Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ'

ПРОБЛЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ СТРЕЛЬБЕ / САМОМОТИВАЦИЯ / СТРЕССОРНЫЙ ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витушкин Александр Викторович

Статья посвящена изучению мотивации курсантов вузов ФСИН России заниматься образовательной деятельностью, а также проблеме воздействия системы стимулирования образовательной деятельности на результаты обучения стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия. Проведенное исследование показало, что обучающиеся имеют достаточный уровень мотивации для достижения необходимых результатов обучения, однако система стимулирования, непрерывно действующая на субъект образовательной деятельности, в некоторых случаях приводит к негативным результатам. Предложена система стимулирования познавательной деятельности, оказывающая меньшее влияние на процесс обучения курсантов ведомственных вузов стрельбе из боевого оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витушкин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF STIMULATING THE COGNITIVE ACTIVITIES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN SHOOTING TRAINING

The article is devoted to the study of the motivation of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia to engage in educational activities, as well as the problem of the impact of the system of stimulating educational activities on the results of training in shooting from combat hand-held small arms. The study showed that students have sufficient level of motivation to achieve the necessary training results, however, the incentive system continuously acting on the subject of educational activity in some cases leads to negative results. The system for stimulating cognitive activity is proposed, which has lesser influence on the process of training cadets of departmental universities in shooting from live-fire weapons.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ»

нений во время подготовительной части, так как выполнялись во время удержания оружия. Во время исследования заметили, что эксперимент оказывает положительное влияние на координационные показатели спортсменов и результативность тренировочного процесса.

3. На основании проведенного нами исследования мы выяснили, что наша гипотеза, а именно - применение физических упражнений, т.е. комплекса упражнений на занятиях по пулевой стрельбе для повышения уровня координационных способностей стрелков, подтвердилась. Так как, среднее значение у экспериментальной группы составляет: по пробе Ромберга - 3,1 секунды, по тесту Яроцкого - 0,75 секунды, СКАТТ - 3,8 мм, по итогам контрольных стрельб средний показатель контрольной группы не изменился (382 очка), у экспериментальной группы средний показатель улучшился на 4 очка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях В.И. Физическая культура. 10—11 классы : учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - 7-е изд. - Москва, : Просвещение, 2012. - 237 с.

2. Лях В.И. Координационные способности : диагностика и развития / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

REFERENCES

1. Lyakh, V. I. and Zdanevich, A.A. (2012), Physical Culture. Grades 10-11: textbookfor educational institutions, Enlightenment, Moscow.

2. Lyakh, V. I. (2006), Coordination Abilities: Diagnosis and Development, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: nadezhda_vinok@mail.m

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 799.313

ПРОБЛЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ

Александр Викторович Витушкин, кандидат технических наук, старший преподаватель, капитан, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

Статья посвящена изучению мотивации курсантов вузов ФСИН России заниматься образовательной деятельностью, а также проблеме воздействия системы стимулирования образовательной деятельности на результаты обучения стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия. Проведенное исследование показало, что обучающиеся имеют достаточный уровень мотивации для достижения необходимых результатов обучения, однако система стимулирования, непрерывно действующая на субъект образовательной деятельности, в некоторых случаях приводит к негативным результатам. Предложена система стимулирования познавательной деятельности, оказывающая меньшее влияние на процесс обучения курсантов ведомственных вузов стрельбе из боевого оружия.

Ключевые слова: стимулирование, мотивация, огневая подготовка, обучение стрельбе, самомотивация, стрессорный фактор.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p79-82

PROBLEM OF STIMULATING THE COGNITIVE ACTIVITIES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN

SHOOTING TRAINING

Alexander Viktorovich Vitushkin, the candidate of technical sciences, senior teacher, Kuzbass Institute of the Federal Penal Service ofRussia, Novokuznetsk

Abstract

The article is devoted to the study of the motivation of cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia to engage in educational activities, as well as the problem of the impact of the system of stimulating educational activities on the results of training in shooting from combat hand-held small arms. The study showed that students have sufficient level of motivation to achieve the necessary training results, however, the incentive system continuously acting on the subject of educational activity in some cases leads to negative results. The system for stimulating cognitive activity is proposed, which has lesser influence on the process of training cadets of departmental universities in shooting from live-fire weapons.

Keywords: stimulation, motivation, fire training, shooting training, self-motivation, stress factor.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема достижения высоких результатов остро стоит практически в любой сфере человеческой деятельности и образование не является исключением. Для успешной подготовки высококвалифицированных специалистов необходимо, помимо прочего, решить вопрос мотивации субъектов образовательного процесса. Тем более что выпускники ведомственных вузов должны обладать не только специальными знаниями, умениями и навыками, но и определенными государственным заказчиком качествами личности.

Толковый словарь определяет значение термина «мотивация» как «субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей». В то же время, вместе с мотивацией используют и другой термин - «стимулирование», зачастую отождествляя их. Однако «стимул» это -«раздражитель, вызывающий изменение (обычно усиление) деятельности организма...». Несмотря на то, что результатом и мотивации, и стимулирования является повышение работоспособности субъекта деятельности, эти процессы существенно разнятся, а результат их воздействия отличается как по качеству результатов деятельности, так и по степени воздействия на субъект. Так автор работы [1] отмечает, что от мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности обучающегося. В работе [2] отмечено, что мотивация не может быть внедрена извне, а формируется внутренними социально-психологическими причинами. В работе [3] авторы делают упор на то, что основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила, а мотивацией обучающихся нужно управлять.

Особо остро проблема мотивации познавательной деятельности стоит в тех случаях, когда обучающийся выбрал будущую профессию легкомысленно, а в некоторых случаях и вовсе выбор был сделан за него. В такой ситуации стимулирование учебной деятельности обучающегося может стать причиной тяжелых внутренних конфликтов [4], что способно оказать негативное влияние, как на выполнении должностных обязанностей, так и на состояние личности будущего специалиста.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящий момент в вузах Федеральной службы исполнения наказаний существует система стимулирования познавательной деятельности, создающая потребность у обучающихся получать на занятиях только положительные оценки. При удовлетворении этой потребности обучающиеся могут рассчитывать на позитивное подкрепление в форме различных поощрений, одним из которых является увольнительная записка.

На наш взгляд, стремление воспользоваться увольнительной запиской следует относить к первичным физиологическим потребностям, т.к. увольнительные являются, своего рода, отдыхом для нервной системы обучающегося. Из этого следует, что удовлетворение физиологической потребности в отдыхе зависит от удовлетворения потребности в обучении, вызванной внешним стимулированием. Вместе с тем, потребность в отдыхе является доминантной, т. к. является неотъемлемым условием существования субъекта.

В механизме взаимодействия системы стимулирования и самомотивации при обучении стрельбе существует проблема. Вместо формирования стремления получить наивысший балл при выполнении упражнений учебных стрельб, обучающийся испытывает страх потерпеть неудачу и лишиться возможности удовлетворения потребности в отдыхе. Стресс, вызванный явлением выстрела из огнестрельного оружия, усугубляется страхом потерпеть неудачу, что приводит к повышению частоты сердечных сокращений, усилению тремора при прицеливании и ослаблению контроля при отработке плавного спуска. В совокупности эти факторы оказывают негативное влияние на результат выполнения обучающимся стрелковых упражнений, а в ряде случаев приводят к неудовлетворительному результату.

Цель исследования: изучение эффективности стимулирования образовательного процесса, применительно к дисциплинам, связанным с обучением стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия.

Задача исследования: определить уровень мотивации обучающихся с целью определить необходимость внешнего стимулирования; найти более щадящие методы стимулирования, оказывающие меньшее стрессирующее воздействие на обучающегося.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели было проведено исследование на базе Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Кузбасский институт ФСИН России». Исследование проводилось в 2021-2022 учебном году. В рамках исследования было проведено анкетирование обучающихся 1, 2 и 4 курсов (общий объем выборки составил 96 человек) в рамках которого изучался вопрос мотивации обучающихся. Кроме того, проводилось наблюдение за реакцией обучающихся на практических занятиях, связанных со стрельбой из боевого оружия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследования были определены ценностные ориентации обучающихся, а также их мотивационные драйверы. 68,2% респондентов ответило, что учебная деятельность является для них приоритетной, 27% главной ценностью считаю возможность заниматься спортом, а остальные 4,8% -деятельность в художественных коллективах.

При определении мотивационных драйверов голоса распределились следующим образом: личная ответственность - 37,4%; повышенная стипендия - 36,2%; поощрения -15,4%; разное - 11%.

Результаты исследования показали, что обучающиеся обладают достаточной моти-вационной основой, позволяющей им достигать необходимых академических результатов для успешного освоения образовательной программы.

ВЫВОДЫ

Обладая достаточной мотивационной основой для освоения образовательной программы, обучающийся нуждается в дополнительном стимулировании лишь для преодоления негативных факторов, таких как лень, самоуверенность, неуверенность в собственных силах, неумение грамотно распределять свободное время. Потому, полностью отказываться от системы стимулирования нельзя.

Существующую систему стимулирования необходимо скорректировать таким образом, чтобы обучающийся не испытывал дополнительного стресса на огневом рубеже. Предлагается использовать в качестве стимулирования рейтинговую систему, в основе которой будет лежать средний балл по дисциплине, полученный учащимся за некоторый период.

Рейтинговая система, позволит снизить стресс на огневом рубеже у обучающихся за счет исключения прямой зависимости удовлетворения первичных потребностей от ре-

зультата выполнения стрелкового упражнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лазарева, О.П. Проблемы мотивации студентов вуза к обучению / О.П. Лазарева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 5-8 (50). - С. 46-48.

2. Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект / Н.А. Герасименко // Вестник университета: Социальные технологии и процессы. - 2017. - № 7-8. - С. 179-182.

3. Халимова Н.М. Пути формирования мотивации студентов техникума к успешному освоению будущей профессии / Н.М. Халимова, О.Л. Головань // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2014. - № 4 (30). - С. 140-143.

4. Леванова А.Е. Формирование у студентов мотивации к обучению / А.Е. Леванова, И.Н. Урайская // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). - С. 121-125.

REFERENCES

1. Lazareva, O. P. (2016), "Problem of motivation of higher educational institution students to study", International Research Journal, No. 5-8 (50), pp. 46-48.

2. Gerasimenko, N.A. (2017), "Motivation of students to learn: social and psychological aspect", Vestnik Universiteta: Social Technologies and Processes, Vol. 7-8, pp. 179-182.

3. Khalimova, N.M. and Golovan, O.L. (2014), "The ways to form motivation for successful mastering of future profession in technical school students", Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, No. 4 (30), pp. 140-143.

4. Levanova, A.E. and Uraiskaya, I.N. (2013), "Formation of students' learning motivation", Professional Education in Russia and Abroad, No. 3 (11), pp. 121-125.

Контактная информация: mentisnoncorpus@gmail.com

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.07

ФОРМЫ КОГНИТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИИ ПИЛОТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе изучаются формы когнитивного стиля реагирования при восприятии и обработке информации пилотом гражданской авиации. Показано значение восприятия зрительной и вестибулярной информации на безопасность полета авиалайнера, особенно в сложных условиях полета. Цель исследования - развитие пространственной ориентировки средствами физической культуры у студентов авиационного вуза. Практическая значимость - разработка упражнений, связанных с изменением положения тела в пространстве, их использование в спортивном плавании учебно-тренировочного процесса студентов авиавуза позволит повысить качество обработки информации пилотом, что уменьшит негативные явления в гражданской авиации, связанные с «человеческим фактором».

Ключевые слова: зрительный и вестибулярный анализаторы, плавание, пилот гражданской авиации, физическая культура, упражнения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p82-85

FORMS OF COGNITIVE RESPONSE IN THE PROFESSION OF A CIVIL AVIATION

PILOT

Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.