Научная статья на тему 'Проблема ценностного самоопределения личности в психологических исследованиях'

Проблема ценностного самоопределения личности в психологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривцова Е. В.

В данной статье рассматривается проблема ценностного самоопределения в современной науке. Представлены подходы к самоопределению и ценностному самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема ценностного самоопределения личности в психологических исследованиях»

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© Кривцова Е.В.*

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово

В данной статье рассматривается проблема ценностного самоопределения в современной науке. Представлены подходы к самоопределению и ценностному самоопределению.

На современном этапе развития общества актуализация проблемы самоопределения продиктована сложившейся ситуацией в стране. В связи с социально-экономическим кризисом происходит переосмысление отношения человека к окружающей действительности, цели и назначения человеческой деятельности. Переосмысление позволит личности самоопределиться и найти свое место в различных сферах жизнедеятельности.

Термин «самоопределение» используется в психологии, педагогике, социологии, философии для обозначения процесса формирования жизненной перспективы, взросления личности, выбора профессии. Как показывает анализ научной литературы, понятие «самоопределение» является достаточно сложным и неоднозначным.

Обобщая наиболее распространенные в наши дни научные концепции и взгляды, мы можем выделить несколько подходов к исследованию этого феномена, а также рассмотреть основные проблемы, связанные с применением данных подходов.

В философии проблема самоопределения рассматривается в русле традиционных вопросов - что такое человек, каков смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблемы взаимоотношения человека и общества. Данная проблема отражена в работах современных философов - М.Л. Розова, Н.И. Кузнецовой, П. Шульца, Л.М. Архангельского, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого и др.

Социологический подход к самоопределению представлен в работах В.Т. Лисовского, Е.И. Головахи, Н.Ф. Наумовой, П.О. Кенкманн, А.А. Ма-туленис, С.В. Скутневой, Э.А.Саар, И.И. Харченко и др. С точки зрения социологии самоопределение относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни.

В педагогическом подходе под самоопределением понимают установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе (Н.Г. Алексеев, О.С. Газман, В.И. Слободчиков, И.Д. Фрумин, А.В. Кирьякова и др.).

* Старший преподаватель кафедры «Социальная работа и менеджмент социальной сферы»

Кирьякова А.В. считает, что выбор человеком не просто бытийных деталей жизни, а поиск и обретение ее смысла путем возвышения потребностей и восхождения к общечеловеческим ценностям составляет сущность феномена самоопределения, являющегося этапом ценностных ориентаций человека [9].

Исследователи А.П. Вехова и А.Н. Кузибецкий в своем понимании самоопределения близки к позиции А.В. Кирьяковой и полагают, что важное место в самоопределении занимает понимание и рефлексия человеком своих возможностей, ограничений и устремлений, которые и детерминируют индивидуальное своеобразие будущей деятельности [3].

Таким образом, в педагогическом подходе внимание акцентируется на готовности к самоопределению, формировании самоопределения и создании соответствующих условий.

Философский, социологический, педагогический подходы к проблеме ценностного самоопределения обогатили понятийный аппарат и методическое обеспечение психологической науки.

Психологический подход к проблеме самоопределения личности представлен в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сафина,

А.К. Марковой, В.И. Слободчикова, Е.Л. Климова, И.В. Дубровиной и др.

По мнению С.Л. Рубинштейна, именно в понятии «самоопределение» заложена суть принципа детерминизма, заключающегося в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Рубинштейн С.Л. особо подчеркивал не только зависимость личности от обстоятельств и условий жизни, но и зависимость жизни от личности. При этом личность выступает как субъект жизни. В изучении личности автор выделяет три аспекта: что хочет личность (направленность, потребностно-мотивационная сфера), что может личность (способности и склонности), что есть человек (характер) [13]. На наш взгляд, данные аспекты способствуют самоопределению человека.

Самоопределение понимается А.Н. Леонтьевым как глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное следствие которого - избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими [11]. С точки зрения автора, человек должен занимать активную позицию и на каждом повороте жизненного пути, человеку необходимо от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе, и все это нужно делать, а не только подвергаться влияниям среды.

Сафин В.Ф. рассматривает самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. Автор предлагает рассматривать самоопределение с точки зрения психологического механизма - как осознание и соотнесение сущностных сил субъекта (внутренних условий):

а) желаний, стремлений, ценностей, целей (компонент «хочу»);

б) способностей, склонностей, возможностей (компонент «могу»);

в) психофизиологических и характерологических особенностей (компонент «имею») с внешними воздействиями и требованиями (компонент «надо») и принятие на их основе решений и претворение их в жизнь [15].

Можно заметить, что точка зрения В.Ф. Сафина не противоречит подходу к самоопределению С.Л. Рубинштейна.

Ряд исследователей рассматривает самоопределение как новообразование юношеского возраста (Л.И. Божович, И.С. Кон и др.). Как отмечает Л.И. Божович, «самоопределение осуществляется через деловой выбор профессии и через общие, лишенные конкретности искания смысла своего существования» [2].

Для наших исследовательских целей наиболее близка точка зрения К.А. Альбухановой-Славской, в соответствии с которой самоопределение - это свободное избрание человеком своей судьбы. Механизм самоопределения, с точки зрения автора, - интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации, центральным моментом самоопределения является собственная активность, осознанное стремление личности занять определенную позицию. Также, отмечает автор, вопросы самоопределения занимают особое место в системе жизнедеятельности человека [1]. Самоопределившаяся личность - это «субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений» [15, с. 65]. «Самоопределившаяся личность» является синонимом «социально созревшей» личности. Основной характеристикой такой личности является соблюдение норм, принятых в обществе, и ориентированность на определенные групповые, коллективные и общественные ценности.

В данном контексте личность предстает как динамическая, развивающаяся и изменяющаяся система, а ее жизненный путь как специфический, развернутый во времени процесс, в котором сталкиваются две основные детерминанты: внешняя и внутренняя, исходящая от самого субъекта. Субъектом становится только личность, способная разрешать противоречие между внешними и внутренними детерминантами жизни, таким образом, создавая условия для самореализации, самовыражения. В данном случае активность личности выступает как реальная организация времени жизни, его потенцирование, ускорение, расширение, ценностное наполнение.

Психолого-культурологический подход к проблеме самоопределения представлен в работах Л.С. Выготского и др. Согласно учению Л.С. Выготского, индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, ин-териоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности, одновременно экстериоризируются (самореализуются) психические процессы [4].

Представляет интерес точка зрения А.В. Салькова, который под «самоопределением» понимает «способность личности к самостоятельному построению своей жизни, к осмыслению и регулированию жизни в соответствии с собственными ценностными ориентациями» [14].

В психологической науке существуют наряду с понятием «самоопределение» близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосущест-вление, которые нередко раскрываются «через увлеченность значимой работой» (А. Маслоу), через «дело», которое делает человек (К. Ясперс). Самоактуализация, согласно А. Маслоу, это продолжительный процесс, при котором способности человека используются творчески и полностью. Это путь неустанной работы, активной жизни и осознания своей связи со всем миром [16, с. 520]. По мнению К. Роджерса, это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма, это стремление к полной самореализации [16, с. 447]. Франкл В. определяет полноценность человеческой жизни через его способность «выходить за пределы самого себя», а главное -находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни [16].

Обобщив существующие дефиниции самоопределения в рамках различных подходов, можно констатировать, что практически все ученые близки в своем понимании самоопределения: сущностной характеристикой самоопределения является выбор собственной позиции, которая зависит от внутренней активности субъекта. Таким образом, в психологической науке самоопределение изучается как личностное новообразование, связанное с такими свойствами личности, как внутренняя позиция, ответственность, направленность, самостоятельность и т.д.

Для уточнения понятия «самоопределение» исследователи (Н.С. Пряж-ников, А.В. Сальков, В.Д. Повзун, М.Р. Гинзбург, Н.Н. Истомина и др.) выделяют различные его типы: жизненное, личностное (как высший уровень жизненного самоопределения), профессиональное, самоопределение в культуре (как высший уровень личностного самоопределения), ценностно-смысловое и т.д.

Самоопределение рассматривается как сложный, многоступенчатый процесс развития человека, и разные типы самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.

Ценностное самоопределение в исследованиях Е.А. Латуха и В.Д. Повзун рассматривается как основа любого другого вида самоопределения, поскольку переоценка ценностей происходит на протяжении всей жизни человека и для каждой конкретной личности существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с ее собственными ценностями, то есть проблема ценностного самоопределения.

Отметим, что идея взаимосвязи самоопределения личности с ценностями принадлежит М.Р. Гинзбургу. С его точки зрения, самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и обозначает активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего существования. Ценностно-смысловое или самоопределение относительно ценностей, по его мнению, является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека и выступает основанием собственного развития [6, с. 25]. Ценностно-смысловое самоопределение порождает и обуславливает самоопределение личности в социальной, профессиональной, семейной и других сферах жизни общества.

Говоря о сущности ценностного самоопределения, большинство авторов (Е.А. Латуха, В.Д. Повзун, А.В. Кирьякова, Е.В. Кострюкова, Т.А. Носова, А.А. Преснов) делают акцент на том, что это, прежде всего, процесс, акт и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств самоосуществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни. Ценностное самоопределение - это основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы, осуществляемой на основе ценностных ориентации как результат сложного динамического образования [12].

Рассматривая ценностное самоопределение, Е.А. Латуха определяет его как процесс формирования внутренней позиции личности по отношению к людям и ценностям, соотнесения своих жизненных планов, самооценки, стратегий и установок с этой позицией.

По мнению Е.А. Латуха, ценностное самоопределение - это «сложный процесс вхождения личности в социум, предполагающий поиск смысла профессиональной деятельности и согласованность ценностных ориентаций личности. Это процесс развития ценностного отношения к явлениям действительности в ценностные ориентации в сфере жизненно важных интересов личности. Ценностное самоопределение заключается в установлении новых отношений между «образом Я» и ценностями» [10].

Именно ценностное самоопределение, с точки зрения Е.А. Латуха,

В.Д. Повзун и др., помогает понять суть отношений между «образом Я» и ценностями.

Как отмечают В.Д. Повзун, А.В. Сальков, ценностное самоопределение личности выступает как условие взаимодействия «человек-мир» [14]. На разных уровнях этого взаимодействия самоопределение проявляется в нахождении личностью своего места в мире, в отношении к общечеловеческим ценностям и проблемам человечества, в определении своего места в обществе, системе общественных отношений, в функционально-ролевой интерпретации своего социального статуса и формировании ценностносмыслового ядра личности.

По мнению О.И. Генисаретского, ценностные изменения составляют не просто фон, но скрытую основу разного рода трансформаций, предпо-

сылку экономических, политических и социальных реформ (концепция человеческих факторов модернизации) и их конечную критериальную цель (концепция человеческих качеств образа жизни) [5].

На важность роли ценностей в самоопределении индивида указывают Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусь. Они полагают, что для личности «основная плоскость движения - нравственно-ценностная» [8, с. 122]. Область ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества - язык этого взаимодействия. Ведущая роль ценностей для формирования личности, обретение ценности есть обретение личностью самой себя.

Как отмечает Е.И. Головаха, «самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности», ее ориентации на будущие жизненные перспективы и далее приходит к выводу, что исследование самоопределения должно осуществляться обязательно в контексте жизненной перспективы, важнейшим элементом («ядром») которой являются ценностные ориентации, жизненные планы и цели [7]. Мы разделяем точку зрения данного автора и полагаем, что ценностные ориентации это основа самоопределения личности. Ценностные ориентации способствуют познанию и осознанию человеком мира и себя в нем, что позволяет, делая выбор, определяться с целями и строить планы.

Изменения в ценностном сознании человека являются закономерным результатом человеческой жизни и составляют основное содержание процесса переопределения личности. Жизнь человека - это «история актуализации одних ценностей и низвержение других» [13]. Незавершаемость процесса ценностного самоопределения подтверждается постоянной переоценкой ценностей, которая происходит на протяжении всей жизни человека. Именно это позволяет нам утверждать, что ценностное самоопределение личности является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека и выступает основанием собственного развития. Соответственно в различные возрастные периоды ценностное самоопределение имеет свою специфику.

Присвоение личностью всех накопленных обществом ценностей носит избирательный характер. Этот выбор ограничивается направленностью личности, так как выбор ценностей - это выбор не только лучших ценностей, но и наиболее соответствующих направленности развития личности. Кроме того, выбор ограничивается «совокупным жизненным ресурсом личности», под которым понимаются энергия (состояние здоровья), время (возраст, резерв жизненного времени), природные преимущества (пол, способности), социальные преимущества (образование, социальное происхождение, квалификация, профессия), самооценка, уровень притязаний личности.

Обобщая точки зрения исследователей на ценностное самоопределение, отметим, что ценностное самоопределение - сложный психологиче-

ский феномен, который представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в пространстве и времени, это определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной позиции, концепции в пространстве культуры и времени истории.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни [Текст] / К.А. Абуль-ханова-Славская. - М., 1991. - 300 с.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1998. - 464 с.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М., 1991. - 120 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1991. - 480 с.

5. Генисаретский О.И. Культурно-антропологическая перспектива [Текст] / О.И. Генисаретский // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. - М., 1995. - С. 5-40.

6. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Г инзбург // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев, 1988. - 144 с.

8. Зейгарник Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст] / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. - М., 1980. - 157 с.

9. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография [Текст] / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 188 с.

10. Латуха Е.А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности: автореф. дис. ... канд. филос. наук [Текст] / Е.А. Ла-туха. - Новосибирск, 1999. - 18 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 2004. - 352 с.

12. Реализации ценностного подхода к педагогике школы: монография [Текст] / Под ред. А.В. Кирьяковой. - М., 2000.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб., 2002. - 720 с.

14. Сальков А.В. Взаимосвязь ценностного самоопределения и мотивации достижения у студентов университета [Текст] / А.В. Сальков // Вестник ОГУ. - 2002. - № 2. - С. 111-119.

15. Сафин В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности [Текст] / В.Ф. Сафин, Г.П. Ников // Психологический журнал. - 1984. -Т. 5. - № 4. - С. 65-73.

16. Фрейджер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения (Психологическая энциклопедия) / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. - СПб., 2002. - 864 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.