Научная статья на тему 'Эстетика в оформлении первой русской печатной газеты'

Эстетика в оформлении первой русской печатной газеты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1515
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ РУССКАЯ ГАЗЕТА / ПЕТР I / ОФОРМЛЕНИЕ / ГРАВЮРА / ШРИФТ / ВИНЬЕТКИ / КИРИЛЛИЧЕСКИЙ И ГРАЖДАНСКИЙ ШРИФТ / НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / THE FIRST RUSSIAN NEWSPAPER / PETER I / DESIGN / ENGRAVING / TYPE / VIGNETTES / CYRILLIC AND CIVIL FONT / NATIONAL PECULIARITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чеботарев Анатолий Михайлович, Аскарова Виолетта Яковлевна

В статье рассматриваются особенности оформления первой русской печатной газеты «Ведомости». В качестве элементов оформления использовались гравюры, графические заставки, шрифтовые выделения и композиционные приемы, виньетки, цвет. В поисках своего стиля «Ведомости» сочетали подражательность Западу и выраженное национальное своеобразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTHETICS IN DESIGN OF THE FIRST RUSSIAN NEWSPAPER

The article considers peculiarities of design of the first Russian printed newspaper «Vedomosty». As the design elements there have been used engravings, graphic miniatures, type accentuations and compositional devices, vignettes, color. In search of its style «Vedomosty» combined imitation of the West and signified national peculiarity.

Текст научной работы на тему «Эстетика в оформлении первой русской печатной газеты»

4. Якобсон Р. О лингвистических аспектах перевода // Избр. раб. - М., 1985. - C. 16-24.

5. Catford J. Linguistic Theory of Translation. - Oxford: University Press, 1965.

6. Mona Baker. Courseon Translation, 2006.

7. Nida E. Towards translation. - Leiden, 1964.

8. Turgenev I. Sketches from a Hunter’s Album/ Richard Freeborn, 2001.

УДК 002

А. М. Чеботарев, В. Я. Аскарова

ЭСТЕТИКА В ОФОРМЛЕНИИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ ПЕЧАТНОЙ ГАЗЕТЫ

В статье рассматриваются особенности оформления первой русской печатной газеты - «Ведомости». В качестве элементов оформления использовались гравюры, графические заставки, шрифтовые выделения и композиционные приемы, виньетки, цвет. В поисках своего стиля «Ведомости» сочетали подражательность Западу и выраженное национальное своеобразие.

Ключевые слова: первая русская газета, Петр I, оформление, гравюра, шрифт, виньетки, кириллический и гражданский шрифт, национальное своеобразие.

A. M. Chebotaryov, V. Y. Askarova

ESTHETICS IN DESIGN OF THE FIRST RUSSIAN NEWSPAPER

The article considers peculiarities of design of the first Russian printed newspaper «Vedomosty». As the design elements there have been used engravings, graphic miniatures, type accentuations and compositional devices, vignettes, color. In search of its style «Vedomosty» combined imitation of the West and signified national peculiarity.

Keywords: the first Russian newspaper, Peter I, design, engraving, type, vignettes, Cyrillic and civil font, national peculiarity.

Одним из важнейших факторов национальной культуры является пресса. В содержании и оформлении газеты отражается видение приоритетов общественного развития, представления о значимости тех или иных событий. В этом отношении все больший интерес вызывает первая русская печатная газета «Ведомости», проводник петровской государственной политики, который император использовал для роста национального самосознания, формирования патриотических настроений и более осмысленного участия населения в государственных преобразованиях. В наше время у «Ведомостей» VIII столетия появился идейный преемник - газета «Петровские ведомости», которая начала вы-

ходить в Петербурге в 90-е гг. XX столетия. Как и детище императора-реформатора, она приковывает внимание к людям, которые служат общественной пользе, и делам, которые приносят славу России - «приводят в порядок планету». И в этом деле нет мелочей: отбор материала для публикации, каждая деталь оформления (цветовые, шрифтовые решения, виньетки и проч.) составляют единой целое, образующее газету. Петровским «Ведомостям» посвящено немало исследований; среди них отметим содержательные работы П. Н. Беркова, Т. А. Быковой А. П. Киселева. С. М. Томсинского, А. И. Тощева и др., однако вопросы оформления в них рассматривались фрагментарно. Данная статься преследует

цель объединить разрозненный материал и дать более целостное представление о единстве содержания и оформления петровского первенца российской периодической печати.

Появлению первой русской печатной газеты предшествовал выпуск рукописной газеты «Вести-куранты» («вестовые письма»), выходившей в Посольском приказе с 1621 г. (есть данные о выходе отдельных номеров с 1600 г.). Ее название произошло от французского слова «соигапЪ> - текущий. «Вести-куранты» выпускались примерно 2-4 раза в месяц. Издание содержало преимущественно обзоры немецкой и голландской прессы, фрагменты переписки частных лиц и донесений содержавшихся за границей информаторов. Публиковались также известия о сражениях, взятии городов, приемах послов; это была просто сводка новостей, своего рода конфиденциальных документов, которые предназначались в основном для царя и его приближенных, которые зачастую воспринимали содержание материалов с голоса, в исполнении чтецов. Материал в русском переводе заносился на узкие длинные листы бумаги - «столбцы» (их еще называла «листовыми письмами»), которые подклеивались один к другому (рис. 1). Обзоры и перепечатки, пересказы зарубежных оригиналов давали представление о состоянии иностранной периодики, ее жанрах: письмах, трактатах, памфлетах, что не могло не отразиться на содержании отечественных периодических изданий [9].

Однако остальное население находилось в состоянии информационного вакуума; лишь в последние два десятилетия XVII в. «Вести-куранты» писались не в одном, а в нескольких экземплярах и постепенно утратило скрытый дипломатический характер. Однако большинство населения пребывало в информационном вакууме и узнавало об указах при зачитывании их бирючами на рынках и в церквах, об основных

событиях общественной жизни, новостях -от глашатаев, странников, юродивых и сказителей былин. Доминировала, таким образом, устная коммуникация.

Рис. 1. Вести-Куранты. Первый лист «вестей» за 1631 год

Радикально изменил ситуацию в этой сфере Петр I. Стремясь европеизировать

страну и утвердить могущество России, расширить круг активных сторонников своих реформаторских преобразований, император 16 декабря 1702 г. подписал «Указ о печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». Указ гласил: «Великий государь указал: по ведомостям о военных и всяких делах, которыя надлежат для объявления Москов-скаго и окрестных Государств людям, печатать куранты, а для печати тех курантов, ведомости, в которых приказах, о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в Монастырский приказ, без мот-чания (то есть без промедления. - А. Ч.), а из Монастырского приказа отсылать те ведомости на Печатный двор» [7, с. 201].

В отличие от «Вестей-курантов», практически не выходивших за пределы Кремля, «Ведомости» (которые император порой привычно называл «курантами») должны были быть проводником императорских реформ, общедоступной государственной газетой, повышающей информированность грамотного населения и способствующей петровским преобразованиям. Газета информировала о военных действиях, победах российского оружия, развитии промышленности, торговли, успехах науки и просвещения; она была направлена на поддержку национальной самостоятельности и независимости.

«Ведомости» предназначались для распространения в свободной продаже; стоимость «любезнейшего органа» императора составляла 1-2 деньги, но иногда, при большом количестве листов, стоимость издания могла составлять и 6 денег. Однако первая русская печатная газета, в отличие от аналогичных зарубежных изданий, носила явно идеологический, а не коммерческий характер. Более того, Петр заботился о ее безденежном распространении среди простого люда: он распорядился, чтобы номера «Ведо-

мостей» в трактиры передавали бесплатно, а за их чтение посетителей бесплатно поили чаем.

Первым редактором «Ведомостей» был историк и литератор Федор Поликарпов, в его обязанности входила подготовка материала к печати, обработка переводов из иностранной печати, добывание нового материала из различных ведомств и канцелярий. С 1711 г. стали выходить петербургские выпуски газеты: в первые годы ее редактировал Михаил Абрамов при активном участии переводчика Бориса Волкова, который впоследствии стал ответственным за питерские выпуски «Ведомостей». Непосредственное участие в выпуске газеты принимал император: Петр I собственноручно отбирал материалы к печати, снабжал газету поступавшими к нему донесениями, «письмами», иногда сам писал тексты, редактировал материал, добиваясь ясности изложения [5].

Оформление, содержание и характер первой печатной газеты во многом определялись западным влиянием. В частности, отмечалось подражание гамбургской газете «Нор-дишер Меркуриус»; однако «Ведомости» вскоре избавились от присущей этому изданию официозности (в русской газете приветствовался «кудрявый» слог, допускались ирония, полемическая фраза, дифирамбы -допускалось использование всего богатства русского языка) и, кроме того, изначально не имели строгой регулярности немецкого издания. По данным А. И. Тощева, периодичностей «Ведомостей» колебалась от двух дней (например, в декабре 1722 г.) до года [9].

Т. А. Быкова отмечает, что в характере первой русской печатной газеты явно угадывается и голландское влияние. Как и в голландских газетах, в «Ведомостях» отсутствовали рубрики, различные сообщения излагались бессистемно. Единое название, формат, точная периодичность выхода

в свет, последовательность нумерации отсутствовали у голландских газет; не было всего перечисленного и у «Ведомостей» [3]. «Ведомости» печатались по мере накопления материала, что определяло их периодичность и объем.

Точного названия у газеты не было; общим названием принято считать «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1704-е, от генваря а окончены декабрем сего же года». Другие названия: «Ведомость о Митавской осаде», «Российские ведомости», «Подлинное доно-шение», «Эссенция из французских печатных газетов», «Реляция» и др. [2]. Тираж также был «плавающим» (он составлял примерно от 150 до 500 экземпляров, но в ряде случаев доходил и до 2 500).

Многие номера газеты по содержанию представляли собой смесь разнообразных сведений: от описания сражений до рекламы целебных вод. По жанровому составу публикации было достаточно разнообразны: печатались событийные репортажи,

политические фельетоны, памфлеты, небольшие научно-популярные статьи, тексты рекламного характера, различные «письма», сообщавшие газете некоторую публицистичность. Однако предпочтение явно отдавалось информационным сообщениям и событийным репортажам, связанным с военными действиями: со временем наиболее важные абзацы сообщений такого рода (например, о разгроме шведов под Полтавой) стали набирать киноварью.

Внешне газета представляла собой одну восьмую часть листа (как тогда говорили, «в осьмушку»), почти без полей, однако некоторые номера выходили в четверть и даже в лист. Издавалась она то в виде книжечки, то на целом листе. Это были ли-

сты с «письмами», гравюры, выполненные в стилистике газеты. Предположительно они выходили отдельно из-за несовпадения с общей тональностью газеты и продавались отдельно [5]. Часто тексты дублировались: одно и то же сообщение могло быть опубликовано в газете и выпущено в форме плаката. Кроме того, выходили и «листы» особо важного содержания, с которым в срочном порядке должно было ознакомиться большое количество людей. Текст печатался с одной стороны листа, чтобы его можно было размещать на стенах и заборах. Набирались они, как правило, более крупным шрифтом, чем обычно тексты «Ведомостей». В основном такие «плакаты» распространялись безденежно, использовались для победных реляций и иных важнейших событиях.

Однако были ли они газетой или ее частью? Никто из исследователей не пытался выяснить вопрос о комплектовании печатных листов, которые объединили под общим названием «Ведомости». К полиграфической форме газеты они могут быть отнесены с большой натяжкой, потому что форма существования таких «реляций» подчеркнуто публичная, предназначенная для всеобщего обозрения. Несмотря на то, что они обнаруживались вперемешку с «Ведомостями» и имели графические знаки принадлежности к газете, часто имели свои заголовки и повторяли материал газеты, скорее это был шрифтовой информационный плакат. Характер сообщений на этих листах был различный: «Изъявления о затмениях», «Об акции под Полонным», просто «Реляция» и др.

Отдельные текстовые плакаты имели заголовок «Объявление». Так, после победы русских войск при деревне Лесной (1708 г.), названной Петром «матерью Полтавского сражения», в Москве издается «Объявление баталии меж его царским величеством российским, и швецким генералом гра-

фом Левенгоппом при деревне Лесной...». Оно было напечатано на одной стороне листа размером 375 х 422 мм в рамке. Лист разделен на 7 вертикальных колонок, в трех левых помещены тексты на русском языке: 1) текст «Объявления»; 2) «Описание наших полков, сколько было.»; 3) Описание неприятельских полков, сколько было». Справа - три графы с тем же текстом на голландском языке [8]. Русский текст был написан мелким шрифтом, с ударениями. Известно также, что листы этого «Объявления» были напечатаны гражданским шрифтом (до его официального ведения в «Ведомостях»!) в количестве 165 экз. [6]. Иногда подобные «листы» красочно оформлялись; так, плакат «Из лагеря у Полтавы» имел заголовок, набранный красным цветом. Однако иллюстрации или украшения на таких плакатах или листах, как правило, отсутствовали.

С течением времени оформление газеты становилось все более разнообразным. Оформление «Ведомостей» зависело от места издания; у номеров, выходивших в Москве, заглавные листы изображали либо Москву, либо Петербург. В некоторых выпусках, выходивших в столице, название впечатывалось в линейную рамку, над ним изображалась маленькая гравюра - двуглавый орел с царской короной, державой и мечом в лапах (рис. 2). С. Р. Долгова отмечает, что авторы некоторых «Ведомостей» зачастую выносились в заголовок - в основном это были сподвижники Петра: Федор Апраксин, Алексей Меншиков, Борис Куракин, Петр Шафиров и др. [5].

Предположительно для петербургских «Ведомостей» было нарезано 14 гравюр-заставок и их копий, различных по размеру, содержанию, качеству исполнения [4]. С третьего номера (1711 г.) у «Ведомостей», выходивших в Петербурге, появился свой отличительный знак: в верхней части первой страницы располагалась виньетка.

В** О/И ОГГИ .

Ш военных** » ННЫГ1 Д'К-

/ /** / «

ЛАХЪ ДОГТОННЫХ1* ЗНДШД

Н ПД.ИАТН * ГД#Ш6ШНХ<А

/ / А( ^

а могксмко гдртд'к * и во

Л / л у ОС

окргетны АНД *

Ц*1ДТЫ ЕЪ Л'Кто и> ЯГ™

? Со гжалр а 9

Д ЦЖОМЧГНМ АИСДЕ^М'К ППЛТК* гои * (

Рис. 2. Заглавный лист Ведомостей 1704 г.

Первая виньетка, выполненная А. Ф. Зубовым, изображала Неву, за которой виднелась Петропавловская крепость и мазанковые дома на Троицкой площади. На этом фоне был изображен летящий Меркурий -бог торговли и покровитель путешественников - с крылышками на ногах, который трубил в рог. В руках у Меркурия кадуцей - жезл глашатаев, которому приписывается способность примирять (рис. 3). М. Алексеева считает, что Меркурий как бы возвещает, что на Неве построена не только крепость «назло надменному соседу».

но и торговый порт [1]. Вместе с тем как бы предлагается не забывать, что крепость, символизирующая готовность дать отпор неприятелю, в России есть - Петропавловская, -она присутствует практически на всех «питерских» гравюрах.

том, была более динамичной: вздымающиеся волны Невы, бегущие по небу облака над Невой, куда-то торопящиеся суда и жестикулирующие люди - все символизировало стремление к чему-то, беспокойство (рис. 6). Практически на всех гравюрах присутствует тема движения: полет, ветер, полные паруса, оживленные, жестикулирующие и куда-то идущие горожане. Думается, что в гравюрах нашли отражение мечты Петра о превращении России в мощную, открытую иным странам империю, сильную морскую державу, способную и постоять за себя, и наладить полезный для отечества обмен достижениями со всем миром.

Рис. 3. Виньетка с Меркурием (1711 г.)

В последующем Меркурий на виньетках «Ведомостей» отсутствовал. В 1714 г. была выгравирована виньетка, на которой были изображены приветственно салютующие корабли и Троицкая церковь (рис. 4). На виньетке, выполненной в 1719 г., была изображена сцена мирной жизни: неспешно плывущие по Неве суда с раздутыми парусами и гуляющие на набережной Невы люди (рис. 5). Виньетка, выполненная в 1723 г. П. Пикар-

Рис. 4. Виньетка, изображающая салютующие корабли. На заднем плане - церковь, расположенная на Троицкой площади (1714 г.)

Рис. 5. Виньетка с гуляющими людьми (1719 г.)

Рис. 6. Виньетка, выполненная Питером Пикартом (1723 г.)

Шрифтовое оформление издания определялось тенденциями развития книгопечатания в России первой четверти ХУШ столетия. До 1710 г. газета «Ведомости» набиралась церковно-славянскими, «библейными» литерами. Реформа кирилловского печатного полуустава, его замена шрифтом, по форме подражавшим латинской антикве и позднее названным гражданским, была одним из важнейших мероприятий по переориентации книгоиздания на европейский манер. Она касалась не только графики шрифта, но и состава алфавита, написания цифр. Были исключены надстрочные знаки, устаревшие буквы полуустава, введены новые литеры:

Э и Я. В первых выпусках «Ведомостей» использовались старые русские цифровые буквицы, которые впоследствии были заменены арабской системой написания цифр. Были утверждены также арабские цифры вместо буквенных обозначений чисел.

С принятием гражданского шрифта вплоть до 1713 г. отдельные номера, выходившие в Москве (с 1711 г. некоторые выпуски выходили в Петербурге), продолжали печататься кириллицей. Кроме того, кириллица использовалась для извещения о победах и иных действиях, требующих широкого оповещения; видимо, считалось, этот шрифт был более доступен большинству грамотного населения, учившегося в свое время читать по часослову и Псалтыри. Практиковалось и двоякое написание цифр: кириллицей и арабскими цифрами; эта двойственность была прекращена с окончательным внедрением гражданского шрифта. Колонцифры помещались в наружном углу; в экземплярах, напечатанных кириллицей, колонцифра обозначала лист, а в напечатанных гражданским шрифтом - страницу. Окончательное вытеснение кирилловского шрифта гражданским в «Ведомостях» Т. А. Быкова датирует 1714 [3] годом, А. И. Тощев - 1715 [9].

А. Г. Шицгал отмечает достоинства гражданского шрифта, которые косвенно способствовали развитию чтения вообще и газеты «Ведомости» в частности: это его четкая графическая основа, декоративность, сочетание классических элементов с элементами барокко. Он был и функционален, и эстетичен, что сделало его главным эстетическим элементом в оформлении газеты. Гражданский шрифт украшал титульные листы, заглавия, видоизменял зеркало текста. Искусство шрифтового оформления отличалось разнообразными композиционными приемами, что позволяло использовать его в качестве украшения [10]. Внедрение гражданского шрифта способствовало обогащению оформления газеты: стали создаваться различные графические заставки с аллегорическими сюжетами.

Таким образом, первая русская печатная государственного строительства, объедине-газета - «Ведомости» находилась в поиске ния народа вокруг монарха, вовлечения на-

своего уникального стиля и в содержании, селения в преобразовательную деятельность.

и в оформлении. Изначально она задумыва- Для нее были одновременно характерны про-

лась как подражание западным изданиям, но „ _ „ стота, деловитость, сложность и многожанро-

ей было свойственно ярко выраженное национальное своеобразие. Это была уникаль- вость содержания, поиски выразительности

ная газета, не похожая ни на одно европей- в оформлении - это была поистине петров-

ское издание. «Ведомости» служили цели ская газета.

Литература

1. Алексеева М. Гравюра петровского времени. - Л.: Искусство, 1990. - 205 с.

2. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII в. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - 572 с.

3. Быкова Т. А. Первая русская газета // Исследования и материалы. - М.: Книга, 1960. - Вып. III. -С. 230-250.

4. Дагаева Т. П. Виньетка с видами Санкт-Петербурга в изданиях петровского времени // Русская графика XVIII - первой половины XIX в.: Новые материалы. - Л., 1984. - С. 5-11.

5. Долгова С. Р. Неизвестные петровские «Ведомости» и их рукописные оригиналы по материалам Центрального государственного архива древних актов // Рукописная и печатная книга. - М.: Наука, 1975. - С. 170-177.

6. Описание книг гражданской печати. 1708 - январь 1825 / сост. Т. А. Быкова и М. М. Гуревич. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. - 626 с.

7. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. 1700-1712. - СПб.: Печатано в типографии II Отделения Собственного Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - Т. IV - 881 с.

8. Покровский А. А. К истории газеты в России // Ведомости времени Петра Великого. - М., 1906. -Вып. 11. - С. 79.

9. Тощев А. И. Петровские «Ведомости» как тип издания // Труды Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Отдел русской литературы XVIII в. - Л.: Пушкинский дом. - Т. XVI. -С. 184-199.

10. Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт: вопросы истории и практика применения. - М.: Книга, 1985. - 255 с.

УДК 811.512'1

Е. Е. Максакова

ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНО-ФРЕЙМОВЫЙ СЛОВАРЬ ТЕЛЕУТСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ РАССМОТРЕНИЯ СЛОВАРНОЙ СТАТЬИ «РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА»)

В статье рассматривается модель разработки пропозиционально-фреймового словаря на примере словарной статьи «Рождение ребенка». Данный подход (пропозиционально-фреймовое моделирование) способствует изучению мышления телеутов, особенностей функционирования языка в XIX в., а также на современном этапе. Это необходимо в связи с тем, что телеутский язык находится на грани исчезновения. Функционирование языка в последнее столетие снижается.

Ключевые слова: телеутский язык, пропозиционально-фреймовое моделирование, тематическая группа «рождение ребенка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.