Научная статья на тему 'Культурно-воспитательная функция государства'

Культурно-воспитательная функция государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8707
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / FUNCTION OF THE STATE / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / CULTURAL AND EDUCATIVE FUNCTION / КУЛЬТУРА / CULTURE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ГОСУДАРСТВО / STATE / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова Е.С.

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с осуществлением государством культурно-воспитательной функции, дается обоснование необходимости государственного регулирования культуры и воспитания, приведены основные подходы к определению понятия исследуемой функции и дано ее авторское определение. В статье раскрыто содержание культурно-воспитательной функции, которое сводится, по мнению автора, к разносторонней государственной поддержке развития культуры литературы, искусства, театра, кино, а также государственной поддержке науки, ее естественной интеграции в рыночные условия, поддержке приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий. Выделены направления деятельности государства в сфере культуры и воспитания, а также проанализированы существующие проблемы. Автором обосновывается целесообразность оценки результативности осуществления государством культурно-воспитательной функции как с точки зрения эффективности управления, так и с позиции удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в данных областях и общим состоянием культурно-воспитательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and Educational Function of the State

The article discusses the major challenges associated with the implementation of the State cultural and educational function, provides a rationale for government regulation of culture and education, describes main approaches to the definition of the function in question, and provides the author's definition. The article reveals the content of a cultural and educational function that includes, in the author's opinion, comprehensive state support of the culture development literature, art, theater, and cinema as well as state support for science, its natural integration into market conditions, support for the priority development of fundamental theoretical research and innovative technologies. The author highlights areas of activity of the State in the sphere of culture and education, as well as analyzes existing problems. The author substantiates the expedience of assessing the impact caused by the State exercising its cultural and educational function both in terms of management efficiency and satisfaction of the population with the quality of the services provided in these areas and the general situation in an educational sphere.

Текст научной работы на тему «Культурно-воспитательная функция государства»

Е. С. Жукова*

Культурно-воспитательная функция государства

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с осуществлением государством культурно-воспитательной функции, дается обоснование необходимости государственного регулирования культуры и воспитания, приведены основные подходы к определению понятия исследуемой функции и дано ее авторское определение. В статье раскрыто содержание культурно-воспитательной функции, которое сводится, по мнению автора, к разносторонней государственной поддержке развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, а также государственной поддержке науки, ее естественной интеграции в рыночные условия, поддержке приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий. Выделены направления деятельности государства в сфере культуры и воспитания, а также проанализированы существующие проблемы. Автором обосновывается целесообразность оценки результативности осуществления государством культурно-воспитательной функции как с точки зрения эффективности управления, так и с позиции удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в данных областях и общим состоянием культурно-воспитательной сферы.

Ключевые слова: функция государства, культурно-воспитательная функция, культура, воспитание, государство, культурная политика.

001: 10.17803/1994-1471.2017.76.3.041-048

Наличие высокого уровня культуры, в том числе правовой, служит залогом построения правового государства. Одной из важнейших задач юридической науки является выработка научно-обоснованных предложений для эффективного государственного регулирования сферы культуры и воспитания.

Конституция Российской Федерации1 (ст. 7, 26, 28, 44, 71) закрепляет права гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, устанавливает свободу международного, художественного, научного, техниче-

ского и иных видов творчества, преподавания, предусматривает охрану интеллектуальной собственности.

Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»2 (далее — Основы культурной политики) культура возведена в ранг национальных приоритетов, признана фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России. Общественная миссия культуры — служить инструментом

1 Российская газета. 1993. № 237.

2 СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7753.

© Жукова Е. С., 2017

* Жукова Елена Сергеевна, аспирант кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) ejlena@inbox.ru

140011, Россия, г. Москва, ул. Шоссейная, д. 42

передачи новым поколениям свода моральных, этических и эстетических ценностей, составляющих ядро национальной самобытности. Культура призвана воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости, укреплять авторитет страны на международной арене.

В. Н. Синюков отмечает, что «обретение искомой сбалансированности и демократической целостности правовой и политической систем возможно лишь в собственном культурном пространстве»3.

Задачи, встающие перед обществом и государством в историческом развитии, предопределяют возникновение новых функций. В связи с этим можно говорить о том, что функция государства является динамичной категорией, подверженной постоянным изменениям.

Сегодня государственная культурная политика России охватывает такие сферы общественной жизни, как культурная деятельность, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

В соответствии с разделом II Основ культурной политики, необходимость преодоления межведомственных, межуровневых и межрегиональных противоречий по вопросам культурного развития требует повышения статуса государственной культурной политики до общенационального уровня4.

Не менее важным аспектом, свидетельствующим об актуальности рассматриваемого вопроса, является наличие у государства обязанности по обеспечению прав человека,

в том числе на культурную идентичность, доступ к культурным ценностям, распространение и обмен культурными ценностями, охрана памятников культуры и истории, воспитание и просвещение граждан.

Анализ сущности общественных отношений в сфере культуры и воспитания в их взаимосвязи, познание тенденций в их развитии позволяет говорить о наличии всех предпосылок для выделения культурно-воспитательной функции государства.

Должное внимание данный вопрос получил в исследованиях В. В. Лазарева, Р. Х. Макуева, А. В. Малько, А. В. Полякова, Е. В. Тимошиной, Н. В. Черноголовкина5 и других авторов, которые обосновывают возможность и необходимость выделения культурно-воспитательной функции государства в качестве самостоятельной, рассуждают о наиболее верном ее наименовании.

Н. В. Черноголовкин выделяет культурно-воспитательную функцию наряду с хозяйственно-организационной, охраны социалистического порядка и иных функций6.

Подробному изучению культурно-воспитательной функции посвящена диссертация А. А. Барканова «Культурно-воспитательная функция современного российского государ-ства»7. Исследователь отводит данной функции государства самостоятельную роль и определяет ее как нормативно регламентированную, организационно-обеспеченную и целенаправленную деятельность государства в духовно-культурной сфере, выражающую сущность и социальное назначение государства. По мнению автора, «культурное цивилизованное государство — мечта любого общества и людей, в нем проживающих, и наоборот, культурное общество — цель любого государства»8.

Синюков В. Н. Российская правовая система : вопросы теории : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1995. С. 66.

СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7753.

Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992. 396 с. ; Макуев Р. Х. Теория государства и права : учебник. 3-е изд., изм. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2010. 640 с. ; Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М. : Юристъ, 1999. 672 с. ; Поляков A. B., Тимошина Е. В. Общая теория права : учебник для вузов. СПб. : СПб. гос. ун-т, 2005. 472 с. ; Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. 188 с. Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 127. Барканов А. А. Культурно-воспитательная функция государства : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2007. 186 с.

Барканов А. А. Указ. соч. С. 7, 56.

3

4

5

6

7

8

В. В. Лазарев отмечал, что «с учетом общего подхода к пределам государственной деятельности государство имеет в том числе задачу культурного развития граждан»9 .

Некоторыми учеными (Д. С. Лихачев, Е. В. Сазонникова, А. С. Ханнанова10) придается большое значение обязанности государства по сохранению и развитию культуросферы, в том числе по созданию и поддержанию культуры и искусства, сохранению культурных ценностей, пропаганде и распространению культурных достижений, приобщению к культуре широких слоев населения и т.д.

Н. И. Матузова, А. В. Малько выделяют функцию развития культуры, науки и образования, которая, по мнению авторов, сложилась вместо ранее осуществлявшейся культурно-воспитательной функции со свойственным ей доминированием монопольно государственной идеологии11. Схожей точки зрения придерживается Ю. А. Иванова12 .

В исследованиях А. Д. Керимова, С. А. Шач-нева рассматривается вопрос о понятии и сущности культурно-просветительской функции государства13 .

Существует и иная точка зрения на рассматриваемый вопрос. Так, Д. В. Пожарский рассматривает деятельность государства в сфере культуры как ведущую подфункцию охрани-

тельной функции государства, выступающей политико-юридической квинтэссенцией государственного воздействия и взаимодействия на духовно-культурную сферу14.

Т. Н. Радько указывает, что деятельность государства состоит, в том числе, в поддержке цивилитарной идеологии, организации современного образования, поддержания науки, культуры, духовности и др., что объединяет в себе идеологическая функция15. Аналогичной точки зрения придерживаются В. С. Афанасьев, В. К. Бабаев, С. В. Бабаев16 .

В исследованиях Н. Г. Александрова, в частности в разработанных им классификациях функций государства, культурно-воспитательная функция также не выделена в качестве са-мостоятельной17 .

Следует, однако, признать бесспорным тот факт, что культура составляет достояние цивилизации, так как именно она интегрирует в себе ценности и достижения всего человечества. Государство призвано обеспечить сохранение культурных ценностей и традиций населения, проживающего на его территории.

Осуществление государством культурно-воспитательной функции оказывает влияние практически на все сферы государственной и общественной жизни. Оно охватывает все виды культурной деятельности, просвещение

9 Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 1992. С. 89—90.

10 Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М. : Российский фонд культуры, 2006. 336 с. ; Сазонникова Е. В. Конституционно-правовое регулирование культурных отношений в России : монография. Воронеж : Научная книга, 2011. 174 с. ; Ханнанова А. С. Культурная политика как функция государства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2015. № 4 (т. 15). С. 62—66.

11 Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М. : Юристъ, 1999. С. 67.

12 Иванова Ю. А. Функции современного российского государства: актуальные аспекты // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3. С. 19—20.

13 Шачнев С. А. О культурно-просветительской функции государства: российское измерение проблемы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Выпуск 13 (210). Т. 35. 2015. С. 180—184 ; Керимов А. Д. О культурно-просветительской функции современного государства // Право и образование. 2006. № 2. С. 185—191.

14 Пожарский Д. В. Охранительная функция Российского государства: проблемы преемственности и модернизации // Юридическая техника. 2011. № 5. С. 385.

15 Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для вузов. М. : Юнити-Дана, Закон и право, 2004. С. 117.

16 Афанасьев В. С. Общая теория государства и права : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М. : Норма, 1996. 765 с. ; Функции современного Российского государства / В. К. Бабаев, С. В. Бабаев ; Нижегор. правовая акад. Н. Новгород, 2001. 98 с.

17 Александров Н. Г. Сущность социалистического государства и права. М. : Знание, 1969. С. 69.

и воспитание граждан, культурное сотрудничество, формирование информационного пространства государства, межнациональные отношения, и т.д.

Таким образом, развитие культуры такая же составляющая часть деятельности государства, как и развитие экономики, всех форм социального развития, без чего государство не может состояться. А. Д. Понько подчеркивает, что «благодаря особой роли культуры для развития общества, от нее в значительной мере зависит устойчивость государства, его поступательное развитие, застой или даже падение»18.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о достаточности оснований для отнесения деятельности, осуществляемой государством в культурно-воспитательной сфере, к его самостоятельным функциям, отвечающей всем признакам, разработанным правовой теорией.

С учетом сказанного культурно-воспитательную функцию представляется возможным определить как комплексную, нормативно-определенную деятельность государства в сфере культуры и воспитания, осуществляемую с целью обеспечения культурных прав и свобод, развития культурного потенциала страны, сохранения культурного наследия, самобытности и накопленных знаний, их трансляции последующим поколениям, а также воспитания личности и общества

Содержание этой функции сегодня сводится учеными к государственной поддержке развития культуры в различных областях — литературы, искусства, театра, кино, а также государственной поддержке науки, ее естественной интеграции в рыночные условиях, поддержке

приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и принципиально новых технологий.

Круг государственных обязанностей в сфере культуры определен в Основах законодательства о культуре19, среди которых:

— создание и реализация государственных программ сохранения и развития культуры; создание условий для самореализации талантов;

— обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ;

— обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности;

— преодоление монополии в области культуры;

— обеспечение условий для национальных культур;

— сохранение памятников истории и культуры. Потребность в государственном регулировании культурно-воспитательной сферы возможно объяснить особенностями стоящих задач, в большинстве случаев имеющих национальное значение. Культура является объединяющим началом российского общества. Так, одним из приоритетных направлений, обозначенных в федеральной целевой программе «Развитие культуры и туризма на 2013—2020 гг.», заявлено формирование у граждан Российской Федерации «мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию»20.

Состояние культурно-воспитательной сферы, актуальные проблемы являются предметом исследований таких современных ученых, как С. Н. Братановский, А. Л. Журов, Е. А. Леу-шина, Н. В. Михайлова, С. И. Носов и других21 .

18 Понько А. Д. Очерки истории Министерства культуры РСФСР и Министерства культуры Российской Федерации // URL: http://mkrf.ru//ministerstvo/museum/detail.php?ID=273285 (дата обращения: 10.02.2016).

19 Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1 // Российская газета.1992. № 248.

20 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013—2020 годы» // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2163.

21 Братановский С. Н. Административное право. Особенная часть : учебник. М. : Директ-Медиа, 2013. 503 с. ; Леушина Е. А. Культурное воспитание, как актуальное направление в педагогике // Вестник То-льяттинского гос. ун-та. 2015. № 1. С. 104—106 ; Михайлова Н. В., Журов А. Л. Основы законодательства РФ о культуре как ключевой документ в формировании нормативно-правовой базы деятельности органов внутренних дел России в сфере охраны историко-культурного наследия страны // Страницы истории правоохранительных органов России. М. : ЮИ МВД России, 2001. С. 86—89 ; Носов С. И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2008. № 2. С. 18—22.

Полагаем, что среди основных проблем в исследуемой области следует выделить ослабление роли традиционных институтов воспитания, таких как семья и школа; разобщенность между группами населения, отсутствие консолидирующих идей, системы ценностей; отсутствие взаимодействия между государственными и муниципальными органами, общественными организациями, учреждениями культуры и образования; отсутствие системной работы по изучению угроз воспитательной среды и источников их формирования в регионах; угроза информационной безопасности детей и др.

Также сегодня остаются нерешенными проблемы нахождения баланса при исполнении государством обязанности по обеспечению культурных прав и свобод человека и гражданина и одновременно по защите авторских и иных прав деятелей культуры, сохранению культурного наследия. Кроме того, назрела необходимость привлечения институтов гражданского общества, бизнеса к поддержке и развитию культурно-воспитательной сферы.

При решении указанных проблем, по нашему мнению, следует ориентироваться на главную цель — формирование гражданской идентичности на основе системы традиционных ценностей. В данном контексте деятельность государства и общества должна включать в себя работу:

— по развитию и укреплению внутрироссий-ских культурных и образовательных связей;

— гармонизации межнациональных и межэтнических отношений;

— формированию и ведению политики, направленной на развитие культуры человека, в том числе правовой;

— повышению роли образования, обеспечение его доступности.

Следует согласиться с мнением В. А. Руд-ковского о том, что культурно-воспитательная функция современного российского государства должна быть увязана с проблемами правовой социализации личности и различных социальных групп. Ученый подчеркивает, что «приобщение указанных субъектов к системе

нравственно-правовых ценностей общества, формирование высокой правовой культуры, навыков социально-активного правового поведения является важнейшей предпосылкой развития механизмов правового регулирования в нашей стране. Ведь без соответствующей культуры и правосознания невозможны ни демократия, ни права и свободы человека, ни гражданское общество и т. д.»22 .

Представляется, что обеспечение государством права на образование является важным для реализации государством культурно-воспитательной политики. В науке признается, что устойчивое развитие российского государства может быть достигнуто только при наличии и успешном формировании механизма правового воспитания и стимулов для правомерного поведения личности и общества.

И. А. Ильин подчеркивает, что «единственно верным путем ко всем реформам является постепенное воспитание правосознания и правовой культуры, поскольку совершенствовать право — значит, не придумывать новые законы, а глубже и адекватнее воспитывать верное и все более углубляющееся и крепнущее пра-восознание»23

По справедливому замечанию Л. А. Петру-чак, «правовая культура общества является стержневой основой формирования правовой активности и законопослушной личности, профилактики и преодоления социальных деформаций и правовых девиаций»24.

Успешной реализации данных задач, по нашему мнению, будет способствовать продуманная система пропаганды правовых ценностей, освещение правовых событий в средствах массовой информации, правовое просвещение населения, организация центров правовой информации и правовой помощи населению, внедрение правовых дисциплин в образовательные программы, поддержка деятельности профильных общественных организаций.

Следует также отметить, что результативность осуществления государством культурно-воспитательной функции не всегда возможно отобразить в привычных категориях. Количе-

22 Рудковский В. А. Теоретические и практические проблемы формирования правовоспитательной политики в современной России // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 5. 2012. № 2. С. 44.

23 Ильин И. А. Собр. соч. : в 10 т. М., 1994. Т. 4. С. 107.

24 ПетручакЛ. А. Правовая культура современного российского общества. М. : Перо, 2012. С. 276.

ственные показатели, например культурные мероприятия и их посетители, имеют значение с точки зрения эффективности управления данной областью, определения необходимого уровня финансирования.

Однако с точки зрения задач, которые преследует государство в культурно-воспитательной сфере, важную роль играют качественные характеристики (доступность культурных благ, уровень культурного развития личности и общества и др.).

В. М. Межуев справедливо утверждает, что «уровень культурного развития страны измеряется не только высшими достижениями ее отдельных творцов, но и степенью их усвоения основной массой населения, уровнем ее образованности и просвещенности»25. Такие характеристики служат индикаторами культурного развития и позволяют провести оценку с позиции непосредственных потребителей.

Согласно рейтингу открытости федеральных органов исполнительной власти в 2015 г., Министерство культуры РФ занимает пока что только 25-е место среди 41 федеральных органов власти26. Общественным советом при Министерстве культуры Российской Федерации в 2015 г. проведена независимая оценка качества в отношении 88 подведомственных Минкультуры России организаций культуры,

в том числе осуществлен сбор данных и оценка удовлетворенности получателей услуг27. Итоговый показатель составил 3,66 балла, что свидетельствует о низком уровне доступности услуг, оказываемых в сфере культуры.

С учетом изложенного деятельность органов власти и учреждений в сфере культуры и воспитания полагаем целесообразным оценивать, как с точки зрения эффективности управления, так и с позиции удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в данных областях и общим состоянием культурно-воспитательной сферы.

В науке достаточно обоснованно подчеркивается, что одним из основных направлений совершенствования управления сферой культуры должен стать переход от управления затратами к управлению результатами28. Однако неоднородность сферы культуры и воспитания обусловливает многообразие предметной направленности культурно-воспитательной функции и возможных методов регулирования. В этой связи перед государством стоит задача определить оптимальную модель государственной культурной политики, учитывающей культурные интересы личности, общества и самого государства и основанной на построении сбалансированной системы государственных органов, активном привлечении общества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Александров Н. Г. Сущность социалистического государства и права. — М. : Знание, 1969. — 128 с.

2 . Барканов А. А. Культурно-воспитательная функция государства : дис. ... канд. юрид. наук. — М.,

2007. — 186 с.

3 . Богданова О. В. Правовое воспитание как важнейшая составляющая идеологической функции госу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарства // Юридическая наука и практика. — 2014. — С. 177—178.

4 . Гудима Т. М. Нерешенные проблемы культурной политики современной России // Культурная поли-

тика. — 2008. — № 4. — С. 29—34.

5 . Иванова Ю. А. Функции современного российского государства: актуальные аспекты // Вестник Мо-

сковского университета МВД России. — 2016. — № 3. — С. 19—20.

25 Межуев В. М. Государство и культура: теоретические предпосылки культурной политики // Управленческое консультирование. 2008. № 1. С. 69.

26 Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/ (дата обращения: 23.11.2016).

27 Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях. URL: http://www. bus.gov.ru/ (дата обращения: 09.02.2016).

28 Гудима Т. М. Нерешенные проблемы культурной политики современной России // Культурная политика. 2008. № 4. С. 33.

6 . Керимов А. Д. О культурно-просветительской функции современного государства // Право и образование. - 2006. - № 2. - С. 185-191. 7. Культура как стратегический ресурс: предпринимательство в культуре : монография / И. Г. Хангель-диева. — М. : Русайнс, 2015. — Т. 1. — 333 с.

8 . Лазарев В. В. Теория государства и права. — М., 1992. — 396 с.

9 . Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. — М. : Российский фонд культуры,

2006. — 336 с.

10 . Макуев Р. Х. Теория государства и права: учебник. — 3-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : Инфра-М,

2010. — 640 с.

11 . Межуев В. М. Государство и культура: теоретические предпосылки культурной политики // Управлен-

ческое консультирование. — 2008. — № 1. — С. 63—78.

12 . Носов С. И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. — 2008. —

№ 2. — С.18—22.

13 . ПетручакЛ. А. Правовая культура современного российского общества. — М. : Перо, 2012. — 364 с.

14 . Пожарский Д. В. Охранительная функция Российского государства: проблемы преемственности и мо-

дернизации // Юридическая техника. — 2011. — № 5. — С. 383—386.

15 . Понько А. Д. Очерки истории Министерства культуры РСФСР и Министерства культуры Россий-

ской Федерации // Официальный сайт Министерства культуры РФ. URL: http://mkrf.ru//ministerstvo/ museum/detail.php?ID=273285 (дата обращения: 06.11.2016).

16. Правовое воспитание в современном российском обществе : учебное пособие / Н. Я. Соколов, Е. К. Матевосова. — М. : Проспект, 2015.— 124 с.

17. Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник для вузов. — М. : Юнити-Дана, Закон и право. — 2004. — 576 с.

18 . Рудковский В. А. Теоретические и практические проблемы формирования правовоспитательной по-

литики в современной России // Вестник Волгоград. гос. ун-та, сер. 5. — 2012. — № 2. — С. 41—47.

19 . Сазонникова Е. В. Конституционно-правовое регулирование культурных отношений в России : моно-

графия. — Воронеж : Научная книга, 2011. — 174 с.

20 . Синюков В. Н. Российская правовая система : вопр. теории : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1995.

421 с.

21. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — М. : Юристъ, 1999. — 672 с.

22 . Ханнанова А. С. Культурная политика как функция государства // Вестник Южно-Уральского государ-

ственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2015. — № 4. — Т. 15. — С. 62—66.

23 . Шачнев С. А. О культурно-просветительской функции государства: российское измерение про-

блемы // Научные ведомости белгородского государственного университета. — Выпуск 3 (210). — Т. 35. — 2015. — С. 180—184.

24 . Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. — М., 1970. — 188 с.

Материал поступил в редакцию 10 декабря 2016 г.

CULTURAL AND EDUCATIONAL FUNCTION OF THE STATE

ZHUKOVA Elena Sergeevna — Postgraduate Student of the Department of the Theory of the State and

Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ejlena@inbox.ru

140011, Russia, Moscow, Shosseynaya str., 42

Review. The article discusses the major challenges associated with the implementation of the State cultural and educational function, provides a rationale for government regulation of culture and education, describes main approaches to the definition of the function in question, and provides the author's definition. The article reveals the content of a cultural and educational function that includes, in the author's opinion, comprehensive state support of the culture development — literature, art, theater, and cinema — as well as state support for science,

its natural integration into market conditions, support for the priority development of fundamental theoretical research and innovative technologies. The author highlights areas of activity of the State in the sphere of culture and education, as well as analyzes existing problems. The author substantiates the expedience of assessing the impact caused by the State exercising its cultural and educational function both in terms of management efficiency and satisfaction of the population with the quality of the services provided in these areas and the general situation in an educational sphere.

Keywords: function of the State, cultural and educative function, culture, education, State cultural policy.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Aleksandrov N. G. Sushhnost' socialisticheskogo gosudarstva i prava. — M. : Znanie, 1969. — 128 s.

2 . BarkanovA. A. Kul'turno-vospitatel'naja funkcija gosudarstva : dis. ... kand. jurid. nauk. — M., 2007. — 186 s.

3 . Bogdanova O. V. Pravovoe vospitanie kak vazhnejshaja sostavljajushhaja ideologicheskoj funkcii

gosudarstva // Juridicheskaja nauka i praktika. — 2014. — S. 177—178.

4 . Gudima T. M. Nereshennye problemy kul'turnoj politiki sovremennoj Rossii // Kul'turnaja politika. — 2008. —

№ 4. — S. 29—34.

5 . Ivanova Ju. A. Funkcii sovremennogo rossijskogo gosudarstva: aktual'nye aspekty // Vestnik Moskovskogo

universiteta MVD Rossii. — 2016. — № 3. — S. 19—20.

6 . Kerimov A. D. O kul'turno-prosvetitel'skoj funkcii sovremennogo gosudarstva // Pravo i obrazovanie. —

2006. — № 2. — S. 185—191. 7. Kul'tura kak strategicheskij resurs: predprinimatel'stvo v kul'ture : monografija / I. G. Hangel'dieva. — M. : Rusajns, 2015. — T. 1. — 333 s.

8 . Lazarev V. V. Teorija gosudarstva i prava. — M., 1992. — 396 s.

9 . Lihachev D. S. Izbrannoe: mysli o zhizni, istorii, kul'ture. — M. : Rossijskij fond kul'tury, 2006. — 336 s.

10 . Makuev R. H. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik. — 3-e izd., izm. i dop. — M. : Norma : Infra-M, 2010. —

640 s .

11 . Mezhuev V. M. Gosudarstvo i kul'tura: teoreticheskie predposylki kul'turnoj politiki // Upravlencheskoe

konsul'tirovanie. — 2008. — № 1. — S. 63—78.

12 . Nosov S. I. Prava grazhdan v oblasti kul'tury // Kul'tura: upravlenie, jekonomika, pravo. — 2008. — № 2. —

S.18—22.

13 . Petruchak L. A. Pravovaja kul'tura sovremennogo rossijskogo obshhestva. — M. : Pero, 2012. — 364 s.

14 . Pozharskij D. V. Ohranitel'naja funkcija Rossijskogo gosudarstva: problemy preemstvennosti i modernizacii //

Juridicheskaja tehnika. — 2011. — № 5. — S. 383—386.

15 . Pon'ko A. D. Ocherki istorii Ministerstva kul'tury RSFSR i Ministerstva kul'tury Rossijskoj Federacii //

Oficial'nyj sajt Ministerstva kul'tury RF. URL: http://mkrf.ru//ministerstvo/museum/detail.php?ID=273285 (data obrashhenija: 06.11.2016).

16. Pravovoe vospitanie v sovremennom rossijskom obshhestve : uchebnoe posobie / N. Ja. Sokolov, E. K. Matevosova. — M. : Prospekt, 2015.— 124 s.

17. Rad'ko T. N. Teorija gosudarstva i prava : uchebnik dlja vuzov. — M. : Juniti-Dana, Zakon i pravo. — 2004. — 576 s .

18 . Rudkovskij V. A. Teoreticheskie i prakticheskie problemy formirovanija pravovospitatel'noj politiki v

sovremennoj Rossii // Vestnik Volgograd. gos. un-ta, ser. 5. — 2012. — № 2. — S. 41—47.

19 . Sazonnikova E. V. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie kul'turnyh otnoshenij v Rossii : monografija. —

Voronezh : Nauchnaja kniga, 2011. — 174 s.

20 . Sinjukov V. N. Rossijskaja pravovaja sistema : vopr. teorii : dis. ... d-ra jurid. nauk. Saratov, 1995. 421 s.

21. Teorija gosudarstva i prava : kurs lekcij / pod red. N. I. Matuzova i A. V. Mal'ko. — M. : Jurist#, 1999. — 672 s.

22. Hannanova A. S. Kul'turnaja politika kak funkcija gosudarstva // Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki. — 2015. — № 4. — T. 15. — S. 62—66.

23 . Shachnev S. A. O kul'turno-prosvetitel'skoj funkcii gosudarstva: rossijskoe izmerenie problemy // Nauchnye

vedomosti belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. — Vypusk 3 (210). — T. 35. — 2015. — S. 180—184.

24 . Chernogolovkin N. V. Teorija funkcij socialisticheskogo gosudarstva. — M., 1970. — 188 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.