Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ'

ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ СТРАХИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папина И.С.

В статье обоснована актуальность проблемы страхов для детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризованы основные виды детских страхов. Определены основные направления социально-педагогической диагностики и коррекции детских страхов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FEARS IN THE SENIOR PRESCHOOL AGE AND THE MAIN AREAS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK FOR THEIR CORRECTION

The article substantiates the urgency of the problem of fears for older preschool children. The main types of children's fears are characterized. The main directions of social and pedagogical diagnostics and correction of children's fears have been determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ»

УДК 37.032

Папина И. С. студент

Научный руководитель: Зинцова А.С., к.ф.н.

доцент МИВлГУ

ПРОБЛЕМА СТРАХОВ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ ПО ИХ КОРРЕКЦИИ

Аннотация: в статье обоснована актуальность проблемы страхов для детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризованы основные виды детских страхов. Определены основные направления социально -педагогической диагностики и коррекции детских страхов.

Ключевые слова: детские страхи, старший дошкольный возраст, диагностика, коррекция

Papina I.S. student

Scientific adviser: Zintsova A.S., PhD

docent MIVlGU

THE PROBLEM OF FEARS IN THE SENIOR PRESCHOOL AGE AND THE MAIN AREAS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL WORK FOR THEIR

CORRECTION

Annotation: the article substantiates the urgency of the problem offears for older preschool children. The main types of children's fears are characterized. The main directions of social and pedagogical diagnostics and correction of children's fears have been determined.

Key words: childhood fears, senior preschool age, diagnostics, correction.

Страх следует рассматривать в качестве эмоции, свойственной любому человеку, появляющейся в ситуации угрозы жизни и здоровью и направленной в сторону источника опасности (которым может быть как реальным, так и воображаемым). Особенно актуальной проблема страхов является для детей дошкольного возраста. Страх воплощает в себе внутреннюю напряженность ребенка, его ожидание травмирующих событий или действий других людей.

Детские страхи следует рассматривать в качестве эмоциональных реакций детей старшего дошкольного возраста на саму ситуацию угрозы либо конкретный объект, провоцирующих желания спрятаться, убежать и т.д.

Первичные проявления страха фиксируется еще у младенцев. В дальнейшем с развитием ребенка одновременно эволюционируют и его страхи, возникая как реакция на новые события в жизни. В особенности формирование страхов усиливается, когда ребенок ощущает нехватку тепла и эмоциональной поддержки от родителей, то есть не чувствует себя в безопасности. Со временем страхи детей могут приводить к развитию психосоматических и неврологических расстройств.

Следует согласиться с позицией Коньковой О.М. и Тишунина В.В., которые указывают: важным проявлением страхов является изменившееся поведение ребенка. У детей меняется отношение к миру, иногда без изменений в физиологическом состоянии. Ребенок, характеризующийся большим количеством страхов, становится менее устойчив к агрессивному поведению, проявляет как физическую, так и вербальную агрессию к другим детям, родителям. Его эмоциональное состояние может варьироваться от

73

астеничного до гиперактивного'3.

В настоящее время принято подразделять страхи детей старшего дошкольного возраста на возрастные и невротические. Возрастные страхи свойственны практически всем детям, однако у особо восприимчивых несовершеннолетних они проявляются наиболее ярко. Невротические страхи более специфичны: они выступают в качестве следствия сложных и длительных психических переживаний и потрясений ребенка, недостаточной уверенности в себе, отсутствия механизмов психической защиты. Этот вид страхов оказывает наиболее травмирующее воздействие на личностное развитие ребенка, характеризуется напряженностью, интенсивностью, устойчивостью.

Невротические страхи также подразделяются на личностно обусловленные и ситуативные. Первые предопределяются свойствами характера ребенка: например, его повышенной тревожностью, мнительностью. Ситуативные страхи возникают в опасной либо тревожной ситуации, шокирующей ребенка: например, при нападении собаки.

Также страхи детей старшего дошкольного возраста подразделяются на реальные и воображаемые, а также на хронические и острые. Как отмечают Егенисова А.К. и Кабакова М.Б., детские страхи в большинстве своем являются возрастными и носят краткосрочный характер. Однако появление у ребенка невротических страхов обычно тяжело переживается, является симптомом нервной ослабленности, неэффективного семейного воспитания, указывают на необходимость вмешательства специалиста74.

Социально-педагогическая работа с детскими страхами начинается с диагностики. В условиях старшего дошкольного возраста специфика этой деятельности обусловлена тем, что дети зачастую не говорят напрямую о

73 Конькова О.М., Тишунин В.В. Детские страхи как фактор развития невротических и психосоматических заболеваний // Евразийский союз ученых. - 2017. - № 10-1 (43). - С. 32.

74 Егенисова А.К., Кабакова М.Б. Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста // СОЬШршиМ-ГОиКМАЬ. - 2019. - № 4-2 (28). - С. 24.

своих страхах, в связи с чем необходим особый подход. Как правило, наиболее эффективным методом диагностики страхов является рисование. Специалист может попросить ребенка нарисовать семью, друзей, а также просто изобразить что-нибудь на свободную тему. На наличие у ребенка ярко выраженных страхов указывают рисунки на катастрофические темы, изображение себя одиноким, увлечение черными и серыми цветами.

Коррекция детских страхов - это комплекс организованных социальных, медицинских и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих стабилизацию эмоционального состояния ребенка.

На практике применяются разнообразные методы социально-педагогической коррекции детских страхов. Так, арт-терапия предполагает применение художественных приемов и организацию творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста (рисование, лепка, прослушивание музыкальных произведений, и пр.).

Также эффективным методом коррекции страхов детей является игротерапия. Как отмечает Шевырева Е.Г., данный метод следует рассматривать в качестве основного, системообразующего и наиболее эффективного метода коррекции детских страхов75. С учетом возрастных особенностей детей рекомендуется применение метода сюжетно-ролевой игры: она характеризуется важным воспитывающим значением, позволяет моделировать вместе с детьми различные ситуации из их жизни, опыт общения с взрослыми, взаимодействия с пугающими и травмирующими предметами.

К сюжетно-ролевым играм тесно примыкает метод сказотерапии. Его применение в занятиях обусловлено тем, что у детей старшего дошкольного возраста развит механизм идентификации себя с другими людьми, персонажами, в том числе с присвоением их норм и ценностей. Поэтому принимая участие в постановки сказки, ребенок как бы примеряет на себя роль сказочного героя, что позволяет понять: его страхи не уникальные и могут появляться у других. Кроме того, педагогически правильно построенная сказка дает ребенку в лице сказочного персонажа найти выход из ситуации страха, возможности для преодоления конфликта, поддерживает его способности и веру в себя. Тем самым на основе общепризнанных моральных ценностей ребенок учится самостоятельно справляться с ситуацией страха76.

Таким образом, проблема страхов является актуальной в социально -педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста. От специалиста требуется уметь выявлять разные виды страхов, диагностировать степень их выраженности и опасности для развития ребенка, применять методы коррекции страхов. Следует отметить, что любая работа в этом направлении должна сопровождаться взаимодействием с родителями,

75 Шевырева Е.Г. Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и способы их коррекции // Бюллетень науки и практики. - 2018. - № 4 (1). - С. 353.

76 Подольский А.И., Идобаева О.А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2018. - 124 с. - С. 86.

гармонизацией детско-родительских отношений. Только так удастся достичь оптимальной коррекции детских страхов, предотвратить развитие у ребенка невротических и психических расстройств, обеспечить успешную социальную адаптацию.

Использованные источники:

1. Егенисова А.К., Кабакова М.Б. Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2019. - № 4-2 (28). - С. 24-27.

2. Конькова О.М., Тишунин В.В. Детские страхи как фактор развития невротических и психосоматических заболеваний // Евразийский союз ученых. - 2017. - № 10-1 (43). - С. 31-35.

3. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2018. - 124 с.

4. Шевырева Е.Г. Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и способы их коррекции // Бюллетень науки и практики. - 2018. - № 4 (1). - С. 352-356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.