Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИДОПИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМА, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИДОПИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИДОПИНГОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ / СТУДЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ / УРОВЕНЬ АНТИДОПИНГОВЫХ ЗНАНИЙ / УСТАНОВКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОПИНГУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Лия Евгеньевна, Ступина Юлия Николаевна, Крупнова Елена Михайловна, Олькова Екатерина Алексеевна

В статье представлен анализ проблемы, состояния и перспектив антидопингового образования в регионе в контексте новой редакции Всемирного антидопингового кодекса 2021 года и многолетнего опыта преподавания программ антидопинговой направленности в вузе. Проведенное исследование показало, что антидопинговое образование необходимо реализовывать не только для категории спортсменов, им должно быть охвачено все подрастающее поколение. Широкий охват обучающихся позволит осуществлять антидопинговую работу планомерно, системно и дифференцированно в зависимости от контингента обучаемых, их специфических интересов и мотивации. Антидопинговая компания в идеале должна встать в один ряд с антинаркотическим, антиалкогольным и антиникотиновым движением, реализующимися в среде детей, подростков и студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Лия Евгеньевна, Ступина Юлия Николаевна, Крупнова Елена Михайловна, Олькова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM, STATE AND PROSPECTS OF ANTIDOPING EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE REGION

The article presents the analysis of the problem, state and prospects of anti-doping education in the region in the context of the new edition of the World Anti-Doping Code 2021 and many years of experience in teaching anti-doping programs at a university. The study showed that anti-doping education should be implemented not only for the category of athletes, it should cover the entire younger generation. A wide coverage of students will allow anti-doping work to be carried out systematically, systematically and differentiated, depending on the contingent of students, their specific interests and motivation. The antidoping campaign should ideally stand on a par with the anti-drug, anti-alcohol and anti-nicotine movements that are being implemented among children, adolescents and students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИДОПИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Аслаханов С-А.М. Здоровье. Примерная программа физического воспитания дошкольников Чеченской Республики: программа / под редакцией С.-А.М. Аслаханова. - Москва : Парнас, 2016. - 92 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Техническое средства обучения и методика их использования : учебное пособие / Г М. Коджаспирова; К. В. Петров. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. -351 с.

REFERENCES

1. Aslakhanov S.-A.M. (2016), Health. The approximate program of physical education of preschool children of the Chechen Republic: program, "Pamas", Moscow.

2. Kojaspirova, G.M. and Petrov. K. V. (2008), Technical means of training and methods of their use: textbook, Academy, Moscow.

Контактная информация: lebedy1986yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2022

УДК 796.011(045)

ПРОБЛЕМА, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИДОПИНГОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА

Лия Евгеньевна Игнатьева, кандидат биологических наук, доцент, Юлия Николаевна Ступина, магистрант, Елена Михайловна Крупнова, магистрант, Екатерина Алексеевна Олькова, магистрант, Мордовский государственный педагогический университет

имени М.Е. Евсевьева, Саранск

Аннотация

В статье представлен анализ проблемы, состояния и перспектив антидопингового образования в регионе в контексте новой редакции Всемирного антидопингового кодекса 2021 года и многолетнего опыта преподавания программ антидопинговой направленности в вузе. Проведенное исследование показало, что антидопинговое образование необходимо реализовывать не только для категории спортсменов, им должно быть охвачено все подрастающее поколение. Широкий охват обучающихся позволит осуществлять антидопинговую работу планомерно, системно и дифференцированно в зависимости от контингента обучаемых, их специфических интересов и мотивации. Антидопинговая компания в идеале должна встать в один ряд с антинаркотическим, антиалкогольным и антиникотиновым движением, реализующимися в среде детей, подростков и студенческой молодежи.

Ключевые слова: антидопинговое образование, физкультурно-спортивное образование, высшее образование, дополнительное образование, рейтинг регионов, студенты, спортсмены, уровень антидопинговых знаний, установки по отношению к допингу.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p225-231

PROBLEM, STATE AND PROSPECTS OF ANTI-DOPING EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE REGION

Liya Evgenievna Ignatieva, the candidate of biological sciences, docent, Yulia Nikolaevna Stupina, the master's student, Elena Mikhailovna Krupnova, the master's student, Ekaterina Alekseevna Olkova, the master's student, Mordovia State Pedagogical University named after

M.E. Evseviev, Saransk

Abstract

The article presents the analysis of the problem, state and prospects of anti-doping education in the region in the context of the new edition of the World Anti-Doping Code 2021 and many years of experi-

ence in teaching anti-doping programs at a university. The study showed that anti-doping education should be implemented not only for the category of athletes, it should cover the entire younger generation. A wide coverage of students will allow anti-doping work to be carried out systematically, systematically and differentiated, depending on the contingent of students, their specific interests and motivation. The antidoping campaign should ideally stand on a par with the anti-drug, anti-alcohol and anti-nicotine movements that are being implemented among children, adolescents and students.

Keywords: anti-doping education, physical culture and sports education, higher education, additional education, rating of regions, students, athletes, level of anti-doping knowledge, attitudes towards doping.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из остросоциальных проблем современности, несомненно, является допинг. В своем глобальном смысле он имеет широкое распространение среди различных слоев населения (молодежь, представители сферы искусства, экстремальных видов деятельности). Однако процедура допинг-контроля, предусматривающая обнародование результатов, имеет место лишь в сфере спорта. Как результат происходит сужение проблемного поля до спортивной отрасли.

При этом не акцентируется внимание на роли системы ценностей и нравственных установок спортсмена и персонала в сфере спорта в актуализации проблемы допинга. Причем проблемы морального характера определяются именно нравственными устоями людей. Предварительно действия осмысливаются и обосновываются, исходя из нравственных устоев.

Именно с нравственной основы начинается формирование человеческой личности. В спорт люди приходят на определенном этапе, имея опыт и нравственные установки, формирующиеся на протяжении всей жизни. Таким образом, проблема допинга не является прерогативой сугубо спортивной отрасли.

Более того в период возрождения современного Олимпийского движения в его основу был заложен свод этических правил и моральных законов, описывающих спортивное поведение и основанных на внутреннем убеждении индивидуума о благородстве и справедливости в спорте - «фэйр плэй». Принципы «фейр плей» кроме прочего гласят, что допинг не должен влиять на результаты, все спортсмены на старте должны иметь равные шансы и могут одинаково рассчитывать на победу.

Именно в спорте в 60-х годах XX века впервые научным и медицинским спортивными сообществами был поднят вопрос о необходимости развития антидопингового движения, введения мер контроля и системы наказаний за употребление допинга. Основными аргументами при этом были нарушение принципов «фейр плей» и вред, наносимый здоровью спортсменов.

В XXI веке стало понятно, что, постоянно совершенствующиеся меры контроля и наказания в спорте, не дают желаемого результата, а лишь способствуют развитию проблемы допинга. Фармакологические разработки, не прошедшие все стадии контроля, стали попадать на допинговый рынок и использоваться на опережение (пока не попали в Запрещенный список). На сегодняшний день допинговые скандалы нанесли непоправимый вред репутации российского спорта. Очевиден урон, причиненный престижу государства и всему российскому обществу.

В создавшихся условиях большинство экспертов приходит к выводу, что основным методом борьбы с допингом должна стать система антидопингового образования, которая, несмотря на критическую ситуацию в российском спорте, проходит стадию становления и развития. Целью антидопингового образования обозначается формирование установки у подрастающего поколения на недопустимость применения допинга. Причем оно не должно ограничиваться сферой спорта, охватывая широкий круг обучающихся. Иначе именно спорт станет основой трансформации общечеловеческих принципов нрав-

ственности и морали, проведя подмену ценностей, в результате которой легкость и обходные маневры будут цениться выше трудностей на пути к победе.

Цель исследования - изучение форм, содержания и эффективности, определение перспектив антидопингового образования в регионе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование заключалось в анализе деятельности организаций, осуществляющих в регионе антидопинговое образование. Проанализированы формы и содержание антидопингового образования на всех этапах становления специалиста в отрасли физической культуры и спорта, включая систему дополнительного и высшего образования, наполнение электронно-образовательных ресурсов, имеющихся в арсенале региональной системы антидопингового образования. Оценена эффективность системы антидопингового образования в регионе путем экспериментального исследования уровня антидопинговых знаний и установок по отношению к допингу у студентов факультета физической культуры Мордовского государственного университета имени М.Е. Евсевьева. Определены перспективы антидопингового образования в регионе, посредством анализа нововведений антидопинговой образовательной политики, принятых на мировом уровне, и реалий региональных трендов антидопингового образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мировая система противодействия допингу в спорте регламентируется Всемирным антидопинговым агентством и национальными антидопинговыми организациями. На территории Российской Федерации независимой организацией, осуществляющей комплекс мероприятий по выявлению и предупреждению нарушений антидопинговых правил, является Ассоциация Российское антидопинговое агентство «РУСАДА». Свое существование оно начало с 2008 г.

Все российские спортсмены, входящие в национальный пул тестирования, находятся под юрисдикцией РУСАДА, которое занимается проведением отбора проб у спортсменов и послетестовых процедур, образовательными мероприятиями по борьбе с допингом, имеет аккредитованные ВАДА лаборатории, где производит исследование проб на присутствие в них запрещенных субстанций. Таким образом, «РУСАДА» является ключевым звеном в реализации антидопинговой политики в России на национальном уровне.

В новой редакции Всемирного антидопингового кодекса, вступившего в силу 1 января 2021 года, в части второй образовательные программы и научные исследования впервые введено понятие антидопингового образования. Это процесс обучения, направленный на прививание ценностей и формирование поведения, соответствующего спортивному духу, а также на предотвращение умышленного и неумышленного допинга. Кроме того, в обновленном Кодексе оговаривается, что первый опыт спортсмена в сфере антидопинга должен быть связан с образованием, а не с прохождением процедуры допинг-контроля. Также впервые был принят Международный стандарт по образованию, который также вступил в силу с 1 января 2021 года. На национальном уровне образовательные программы координируются Национальной антидопинговой организацией в сотрудничестве с национальными спортивными федерациями, Национальным олимпийским и паралимпийским комитетами (https://rusada.ru).

Основными направлениями образовательной деятельности РУСАДА является разработка образовательных программ для разных категорий граждан и организаций, осуществляющих деятельность в сфере физкультурно-спортивного образования, спортивной деятельности, разработка онлайн-курсов для детей школьного возраста, студенческой молодежи, взрослого населения, разработка наглядного материала и памяток. Онлайн-курсы

реализуются через официальный сайт РУСАДА (https://rusada.ru). Образовательные программы и мероприятия представлены на сайте в виде аннотации и перечня, рассматриваемых тем и реализуются в основном по запросу заинтересованной организации. Следует отметить, что сайт изобилует актуальной нормативной документацией, сопровождаемой разъяснениями, ресурсами, необходимыми практикующим спортсменам для осуществления профессиональной деятельности (сервис list.rusada.ru по проверке лекарственных препаратов на принадлежность к запрещенному списку, on-line программа ADAMS, предназначенная для тотального отслеживания местонахождения спортсмена с целью проведения допинг-контроля во внесоревновательном периоде и др.).

Приоритетной задачей РУСАДА является развитие антидопинговой политики на региональном уровне. С этой целью в каждом субъекте Российской Федерации утвержден специалист ответственный за антидопинговое обеспечение, который, согласно требованиям РУСАДА, ведет антидопинговую деятельность в своем регионе. Для повышения эффективности в работе региональных учреждений и специалистов, ответственных за антидопинговое обеспечение в регионах, РУСАДА сформировала рейтинг регионов, который наглядно демонстрирует объем выполняемой антидопинговой работы в каждом субъекте Российской Федерации. 09 апреля 2019 года на официальном сайте РУСАДА появился раздел «Антидопинговая деятельность в регионах» http://rusada.ru/education/rating/, который содержит рейтинг регионов. Рейтинг демонстрирует объем реализуемых образовательно-профилактических мер по борьбе с допингом в спорте в каждом субъекте Российской Федерации. Статистика, указанная в рейтинге, обновляется на ежемесячной основе (https://rusada.ru).

Объем выполняемой антидопинговой работы в каждом субъекте Российской Федерации оценивается по 5-ти критериям, два из которых предполагают предоставление плана-графика (расписание образовательных антидопинговых мероприятий для различных целевых аудиторий согласно единому календарному плану соревнований в регионе) и ежемесячного отчета о проведенных мероприятиях с приложением фотографий (без отчета и приложенных к отчету фотографий мероприятия не учитываются). Максимальное количество баллов за год - 100, каждый критерий оценивается по 20-балльной системе (https://rusada.ru).

Согласно статистике в 2019 году Республика Мордовия заняла в рейтинге 10 место из 48, в 2020 - 16 из 29, в 2021 - 9 из 34. Согласно данным предварительных итогов рейтинга регионов за 9 месяцев 2022 года Республика Мордовия набрала 79 баллов.

Таким образом, реализация образовательных мероприятий антидопинговой направленности проводится в республике на регулярной основе, начиная с 2019 года. Площадкой для проведения служат ДЮСШ, ДЮСШОР, другие физкультурно-спортивные организации республики. Аудиторией, на которую направлены данные мероприятия, являются в основном юные спортсмены. Ряд экспертов утверждает, что именно этот контингент нуждается в образовательных мероприятиях подобного рода. Следует отметить, что с 2010 года программы антидопинговой направленности реализуются для студентов факультета физической культуры ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». Факультет готовит тренерские и педагогические кадры для детско-юношеских спортивных школ и общеобразовательных школ.

Для того чтобы оценить эффективность системы антидопингового образования в республике нами было организовано и проведено экспериментальное исследование на базе факультета физической культуры. В исследовании принял участие 71 человек, которые были разделены на две экспериментальные группы. Первую составили 38 обучающихся 1-2 курсов, вторую - 33 студента 3-5 курсов. Подобное распределение контингента было произведено на основе анализа содержания учебных планов, согласно которым

наличие дисциплин антидопингового содержания присутствует на старших курсах.

В ходе исследования использовались методы анкетирования и тестирования, для чего были разработаны анкета и тест, включающие в себя по 20 вопросов. Тест предназначался для выявления уровня знаний по ключевым вопросам антидопинговой политики, процедурно-нормативного регламента, проблеме допинга, его влиянии на здоровье спортсмена. Для оценки результатов теста нами была разработана критериальная шкала. Анкетирование применялось для выявления отношения студентов к проблеме допинга в спорте [1].

Уровень знаний и ценностные установки практикующих спортсменов (лица, имеющие спортивный разряд или звание кандидата в мастера спорта, мастера спорта), принявших участие в исследовании, учитывались отдельно, так как они непосредственно связаны с практической стороной спортивной деятельности и имеют дополнительное физкультурно-спортивное образование в рамках ДЮСШ/СДЮСШОР, что предположительно должно было отразиться на исследуемых показателях. В первой экспериментальной группе категория спортсменов составила 14 человек, во второй - 13 человек.

Поскольку отношение к той или иной проблеме базируется, в том числе на уровне знаний субъекта о ней, в первую очередь были изучены результаты тестов. Оказалось, что подавляющее большинство обучающихся 1 экспериментальной группы (87%) показали низкий уровень знаний по изучаемой проблеме, остальные 13% - средний уровень. При этом разница между спортсменами и студентами, не имеющими отношения к спортивной деятельности, реализуемой на постоянной основе, оказалась несущественной. Так, в подгруппе спортсменов у 14,3% зарегистрирован средний уровень знаний (у 85,7% - низкий), у неспортсменов - 12,5% (у 87,5% - низкий).

После прохождения антидопингового курса студенты старших курсов демонстрировали более высокие результаты, при этом группа спортсменов показала более высокий уровень знаний. Так, количество обучающихся, показавших средний и высокий уровень знаний, увеличилось в среднем до 33,3%. Из них 7,7% спортсменов продемонстрировал высокий, 23,1% - средний (у 69,2% - низкий) уровень знаний. Среди лиц, не занимающихся спортом, 35% показали средний уровень знаний (у 65% - низкий).

Из общего числа опрошенных высокий уровень выявлен у 4% респондентов, относящихся к группе спортсменов. Средний уровень знаний зарегистрирован у 29% спортсменов и 39% не занимающихся спортом. Низкий уровень знаний показали - 77% спортсменов и 71% неспортсменов [1].

Таким образом, данные, полученные в результате тестирования, показали, что система дополнительного спортивного образования оказывает незначительное влияние на формирование антидопинговых знаний. Скорее всего, это связано с преимущественной практико-ориентированной направленностью данного уровня образования. Кроме того, нововведения, регламентируемые новой редакцией Кодекса 2021 г. в сфере антидопингового образования, еще не дали свои плоды. Наибольшее влияние на формирование антидопинговых знаний оказывает система высшего физкультурно-спортивного образования. Студенты старших курсов факультета физической культуры, прослушавшие курсы антидопинговой направленности (такие как Основы антидопингового обеспечения, Фармакология в спорте), показали наиболее высокий уровень знаний по изучаемой проблеме.

По результатам анкеты было выявлены установки студентов по отношению к проблеме допинга. Ответы студентов, несмотря на то, что все единогласно утверждали об осведомленности о вреде допинга, были неоднозначны, свои знания они оценили завышено. Несмотря на это, видна заметная разница между ответами обучающихся 1 и 2 экспериментальных групп. Так, ответы студентов младших курсов были противоречивы, тем самым показав недостаточный уровень знаний и сформированности установок по отношению к допингу.

К примеру, некоторые утверждали, что допинг можно и нужно использовать в спорте, без него не добиться определенных результатов. Однако на вопрос «отдали бы вы своего ребенка в определенный вид спорта, если бы знали, что для достижения результатов придется употреблять допинг?» все единогласно ответили «нет». А на вопрос «посоветовали бы употреблять допинг своим друзьям и знакомым?» большинство ответило да, но с «умом». Расхождения в ответах на эти вопросы говорят о том, что, когда угроза здоровью касается близкого человека, непроизвольно задумываешься о вреде стимулирующих средств и о возможном причинении ущерба здоровью и жизни.

Старшие курсы подошли к ответам на вопросы более осознанно, была видна их позиция по отношению к употреблению допинга. Не все студенты продемонстрировали отрицательное отношение к допингу. Тем не менее, ответы каждого были связаны и не противоречили друг другу.

Итак, различия между результатами студентов младших и старших курсов значительны. Сформированная собственная позиция по отношению к употреблению допинга и наиболее глубокие знания о допинге говорят о том, что антидопинговая образовательная программа вуза формирует антидопинговое сознание студентов. При этом главный акцент в антидопинговом образовании необходимо делать на программах, предназначенных для организаций, осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта. Выпускники этих образовательных организаций будут работать тренерами-преподавателями, учителями физической культуры. Необходимость обучения данного контингента заключается в том, что они будут непосредственно принимать участие в организации спортивной деятельности, имея твердую позицию о недопустимости использования допинга [2].

На сегодняшний день в регионе имеется один вуз, на базе которого готовятся специалисты для отрасли физической культуры и спорта - МГПУ им. М.Е. Евсевьева. Курсы антидопинговой направленности читаются только на профиле Спортивная тренировка в избранном виде спорта. К сожалению, в последние пару лет они были удалены из учебных планов профилей Физическая культура, Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности, Физическая культура. Менеджмент в сфере физической культуры. Это снижает перспективы развития антидопингового образования, поскольку учитель физической культуры, безопасности жизнедеятельности, руководитель в отрасли физической культуры и спорта имеют непосредственное отношение к становлению установок детей и подростков по отношению к спорту без допинга. Ведь именно эти педагоги массово участвуют в первоначальном этапе формирования у детей любви к спорту как виду деятельности, основанному на честной борьбе.

ВЫВОДЫ

Антидопинговое образование необходимо реализовывать не только для категории спортсменов, им должно быть охвачено все подрастающее поколение. Широкий охват обучающихся позволит осуществлять антидопинговую работу планомерно, системно и дифференцированно в зависимости от контингента обучаемых, их специфических интересов и мотивации. Антидопинговая компания в идеале должна встать в один ряд с антинаркотическим, антиалкогольным и антиникотиновым движением, реализующимися в среде детей, подростков и студенческой молодежи.

Нецелесообразно исключать вузы из системы реализации антидопингового образования, поскольку они являются генератором научных знаний, квалифицированной методической и консультационной поддержки, центром подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта.

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодей-

ствию (Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Совершенствование системы формирования антидопингового сознания обучающихся в условиях физкультурно-спортивного образования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева Л.Е. Формирование антидопингового сознания обучающихся в системе физ-культурно-спортивного образования / Л.Е. Игнатьева, Ю.В. Киреева // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-3. - С. 202-208.

2. Лубышева Л.И. Преемственность программ антидопингового образования в системе спортивного воспитания / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 99.

REFERENCES

1. Ignatieva, L.E. and Kireeva, Yu.V. (2016), "Formation of anti-doping consciousness of students in the system of physical culture and sports education", Problems of modern pedagogical education, No. 53-3, pp. 202-208.

2. Lubysheva, L.I. (2021) "Continuity of anti-doping education programs in the system of sports education", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 99.

Контактная информация: ignatjeva.l.e@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2022

УДК 796.92.093.642

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БИАТЛОНИСТОК 15-16 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Александра Владимировна Идинова, магистрант; Ирина Анатольевна Мокрушина,

кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Бацина, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковская государственная академия физической культуры и

спорта, Чайковский

Аннотация

Авторы статьи обращаются к рассмотрению вопроса развития силовых способностей биат-лонисток 15-16 лет. Актуальность их развития обусловлена спецификой соревновательной деятельности и рельефом гоночных трасс. Целью исследования являлось теоретическое обоснование, разработка, экспериментальная апробация и оценка результативности методики развития силовых способностей биатлонисток 15-16 лет в подготовительный период. Исследование проведено на базе спортивного клуба «Альянс» в городе Чайковский, Пермский край с участием 14 биатлонисток. Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, анализ и обобщение документальных источников, независимый педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы математической статистики. В основу экспериментальной методики положено применение плиометрических упражнений с учетом фаз овариально-менструального цикла и ведущих мышечных групп, включенных в выполнение основного двигательного действия. Установлен положительный результат от ее внедрения.

Ключевые слова: силовые способности, биатлонистки 15-16 лет, плиометрическая тренировка, фазы ОМЦ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p231-235

METHODS OF DEVELOPING THE STRENGTH ABILITIES OF BIATHLETES AGED 15-16 IN THE PREPARATORY PERIOD

Alexandra Vladimirovna Idinova, the master's student, Irina Anatolyevna Mokrushina, the

candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Nikolaevna Batsina, the candidate of peda-

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.