Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИЗМА'

ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРОБЛЕМЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ АГЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжова Ю.В.

Статья посвящена проблеме управления конкурентоспособностью, с которой сталкиваются предприятия, работающие на рынке туристических услуг, проблемы которых могут решаться предприятиями самостоятельно и которые только с помощью государства. Как именно экономический кризис повлиял на туристические предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MANAGING THE COMPETITIVENESS OF MICRO ENTERPRISES TOURISM

The article is devoted to the problem of competitiveness management faced by enterprises operating in the tourist services market, which problems can be solved by the enterprises independently, and which only with the help of the state. How exactly the economic crisis affected tourism enterprises.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИЗМА»

УДК 001.201

Рыжова Ю.В. студент 2 курса магистратуры Институт экономики финансов и бизнеса Башкирский государственный университет научный руководитель: Байкова Э.Р., к.э.н.

доцент

Российская федерация, г. Уфа ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация:

Статья посвящена проблеме управления конкурентоспособностью, с которой сталкиваются предприятия, работающие на рынке туристических услуг, проблемы которых могут решаться предприятиями самостоятельно и которые только с помощью государства. Как именно экономический кризис повлиял на туристические предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, туризм, микропредприятие, экономический кризис, проблемы, Башкортостан, туристический агент.

Ryzhova Y. V., student of 2nd year master student Institute of Economics Finance and business Bashkir state University Russian Federation, Ufa Supervisor: Baikova E. R. Candidate of economic Sciences, associate Professor THE PROBLEM OF MANAGING THE COMPETITIVENESS OF MICRO ENTERPRISES TOURISM

Annotation:

The article is devoted to the problem of competitiveness management faced by enterprises operating in the tourist services market, which problems can be solved by the enterprises independently, and which only with the help of the state. How exactly the economic crisis affected tourism enterprises.

Key words: competitiveness, tourism, microenterprise, economic crisis, problems, Bashkiria, a travel agent.

Прямым или косвенным образом экономический кризис затронул все секторы национальной экономики. В этой связи подтверждается актуальность технологий управления и маркетинга, направленных на создание возможностей, повышающих конкурентоспособность предприятия и повышающих его устойчивость к колебаниям внешней среды.

Наиболее уязвимыми в кризисный и пост кризисный периоды были микропредприятия. Это связано с их организационными и ограниченными ресурсами, и поэтому диапазон возможностей для развития и укрепления их собственной конкурентоспособности довольно узкий.

Для микропредприятий туризма нынешний экономический кризис проявляется, прежде всего, в снижении потребительского спроса, что является причиной падения объемов продаж. Ситуация на рынке, в которой

работают современные микропредприятия туризма, осложняется тем, что глобальный экономический кризис совпал с отраслевым кризисом в период времени. Поэтому даже эффективный микро-бизнес вынужден не столько развиваться, сколько выживать. Это происходит на фоне растущего числа вновь открытых туристических агентств. Таким образом, конкуренция, включая недобросовестность, растет, а микропредприятиям все труднее оставаться всиле376.

Опыт развитых стран показал, что маркетинг является эффективной концепцией управления для любого предприятия, независимо от собственности и промышленности.

Несмотря на высокую рыночную мобильность микропредприятий, маркетинг как управленческая функция недостаточно развита на них, что объясняется ограниченными ресурсами и организационными ограничениями микропредприятий. Микропредприятия туризма, такие как, например, туристические агенты, практически не проводят маркетинговые исследования - это обычно делают туристы, которые определяют условия работы на туристическом рынке того или иного региона.

Основные особенности управления микропредприятием туризма можно резюмировать следующим образом:

1. Туристическое агентство поощряет продвижение продукта туроператора по ценам, установленным оператором, и получает за него комиссию. Он не устанавливает цены на туристические услуги, поэтому скидки, которые агентство пытается привлечь клиента во время кризиса, могут предоставляться только за счет собственной комиссии. Этот факт существенно ограничивает способность агентства использовать такой мощный инструмент конкурентоспособности, как цена.

2. Туроператор не создает продукт, а продвигает его на рынок, таким образом, объективно не может нести ответственность за качество услуги, которая будет предоставляться потребителю, ответственность должна быть возложена на оператора. Тем не менее, практика российского законодательства показывает обратное. Принятый закон «Об основах туризма», к сожалению, не получил приоритета на практике, и суды по-прежнему руководствуются в основном законом «О защите прав потребителей», а требования предъявляются микропредприятиям. Поэтому можно утверждать, что деятельность туристического агентства содержит элемент риска, что подразумевает следующую особенность управления микропредприятиями туризма377.

3. Критическое значение профессионализма персонала. Квалифицированный менеджер по туризму должен иметь возможность не только продавать тур, но и предотвращать или с минимальными потерями разрешать возникающие конфликтные ситуации. Вы должны быть не только

376Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник -2-е издание - М.: Аспект Пресс, 2016. - 470 с.

377Аронова В. В. Инновационно-проектный подход к управлению изменениями в маркетинговой деятельности на предприятии // Управление проектами и развитие производства. - №2. - 2017. - 8 с.

профессионалом в области туризма, но и хорошо ориентироваться в вопросах психологии, чтобы иметь возможность найти клиента именно такого праздника, который он будет доволен. Следует помнить, что оценка клиентом качества получаемых туристических услуг в большинстве случаев является субъективной. Кроме того, необходим достаточный профессиональный опыт для своевременного признания так называемых «профессиональных туристов» - тех, кто зарабатывает в судебных процессах с туристическими агентствами.

Кроме того, мы не должны забывать, что туризм - это очень персонализированный бизнес, клиенты доверяют конкретным менеджерам, и это один из факторов риска: при выходе из компании опытный менеджер обычно занимает значительную часть клиентов.

4. Специфика туристского продукта также определяет особенности работы с ним.

5. Высокий уровень лояльности клиентов к туристическому агентству.

Основная задача туристического агентства - создать собственную

клиентскую базу. Известное правило «Лучшая реклама - довольный клиент» очень хорошо подходит для работы туристического агентства. Это означает, что клиенты, которые довольны обслуживанием, не склонны менять турагента и будут продолжать связываться с менеджером, чей профессионализм им доверяет. Таким образом, туристическое агентство имеет круг постоянных клиентов и, как правило, руководствуется им.

Согласно «Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года», целью развития индустрии туризма является формирование современного, эффективного и конкурентоспособного туристического рынка, который предоставляет широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, увеличения занятости и уровня доходов.

Однако, имея высокий туристический потенциал, роль и значение России в международной индустрии туризма недооцениваются. По данным Всемирного экономического форума, Российская Федерация занимает 59-е место в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристическом секторе, но природным ресурсам России присвоен 5-й рейтинг, объекты историко-культурного наследия - 9-й рейтинг. По результатам исследований ВТО Россия имеет возможность получать до сорока миллионов иностранных туристов в год. На практике для десяти российских туристов, выезжающих за рубеж, в Россию приезжает только один иностранный гражданин378.

Причиной активного обсуждения и развития индустрии туризма является серия банкротств довольно крупных туроператоров. Только с июля по 16 сентября туристические компании и 20 юридических лиц покинули туристический рынок в России. Для сравнения - за последние четыре года 35

378Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - М.: Дашков, 2016. - 366 с.

туристических компаний прекратили свою деятельность.

По аналогии со всероссийским туристским рынком число граждан, покидающих Башкирию, значительно превышает входной поток.

Как и в большинстве регионов России, в Башкирии нет конкретной концепции туризма и стратегии развития. Высокий туристический потенциал, недостаточно используемый туроператорами в регионе. По мнению экспертов, основными причинами являются низкий уровень развития индустрии туризма и неясность региона из-за закрытого региона для российских и иностранных граждан до 1991 года.

Наибольшую долю на туристическом рынке Башкирии занимают деловые, круизные, медико-рекреационные и познавательные виды туризма. Традиционно доминирует когнитивный туризм, так называемая экскурсия, ресурсом которой является богатейшее культурное наследие и большое количество ремесел и ремесел. Башкирия занимает лидирующие позиции в России по количеству ремесел и ремесел. Поэтому эти два направления туризма активно используются и поддерживаются на региональном и федеральном уровнях.

Популярные и перспективные направления туризма в Башкирии - это событие и приключенческий туризм.

Общая оценка ситуации во внешней среде Башкирии показывает, что этот вид бизнеса имеет перспективы развития, остается прибыльным, но отрасль находится в стадии зрелости. Поэтому компаниям, работающим на рынке туристических услуг, трудно надеяться на возможность оторваться от конкурентов, конкуренция в отрасли находится на очень высоком уровне, поэтому им необходимо подумать о диверсификации своей деятельности.В 2017 году пассажирок поток туристов в Башкирии увеличился до 1,7 млн.

379

чел379.

Число иностранных туристов, В 2018 году вырастет в два раза - до 120 тыс. человек". По данным в 2017 году турпоток в республике увеличился по сравнению с 2016 годом на 25%, превысив 1,4 млн туристов (без учета неорганизованных туристов), в числе которых 67 тыс. иностранных туристов.

Наиболее вероятным драйвером роста показателя в этом году может стать поток туристов из Китая. «Интерес (у туристов из Китая к Башкирии -ИФ) очень большой. Пока удовлетворить его достаточно сложно из-за отсутствия прямого чартерного рейса».

Ведомство инициирует разработку специальных маршрутов из Китая в Россию, в рамках которого Уфа выступит «распределительным турцентром», «точкой входа» с двухдневным пребыванием туристов в Уфе и последующим направлением в другие субъекты РФ.

В настоящее время рассматривается вопрос о включении Башкирии в перечень объектов посещения в рамках большого "Красного маршрута" -

379Электронный ресурс. Режим доступа. http://tourism. interfax. гц/гц/news/ (09.01.2018)

одного из самых популярных направлений внутри Китая, связанного с историческим прошлым, идеологией: туристы посещают памятные места, связанные с жизнью советских коммунистических лидеров и революционным прошлым.

Как говорят китайские туристы, особенно интересен среди пожилых людей в местах, связанных с революционными событиями 1917 года. «В 2016 году началось развитие туристического бренда Башкортостана.

Оценка результатов 2016-2017 гг. власти Башкирии подписали межрегиональные соглашения о запуске пассажирского поезда «Дневной экспресс» по маршруту Уфа-Самара-Саратов, развитие межрегиональных железнодорожных туристических маршрутов между Уфой и Казани, сотрудничество в туризме и информационное сопровождение федерального маршрута », Великий Волжский маршрут »(в который вошли туристические маршруты Самара - Уфа - Оренбург, Самара - Уфа - Пермь).

Кроме того, с прошлого года в 2017 году в Уфе действует многофункциональный туристический информационный центр, способствующий развитию туристического кластера «Уфа», взаимодействие с партнерами по инфраструктуре (аэропорт, железнодорожный транспорт, гостиницы).

По подсчетам, сумма налоговых поступлений от субъектов туристической отрасли в консолидированном бюджете региона в прошлом году увеличилась на 11% - до 769 миллионов рублей.

И это только прямой эффект - туризм, санаторий и здоровье, гостиничные услуги, без учета таких смежных отраслей, как транспорт, общественное питание, оптовая и розничная торговля, реклама, страховой сектор.

Объем оказанных платных услуг населению в туристическом секторе составил 17,3 млрд. Рублей, что на 13,7% больше, чем в 2016 году, гостиничных услуг и аналогичных объектов размещения - 6,2 млрд. Рублей (или 129% к 2020 году по фактическим ценам). санаторий и медицинские услуги - 5,1 млрд рублей (109,2% к 2016 году).

Из анализа конкурентоспособности следует, что у Башкирии есть преимущества с точки зрения удовлетворенности клиентов, цен и качества предоставляемых услуг. Однако он теряет с точки зрения доступа к новым клиентам, для удовлетворения всех требований клиентов и имеет меньше деловых связей с внешней средой.

Использованные источники:

1. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник 2-го издания -Москва: Аспект Пресс, 2016. - 470 с.

2. Аронова В. В. Инновационно-проектный подход к управлению изменениями в маркетинговой деятельности на предприятии // Управление проектами и развитие производства. - №2. - 2017. - 8 стр.

3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма - R / on-Don: Phoenix, 2017. -252 с.

4. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - Москва: Дашков, 2016. -366 с.

5. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. - Москва: Экономпресс, 2016. - 400 с.

6. Электронный ресурс. Режим доступа. http://tourism.interfax.ru/ru/news/ (09.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.