Научная статья на тему 'Проблема укрепления дисциплины и воспитания нижних чинов военного флота России в 1905-1914 гг. В периодической печати и военной литературе того времени'

Проблема укрепления дисциплины и воспитания нижних чинов военного флота России в 1905-1914 гг. В периодической печати и военной литературе того времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное воспитание / военно-морской офицер / морское духовенство / нижний чин флота

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горелов Владимир Витальевич

Рассматривается проблема воспитания и укрепления дисциплины на российском флоте в 1905-1914 гг. Исследуются взаимоотношения духовенства и морского офицерства. Анализируется участие священников и офицеров флота в процессе воспитания нижних чинов, результаты деятельности первых и отношение самих офицеров к проблемам военно-патриотического воспитания матросов, по материалам периодики и военной литературы изучаемой эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Горелов Владимир Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема укрепления дисциплины и воспитания нижних чинов военного флота России в 1905-1914 гг. В периодической печати и военной литературе того времени»

УДК 355.13:359 + 94(47).083»1905/1914»

ББК 63.3(2)52+68.4

Горелов В.В.

проблема укрепления дисциплины и ВОСПИТАНИЯ нижних чинов ВОЕННОГО ФЛОТА России В 1905-1914 гг. В периодической печати и ВОЕннОй ЛиТЕРАТУРЕ ТОГО времени

Рассматривается проблема воспитания и укрепления дисциплины на российском флоте в 1905-1914 гг. Исследуются взаимоотношения духовенства и морского офицерства. Анализируется участие священников и офицеров флота в процессе воспитания нижних чинов, результаты деятельности первых и отношение самих офицеров к проблемам военно-патриотического воспитания матросов, по материалам периодики и военной литературы изучаемой эпохи.

Ключевые слова:

военное воспитание, военно-морской офицер, морское духовенство, нижний чин флота.

Восстания 1905-1906 гг. на Черноморском и Балтийском флотах, а также в ряде армейских частей наглядно подтвердили необходимость коренных изменений в вооруженных силах страны. Восставшие солдаты и матросы выдвигали не только экономические, но и социальные требования. В структуре Морского министерства не существовало отдела или какого-либо иного органа, занимавшегося вопросами воспитания нижних чинов. Согласно Своду морских постановлений «экипажный командир обязан иметь строгое и неослабное наблюдение за поведением нижних чинов вверенного ему экипажа, всемерно стараясь удерживать их от пьянства и других противозаконных поступков» [13, с. 7].

В военно-морской среде бытовало мнение, что именно точное и неукоснительное соблюдение уставных норм и приказаний высшего начальства и есть основа и показатель высокой воинской дисциплины. Например, в «Учебнике службы на корабле» написано следующее: «Все вызовы к начальству и исполнение его приказаний, а равно и работы, к которым то приложимо, нижние чины должны исполнять бегом. На каждое приказание начальства нижние чины громко отвечают: “есть” и другие ответы не допускаются» [11, с. 26].

Главное внимание уделялось чисто внешним сторонам проявления дисциплины, о том, что существует еще и «внутренняя сторона жизни матроса», как писалось позже, предпочитали не упоминать. Именно поэтому всю духовную, личную сторону жизни матросов военные, в основном, передавали церкви.

В 1901 г. была организована «по Высочайшему повелению» особая комиссия, которая выработала ряд мер «для поднятия религиозно-нравственного воспитания

войск». Эта комиссия, в том числе, призывала «обратить внимание на часы досуга нижних чинов (особенно в праздники), отвлекая от бесцельного шатания по городу устройством разного рода развлечений, игр, состязаний, чтений... Преследовать всякого рода брань и сквернословие» [3, с. 177].

К сожалению, не известно, насколько точно исполнялись и исполнялись ли вообще эти благие пожелания военных и отцов церкви.

Последний протопресвитер армии и флота, Г.И. Шавельский, отмечал, что «в отношениях между офицерами и матросами есть какая-то трещина. Это зависело и от состава нижних чинов и от условий жизни во флоте. Совместная жизнь матросов с офицерами бок о бок на кораблях при совершенно различных условиях в отношении и помещения, и пищи, и разных удовольствий, и даже труда - больше разделяла, чем объединяла тех и других» [15, с. 105].

Постоянно писалось о системе образования как одной из основ воспитания нижних чинов. Причем многие авторы весьма отрицательно относились к росту числа образованных нижних чинов и к их возросшему интеллектуальному уровню. Так, П.П. Яковлев делает вывод о том, что «...образование... не может служить прочным фундаментом, и что, наоборот, просвещение в нашем православном смысле, в смысле усвоения заветов Христа, не затемненных человеком, есть лучший залог хорошей дисциплины в войсках» [20, с. 37-38]. Основной его тезис заключается в том, что только православная религия, способна укрепить дух российской армии. Автор даже не рассматривает сам факт противоречий в армии и необходимость их решения, помимо удовлетворения религиозных нужд. Сочинение П.П. Яков-

Общество

Terra Humana

лева представляет собой пример крайне правой ориентации и является ответом этой части общества на сложившуюся ситуацию в армии и на флоте в начале ХХ в.

Подобного рода статьи публиковались и в «Вестнике военного духовенства». В частности, священник лейб-гвардии Волынского полка отрицательно относится к деятельности земского учителя в деле воспитания детей: «школьный учитель, и сам воспитанный не на русских началах, не мог вдохнуть в своих учеников патриотизма, любви к родине, к родной земле... вместо счастливой трудовой крестьянской семейной жизни на лоне природы, по воле Божией, под покровом Церкви Православной, рисовал он детям заманчивые картины заводской и фабричной жизни с их сходками и забастовками, вдали от Бога и Церкви...» [12, с.136].

«Вестник военного духовенства» являлся основным военно-церковным изданием, и поэтому в нем постоянно поднимались вопросы религиозно-нравственного совершенствования нижних чинов. Однако, изучив статьи по этой теме за 1905-1914 гг. можно прийти к выводу, что церковь так ничего и не смогла привнести нового в дело воспитания матросов. По-прежнему главными были установки о «незыблемости веры Православной», «Самодержавного Царя» и «готовности умереть ради него и Отечества». Читая эти статьи, складывается мнение, что многие церковные иерархи даже не представляли всей серьезности сложившегося положения [21].

В тоже время в этом журнале появлялись статьи лиц недуховного сословия, которые поднимали эту проблему в армии и критически относились к существующей системе воспитания [4, с. 531].

Анализируя данный пласт исторических источников и литературы можно отметить, что духовенство слабо справлялось с возложенной на него обязанностью по воспитанию нижних чинов флота. Эти материалы в основной своей массе создают идиллическую картину, основной акцент делая на том, что «тревога недавно прошлых годов миновала и не оставила воспоминаний, сколько-нибудь не благоприятных Церкви: видимо люди веруют и молятся» [1, с. 29].

Было бы ошибочным делать какие-либо серьезные выводы по этой теме, взяв за основу только институт церкви как базис воспитательной деятельности нижних чинов. Это увеличивает возможность прийти к необъективным выводам по данному вопросу. Для более полного и всестороннего изучения этой проблемы необходимо

привлекать различные работы светских лиц, в основном кадровых офицеров ВМФ того времени. Тем более, что после революционных событий 1905-1906 гг. в самом флоте возникло течение среди моряков, которые понимали необходимость и значимость преобразований. По мысли этих лиц основой реформ должно было служить изменение отношений к нижним чинам и их взаимодействие с офицерами. Проблемы духовно-нравственного характера они предлагали решать посредством системы образования, а вопросы религии отходили для них на второй план. Безусловно, каждый из представителей этого неформального движения видел решение этих проблем различными способами, но все они в целом сходились в одном: преобразования необходимы и их нужно проводить срочно, иначе последует взрыв.

Одним из таких представителей был вице-адмирал А.А. Ливен. Первостепенное значение в усилении боеспособности флота Ливен отводил людям. Уже с первых строк своей работы он говорит не о толщине брони или калибре артиллерии на судне, а о людях как основном факторе победы над противником. Автор пишет о необходимости воспитания всех военных от главнокомандующего до нижних чинов. Ключевую роль, по мнению адмирала, в вопросе воспитания должна играть история экипажа или корабля. Однако автор признает, что такая система воспитания для флота совершенно не приемлема, т.к. «у нас так часто формировались и расформировывались, собирались и распускались корабли и экипажи, что о какой-либо части с историческим прошлым и речи быть не может» [10, с. 63]. Он приводит в пример историю с кораблем «Память Азова», который был награжден Георгиевскими флагами, но при этом легко перешел на сторону восставших моряков во время революции 1905 г.

А.А. Ливен откровенно признает, что в российском флоте нет никаких традиций, на которых можно было бы воспитывать личный состав. Примеры героизма «столетней давности» он отвергает, так как не сохранилось ни самих кораблей, ни тех живых участников событий. Адмирал выступал за увеличение числа сверхсрочных нижних чинов, особенно бывших участников русско-японской войны. Эти люди, носители истинной храбрости и героизма, и должны являть собой действенный пример в воспитании молодых матросов. Однако главным тормозом в воспитательной работе вице-адмирал считал систему переводов и назначений с одного корабля на другой.

Близким по духу было сочинение И.Г. Энгельмана «Воспитание современного солдата и матроса». Основная идея работы заключается в том, что офицер должен быть уважаем нижними чинами не по закону, а по своим нравственным качествам и авторитету. Именно поэтому отношение офицеров к служебному долгу должно быть безупречным. Базой нравственного воспитания, по мнению автора, должна служить религия, которая способствует укреплению боевого духа и товарищества между нижними чинами и офицерами на основании общей религии. Автор утверждает идею не только о равенстве в наказаниях между матросами и офицерами, но и считает необходимым усиливать наказание за проступок для чинов старших по званию. Офицер считает, что «только соблюдение элементарной справедливости по отношению к нарушителям закона может удерживать в людях сознание и уважение к закону и к власти» [17, с. 185].

Также как и А.А. Ливен, И.Г. Энгель-ман утверждает о бесполезности воспитания нижних чинов примерами геройских подвигов давнего прошлого: «Былая слава и честь не воспламеняют воображения современных нижних чинов, и очень часто в них заметно или недоверчивое или критическое отношение к былому» [17, с. 188].

Главным тормозом в развитии системы воспитания он видит сложившуюся структуру в отношении к нижним чинам. Автор доказывает абсурдность существующего положения. В то время как матросам рассказывается о почетности их звания, на деле они ограничиваются в самых элементарных правах, как то: запреты на посещение театров, общественных садов, курение на улице и многое другое.

Работу И.Г. Энгельмана следует отнести к числу передовых для того времени. Автор высказал много идей, казавшихся радикальными, но без которых дальнейшие попытки реформирования флота сводились бы только к разговорам. Однако ситуация показала, что дальше разговоров дело не пошло.

Нельзя пройти мимо работы другого морского офицера, лейтенанта, а в дальнейшем адмирала и морского министра Временного правительства Д.Н. Верде-ревского. В своей работе он изначально констатировал факт, что «...теперь нет и помина, намека на какую-либо связь офицеров с командами; это факт - матросы - одно неведомое царство; офицеры - другое, и эти два царства разделены между собой высокой стеной духовного непони-

мания и неуважения, чтобы не сказать хуже» [7, с. 3].

Автор критически относится к процессу обучения матросов по абсолютно устаревшим правилам. Также он считал неприемлемым и нерациональным обучение матросов на берегу по совершенно одинаковому плану с солдатами. В итоге матросы являются на корабль «совершенно не подготовленными к предстоящей им деятельности, и уяснение основ, собственно военно-морской дисциплины, происходит уже чисто практически, основываясь более на репрессиях за нарушения требований службы, чем на сознательном понимании разумности этих требований» [7, с. 174]. И в этом автор видит первый виток появляющегося недовольства между матросами и офицерами и их взаимной отчужденности.

Основным средством к укреплению дисциплины во флоте автор считает не репрессивные меры, а сознательное усвоение матросом основ воинской дисциплины. Для этого в первую очередь должны быть созданы условия к постоянству команды. По мнению автора, именно таким образом можно добиться цели укрепления воспитания и дисциплинированности нижних чинов.

Во многом эта работа близка к сочинению А.А. Ливена, который также указывал на необходимость единства корабля и команды, подчеркивал приоритет человеческого фактора над техническим и развитие института «сверхсрочнослужащих нижних чинов».

Изучая эту проблему, необходимо обратиться и к военно-периодической печати того времени. Главным журналом Морского ведомства являлся «Морской сборник».

Еще в начале ХХ в. в обществе стали активно обсуждать проблему взаимоотношений в армии и на флоте. В качестве примера стоит отметить статью А. фон Шульца «Кое-что о воспитании личного состава к бою», напечатанную в журнале в 1904 г. Лейтенант анализирует причины поражения французской армии во время франко-прусской войны в 1871 г. и приходит к выводу, что французская армия была слаба духом, несмотря на равенство в материально-техническом обеспечении. Фон Шульц характеризует будущую войну, в которой психологический фактор, «качество», будет играть еще большее значение, чем в XIX в. [16].

Позже эта тема получила еще большую актуальность. Каждый год в «Морском сборнике» появлялось несколько статей, затрагивающих воспитательную деятель-

Общество

Terra Humana

ность, как нижних чинов, так и кадетов и офицеров. Постоянно поднимались вопросы укрепления дисциплины на флоте и влияния духовенства на этот процесс. Авторы предлагали самые разнообразные решения этих проблем. Одни - изменить систему комплектования флота [8], другие - реформировать процесс обучения нижних чинов [5], третьи - преобразовать систему обучения в Морском корпусе, уничтожить его сословный, закрытый характер и самим офицерам непосредственно заниматься воспитательной работой с матросами. Кроме того, указывалось на необходимость пересмотра взаимоотношений между нижними чинами и офицерами [19].

Порой эти мысли высказывались не по отдельности; в комплексе предлагались проекты реформирования системы обучения и воспитания нижних чинов. В основном все эти проекты сводились к одному: для нормального существования и дальнейшего развития отечественных военноморских сил необходимы комплексные изменения в области воспитания, обучения и укрепления дисциплины, так как «в русском флоте в основу управления, воспитания и образования личного состава не положено никакой системы» [8, с. 35].

Многие офицеры одним из основных факторов такой бессистемной работы в области подготовки нижних чинов и их слабого воспитания считали как раз деятельность своих коллег-офицеров, а точнее всякое отсутствие желания заниматься своей работой. [6, с. 48-49].

Подобного рода тезисы появлялись и в публикациях «Военного сборника» [9].

Большой отклик проблема сложившейся системы воспитания и дисциплины получила в журнале «Разведчик». Например, в статье «Вы и ты» утверждается мысль о необходимости обращения к солдату на «вы» со стороны офицера, чтобы осталась «большая дистанция до возможности перейти к ругани, и - ещё дальше до возможности дать волю рукам». В заключение он пишет: «Пора подумать об удовлетворении духовных нужд нашей армии, имеющих не меньшее значение, чем снабжение солдата простыней, наволочкой и носовым платком... Необходимо уметь своевременно разбираться в нарождающихся потребностях и идти им навстречу в пределах возможного; в противном случае это обходится дороже и не достигает цели» [2, с. 368]. К сожалению, во многом слова автора оказались пророческими и впоследствии за эти ошибки многие заплатили своими жизнями.

Анализируя источники и литературу, созданные в период 1905-1914 гг. по вопросам воспитания, укрепления дисциплины, взаимоотношений между офицерами и нижними чинами можно отметить, что они во многом расходились с материалами военно-духовного характера. В отличие от последних они больше указывали на отрицательные стороны дела и не рисовали столь радужных картин. Опираясь на эти факты уже не возможно согласиться с выводами церковных иерархов об удовлетворительной воспитательной работе на флоте.

В исследуемый период не сложилось системы воспитания нижних чинов, как целого комплекса мер, охватывавшего все стороны жизни и службы матроса. Попытки по-прежнему использовать церковь как основной институт в деле воспитания нижних чинов оказались неудачными. Система поддержания «внешней дисциплины», которая культивировалась до 1905 г. также обанкротилась и дала сбой во время революции 1905-1907 гг. Итог такой внешней дисциплины был печальным - полный антагонизм между офицерами и матросами.

В этот период так и не было создано какого-либо централизованного органа, координирующего воспитательную работу с нижними чинами флота. Многочисленные публикации говорят о том, что офицеры в основном только констатировали разного рода проблемы на флоте. Однако у самих офицеров не было единого мнения о том, как решить эти проблемы, так как и сам офицерский корпус был болен «болезнью воли и отсутствием импульсов» [6, с. 49]. Во многом эта болезнь была следствием той же «внешней стороны» дисциплины, которая требовалась и от офицеров.

Основными причинами слабого воспитания и дисциплины были постоянная система переводов офицеров с корабля на корабль, отсутствие централизованной системы в области не только воспитания, но и обучения нижних чинов, слабое влияние военного духовенства на умы команды в связи с возросшим интеллектуальным уровнем, отсутствие уважения матросов к офицерам, связанное с разницей их сословного происхождения. Необходимо также отметить и более длительный срок службы на флоте по сравнению с армией. Это только усиливало антипатию нижних чинов к службе, так как «они ничего кроме этой видимой несправедливости понять не могут» [7, с. 36].

Укреплению дисциплины и нормальному развитию воспитательной работы ме-

шала даже сама система службы на флоте: а в худшем христарадничают на улицах...»

«В бою нижними чинами командует один [10, с. 74].

офицер, на вахте - другой, бытом и воспи- Сохранявшаяся старая система взаи-

танием ведает третий. Это вносит боль- моотношений между офицерами и ниж-

шую путаницу в понятия нижнего чина и ними чинами гарантировала только лишь

последний зачастую не знает, кто его не- внешние признаки воинской дисциплины,

посредственный начальник» [14, с. 119]. которые таили в себе один из источников

Отрицательную роль в процессе воспи- будущего недовольства. Отсутствие тради-

тания играли и многочисленные запреты ций на флоте окончательно сводило на нет

для нижних чинов в обычной, повсед- любые попытки активной воспитательной

невной жизни, например, посещать об- работы с нижними чинами.

щественные сады и парки, обязательно Никакой целенаправленной, скоорди-

ходить по определенной стороне улицы и нированной и целостной системы воспи-

ряд других. тания в исследуемый период не сущест-

Бедственное положение ветеранов вовало. В подтверждение данного факта

прошедшей русско-японской войны так- хотелось бы привести цитату из работы

же не способствовало развитию «патрио- И.Г. Энгельмана, которая наиболее точно

тического воспитания и сознания». «Наше отражает состояние воспитательной рабодрагоценное достояние этой войны, ты: «Выучить обращаться с оружием мы

люди, сражавшиеся в Порт-Артуре и под еще можем, но вдохнуть в нижнего чина

Цусимой, испытанные и показавшие себя такие моральные элементы как интерес и

рассеяны по всей России как дуновением энтузиазм к военному делу мы не способ-

ветра. Наши Георгиевские кресты в луч- ны, так как эта область исключительно

шем случае подают пальто в швейцарской, воспитания, которого у нас нет» [17, с. 188].

Список литературы:

[1] Антоний, игумен. Церковная жизнь на судах Артиллерийского отряда Балтийского моря в минувшее лето // Вестник военного духовенства. - 1910, 1 января, № 1. - С. 29-32.

[2] [Б. а.] «Вы» и «ты» // Разведчик. - 1908, 29 мая, № 918. - С. 367-368.

[3] Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 год. - СПб.: тип. «Артил. журнал», 1901. - 187 с.

[4] Бутовский Н. О религиозном воспитании в учебных заведениях и казармах // Вестник военного духовенства. - 1909, 1 сентября, № 17. - С. 529-531.

[5] Вейнер П. Школа и воспитание личного состава // Морской сборник. - 1908, № 4. - С. 45-83.

[6] Вердеревский Д. О воинском воспитании // Морской сборник. - 1909, № 1. - С. 48-68.

[7] Вердеревский Д. Причины упадка личного состава нашего флота и пути к его возрождению. - СПб.: тип. Мор. мин-ва, 1907. - 289 с.

[8] Дашкевич-Горбацкий, мичман. Недостатки русского флота и меры к их искоренению // Морской сборник. - 1907, № 5. - С. 35-45.

[9] Дрозд-Бонячевский. Нравственный элемент, как основа управления, воспитания и обучения // Военный сборник. - 1907, № 12. - С. 105-122.

[10] Ливен А.А. Дух и дисциплина нашего флота. - СПб.: тип. т-ва п. ф. «Электро-тип. Н.Я. Стойковой», 1908. - 126 с.

[11] Лушков Н.М. Учебник службы на корабле для молодого матроса. - СПб.: тип. М.Д. Ломковского, 1901. - 154 с.

[12] Петропавловский С. Внебогослужебная беседа по поводу настоящего тревожного времени // Вестник военного духовенства. - 1906, 1 марта, № 5. - С. 134-137.

[13] Свод морских постановлений. Книга вторая. - СПб.: тип. Мор. мин-ва, 1887. - 95 с.

[14] Смирнов М. Об организации службы на корабле // Морской сборник. - 1912, № 11. - С. 117-136.

[15] Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 1. - Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1954. - 415 с.

[16] Шульц А., фон. Кое-что о воспитании личного состава к бою // Морской сборник. - 1904, № 5. -С. 38-50.

[17] Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса. - СПб.: Экон. типо-лит., 1908. - 311 с.

[18] Энгельман И. Заметки по воспитанию личного состава флота // Морской сборник. - 1908, № 10. -С. 53-69.

[19] Энгельман И. Офицер - воспитатель и его деятельность // Морской сборник. - 1907, № 3. - С. 69111.

[20] Яковлев П. П. Влияние веры на военное дело в нашей и в иностранных армиях. - М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1900. - 68 с.

[21] Яроцкий И. О церкви и войске // Вестник военного и морского духовенства. - 1911, 1 февраля, № 3. -С. 29-32.

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.