Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 13 (228).
Филология. Искусствоведение. Вып. 54. С. 166-170.
Е. А. Прохорова О КЛАССИФИКАЦИИ ШРИФТОВ И ИХ ФУНКЦИЯХ
Данная статья является обзорной и посвящена классификации шрифтов и их функциям. Несмотря на все многообразие шрифтов, общепринятой их классификации нет. Некоторые шрифты имеют определенный ассоциативный смысл и способны производить различные элюционалъ-ные впечатления в зависгшости от одного только начертания букв. Все исследования в этой области относятся к рекламе и СМИ. Открытым остается вопрос воздействия различных гарнитур шрифта на читателя в художественной литературе.
Ключевые слова: шрифт, гарнитура шрифта, классификация, типы, функции шрифта.
Как ни многочисленны сегодня шрифты и как ни велики резервы их обогащения за счет электронной техники, шрифты конца XX - начала XXI века в основной своей массе копируют, варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер и другие знаменитые художники и графики.
В исторической классификации все шрифты делятся на 3 типа - антикву, египетские, гротеск1.
Антиква (лат. antiqua ‘древняя’) - семейство наборных шрифтов с засечками латинской алфавитной системы, ведущее свое начало от книжного письма Ренессанса (эпохи Возрождения)2. Антиква подразделяется на три группы, в которых варьируется сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. В новой или классической антикве сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки3.
Antique Antique Antique
Пример п тало-французской Пример Пример новой антиквы
антиквы (старой) (шрифт переходной антиквы (шрифт Bodoni)
Adobe Gciramond) (шрифт Times New Roman)
Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи выделяются жирностью начертания3.
ЙШ|СиШгуР01И
^ушашоштшет
А1011 НеМа СоМяшШоМ
кЫМ
Гротески
В самом узком понимании шрифт - набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Под гарнитурой шрифта понимается «комплект шрифтов одного рисунка, но с различными наклонами букв, насыщенностью штрихов и расстояниями между основными штрихами» (И. Ф. Бельчиков); «комплект шриф-
Египетские шрифты берут свое начало от древнеегипетских писем, выполненных на папирусе, причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов - брусковые.
АвсБЕг&никьмгтраитиу
аЬсДеГ£Ы.1к1тпорс1Г£1шгхуг
Брусковый шрифт
тов различных размеров, начертаний и плотности, но одинаковых по характеру рисунков» (М. В. Шульмейстер); «набор художественных решений, отделяющих один шрифт от другого» (Ю. А. Ярмола), либо «совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т. е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и
решением их элементов» (Г. М. Барышников, Ю. А. Бизяев, В. В. Ефимов и др.)4.
В последнее время термины 'гарнитура' и 'шрифт' часто употребляются как синонимы.
Общепринятой точки зрения на классификацию шрифтов в нашей стране нет. Советский союз не нуждался в многообразии шрифтов: в издании книг, газет и журналов применялся необходимый минимум. Последний действовавший в стране ГОСТ 3489.1-71-3489.38-72, утвержденный в 1972 году, признавал всего 37 гарнитур, включал их классификацию, подразделявшую все шрифты на 7 разновидностей5.
На сегодняшний день классификация кириллических шрифтов складывается заново под влиянием мирового опыта.
В 1924 году в работе Франсуа Тибодо была предложена классификация шрифтов, не утратившая значения и сегодня. В современном шрифтовом каталоге Джеффа Левела, Брюса и Бренды Ньюмен приводятся 8 наиболее значительных классификаций. Так, в англо-американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Вокса. По Вок-су, шрифты подразделяются на девять групп: венецианская антиква, антиква старого стиля, переходная антиква, антиква нового стиля, шрифты, имитирующие надписи на камне, гротески, брусковые шрифты, каллиграфические шрифты, рукописные.
Классификация, предложенная Международной типографической ассоциацией в 1957 году, почти совпадает со схемой Вокса. В качестве единственной поправки добавлена группа готических шрифтов.
Разнообразие классификаций говорит о том, что исчерпывающей системы шрифтоведы пока не построили и классификации шрифтов носят отчетливый национальный характер. Так, например, шрифт СI агатопс! смотрится более естественно на родном францу зском языке, чем
на немецком или английском; шрифт Во(1оШ уместен в наборе на итальянском языке. Это связано с тем, что во времена возникновения книгопечатания инкунабулы начали издавать на национальных языках. Вследствие этого национальные шрифты унаследовали черты своих создателей, поэтому шрифт Оагатопс! тесно связан с французским, а Воёош - с итальянским языком6.
С. П. Нестеренко отмечает, что «часто дифференциация гарнитур базируется на хронологическом принципе, учитывается время возник-
новения той или иной гарнитуры либо период ее наиболее активного функционирования»7. Причина хронологически фиксируемого изменения и возникновения гарниту р заключается в непосредственном влиянии на формы шрифта изменений «в мышлении и действиях пишущих и изготавливающих шрифт индивидуумов <...>, политические и религиозные воззрения, архитектура, живопись, философия и народное образование»®. Как следствие, «изменения в начертании шрифта соответствовали тому или иному специфическому стилю эпохи»9.
Отечественные специалисты (Г. М. Барышников, А. Ю. Бизяев, В. В. Ефимов и др.) предложили наиболее упрощенный вариант известных классификаций шрифта: шрифты, имеющие засечки; шрифты, не имеющие засечек; гарнитуры свободного стиля.
Ю. А. Ярмола различает шрифты по сфере и целям функционирования: текстовые, выделительные, титульные, акцидентные и шрифты для набора специальных знаков1".
Американский дизайнер Р. Паркер предлагает классификацию шрифта с учетом стилистических схем документа: «традиционный стиль» (засечки, небольшая высота символа, длинные выносные элементы), «современный стиль» (рубленая гарнитура, большое поле символа, короткие выносные элементы), «возвышенный стиль» (засечки, слегка сжатое внутрибуквенное пространство и вытянутая по вертикали форма символов), «неформальный стиль» (закругленная форма внутрибук-венного просвета и символов) и «изысканный постмодернистский стиль» (сильно сжатое или деформированное внутрибуквенное пространство и удлиненная форма символов). Часть стилей выделена Р. Паркером на базе хронологии, часть - по принадлежности к тому или иному направлению искусства12.
В. Ефимов в создании и применении шрифтов выделяет четыре направления, которые можно рассматривать как классификацию. К первому направлению В. Ефимов относит шрифты, имитирующие традиционные русские начертания: различные вариации устава, полуустава, скорописи и вязи. Применяют подобные шрифты для создания «национального русского стиля». Ко второму направлению относятся деструктивно-технические шрифты, например, имитация изъеденных ржавчиной поверхностей, различного вида деформации, совмещение со штрихкодом и всевозможные футуристические начертания. К третьему на-
правлению относятся рукописные шрифты - от детских каракулей до изысканного каллиграфического почерка. Четвертое направление составляет группа наборных текстовых шрифтов, ставших классикой12.
Таким образом, по мнению С. П. Нестеренко, «классификации дают представление о разных сторонах функционального потенциала гарнитур, их соотнесенности с определенными художественными критериями, сферой употребления, стилистической маркированностью. Это позволяет признать за той или иной графической оболочкой наличие определенного ассоциативно выделяемого смысла»13.
По определению С. Б. Телингатера, «образ шрифта - это тоже мысль, только выраженная художественными специфическими средствами»14. Так, например, в текстах о войне (А. Осокин, Н. Стариков и др.) воссоздаются надписи в виде языков пламени красно-оранжевого цвета, стершиеся надписи на асфальте и т. д. Поэтому, отмечает О Осетрова, тщательно отобранные и умело введенные в текст изобразительные средства создают эмоциональное настроение и необходимый подтекст. Визуальные и вербальные образные средства наиболее эффективны, когда они выстраиваются в систему, оказываются подчиненными единому замыслу15.
Выбор стиля шрифта сопровождается передачей некоторого собственного значения, независимо от того, используется эффект намеренно или нет. Эффект применения конкретного шрифта в известном смысле зависит от контекста, а также от характеристик воспринимающей личности. Это влияние подсознательно.
Считается, что некоторые типы шрифтов передают специфические качества и характеристики.
Очень важную роль в создании эффекта играет размер используемого шрифта. Часто относительно мелкий шрифт создает ощущение большей доверительности и важности информации.
Каждая гарнитура шрифта имеет свои функции и особенности. Так, например, авторами сайта [www.comrat.iatp.md/fonts/pvsh.htm] была предпринята попытка дать описание следующим шрифтам:
- шрифты типа СоиГД-бГ вызывают образы старых машинописных писем, которые обычно приходили из госучреждений в 70-х годах;
- шрифты рукописного стиля Monotype
COTsiva, < fас ladder '/-ТТГ. ^^duiar^/ian 0
■ и др. вызывают ассоциации со старым
каллиграфическим стилем, обладают качеством эмоционального смягчения - автор как бы наклоняется, чтобы поговорить с читателем лично, это попытка передать дружелюбие и близкие отношения;
- шрифт Mayday, более «очеловеченные» шрифты с круглыми «О» и «хвостиками» кажутся дружественными и нежными;
- шрифты Verdana или Hoefler
Text вызывают «легкое ощущение оптимизма без утраты чувства уважения»16.
Выбор рисунков шрифта для оформления книги определяется в первую очередь характером издания.
Так, для литературно-художественных изданий рисунок требует большей индивидуализации, чем в других изданиях, а в некоторых случаях и отражения в рисунке шрифта художественно-стилевых и других особенностей, характерных для того или иного произведения.
Н. Дубина указывает на то, «что наиболее важными графическими признаками, которые должны быть учтены при выборе рисунка шрифта для оформления, в частности, литературно-художественных произведений, являются особенности контура рисунка шрифта (например, классически строгие построения либо построения с различными стилизованными или декоративными элементами в рисунках шрифтов типа елизаветинской или академической гарнитур), пространственный строй и цветность шрифта, которые в основном зависят от контраста штрихов (соотношения между основными и соединительными штрихами), от пропорции сторон и характера засечек»17. Цветность шрифта принимается во внимание при учете особенностей, характерных для произведения того или иного автора и главное, при учете связи рисунков шрифтов с другими элементами оформления изданий.
Н. Дубина в своей статье приводит результаты сравнительного анализа шрифтового оформления русских дореволюционных, советских и зарубежных изданий, который показал, что рисунок шрифта в плане его художественных особенностей соответствует содержанию того или иного произведения. В качестве примера Н. Дубина приводит Собрание сочинений
A. С. Пушкина, для которого в издательстве «Эфрон» в целях «достижения историчности впечатления» (как говорится в предисловии к этому изданию) был специально создан шрифт, ныне известный всем под названием елизаветинского; сочинения символистов, в частности
B. Я. Брюсова (издательство Сирина, 1913), где использовался шрифт с модернистскими элементами (гарнитуры Коринны)17.
С. П. Нестеренко в своей работе попыталась определить особенности регулирующей способности каждой из исследуемых ею гарнитуры шрифта в процессе восприятия печатного текста; создать классификацию, способную дифференцировать разные гарнитуры шрифта в зависимости от специфики их регулирующего воздействия. По итогам проведенного психолингвистического исследования С. П. Нестеренко считает возможным создание классификации гарнитур шрифта по трем основаниям: 1) по степени проявления ассоциативности, 2) по степени соотнесенности с графемой, 3) по характеру эстетизированной эмоции.
Ассоциативность проявляется в способности гарнитуры шрифта вызывать у читателя, по мнению С. П. Нестеренко, «процесс сопоставления структурно-художественных особенностей гарнитуры с внешними по отношению к ней явлениями»18.
Соотнесенность с графемой характеризуется способностью гарнитуры шрифта являться «абстрактной языковой единицей», т. е. графемой18.
Эстетизированная эмоция проявляется в способности гарнитуры шрифта вызывать у читателя «эстетически окрашенные эмоции» -положительные, отрицательные и амбивалентные, т. е. включающие и положительные и отрицательные эмоции19.
Различные шрифты являются носителями коннотации. Шрифтовая коннотация отражает эмоциональное осмысление значения текста. В зависимости от одного только начертания букв то же самое слово или текст может производить различные эмоциональные впечатления. Используя шрифты, например, с готическим начертанием, автор не только отражает какую-то информацию, но и формируют определенную причастность к эпохе Средневековья или древним традициям. Такой прием часто используют крупнейшие западноевропейские газеты. Их названия набраны готическим шрифтом.
Таким образом, та или иная гарнитура шрифта, согласно С. П. Нестеренко, способна
вызвать у реципиентов эстетически окрашенные эмоции. Так, например, шрифты Futuris
и Pragmatica оцениваются как нейтральные с точки зрения эмоциональных качеств, а с точки зрения эстетических - строгие. Шрифт
Cooper вызывает добрые эмоции и является привлекательным; шрифт Inform - веселый и декоративный, а такие шрифты, как
GRANITE и Ш вызывают негативные эмоции. Granit - злой, пугающий, неуклюжий, Tractir - тревожный, отталкивающий2".
Каждый шрифт отличается яркой индивидуальностью и образностью рисунка. При всем многообразии шрифтов, рисунок букв должен быть органично связан с содержанием текста. Следовательно, наглядная структура шрифта отражает внутреннюю структуру текста, обеспечивает удобство восприятия различных по назначению и значению компонентов, быстрому выявлению читателем важной информации, подводя его к прочтению, интерпретации и усвоению всего текста.
Таким образом, нами были рассмотрены различные классификации шрифтов, чье количество огромно и все они разнообразны. Однако общепринятой классификации нет. Это говорит о том, что шрифты носят отчетливый национальный характер. И все же те классификации, которые существуют на сегодняшний день, дают нам четкое представление о функциональных возможностях шрифтов. В зависимости от одного только начертания букв то же самое слово может производить совершенно различные эмоциональные впечатления и нести определенный ассоциативно выделенный смысл.
Также следует отметить, что мало внимания уделено такой проблеме, как использование различных гарнитур шрифта и их воздействие на читателя в художественных произведениях. Все исследования, как правило, относятся к рекламной сфере и СМИ.
Примечания
1 Шрифты. Классификация шрифтов. URL : http://www.fontov.net/shrifti-klassifikacia.
2 Словарь полиграфических терминов. URL : http: //www. litera. com .ua/slovar.htm.
3 Шрифты. Классификация шрифтов.
4 См.: Нестеренко, С. П. Гарнитура шрифта как фактор регуляции восприятия текста (экс-
периментальное исследование) : дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003. С. 12-13.
5 Шмелева, А. Классификация шрифтов : практика и проблемы // Publish. 2003. № L
6 Дубина, Н. Шрифты, которые мы выбираем... и шрифты, которые выбирают нас // Компью-Арт. 2000. № 4.
7 См.: Нестеренко, С. П. Указ. соч.
8 Капр, А. Эстетика искусства шрифта. М., 1979. 146 с.
9 Там же. С. 15.
10 Ярмола, Ю. А. Компьютерные шрифты. СПб. : BHV-Санкт-Петербург, 1994. 203 с.
11 См.: Нестеренко, С. П. Указ. соч. С. 12-13.
12 Дубина, Н. Указ. соч.
13 См.: Нестеренко, С. П. Указ. соч. С. 40
14 Телингатер, С. Б. Искусство акцидентного набора. М., 1965. 228 с.
15 Осетрова, О. Шрифт в рекламном дизайне // RELGA. 2005. № 11 (113).
16 Психология восприятия шрифтов. URL : http: //www. comrat. iatp md/fonts/pvsh htm.
17 Дубина, H. Выбор рисунка шрифта // Ком-пьюАрт. 2004. № 1.
18 Нестеренко, С. П. Указ. соч. С. 166.
19 Там же. С. 167.
211 Там же. С. 164.