Научная статья на тему 'Проблема становления личности в современном информационном пространстве'

Проблема становления личности в современном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / социализация / сетевое взаимодействие / индивид / фишинг / кибербоулинг / communication / socialization / networking / individual / phishing / cyberbullying

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наталья Николаевна Башлуева, Вероника Сергеевна Клементьева

В статье речь идет о современном процессе социализации личности. Статья посвящена преимуществам и недостаткам реальной и виртуальной коммуникации в обществе. Обсуждается вопрос о росте преступности в сетевом окружении личности. Сеть изменила структуру современного общества, объединяя людей друг с другом, она разрушила географические барьеры. С точки зрения права, существует и успешно развивается ряд преступлений, которые используют интернет. В обиходе появляются все новые и новые дефениции сетевых преступлений: кибербуллинг, троллинг, моббинг, фишинг, скиминг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Наталья Николаевна Башлуева, Вероника Сергеевна Клементьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of personality formation in the modern information space

The article deals with the modern process of socialization of personality. The article is devoted to the advantages and disadvantages of real and virtual communication in society. The issue of the growth of crime in the network environment of the individual is discussed. The network has changed the structure of modern society, connecting people with each other, it has destroyed geographical barriers. From the point of view of law, a number of crimes that use the Internet exist and are successfully developing. More and more definitions of network crimes are appearing in everyday life: cyberbullying, trolling, mobbing, phishing, skimming.

Текст научной работы на тему «Проблема становления личности в современном информационном пространстве»

Научная статья УДК 608

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-361-365 NIION: 2003-0059-6/21-131 MOSURED: 77/27-003-2021-06-330

Проблема становления личности в современном информационном пространстве

Наталья Николаевна Башлуева1, Вероника Сергеевна Клементьева2

1 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, п. Старотеряево, Московская область, Россия

2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, kikinjushka@mail.ru

Аннотация. В статье речь идет о современном процессе социализации личности. Статья посвящена преимуществам и недостаткам реальной и виртуальной коммуникации в обществе. Обсуждается вопрос о росте преступности в сетевом окружении личности. Сеть изменила структуру современного общества, объединяя людей друг с другом, она разрушила географические барьеры. С точки зрения права, существует и успешно развивается ряд преступлений, которые используют интернет. В обиходе появляются все новые и новые дефе-ниции сетевых преступлений: кибербуллинг, троллинг, моббинг, фишинг, скиминг.

Ключевые слова: общение, социализация, сетевое взаимодействие, индивид, фишинг, кибербоулинг Для цитирования: Башлуева Н. Н., Клементьева В. С. Проблема становления личности в современном информационном пространстве // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 361-365. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-361-365.

Original article

The problem of personality formation in the modern information space

Natalia N. Bashlueva1, Veronika S. Klementyeva2

1 Moscow region branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Staroteryaevo, Moscow region, Russia

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, kikinjushka@mail.ru

Abstract. The article deals with the modern process of socialization of personality. The article is devoted to the advantages and disadvantages of real and virtual communication in society. The issue of the growth of crime in the network environment of the individual is discussed. The network has changed the structure of modern society, connecting people with each other, it has destroyed geographical barriers. From the point of view of law, a number of crimes that use the Internet exist and are successfully developing. More and more definitions of network crimes are appearing in everyday life: cyberbullying, trolling, mobbing, phishing, skimming.

Keywords: communication, socialization, networking, individual, phishing, cyberbullying

For citation: Bashlueva N. N., Klementyeva V. S. The problem of personality formation in the modern information space. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):361-365. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-361-365.

© Башлуева Н. Н., Клементьева В. С., 2021

Цифровизация целенаправленно входит в нашу жизнь. Этот процесс непосредственно влияет на становление и социализацию личности, которое наиболее активно прослеживается в подростковом возрасте, так как многие факторы, которые станут ориентиром дальнейшего развития для человека, закладываются в этом возрасте. Мультимедийные средства и технологии широко имплементируются во всех сферах коммуникации. Несмотря на то, что изучение воздействия информационного пространства на личность началось еще в 1990-е годы, существуют различные точки зрения на влияние цифровизации на наше общество.

Информация всегда и во все времена имела ценное значение как для общества в целом, так и для воспитания подрастающего поколения. Наше общество использует интернет и множество технологий, связанных с информатизацией социума. В современном социуме все сферы, как духовная, так и материальная, сотрудничают с каким либо объемом информации. Наш материальный статус подвержен влиянию информационных изобретений в виде каких либо новых технологий, компьютеризированных систем, инновационных разработок. Но информация это не безобидное явление. Информация проникает вовсе роли нашей общественной деятельности и оказывает непосредственное влияние на отношения между людьми. В процессе влияния она модифицируется.

С использованием цифровизации можно увидеть прогресс в области быстрого доступа к обширному объему информации. Открываются широкие возможности для повышения уровня кругозора, что в свою очередь, выводит науку и образование на более серьезные высоты. Однако процесс цифровизации имеет не только положительные стороны. Существуют объективные сложности. Можно утверждать, что информация обрабатывается достаточно сложным способом. Таким образом, создается новая среда общения среди индивидов. Этот процесс влияет на высоту уровня развития индивидов.

Рационально утверждать, что цифровизация является элементом социализации индивида. Этот процесс включает в себя отличительные особенности социализации:

• присутствие ситуации разделения ролей, которая представляет собой определенные, так называемые статусы;

• конгломерат принципов и норм поведения в информационном социуме;

• организованный и спонтанный порядок;

• комплекс законов и организаций по управлению и работе с информационной сферой.

Рассмотрим положительные аспекты влияния информационного пространства на формирование личности. Информационное пространство представляет собой достаточно весомый и удобный способ общения между индивидами. В арсенале Интернета присутствует широкий выбор платформ, профессиональных сообществ, коммуникационных возможностей. Благодаря этому подрастающее поколение, дети, которые учатся или живут в других городах, могут общаться со своими родителями. А в период всеобщей самоизоляции, включавшей в себя перевод школьного и вузовского образования на дистанционную форму обучения, стало возможным продолжить обучение для миллионов школьников и студентов с использованием информационных технологий.

Интернет просторы обладают комплексом возможностей для получения образования и использования обучающих систем для широкого спектра социальных групп. В данном случае не играют никакой роли различия между людьми, включая национальность, гражданство той или иной страны, здоровье и т.д. В реальных учебных организациях поводом для отказа могут быть так же материальные или социальные различия. Широкие просторы Интернета и их возможности стали удобной площадкой для изобретения интернет технологий, популяризации информации, образования. Педагоги и обучающиеся получили неограниченные ресурсы по использованию электронной сети. Студенты и преподаватели приобрели возможность работы с электронными учебниками и библиотекой, удобными системами тестирования, а также использование инновационных средств общения. Всемирная паутина аккумулирует любые уже используемые образовательные ресурсы. Рассматривая сетевые возможности, данные образовательные ресурсы целесообразно расширить и имплементировать в качестве инновационной информационной общности. Неоценимо широки источники самообучения и саморазвития с использованием интернета. Существует огромный перечень форм и методов обучения в подобном режиме. В условиях невозможности общения педагога и обучаемого в режиме директ во время пандемии или при ситуациях удаленности друг от друга удобна форма онлайн работы. Обучаемые имеют возможность контакта с преподавателем. И здесь существует огромный потенциал для преподавания от консультирования до видеоконференций. Интернет все больше становится библиотекой знаний не только для подростков, но и для людей разных возрастов, которые нуждаются в получении информации. Сеть изменила структуру современного общества, объединяя людей друг с другом, она разру-

шила географические барьеры.

Помимо образовательных целей интернет пространство существует, как определенная форма жизни, общения. Множество людей в разных странах с разными физическими возможностями вступают в группы, общественные структуры по интересам как личным, так и профессиональным предпочтениям. Сетевое пространство это источник существования и организации различных групп от учебных до административных и так далее. Многие люди испытывают трудности при непосредственном общении с себе подобными. Используя интернет для общения, процесс знакомства и коммуницирования друг с другом значительно облегчается. Существует огромный выбор тем и направлений для обсуждения. Индивид имеет возможность для выражения своего собственного мнения, не испытывая проблем с общением. Многообразие социальных ролей является преимуществом для самореализации человека. Преимущества сетевого окружения вызвали создание и имплементацию различного рода итернетгрупп и сообществ. Интернет предлагает широкий спектр самых разнообразных сообществ, появление которых стало возможным благодаря простоте их создания: от кулинарии, медицины и ботаники до физики, политики и инженерии. Интернет соединил разные общества и их культуру в повседневном общении и теперь создает социальные отношения в сети. Группы в социальных сетях являются лишь примером социального взаимодействия.

Практикующие психологи установили ряд причин создания и существования социальных групп в сетевом пространстве. Сетевое пространство является своеобразной банковской сферой, построенной на принципе ожидания взаимности индивидов. Таким образом, это можно охарактеризовать как комплекс кредитов и дебетов. Повышение оценки имиджевого коэффициента дает возможность индивиду, обеспечивающему сообщество нужным ресурсом знаний и источников, улучшить свою значимость в данном обществе. Существует так же принцип эффективности партиписиента. Индивид, который обеспечивает сообщество определенными благами в виде информации, приобретает уверенность в своей влиятельности на данную организацию людей. Вопросы безопасности зависят от рациональной структурированности данной группы.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные факторы, возможно констатировать тот факт, что позитивная сторона влияния информационного пространства на становление личности, в первую очередь на молодежь, достаточно существенна. Вступле-

ние молодежи в интернет-группы обуславливают таким образом процесс социальной востребованности.

У любого процесса, любой реальности существуют как положительные, так и отрицательные стороны. Перейдем к анализу негативных аспектов влияния информационного пространства на формирование личности.

Процесс социализации индивидов всегда находится под влиянием различных факторов, будь то семья, школа, пример родителей, общественная среда. Но обычная социализация индивида имеет традиционные корни. То коммуникационная социализация через ресурсы интернета не зависит от среды и бэкграунда индивида. Участники коммуникации представлены какой либо воображаемой действительности. Иной раз воображаемая действительность вступает в соревновательный процесс с объективной реальностью. Порой виртуальный мир побеждает реальный. Что касается правил регулирования процесса социализации, то здесь в виртуальной среде наблюдается ряд проблем. Отсутствие механизма контроля виртуальной социализации является сложным обстоятельством, которое затрудняет возможность направления индивида по правильному пути коммуницирования. Это обстоятельство является явным недостатком процесса воспитания подрастающего поколения.

Интернет-коммуникации не только заменяют традиционные формы, в которых происходила столетиями социализация (общение, игра, обучение и т.д.), но и ограничивают эти виды деятельности в реальной жизни. Подросток предпочитает общаться не лично, а с помощью Интернет-почты, игры в интернет-игры, посещения веб-страниц. Более того, он начинает искать в Интернет-пространстве возможности удовлетворить потребности в социальных отношениях (в т.ч. любви, дружбе, признании). В итоге возникает разрыв с культурной традицией, формируется личность нового типа. При личном общении все нежелательное взаимодействие прерывается невербальными сигналами, которые могут полностью заменять слова. При общении с человеком в сети, который не присутствует рядом, для того чтобы понять его сарказм или искренность, у индивида есть только его собственные фильтры, которые могут субъективно интерпретировать информацию. Наши внутренние фильтры зависят от настроения, таким образом семантически двусмысленная фраза «Нет, спасибо», полученная человеком в сообщении после очень тяжелого дня, может показаться грубой, вместо вежливого отказа, как это было задумано собеседником. Недостатком процесса сетевой социализации является фальшивое, навязанное

поведение индивида. Такое поведение обусловлено законами виртуального сообщества. Подобная коммуникация не имеет ничего общего с реальной жизнью и средой, в которой воспитывается и обучается индивид. Человек оторван от истории и культурных норм той страны, в которой он проживает. Полностью отсутствует чувство патриотизма, как таковое. Индивид ощущает себя как гражданин мира в целом. Нет ощущения дома, национальных ценностей. Интернет воспитывает потребителя, которому где комфортнее, там и лучше. С точки зрения права существует и успешно развивается ряд преступлений, которые используют интернет. В обиходе появляются все новые и новые дефениции сетевых преступлений: кибербуллинг, троллинг, моббинг, фишинг, скиминг. Сегодня травля в интернете стала предметом беспокойства на государственном уровне. В российских школах по инициативе комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества ежегодно проходит «единый урок безопасности» в интернете. Также с возникновением виртуальной социализации возникает термин «киберсоциализация». Данное понятие дефинирует постоянный процесс качественных изменений личности. Киберсоциализация может быть осуществлена в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды.

Под социальными параметрами в реальной жизни принято понимать общественную среду, которая находится в непосредственной близости к индивиду. В реальной жизни невозможно коммуницировать с большим количеством участников сообщества. Данное обстоятельство носит объективный характер. То есть существуют ограничения по общению с теми или иными индивидами. Принципиально иным образом дело обстоит в ситуации интернет-коммуникации. Количество и качество коммуникации в сетевом обществе не поддается контролю. Хронотоп (существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений) киберпространства обладает особыми уникальными чертами. Здесь нет необходимости перемещаться в пространстве для поиска партнеров по общению, что позволяет иметь контакты с людьми, находящимися практически в любых уголках планеты. В Интернете возникает возможность (за счет анонимности общения) менять пол, возраст, социальный статус и тем самым «примерять» на себя различные социальные роли, не подвергаясь риску потерпеть неудачу. В це-

лом в информационной среде возникают невиданные прежде возможности создания виртуальной личности и экспериментирование с идентичностью.

Тема киберкоммуникации обширна. Существуют как преимущества, так и недостатки сетевой социализации. Индивид намного быстрее и эффективнее систематизирует знания о существующих в социуме нормах, ценностях, моделях поведения, крайне эффективно коммуницирует со всеми членами общества вне зависимости от их географического положения и находит себя среди множества интернет-сообществ. Но, с другой стороны, подросток в информационной среде ставит под угрозу свою адекватную социализацию и подвергается опасности кибербуллинга, способной выйти далеко за рамки интернет-травли.

Библиографический список

1. Башлуева, М. А. Сущность, структура и содержание процесса подготовки курсантов вузов МВД России к педагогической профилактике наркотического поведения / М. А. Башлуева, Ф. К. Зиннуров // Мир образования - образование в мире. 2017. № 4 (68). С. 162-168.

2. Башлуева, Н. Н. Подготовка курсантов вузов МВД РФ к педагогической профилактике информационной защищенности сотрудников органов внутренних дел как одного из факторов предупреждения преступлений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий. Прикладная психология и педагогика. 2018. Т. 3. N 1. С. 48-57. http://naukaru.ru/ ru/nauka/jornal/77/view.

Bibliographic list

1. Bashlueva, M. A. The essence, structure and content of the process of training cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the pedagogical prevention of narcotic behavior / M. A. Bashlueva, F. K. Zinnurov // World of education - education in the world. 2017. № 4 (68). P. 162-168.

2. Bashlueva, N. N. Training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for pedagogical prevention of information security of employees of internal affairs bodies as one of the factors of crime prevention in the field of information and telecommunication technologies. Applied psychology and pedagogy. 2018. Vol. 3. N 1. P. 48-57. http://naukaru. ru/ru/nauka/jornal/77/view.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Н. Н. Башлуева - доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;

В. С. Клементьева - старший редактор редакции научных и периодических изданий УОНиРИД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

N. N. Bashlueva - Associate Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow region branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

V. S. Klementyeva - Senior Editor of the Editorial Office of scientific and periodicals of the UNIRID of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 11.10.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 11.10.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

Information about the authors

Психология оперативно-розыскной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Шевченко В.М. и др. Москва, 2020 г. 255 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

В учебном пособии дается анализ теоретических и методологических основ психологии в оперативно-розыскной деятельности (ОРД), исследуются предмет, задачи и методы психологии в ОРД. Рассматриваются проблемы психологии личности, деятельности, профессионального общения оперативных работников с различными категориями участников ОРД, психологические основы раскрытия преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.