Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

французского малого и среднего бизнеса в отношении России положительная, также поддерживается взаимовыгодный контакт и создаваемый Российско-Французский Центр Развития

Внешнеэкономического Сотрудничества будет этому способствовать.

Использованные источники:

1. http://www.mcx.ru/news/news/v7_show/17059.285.htm;

2. http://www.euroinfocenter.ru/novosti/perspektivy-sotrudnichestva-kaluga-lion;

3. http://www.agropages.ru/.

4. Жирнов, А.В. Инвестиции и развитие материально-технической базы сельского хозяйства / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина //Экономика и социум. - 2014. - № 4 (13).

5. Лапшин, Ю.А. Состояние машинно-тракторного парка Приволжского региона и перспективы его развития / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина А.В. Жирнов // Международный научный журнал. - 2014.-№6. С.32-36

6. Жирнов, А.В. Экономические санкции и продовольственная безопасность / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути решения. - Ульяновск: УГСХА, 2015. - С. 147-149.

7. Жирнов, А.В. К вопросу о продовольственной безопасности в условиях санкций / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Международный научный журнал. -2015. - №1. - С. 7-11.

Жирнов A.B., к. э. н.

доцент Кутыркина М.А. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В условиях развития национальной экономики достаточно остро обозначена проблема трудоустройства молодых специалистов высших и средне - специальных учебных заведений. Важность проблемы достигается на региональном уровне. Регионы страны различаются, прежде всего, по уровням экономического развития и жизни населения. Именно данный факт определяет главные проблемы трудоустройства выпускников. Полученная квалификация опытного специалиста, не будучи востребованной, полностью утрачивается. Что же касается недавних выпускников, которым не нашлось применения в экономике, то фактически специалистами, готовыми к самостоятельно полноценной профессиональной деятельности, их считать нельзя вообще.

В современных условиях несоответствие образования потребностям рынка труда выражается в двух формах. Структурное, это когда количество

выпускников тех или иных профессий не соответствует заявленному работодателями спросу на эти профессии. Либо несоответствие может быть качественное, когда уровень образования не соответствует уровню знаний, умений и навыков, необходимых для участия в конкретном процессе труда. Выпускникам ВУЗов в регионе достаточно сложно найти работу по специальности, приобретённой в процессе обучения. Во-первых, это объясняется преобладанием на рынке труда специалистов (чаще экономического профиля) и недостатком лиц, владеющих рабочими специальностями. Часто ВУЗы выпускают специалистов «низкого качества», фактически неготовых к реальной работе, но имеющих завышенные амбиции и требования к будущему месту работы. Часто будущая профессия выбирается исходя из таких понятий, как «мода», «престиж». В результате этого на рынке труда происходит дисбаланс в пользу отдельных специальностей, что в свою очередь порождает неравное соотношение спроса и предложения. Как итог: условия работы по «модной» профессии могут снижаться с одновременным увеличением требований, предъявляемых работодателем к претенденту. В это самое время спрос на лиц, владеющих не столь популярными профессиями, становится выше предложения, что делает их трудоустройство более вероятным и лёгким [6].

Сложное положение также в Пензенской области и с трудоустройством выпускников профессиональных училищ и лицеев. В органах службы занятости области имеется достаточно вакансий по рабочим профессиям, их не удается заполнить за счет выпускников профессионально-технической школы. Данный факт непосредственно связан с тем, что выпускникам присваивается III квалификационный разряд, а большинству предприятий требуются рабочие более высокой квалификации: 1У-У1 разрядов. Предприятия же не имеют средств, необходимых на дополнительное обучение непосредственно на рабочих местах.

Число выпускников ВУЗов и ССУЗов, которые не нашли работу после окончания учебного заведения, в настоящее время достаточно велико. По данным Государственной службы занятости населения Пензенской области во втором квартале 2014 года за содействием в поиске подходящей работы обратились 910 граждан в возрасте 20-24 лет, что составляет 6 % от общего числа обратившихся [1].

Причины такого положения могут быть следующие:

1) Отсутствие стажа работы. В основном, работодатели желают принять на работу специалиста с опытом работы 1-2 года. Проблема в том, что получить этот опыт негде, поскольку не трудоустраивают.

2) Несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. Вакансии есть в сельском хозяйстве, строительстве, производстве, торговле и здравоохранении.

3) Низкий уровень оплаты труда. Работодатели предлагают специалистам без опыта работы довольно низкую заработную плату. Кроме того, некоторые работодатели берут на работу только после прохождения

неоплачиваемой стакировки в течение 2-3 месяцев. Молодых людей это не устраивает.

В регионе наметилась тенденция снижения доли выпускников среди общего числа безработных. Для успешного трудоустройства выпускников необходимо взаимодействие учебных заведений с работодателями, которое предполагает:

- встречи студентов с потенциальным работодателем;

- организация экскурсий студентов на предприятия;

- организация практик и стажировок на предприятиях;

- заключение договоров о трудоустройстве выпускников.

Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в ВУЗах. Цель функционирования базовых кафедр состоит не только в повышении качества подготовки выпускников, но и в обеспечении их ранней адаптации к условиям совершенного производства.

Успешному трудоустройству выпускников призваны содействовать центры и службы трудоустройства, функционирующие при учебных заведениях. Они осуществляют взаимодействие с работодателями и помогают подобрать подходящую работу выпускникам и студентам, желающим подработать. Приобретение опыта работы еще в процессе обучения существенно облегчает последующее трудоустройство.

Для молодых людей, которые по какой-либо причине не желают работать по специальности, существует возможность пройти переобучение. Данные услуги предоставляет Государственная служба занятости населения Пензенской области. За второй квартал 2014 года переобучение прошли 82 человека, впервые ищущие работу, и 11 из них успешно трудоустроились [1]. К тому же проводится временное трудоустройство выпускников, что позволяет им получить стаж, необходимый для поиска постоянной работы.

Также данная служба осуществляет и психологическую поддержку граждан, ищущих работу. Во втором квартале за психологической поддержкой обратились 441 человек в возрасте 16-29 лет [1].

Пензенская область вошла в состав победителей конкурса в сфере отбора региональных программ модернизации систем образования и науки РФ в 2011 году. По итогам конкурса региону из федерального бюджета выделены субсидии на усовершенствование учебных программ и укрепление взаимосвязи с предприятиями

Использованные источники:

1. Информационный портал Государственной службы занятости населения Пензенской области [Электронный ресурс]

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс]

3. Официальный сайт Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области [Электронный ресурс].

4. Попова Н.В., Бочкова Н.В. Роль государства в регулировании

регионального рынка труда // Человек и труд: научно-практический журнал. - 2010. - № 5. - М., 2010. - С.39-41.

5. Попова Н.В.. Бочкова Н.В., Круглова А.В. Образование и структурное неравновесие на региональном рынке труда // Человек и труд: Научно-практический журнал. - 2011. - № 5. - М., 2011. - С.39-42.

6. Попова Н.В. Безработица на рынке труда г. Пензы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе: научно-информационный журнал. - 2013. - № 3(7). - С. 56-62.

7. Трудоустройство молодых специалистов: опыт, проблемы, перспективы: сборник трудов Международной научно-практической видеоконференции. -Уфа: БИСТ, 2011. - 156 с.

8. Юрасов И.А., Попова Н.В. К вопросу оптимизации отношений между работодателями и системой высшего профессионального образования // Человек и труд: Научно-практический журнал. - 2009. - № 7. - М., 2009. - С. 47-48.

9. Кутыркина, М.А. Анализ кадрового потенциала предприятий АПК Пензенской области / М.А. Кутыркина, А.В. Жирнов//Экономика и социум. -2014. - № 4 (13).

10. Жирнов, А.В Участие агробизнеса в развитии сельских территорий / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых «Устойчивое развитие сельских территорий: теоретические и методологические аспекты» Ульяновск. - 2014. -С.68-73.

11. Жирнов, А.В. Роль охраны труда в обеспечении мотивации работника / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина//Экономика и социум. - 2014. -№ 3-1(12). - С.647-650.

12. Лапшина, Е.Ю. Социальный пакет как фактор повышения экономических результатов работы предприятия /Е.Ю Лапшина, Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин // Материалы III-ой Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука XXI века- Ульяновск: УГСХА, 2010. - С. 111-113.

13. Жирнов, А.В. К вопросу о продовольственной безопасности в условиях санкций /А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Международный научный журнал. -2015. - №1. - С. 7-11.

Жирнов A.B., к. э. н.

доцент Машковская О.В. студент 4 курса РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА На сегодняшний день проблема продовольственной безопасности довольно сложная и многоаспектная, ее можно рассматривать как по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.