правами, наложение процессуального штрафа в случаях недоказанности исковых требований со стороны истца и доказанности этих фактов со стороны ответчика [8].
Список литературы
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Рос. газета. - № 137. - 27.07.2002.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 19.12.2016) // Рос. газета. - № 220. - 20.11.2002.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Рос. газета. - № 49. - 11.03.2015.
4. О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе: постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 (ред. от 25.01.2013) // Вестн. ВАС РФ. - № 5. - Май. 2012.
5. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16.03.2016) // Консультант Плюс: справ.-правовая система.
6. Бернэм У., Решетникова И. В., Прошляков А. Д. Судебная адвокатура. -СПб., 1996. - С. 134.
7. Зайцев И. М. Ложь в гражданском судопроизводстве // Сов. юстиция. -1989. - № 11.
8. Коваленко А. Г. Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. - М.: Норма, 2002. - С. 158.
9. Коваленко А. Г. Исследование средств доказывания в гражданском процессе / под ред. К. К. Червякова. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1989. - С. 12.
10. Курылев С. В. Объяснения сторон как доказательство в советском гражданском процессе. - М., 1956. - С. 33, 77.
11. Решетникова И. В. Доказательственное право в гражданском судопроизводстве. - Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 1997. - С. 297.
12. Треушников М. К. Судебные доказательства. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2005. - С. 184.
13. Фокина М. А. Свидетельские показания в системе средств доказывания в гражданском судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1991.
14. Юдин А.В. «Улики поведения» в гражданском и арбитражном процессе (к вопросу о доказательственном значении фактов процессуального поведения лиц, участвующих в деле) // Вестн. гражданского процесса. - 2016. - № 4. - С. 12-32.
Н. Э. Нигматьянова
Проблема территориального раздела Антарктики
Антарктика - южная часть Земли, которая включает в себя Антарктиду и прилегающие к ней акватории Тихого, Атлантического и Индийского океанов с морями Амундсена, Росса, Беллинсгаузена,
против себя, обезопасит стороны и третьих лиц от необходимости давать ложные показания. См.: Решетникова И. В. Доказательственное право в гражданском судопроизводстве. Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 1997. С. 297.
75
Уэдделла и некоторыми другими. Это самый большой на планете природный заповедник, практически не тронутый человеком [1].
Активное промышленное освоение региона началось в середине XX столетия. Во время освоения материка были обнаружены большие запасы меди, рудного сырья, молибдена, сернистого железа, также было обнаружено месторождение нефти и залежи угля. Некоторые ученые называют Антарктику последней «кладовой» Земли. Исходя из вышеперечисленных ресурсов, нетрудно догадаться, чем продиктованы геополитические интересы различных государств. Антарктика имеет огромное значение как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но как справедливо разделить ее территорию между странами и можно ли это сделать вообще?
Первые официальные территориальные претензии в Антарктике были заявлены в начале XX в. В 1908 г. Великобритания объявила о подчинении губернатору Фолклендских островов Земли Грейама, а также островов Южная Георгия, Южных Оркнейских, Южных Сандвичевых и Южных Шетландских. В 1923 г. было объявлено о том, что в подчинение Новой Зеландии включена земля Росса, а в 1933 г. к Австралии отошла большая часть Восточной Антарктиды, исключая только Земли Адели.
В 1938 г. Франция установила свой антарктический сектор между 136° и 142° восточной долготы к югу от 60-й параллели.
Правительство Норвегии заявило о намерении включить в свой состав острова Петра I и Буве, а также объявило своим сектором участок земли между английскими и австралийскими владениями.
Аргентина не принимала во внимание претензии Англии и объявила своими владениями Южные Оркнейские острова, а в 1946 г. были выставлены более обширные требования в Южнополярной области.
В 1940 г. правительство Чили присоединило к своим владениям земли расположенные между 53° и 90° западной долготы вплоть до Южного полюса. В итоге одни и те же земли были объявлены территориями разных стран: Британии, Аргентины и Чили.
Во всех государствах, заявивших о своих владениях в Антарктике, были созданы уполномоченные органы для «управления» этими землями.
В XX в. еще две державы до начала Второй мировой войны заявили свои требования появления их секторов. Так Германия предъявляла требования о создании «немецкого антарктического сектора», но после поражения в войне не упоминала о нем, хотя формально и не отказывалась от земель. Япония после подписания Сан-Францисского мирного договора, подписанного в 1951 г. была вынуждена отказаться от своих претензий [1].
Интересно, что Россия (на тот момент СССР) и США никогда не предъявляли своих прав на Антарктику. Несмотря на это, они не признали претензии других государств. Соединенные Штаты заявили, что они не одобряют секторальный раздел Антарктики, однако оставляют за собой право на территории, обнаруженные с помощью американских исследователей. Россия заняла почти аналогичную позицию.
Еще несколько стран, таких как Бразилия, Уругвай, Перу, Эквадор, собирались предъявить претензии, но не успели их оформить.
К середине XX в. основными претендентами на раздел Антарктики являлись семь стран: Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили. К этому времени Антарктика находилась на грани территориального раздела. Если бы он осуществился, то перекрыл бы всем остальным странам доступ в этот регион. Учитывая, что на одни и те же земли претендовали сразу несколько стран, можно предположить, что могла бы даже начаться война. В любом случае последствия были бы очень тяжелыми. Благодаря ряду объективных благоприятных причин подобный раздел удалось предотвратить.
В 1959 г. прошла Международная конференция по Антарктике, в которой принимали участие 12 государств (Аргентина, Австралия, Франция, Чили, Бельгия, Япония, Норвегия, Новая Зеландия, СССР, США, Великобритания, Южно-Африканский Союз). На конференции был выработан документ, который вступил с силу в 1961 г. - Договор об Антарктике. В соответствии с ним все территориальные претензии «замораживаются».
Договор не признает суверенитета какой-либо страны в Антарктике, но вместе с тем не отрицает существующие территориальные претензии, запрещая лишь предъявление новых [2]. Антарктика признается нейтральной территорией, которая может быть использована только в мирных целях, на данной территории запрещено использовать и тестировать оружие, создавать военные базы, разрешена только научная и исследовательская деятельность. За несоблюдение условий договора предусмотрен ряд санкций, прописанных в договоре.
Договор стал воплощением сбалансированного компромисса между странами. Государства все же пошли на международное урегулирование режима использования Антарктики, хотя они и не отказались от своих прав на участки материка и постоянно пытаются напоминать о них.
За последние десятилетия в связи с научным прогрессом и новыми достижениями в освоении Антарктики, возможностью увеличить эксплуатацию природных ресурсов возникла новая волна заинтересованности спорящих государств.
Следует отметить, что взгляды ученых на раздел Антарктики существенно расходятся. Можно выделить три основные теории.
1. Согласно первой теории, эффективное освоение шестого материка невозможно потому, что там нельзя обосноваться без постоянного снабжения извне. Земли Антарктики никому не принадлежат и не могут принадлежать, следовательно, все желающие могут находиться на них в научных целях, ради охоты или иных промыслов.
2. Теория кондоминиума говорит о том, что Антарктика должна управляться всеми державами с помощью международной организации, для создания которой следует созвать международную конференцию.
3. Сторонники секторальной теории считают, что вся Антарктика может быть разделена на секторы, полностью принадлежащие различным государствам, как это сделано в Арктике.
Все страны, успевшие официально оформить свои притязания до подписания Договора об Антарктике, придерживаются теории секторов. Такой раздел подразумевает наличие прав не только на открытые земли, но и до сего времени неизвестные. Для обоснования прав на какой-то определенный сектор чаще всего выдвигаются следующие доказательства: принцип географического соседства, которое подразумевает влияние южнополярного климата или стратегическое значение этой территории; факт продолжения берегового основания государства антарктической землей; параллель широты, которая ограничена общими меридианами; право географического открытия; непрерывный контроль или оккупация этой территории [2].
Секторальный подход является одним из удобных и уже опробованных на практике, однако у него много противников. Так, американский юрист Р. Хейтон полагает, что географическое соседство, или, иными словами, «притяжение», не дает государствам никаких прав на владение Антарктикой. Он считает невозможным тот факт, что остальные страны и народы готовы просто так уступить все права на незаселенные и богатые в сырьевом отношении земли государствам, которые по счастливой случайности располагаются ближе. Таким образом, одностороннее установление секторального раздела Антарктики противоречит интересам большинства [2].
Многие страны заявляют свои требования относительно Антарктики и после подписания договора, придерживаясь секторального подхода, в связи с этим можно предположить, что существующий договор об Антарктике недолго сможет гарантировать спокойствие и мир в этом регионе.
На данный момент из-за проведения научно-исследовательских работ на Антарктике, расхищения ресурсов и использования дизельного топлива над Антарктикой начали образовываться озоно-
вые дыры, что привело к таянию льдов и снижению популяции нескольких видов животных. Разделение Антарктики на сектора только усугубит данные обстоятельства, и запасы пресной воды, которые составляют около 80 % могут быть уничтожены. Чтобы избежать возможной экологической катастрофы, полагаем необходимым признать Антарктику наследием всего человечества. Данный факт будет означать, что она никогда не сможет быть разделена среди суверенных государств. Также необходимо сократить проведение научно-исследовательских работ на данном материке. Однако на такой сценарий, по всей вероятности, не согласятся спорящие страны, они не захотят новой мировой войны, но в то же время не смогут отказаться хотя бы от смутных надежд на получение богатых земель Антарктики.
Так или иначе, на данный момент проблема раздела Антарктического региона является актуальной и требует скорейшего разрешения.
Список литературы
1. Лазарев М.И. Антарктика: национальный раздел или интернациональный подход? - М., 1989.
2. Международно-правовой статус Антарктики // ТАСС: информационное агентство России. [Электронный ресурс]. - URL: http://itar-tass.com/info/895684 (дата обращения: 11.03.2017).
Е. М. Павлик, Е. С. Павлова
Проблемы отграничения угона от хищений транспортных средств: уголовно-правовые вопросы
В современных условиях актуальность научного анализа проблем предупреждения угонов и хищений транспортных средств обусловлена взаимосвязанными процессами развития экономических отношений собственности и ростом преступных посягательств на нее. Утверждение рыночных отношений в России, с одной стороны, привело к появлению класса собственников и признанию права собственности одним из важнейших естественных прав человека; а с другой стороны, сопровождается весьма опасным с криминологической точки зрения, резким имущественным и социальным расслоением населения. Подобные условия, как известно, являются питательной средой для формирования корыстных побуждений, стимулируют криминальное перераспределение собственности.
Отрицательные составляющие сложного пути становления новых социально-экономических, политических, культурных и иных общественных отношений проявляются также в спаде производ-