Научная статья на тему 'Проблема становления гражданского общества в регионе'

Проблема становления гражданского общества в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Городнина Ольга Сергеевна

Reforming and modernization of social and political system in Russia raised a number of problems of theoretical and applied nature including the problems and perspective of further formation of Russian civil society. The author emphasizes the importance of civil society and its institutions for progressive and harmonious development of the social and political process. The researcher's attention is focused on studying the regional experience and peculiarities of civil society formation. The author analyzes factors and conditions which determine the quality and the extent of effective functioning of local structures of civil society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Городнина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of civil society formation in regions

Reforming and modernization of social and political system in Russia raised a number of problems of theoretical and applied nature including the problems and perspective of further formation of Russian civil society. The author emphasizes the importance of civil society and its institutions for progressive and harmonious development of the social and political process. The researcher's attention is focused on studying the regional experience and peculiarities of civil society formation. The author analyzes factors and conditions which determine the quality and the extent of effective functioning of local structures of civil society.

Текст научной работы на тему «Проблема становления гражданского общества в регионе»

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ

О.С. Городнина

Gorodnina O.S. The problem of civil society formation in regions. Reforming and modernization of social and political system in Russia raised a number of problems of theoretical and applied nature including the problems and perspective of further formation of Russian civil society. The author emphasizes the importance of civil society and its institutions for progressive and harmonious development of the social and political process. The researcher’s attention is focused on studying the regional experience and peculiarities of civil society formation. The author analyzes factors and conditions which determine the quality and the extent of effective functioning of local structures of civil society.

Вопрос об отечественном гражданском обществе продолжает оставаться актуальным и дискуссионным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Поскольку гражданское общество как система вне государственных общественных отношений и институтов создает реальную возможность для реализации гражданских прав, а также артикуляции и удовлетворения разнообразных потребностей, интересов, ценностей человека. Именно гражданское общество способствует формированию подлинной демократической, правовой государственности, становясь ее фундаментом.

Как известно, в современной России представлены практически все основные структуры гражданского общества. Несмотря на это, многие исследователи, политики, с которыми солидарен и автор, убеждены, что говорить о сложившемся гражданском обществе в РФ слишком рано. Более того, на сегодняшний день ситуация с гражданским обществом определяется, как «стагнация с тенденцией к ухудшению»1. Причину этого следует искать в особенностях деятельности негосударственных структур. Степень активности, непосредственной вовлеченности последних в общественно-политический процесс остается более чем скромной. Причем данная тенденция характерна и для центра, и для регионов. В Орловской области, как и во многих регионах России, процесс демократизации социальной, экономической, политической сфер жизнедеятельности происходит

1 Перспективы социально-экономического развития Российской Федерации, анализ проекта Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 4.

с переменным успехом. Нередки случаи наличия общественных организаций, чья деятельность формальна и условна. Согласно официальным данным, в Орловском регионе из 1310 общественных организаций действующими являются примерно две трети [1]. Однако в жестких условиях выживания, когда рядовые граждане сталкиваются со значительным ухудшением качества жизни, постоянным нарушением своих прав, ростом чиновничьего произвола, создание значительного количества разнообразных организаций и союзов для само- и взаимопомощи становится необходимым и законодательным процессом. Значимость некоммерческого сектора, востребованность в его организациях очевидна. Поскольку именно НКО, реализуя свои функции2, содействует решению одной из насущных и злободневных общественнополитических задач современной России -развитию многоуровневой гражданской активности, становлению самодеятельных и самоуправляемых объединений.

Институциализация гражданского общества в области датируется началом 90-х гг. Нужно признать, что данный процесс не отличался стабильностью. Наибольшее количество структур гражданского общества было зарегистрировано в конце 90-х - 2000 г. К примеру, максимальное число профсоюзных организаций - 76 было создано в 1999 г.,

2000 г. - 30 профсоюзных организаций;

2001 г. - 18; 2002 и 2003 гг. - по 4 организа-

2 Среди основных функций, присущих структурам НКО (коммуникационная, социетальная, экономическая и т. д.), наибольший интерес вызывает общественно-политическая, которая заключается в формировании и актиактивизации гражданской позиции россиян, в расширении зоны политического участия рядовых граждан посредством вовлечения в общественно-политические процессы.

SQ

ции [1]. В настоящий момент времени на Орловщине не зарегистрировано ни одной новой профсоюзной структуры [1]. Конечно, представленные цифры выглядят скромно в масштабе всей страны. Несмотря на это, орловские некоммерческие организации отличаются разнообразием организационно-правовых форм и многообразием сфер деятельности.

Так, в области представлены общественные организации, общественные движения, общественные фонды, ассоциации, политические партии, военно-патриотические, каза-ческие, женские, молодежные, религиозные, национальные, правозащитные, научные, творческие, предпринимательские, общественно-политические, спортивные, нетрадиционные организации, общества инвалидов.

Однако зрелость, эффективность и востребованность структур гражданского общества определяются отнюдь не количественными характеристиками последних. На сегодняшний день профсоюзы на местах практически не могут влиять на решение социально-экономических проблем - наиболее актуальных для населения: повышение заработной платы, защита от безработицы, улучшение условий труда, расширение социальных гарантий. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что в качестве приоритетных направлений своей деятельности профсоюзы декларируют: защиту прав и профессиональных интересов членов профсоюза; создание условий для реализации и защиты профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза; повышение уровня жизни, обеспечение правовой и социальной защиты членов профсоюза; участие в разработке и расширении социально-экономи-ческих программ развития региона; участие в избирательных кампаниях посредством выдвижения и поддержки кандидатов и пр.

Помимо этого, региональное профсоюзное движение испытывает серьезный кадровый «голод» (отсутствие необходимого лидера), а также переживает кризис собственно профсоюзной организации. В подобных условиях профсоюзам крайне трудно в полном объеме и на качественно высоком уровне реализовать свой политический потенциал. Редким исключением в современном общественно-политическом процессе России яв-

ляется Федерация независимых профсоюзов. Специалисты от ФНПР активно сотрудничают с Федеральным собранием. В рамках консультационного процесса эксперты ФНПР корректируют, инициируют, а также непосредственно участвуют в разработке новых законопроектов1. Однако рядовые граждане, как правило, не удовлетворены результатами деятельности профсоюзов. И это не удивительно. Среди всех возможных и законных форм защиты трудящихся Орловское отделение ФНПР отдало предпочтение «правовым рейдам». В рамках данной акции профсоюзные правовые инспекторы труда проверили 640 организаций, руководство которых получили требования об устранении недостатков, из которых 636 были удовлетворены [2].

В целом приходится констатировать, что региональные профсоюзы ограничены в своих действиях не только решениями головной организации, но и собственной безынициативностью, зависимостью, ориентацией на местные власти. В итоге небрежное отношение к формированию и укреплению обратной связи с гражданами, неэффективная модель взаимодействия со средствами массовой информации самым негативным образом влияют на авторитет и степень доверия граждан к профсоюзам. Результаты многочисленных социологических опросов подтверждают это. Если в 2001 г. 14 % респондентов были убеждены, что профсоюзы «заслуживают доверие», то в 2004 г. данный показатель снизился до 10 %. Скептические, негативные оценки, напротив, характеризуются положительной динамикой. В 2001 г. суждение, что профсоюзы «совсем не заслуживают дове-

1 В период с 1990 по 2005 гг. российские профсоюзы активно влияли на совершенствование трудового законодательства, в частности Трудового Кодекса РФ. Результатом серьезной работы, в том числе и экспертов ФНПР, стало Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации». В течение осенне-весенней сессии 2005-2006 гг. в структурных подразделениях Аппарата ФНПР была проведена экспертиза более 200 проектов федеральных законов. По 30 проектам федеральных законов ФНПР направила в Государственную Думу свои заключения и предложения по поправкам ко второму чтению. Из 50 приоритетных для ФНПР законопроектов 24 были приняты парламентом. При этом в 11 законопроектах предложения профсоюзов были учтены полностью в 12 законопроектах учитывались отдельные замечания и предложения профсоюзов.

рия» разделили 31 % опрошенных, в 2004 г. -34 % [3], в 2005 г. - 37 % [4]. Более того, 62 % опрошенных граждан РФ уверены, что профсоюзы не защищают их интересы [5]. И только 2 % респондентов готовы обратиться к профобъединениям для защиты собственных прав [4, с. 40].

Профсоюзы не единственная структура гражданского общества, переживающая второе мучительное рождение. В настоящий момент времени количество наиболее мобильных, активно действующих и сотрудничающих с региональной властью общественных структур крайне невелико. В Орловской области - это Орловское областное отделение Российского Фонда Мира, Союз женщин Орловской области, Орловская областная организация Всероссийского общества инвалидов (ОООО ВОИ). Последние участвуют в разработке и реализации серии специальных программ социально-экономического, общественно-политического, политико-просветительного характера, осуществляют правовой контроль, принимают участие в региональных избирательных кампаниях.

Показательным примером работы с отдельными категориями граждан, сотрудничества с местными властями является деятельность Союза женщин Орловской области и ОООО ВОИ. Данные организации выделяются из общей массы негосударственных объединений региона. Союз женщин Орловской области активно участвует в таких известных программах, как «Славянские корни», «В защиту детства» и других проектах. Помимо этого, в работе Союза значительное место отводится оказанию помощи, поддержки адресного характера. Несмотря на востребованность и популярность данной «технологии» в современном социуме, изменить к лучшему социально-экономический, политико-психологический, политико-культурный климат в обществе возможно только посредством более действенных и масштабных акций. Активно сотрудничая со службой занятости, Союз женщин инициировал создание курсов профессиональной переподготовки, где ежегодно готовятся более тысячи женщин [1]. Организация ведет правовую разъяснительную работу, расширяя систему правового консультирования женщин по целому ряду вопросов. Общественно-политическая деятельность Союза связана с про-

граммой «Демократия для всех». Участие на постоянной основе в региональных избирательных кампаниях, использование таких политических технологий, как дежурный телефон, «общественная приемная», работа с письменными обращениями граждан и пр., делает (превращает) Союз женщин Орловской области в важную и значимую общественно-политическую единицу региона.

К числу основных, приоритетных целей деятельности ОООО ВОИ относится всесторонняя и многоаспектная помощь в социализации, в том числе и политической социализации инвалидов. В этой связи Орловское общество инвалидов активно участвует вместе со всеми структурами государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов о занятости, квотировании рабочих мест, трудоустройстве инвалидов; о выполнении законодательства по проблемам инвалидов; о недопустимости принятия нормативных документов, ущемляющих права и усугубляющих положение инвалидов.

Однако все перечисленное является, к сожалению, исключением, а не правилом. Основная масса региональных организаций некоммерческого блока замкнута на узкопрофильную проблематику, уровень медийной поддержки, популяризации и рекламы собственной деятельности крайне низкий. И как следствие, некоммерческие структуры не в состоянии поддерживать качественную «обратную связь» с населением.

Опасность сложившейся ситуации заключается в том, что количество функционально незрелых, беспомощных и абсолютно зависимых от местной власти общественных организаций существенно не сокращается. В итоге продолжает действовать «политика двойных стандартов». С одной стороны, формально спектр разнообразных региональных некоммерческих объединений создан, с другой стороны, только несколько общественных структур действительно готовы отстаивать интересы граждан.

Формирование гражданского общества в России совпало с периодом серьезных преобразований в обществе и государстве. На фоне отсутствия устойчивой динамики, половинчатости реформ, далекого от стабильности политико-психологического климата крайне трудно выделить устойчивые детерминанты гражданского общества. Более того,

комплекс основных условий, определяющих темпы и качество развития исследуемого института, находится в стадии становления.

Так, социальный оптимизм (столь необходимый в современном обществе) не стал доминантой в социальном самочувствии граждан. Общество не смогло избавиться от усталости, безразличия, растерянности, озлобленности и агрессивности. И это не случайно, поскольку понижение уровня жизни, социально-экономическая незащищенность притупили гражданское чувство и желание отстаивать свои права. Для значительной (если не сказать подавляющей) части социума первостепенной и приоритетной остается задача элементарного личного выживания.

Таким образом, падение «индекса доверия» демократии и пассивно-выжидательная позиция большинства наших сограждан в политическом процессе становятся закономерными. Однако сложившаяся система ценностных ориентаций граждан амбивалентна. С одной стороны, россияне критикуют, а порой отвергают отдельные достижения отечественной демократии. Но с другой, идеалы социального порядка, правовой ответственности, демократии как таковой не чужды россиянам и занимают определенное место в их системе политико-культурных и политико-психологических ориентаций. Согласно данным социологического мониторинга «Народ и власть», 68,7 % респондентов убеждены, что безусловно демократию нужно развивать. Показатели прошлых лет были скромнее: в 2002 г. 59,7 % опрошенных поддержали это мнение [6].

Возвращаясь к проблеме гражданского общества, важно подчеркнуть, что данный институт аккумулирует в себе интересы и потребности разных субъектов. А это, в свою очередь, является потенциальной причиной для противостояний и конфликтов. Разумеется, снять остроту противоречий внутри гражданского общества, попытаться выстроить гармоничные взаимоотношения могут сами граждане. Однако роль верховного арбитра принадлежит государству. В связи с этим возникает вопрос: государство - это благо или зло для существования и развития гражданского общества?! Однозначного и односложного ответа нет. Гражданское общество нельзя рассматривать как абсолютно изолированное и автономное от государства про-

странство. Без государства нормальное функционирование гражданского общества становится фикцией. Отдельные противостояния социальных групп, организаций могут закончиться глубокими дезинтеграцион-ными процессами. В свою очередь, государство невозможно считать демократическим, правовым без свободного, саморазвивающе-гося гражданского общества. Таким образом, партнерство между этими институтами является залогом общественно-политической стабильности и гармоничного развития. Однако полноценного, качественного единства между государством и структурами гражданского общества на сегодняшний день не существует: «самой же власти от гражданского общества ничего серьезного, кроме ритуальной поддержки, не нужно. Общественные организации не воспринимаются властью как значимый политический ресурс» [7]. Действительно, слабость, политическая пассивность, несостоятельность значительного количества организаций гражданского общества не является прочной, стабильной основой для взаимовыгодного и эффективного сотрудничества с государством. Более того, пассивная, иждивенческая позиция общественных структур может привести к формированию не гражданского, а «массового общества» - структуры с безличными формальными связями между людьми.

Организации гражданского общества Орловщины не стали, пока еще, активной общественно-политической силой в регионе. Это вызвано: невысоким уровнем правовой грамотности, отсутствием качественных коммуникационно-информационных связей между некоммерческими структурами, низким уровнем работы с населением, отсутствием необходимого кредита доверия со стороны граждан. Несмотря на это, местные общественные организации стремятся развивать и укреплять сотрудничество с региональной властью посредством таких форм взаимодействия, как личные контакты, «круглые столы», совместные публичные акции, консультирование правового и организационно-управленческого характера, подготовка совместными усилиями областных программ для различных категорий граждан по наиболее актуальным вопросам. На сегодняшний день в области действуют 15 таких программ.

В заключение необходимо подчеркнуть следующее: несмотря на то, что институты государства, политическая элита, управленцы высшего и среднего звена являются детерминантами становления и развития гражданского общества, абсолютизировать роль последних нельзя. Полноценное гражданское общество является результатом разумного компромисса, цивилизованного партнерства всех участников общественно-политического процесса.

1. Информация предоставлена Отделом по связям с общественно-политическими организа-

циями и политическими партиями администрации Орловской области.

2. Орловская правда. 2005. 10 дек.

3. Пресс-выпуск № 3. Доверие россиян институтам власти и общества // www.lewada.ru.

4. Социология власти. 2006. № 2. С. 40.

5. Социологический опрос об отношении к профсоюзам // Профсоюзы и центральная власть, законодательство: официальный сайт.

6. Социология власти. 2006. № 1. С. 7.

7. Аверкиев ИВ. // www.hro.org.

Поступила в редакцию 16.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.