Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные языки / вузы МВД / foreign languages / universities of the Ministry of Internal Affairs.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматривается современный подход к преподаванию иностранных языков в образовательных учреждениях МВД России. Сделан вывод о том, что использование разнообразных инновационных методов обучения иностранным языкам имеет ряд преимуществ, которые помогают научить студентов активно получать новые знания, развивают их творческие и организаторские способности, дают мощный стимул к изучению языка. Инновационные технологии позволяют идеально совместить теорию с практикой, формируют знания по предмету, профессиональные навыки и умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the modern approach to teaching foreign languages in educational institutions of the ministry of internal affairs of russia. It is concluded that the use of various innovative methods of teaching foreign languages has a number of advantages that help teach students to actively acquire new knowledge, develop their creative and organizational skills, and provide a powerful incentive to learn the language. innovative technologies allow you to perfectly combine theory with practice, form knowledge on the subject, professional skills and abilities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 159; ББК 88

DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10097

© Башлуева Н.Н. 2020

MODERN APPROACH TO TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ*

Natalia N. Bashlueva,

Associate Professor of the Department of Socio-economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences

Наталья Николаевна Башлуева,

доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук

Для цитирования: Башлуева Н.Н. Современный подход к преподаванию иностранных языков в образовательных учреждениях МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 31-33. Научная специальность: 19.00.07 - Педагогическая психология.

*Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.

Abstract. The article discusses the modern approach to teaching foreign languages in educational institutions of the ministry of internal affairs of russia. It is concluded that the use of various innovative methods of teaching foreign languages has a number of advantages that help teach students to actively acquire new knowledge, develop their creative and organizational skills, and provide a powerful incentive to learn the language. innovative technologies allow you to perfectly combine theory with practice, form knowledge on the subject, professional skills and abilities.

Keywords: foreign languages, universities of the Ministry of Internal Affairs.

Аннотация. В статье рассматривается современный подход к преподаванию иностранных языков в образовательных учреждениях МВД России. Сделан вывод о том, что использование разнообразных инновационных методов обучения иностранным языкам имеет ряд преимуществ, которые помогают научить студентов активно получать новые знания, развивают их творческие и организаторские способности, дают мощный стимул к изучению языка. Инновационные технологии позволяют идеально совместить теорию с практикой, формируют знания по предмету, профессиональные навыки и умения.

Ключевые слова: иностранные языки, вузы МВД.

Прежде чем говорить об инновационных методах в преподавании иностранных языков в вузе, необходимо обозначить два подхода или метода, применяемых на данном этапе развития методической науки. Такими основными методами обучения иностранным языкам являются коммуникативный и конструктивистский методы/подходы. Что касается коммуникативного метода, то учебной целью его является овладение коммуникативной компетенцией.

Учебное содержание: тексты должны показывать конфликты, которые побуждают студента к высказыванию собственного мнения. Управление обучением осуществляется не через грамма-

тику, а направляется коммуникативными интенциями (намерениями). Студент оказывается в центре обучения.

Языковая плоскость: доминирование языковой выработки над языковой правильностью, корректностью, ошибки допускаются. Язык становится средством коммуникации. Упражнения: упражнения коммуникативного направления. Студенты учатся «коммуникации в процессе самой коммуникации. Следовательно, все упражнения и задания должны быть коммуникативно оправданными дефицитом информации, выбором и реакцией». Преимущества метода: студенты совершенствуют

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY

навыки устной речи, преодолевается страх перед ошибками.

Недостатки метода: не предоставляется должного внимания качеству языка, коммуникативная компетенция довольно быстро достигает своих пределов.

Конструктивистский метод.

Учебная цель: в основе метода находится собственно активное обучение студентов. Задача преподавателя не научить, а способствовать учебному процессу. Урок выступает ориентированным на действие.

Учебное содержание: близость к действительности студентов, студентов побуждают самостоятельно конструировать свои знания (например, в рамках проектной деятельности).

Языковая плоскость: как можно шире.

Упражнения: продуцирование языка находится в центре обучения.

Преимущества метода: подготовка студентов к реальной жизни, реальным жизненным ситуациям.

Недостатки метода: на современном этапе еще не проявились достаточно четко. Примером конструктивистского метода может служить проектное обучение.

В нашей работе акцент делается на применение коммуникативного метода. Вне зависимости от доминирования того или иного метода для быстрого и эффективного обучения иностранным языкам необходимы инновационные методики, направленные на формирование практических навыков квалифицированного специалиста, способного решать профессиональные задачи на уровне иноязычной коммуникативной компетенции. При обучении студентов иностранным языкам наиболее эффективными методами являются следующие: мультимедийная презентация, метод проектов, тестирующие интерактивные программы on-line (например, TOEFL), on-line модули, интерактивные доски, мультимедийные программы, создание языкового портфеля студента, кейс-метод (основан на ситуационной методике обучения), компетенционный анализ (представляет оценку игровых участников по компетенциям, построение профессиограмм по специальности), дистанционное обучение и др.

Инновационные методы позволяют достичь следующих целей:

1) доступность восприятия учебного материала;

2) систематизация знаний;

3) развитие творческих способностей обучаемых;

4) самообразование;

5) снятие психологического барьера (боязнь общаться, сделать ошибку);

6) осмысление учебного материала, анализ усвоенного материала.

Теперь поговорим непосредственно о тех методах, которые используются нами на практических занятиях иностранным языком.

Метод проектов - один из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы студентов, который применяется на заключительной стадии изучения темы, т. е. в качестве закрепления или в процессе повторения. Метод проектов позволяет индивидуализировать процесс обучения, предоставляет возможность обучающимся самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность. Используя проектную методику, студенты могут самостоятельно выбирать источники информации, формы презентации материала и проявить в полной мере свои творческие способности. Проектная работа включает несколько этапов. На первом этапе обсуждается содержание и характер проекта, источники и способы нахождения информации, распределяются индивидуальные задания или задания для микрогрупп. Группы формируются согласно уровню владения языком, психологическим особенностям, творческим способностям. На втором этапе ведется работа непосредственно с проектами, а именно: сбор, резюмирование и анализ информации; обмен информацией; составление активного словаря; написание личного проекта; создание слайдов, рисунков, плакатов и т. п. Третий этап - презентация проекта. В процессе презентации студенты демонстрируют свободное владение иностранным языком, демонстрируют как подготовленную, так и спонтанную речь, особенно после презентации при обсуждении проекта. Работа над проектом, безусловно, повышает интерес к изучению иностранных языков. Мотивация помогает студентам активизировать свои когнитивные и коммуникативные способности.

Метод ролевой игры. Ролевая игра является активным методом обучения, средством развития коммуникативных способностей студента. Ролевая игра связана с интересами студентов, является средством эмоциональной заинтересованности, мотивации учебной деятельности. Ролевая игра выступает активным способом обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра помогает преодолеть языковые барьеры студентов, значительно повышает объем их речевой практики. Это обучение в действии. Существует большое количество

форм, типов ролевой игры на уроках иностранного языка. Так, например, можно использовать ролевую игру «На собеседовании», где студенты берут на себя роль работодателя и работника. Ролевая игра «Мафия».

Большой интерес и эффективные результаты представляет методика работы с Интернет-ресурсами: 1. «Список ссылок» («Hotlist»): список аннотированных Интернет ресурсов по изучаемой теме. 2 «Мультимедийная коллекция» («Multimedia Scrapbook») - изучение коллекции мультимедийных ссылок (фотографии, карты, истории, факты, цитаты, аудиоклипы, видео фрагменты), выбор необходимого ресурса и создание своей коллекции мультимедийных материалов. 3. «Поиск сокровищ» («Treasure Hunt») - поиск информации, позволяющей ответить на вопросы конкретного характера по изучаемой теме; предполагает наличие проблемных вопросов по содержанию сайтов и итоговое задание. 4. В связи с отсутствием

Интернета непосредственно в момент проведения занятия существует возможность использовать все вышеизложенные приемы или комбинацию нескольких при помощи образовательной платформы ISpring Suite. Можно заранее подготовить необходимые тексты, задания, видео- и аудиома-териалы, тесты в программе iSpring Suite, которая позволяет сформировать электронный обучающий курс с тестами, тренажерами и другими интерактивными модулями.

Таким образом, использование разнообразных инновационных методов обучения иностранным языкам имеет ряд преимуществ, которые помогают научить студентов активно получать новые знания, развивают их творческие и организаторские способности, дают мощный стимул к изучению языка. Инновационные технологии позволяют идеально совместить теорию с практикой, формируют знания по предмету, профессиональные навыки и умения.

Основы психокоррекционной работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе : учбное пособие / авт.-сост. Е В. Овчарова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 111 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Основу авторского замысла и ведущую цель учебного пособия составляют изучение и применение на практике методов психокор-рекционной работы с сотрудниками, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Особое место в структуре пособия занимают современные направления психокоррекционной работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе, такие как психоанализ, когнитивное и поведенческое направления, методы гештальт-коррекции и арт-терапии, метафорические ассоциативные карты и др.

Для преподавателей психологии, курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России, практических психологов, персонала исправительных учреждений, а также для всех интересующихся современными психокоррекционными направлениями.

Оечппы

пяяшадл»кцтанрлбол-|

С rrrpcni-ilK.V.'il и ог.уждл-........

41 у^алопыо-кспдокитфльыой сгатеме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.