Научная статья на тему 'МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ'

МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / функция / функция государства / социальная функция / классификация функций государства.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Ю.Б.

В данной статье автором рассматривается само понятие «функция» с точки зрения различных наук. Проанализированы и позиции зарубежных и российских авторов к понятию и определению «функции государства». Рассмотрены основные подходы к классификации функций государства. Автор статьи предлагает собственное определение понятий «функция» и «функция государства» и приводит собственную классификацию функций государства. Автором исследован теоретико-правовой аспект социальной функции российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ»

gs4 проблемы теории права ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-53-61 ЧЕРНЫШЕВА Юлия Борисовна,

NIION: 2018-0076-1/23-9 Московский городской

MOSURED: 77/27-023-2023-1-9 педагогический университет,

Москва, Россия, e-mail: sidorovajb@mgpu.ru

МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье автором рассматривается само понятие «функция» с точки зрения различных наук. Проанализированы и позиции зарубежных и российских авторов к понятию и определению «функции государства». Рассмотрены основные подходы к классификации функций государства. Автор статьи предлагает собственное определение понятий «функция» и «функция государства» и приводит собственную классификацию функций государства. Автором исследован теоретико-правовой аспект социальной функции российского государства.

Ключевые слова: государство, функция, функция государства, социальная функция, классификация функций государства.

CHERNYSHEVA Julia Borisovna,

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

PLACE OF SOCIAL FUNCTION OF THE STATE IN THE SYSTEM OF FUNCTIONS OF THE STATE: THEORETICAL AND CONCEPTUAL

GROUNDS FOR RESEARCH

Annotation. In this article, the author considers the very concept of "function" from the point of view of various sciences. The positions of foreign and Russian authors to the concept and definition of the "function of the state" were also analyzed. The main approaches to the classification of state functions are considered. The author of the article proposes his own definition of the concepts of "function" and "state function" and gives his own classification of state functions. The author investigated the theoretical and legal aspect of the social function of the Russian state.

Key words: state, function, state function, social function, classification of state functions.

Введение

У дефиниции «функции государства» в современной науке нет единой трактовки и понимания. Само понятие «функция» впервые было введено в научный оборот в математике германским ученым Готфридом Вильгельмом Лейбницем в XVIII веке и развита в следующем веке его соотечественником Иоганном Дирихле. Под функцией они подразумевали корреляцию одной величины от другой [21, а 578].

В философии под категорией «функция» подразумевается манера поведения какого-либо объекта. В политологии данная дефиниция рассматривается с точки зрения предназначения политики, как управление социальными процессами общества, обеспечения его целостности и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

стабильности общества через формирование общественных целей и социальных ориентиров, и ценностей, политического сознания граждан, систематизация общественного взаимодействия и обеспечение гарантий прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского, межнационального и межконфессионального мира и согласия [28, а 134].

Социология рассматривает функцию как «роль», которая выполняется элементами единой системы и «действие», регламентированное правовыми нормами и регулируемое конкретными институтами государства и гражданского общества [33, с.98].

В отечественной юриспруденции не существует единства, как в определении понятий

«функция», так и «функция государства». Многие юристы предлагали собственные определения понятий с момента возникновения теории функций государства. Но даже у современного правоведения нет согласованного подхода к пониманию данной универсалии. В научном освещении теории о функциях государства накоплен достаточно объемный материал, но по убеждению многих ученые-юристов он является и одним из самых противоречивых по взглядам правоведов многих поколений.

В общепринятом смысле функция - это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления, либо работа, производимая органом, организмом, либо обязанность, круг деятельности [25, с.289]. В юриспруденции понятие «функции государства» наделено собственным политико-правовым смыслом. Различные научные дефиниции понятия способствовали зарождению и развитию отечественных научных школ по теории функций государства.

Вопрос о функциях государства напрямую связан с вопросами о сущности, целях и задачах государства. Мыслители древности, средневековья, нового и новейшего времени, ставя перед собой исследовательские цели - познания природы происхождения государства, его сущности и предназначения фактически изучали функции государства.

Аристотель понимал под государством высшую политическую форму человеческого общения, обосновывая это тем, что через нее другие формы общения достигают своей цели. В одном из главных своих трудов - «Политика» Аристотель представляет с его точки зрения совершенное государство. Оно исходит из принципа прекрасного, понимаемого как высшее благо, а любой его гражданин совершает поступки в соответствии с законами добродетели и живет счастливой жизнью [16, с.127].

Платон в труде «Государство» и Сократ в работах «Государство», «Законы», «Политик» пишут о том, когда человек уже не в состоянии в полной мере удовлетворить свои потребности самостоятельно и возникает государство. Платон говорит о трех важнейших началах государства: совещательное, защитное и деловое. Цель государства он видит в удовлетворении возрастающих потребностей человека, а главную задачу - в гарантированности справедливости, которая, по мнению Платона, состоит в том, чтобы каждое из трех выделенных им начал государства не выходило за границы своего влияния [27, с.157].

В политико-правовом учении древнеримского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона (главные труды -

«О государстве», «О законах») основная роль отводится «общему благу», «согласовании интересов», «общему правопорядку» и т.д. При этом в отличие от греческих мыслителей он разделяет понятия «общество» и «государство» по их сущности, значению и функциям. В представлении Цицерона государство - это утилитарный институт, удовлетворяющий потребности и гарантирующий свободы граждан. При этом Цицерон, отмечая изначальную связь государства и собственности, причиной возникновения государства считал необходимость охраны и гарантий неприкосновенности собственности [19].

В конце средневекового периода истории, эпоху Просвещения и в Новое время многие ученые все больше высказывают мысли о том, что люди объединяются в государства не только для отражения внешней опасности, но и для заботы о своих гражданах. Появляются авторы, в произведениях которых моделируются идеальные общество и государство, которые заботятся о своих гражданах. В первую очередь - это Томмазо Кам-панелла и его «Город Солнца» и Томас Мор и его «Утопия». Авторы основную причину всех пороков и бедствий считают частную собственность и вызванные ее господством противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных [13, с.156].

Джон Локк главной целью государства считал охрану собственности людей, а за государственной властью оставил сохранение интересов мира, безопасности, общественного блага народа [18, с.430]. В представлениях Томаса Гоббса, целью людей при добровольном наложении на себя уз государства является забота о самосохранении и о более благоприятной жизни» [10, с.230].

Французские просветители XVIII века Шарль Луи Монтескье и Жан-Жак Руссо много писали о необходимости государства заботится о своих гражданах. Например, Руссо главным следствием из установленных им принципов политического права видел то, что цель установления государства - общее благо» [35, с.120].

Особняком среди французских просветителей стоят взгляды на государство, его предназначение и положение его классов и сословий Франсуа-Мари Аруэ Вольтера, который будучи противником абсолютизма, был сторонником просвещенной монархии, опирающейся на «образованную часть» общества. Он признавал за каждым человеком существование неотчуждаемых естественных прав: свободу, собственность, безопасность, равенство. Но по социальным воззрениям он был сторонником неравенства. По его мнению, общество должно делиться на образованных и богатых и на тех, кто, ничего не имея, обязан на них работать. Из этого следовал вывод,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

что трудящимся не надо давать образование, поскольку если народ начнёт рассуждать, то государство погибнет [32, с.132].

Георг Вильгельм Фридрих Гегель считал главной целью государства сохранение особенных интересов отдельного человека во всеобщем интересе. Гегель рассуждая о функциях государства, приходит к выводу о том, что любая сфера «подчинена общей цели, другими словами тому, что получило неопределенное название благо государства.» [9, с.317].

Большой вклад в развитие теории государства и права и раскрытие в связи с этим понятия «функции государства» (в том числе и понятие «социальная функция государства») в XIX веке внесли создатели коммунистической теории Карл Маркс и Фридрих Энгельс, чьи выводы и на современном этапе развития теории в юриспруденции имеют большое значение в юридической теории. Будучи приверженцами классового государства, они трактовали функции как общественное явление, значение которых заключается в подмене одних «способов жизнедеятельности» государства другими, поскольку государства всегда действует активно и именно деятельность государства они рассматривали в качестве основного признака функций государства [20, с.78].

Исследованию вопросов о функциях государства и о социальной функции уделялось значительное внимание в дореволюционный период истории Российской империи многими учеными-правоведами и философами, среди которых можно назвать таких, как И.Е. Андреевский, П.И. Георгиевский, В.М. Гессен, В.Ф. Дерюжинский, И.А. Ильин,

Б.А. Кистяковский, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин и другие [11, с.20].

Ими был сделан значительный шаг на пути изучения вопроса о функциях государства, о социальной справедливости, и на этой основе проводился анализ целей и задач государства. Интересно в этом отношении мнение С. А. Муромцева, который считал, что оптимальным для общественного развития будет создание механизма постоянного внесения изменений в законодательство, что дает возможность оптимально сочетать право и справедливость, избегать социальных потрясений [23, с.10]. А С. А. Котляревским была предпринята попытка определить значение функций государства, их значимость, которая, по его мнению, представляет собой «нечто основное и глубокое», исходящее из природы самого государства [17, С.11].

В своих научных трудах, посвященных реализации социальной функции государства, Владимир Федорович Дерюжинский предлагал использовать в России западноевропейский (преОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

жде всего Великобритании и Французской республики) опыт в обустройстве органов государственного презрения в отношении малоимущих слоев населения и людей, страдающих тяжелыми болезнями [11, С.4].

Несколько особняком от вышеперечисленных авторов стоит мнение о функциях государства у российского юриста Габриэля Феликсовича Шершеневича. Он разделял цели государства на: 1) формы человеческого общения (абсолютные цели); 2) цели существующего (конкретного) государства. Также он считал, что вопрос о целях государства неправильно заменять вопросом о функциях. В соответствии с его взглядами, задачи, которые ставит себе государство - относительные цели, что необходимо рассматривать в контексте конкретных исторических условий, а также в зависимости от их изменений (задачи меняются вместе с ними). А абсолютная цель, при господстве в течение какого-то отрезка времени представлений о сущности государства, является непреходящей [37, С.259].

После революции 1917 года постепенно сложилась советская школа юриспруденции, в которой вопросам функций государства и, прежде всего, социальной функции государства, уделялось повышенное внимание. Многие современные авторы сходятся во мнении, что в советской юриспруденции в понимании функций государства на первом плане была их служебная роль классовый подход в определении сущности. Но он фактически привел к объединению понятий функции государства и государственная деятельность. На основании другой точки зрения под функциями государства стали понимать социальное назначение внутри его и внешнем модуле. Это позволило развести два данных понятия, но при этом понятия «социальное назначение государства» и «функции государства» считались сходными, немного отличающимися лишь по содержанию. Например, И.С. Самощенко писал, что функции СССР непосредственно определяются теми задачами, которые встают перед Советским государством на основных этапах развития общества в его поступательном движении к коммунизму [31, с.83]. И сегодня значительная часть ученых трактуют «функции государства» как его социальное назначение, которое нацелено на воздействие в определенных сферах жизни государства и общества [30, с. 34].

Известный ученый-правовед М. И. Байтин, обобщив представления о функциях государства рассматривал их как направления деятельности, в которых проявляется классовая сущность государства, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития по пути к социализму и коммунизму [5, с.191]. В этом его во многом поддержи-

вали Л.И. Загайнов, Л.И. Каск, М.В. Корельский, Н.В. Черноголовкин и ряд других советских ученых-правоведов.

Так, по мнению Л.И. Загайнова функции государства - это и направления, и стороны деятельности государства. Но функции государства, в условиях революционного изменения государственного строя, только лишь постепенно начинают проявляться по мере становления новой государственности. И пока не созданы соответствующие (организационные, управленческие, правовые) условия функции являются лишь основными направлениями формирующейся государственности. И Л.И. Зайганов особо подчеркивает, что развитые и оформленные основные функции проявляются не только как направления, но как стороны (совокупности однородных видов) государственной деятельности [12, с.9].

Известный ученый из Санкт-Петербурга Л.И. Каск считал, что функции государства являются сторонами содержания его деятельности и выражаются и в классовом, и в общесоциальном назначении государства. То есть Каск считал, что основным результатом деятельности государства, должно быть удовлетворение потребностей класса-гегемона [14, с.9].

В дальнейшем Л.И. Каск (в соавторстве с Л.И. Николаевой) исследовали дефиницию «функции государства» с точки зрения различных отраслей науки. На этой основе авторы предложили под функцией государства понимать цель государства. Несомненно, что цель государства обусловливает функции государства, но в то же время, на наш взгляд, но нам представляется неверным ставить знак равенства между этими понятиями [15, с.108].

Известный ученый-правовед Н.В. Черноголовкин, исследуя взаимосвязь классовой сущности и социального назначения государства, делал вывод о том, что социальное назначение государства сводится в основном к его классовой сущности, к разрешению стоящих перед ним задач», а функции государства, в свою очередь, конкретизируют сущность государства в пределах исторически определенного социального содержания. Поэтому функции государства нельзя лишать качества самостоятельной категории и растворять в понятии или сводить к характеристике его социального назначения. Подвергая критике взгляды большинства ученых капиталистических государств, которые рассматривали функции государства только как внешние, формальные проявления власти, Черноголовкин считал, что не существует объективной необходимости в использовании термина «функции государства» для обозначения форм государственной деятельности, включая ее правовые формы [36, с.182].

Подобный же взгляд на дефиницию «функция государства» (с некоторыми непринципиальными отличиями) наличествует у таких исследователей, как Н. Г. Александров, М. А. Аржанов, М. В. Баглай, Г. Н. Манов, М. И. Пискотин, В. М. Чхиквадзе [4, с.80] и др. Они сходились во мнении, что социальное назначение и функции государства явления взаимосвязанные, но не совпадающие. Они считали, что социальное назначение государства - это его историческая миссия, которое обусловливает главные направления и стороны деятельности государства, т.е. его функции. Хотя в работах отдельных авторов - А.Б. Вен-герова, Б.П. Курашвили и ряда других ученых -функции государства рассматриваются как непосредственно сама деятельность государства, которая выражается в своей цельной и интегральной организации [7, с.30].

Сторонники еще одного подхода понимают под функциями саму государственную деятельность или ее части (В. Г. Афанасьев, В. М. Манохин, В. Д. Перевалов и другие) [2, с.25]. На наш взгляд — это также неправомерно, поскольку объединяет близкие, но различные понятия.

Необходимо отметить, что на протяжении последних 30 лет - с 90-х годов ХХ века до 2020 года - во многих научных монографиях и учебных пособиях российских авторов понятие «функции государства» по-прежнему трактуются как основные стороны деятельности государства, отражая его сущность и социальное назначение. Но поскольку понятия «основной» или «главный» являются оценочными, то в отношении функций государства необходимо точно определить специфический признак, который даст полную характеристику понятия.

Так, собственные определения понятия функций государства предложили Н.А. Власенко, Л.А. Морозова, Т.Н. Радько, В.М. Сырых, В.Е Уса-нов и ряд других. Например, Власенко Н.А. определяет функции государства как основные направления его деятельности, реализуемые через государственное воздействие на развитие общественных процессов [8, с.31]. Как специальный механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание деятельности государства по управлению обществом это понятие трактует Л.А. Морозова, которая считает, что при таком подходе к определению можно выявить главные направления социальной составляющей в функционировании государства и определить инструменты воздействия на динамику социальной политики государства и общества [22, с.19].

По мнению Т.Н. Радько основные направления деятельности государства - это и есть его главные функциями для решения важнейших вну-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

тренних задач, которые определяются социальным назначением государства [29, с.57]. А вот с точки зрения В. Е. Усанова, например, под функциями государства следует понимать только форму осуществления его правовых актов [24, с.112].

Н.В. Бутусова имеет точку зрения, в соответствие с которой понимание функций государства как механизма государственного воздействия, основных направлений деятельности государства не позволяет в полной мере увидеть главное предназначение государства по служению интересам общества. Исходя из данной обстановки, она предлагает свое определение функций государства - это социальное назначение государства обеспечивать упорядочивающее воздействие на общественные отношения и процессы в различных сферах жизни общества в целях его процветания и развития на основе общечеловеческий ценностей и в гармонии с природой [6, с.49].

При этом многие ученые в качестве основной (главной) функции рассматривают именно социальную функцию. Логика их рассуждения строится на следующих основаниях. Поскольку «предназначение государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиска путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества» [1], следовательно, вся его деятельность направлена на защиту и повышение благосостояния его граждан.

За рассмотрение «функций государства» в данном ключе выступает множество авторов. Например, В. М. Корельский отмечает, что функции государства - это приоритетные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение. А в ряде трудов ученого-правоведа Б. В. Макогона подчеркивается мысль о том, что от эффективности осуществления, например, социальной функции государства зависит уровень социальной интеграции общества [34, с.459].

Поэтому мы считаем, что наиболее верным рассматривать функции как направления деятельности государства, носящие системный характер и выражающие социальную составляющую назначения государства. Тем более что это практически совпадает с этимологическим и философским пониманием содержательной части дефиниции «функция».

Анализ различных позиций зарубежных и российских авторов в определении понятия «функции государства» показал, что среди ученых не существует единства и в классификации функций государства. Есть достаточно много раз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

личных вариантов деления функций государства на виды. При этом Афанасьев В. С., на наш взгляд, совершенно справедливо отмечает, что «... функциям государства посвящено немало работ, большинство авторов повторяют то, что было разработано еще в советский период, в более современной интерпретации. Исследований с использованием современных методов познания практически не проводилось» [3, с.54]. Рассмотрим наиболее распространенные в правовой литературе классификации функций государства.

Как отмечает ряд авторов, функции государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах - законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной, которые могут осуществляться как правовыми (основываются на принятии нормативных правовых актов), так и неправовыми (организационными, без принятия нормативных правовых актов) формами.

Также существуют классификации разделяющие функции государства на общесоциальные (направлены на удовлетворение потребностей всего общества) и классовые (реализуются в интересах определенного класса, группы), на постоянные (охватывают все этапы развития государства) и временные (реализуются для решения задач временного или чрезвычайного характера).

На наш взгляд, более верной является классификация, которая разделяет функции государства на внутренние и внешние. Необходимо отметить, что среди значительной части исследователей утвердилось мнение о существовании «генеральной» функции государства, направленной на реализацию общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования, которая осуществляется путем реализации его внешних и внутренних функций.

Мы можем согласиться с наличием «генеральной» функции государства, поскольку в статье 2 Конституции Российской Федерации сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства» и эта конституционная норма в полной мере закрепляет основное предназначение правового государства и конкретизирует дефинитивную норму, закрепленную в предыдущей статье, в соответствии с которой «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (статья 1). Кроме того, в статье 7 сформулировано положение, провозглашающее Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и которое надо рас-

сматривать как ключевую цель государства в социальной сфере.

Мы предлагаем собственную классификацию внешних и внутренних функций государства, которая является симбиозом существующих классификаций, объединяя некоторые функции из предлагаемых другими исследователями. Так, к внешним функциям государства мы предлагаем относить следующие:

1. Функция обороны страны и защиты национальных интересов.

2. Функция сотрудничества с другими государствами и интеграции в мировую экономику.

3. Функция поддержания мира и общемировой безопасности (под эгидой Совета Безопасности ООН).

4. Функция участия в международных организациях и в решении глобальных проблем человечества.

К внутренним функциям государства мы относим следующие:

1. Функция защиты существующей государственной системы, обеспечение национальной безопасности государства, общества и личности и борьбы с правонарушениями.

2. Функция гарантий, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Экономическая функция

4. Социальная функция.

Некоторые ученые при этом применяют деление функций государства, основанное именно на их социальной значимости. То есть социальная функция в данном контексте выступает в качестве основной или главной.

Вопрос о социальной функции государства и ее современном значении является не только актуальным, но и дискуссионным. Споры в юридической науке разворачиваются вокруг двух крайних позиций. Первая из них, представленная так называемым неолиберальным лагерем, предлагает государству минимизировать участие в общественной жизни, устраниться от вмешательства как в экономические отношения, так и в социальную сферу. Вторая позиция, напротив, настаивает на том, что государство, тем более, провозглашающее себя социальным, должно более тщательно и ответственно подходить к регулированию социальных отношений, обеспечивать приоритетное финансирование социальной сферы, создавать реальные гарантии реализации права на достойную жизнь своих граждан [26, с.90].

По мнению доктора юридических наук Д.А. Пашенцева, невозможно отрицать наличие у современного государства социальной функции, которая, как и другие функции государства, должна реализовываться в полном объеме.

Мы разделяем мнение, что меры реализации социальной функции государства не должны отождествляться с самой функцией, поскольку они выступают лишь средствами для достижения ее целей. Также данный автор обращает внимание на то, что часто в научных исследованиях используется понятие «социальная сфера», у которого отсутствует правовое определение. Но, естественно, мы не отрицаем взаимосвязь. На наш взгляд, социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера по общепринятому определению - это подсистема общества, где осуществляется социальная политика государства.

Таким образом, рассмотрев на основе системного подхода и сравнительного анализа теоретико-концептуальные основания избранной для исследования темы и основные взгляды зарубежных и российских ученых, характеризующих понятия «функции государства» и «социальная функция государства», мы пришли к ряду важных для нашего исследования выводов и авторскому определению понятия «социальная функция государства».

В юриспруденции исследование понятия «функции государства», на наш взгляд, будет постоянно актуальным в процессе развития государства. Несомненно, что функции обусловлены задачами государства и его сущности и изменяются по мере ее изменения под воздействием внутренних и внешних факторов. Это основные направления его деятельности по реализации стоящих перед ним задач и их следует отличать от функций государственных органов.

В основе преобладающих в советской и российской правоведческой литературе взглядов на определение сущности и содержания данного понятия лежат два подхода: во-первых, представления о постепенном вызревании из наиболее общих направлений однотипных направлений деятельности государства, во-вторых, функции государства трактуются как его социального назначения внутри и вне страны. И это предоставляет возможность отличать функции государства от его же деятельности по их реализации.

Проведенный анализ подтверждает не только многогранность, но и многоаспектность содержания социальной функции государства. Социальная функция включает в себя государственную политику в области защиты интересов трудящихся, малоимущих граждан, а также науки, образования, культуры, охраны здоровья. Вследствие этого данная функция занимает исключительное положение в системе внутренних функций государства. В большинстве развитых стран

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

мира социальная функция реализуется через государственно-организованную и негосударственную деятельность, которые осуществляются путем оказания социальной и административной услуги.

В научных кругах понятие «социальная функция государства» определяется как: направления (стороны) деятельности государства; основные направления социальной политики; мера деятельности государства и др. На наш взгляд, необходимо отделять понятие «социальная функция государства» от пересекающихся явлений - социальное государство, социальная сфера и социальная политика. Мы считаем, что социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства. В первую очередь это касается экономической функции, а другие функции государства подчинены ей, так как обеспечивают возможность ее реализации.

Определение понятий «функции государства» и, в частности, «социальная функция государства» играют большую роль в повышении эффективности работы органов государственной власти, которые выступают в качестве инструментов их реализации, но и государства в целом. Функции государства - это «вектор» для работы государственных органов, позволяющие реально влиять на внутренние и внешние изменения в российском обществе и государстве.

Учитывая вышеизложенное, мы сформулировали собственное следующее определение: социальная функция государства - это одно из основных направлений деятельности государства, базирующееся на эффективном использовании ресурсов и обеспечивающее гражданам достойный уровень жизни, минимизирующее остроту социальных противоречий, направленных на перераспределение материальных благ и справедливый доступ граждан к общественным благам, на основе признаваемых в данном обществе и закрепленных законодательно традиций и социальных стандартов. Цель реализации социальной функции государства - обеспечение стабильности социума.

Представляется, что данное понимание в исследовании позволяет широко взглянуть на социальную функцию государства.

В условиях федеративного государства социальная функция реализуется посредством социальной политики на основе нормативно-правового обеспечения, его исполнения и контроля за исполнением. Она осуществляется тремя ветвями власти по горизонтали и тремя уровнями власти, образующих систему органов государственной власти (федеральный и региональный уровни) и органов местного самоуправления (муниципальный уровень власти).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Список литературы:

[1] Автономов А.С., Попов В.А. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.]. Гл. ред. Ю. С. Осипов. Т. 15. Москва: Большая российская энциклопедия, 2004-2017 //URL: https://bigenc.ru/ethnology/ text/2373590. Дата обращения: 10.10.2022.

[2] Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. Москва: Издательство политической литературы, 1977. 384 с.

[3] Афанасьев В.С. Функции государства: начала философско-системного анализа. Журн. Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). 54-59 с.

[4] Баглай М.В. О функции социальной деятельности империалистического государства // Советское государство и право. 1966. № 6. 7785 с.

[5] Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства / Саратов: Изд-во Саратовский гос. ун-т, 1979. 302 с.

[6] Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. 197 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. Москва: Юриспруденция, 2000. 528 с.

[8] Власенко Н.А. Теория государства и права: Науч.-практ. пособие. М.: Юриспруденция, 2009. 478 с.

[9] Гегель Г.В.Ф. Философия права / ред. и сост: Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц; пер. с нем. Б.Г. Столпнера и др. Москва: Мысль, 1990. С. 524.

[10] Гоббс Т. Левиафан. М: Мысль, 2001.

478 с.

[11] Дерюжинский В. Ф. Призрение прокаженных во Франции // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CCLXIV. 1889. Сентябрь. С. 26.; Он же. Призрение бедных в Англии. СПб, 1906. 49 с.

[12] Загайнов Л.И. Экономические функции советского государства. Москва: Юрид. лит., 1968. 263 с.

[13] Кампанелла Т. Город солнца. Пер. с латин. и коммент. Ф. А. Петровского. Москва: Издательство Академии наук СССР, 1954. 228 с.

[14] Каск Л.И. Функции и структура государства / Отв. ред. чл.-кор. АН СССР. акад. проф. А. Д. Керимов; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. 65 с.

[15] Каск Л.И., Николаева Л.В. О некоторых вопросах понятия функций государства // Вестник ЛГУ. № 11. Экономика, философия, право. Выпуск 2. - Л., 1974. 107-110 с.

[16] Кечекьян С.В. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1947. 222 с.

[17] Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. Москва: Тип. Г. Лисс-нера и Д. Совко, 1909. 428 с.

[18] Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения в трех томах: Т. 3. - Москва: Мысль, 1988. 668 с.

[19] Майоров Г.Г. Цицерон как философ // Марк Туллий Цицерон. Философские трактаты. URL: http://ancientrome.ru/publik/article. htm?a=1362068695. Дата обращения: 10.10.2022.

[20] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1 Книга 1. Процесс производства капитала. Москва: Политиздат, 1983. 905 с.

[21] Математический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Ю.В. Прохоров; Ред. кол.: С.И. Адян, Н.С. Бахвалов и др. - Москва: Советская энциклопедия, 1988. 847 с.

[22] Морозова Л.А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики: Дис. д. юрид. наук: 12.00.01. М., 1998. 313 с.

[23] Муромцев С.А. Указ. Соч. 10-11 с.

[24] Общая теория государства и права: Государство / Отв. ред.: Усанов В.Е. Москва: ООО «Издательство «Элит», 2009. 591 с.

[25] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57 000 слов. 10-е изд. / Под ред. Я.Ю. Шведовой. М., 1973. 789 с.

[26] Пашенцев Д.А. Социальная функция государства в современных условиях // Вестник Академии права и управления. 2017. № 3 (48). 89-93 c.

[27] Платон. Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1 / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Издательство Олега Абышко, 2006. 752 с.

[28] Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Норинт, 2004. 1456 с.; Погорелый Д. Е., Фесенко В. Ю., Филиппов К. В. Новейший политологический словарь. Ростов-на-Дону: 000 «ФЕНИКС», 2009. 319 с.

[29] Радько Т.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие. Москва: Рос. акад. адвокатуры, 2001. 495 с.

[30] Родионова О.В. Социальная функция современного государства // Автореф. диссертации д.ю.н. Специальность 12.00.01. Москва, 2007. 44 c.

[31] Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. №3. 81-91 с.

[32] Сиволап-Кафтанова И.И. Социальные идеи Вольтера. Москва: «Наука», 1978. 285 с.

[33] Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-коор-

динатор - академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1998. 488 с.

[34] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА-ИНФРА-М, 2002. 616 с.

[35] Тихомиров Ю.А. Государство. Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 137 с.

[36] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. Москва: Юридическая литература, 1970. 215 с.

[37] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права (в 4 тт.). Москва: Изд. Бр. Башмаковых, 1910. 814 с.

Spisok literatury:

[1] Avtonomov A.S., Popov V.A. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya: [v 35 t.]. Gl. red. YU. S. Osipov. T. 15. Moskva: Bol'shaya rossijskaya enciklopediya, 2004-2017 //URL: https://bigenc.ru/ethnol-ogy/text/2373590. Data obrashcheniya: 10.10.2022.

[2] Afanas'ev V.G. CHelovek v upravlenii obsh-chestvom. Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1977. 384 s.

[3] Afanas'ev V.S. Funkcii gosudarstva: nachala filosofsko-sistemnogo analiza. ZHurn. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 3 (47). 54-59 s.

[4] Baglaj M.V. O funkcii social'noj deyatel'nosti imperialisticheskogo gosudarstva // Sovetskoe gosu-darstvo i pravo. 1966. № 6. 77-85 s.

[5] Bajtin M.I. Sushchnost' i osnovnye funkcii socialisticheskogo gosudarstva / Saratov: Izd-vo Saratovskij gos. un-t, 1979. 302 s.

[6] Butusova N.V. Rossijskoe gosudarstvo kak sub"ekt konstitucionno-pravovyh otnoshenij: voprosy teorii. Voronezh: Izd-vo VGU, 2005. 197 s.

[7] Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya yuridicheskih vuzov. 3-e izd. Moskva: YUrisprudenciya, 2000. 528 s.

[8] Vlasenko N.A. Teoriya gosudarstva i prava: Nauch.-prakt. posobie. M.: YUrisprudenciya, 2009. 478 s.

[9] Gegel' G.V.F. Filosofiya prava / red. i sost: D.A. Kerimov, V.S. Nersesyanc; per. s nem. B.G. Stolpnera i dr. Moskva: Mysl', 1990. S. 524.

[10] Gobbs T. Leviafan. M: Mysl', 2001. 478 s.

[11] Deryuzhinskij V. F. Prizrenie prokazhennyh vo Francii // ZHurnal Ministerstva narodnogo prosve-shcheniya. CH. CCLXIV. 1889. Sentyabr'. S. 26.; On zhe. Prizrenie bednyh v Anglii. SPb, 1906. 49 s.

[12] Zagajnov L.I. Ekonomicheskie funkcii sovetskogo gosudarstva. Moskva: YUrid. lit., 1968. 263 s.

[13] Kampanella T. Gorod solnca. Per. s latin. i komment. F. A. Petrovskogo. Moskva: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1954. 228 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

[14] Kask L.I. Funkcii i struktura gosudarstva / Otv. red. chl.-kor. AN SSSR. akad. prof. A. D. Keri-mov; Leningr. gos. un-t im. A. A. ZHdanova. - Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta, 1969. 65 s.

[15] Kask L.I., Nikolaeva L.V. O nekotoryh voprosah ponyatiya funkcij gosudarstva // Vestnik LGU. № 11. Ekonomika, filosofiya, pravo. Vypusk 2. - L., 1974. 107-110 s.

[16] Kechek'yan S.V. Uchenie Aristotelya o gosudarstve i prave. M.; L.: Izdatel'stvo AN SSSR, 1947. 222 s.

[17] Kotlyarevskij S.A. Pravovoe gosudarstvo i vneshnyaya politika. Moskva: Tip. G. Lissnera i D. Sovko, 1909. 428 s.

[18] Lokk Dzh. Dva traktata o pravlenii // Sochi-neniya v trekh tomah: T. 3. - Moskva: Mysl', 1988. 668 s.

[19] Majorov G.G. Ciceron kak filosof // Mark Tullij Ciceron. Filosofskie traktaty. URL: http://ancien-trome.ru/publik/article.htm?a=1362068695. Data obrashcheniya: 10.10.2022.

[20] Marks K. Kapital. Kritika politicheskoj ekonomii. T. 1 Kniga 1. Process proizvodstva kapi-tala. Moskva: Politizdat, 1983. 905 s.

[21] Matematicheskij enciklopedicheskij slovar'. / Gl. red. YU.V. Prohorov; Red. kol.: S.I. Adyan, N.S. Bahvalov i dr. - Moskva: Sovetskaya enciklopediya, 1988. 847 s.

[22] Morozova L.A. Sovremennaya rossijskaya gosudarstvennost': problemy teorii i praktiki: Dis. d. yurid. nauk: 12.00.01. M., 1998. 313 s.

[23] Muromcev S.A. Ukaz. Soch. 10-11 s.

[24] Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: Gosudarstvo / Otv. red.: Usanov V.E. Moskva: OOO «Izdatel'stvo «Elit», 2009. 591 s.

[25] Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka. Okolo 57 000 slov. 10-e izd. / Pod red. YA.YU. SHve-dovoj. M., 1973. 789 s.

[26] Pashencev D.A. Social'naya funkciya gosudarstva v sovremennyh usloviyah // Vestnik

Akademii prava i upravleniya. 2017. № 3 (48). 89-93 c.

[27] Platon. Sochineniya: v 4 t. T. 3. CH. 1 / pod obshch. red. A.F. Loseva i V.F. Asmusa. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2006. 752 s.

[28] Prohorov A.M. Bol'shoj enciklopedicheskij slovar'. 2-e izd., pererab. i dop. Moskva: Norint, 2004. 1456 c.; Pogorelyj D. E., Fesenko V. YU., Filippov K. V. Novejshij politologicheskij slovar'. Rostov-na-Donu: 000 «FENIKS», 2009. 319 c.

[29] Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava: Ucheb. posobie. Moskva: Ros. akad. advokatury, 2001. 495 c.

[30] Rodionova O.V. Social'naya funkciya sovremennogo gosudarstva // Avtoref. dissertacii d. yu.n. Special'nost' 12.00.01. Moskva, 2007. 44 c.

[31] Samoshchenko I.S. O pravovyh formah osushchestvleniya funkcij Sovetskogo gosudarstva // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1956. №3. 81-91 c.

[32] Sivolap-Kaftanova I.I. Social'nye idei Vol'tera. Moskva: «Nauka», 1978. 285 c.

[33] Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar'. Na russkom, anglijskom, nemeckom, francuzskom i cheshskom yazykah. Redaktor-koordinator - akade-mik RAN G. V. Osipov. M.: Izdatel'skaya gruppa INFRA M - NORMA, 1998. 488 c.

[34] Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. prof. V. M. Korel'skogo i prof. V. D. Perevalova. 2-e izd., izm. i dop. M.: Izdatel'stvo NORMA-INFRA-M, 2002. 616 c.

[35] Tihomirov YU.A. Gosudarstvo. Moskva: Norma: NIC INFRA-M, 2013. 137 c.

[36] CHernogolovkin N.V. Teoriya funkcij social-isticheskogo gosudarstva. Moskva: YUridicheskaya literatura, 1970. 215 c.

[37] SHershenevich G.F. Obshchaya teoriya prava (v 4 tt.). Moskva: Izd. Br. Bashmakovyh, 1910. 814 c.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.