Научная статья на тему 'Проблема суицида в Национальной полиции Франции'

Проблема суицида в Национальной полиции Франции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
392
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ ФРАНЦИИ / СУИЦИД / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / NATIONAL POLICE OF FRANCE / SUICIDE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Ирина Анатольевна

Суицид является серьезной проблемой для полицейских структур, даже если уровень самоубийств полицейских не выше уровня суицида среди населения. В статье рассматривается проблема суицида во французской полиции в конце XX — начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of a Suicide in the National Police of France

Suicide is a serious problem for police structures even if the level of suicides of policemen is not higher than the level of suicides among general public. The author considers the problem of suicide in the French police at the end of the XX the beginning of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Проблема суицида в Национальной полиции Франции»

Зарубежный опыт

УДК 351.741

ПРОБЛЕМА СУИЦИДА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ ФРАНЦИИ

И. А. Андреева

Суицид является серьезной проблемой для полицейских структур, даже если уровень самоубийств полицейских не выше уровня суицида среди населения. В статье рассматривается проблема суицида во французской полиции в конце XX — начале XXI вв.

Ключевые слова: Национальная полиция Франции, суицид, предупреждение.

В европейских странах феномен суицида давно осмыслен в качестве значительной проблемы охраны общественного здоровья, и ее решение стало объектом приложения усилий государственных и негосударственных структур, предметом научных исследований разной дисциплинарной принадлежности. Общей платформой для дискуссий является представление, что к самоубийству приводит комплекс взаимодействующих биологических, генетических, психологических, социологических, культурных факторов в совокупности с факторами окружающей среды. Хотя прямой связи между профессиональной деятельностью и суицидальным поведением не установлено в науке1, распространенным является мнение, что ряд профессий (в число которых многие авторы включают профессию полицейского), подвергающихся наибольшим стрессовым воздействиям, находится в зоне риска. В связи с этим в последние годы в европейских странах реализуется программа борьбы с психосоциальными рисками в профессиональной деятельности, частью которых является превенция суицида.

Данные относительно самоубийства полицейских труднодоступны, полицейские структуры стремятся сохранить их в секрете или вовсе не ведут их статистики, так как это портит имидж полиции. Несмотря на это, в 1980-1990-е гг. исследователи обратились к изучению проблемы. Большинство из них полагают, что уровень самоубийств в среде полицейских значительно выше относительно других категорий населения. При этом, согласно выводам научно-исследовательской группы специалистов-медиков, осуществлявшей работу в середине 1990-х гг. в США, представляемые полицией данные о случаях самоубийств сотрудников соответствуют действительности на 80%, т. е. реальный уровень суицида полицейских превышает официальную статистику

приблизительно на 20%. Сравнение данных суицидальной статистики между полициями разных государств осуществляется, однако это затруднено из-за различий в используемых методиках подсчета. Так, в одних странах сопоставляется уровень самоубийств полицейских (обычно количество суицидов на 100 тыс. человек) со средним уровнем самоубийств (количество суицидов на 100 тыс. человек всего населения), а в других сопоставление ведется с учетом половозрастных характеристик2. Вне зависимости от своего уровня суицид является серьезной проблемой для полицейских как особенной профессиональной группы, поскольку всегда имеет этические последствия. Французский психолог В. Грюнер отмечает, что самоубийца часто воспринимается как «убийца ценностей группы», ведь совершенный им акт ставит под сомнение фундаментальные ценности профессиональной группы полицейских3. С начала 1990-х гг в полицейских структурах зарубежных государств внедряются разнообразные программы превенции суицидов, которые, как правило, включают такие элементы, как изучение факторов риска, тренинги, работа с семьей, контроль психического здоровья4.

Впервые проблема привлекла внимание французской общественности в 1996 г., когда произошло увеличение случаев суицидов сотрудников полиции Франции до 70. Попытки полицейских профсоюзов увязать этот всплеск с их профессиональной деятельностью, с условиями труда, с обесцениванием профессии полицейского встретили отпор со стороны Министерства внутренних дел. В действительности профсоюзы пытались использовать феномен для выдвижения ряда требований, и потому научная релевантность приводимых ими аргументов была сомнительной. Научное исследование суицида во французской полиции, долгое время остававшееся единственным во Франции, было осуществлено Н. Бургуаном и опубликовано в 1997 г. Осуществив сравнительный анализ данных за последние годы, сопоставив уровень суицида в полиции с «близкими» по половозрастным характеристикам категориями населения, в том числе с профессиональными группами, исследователь пришел к выводу, что нет оснований говорить об устойчивом значительном росте самоубийств полицейских, число их значительно колеблется (табл. 1), подчиняясь тем же тенденциям, что и общие показатели. При этом уровень суицида в кадровых корпусах полиции был неодинаков (табл. 2)5.

Таблица 1

Динамика количества и уровня суицидов в Национальной полиции Франции (1979-1996 гг.)

Год Средний уровень суицида в стране Число случаев суицида в полиции Уровень суицида в полиции

1979 30,8 36 32,0

1980 31,6 39 35,0

1981 32,3 25 22,0

1982 34,9 39 35,0

1983 35,8 21 19,0

1984 36,2 38 34,0

1985 37,0 28 25,0

1986 37,1 43 38,5

1987 36,6 44 39,0

1988 35,5 42 37,5

1989 35,0 57 51,0

1990 34,6 49 44,0

1991 35,3 45 40,0

1992 36,5 46 41,0

1993 38,4 41 37,0

1994 39,0 30 27,0

1995 56 52,0

1996 70 56,0

Следует отметить, что Франция в целом относится к странам с высоким уровнем суицида. Независимо от объективных параметров проблемы суицида в полиции в последние десятилетия она превратилась в медиа-проблему. Широкое распространение получила позиция ряда социологов, что «всегда и везде в основе суицида лежит глубокий разлад между требованиями среды и стремлениями личности»6. В высшем полицейском руководстве утвердился подход, трактующий суицид как проблему индивидуального характера, а на ее публичное обсуждение было наложено табу. Тем не менее, в ответ на «суицидальный кризис» в 1996 г. была создана служба оперативной психологической поддержки в полиции (88РО)7, расширившая спектр деятельности полицейских психологов, которые до этих пор обеспечивали специальную психологическую подготовку персонала и психологическое тестирование новобранцев (с 1986 г.). Однако служба остается малочисленной (60 психологов в 2009 г., на 20 тыс. полицейских столицы приходится 4 сотрудника службы оперативной психологической поддержки). Это, как настаивают профсоюзы, в совокупности с определенными правилами службы, например, обязывающими психолога сообщить о проблемах полицейского его начальнику, снижает эффективность ее работы. Сотрудники полиции чаще всего воспринимают ее как дополнительный инструмент контроля, а не службу помощи.

В 2009 г. впервые существование проблемы суицида в полиции было признано на официальном уровне, что не было вызвано очередным всплеском случаев самоубийств. На изменение позиции МВД Франции повлиял общий контекст (влияние общегосударственного и даже общеевропейского императива охраны здоровья сотрудников, разработка национальных и европейских программ противодействия факторам психосоциального риска в профессиональной деятельности, обновление законодательства в области охраны труда8 и воздействие полицейских профсоюзов. Согласно позиции ведущих полицейских профсоюзов Франции, суицидальный риск в полиции не является временной проблемой, но он увеличился в связи с реформами, которые осуществляются в Национальной полиции Франции с 2002 г Министерство внутренних дел вынуждено было обратиться в 2008 г. в Центральный комитет гигиены и безопасности Франции с просьбой изучить вопрос. Осуществление исследования самоубийств полицейских в период 2005-2009 гг. национальным Институтом здоровья и медицинских исследований (М8ЕКМ подтвердило, что уровень самоубийств в полиции выше среднего уровня в стране на 36%, за период 1998-2009 гг. были зарегистрированы 559 самоубийств полицейских чиновников. Ежегодно с 2005 г. от 40 до 55 полицейских заканчивали

Таблица 2

Количество и уровень суицидов в кадровых корпусах Национальной полиции Франции. Сравнение уровня суицидов в полиции с аналогичныш показателем в близкой по социальному статусу группе населения

Кадровый корпус Количество случаев суицида (19 79-198 8) Уровень суицида Группа Уровень суицида (1987)

Полицейские 282 32,0 Рабочие 36,9

Инспекторы и следователи 67 33,8 Служащие 51,1

Командиры и офицеры 2 11,6 Специалисты 18,1

Комиссары 4 19,4 Высшие кадры 15,6

жизнь самоубийством. В 2008 г. было совершено 35 самоубийств на 100 тыс. чел. Приведем для сравнения международные данные, приведенные Ш8ЕЯМ: Люксембург — 70 самоубийств на 100 тыс., США — 40, Великобритания — 5.

3 марта 2009 г. был создан комитет «Превенции суицида в Национальной полиции» в рамках Главной дирекции Национальной полиции МВД Франции. Эта мера вполне вписывается в реализацию современной концепции менеджмента человеческими ресурсами МВД Франции, суть которой хорошо выразил генеральный контролер Национальной полиции Франции Ж.-П. Дюл-лье: «...Человеческий фактор — главный в любом деле. Любая организация сталкивается с необходимостью мобилизации и оценки ее человеческих ресурсов, решая проблемы эффективности и качества деятельности. Это тем более актуально для учреждений, которые работают для общего блага: они должны иметь “челове-

” 9

ческое лицо »9.

28 апреля 2010 г. состоялся круглый стол представителей полицейских и иных профсоюзов, специалистов в сфере охраны труда, на котором были сформулированы общие позиции в понимании причин суицида в полиции:

— сокращение численности персонала, которое приводит к интенсификации работы при менее удобном графике;

— недостаточность материально-технических средств для выполнения функций;

— отсутствие поддержки сотрудников полицейским руководством;

— несоблюдение принципа презумпции невиновности относительно сотрудников в случае служебных расследований, публикаций в прессе о «полицейском насилии»;

— травля сотрудника в коллективе.

Среди направлений деятельности, способных улучшить положение, были названы: внедрение комитетов гигиены, безопасности и условий труда (СЖСТ) во всех службах полиции; реагирование администрации на случаи травли сотрудников; увеличение численности психологов и социальных работников в полиции; улучшение подготовки полицейского руководства в вопросах превенции психосоциальных рисков; отказ от проводимой МВД политики «цифр»10, признание обществом профессии полицейского как особой профессии риска11.

МВД Франции не согласно с позицией полицейских профсоюзов, настаивающих на прямой связи реформ и ухудшении морально-психологического климата в полиции как причине суицида, дает отпор любым попыткам поставить под сомнение проводимый курс12, но, официально признав проблему, сделало очередной шаг в ее решении, приняв в 2010 г. План превенции психосоциальных рисков. В 2011 г. министр внутренних дел сообщил о выделении 13,5 млн евро на его реализацию. План вписывается в рамки общенациональной программы предупреждения профессиональных психосоциальных рисков, основывающейся на статье Ь. 4121-1 Трудового кодекса, требующего принятия необходимых мер

для охраны психического и физического здоровья сотрудников. Это требование относится и к государственным служащим. В плане выделяется четыре категории факторов психосоциального риска:

1) связанные с особенностями профессиональной деятельности, природой выполняемых задач (монотонность, перегрузка, опасность, неблагоприятное окружение и т. д.) или с организацией работы (невозможность восстановить психические и физические силы, противоречивость служебных требований, отсутствие ясных целей и т. д.);

2) связанные с профессиональной дезадаптацией сотрудника личностного характера (разрыв между профессиональными требованиями и личностными ценностями, чувство отсутствия смысла, отсутствие перспектив карьерного роста, несогласованность рабочего графика с личной жизнью и т. д.);

3) связанные с общением в коллективе (конфликты с начальством, подчиненными, коллегами);

4) связанные с профессиональной дезадаптацией сотрудников, вызванной недостаточной профессиональной подготовкой и неспособностью следовать за эволюцией профессии13.

Проблема суицида в полиции получила особую актуальность в последние годы в связи с осуществляющимися практически во всех странах реформами, неоднозначно сказывающимися на условиях труда сотрудников, и финансовым кризисом. В условиях недостаточной четкости научных положений в вопросе о факторах суицидального риска, их связи с профессиональной деятельностью и т. д., большую роль в выработке профилактических мер играют полицейские профсоюзы, что способно улучшить морально-психологический климат в коллективах. Общий подход в решении проблемы, выработанный МВД Франции в диалоге с профсоюзами, характеризуется тем, что превенция суицида в полиции трактуется не только как превенция девиантного поведения сотрудников. Она вписывается в контекст управления человеческими ресурсам, руководствуется общегосударственным императивом охраны здоровья работников.

1 BesseP., MillotI., Foglia T. Connaissance et prise en charge des suicidйs et suicidants en mйdecine du travail. Actes du Deuxiёme Congres international de la francophonie en prevention du suicide. Liёge — du 18 au 22 novembre 2002. URL: http:// social.prov-liege.be/maison/jsp/_publicationsPopUp.jsp?lang=fr &idpub=1611 (дата обращения: 21.03.2011).

2 Charbonneau L. Le suicide chez les policiers au Qu^ec: enjeux mthodologiques et Mat de la situation // Population. 2000. № 2. URL: http://www.persee.fr/web/revues/home/prescript/ article/pop_0032-4663_2000_num_55_2_7122 (дата обращения: 21.01.2012).

3 Gruner V Le suicide en gendarmerie: spfcificiffis, aspects cliniques et prevention. URL: http://www.geps.asso.fr/ download.php?fname=Le%20suicide%20en%20gendarmerie.pdf (дата обращения: 21.01.2012)

4 Violanti J. M. Police Suicide: Epidemic in Blue. Charles C. Thomas Publisher, 2007. P. 157.

5 Bourgoin N. Le suicide dans la police nationale // La lettre grise Premiae smie. 1997. Vol. I, № 3. URL: http://www2.uni1.ch/ penombre/1g/03_02.htm (дата обращения: 21.01.2012).

6 Te6o-MoHu А. Рабочее место как место насилия и смерти // Свободная мысль. 2007. № 8. С. 124.

7 Ruponse du ministere: Intrnieur publrne dans le JO Stoat du 30/10/1997. Р. 3005. URL: http://www.senat.fr/questions/base/ 1997/qSEQ970902518.html (дата обращения: 21.01.2012).

8 Antonmattei P.-H. L’annrne de droit social 2009: Textes, jurisprudence, commentaires. Editions Lamy, 2010. Р. 37.

9 Человеческий фактор на государственной службе: наука, ум и философия действия (Le facteur humain dans le service public: science, intelligence et philosophie de l’action). Р. 19. URL: http://www.anspa.ru/fi1es/sem2011/du11ier/HUMAIN_DANS_ LE_SYSTEME_LEGALmoscou.pdf (дата обращения: 26.04.2011).

10 Политикой «цифр» полицейские профсоюзы называют введенное с 2006 г. в Национальной полиции Франции управление посредством измеримых целей, предполагающее опубликование результатов полицейской деятельности. Оценка результативности полиции основывается на полицейской статистике. Главными измерителями «производительности» полицейских служб по-прежнему остаются традиционные инструменты — количество обращений граждан и расследованных правонарушений. Полицейские оказались перед необходимостью постоянно подтверждать свою служебную деятельность конкретными результатами, такими, как аресты, составление протоколов. «Мы не хотим изобретать преступность», — такова наиболее распространенная их позиция. Погоня за цифрами в совокупности с политикой восстановления правопорядка в так называемых трудных кварталах (или «неправовых зонах») привела к росту напряженности между полицейскими и их жителями, особенно молодежью.

11 Rapport d’information n°642 (2009-2010) de M. Grn-ard Drniot, fait au nom de la Mission d’information sur le ma1-etre au travail et de la commission des affaires sociales, drnposrn le 7 juillet 2010. URL: http://www.senat.fr/rap/r09-642-2/r09-642-2.htm1 (дата обращения: 21.01.2012).

12 После уменьшения числа случаев суицида в полиции в 2010 г. в 2011 г. произошел очередной всплеск, а четыре самоубийства произошли в один день — 22 сентября, при этом, словно в пику позиции Министерства внутренних дел, ряд сотрудников в своих прощальных письмах указали на невозможные условия работы в полиции в последние годы.

13 Le plan de prevention des risques psychosociaux du ministere de l’Intrnieur, de 1’ Outre-mer et des Collectives territoriales. URL: http://www.intefp-sstfp.travai1.gouv.fr/datas/ files/SSTFP/Plan%20de%20pr%C3%A9vention%20des% 20risques%20psychosiaux%20Ao%C3%BBt%202010.pdf (дата обращения: 21.01.2012).

УДК 371.215

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

(ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ КОЛЛЕГ)

Ю. И. Алферова, Д. М. Сафронов

Освещаются вопросы методики преподавания иностранных языков в вузах КНР, в частности, дается обзор основных методов, применяемых китайскими коллегами в

процессе преподавания английского языка и китайского языка как иностранных.

Ключевые слова: иностранные языки, методы, учебный процесс, общение, речь.

Знание иностранного языка — не роскошь, а неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса. В настоящее время стало очевидным, что образованный человек — это человек, знающий иностранный язык, умеющий его понимать, говорить на нем, использовать в своей деятельности. Но для того, чтобы этого достичь, необходимо приложить немало усилий.

В подтверждение практической пользы знания иностранного языка можно привести два примера.

В 2007 г. на курсах повышения квалификации в г. Будапешт в Венгрии группа вышла в город, не имея карты города, без экскурсовода. Добраться до центра города, рассказав про транспорт, маршруты и места, на которые можно обратить внимание, помогла местная жительница, к которой обратились за помощью. Вторая история, более свежая, произошла в 2012 г. Находясь на территории КНР, авторы статьи заметили, что ее граждане спешат практиковаться в знании английского языка. Особенно интересно было отметить, что беседующие принадлежали к различным социальным и возрастным группам.

В обоих случаях коммуникация состоялась с обычными людьми, знающими английский язык. Вывод здесь представляется очевидным: человек, считающий себя образованным, должен знать иностранный язык и уметь на нем общаться. Но как этого достичь? Рассмотрим это на примере преподавания иностранных языков в вузах КНР.

Как правило, в процессе обучения используются апробированные на протяжении значительного времени учебно-методические комплексы, состоящие из четырех элементов: учебники для студентов, рабочие тетради к соответствующим темам учебников для выполнения домашних занятий в часы самостоятельной подготовки, учебники для преподавателей и мультимедиа-сопровождение, что создает достаточно комфортные условия для преподавания и изучения иностранного языка. Преподавание ориентировано на изучение тем для повседневного общения (здесь следует отметить, что содержание текстов учебников всегда имеет воспитательную ценность).

Материал каждого урока изложен в строго определенной последовательности: диалоги, грамматика, лексика, упражнения на лексику и грамматику, письмо, имеется мультимедиа-сопровождение изучаемого материала.

Сам процесс обучения строится следующим образом. В начале обучения даются первоначальные знания по фонетике, основам грамматики, часть лексики с использованием родного для обучающихся языка. После этого осуществляется переход на непосредственное использование изучаемого языка, что способствует полному погружению в языковую атмосферу и мелодику речи.

При объяснении грамматики дается множество примеров, что приводит в итоге к пониманию изучаемого материала самими обучающимися. Проверка понимания осуществляется с помощью заданий на составление обучающимися собственных примеров, в которых они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.