Научная статья на тему 'Проблема сущности и функций Советского государства в трудах профессора А.П. Косицына'

Проблема сущности и функций Советского государства в трудах профессора А.П. Косицына Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Советское государство / сущность государства / функции государства / государство диктатуры пролетариата / общенародное государство / Soviet state / essence of state / functions of state / state of dictatorship of proletariat / people’s state

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Татьяна Николаевна

Актуальность: современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется растущим интересом к государству и его управленческим возможностям. Государство остается единственным институтом, способным обеспечивать неуклонное и безопасное развитие общества и личности. В контексте управления государство и его аппарат публичной власти являются наиболее эффективной социально-политической организацией, обеспечивающей упорядоченность общественных отношений с помощью юридических средств. Функции государства способствуют созданию и поддержанию общественного и правового порядка, что является необходимым условием для самореализации личности, общественного прогресса, гарантии прав и свобод человека. Однако следует отметить, что функциональные характеристики государства были осмыслены и признаны социально значимыми недавно. Советскими учеными-юристами впервые было проведено комплексное исследование функций государства, что привело к формированию отдельной научной теории. В свете этого важным и актуальным является обращение к научным трудам доктора юридических наук, профессора Александра Павловича Косицына, исследования которого внесли значительный вклад в развитие теории функции советского государства. Постановка проблемы: вопрос определения функций государства на любом этапе развития является фундаментальным для науки государства и права. Это связано с тем, что функции государства отражают его сущность и социальное предназначение. Понимание главного и определяющего в государстве возможно благодаря изучению его функций. Функции государства также определяют его структуру. Структура государственной деятельности зависит от системы общественных отношений, на которые государство оказывает воздействие. Изменение функций приводит к изменению структуры государства. Вопрос о функциях государства до сегодняшнего дня остается дискуссионным. В юридической литературе встречаются противоположные подходы к определению и классификации функций государства. Особый научный интерес вызывают работы Александра Павловича Косицына, которые представляют собой значимую теоретическую и методологическую основу для изучения деятельности современного государства. Цель исследования: выявление вклада профессора А.П. Косицына в развитие юридической науки. Методы исследования: общенаучные (диалектический, анализ, синтез), частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический). Результаты и ключевые выводы: в настоящее время трудно найти научную работу, посвященную функциям государства, которая бы не включала ссылки на труды А.П. Косицына. Научное наследие ученого включает более 110 работ, наиболее цитируемыми являются: «Социалистическое государство: Закономерности возникновения и развития» (Москва, 1970), «Государство всего народа» (Москва, 1963), «Социализм и государство» (Москва, 1976), они до сих пор остаются важными источниками информации и оказывают влияние на современные исследования в области функций государства. Таким образом, труды ученого стали неотъемлемой частью научного обсуждения функций государства, а разработанная им теория функций Советского государства внесла значимый вклад в развитие юридической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Essence and Functions of the Soviet State in the Works of Professor A.P. Kositsyn

The relevance: the modern stage of the development of human civilization is characterized by a growing interest in the state and its managerial capabilities. The State remains the only institution capable of ensuring the steady and safe development of society and the individual. In the context of governance, the state and its apparatus of public power are the most effective socio–political organization that ensures the ordering of public relations through legal means. The functions of the State contribute to the creation and maintenance of social and legal order, which is a necessary condition for the selfrealization of the individual, social progress and the guarantee of human rights and freedoms. However, it should be noted that the functional characteristics of the state have been comprehended and recognized as socially significant recently. For the first time, Soviet legal scientists conducted a comprehensive study of the functions of the state, which led to the formation of a separate scientific theory. In light of this, it is important and relevant to refer to the scientific works of Doctor of Law, Professor Alexander Pavlovich Kositsyn, whose research has made a significant contribution to the development of the theory of the function of the Soviet state. The problem statement: the question of determining the functions of the state at any stage of development is fundamental to the science of state and law. This is due to the fact that the functions of the state reflect its essence and social purpose. Understanding the main and defining in the state is possible through the study of its functions. The functions of the state also determine its structure. The structure of state activity depends on the system of social relations on which the state has an impact. The change in functions leads to a change in the structure of the state. The question of the functions of the state remains debatable to this day. In the legal literature there are opposite approaches to the definition and classification of the functions of the state. Of particular scientific interest are the works of Alexander Pavlovich Kositsyn, which represent a significant theoretical and methodological basis for studying the activities of the modern state. The aim to statement: identify the contribution of Professor A.P. Kositsyn in the development of legal science. The research methods: general scientific (dialectical, analysis, synthesis), private scientific (formal legal, comparative legal, historical). The results and key conclusions: currently, it is difficult to find a scientific work devoted to the functions of the state, which would not include references to the works of A.P. Kositsyn. The scientific heritage of the scientist includes more than 110 works, the most cited are: “The Socialist state: Patterns of origin and development” (Moscow, 1970), “The State of the whole People” (Moscow, 1963), “Socialism and the State” (Moscow, 1976), still remain important sources of information and influence modern research in the field of state functions. Thus, the scientist’s works became an integral part of the scientific discussion about the functions of the state, and the theory of the functions of the Soviet state developed by him made a significant contribution to the development of legal science.

Текст научной работы на тему «Проблема сущности и функций Советского государства в трудах профессора А.П. Косицына»

Сергеева Татьяна Николаевна,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров), Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: bright_crystal.0@mail.ru

Научная специальность: 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки

УДК 321.01

DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-204-212

Дата поступления статьи: 15 марта 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.

Tatiana Nikolaevna Sergeeva,

Adjunct of the 3rd Faculty

(Training of Scientific and Pedagogical Staff),

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: bright_crystal.0@mail.ru

Scientific speciality:

5.1.1. Theoretical and Historical Legal Sciences

204

Проблема сущности и функций Советского государства в трудах профессора А. П. Косицына

The Problem of the Essence and Functions of the Soviet State in the Works of Professor A. P. Kositsyn

Аннотация

Актуальность: современный этап развития человеческой цивилизации характеризуется растущим интересом к государству и его управленческим возможностям. Государство остается единственным институтом, способным обеспечивать неуклонное и безопасное развитие общества и личности. В контексте управления государство и его аппарат публичной власти являются наиболее эффективной социально-политической организацией, обеспечивающей упорядоченность общественных отношений с помощью юридических средств. Функции государства способствуют созданию и поддержанию общественного и правового порядка, что является необходимым условием для самореализации личности, общественного прогресса, гарантии прав и свобод человека. Однако следует отметить, что функциональные характеристики государства были осмыслены и признаны социально значимыми недавно. Советскими учеными-юристами впервые было проведено комплексное исследование функций государства, что привело к формированию отдельной научной теории. В свете этого важным и актуальным является обращение к научным трудам доктора юридических наук,

Abstract

The relevance: the modern stage of the development of human civilization is characterized by a growing interest in the state and its managerial capabilities. The State remains the only institution capable of ensuring the steady and safe development of society and the individual. In the context of governance, the state and its apparatus of public power are the most effective socio-political organization that ensures the ordering of public relations through legal means. The functions of the State contribute to the creation and maintenance of social and legal order, which is a necessary condition for the self-realization of the individual, social progress and the guarantee of human rights and freedoms. However, it should be noted that the functional characteristics of the state have been comprehended and recognized as socially significant recently. For the first time, Soviet legal scientists conducted a comprehensive study of the functions of the state, which led to the formation of a separate scientific theory. In light of this, it is important and relevant to refer to the scientific works of Doctor of Law, Professor Alexander Pavlovich Kositsyn, whose research has made a significant contribution to the development of the theory of the function of the Soviet state.

* Ранее - старший инспектор учебного отдела Астраханского суворовского военного училища МВД России.

** Previously, he was a senior inspector of the training department of the Astrakhan Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

профессора Александра Павловича Косицына, исследования которого внесли значительный вклад в развитие теории функции советского государства.

Постановка проблемы: вопрос определения функций государства на любом этапе развития является фундаментальным для науки государства и права. Это связано с тем, что функции государства отражают его сущность и социальное предназначение. Понимание главного и определяющего в государстве возможно благодаря изучению его функций. Функции государства также определяют его структуру. Структура государственной деятельности зависит от системы общественных отношений, на которые государство оказывает воздействие. Изменение функций приводит к изменению структуры государства. Вопрос о функциях государства до сегодняшнего дня остается дискуссионным. В юридической литературе встречаются противоположные подходы к определению и классификации функций государства. Особый научный интерес вызывают работы Александра Павловича Косицына, которые представляют собой значимую теоретическую и методологическую основу для изучения деятельности современного государства.

Цель исследования: выявление вклада профессора А. П. Косицына в развитие юридической науки.

Методы исследования: общенаучные (диалектический, анализ, синтез), частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический).

Результаты и ключевые выводы: в настоящее время трудно найти научную работу, посвященную функциям государства, которая бы не включала ссылки на труды А. П. Косицына. Научное наследие ученого включает более 110 работ, наиболее цитируемыми являются: «Социалистическое государство: Закономерности возникновения и развития» (Москва, 1970), «Государство всего народа» (Москва, 1963), «Социализм и государство» (Москва, 1976), они до сих пор остаются важными источниками информации и оказывают влияние на современные исследования в области функций государства. Таким образом, труды ученого стали неотъемлемой частью научного обсуждения функций государства, а разработанная им теория функций Советского государства внесла значимый вклад в развитие юридической науки.

The problem statement: the question of determining the functions of the state at any stage of development is fundamental to the science of state and law. This is due to the fact that the functions of the state reflect its essence and social purpose. Understanding the main and defining in the state is possible through the study of its functions. The functions of the state also determine its structure. The structure of state activity depends on the system of social relations on which the state has an impact. The change in functions leads to a change in the structure of the state. The question of the functions of the state remains debatable to this day. In the legal literature there are opposite approaches to the definition and classification of the functions of the state. Of particular scientific interest are the works of Alexander Pavlovich Kos-itsyn, which represent a significant theoretical and methodological basis for studying the activities of the modern state.

The aim to statement: identify the contribution of Professor A. P. Kositsyn in the development of legal science.

The research methods: general scientific (dialectical, analysis, synthesis), private scientific (formal legal, comparative legal, historical).

The results and key conclusions: currently, it is difficult to find a scientific work devoted to the functions of the state, which would not include references to the works of A. P. Kositsyn. The scientific heritage of the scientist includes more than 110 works, the most cited are: "The Socialist state: Patterns of origin and development" (Moscow, 1970), "The State of the whole People" (Moscow, 1963), "Socialism and the State" (Moscow, 1976), still remain important sources of information and influence modern research in the field of state functions. Thus, the scientist's works became an integral part of the scientific discussion about the functions of the state, and the theory of the functions of the Soviet state developed by him made a significant contribution to the development of legal science.

Ключевые слова: Советское государство; сущность государства; функции государства; государство диктатуры пролетариата; общенародное государство.

Keywords: Soviet state; essence of state; functions of state; state of dictatorship of proletariat; people's state.

206

Познание государства любого исторического периода предполагает необходимость изучения его функций, которые являются ключевыми характеристиками и ориентирами для всего общества.

В юридической литературе обозначенный вопрос имеет значительное количество научных трудов. Одним из наиболее значимых вкладов в разработку теории функций государства являются работы советских ученых. Среди них следует отметить выдающегося го-сударствоведа Александра Павловича Коси-цына (1925-1988 гг.)1.

Проблема сущности и функций государства была одной из центральных в трудах А. П. Ко-сицына. В ходе исследования данного вопроса ученый пришел к выводу, что «...сущность государства, его характер и социальное назначение наиболее полно раскрываются в тех направлениях деятельности государства, которые в соответствии с задачами государства на конкретном этапе развития составляют его основные функции» [8, с. 324]. Точку зрения А. П. Косицы-на разделяли такие ученые, как М. И. Байтин2, В. С. Петров3, Н. В. Черноголовкин4.

Иной точки зрения придерживался профессор А. И. Денисов, который отмечал, что «.функцией государства следует называть то в его деятельности, что характеризует ее предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в каждый данный период его развития. Иначе говоря, это — содержание государственной деятельности» [2, с. 133].

Сущность и функции государства диктатуры пролетариата. Сущность социалистического государства, по мнению А. П. Косицына, «.и на этапе диктатуры пролетариата, и на современном этапе была и остается в принципе единой — социалистической» [8, с. 290]. Ученый выделял два этапа в развитии социалистического государства, каждый из которых характеризуется реализацией соответствующих функций.

1 Доктор юридических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, заслуженный работник МВД СССР, генерал-майор внутренней службы. В 1955 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по международному праву, а в 1967 г. — докторскую диссертацию на тему «Социалистическое государство. Закономерности возникновения и развития». Им опубликовано более 110 научных работ, в числе которых такие, как «История советского государства и права». Т. 1—3. Москва, 1985 г. (ответственный редактор, автор теоретических глав); монографии «Государство всего народа». Москва, 1963; «Демократия страны Советов». Москва, 1974; «Конституция общенародного государства». Москва, 1977; «Государство, рожденное Октябрем». Москва, 1987 (в соавторстве); «Советская милиция: история и современность». Москва, 1987 (ответственный редактор, автор ряда глав) [1, с. 17].

2 См.: Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.

3 См.: Петров В. С. Советское общенародное государство: основные задачи и функции // Советское государство и право. 1974. № 9. С. 119—127.

4 См.: Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. Москва, 1970.

Определение этих функций непосредственно раскрывает сущность государства.

Первый этап в развитии Советского государства представляет собой диктатуру пролетариата. По мнению А. П. Косицына, сущность пролетарского государства была двуединой.

Первая сторона сущности, по мнению ученого, это политическое насилие рабочего класса и его союзников над эксплуататорами, или подавление сопротивления эксплуататорских классов. Именно в этой сущности выражается основная функция социалистического государства, так как применяемое пролетарским государством революционное насилие основной целью преследовало социальное освобождение трудящихся, то есть уничтожение всех форм эксплуатации и угнетения. По нашему мнению, А. П. Косицын оригинален тем, что в этой деятельности он видит одновременно сущность и функцию государства.

Вторая сторона сущности диктатуры пролетариата заключается «.в его созидательной, организаторской деятельности и находит свое выражение в том невиданном доселе размахе демократии, которую диктатура пролетариата представляет всем трудящимся, то есть подавляющему большинству народа» [8, с. 292].

С момента своего возникновения социалистическое государство начало активный процесс перестройки ранее сложившейся системы общественных отношений, и главным направлением деятельности, основной сферой государственных интересов являлось экономическое строительство: «. это обусловило появление у государства диктатуры такой функции, которой никогда нигде не было у государств эксплуататорских — хозяйственно-организаторской» [7, с. 57]. Иными словами, государство начинает осуществлять контроль всех экономических процессов, происходящих в стране, к которым относятся процесс производства и распределения промышленных товаров.

А. П. Косицын отмечал, что пролетариат, овладев «командными высотами» в экономике, не передавал их в пользование рабочих коллективов и рабочего класса, а сразу обращал в достояние всего народа. Государство выступало организацией, учитывающей интересы всего общества, в связи с чем всенародная собственность принимает форму государственной социалистической собственности. В результате происходящих коренных изменений экономической сферы общественной жизни складывается достаточно масштабный «сектор» социалиста -ческой собственности, контролируя который государство постепенно переходит на высокие темпы экономического развития.

Далее ученый выделяет другое ключевое направление деятельности пролетарского госу-

дарства — культурно-воспитательную функцию, сыгравшую впоследствии решающую роль в создании социалистической культуры. Основополагающие задачи, стоявшие перед государством диктатуры пролетариата, заключались в следующем: превращение культуры из достояния немногих в достояние всех, проведение работы по ликвидации неграмотности, приобщение миллионов людей к знанию и воспитание трудящихся в духе социализма.

Значимая роль в реализации культурно-воспитательной функции принадлежала общественным организациям и сообществам. К примеру, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи активно принимал участие в осуществлении культурно-воспитательной функции государства и занимался просветительской работой, способствовал повышению инициативы и проявлению интереса к обучению и науке среди советской молодежи. Таким образом, для реализации культурно-воспитательной функции социалистическим государством проводилась масштабная культурно-просветительская работа, в которой были задействованы не только органы власти, непосредственно занимающиеся данным направлением государственной деятельности, но и общественные организации, активно поддерживающие такую работу.

В качестве следующей функции государства диктатуры пролетариата, способствовавшей успешному решению задач по социалистическому преобразованию общества, А. П. Ко-сицын выделял функцию охраны правопорядка. Следует отметить, что принцип социалистической законности с первых дней существования Советской власти определялся как важнейшее орудие борьбы за революционное переустройство общества. Победивший пролетариат должен ликвидировать старый правопорядок и законность и немедленно создать собственные законы, рассматривая отступление от них как посягательство на свою власть.

Также на первом этапе социалистического государства в области внешней политики ученый выделял функцию обороны страны от нападений извне, так как ввиду обострения международных политических отношений и внешней агрессии со стороны империалистических государств возникла необходимость создания собственных вооруженных сил для защиты границ государства от возможных захватов, планируемых иностранными империалистами.

С победой социализма у социалистического государства начинается переходный этап — от диктатуры пролетариата к общенародному государству. Особый научный интерес в изучении данного этапа, очевидно, вызван тем, что ранее выполняемая государством функция

подавления сопротивления эксплуататорских классов с постепенным переходом социалистического государства на второй этап (общенародное государство) «отмирает», так как «...по мере продвижения общества к социализму и постепенной ликвидации эксплуататорских классов первая сторона сущности социалистического государства — классовое насилие над эксплуататорами — все больше сужается и с полной победой социализма исчезает совсем» [8, с. 292].

Именно с этого момента начинается второй этап развития социалистического государства как государства общенародного.

Сущность и функции общенародного государства. По мнению некоторых советских ученых, общенародное государство определялось как новый «вид»5 или «тип»6 социалистического государства. Александр Павлович придерживался иной точки зрения, полагая, что общенародное государство «.является прямым продолжением государства диктатуры пролетариата, развивающим и совершенствующим те принципы, которые заложены в государстве нового, социалистического типа с момента его возникновения» [8, с. 288]. Также ученый полагал, что необходимо учитывать следующий факт: по мере развития общества сущность государства развивается, происходят определенные изменения, не только качественные, но и количественные. Изменения, происходящие в сущности социалистического государства, определяют переход от одного этапа развития государства к другому этапу. А. П. Косицын по этому поводу отмечал, что «.в условиях переходного периода с его антагонизмом классов и классовой борьбой насильственная и созидательная деятельность пролетарского государства является не простым механическим соединением, а внутренним, органическим единством двух сторон сущности государства социалистического типа, пронизывающим каждую его функцию» [8, с. 292].

Необходимо отметить, что с победой социализма исчезновение функции подавления сопротивления эксплуататорских классов представляет собой исчезновение одной из сторон сущности государства, что оказывает определяющее влияние на характер государственной власти и, соответственно, на осуществление всех функций государства.

Вторая сторона сущности социалистического государства — утверждение демократии ново-

5 Лепешкин А И. Программа КПСС и некоторые вопросы теории Советского социалистического государства и права // Советское государство и право. 1961. № 12. С. 3—14; Кравцов. Советское общенародное государство // Вопросы политической организации советского общества в период развернутого строительства коммунизма : сб. статей. Москва, 1962. С. 19.

6 Трапов В. Съезд мира и созидания // Знание. 1962. С. 22; Фило-ненко Н. Учительская газета. 1961. 14 сент.

208

го типа — видоизменяется, получает более полное развитие.

Всенародная социалистическая демократия становится единственным проявлением сущности государства нового типа.

В результате изменений, отмечает ученый, «. которые произошли с победой социализма в сущности государства, оно перестало быть орудием политического господства одного класса, утратив извечно присущий государству характер машины классового давления» [8, с. 294].

С переходом государства в фазу общенародного автором обоснованы внутренние его функции: хозяйственно-организаторская, контроль за мерой труда и мерой потребления, культурно-воспитательная, охраны социалистического правопорядка, прав и свобод советских граждан.

Рассмотрим каждую из этих функций подробнее.

Хозяйственно-организаторская функция. По мнению А. П. Косицына, объем данной функции «определяется главной экономической задачей советского народа, которая состоит в том, чтобы в течение двух десятилетий создать материально-техническую базу коммунизма» [5, с. 76].

В общенародном государстве начинается активный процесс обобществления производства, который способствовал росту научно-технического прогресса, что, в свою очередь, дало возможность использования последнего в производстве. Для осуществления контроля со стороны государства за темпами экономического развития и его направления в ту отрасль промышленности, развитие которой для государства является приоритетным, была создана новая система государственного контроля над экономикой, усилено правовое регулирование народно-хозяйственных отношений. В этой связи А. П. Косицын отмечает, что объективные законы могут действовать только через экономическую политику государства, которая находит выражение в законодательных и правовых актах социалистического права. Ученый подчеркивает значение хозяйственного права во всей экономической жизни страны и отмечает, что, «выступая как регулятор хозяйственных отношений, правовые нормы являются действенным средством экономических задач строительства» [8, с. 334].

Хозяйственно-организаторская функция социалистического государства представляла собой сложный и многогранный процесс, охватывающий все сферы социалистического производства, включала в себя различные формы и методы воздействия государства на экономические процессы. Для более точного определения ее роли в социалистической экономике не-

которыми авторами было предложено разделить ее на несколько экономических функций. Так, согласно, предложению профессора А. И. Денисова, хозяйственно-организаторская функция государства может быть разделена на несколько экономических функций. В широком смысле это включает все виды «прямого воздействия» государства на экономическую жизнь общества. В узком смысле под этим понимается «руководство народным хозяйством через систему государственных органов» [3, с. 334]. Но такое деление, — по мнению А. П. Косицы-на, — мало что дает, потому что в первом случае речь идет об экономической роли социалистического государства вообще, а во втором — о непосредственном выражении этой роли в его хозяйственно-организаторской деятельности. Александр Павлович выступал против идеи множественности экономических функций государства, поскольку он считал, что экономическая деятельность государства, взятая в обобщенном виде, выражается именно в его единой хозяйственно-организаторской деятельности.

Рассматриваемая функция государства на современном этапе включает в себя создание благоприятных условий для развития экономики, поддержку предпринимательства, регулирование рынка и обеспечение социальной защиты населения. В современной России данная функция имеет большое значение, так как экономическое развитие является одним из приоритетных направлений государства, имеет правовую основу в виде законодательных актов, регулирующих экономические процессы и деятельность предприятий. К ним относятся: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Экономическая роль социалистического государства не ограничивалась хозяйственно-организаторской деятельностью, так как предполагаем осуществление контроля за мерой труда и мерой потребления. Связь этих двух функций столь неразрывна, что некоторые авторы вообще отрицают самостоятельность функции контроля за мерой труда и мерой потребления [10, с. 50—52].

По мнению А. П. Косицына, это не совсем правильно: «Нельзя не видеть, что деятельность общенародного государства по контролю за мерой труда и мерой потребления выходит за рамки собственно народного хозяйства, охватывает все

расширяющуюся сферу нехозяйственного потребления, а потому не поглощается хозяйственно-организаторской функцией» [6, с. 299]. Автор отмечает, что на XXVII съезде КПСС была поставлена задача — обеспечить эффективное распределение общественного продукта и национального дохода, сделать распределительный механизм надежной преградой нетрудовым доходам, уравниловке в оплате труда — всему, что противоречит нормам и принципам социалистического общества. Таким образом, контроль со стороны государства здесь особо важен.

В условиях социализма принцип распределения труда являлся не только экономически обоснованным, но и самым справедливым. Каждый трудящийся получал от общества за всеми необходимыми вычетами ровно столько, сколько он сам отдал ему. «Такой принцип распределения, — отмечал А. П. Косицын, — исключает возможность жить за счет присвоения чужого труда и уже по одному этому предполагает равенство людей. Труд стал единственной основой, определяющей положение человека в обществе и его благосостояние» [5, с. 93].

Обращаясь к положениям Конституции СССР 1977 г., можно отметить, что она была посвящена труду и трудящимся. В тексте Конституции был закреплен принцип «от каждого — по способностям, каждому — по труду», который предусматривал государственный контроль за мерой труда и потребления. Согласно Конституции статус человека в обществе зависел от его труда и достижений. Честный труд считался не только обязанностью, но и принципом чести каждого гражданина, способного работать. Следует отметить, что наиболее важным является конституционное положение, согласно которому «труд и его результаты определяют положение в обществе» [4, ст. 14].

Очевидно, что это относится к правовому положению личности, то есть к совокупности ее прав, свобод и обязанностей.

По нашему мнению, в свете общественных изменений и государственного развития труд должен быть признан общесоциальной ценностью и основой созидания. Отметим в связи с этим позицию Д. В. Пожарского, который указывает, что «.восстановление и сохранение труда в качестве основы жизнедеятельности общества и развития личности в качестве фундаментальной социально-экономической и культурно-духовной ценности приобретают свойство важнейшей задачи обеспечения социально-экономической безопасности на современном этапе и в обозримой перспективе» [9, с. 19—20].

С хозяйственно-организаторской функцией также пересекается функция охраны социалистической собственности, поскольку обе эти функции объединяют общность предмета и це-

лей, а также единство методов. А. П. Косицын отмечал, что «...всякое посягательство на общественную собственность есть в той или иной мере посягательство на социалистический принцип распределения по труду, поэтому в таких случаях государство применяет особые методы воздействия, включая прямое принуждение, которое не характерно для хозяйственно-организаторской деятельности» [6, с. 300]. Это обстоятельство было закреплено в Конституции СССР: «Гражданин СССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина СССР — бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру» [4, ст. 61].

Таким образом, хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности в Советском государстве были взаимосвязанными и взаимодополняющими, обе они играли важную роль в обеспечении стабильности и развития социалистической экономики.

В сфере социально-культурного развития общества строительство коммунизма выдвигает большое количество теоретических и практических проблем, для решения которых необходимо активное вмешательство социалистического государства. Особенно роль государства возрастает с расширением содержания и объема той его функции, которая призвана решить проблемы социально-культурного строительства.

В научной литературе ее обычно называют культурно-воспитательной функцией, однако, по мнению А. П. Косицына, такое название не может полностью отразить многостороннюю деятельность социалистического государства в этой области.

Культурно-воспитательная функция социалистического государства была направлена на воспитание трудящихся в духе коммунизма и развитие культуры. Автор подчеркивает, что такое представление обедняет данную функцию, впрочем, как и действительную роль социалистического государства в области социально-культурного строительства, ведь в стороне остаются главные направления государства, связанные с социалистической перестройкой быта, разрешением жилищного вопроса, обеспечением здравоохранения, социального равенства между мужчиной и женщиной: «было бы правильным именовать это направление деятельности Советского государства функцией социально-культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся» [8, с. 344]. По нашему мнению, такое расширение указанной функции вполне оправдано, поскольку по мере развития социализма перед государством встала задача построения коммунизма, вы-

210

полнение которой невозможно без проведения целенаправленной воспитательной работы государством. По этой причине культурно-воспитательная функция расширилась и проникла в функцию социально-культурного строительства. Очевидно, данное обстоятельство побудило А. П. Косицына отнести культурно-воспитательную функцию к составляющей функции социально-культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся.

С помощью целенаправленной и организаторской деятельности государства возможно достичь всестороннего развития личности, приобщения всех членов общества к высотам культуры коммунизма, что активно реализовывалось в Советском государстве. Именно государство обладает такими мощными рычагами идеологического воздействия, как образование, печать, радио, кино, телевидение. Здесь основной задачей государства в сфере социально-культурного строительства выступают воспитание всех людей в духе высокой идейности, приобщение их к духовной культуре, а главным направлением культурно-воспитательной деятельности общенародного государства, в свою очередь, являются формирование у каждого советского человека уважения к общественному полезному труду и воспитание сознательной трудовой дисциплины. Здесь велика роль социалистического права, которое служит эффективным воспитательным средством.

Культурно-воспитательная функция является одной из важнейших функций Советского государства и не утратила своей актуальности на современном этапе. В наше время государство играет важную роль в сохранении и развитии культурных ценностей, формировании у граждан определенных ценностных ориента-ций, которые способствуют развитию патриотизма и национального самосознания. В этом контексте Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» является важным инструментом государственной политики в области защиты традиционных ценностей и направлен на обеспечение стабильности и развития общества.

Следующая функция, которую выделил А. П. Косицын, — функция охраны социалистического правопорядка, прав и свобод советских граждан. Человек в социалистическом обществе составляет высшую ценность, а удовлетворение его потребностей (материальных, духовных) является главной целью общественного производства.

Эта цель впервые получила закрепление на конституционном уровне (ст. 15 Конститу-

ции СССР): «.социализм расширил понятие свободы личности, включив в него не только политическое содержание (свобода слова, печати, митингов, собраний, право избирать и быть избранным), но и социально-экономическое (право на труд, отдых, жилище, образование, материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности, бесплатное медицинское обслуживание)» [6, с. 303]. Законом охраняется личная жизнь граждан, каждому гражданину дается право на защиту от посягательств на честь и достоинство. Таким образом, целью коммунизма являлся расцвет человеческой личности, которой общество и государство должны предоставить все возможности для развития ее способностей, раскрытия талантов, полноценного участия в общественной жизни.

В современных условиях данная функция государства становится все более важной, так современное общество сталкивается с новыми вызовами и угрозами, такими как киберпреступ-ность, терроризм и экстремизм. Российское государство активно работает над совершенствованием своей правовой системы и укреплением правопорядка для обеспечения безопасности и защиты прав и свобод граждан.

Общенародный характер социалистического государства проявлялся не только в его внутренних функциях, но и во внешней политической деятельности, главной целью которой было обеспечение международного положения, благоприятного для строительства коммунизма.

С развитием Советского государства появляются новые внешние функции государства, не присущие государству на первом этапе своего развития, а именно: функция укрепления нерушимой дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой системы социализма, функция поддержания сотрудничества с молодыми независимыми государствами, сбросившими ярмо колониализма и борющимися за полное уничтожение колониальной системы, функция обороны Советского общенародного государства от нападения извне.

Функцияукрепления нерушимой дружбы, братского сотрудничества и взаимопомощи стран мировой системы социализма, целью которой было укрепление взаимоотношений между странами социалистического лагеря, содействие к развитию экономических, политических и культурных связей, осуществлялась на основе принципов социалистической международной солидарности и взаимной помощи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На современном этапе, несмотря на глобализацию, транснациональный терроризм, экономическое и политическое давление со стороны западных стран, Россия продолжает активно учувствовать в межгосударственных объединениях и организациях, таких как

БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай), что позволяет укреплять отношения с другими странами, развивать торгово-экономические и культурные связи.

Функция поддержания сотрудничества с молодыми независимыми государствами, сбросившими ярмо колониализма и борющимся за полное уничтожение колониальной системы. Основной задачей данной функции было оказание финансовой, технической и военной помощи странам, борющимся за свою независимость (Азии, Африки, Латинской Америки).

В период строительства коммунизма сохраняется функция обороны Советского общенародного государства от нападения извне. Империалистические государства не могли смириться с существованием мировой социалистической системы, открыто заявляя о том, что имеют в планах ликвидировать Советский Союз и другие социалистические страны путем мировой войны. А. П. Косицын отмечал, что «империалисты отказываются принимать наши предложения о всеобщем и полном разоружении, все сильнее раскручивают маховик своей военной машины, раздувая до небывалых размеров гонку вооружений, увеличивая численность армии, доводя иногда до белого каления напряженность международной обстановки» [5, с. 98]. Соответственно, находясь в таких условиях, Советское государство вынуждено проявлять бдительность, поддерживать боевую готовность своих Вооруженных Сил на высоком уровне.

Функция обороны от нападения извне актуальна всегда. Связано это с тем, что Россия является государством с большой территорией и находится в сложном геополитическом окружении. Обеспечение безопасности и защита территориальной целостности России являются приоритетными задачами государства. В настоящее время наше государство активно развивает свои вооруженные силы, модернизирует военную технику. Также проводятся мероприятия по укреплению границ и защите критически важных объектов.

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее:

— почти все функции, рассматриваемые А. П. Косицыным, характерны как для государства диктатуры пролетариата, так и обще-

народного государства, но с присущей для каждого этапа развития государства особенностью. Данная особенность заключается в том, что с точки зрения внутреннего развития нашей страны функции общенародного государства утратили классовый характер. Их осуществление теперь немыслимо без широкого участия общества. Таким образом, происходит интеграция институтов гражданского общества в процесс функционирования государства;

— сложность в понимании сущности государства обусловливается прежде всего тем, что данное понятие является абстрактным, вследствие чего обнаружить проявление сущности возможно через призму чего-либо материально проявляющегося, а именно через функции государства, материализующие эту сущность в объективной действительности. Указанную сущность не следует воспринимать как статическое явление, поскольку она представляет собой явление исключительно динамического порядка, постоянно трансформируемое под влиянием тех или иных преобразований, которые отвечают тем или иным общественным реалиям, характерным для конкретного исторического этапа развития государства;

— не все функции Советского государства утратили свое значение с переходом к современному Российскому государству. Некоторые из них остаются важными и в современной России. Однако современное государство сталкивается с новыми вызовами и задачами, которые требуют новых подходов к реализации функций государства. Со временем меняются идеи, но содержание деятельности государства остается неизменным.

Таким образом, следует отметить значительный вклад профессора А. П. Косицына в разработку проблемы функций государства диктатуры пролетариата и общенародного государства. Теория функций Советского государства, разработанная Александром Павловичем, имеет большое значение для юридической науки, особенно для теории государства и права. Это позволяет использовать эту теорию при изучении определенных функций Российского государства. Научные труды Александра Павловича в области теории и истории государства и права являются значимым вкладом в развитие научной мысли и продолжают вдохновлять новое поколение исследователей.

Список литературы:

References:

1. Бутылин В.Н., Гранат Н.Л., Кваша Л.Ф., Яковлева Е. И. История и Современность. Кафедра государственно-правовых дисци-

1. Butylin V.N., Granat N.L., Kvasha L.F., Ja-kovleva E. I. Istorija i Sovremennost'. Ka-fedra gosudarstvenno-pravovyh distsiplin //

плин // Академия управления МВД России, Москва, 1999.

2. Денисов А. И. Методология исследования 2. экономических функций социалистического государства // Вестник Московского университета. Серия XII. Право. Москва, 1966 г. № 1. 3.

3. Денисов А. И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. Москва, 1967. 426 с. 4.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // СПС Консультант плюс (утратила силу). 5.

5. Косицын А. П. Государство всего народа. Москва, 1963. 179 с. 6.

6. Косицын А. П. Государство, рожденное Октябрем. Москва, 1987. 319 с. 7.

7. Косицын А. П. Социализм и государство. Москва, 1976. 144 с. 8.

8. Косицын А. П. Социалистическое государство. Закономерности возникновения и развития. Москва, 1970. 415 с. 9.

9. Пожарский Д. В. Труд, собственность, государство и правоохранительная система в контексте конституционного развития // Труды Академии управления МВД России. 10. 2016. № 4 (40).

10. Черноголовкин Н. В. Функции Советского государства в период развернутого строительства коммунизма. Москва, 1960. 191 с.

Akademij a upravlenija MVD Rossii, Moskva, 1999.

Denisov A. I. Metodologija issledovanija 'eko-nomicheskih funktsij sotsialisticheskogo gosu-darstva //Vestnik Moskovskogo universiteta», serija XII, «Pravo» Moskva, 1966 g. № 1. Denisov A. I. Sovetskoe gosudarstvo. Voznikno-venie, razvitie, suschnost' i funktsii. Moskva, 1967. 426 s.

Konstitutsija (Osnovnoj Zakon) Sojuza So-vetskih Sotsialisticheskih Respublik (prinjata VS SSSR 07.10.1977) // SPS Konsul'tant pljus (utratila silu).

Kositsyn A. P. Gosudarstvo vsego naroda. Moskva, 1963. 179 s.

Kositsyn A. P. Gosudarstvo, rozhdennoe Oktja-brem. Moskva, 1987. 319 c. Kositsyn A. P. Sotsializm i gosudarstvo. Moskva, 1976. 144 s.

Kositsyn A. P. Sotsialisticheskoe gosudarstvo. Zakonomernosti vozniknoveniya i razvitiya. Moskva, 1970. 415 c.

Pozharskij D. V. Trud, sobstvennost', gosudarstvo i pravoohranitel'naja sistema v kontekste konstitutsionnogo razvitija // Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii. 2016. № 4 (40). Chernogolovkin N. V. Funktsii Sovetskogo gosu-darstva v period razvernutogo stroitel'stva kom-munizma. Moskva, 1960. 191 s.

Для цитирования:

For citation:

Сергеева Татьяна Николаевна. Проблема сущности и функций Советского государства в трудах профессора А. П. Косицына // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 204—212.

Sergeeva Tatiana Nikolaevna. The Problem of the Essence and Functions of the Soviet State in the Works of Professor A. P. Kositsyn // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 204-212.

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.