2015, No 2, 72-83.

Ott L., Lühe U. Conflict Prevention: Connecting Policy and Practice. Swisspeace, 2018, No. 2, 7-13.

Van der lijn J., Glawion T., De Zwaan N. Towards legitimate stability in CAR and the DRC: external assumptions and local perspectives. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI), 2019.

Vircoulon T. Congo RDC: l'échec des faiseurs de paix. URL: https://www.liberation.fr/ planete/2009/02/06/congo-rdc-l-echec-des-faiseurs-de-paix_308130 (дата обращения 17.02.2021).

REFERENCES

Abgadzhava, D.A. (2014). Ideologiya i vosproizvodstvo social'no-politicheskogo poryadka [Ideology and creation of social-political order]. Bulletin of SPbGU. Political science. International relations, no 3, 29-35.

Abgadzhava, D.A, Petrova, N.V. (2018). Nasilie i konflikt v mezhkul'turnom vzaimodejstvi. [Violence and conflict on account of international cooperation]. Bulletin of SPbGU. Philosophy and conflictology, no 3, 402-413. doi: 10.21638/11701/spbu17.2018.308

Evdokimov, I. (2015). Demokraticheskaya Respublika Kongo: «serdce Afriki» — strana Patrisa Lumumby. K 55-letiyu ustanovleniya diplomaticheskih otnoshenij [DR Congo: the heart of Africa — the country of Patrice Lumumba. To the 55 anniversary of diplomatic relations]. The International Affairs, no. 6. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1313 (Accessed 17 February 2021).

Sidorova, G.M. (2014). Kto vinovat v nestabil'nosti Demokraticheskoj Respubliki Kongo? [Who is guilty for unstable situation in DR Congo?]. Bulletin of MGIMO, 6 (39), 29-36.

Sidorova, G.M. (2019). Politicheskaya oppoziciya v demokraticheskoj Respublike Kongo: aktory, resursy i strategii bor'by [Political opposition in DR Cong: actors, resources and strategies]. Bulletin of Perm university. Series: Political sciences, no 3, 36-43.

Sidorova, G.M. (2013). Problema bezopasnosti i reformy armii Demokraticheskoj Respubliki Kongo [The problem of safety and military reformation in DR Congo Kongo]. Scientific

diaries of Kazan university. Series Humanities, no 3-2, 75-90.

Sidorova, G.M. (2012). Problema mirotvorchestva v usloviyah obostreniya konfliktov v Demokraticheskoj Respublike Kongo [The problem of peacebuilding in situations of open conflicts in DR Congo]. Scientific dialog, no 9, 75-90.

Strebkov, A.I. (2009). Konfliktologiya v kul'turnom i obrazovatel'nom prostranstve Rossii [Conflictology in educational and cultural spaces of Russia]. Konfliktologiya dlyaXX veka: nauka — obrazovanie — praktika [Konfliktology for 21st century: science — education — praktice]. Vol. 1 (pp. 415-421). SPb.: Filosofskij fakul'tet SPbGU.

Strebkov, A.I, Aldaganov, M.M, Gazimagomedov, G.G. (2013). Rossijskaya konfliktologiya mezhdu nastoyashchim i proshlym [Russian conflictology between past and present]. Bulletin of SPbGU. Philosophy and Conflictology, no 1, 66-76.

Abbot, P. (2014). Modern African wars. Osprey publishing. Oxford.

Congolese Army Military equipment and vehicle Democratic Republic of the Congo. URL:https://www.armyrecognition.com/democratic_republic_congo_rdc_army_uk/re-public_democratic_congo_congolese_army_land_ground_forces_military_equipment_ armoured_vehicle_uk.html (accessed 17.02.2021).

Coser, L. (1956). The functions of the social conflict. NYC: The Free Press.

Crawford, A. (2017). Conflict-Sensitive Conservation in the Maiko-Tayna-Kahuzi-Biega Landscape: Conflict analysis. International Institute for Sustainable Development (IISD).

Darendorpf, R. (1959). Class and class conflict in industrial society. California: Stanford university press.

DR Congo's mysterious metal monolith destroyed by mob. URL: https://www.bbc.com/news/ world-africa-56112310 (accessed 20.02.2021).

DRC: Transforming the Congolese Armed Forces. URL: https://issat.dcaf.ch/Learn/Re-source-Library2/Case-Studies/DRC-Transforming-the Congolese-Armed-Forces (accessed 17.02.2021).

Harper, M. (2020). Killings by rebels 'have doubled' in DR Congo. URL: https://www. bbc.com/news/topics/cvenzmgylgwt/democratic-republic-of-congo?ns_mchannel=so-cial&ns_source=twitter&ns_campaign=bbc_live&ns_linkname=6011966554a69202e80d-ded6%26Killings%20by%20rebels%20%27have%20doubled%27%20in%20DR%20 Congo%262021-01-27T17%3A48%3A03.969Z&ns_fee = 0&pinned_post_lo-cator=urn:asset:efe60fea-e9ff-4751-8947-b966c42d645a&pinned_post_asset_ id=6011966554a69202e80dded6&pinned_post_type=share (accessed 17.02.2021).

Harper, M. (2020). Separatists target DR Congo army camps in mining hub. URL: https:// www.bbc.com/news/topics/cvenzmgylgwt/democratic-republic-of-congo?ns_mchan-nel=social&ns_source=twitter&ns_campaign=bbc_live&ns_linkname=602933de-f1296a02de3a9639%26Separatists%20target%20DR%20Congo%20army%20camps%20 in%20mining%20hub%262021-02-14T14%3A55%3A24.386Z&ns_fee=0&pinned_post_ locator=urn:asset:19698f85-8d6a-4d23-8ca0-6557d5a99360&pinned_post_asset_id=-602933def1296a02de3a9639&pinned_post_type=share (accessed 20.02.2021).

International Security Sector Advisory Team. (2020). Police Reform Lessons from donor programming on accountability, demilitarization and representativeness of police institutions.

Krisberg, L. (1973). Sociology of Social Conflict. N.Y, Prentice-Hall.

Malacaria, D. We ask not to be abandoned. URL: http://www.30giorni.it/articoli_id_13531_ l3.htm (accessed 17.02.2021).

Namangale, C. (2015). Dynamics of Conflict Management in the Democratic Republic of the Congo. PRISM, no 2, 72-83.

Ott, L., Lühe, U. (2018). Conflict Prevention: Connecting Policy and Practice. Swisspeace, no 2, 7-13.

Van der lijn, J., Glawion, T., De Zwaan, N. (2019). Towards legitimate stability in CAR and the DRC: external assumptions and local perspectives. Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI).

Vircoulon, T. (2009). Congo RDC : l'échec des faiseurs de paix. URL: https://www.hber-ation.fr/planete/2009/02/06/congo-rdc-l-echec-des-faiseurs-de-paix_308130 (accessed 17.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.