Научная статья на тему 'Проблема трансформации ценностных ориентиров в ситуации интенсификации межкультурных контактов (искусство как средство синтеза)'

Проблема трансформации ценностных ориентиров в ситуации интенсификации межкультурных контактов (искусство как средство синтеза) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Фадеева Т.Е.

Статья посвящена анализу вопроса культурной и цивилизационной идентичности, рассмотрению проблемы общечеловеческих ценностей и трансформации ценностных ориентиров в условиях глобализации и исследованию роли искусства как инструмента культурного синкретизма в условиях формирования глобальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема трансформации ценностных ориентиров в ситуации интенсификации межкультурных контактов (искусство как средство синтеза)»

52

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. Центр Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий (ЦНРМЦР). Отдел реставрации графики. 1980.

3. Национальный музей истории Азербайджана. Реставрационная лаборатория. 1968.

4. Национальный музей искусств Азербайджана. Реставрационная лаборатория. 2010.

5. Управления Мусульман Кавказа. Реставрационная лаборатория рукописи. 2013.

Сейчас у нас в республике в каждом районе создаются историко-краеведческие музеи. А экспонаты большинства из них нуждаются в реставрации, которую можно было бы проводить прямо на месте, не транспортируя их за сотни километров в Баку. Для этого необходимо создавать реставрационные лаборатории в регионах. Это очень большая проблема. Выше перечисленные лаборатории находятся в столице. Только Центр Научной Реставрации Музейных Ценностей и Реликвий (ЦНРМЦР) принимает экспонаты из регионов, но и у этого центра площадей для реставрации и нужного оборудования не хватает. Надеемся, что очень скоро в регионах, историко-краеведческих музеях будут созданы реставрационные лаборатории. Ведь именно от реставраторов во многом зависит судьба бесценных творений народа.

Список литературы:

1. Агаева Ф. Художники - Реставраторы из «Бейлар - Мечети» // Газ. «Малодежь Азербайджана». - Баку, 1992. - № 13.

2. Бабаев Г. Художник-реставратор: в чем суть и трудности работы. -«Баку», 14 декабря 1970. - № 292.

3. Бабаева И. Дороги жизни Фархада Гаджиева. Вышка. - «Баку». 3 сентября 1999.

4. Гаджиева Г. Повреждения бумаги и их реставрация. Сборник Национальный музей истории Азербайджана. - Баку, 2006. - 457 с.

5. Хабибова С. Азим Азимзаде 1880-1943. Сарват. - «Баку», 2013. - 104 с.

ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СИТУАЦИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ (ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО СИНТЕЗА)

© Фадеева Т.Е.*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Статья посвящена анализу вопроса культурной и цивилизационной идентичности, рассмотрению проблемы общечеловеческих ценностей

Аспирант.

Искусствоведение

53

и трансформации ценностных ориентиров в условиях глобализации и исследованию роли искусства как инструмента культурного синкретизма в условиях формирования глобальной культуры.

Ключевые слова глобализация, массовая культура, глобальная культура, искусство.

Термин «массовая культура» относится к достаточно широкой предметной и духовной области жизни человека. Массовая культура стала возможна в первую очередь благодаря развитию технологий связи и тиражирования: Наряду с интернационализацией экономики и унификацией роли денег отличительной чертой современной глобализации и в определенной степени ее закономерные порождением стало также формирование массового общества и соответствующей ему массовой культуры, для которой благодатной почвой послужили, с одной стороны, интернационализация общественной жизни и резко возросшее взаимовлияние различных культур на поверхностном, фрагментарном и упрощенном уровне, ведущее к имитации и тиражированию образцов высокой культуры, а с другой стороны, активное развитие средств массовой информации, воспроизводящих в любых количествах унифицированную культуру, мировоззренческие клише, речевые штампы, стереотипы мышления, поведения и образа жизни [5, с. 257].

«Массовая культура» в повседневной жизни воспринимается как понятие, имеющее негативный характер. Однако следует помнить, что сама по себе массовая культура - это закономерное следствие глобализации, это результат развития технологий, которые позволяют транслировать, распространять и тиражировать любые культурные феномены, то есть и такие, которые вызывают у нас одобрение и высокую оценку, и те, что мы расцениваем негативно.

Одно из наиболее частых обвинений, обращенных в адрес глобализации, - обвинение в покушении на культурную идентичность индивида, вовлечение его в «массовое общество», формирование у миллионов людей на планете одинаковых социо-культурных стереотипов с помощью средств массовой информации и коммуникации. Естественной реакцией на появление «человека-массы» является стремление противопоставить ему соответствующую этнокультурную самобытность и этнические ценности.

Необходимо также заметить, что «массовое общество», «массовая культура» формируется на основе установок, свойственных западной цивилизации, в силу ряда причин социального, политического и экономического характера. Среди них можно назвать господство английского языка, претендующего на роль мирового, доминирующего в сети Интернет («около 80 % хранящейся на электронных носителях информации записано на этом языке» [3, с. 177]), деятельность транснациональных корпораций, включающую в себя агрессивную рекламную политику, благодаря которой рестораны быстрого питания, парки развлечений, супермаркеты и пр. пользуются неиз-

54

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

менным спросом во всех регионах планеты, феномен Голливуда как «фабрики грез» для всего мира, перенесение производства из развитых стран в развивающиеся и т.д. Не раз и не два исследователи утверждали, что глобализация «играет на руку» Западу, но не Востоку (прежде всего в экономическом плане). Бергер П. в книге «Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире» констатирует: «... есть зарождающаяся глобальная культура, и она по своему происхождению и содержанию американская» [1, с. 9]. Соответственно, реакция незападных стран на эту «американизацию» часто носит негативный характер, что обуславливает возрастающие противоречия между Западом и Востоком (столкновение менталитетов) и Севером и Югом (богатые страны vs бедные страны).

Неудивительно, что вопрос о культурной и цивилизационной идентичности попадает в фокус общественного внимания и начинает звучать все чаще. Все больше социологов начинают разрабатывать феномен идентичности (Х. Беккер, Э. Эриксон, Р. Тернер, Т. Триандис и др.). Кроме того, в сферу внимания исследователей попадают и другие понятия: «культурная диффузия», «культурный взрыв», «культурный шок», синдром «информационного пресса» и т.д., таким образом, целый ряд следствий культурной глобализации еще требуют дальнейшего осмысления. Особенный интерес вызывают вопросы, связанные с возможностью формирования глобальной культуры, носителем которой потенциально будет являться каждый житель планеты. По всей вероятности, ее можно будет описывать в категориях культурного синкретизма, мультикультурализма и плюрализма. Формирующуюся глобальную культуру можно будет сравнивать с лоскутным одеялом, сложным образованием, каждый элемент которого одинаково ценен и участвует в создании неповторимого облика общемировой культуры. Однако одеяло это постоянно перешивается, одни элементы-лоскуты исчезают, другие изменяются, новые появляются, ведь глобальная культура - динамическая система, в которой происходят сложнейшие процессы.

Зотов А.Ф. заметил: «Важнейшим компонентом глобальной культуры, без которой она самоубийственна, должна быть весьма совершенная подготовка всего населения планеты к условиям жизни в мире глобальной культуры... Основой глобальной культуры призвано стать образование, опирающееся на этические общечеловеческие ценности» [2, с. 203-205]. Однако что считать общечеловеческими ценностями?

Свобода и демократия являются западными ценностями, но отнюдь не восточными. Человеческая жизнь в рамках отдельных культур не является ценностью, как и, скажем, институт семьи. Содержание понятия «счастье» является дискуссионном вопросом. В ряде стран права человека не соблюдаются. Это дает нам основание говорить о том, что понятие «общечеловеческие ценности» носит не объективный, а конвенциональный характер, т.е. оно должно стать результатом соглашения между людьми, как участниками

Искусствоведение

55

планетарных процессов. Нужно стремиться к замене дихотомии «свой-чу-жой» на «свой-другой», где «другой», являясь носителем иной культуры, не будет восприниматься в качестве врага, агрессора, завоевателя, колонизатора, реформатора или же в качестве объекта для «освоения», «интернирования» или агрессии, поводом для которой является «инаковость». Оценочная модель «свое - хорошо, чужое - плохо» в рамках современной ситуации является тупиковой, т.к. порождает непреодолимые противоречия, враждебность, ксенофобию. Однако необходимо учитывать, что имеет место явное и скрытое навязывание различным странам модели «свое - плохо, чужое - хорошо», что представляет серьезную опасность для народа этой страны и ее целостности, а по сути является попыткой формирования в этих странах «пятых колонн».

Индивид в ситуации культурной глобализации является носителем, с одной стороны, национальной культурной парадигмы (здесь важно культивировать оценку «свое - хорошо»), с другой стороны, - мировой культурной парадигмы, предполагающей уважение и интерес к другим культурам, попытку понять их фундаментальные основания, отказ от оценочных суждений. Культурное многообразие является залогом духовного самообогащения и духовного развития человечества.

По мнению социолога Н.Р. Маликовой, ситуации межэтнического мира и межконфессионального согласия, как известно, обусловливают распространение и в полиэтнических национальных государствах, и в мировом сообществе представлений о культурных различиях как гранях многоцветной и прекрасной в своей целостности культурной мозаике человечества. С возведением культурных различий в ранг жестких непреодолимых фронтальных символических границ в мире минимизируется потенциал развития демократизации, глобальной «культуры мира», основанной на достижениях мировой культуры, на общечеловеческих ценностях мировой цивилизации. Ценностью культурной глобализации является ценностная ориентация на достижение единства мира в культурном многообразии [4, с. 215].

Поиск путей преодоления неизбежных конфликтов является одной из приоритетных задач современной социальной мысли. Немалую помощь в этой задаче может оказать искусство, способное вырваться за границы мировоззренческих условностей, языка и т.д. Например, художница Ян Лиу в минималистической форме демонстрирует отличия западной цивилизации от восточной, это тот самый случай, когда «картина стоит тысячи слов». Так, искусство способно дать индивиду возможность встать на позицию другого, посмотреть на проблему его глазами, «пройтись в его туфлях». Не понять досконально, но ощутить сопричастность на некоем фундаментальном уровне, про который писал еще Р. Киплинг в своей бессмертной «Балладе о Востоке и Западе». Искусство стремится как соединить в себе онтологически разобщенное, так и снять напряжение диалектических противоречий, воз-

56

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

никающих в рамках парадигмы, ставящей во главу угла бинарные оппозиции, и синтезировать реалии культурной глобализации, верифицируя тем самым позитивные стратегии формирования как национальных, так и глобальной культурной идентичности.

Список литературы:

1. Бергер П. Введение. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. - М., 2004. - 378 с.

2. Зотов А.Ф. Глобальная культура // Глобалистика: Междунар. энцикл. словарь. - М.; СПб.; Нью-Йорк, 2006.

3. Кристал Д. Английский язык как глобальный. - М.: Весь мир, 2001.

4. Маликова Н.Р. Социальное измерение глобализации. - М.: РГГУ, 2012. - 294 с.

5. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.