Научная статья на тему 'Эстетика шрифтов в современной типографике'

Эстетика шрифтов в современной типографике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3397
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШРИФТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТИПОГРАФИКА / ШРИФТОВОЕ ИСКУССТВО / FONT / CLASSIFICATION / TYPOGRAPHICS / FONT ART

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурашкин И. С., Решетова М. В.

В статье раскрываются закономерности современной типографики, рассматриваются классификационные признаки шрифтов. Анализируются ведущие научные тенденции в их оценке. Приводится пример классификации шрифта В. А. Фаворского, который в основу закладывал зависимость начертания от цветовой моделировки. Он относил в своей классификации гарнитуры типа классической антиквы к группе объёмных шрифтов, что обусловливалось наличием плавных утолщений и засечек (серифов), которые ограничивают вертикаль, делая её предметной и не позволяя тонуть в белом. Этим важнейшими и в то же время простыми для наблюдения признаками определяется, с одной стороны, эстетический образ шрифта, а с другой комфортность восприятия и удобство чтения. По итогам анализа выводятся группы шрифтов по способу начертания, то есть наклону и характеру очка, его ширине и насыщенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AESTHETICS OF MODERN FONTS IN TYPE-CHART

The article reveals the laws of modern typography the signs of font classification are also considered. The leading research trends in their assessment are analyzed. An example of the classification of the font of V. A. Favorsky is given here, who laid the dependence of the mark on the color modeling as the basis. He relates for his classification sets headset as a type classical antikva to the group of volume fontsthat determining the presence of elk-smooth bulges and serif (serifs) which limits making it the subject and not letting sink it in white. This is the most important, and at the same time simple to observe signs, on the one hand, the aesthetic image of the text, and on the other the comfort and convenience of perception of reading are determined. Following the results of the analysis the Font group on the process for tracing is displayed, that is the slope and character points, its breadth and richness.

Текст научной работы на тему «Эстетика шрифтов в современной типографике»

16. Malygina I. V. Empire imperatives: flight from freedom or escape from bondage? (Or what the book of N. A. Hrenov "Culture and Empire" holds bask). Voprosy Kul'turologii. 2014, No. 9, pp. 94-98. (In Russian)

17. Malygina I. V. Kul'turnaia identichnost' v sovremennoi Rossii: poisk novykh modelei [Cultural identity in modern Russia: search of new models]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 3, pp. 43-48.

18. Malygina I. V. Massovaya kul'tura i kazus samoopredeleniya, ili Novye identichnosti v drevnikh odezhdakh [Popular culture and the case of self-determination or new identity in ancient robes]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, No. 6 (50), pp. 21-25.

19. Repin I. E. Pis'ma k khudozhnikam i khudozhestvennym deiateliam. [1869-1930] [Letters to artists and art figures. (1869-1930)]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1952. 408 p.

20. Sarabyanov D. V. Istoriia russkogo iskusstva kontsa KhIKh - nachala KhKh vekov [History of the Russian art of the end XIX - the beginning of the XX centuries]. Moscow, LLC Nuclear Heating Plant Publishing House, Publishing House "Galart", 2001. 303 p.

21. Khrenov N. A. Chosen works on cultural science. Culture and empire. Moscow, Soglasie Publ., Artem Publ., 2014. 528 p. (In Russian)

22. Spengler O. The Decline of the West (In Rus. ed.: Shpengler O. Zakat Evropy, v 2 tomakh [Decline of Europe, in 2 vol.]. Moscow, Publishing house "Airis-Press", 2003-2004.)

23. Larousse P. Grand Dictionnaire universel du XIX siecle. T. XI. Paris, 1874. 22700 c

Эстетика шрифтов в современной типографике

УДК 766:003.07

И. С. Мурашкин, М. В. Решетова

Московский государственный институт культуры

В статье раскрываются закономерности современной типографики, рассматриваются классификационные признаки шрифтов. Анализируются ведущие научные тенденции в их оценке. Приводится пример классификации шрифта В. А. Фаворского, который в основу закладывал зависимость начертания от цветовой моделировки. Он относил в своей классификации гарнитуры типа классической антиквы к группе объёмных шрифтов, что обусловливалось наличием плавных утолщений и засечек (серифов), которые ограничивают вертикаль, делая её предметной и не позволяя тонуть в белом. Этим важнейшими и в то же время простыми для наблюдения признаками определяется, с одной стороны, эстетический образ шрифта, а с другой — комфортность восприятия и удобство чтения. По итогам анализа выводятся группы шрифтов по способу начертания, то есть наклону и характеру очка, его ширине и насыщенности. Ключевые слова: шрифт, классификация, типографика, шрифтовое искусство.

МУРАШКИН ИГОРЬ СЕРГЕЕВИЧ — доцент кафедры дизайна факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры, арт-директор Научно-проектного центра М. М. Калиничевой «Техническая эстетика» (г. Москва) MURASHKIN IGOR SERGEEVICH - Associate Professor of Department of design, Faculty of Mass Media and Audiovisual Arts, Moscow State Institute (University) of Culture, art director of the LLC "Research project centre of M. Kalinicheva "Technical aesthetics" (Moscow city)

РЕШЕТОВА МАРГАРИТА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой дизайна факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств Московского государственного института культуры

RESHETOVA MARGARITA VLADIMIROVNA -- Ph.D. (Art Criticism), Associate Professor, Head of Department of design, Faculty of Mass Media and Audiovisual Arts, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: [email protected] © Мурашкин И. С., Решетова М. В., 2016

I. S. Murashkin, M. V. Reshetova

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE AESTHETICS OF MODERN FONTS IN TYPE-CHART

The article reveals the laws of modern typography the signs of font classification are also considered. The leading research trends in their assessment are analyzed. An example of the classification of the font of V. A. Favorsky is given here, who laid the dependence of the mark on the color modeling as the basis. He relates for his classification sets headset as a type classical antikva to the group of volume fontsthat determining the presence of elk-smooth bulges and serif (serifs) which limits making it the subject and not letting sink it in white. This is the most important, and at the same time simple to observe signs, on the one hand, the aesthetic image of the text, and on the other — the comfort and convenience of perception of reading are determined. Following the results of the analysis the Font group on the process for tracing is displayed , that is the slope and character points, its breadth and richness. Keywords: font, classification, typographics, font art.

Шрифт в дизайне с точки зрения его пластических и композиционных возможностей является искусством, стремительно и практически неограниченно расширяющим сферу своей реализации. Деятельность дизайнера в этом поле требует определённых ориентиров, хотя абсолютных правил по выбору и сочетаниям различных видов шрифтовых гарнитур не существует. Красивый и удобный для чтения типографский дизайн требует внимательного и высокопрофессионального отношения к гармонии шрифта и различных видов изобразительных композиций, к «столкновению» шрифтов, вызывающему непредусмотренное художником напряжение, к комфортности восприятия, а также множеству других физических характеристик. Ориентацию в указанном пространстве в существенной мере облегчают классификации шрифтов, несмотря на всю сложность систематизации последних.

До начала XIX столетия в типогра-фике использовались шрифты двух основных видов - антиквенные и готические. На примере антиквы можно рассмотреть совокупность признаков, определяющих понятие буквы, её отличия от других, а в целом - общие закономерности графемы (рисунка) знака. В последней отличают такие элементы,как:

• основные и соединительные штрихи;

• засечки (нижние и верхние окончания основных и соединительных штрихов);

• наплыв (максимальное утолщение в основных крупных штрихах);

• нижние и верхние выносные элементы (части буквы, выходящие за нижнюю и верхнюю линию шрифта).

Рисунок антиквенного шрифта отражает пространственно-временные особенности культуры и искусства своего времени. В целом к основным графическим признакам шрифта относятся:

• характер контура буквы;

• плотность штриха;

• контраст между штрихами (отношение между основными и соединительными штрихами);

• наличие и форму засечек;

• внутрибуквенный просвет;

• межбуквенный пробел.

Этими важнейшими и в то же время простыми для наблюдения признаками определяется, с одной стороны, эстетический образ шрифта, а с другой - комфортность восприятия и удобство чтения.

По способу начертания, то есть наклону и характеру очка, его ширине и насыщенности, шрифты разделяются на три основные группы:

• по наклону очка различают прямые, курсивные и наклонные;

• по ширине очка определяют нормальные, узкие и широкие шрифты;

• по насыщенности шрифты делят на светлые, полужирные и жирные.

Шрифты одного и того же начертания различаются по различным кеглям. Последний определяется расстоянием между верхней и нижней стенкой литеры, измеряемым в типографических пунктах.

Основываясь на перечисленных характеристиках, различают:

• антикву старого стиля (ренессанс-ная, венецианская, итало-французская антиква);

• переходную антикву (конец XVII - вторая половина XVIII века);

• новую антикву (с конца XVIII века до начала XX века; в СССР использовалась до 80-х годов).

Проведённая для примера классификация антиквенных шрифтов в общих чертах характерна и для других видов, что даёт ключ к подходу к шрифтовым классификациям как таковым. В дальнейшем обозначилась потребность в увеличении их разновидностей, поскольку возникла необходимость в значительном расширении существующих и появлении новых шрифтов.

Активных поисков в этой области требовали:

• стремительный рост промышленного производства (XX век был объявлен эпохой индустриализации) и развитие промышленного дизайна;

• поиск единого фирменного стиля, инициированный крупными конкурентоспособными фирмами (АЭГ, Петер Беренс и другие);

• новые открытия науки и техники и развитие на этом фоне акцидентного шрифта;

• активное внедрение в дизайн компьютерных технологий и т.д.

Всё это стимулировало отход от единых классифицированных признаков и пере-

ход к поиску классифицированных систем в рамках конкретных рыночно ориентированных производств. Используемый в этих целях фирменный шрифт представляет собой шрифт текста, который применяет компания в носителях своего фирменного стиля.

Для России практическое значение имеет классификация Ра^уре - единственная шрифтовая система отечественной разработки, применимая в современных вывесках и плакатах [9]. В ней совмещаются морфологические характеристики (антиква), функциональные характеристики (акцидентные шрифты) и исторические старославянские шрифты. Такой подход не является научным, но удобным для пользования и в силу этого распространённым. Рисунок букв связывается с содержанием текста. Именно поэтому современные заведения, заимствующие названия из древнерусской или дореволюционной культуры, используют смешанные шрифтовые компоновки типа: новая антиква и гротеск (фитнес-клуб «Онегин», г. Москва, ул. Малая Полянка д. 2); старославянский шрифт, кириллическое и латинское начертания (ресторан «Годунов», г. Москва, Театральная пл., д. 5/1).

Дальнейшее развитие компьютерной графики существенно интенсифицировало процессы генерирования новых шрифтов и обострило проблемы функциональной роли гарнитур, их приспособляемости, гибкости, универсальности и т.п. Современные пакеты компьютерной графики предоставляют в распоряжение дизайнера тысячи самых разнообразных шрифтов и безграничные возможности по оформлению текста. «Можно редактировать сами шрифты и даже создавать свои собственные» [8, с. 21].

В результате обозначились две позиции. Первая из них может быть выражена точ-

кой зрения Оливера Райхенштайна (Oliver Reichenstein): «Качество шрифта не определяется тем, кажется ли он красивым фанатам типографики. Текст, написанный хорошим шрифтом, должен, в первую очередь, легко читаться». Не опровергая подобного утверждения, многие дизайнеры, работающие с типографикой, выдвигают проблемы эстетики.

Классическим выразителем противоположной точки зрения можно считать Альберта Капра, который утверждает: «Существование шрифта в качестве материального образа с потенциальными эстетическими свойствами приближает его к прикладному искусству. Тот факт, что он вместе с тем выступает в виде носителя мысли, сближает его со свободными искусствами, поскольку любое произведение искусства заключает в себе также и ассоциативный аспект» [5]. Здесь, по-видимому, вступает в диалог юза-билити и дизайн сайта, который ставит своей целью создание неповторимых, индивидуально ориентированных сайтов. Юзабилити представляется в таком случае как научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности. В рамках этой дисциплины исследуется совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности и выражающихся в применимости данного инструмента, лёгкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии. Иными словами, юзабилити - степень, в которой продукт может быть использован определёнными пользователями для достижения поставленных целей эффективно, экономично и с удовольствием в заданном контексте использования [11].

Сопоставляя отмеченное, становится очевидным, что классификация шрифтов имеет объективные и субъективные основания, вытекающие из прагматических и эстетических аспектов восприятия. Их взаимосвязь и взаимодополняемость с позиции общей теории дизайна подчёркивал К. М. Кантор как один из основоположников его «второй волны» в шестидесятых годах прошлого столетия [4]. Несколько позднее Б. В. Валуенко отметил два основных аспекта шрифтовых наборов: функционально-смысловой, ставящий своей целью «облегчить пользование книгой, поиск, усвоение и запоминание информации, повышение "коэффициента полезного действия" книги, совершенствование её как приспособления для чтения», а с другой - эстетически выразительный, выдвигающий в качестве важной искусствоведческой программы «выявление нюансов... содержания и формы, художественное "прочтение" средствами набора» [2, с. 30].

Многообразие требований, предъявляемых к шрифтам, сделало практически невозможным разработку единых классификационных требований и предопределило появление ряда классификаций, то есть систематизацию их по группам. Одной из первых была попытка французского историка шрифта Ф. Тибодо в 20-е годы XX столетия классифицировать шрифты по форме засечек. По этому признаку он выделил четыре группы: древние, египетские, типа «эльзевир», типа «дидо». Подобный подход к классификации не получил распространения, поскольку форма засечек не может быть единственным признаком группировки шрифтов [1]. В 1959 году была опубликована так называемая десятичная классификация латинских шрифтов, в которой была сделана попытка установить тип рисунка шрифта в соответствии со стилем в изобразитель-

ном искусстве: ренессанс, барокко, новый стиль и т.д. [1]. Однако подобное деление тоже оказалось спорным и не всегда последовательным.

Немецкий исследователь шрифтов А. Капр предложил классификацию, суть которой заключалась в том, что им были установлены графические признаки, на основе которых шрифты делятся на группы. Главными из них он считал контраст между основными и соединительными штрихами, а также наличие и форму засечек. На основании подобного подхода А. Капр выделил следующие группы: классическая антиква, переходная антиква, антиква классицизма, рукописная антиква, египетские шрифты, гротески, рукописные шрифты [5].

Простые для наблюдения признаки шрифтов в конечном счёте стали основой для разработки в СССР стандарта1, согласно которому стандартные шрифты были разделены на следующие шесть основных и одну дополнительную группы:

Группа рубленых шрифтов. К этой группе относятся шрифты, не имеющие засечек.

Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. К этой группе относятся гарнитуры с несколько утолщёнными концами вертикальных штрихов (с некоторым подобием засечек).

Группа медиевальных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся по своей форме к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв.

Группа обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контраст-

1 ГОСТ 3489.1 71. Шрифты типографские (на русской и латинской графической основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Ёмкость. Дата издания 01.09.1971, дата последнего изменения 20.07.2010. Приложение № 1.

ными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с лёгким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями.

Группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными утолщёнными засечками, соединёнными с основными штрихами под прямым углом или лёгким закруглением.

Группа новых малоконтрастных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными утолщёнными засечками преимущественно с закруглёнными концами, соединительными основными штрихами под прямым углом или с лёгким закруглением.

К дополнительной группе относятся шрифты, построение и характер рисунков которых сильно отличаются от шрифтов шести основных групп [3].

В настоящее время в Интернете опубликован ряд других видов классификаций, которые, с нашей точки зрения, могут иметь как теоретическое, так и практическое использование в дизайнерской практике:

• Классификация по ATypl (Международная Ассоциация Типографов) [6].

• Классификация по стандарту DIN 16518

(Немецкий Институт по Стандартизации) [7].

• Классификация по стандарту BS 2961 (Британский институт стандартов) [17].

• Классификация шрифтов MS Windows.

• Классификация шрифтов по IBM CLASSIFICATION.

• Классификация шрифтов ParaType.

• Система описания шрифтов PANOSE.

• Классификация компьютерных шрифтов.

• Классификация шрифтов по назначению.

^ Культурология ВНТг 1

• Классификация специальных шрифтов.

• Классификация неалфавитных шрифтов.

• Классификация шрифтов по рисунку.

• Классификация шрифтов по кеглю.

• Классификация шрифтов по начертанию.

• Классификация шрифтов по форме засечек.

• Классификация шрифтов по контрасту и т.д. [18; 19].

Оригинальный подход к классификации шрифтов с позиции шрифтового искусства предпринял русский художник, искусствовед и мастер книжной графики В. А. Фаворский (1886-1964).

Он впервые обратил внимание на градацию полутонов при переходе от тонкого штриха к широкому. Согласно его мнению, буква представляет собой чёрный силуэт, обладающий особым «цветовым телом». Та или иная моделировка чёрного ставит букву в определённое отношение к белому, вследствие чего она моделирует как чёр-

Примечания

1. Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г. Книжный шрифт. Москва : Книга, 1964. 311 с.

2. Валуенко Б. В. Выразительные средства набора в книге. Москва : Книга, 1976. 128 с.

3. ГОСТ 3489.1-71. Шрифты типографские [Электронный ресурс]. URL: http://vsegost.com/Catalog/17/17816. shtml (дата обращения: 12.06.2015).

4. Кантор К. М. Красота и польза : Социологические вопросы материально-художественной культуры. Москва : Искусство, 1967. 279 с.

5. Капр А. Эстетика искусства шрифта : тезисы и маргиналии со 152 иллюстрациями / [пер. с нем. В. П. Милютина]. Москва : Книга, 1979. 124 с.

6. Классификация по ATypI (Association Typographique Internationale, Международная Ассоциация Типографов) [Электронный ресурс]. URL: http://www.atypi.org (дата обращения: 21.06.2015).

7. Классификация по стандарту DIN 16518 (Deutsches Institut fur Normung, Немецкий Институт по Стандартизации) [Электронный ресурс]. URL: http://www.webmasterpro.de/design/article/schriftklassifikation. html#goto-merkmale-9 (дата обращения: 12.07.2015).

8. Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. Москва [и др.] : Диалектика : Вильямс, 2006. 726 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Паратайп [Электронный ресурс]. URL: http://www.paratype.ru (дата обращения: 24.04.2015).

10. Скляр И. Г., Камалова Н. К. Генеалогия и морфология обрядовых культов казахов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 123-129.

11. Стандарты ISO (ИСО) на разработку технической документации (ISO DIS 9241-11 Эргономические требования к офисной работе визуальными терминалами (VDTs)) [Электронный ресурс]. URL: http://techwriters. ru (дата обращения: 18.06.2015).

12. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / [сост. и вступ. ст., с. 5-24 Е. С. Левитина]. Москва : Книга, 1986. 239 с.

ное, так и белое. И так как буква моделирует чёрное, то тем самым моделирует и белое, и чёрное, «как бы врастает в белое... иначе буква сухо лежала бы на листе в цветном отношении и как бы могла быть сброшена с листа бумаги» [12].

На этом основании В. А. Фаворский разработал классификацию шрифтов, согласно которой шрифты делятся на плоскостные, когда буквы как бы совпадают с плоскостью листа, объёмные, когда возникает ощущение, что буква лежит, возвышаясь над поверхностью листа, и пространственные, когда создаётся впечатление, что шрифт лежит глубже, чем поверхность листа [12]. Исходя из цветовой моделировки, В. А. Фаворский относил в своей классификации гарнитуры типа классической антиквы к группе объёмных шрифтов, что обусловливалось наличием плавных утолщений и засечек (сери-фов), которые ограничивают вертикаль, делая её предметной и не позволяя тонуть в белом.

13. Флиер А. Я. Некоторые закономерности исторического социокультурного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 30-34.

14. Фонтов.нет [Электронный ресурс]. URL: http://www.fontov.net (дата обращения: 27.07.2015).

15. Чарная И. В. Объёмы культурного производства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 180-187.

16. Шарковская Н. В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 136-141.

17. Font problem [Электронный ресурс]. URL: http://www.fontproblem.narod.ru (дата обращения: 18.06.2015).

18. Perfect C., Rookledge G., Baines P. Rook-ledge's Classic International Typefinder. London: Laurence King Publishing Ltd, 2004.

19. XFONT.RU [Электронный ресурс]. URL: http://www.xfont.ru (дата обращения: 18.06.2015). References

1. Bol'shakov M. V., Grechikho G. V., Shitsgal A. G. Knizhnyi shrift [Book font]. Moscow, Publishing House «The Book», 1964. 311 p.

2. Valuenko B. V. Vyrazitel'nye sredstva nabora v knige [Set means of expression in the book]. Moscow, Publishing House "The Book", 1976. 128 p.

3. GOST 3489.1-71. Fonts are typographical. Available at: http://vsegost.com/Catalog/17/17816.shtml (accessed: 12.06.2015).

4. Kantor K. M. Krasota i pol'za: Sotsiologicheskie voprosy material'no-khudozhestvennoi kul'tury [Beauty and advantage: Sociological questions of material and art culture]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 967. 279 p.

5. Kapr A. Ästhetik der Schriftkunst. Thesen und Marginalien. Leipzig: Fachbuchverlag, 1977. (In Rus. ed.: Kapr A. Estetika iskusstva shrifta: tezisy i marginalii so 152 illiustratsiiami [Esthetics of art of a font: theses and marginalias with 152 illustrations]. Moscow, Publishing House "The Book", 1979. 124 p.)

6. Classification by ATypI (Association Typographique Internationale, International Association of Printers). Available at: http://www.atypi.org (accessed: 21.06.2015).

7. Classification by the DIN 16518 standard (Deutsches Institut fur Normung, the German Institute on Standardization). Available at: http://www.webmasterpro.de/design/article/schriftklassifikation.html#goto-merk-male-9 (accessed: 12.07.2015).

8. Knabe G. A. Entsiklopediia dizainera pechatnoi produktsii [Encyclopedia of the designer of printed materials]. Moscow, Williams Publishing, 2006. 726 p.

9. Parataip. Available at: http://www.paratype.ru (accessed: 24.04.2015).

10. Sklyar I. G., Kamalova N. K. The genealogy and morphology of ritual cults of Kazakhs. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 123-129. (In Russian)

11. The ISO standards (ISO) on development of technical documentation (ISO DIS 9241-11 Ergonomic requirements to office work as visual terminals (VDTs)). Available at: http://techwriters.ru (accessed: 18.06.2015).

12. Favorsky V. A. Ob iskusstve, o knige, o graviure [About art, about the book, about the engraving]. Moscow, Publishing House «The Book», 1986. 239 p.

13. Flier A. Ya. Some regularities of historical sociocultural development. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 30-34. (In Russian)

14. Fontov.net. Available at: http://www.fontov.net (accessed: 27.07.2015).

15. Charnaya I. V. Volumes of cultural production. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 180-187. (In Russian)

16. Sharkovskaia N. V. Innovative forms of the organization of leisure of the student youth. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 136-141. (In Russian)

17. Font problem. Available at: http://www.fontproblem.narod.ru (accessed: 18.06.2015).

18. Perfect C., Rookledge G., Baines P. Rook-ledge's Classic International Typefinder. London: Laurence King Publishing Ltd, 2004.

19. XFONT.RU. Available at: http://www.xfont.ru (accessed: 18.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.