Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ОБЩЕНАРОДНОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА М.И. БАЙТИНА'

ФУНКЦИИ ОБЩЕНАРОДНОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА М.И. БАЙТИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО / ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Татьяна Николаевна

В статье проводится анализ взглядов известного ученого - теоретика государства и права профессора Михаила Иосифовича Байтина на природу и содержание функций общенародного государства: внутренних и внешних. По итогам проведенного исследования сформулированы и обоснованы выводы о том, каким образом содержание функций общенародного государства, исследованных М.И. Байтиным, находит свое отражение в современном российском государстве; о новых подходах к реализации функций государства в условиях цивилизационных вызовов и в свете повышенного внимания к трансформации роли государства в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONS OF THE NATIONAL STATE IN THE WORKS OF PROFESSOR M.I. BAYTIN

The article analyzes the views of the famous scientist - theorist of state and law, Professor Mikhail Iosifovich Baytin, on the nature and content of the functions of the national state: internal and external. Based on the results of the study, conclusions are formulated and substantiated about how the content of the functions of the national state, studied by M.I. Baytin, is reflected in the modern Russian state; about new approaches to the implementation of state functions in the context of civilizational challenges and in the light of increased attention to the transformation of the role of the state in the modern world.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ОБЩЕНАРОДНОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА М.И. БАЙТИНА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-70-74 NIION: 2018-0076-8/23-586 MOSURED: 77/27-023-2023-8-586

СЕРГЕЕВА Татьяна Николаевна,

Академия управления МВД России, г. Москва, адъюнкт, e-mail: bright_crystal.0@mail.ru

ФУНКЦИИ ОБЩЕНАРОДНОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ ПРОФЕССОРА М.И. БАЙТИНА

Аннотация. В статье проводится анализ взглядов известного ученого - теоретика государства и права профессора Михаила Иосифовича Байтина на природу и содержание функций общенародного государства: внутренних и внешних. По итогам проведенного исследования сформулированы и обоснованы выводы о том, каким образом содержание функций общенародного государства, исследованных М.И. Байтиным, находит свое отражение в современном российском государстве; о новых подходах к реализации функций государства в условиях цивилизационных вызовов и в свете повышенного внимания к трансформации роли государства в современном мире.

Ключевые слова: советское государство, социалистическое государство, общенародное государство, внутренние функции государства, внешние функции государства.

SERGEEVA Tatiana Nikolaevna,

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, adjunct

THE FUNCTIONS OF THE NATIONAL STATE IN THE WORKS OF PROFESSOR M.I. BAYTIN

Annotation. The article analyzes the views of the famous scientist - theorist of state and law, Professor Mikhail Iosifovich Baytin, on the nature and content of the functions of the national state: internal and external. Based on the results of the study, conclusions are formulated and substantiated about how the content of the functions of the national state, studied by M.I. Baytin, is reflected in the modern Russian state; about new approaches to the implementation of state functions in the context of civilizational challenges and in the light of increased attention to the transformation of the role of the state in the modern world.

Key words: soviet state, socialist state, national state, internal functions of the state, external functions of the state.

В становление советской юридической науки, в частности, в области теории государства и права, значительный вклад внес Михаил Иосифович Байтин (19212009 гг.), известный советский и российский ученый - юрист, доктор юридических наук, профессор.

Исторический контекст заставил ученого обратиться к изучению функций именно социалистического государства. Исследуя вопрос о присущих государству на разных этапах его развития функциях, М.И. Байтин сформулировал определение функций социалистического государства, под которыми понимал «направления его деятельности, в которых конкретизируются его классовая сущность, цели, задачи и закономерности развития» [1, с. 191]. Несмотря на то, что многими учеными того времени это определение было поддержано, в литературе были представлены и иные взгляды на функции социалистического

государства. Одна из таких точек зрения принадлежит другому известному теоретику государства и права - И.С. Самощенко. Он уточнял, что функции государства следует рассматривать сквозь призму «его социального назначения внутри и вне страны» [9, с. 81]. Однако М.И. Байтин полагал, что данные понятия (функций и социального назначения государства) хотя и тесно взаимосвязаны, тем не менее, не могут считаться полностью совпадающими, поскольку социальное назначение государства представляет собой миссию последнего, которая как раз и определяет функции государства [1, с. 192]. Ученый критически относился также к отождествлению функций государства и видов его деятельности, которое прослеживалось в других работах [6, с. 27], полагая, что виды деятельности государства (например, законотворчество, управление, правосудие) надлежит рассматривать в качестве способов осуществления его функций [1, с. 193].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

На наш взгляд, наиболее целесообразным является рассмотрение функций государства именно как направления или стороны его деятельности. М.И. Байтиным была предпринята попытка более широкого рассмотрения функций государства, включая и другие аспекты. Функции государства рассматривались не только как цели, но и как стороны его деятельности.

Вместе с тем, Михаил Иосифович видел задачу науки теории государства и права не в умножении числа тех или иных определений юридических понятий, а в максимальном сближении и обобщении различных позиций [2, с. 340].

На этапе общенародного государства М.И. Байтиным были обоснованы такие функции государства, как:

- хозяйственно-организаторская;

- охраны правопорядка;

- оказания социальных услуг;

- регулирования труда;

- культурно-воспитательная;

- охраны природы;

- внешнеполитическая [1, с. 267-297].

Рассматривая первую функцию, М.И. Байтин

отмечал, что ее целью является создание материальной базы коммунизма, дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи страны, обеспечение в Советском Союзе высокого уровня жизни народа по сравнению с любой страной капитализма» [1, с. 267].

Реализация данной функции подтверждается XXV съездом КПСС, на котором был обозначен курс на повышение качества работы всех звеньев хозяйственного механизма страны, поднятие на новый уровень планирования в соответствии с новыми масштабами хозяйства и требованиями времени, грамотное использование экономических стимулов и методов управления, осуществление комплексного подхода к решению крупных экономических проблем.

В структуре хозяйственно-организаторской функции, как отмечал М.И. Байтин, все больший удельный вес и значение приобретают разработка и практическое осуществление крупных комплексных программ развития тяжелой промышленности, других отраслей народного хозяйства, рассчитанных на две-три пятилетки [1, с. 270].

Рассматриваемая функция государства выступает как основная. Она направлена на регулирование экономических процессов в обществе. В современных условиях, когда экономика становится все более глобализированной и сложной, актуальность данной функции не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Современное общество сталкивается с рядом экономических проблем, таких как инфляция, безработица, неравенство доходов и другие. Данное направление деятель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ности государства позволяет решить обозначенные проблемы посредством создания и обеспечения условий, необходимых для развития экономики, регулирования рынков и поддержки малого и среднего бизнеса.

М.И. Байтин справедливо отмечал, что в таких обстоятельствах необходимо активизировать направления деятельности государства по созданию единого правового и экономического пространства, обеспечению конкуренции, поддержке бизнеса [3. с. 460].

Особое значение в реализации функции охраны правопорядка ученый видел в охране социалистической собственности. Охрана народного хозяйства не сводилась лишь к пресечению уголовно наказуемых хищений, но и требовала усилить внимание к формированию общественного мнения, созданию всенародной нетерпимости к тем, кто в любой форме пытается посягать на народное добро. Рассматриваемая функция также остается актуальной в наши дни, но теперь она включает в себя также защиту частной собственности, прав и свобод граждан в целом, способствует развитию демократии и гражданского общества.

Современное общество сталкивается с рядом проблем, такими как неравенство в оплате труда, низкий уровень занятости, нехватка жилья. Социальное государство направлено на решение указанных проблем, вместе с тем оно часто рассматривается как определенный миф, имеющий временные границы своего существования и содержательного наполнения [7, 8]. М.И. Байтин же считал, что социальная функция с научной точки зрения подлежит дальнейшему изучению. Ее особенность, по мнению профессора, заключается в обеспечении повышения уровня жизни населения по линии быта [1, с. 278].

В научной литературе под социальными услугами, оказываемыми социалистическим государством членам общества, по мнению М.И. Бай-тина, нередко односторонне понимаются лишь разного рода материальные блага, предоставляемые гражданам. Так, к примеру, В.М. Чхиквадзе, касаясь соотношения культурно-воспитательной функции и функции оказания социальных услуг населению, отмечая, что обе они направлены на обслуживание советских граждан, видит различие между ними в сферах их действия - духовной (в первом случае) и в материальной (во втором) [12, с.119].

Относительно данной позиции М.И. Байтин справедливо указал на то, что важно иметь в виду и другую сторону этого направления деятельности социалистического государства, - оказание трудящимся культурных услуг, и удовлетворение их разносторонних духовных запросов.

Ученый также не признавал высказанное положение о численном постоянстве основных внутриполитических функций общенародного государства [11, с. 110].

М.И. Байтин отмечал, что у социалистического государства, которое, как и все общественные явления, находится в развитии, вполне могут возникать обусловленные фактическими обстоятельствами новые функции - и внутренние, и внешние [1, с. 277].

С переходом к современному российскому государству рассмотренная функция оказания социальных услуг не утратила своего значения. И сегодня деятельность государства направлена на предоставление услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Научный интерес вызывает функция регулирования труда, осуществление которой в социалистическом государстве, как писал М.И. Байтин, было призвано обеспечить строжайшее проведение в жизнь социалистических принципов: всеобщности труда в отношении всех трудоспособных членов общества, распределения по труду и удовлетворения личных потребностей за счет общественных фондов потребления [1, с. 272]. В связи с увеличением доходов, получаемых в виде оплаты по труду, главным источником улучшения качества жизни народа является стремительный рост фондов общественного потребления. За счет данных фондов реализуются важные меры, такие как: предоставление женщинам оплачиваемого отпуска по уходу за родившимся ребенком до достижения им одного года, увеличение минимальных пенсий для рабочих, служащих и крестьян. М.И. Байтин отмечал, что реализация данной функции способствует дальнейшему развитию торговли, улучшению снабжения населения промышленными, производственными товарами.

Относительно культурно-воспитательной функции общенародного государства ученый отмечал, что она заключается в воспитании человека нового типа - строителя коммунизма [1, с. 270]. Особое внимание в реализации данной функции автор акцентировал на государственных структурах. Он считал, что государственные органы, партия и общественные организации должны создавать необходимые условия для развития культуры и образования, формировать гражданскую идентичность и патриотизм, вести борьбу с антикультурными течениями и идеологиями, которые способны нанести вред национальной культуре и мировоззрению социалистического общества.

Рассматриваемая функций была важнейшей в советском государстве и не утратила своей актуальности на сегодняшний день. В содержание

данной функции входят: формирование культурных ценностей и нравственных устоев в обществе, поддержка научных исследований, создание необходимых условий для творчества. В настоящее время важной задачей для российского государства является улучшение качества образования, на чем сделал особый акцент в своем послании к Федеральному собранию в 2023 году Президент Российской Федерации. Так, В.В. Путин резюмировал, что в совершенствовании высшей школы важное значение приобретает синтез лучшего советского опыта и наработок последних лет.

Что касается функции охраны природы, то советское государство, как отмечал М.И. Байтин, выполняло ее начиная с первых дней своего существования, что получило отражение в ряде декретов, подписанных В.И. Лениным в 1917-1921 гг., и некоторых других нормативно-правовых актах того периода, а также в последующем развитии советского законодательства об охране природы [5, с. 45]. Основу данной функции составляют: забота об охране здоровья населения, обеспечение необходимых условий для плодотворного труда и отдыха, удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей.

М.И. Байтин выделял следующие основные внешнеполитические функции, которые выполняет социалистическое государство:

- борьба за мир;

- защита Отечества;

- сотрудничество с социалистическими странами;

- помощь народам, бор ющимся с империализмом [1, с. 286-297].

М.И. Байтин отмечал, что первая из указанных функций советского государства служит интересам народа, проникнута заботой о его благе [1, с. 289].

СССР призывал к сотрудничеству между странами, нахождению общих решений по вопросам безопасности и разоружения, выступал против использования ядерного оружия, считая, что его наличие угрожает не только миру, но и самому существованию человечества.

Реализация функции защиты Отечества заключалась в обеспечении безопасности и процветания страны, защите ее от угроз как внешнего, так и внутреннего свойства. М.И. Байтин писал, что Советский Союз, повышая свою обороноспособность, выполняет интернациональный долг, совместно с другими социалистическими странами, обеспечивая надежную защиту и безопасность всего содружества этих государств.

Несомненно, данная функция актуальна во все времена, особенно на современном этапе угроз со стороны других государств, террористи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ческих организаций, которые могут нанести ущерб суверенитету государства. В наши дни реализация данной функции может включать не только военные аспекты, но и обеспечение кибербезо-пасности, защиту критической инфраструктуры.

Сущность функции сотрудничества с социалистическими странами, по мнению М.И. Байтина, заключалась в развитии политических, экономических, научно-технических, идеологических, и других форм взаимодействия социалистических стран, основанного на принципах социалистического интернационализма и дружественных отношений народов. Реализацией указанной функции служило заключение договоров между социалистическими государствами о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые являлись надежной гарантией интересов социализма и мира.

Основной задачей последней из обозначенных функций было оказание помощи и поддержки государствам, которые находились в экономическом и социальном сложном положении, в укреплении внешнеторговых связей и экономического сотрудничества с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки.

Таким образом, с учетом анализа функций общенародного государства, выделенных М.И. Байтиным, можно сделать вывод, что с переходом к современному российскому государству не все функции советского государства утратили свое значение. Некоторые функции остаются важными и в современной России. Однако современное государство сталкивается с новыми вызовами, которые требуют новых подходов к реализации функций государства.

Концепция функций государства, разработанная Михаилом Иосифовичем Байтиным, имеет большое значение для юридической науки, особенно для теории государства и права. Она позволила современным ученым более глубоко понять и описать роль государства в обществе, его функции и задачи, что особенно актуально в свете повышенного внимания к трансформации роли государства в современном мире [4, 10]. М.И. Бай-тин внес неоценимый вклад в разработку теории функций советского государства, являющихся актуальными и на современном историческом этапе, что, безусловно, позволяет применить эту теорию в ходе дальнейшего изучения функций современного Российского государства.

Список литературы:

[1] Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1979. - 302 с.

[2] Байтин М.И. Функции государства // Общая теория государства и права. Академиче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

ский курс: в 3 т. / отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало,2002.- С. 336-353.

[3] Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков. 2-е изд. - М.: Право и государство, 2005. -544 с.

[4] Залоило М.В. Трансформация роли государства в современном мире: парадигмальные сдвиги концепции суверенитета // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. - 2023. - № 2(50). - С. 5-18.

[5] Колбасов О.С. Советское законодательство об охране природы за 40 лет // Правоведение. - 1958. - № 1. - С. 37-46.

[6] Курашвили Б.П. О системе функций государства // Проблемы государства и права. Труды научных сотрудников и аспирантов. - М., 1974. -Вып. 9. - С. 25-35.

[7] Пашенцев Д.А. Право и социальное государство: особенности взаимодействия // Социальное государство: коллективная монография по итогам круглого стола № 8 в Московском институте государственного управления и права, Москва, 01 января 2016 года / под редакцией А.Г. Чернявского. - М.: Издательство «Русайнс», 2016. - С. 46-55.

[8] Пашенцев Д.А. Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. - 2017. - № 3. - С. 89-93.

[9] Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. - 1956. - № 3. - С. 81-91.

[10] Уголовно-правовые гарантии суверенитета государства (сравнительно-правовое исследование): научно-практическое пособие // отв. ред. И.И. Кучеров, С.Л. Нудель, О.И. Семыкина. -М.: Проспект, 2023. - 352 с.

[11] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.: Юридическая литература, 1970. - 215 с.

[12] Чхиквидзе В.М. Государство, демократия, законность. - М.: Юридическая литература, 1967. - 503 с.

Spisok literatury:

[1] Bajtin M.I. Sushchnost' i osnovnye funkcii socialisticheskogo gosudarstva. - Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 1979. - 302 s.

[2] Bajtin M.I. Funkcii gosudarstva // Obsh-chaya teoriya gosudarstva i prava. Akademicheskij kurs: v 3 t. / otv. red. M.N. Marchenko. - M.: Zercalo, 2002. - S. 336-353.

[3] Bajtin M.I. Sushchnost' prava (sovremennoe normativnoe pravoponimanie na grani dvuh vekov. 2-e izd. - M.: Pravo i gosudarstvo, 2005. - 544 s.

[4] Zaloilo M.V. Transformaciya roli gosudarstva v sovremennom mire: paradigmal'nye sdvigi koncep-cii suvereniteta // Vestnik MGPU. Seriya: YUridich-eskie nauki. - 2023. - № 2(50). - S. 5-18.

[5] Kolbasov O.S. Sovetskoe zakonodatel'stvo ob ohrane prirody za 40 let // Pravovedenie. - 1958.

- № 1. - S. 37-46.

[6] Kurashvili B.P. O sisteme funkcij gosudarstva // Problemy gosudarstva i prava. Trudy nauchnyh sotrudnikov i aspirantov. - M., 1974. - Vyp. 9. - S. 25-35.

[7] Pashencev D.A. Pravo i social'noe gosu-darstvo: osobennosti vzaimodejstviya // Social'noe gosudarstvo: kollektivnaya monografiya po itogam kruglogo stola № 8 v Moskovskom institute gosu-darstvennogo upravleniya i prava, Moskva, 01 yan-varya 2016 goda / pod redakciej A.G. CHernyavskogo.

- M.: Izdatel'stvo «Rusajns», 2016. - S. 46-55.

[8] Pashencev D.A. Social'naya funkciya gosudarstva v sovremennyh usloviyah // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - 2017. - № 3. - S. 89-93.

[9] Samoshchenko I.S. O pravovyh formah osu-shchestvleniya funkcij Sovetskogo gosudarstva // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1956. - № 3. - S. 81-91.

[10] Ugolovno-pravovye garantii suvereniteta gosudarstva (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): nauchno-prakticheskoe posobie // otv. red. I.I. Kucherov, S.L. Nudel', O.I. Semykina. - M.: Prospekt, 2023. - 352 s.

[11] CHernogolovkin N.V. Teoriya funkcij social-isticheskogo gosudarstva. - M.: YUridicheskaya literatura, 1970. - 215 s.

[12] CHkhikvidze V.M. Gosudarstvo, demokra-tiya, zakonnost'. - M.: YUridicheskaya literatura, 1967. - 503 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.