Научная статья на тему 'Философские аспекты категории самообразования как одной из форм повышения профессионального мастерства преподавателя'

Философские аспекты категории самообразования как одной из форм повышения профессионального мастерства преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / компетенции / профессиональная подготовка / повышение квалификации / преподаватель высшего учебного заведения / квалификационные требования / self-education / competencies / professional training / professional development / teacher of a higher educational institution / qualification requirements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мария Андреевна Башлуева, Наталья Николаевна Башлуева

В статье речь идет о различных подходах к категории самообразования. Статья освещает вопросы необходимости самообразования преподавателей высших учебных заведений. Статья посвящена философскому аспекту самообразования, самовоспитания. Рассмотрены квалификационные требования, предъявляемые к преподавателю учреждения высшего образования. Рассмотрены формы повышения профессионального мастерства при помощи самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мария Андреевна Башлуева, Наталья Николаевна Башлуева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy aspects of the category of self-education as one of the forms of increasing the professional skills of a teacher

The article deals with various approaches to the category of self-education. The article highlights the issues of the need for self-education of teachers of higher educational institutions. The article is devoted to the philosophical aspect of self-education, self-education. The qualification requirements for the teacher of the institution of higher education are considered. The forms of improving professional skills with the help of self-education are considered.

Текст научной работы на тему «Философские аспекты категории самообразования как одной из форм повышения профессионального мастерства преподавателя»

Научная статья УДК 1

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-90-93 NIION: 2007-0083-3/21-046 MOSURED: 77/27-005-2021-03-245

Философские аспекты категории самообразования как одной из форм повышения профессионального мастерства преподавателя

Мария Андреевна Башлуева1, Наталья Николаевна Башлуева2

2 Московский областной филиал Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя, Московская область, Россия, haligali008@mail.ru

Аннотация. В статье речь идет о различных подходах к категории самообразования. Статья освещает вопросы необходимости самообразования преподавателей высших учебных заведений. Статья посвящена философскому аспекту самообразования, самовоспитания. Рассмотрены квалификационные требования, предъявляемые к преподавателю учреждения высшего образования. Рассмотрены формы повышения профессионального мастерства при помощи самообразования.

Ключевые слова: самообразование, компетенции, профессиональная подготовка, повышение квалификации, преподаватель высшего учебного заведения, квалификационные требования

Для цитирования: Башлуева М. А., Башлуева Н. Н. Философские аспекты категории самообразования как одной из форм повышения профессионального мастерства преподавателя. Криминологический журнал. 2021;(3):90-93. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-90-93.

Original article

Philosophy aspects of the category of self-education as one of the forms of increasing the professional skills of a teacher

Maria A. Bashluyeva1, Natalia N. Bashluyeva2

2 Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow Region, Russia, haligali008@mail.ru

Abstract. The article deals with various approaches to the category of self-education. The article highlights the issues of the need for self-education of teachers of higher educational institutions. The article is devoted to the philosophical aspect of self-education, self-education. The qualification requirements for the teacher of the institution of higher education are considered. The forms of improving professional skills with the help of self-education are considered.

Keywords: self-education, competencies, professional training, professional development, teacher of a higher educational institution, qualification requirements

For citation: Bashluyeva M. A., Bashluyeva N. N. Philosophy aspects of the category of self-education as one of the forms of increasing the professional skills of a teacher. Criminological Journal. 2021;(3):90-93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-90-93.

© Башлуева М. А., Башлуева Н. Н., 2021

Особый интерес проблема самосовершенствования представляет собой для множества наук и научных направлений. Сюда считаю возможным причислить: прародительницу всех наук, философию; социологию; психологию; педагогику. Интересен философский подход к данной проблематике. Фундаментальные философские принципы лежат в основе процесса самообразования, самовоспитания. Теория познания включает в себя: живое созерцание, абстрактное, обобщенное мышление, процесс отработки методов научного познания. Данный процесс знаменует собой так называемый дедуктивный этап познания. Дифференцирующим отличием самосовершенствования является то, что данный процесс зависит только от самого действующего индивида. Самообразование не определяется прессингом той внешней цели, которая должна быть осуществлена. Реализация поставленной задачи является естественной не-

обходимостью или социальной обязанностью. Принимая во внимание вышеизложенное, считаю возможным утверждать, что принципиально весомый акцент имеет вопрос о взаимосвязи инвертной, внутренней свободы личности и процесса самосовершенствования. Некоторые авторы расставляют приоритеты и утверждают, что свободная активность является предвестником внутренней независимости субъекта. В структуре познавательной потребности и способности личности возникает предпосылка свободной деятельности, которая ориентирована на метаморфозу внешней среды. Таким образом, считаю возможным говорить о независимости и раскованности субъекта. Свобода человека обладает способностью к свободной деятельности. Можно классифицировать четыре важных составляющих инверт-ной независимости субъекта. Данные разработки дифференцируются в процессе селфактивности: 1) осозна-

-^pr-

ние вероятности какого либо конкретного вида реагирования; 2) измерение принципов собственной морали с внешней с средой, обществом и т. д., 3) реализация такого компонента, как воля; 4) стремление к самореализации в существующем окружающем мире. Ведущим аспектом внутренней независимости человека, персоналии и самообразования, являются: наличие способности человека к процессу изучения и присутствие самосознания. При изучении составляющих элементов категории самосознания можно выделить самосовершенствование (компоненты: самообразование, самовоспитание) как процесс, представляющий собой важный аспект реорганизации сознания. Ведущим аспектом в предложенных условиях является отождествление вновь приобретенной информации и понимание ценности цели, структуры деятельностной активности. Основной посыл состоит в воплощении креативной деятельности вновь приобретенными знаниями, умениями, навыками, что на нынешнем этапе обозначают как компетенции. Предлагаемое творчество является концентрацией особой устремленности к познанию с креативным подходом. Многие исследователи подчеркивают, что центральным звеном самосовершенствования выступает рефлексия. В связи с этим подобную деятельность квалифицируют как рефлексивную. Составными частями содержания рефлексивной активности выступают: саморефлексия (генезис) — самопознание (деятельность) — самореализация. Если индивид не испытывает внутренней потребности в самосовершенствовании, то процесс по саморазвитию, включая присутствие возможных способностей и внешних условий реализации, остается невозможным. Рефлексивный уровень самосознания стимулирует активность и самостоятельность индивида, опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов, демонстрирует включение самого себя в процесс самоизучения. Именно в акте рефлексивной самооценки осуществляется самопознание личности. Конечный этап принимает на себя корригирующий компанент, который рефлексируется. Можно утверждать, что в рефлексии и через нее осуществляется соподчинение предшествующего цикла с последующим. Таким образом с философской точки зрения, самосовершенствование, иными словами самообразование представляет собой процесс изучения. Конечным этапом этого процесса являются вновь приобретенные знания. Ключевыми составляющими самообразования являются: инвертное осознание необходимости; внутренняя свобода личности; целепо-лагание; 5) самореализация. Человеческое общество в философском плане обладает двумя основными свойствами, которые характеризуют его жизнедеятельность: передача и усвоение опыта поколений, т. е. социального

опыта. Любой человек в процессе самообразования, саморазвития является субъектом активности. Индивид воплощает свои потребности, получая коммуникативный опыт в процессе самостоятельной работы над собой. Предлагаемая деятельность может быть обозначена как социализация. В процессе коммуникативной приспособленности индивид становится личностью и овладевают необходимые для жизни людей знания, умения, навыки. Процесс селфобразования субъекта проходит через его коммуникативную приспособленность к определенной деятельности. Существуют два определенных направления: (реализация своих потребностей и социализация, т. е. приспособленность к условиям жизни в коммуникации) характеризуют самообразование как общественное понятие социологии. Высшие образовательные организации имеют своей целью улучшение подготовки специалистов в сфере образования. Подобные специалисты должны обладать способностью осуществления менежмента своих потребностей в определенном кейсе знаний. Они должны постоянно совершенствовать багаж полученных знаний. Приветствуется готовность к инновациям. Непосредственный успех самореализации специалиста образовательной сферы зависит от того его интересов и ориентированности во время подготовки в высшей образовательной организации. Профессиональный рост преподавателя целиком и полностью зависит от уровня саморазвития и готовности к дальнейшему самосовершенствованию. Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, от его профессиональных компетенций и педагогического мастерства в первую очередь зависит качество обучения. В силу данного подхода к преподавателю высшего учебного заведения предъявляются следующие требования: организация и проведение учебной и учебно-методической работы по всем видам учебных занятий; участие в научно-исследовательской работе кафедры, организация научной деятельности обучаемых; разработка методических пособий по видам проводимых занятий; организация и планирование методического и технического обеспечения учебных занятий; участвует в создании условий для формирования у обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников; участие в воспитательной работе с обучающимися, организация их в профессиональной ориентации; контроль и проверка самостоятельной подготовки; участие в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательного учреждения; повышение своей квалификации в овладении педагогическим мастерством и профессиональными на-

выками1. Соответственно мы видим, что обязательным элементом профессиональной деятельности педагога вуза является его самообразование. Деятельность по самообразованию профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, в том числе и учебных заведений министерства внутренних дел Российской Федерации — это систематический, целенаправленный процесс самостоятельного приобретения знаний в какой-либо области профессиональной деятельности, предполагающий непосредственный личный интерес преподавателя в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Необходимо отметить, что суть самообразования профессорско-преподавательского состава, заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и что самое главное профессиональным совершенствованием.

Самообразование как структурный компонент является неотъемлемой частью общей подготовленности преподавателя вуза, соответственно на самообразование педагога также должно быть предусмотрено время из общих нормативов преподавательской деятельности. Самообразование педагога преследует цель непрерывного обновления педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОСов нового поколения. Однако время эффективной деятельности преподавателя не безгранично, и он не может заниматься самообразованием после проведенного трудового дня, поэтому назрела объективная необходимость вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя системе предоставления методических дней преподавателю для совершенствования своих компетенций.

Исходя из организации педагогической деятельности в высшем учебном заведении, формы проведения самообразования профессорско-преподавательского состава можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, но руководители предметно-методических секций кафедр, начальники кафедр, а также научно-исследовательская и редакционно-издательская группа могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма самообразования в высшем учебном заведении выражается в виде деятельности методического объединения, семинаров, конференций, практикумов, стажировок, курсов повышения квалификации, переподготовки, и до недавнего времени школы педагогического мастерства.

И групповая и индивидуальная форма процесса со-образования имеет ряд объективных и субъективных проблем. К объективным проблемам самообразования можно отнести несовершенство руководящих документов опре-

деляющих объем нагрузки преподавателя вуза, высокая временная загруженность преподавателя, возросший объем отчетных документов требуемых от преподавателя вуза, не современность процесса организации и проведения повышения квалификации. К субъективным проблемам самообразования относят профессиональную деформацию педагога выражающуюся в нежелании тратить время на самообразования, завышение своей самооценки как профессионала, также можно отнести к субъективным причинам. Отсутствие материальной базы для самообразования, как на рабочем месте, так и в бытовых условиях, т. е. нет возможности использовать всемирную компьютерную сеть, информационные сервисы. Отсутствие выплат на приобретение специализированной литературы преподавателем во многих высших учебных заведениях также можно отнести к субъективным причинам.

Рассмотрим часто используемые формы повышения компетенций преподавателя при помощи самообразования.

1. Курсы повышения квалификации преподавателя.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от профессионального преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

• эпизодичность прохождения курсов повышения квалификации (один раз в пять лет);

• время проведения — как правило, во время учебного периода, что влечет большие изменения в режиме работы кафедры;

• качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, так как нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей;

• обучение без учета следующих особенностей: категории обучающихся (составляют в основном взрослую аудиторию), имеющих различный жизненный и педагогический опыт, свои устоявшиеся взгляды на социальную среду, свои убеждения и привычки, имеющие индивидуальный опыт профессиональной деятельности (не всегда положительный) и профессиональные убеждения.

Рассматривая повышение квалификации, хотелось бы отметить, что педагогика все больше становится наукой о решении педагогических задач в работе с любыми категориями обучаемых, причем не только в образовательных и воспитательных учреждениях, но и в различных жиз-

1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 ноября 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (зарег. в Минюсте РФ 23 марта 2011 г. № 20237).

ненных ситуациях, условиях и видах деятельности2, поэтому специфика профессионального обучения по программам повышения квалификации педагогов должна соответствовать современным потребностям практики.

2. Научная работа над диссертационными исследованиями, монографиями, учебными пособиями, статьями, а также получение второго высшего образования или второй педагогической специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

• возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, так как структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

Недостатки:

• нехватка у сотрудников свободного времени;

• высокие морально-материальные затраты.

3. Интерактивное обучение, дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, конференции, конкурсы педагогического мастерства.

Главные достоинства такой формы самообразования:

• возможность пройти их в удобное для педагогов время;

• возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

• чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;

• документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

4. Индивидуальная работа по самообразованию которая включает в себя:

• научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

• посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

• участие в научно-методических сборах, научно-методических объединениях;

• взаимопосещение занятий преподавателей кафедры, участие в разборе открытых занятий, содержания обучения, методов преподавания;

• теоретическую разработку материалов по комплексному методическому обеспечению занятий, подготовку методических материалов, докладов, лекции, а также практическую апробацию разных форм проведения занятий, внеаудиторных мероприятий.

В заключении отметим, что самообразование преподавателя вуза является и средством самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств, для улучшения процесса самообразования профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях в рамках профессиональной подготовки необходимо хотя бы раз в три месяца предусмотреть выступление педагогов центра интерактивных технологий, для ознакомления с новыми современными технологиями обучения и методами их использования в прочесе обучения.

2 Темняков Д. А. Воспитание культуры личной профессиональной безопасности в органах внутренних дел // Вестник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. 2016. С. 215-218.

Информация об авторах

М. А. Башлуева — доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук.

Н. Н. Башлуева — старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук.

Information about the authors

M. A. Bashluyeva — Associate Professor of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences.

N. N. Bashluyeva — Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Moscow Regional Branch of Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.08.2021; одобрена после рецензирования 6.09.2021; принята к публикации 15.09.2021.

The article was submitted 10.08.2021; approved after reviewing 6.09.2021; accepted for publication 15.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.