Научная статья на тему 'Проблема удобочитаемости русского печатного шрифта в XVIII веке'

Проблема удобочитаемости русского печатного шрифта в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
710
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШРИФТ / УДОБОЧИТАЕМОСТЬ / ПОЛУУСТАВ / КЛАССИЦИСТИЧЕСКАЯ АНТИКВА / РЕНЕССАНСНАЯ АНТИКВА / КИРИЛЛИЦА / БУКВА / АЗБУКА / ГРАФЕМА / ПЕТРОВСКАЯ РЕФОРМА / КНИГОПЕЧАТАНИЕ / FONT / READABILITY / SEMI-UNCIAL / CLASSIC ANTIQUA / RENAISSANCE ANTIQUA / CYRILLIC / LETTER / ABC / GRAPHEME / REFORMS OF PETER THE GREAT / TYPOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хораш А.В.

Рассматривается процесс изменения удобочитаемости русского печатного шрифта на протяжении XVIII в, выявляется взаимосвязь между шрифтом и стилем в искусстве (петровское барокко, елизаветинское рококо и екатерининский классицизм). Разбираются особенности рисунка шрифта в каждый из периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of readability of the print font in Russian in XVIII century

In this work is given the investigation of Russian print font readability during XVIII century, identifies correlation between font and art style (Baroque, Rococo, Classicism), is considered the feature of type design in every period.

Текст научной работы на тему «Проблема удобочитаемости русского печатного шрифта в XVIII веке»

УДК 75.059.5:93

Проблема удобочитаемости русского печатного шрифта в XVIII веке

А.В. Хораш

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: horashann@mail.ru

Рассматривается процесс изменения удобочитаемости русского печатного шрифта на протяжении XVIII в, выявляется взаимосвязь между шрифтом и стилем в искусстве (петровское барокко, елизаветинское рококо и екатерининский классицизм). Разбираются особенности рисунка шрифта в каждый из периодов.

Ключевые слова: шрифт, удобочитаемость, полуустав, классицистическая антиква, ренессансная антиква, кириллица, буква, азбука, графема, петровская реформа, книгопечатание.

Русский гражданский шрифт

Русский гражданский шрифт появился в 1708 г. в результате реформы Петра I. К этому времени в России уже появилась острая потребность в светской литературе. Сначала данный вид литературы печатался в Голландии, в типографии И.А. Тессинга, но ее объемы не удовлетворяли потребностей государства. Стремление увеличить число гражданских книг, распространить их поставило перед Петром I проблему улучшения удобочитаемости шрифта.

Гражданский печатный шрифт был создан на основе кириллической азбуки по заказу и под контролем Петра I (оригиналы рисунков букв делал Куленбах). Сохранилась гражданская азбука с собственноручными исправлениями Петра.

257

*

mutttimittmutUttHMit

Д » t « г A < ж 6 3 ^

И?КДЛИ»П(1»Т^уф

)(«1|Ч(||((11М1.4евд

(&ИША^'|ДУ lijrMOni .

4БКГД.6ЖЗЗ^Я1КЛМ И 0ПРС*Г15УФ)С®111Шф ч Mb’teW'*‘CbMroA|>jf,AV'

Д[ВГД|ЖВЗ^И1КДМ

NOnftfly|K"4'*Ult я ы ъ 4 (

Рис. 1. Кириллический печатный полуустав

Рис. 2. Гражданский шрифт крупного кегля

Среди историков существует мнение, что своей реформой

Петр I нарушил культурную традицию, что привело к обеднению русской шрифтовой культуры. За образец для подражания Петр взял более округлую, лаконичную латинскую антикву. Однако создавая гражданскую азбуку, Петр очистил русский алфавит от более сложных, замысловатых и не удобных для чтения форм букв, при этом сохранив основные графемы. Такая реформа была естественна и необходима для более ясного выражения формы букв.

АбВГДЕ/KSIKA

оэюяе

Ь Ъ Э Ю Я 0

258

Современный человек, незнакомый с допетровскими шрифтами, легко узнает большую часть букв полуустава. Это значит, что не произошло утраты, обеднения культуры. Формы букв, оставленные Петром, более лаконичны. В них понижен контраст, засечки имеют более логичную, геометрическую форму, исчезает зигзаг на основном штрихе, мешающий движению глаза. Форма букв становится более широкой. Буква четко вписывается в прямоугольник, исчезает случайный наклон.

Произошел переход русского печатного шрифта к ренессансной антикве, что случилось и на Западе с заменой готического шрифта ренессансной антиквой, но раньше на три столетия.

Однако при ближайшем рассмотрении гражданский шрифт очень далек от современной ему латинской антиквы, несмотря на то, что гравировали его для Петра амстердамские мастера, которым родную латиницу вырезать было бы гораздо удобнее. По цвету гражданский шрифт заметно светлее латиницы, его засечки более тонкие и почти не скругляются в местах примыкания к основным штрихам. В крупном кегле только несколько букв по рисунку похожи на латинские аналоги (прописные В, Е, S, I, М, Н, О, С, Т, строчные е, s, о, с).

BESIM

НОСТ

esoc

Рис. 3. Литеры гражданского шрифта крупного кегля, сходные

с латинскими

Помимо перемен в форме букв, был изменен и состав алфавита: были исключены надстрочные знаки и устаревшие буквы полуустава, введены новые литеры «Э» и «Я». Были утверждены также арабские цифры вместо буквенных обозначений чисел.

Конфронтация между кириллицей и латиницей существует до сих пор. Неоднократно кириллица была на грани исчезновения и замены ее латиницей. Последняя попытка такой подмены произошла относительно недавно - при Ельцине. Кириллицу обвиняют в «заборообразности», резкости форм, несовершенстве рисунка. С другой стороны, латиницу и кириллицу можно рассматривать как «две ветви одного дерева», корнями которого является греческая письменность [7].

Кириллица, созданная на основе греческого письма Кириллом и Мефодием, имела совершенно иную историю развития, нежели

259

латиница в Европе. На нее изначально в связи с плотным взаимодействием русского народа с восточными народами, например с монголами во времена ига, оказывала влияние восточная культура. Вследствие такого культурного обмена кириллица усложнилась, стала более витиевата, чем латиница, более декоративна. Однако сама графема букв не изменялась. Менялась ее пластическая моделировка.

Петровским шрифтом в трех кеглях набирались все издания

гражданской печати начала XVIII в. Первая набранная им книга - «Геометрия славенски землемерие».

Очевидно, что удобочитаемость гражданского шрифта в

сравнении с полууставом значительно возросла. Этому способствовало как сближение с латинской формой букв, так и сохранение характерных для кириллицы верхних выносных элементов в буквах «ъ», «ь», «ять», «ы». Эти буквы часто оканчивали слово и служили как бы рубежом между словами.

Рис. 4. Сопоставление букв «ц», «щ», «ж», «з» гражданского шрифта с буквами типографии Тессинга (первые буквы) и печатным древнерусским шрифтом (вторые буквы). Третья буква «ж» — из заглавных букв древнерусского шрифта начала XVII в.

В середине — образцы росчерков отдельных букв гражданской скорописи конца XVII — начала XVIII в.

Тенденция отказа от полуустава в пользу большей удобочи-

таемости заметна в рукописях XVII в. еще до реформы Петра. Его реформа ускорила этот процесс.

Шрифт Елизаветинского времени

При Академии наук, существовавшей в Санкт-Петербурге с

1725 г. в 1727 г. была организована типография. После смерти Петра I в эпоху дворцовых переворотов книгопечатание находилось в упадке. Новый расцвет издательской деятельности произошел в царствование Елизаветы в 1740-х гг.

Существовали шрифты, продолжавшие петровскую тради-

цию, однако особый интерес представляют новые шрифты, характерные именно для Елизаветинской эпохи и резко отличающиеся от петровских образцов. Это так называемые титульные шрифты, образцами для которых послужили гравированные листы конца 1730-х — начала 1740-х гг., ориентированные на западноевропейские образцы классицистической антиквы.

260

Один из основных признаков новых видов шрифтов типографии Академии наук - их живописность и торжественность в отличие от строгих петровских. Как описания фейерверков, иллюминаций и торжеств, так и научные, и военные издания набирались пышными, нарядными шрифтами.

1 2

Рис. 5. Два инициала буквы «К«: 1 — из книги петровского периода

«Генеральные сигналы, надзираемые в российском корабельном флоте»;

2 — из книги середины XVIII в. «Коронация Елисаветы...» 1744 г.

6БГД Ж К Е Г Д Ж К

б ГД ж к

Рис. 6. Сопоставление букв шрифта Академии наук середины XVIII в.

(1й ряд) со славянским полууставом XVI в. (2й ряд) и гражданским

шрифтом начала XVIII в. (3й ряд)

Рисунок елизаветинского шрифта более «цветной», контрастный. В сравнении с петровским шрифтом елизаветинские образцы сильно проигрывают в плане удобочитаемости шрифта и логики построения букв. В них появляются часто необоснованные контрасты, асимметрия, созданные для украшательства, но не подтвержденные логикой рукописной линии, элементы, нарушены пропорции букв.

Специфика новых шрифтов лучше всего отражена в буквах «з», «э», «ц» и «щ» с закругленными внизу завитками. Елизаветинский шрифт имеет современные аналоги — шрифт «Елизаветинский», используемый в качестве акцидентного шрифта.

Шрифты восьмидесятых годов

В период правления Екатерины II под влиянием стиля русского классицизма появились новые шрифты, более строгие, тонкие и светлые за счет уменьшения толщины основных штрихов.

261

В период до 1789 г. Екатерина II ориентировалась на Францию, где в это время в латинице прослеживаются те же изменения. Кроме того произошел возврат к петровским традициям в том числе и в книгопечатании. Это заметно по пропорциям и контрасту букв. Однако многие элементы, которые в гражданском шрифте Петра скруглялись или изгибались (нога у «к», овал у «р«), в екатерининских шрифтах остаются прямыми.

В целом оформление книг становится более строгим, гра-фичным. Параллельно со строгими узкими светлыми шрифтами классицизма появляется другой вид мелкокегельного шрифта, максимально схожий с антиквой. Его пропорции приближены к квадрату, округлые элементы - к кругу. Многие буквы, одинаковые по рисунку с латиницей (например, «о», «а», «с», «е«), нарезались совместно для латиницы и кириллицы.

Кроме того, начертания отдельных букв постепенно освобождаются от архаизмов XVIII в. Например буква «з», созданная еще при Петре I в приближении к славянскому полууставу, становится круглой и более симметричной.

я к р

Я К Р

Я К Р

Рис. 7. Сравнительный анализ эволюции рисунка отдельных русских букв

гражданского шрифта XVIII в: начала века (1-й ряд), середины (2-й ряд)

и конца века (3-й ряд)

Особого внимания заслуживают издания типографии Московского университета в период, когда ее арендатором (с 1779 по 1789 г.) был крупнейший русский просветитель Н.И. Новиков. Эти издания отличаются простотой и строгостью шрифтового оформления, сочетанием шрифтов крупного и мелкого кегля, изящным вытянутым форматом. Книги типографии Новикова напечатаны на светло-голубой бумаге, что было общей тенденцией в книгопечатании того периода. Удобочитаемость повышалась за счет снижения контраста между шрифтом и фоном.

В целом для екатерининских изданий 1780-х гг. свойственен не только отход от странных пышных, асимметричных форм елизаветинского стиля и возврат к петровским формам, но и лучшее качество нарезки. Моделировка знаков кириллической азбуки меняется в направлении возврата к ренессансной антикве, менее законтращеной, чем антиква классицистическая.

262

Изменения русского печатного шрифта происходили в соответствии с меняющимся социальным заказом. Иногда с его опережением, так как процесс демократизации читательской среды в России затянулся. Зато в конце XX в. наша страна стала самой читающей страной в мире. Чтобы полностью не утратить это качество, следует бережно относиться к опыту истории и, в частности, к решению проблемы удобочитаемости шрифта.

Библиографический список

1. Ефимов В.В. Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом // Да! - 1994. - № 0.

2. Ефимов В.В. Гражданский шрифт и кириллический Киш // Эл. журнал «Шрифт». - 2013.

3. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. - М. : Книга,

1985.

4. Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. - М. : Искусство, 1959.

5. Сафаев Т Неочевидность латиницы в кириллице : лекция в рамках выставки «Зеркало шрифта», 2011.

6. Сидоров А.А. История оформления русской книги. - М. : Книга, 1964.

7. Лазурский В.В. Альд и альдины. - М. : Книга, 1977.

263

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.