ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ШАХМАТАМ СПЕЦИФИКЕ ВИДА СПОРТА
Л.А. РАПОПОРТ, УрФУ, г. Екатеринбург, Россия;
В.В. КОМИССАРОВ, Нижнетагильский филиал УрФУ, г. Нижний Тагил, Россия
Аннотация
В статье представлены результаты исследования на вопрос соответствия содержания Федерального стандарта спортивной подготовки по шахматам специфике вида спорта, проведенного методом сравнительного сопоставления. Выявлено, что нормативный акт не в полной мере соответствует специфике шахмат. Предлагается приведение целеполагания и контрольно-переводных нормативов в соответствие специфике вида спорта, внесение изменений
в структуру спортивной подготовленности шахматистов.
Ключевые слова: шахматы, федеральный стандарт спортивной подготовки, специфика вида спорта, структура
спортивной подготовленности.
THE PROBLEM OF CORRESPONDENCE OF THE CONTENT OF THE FEDERAL STANDARD OF SPORTS TRAINING IN CHESS TO THE SPECIFICS OF THE SPORT
L.A. RAPOPORT, UrFU, Yekaterinburg city, Russia;
V.V. KOMISSAROV, Nizhniy Tagil Branch of the UrFU, Nizhniy Tagil city, Russia
Abstract
The article presents the results of a study on the question of compliance of the content of the federal standard of sports training in chess with the specifics of the sport, carried out by the method of comparative comparison. It was found that the normative act does not fully correspond to the specifics of chess. It is proposed to bring the goalsetting and control-transfer norms into conformity with the specificity of a sport, to make changes in the structure of sports
training of chess players.
Keywords: chess, federal standard for sports training, sport specificity, sportsmanship structure.
Введение
В настоящее время подготовка шахматистов реализуется на основании третьего поколения «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"», действующего с 01.01.2023 г. [6]. Нормативный правовой акт предназначен для обеспечения единства основных требований и планомерности осуществления спортивной подготовки, создания условий по подготовке конкурентоспособного спортивного резерва [6, 7].
Спортивная подготовка в виде спорта, в частности, в шахматах, должна реализовываться в соответствии
со спецификой вида спорта. Вид спорта «шахматы» по классификации Л.П. Матвеева, учитывающей особенности предмета состязаний и характер двигательной активности, относится к типологической группе абстрактно-игровых видов спорта. Объективные условия деятельности спортсменов в шахматах характеризуются следующим образом:
- активная мыслительная деятельность, проводимая в условиях интеллектуального единоборства;
- в соревновании целью является абстрактно-логическое обыгрывание соперника;
е*)
- центральное место в спортивной подготовке шахматистов должна занимать специализированная шахматная подготовка;
- физическая активность требуется исключительно в контексте поддержания общего тонуса организма и обеспечения возможности ведения продолжительного интеллектуального единоборства [3, 5, 10].
Повсеместно встречающиеся в нормативном правовом акте отсылки к двигательной активности и развитию физических качеств спортсменов требуют проведения сравнительного исследования.
Цель исследования: анализ действующего федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» на соответствие специфике вида спорта.
Материал и методы исследования: исследование нормативного правового акта методом анализа; сравнительное сопоставление со спецификой вида спорта.
Результаты исследования и их обсуждение
Спортивная подготовка реализуется последовательно на этапе начальной подготовки, учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего
спортивного мастерства. Для каждого этапа установлены задачи прохождения спортивной подготовки и нормативы для зачисления и перевода в группы, характеризующие успешность прохождения спортсменом данного этапа подготовки. Сведем их для удобства анализа в табл. 1.
Ознакомление с нормативным актом позволяет выявить, что физическому развитию спортсменов уделяется большое внимание. Задача по укреплению (1.6; 2.4) и сохранению (3.3; 4.3) здоровья спортсменов является единой для всех этапов спортивной подготовки. На этапе начальной подготовки задачи обучения в большинстве своём - 1.1; 1.3; 1.4; 1.6 полностью и 1.2 частично - подразумевают занятия общей физической подготовкой (ОФП). Отражают результаты специализированной шахматной подготовки только задачи 1.5 и частично 1.2. На тренировочном этапе в задаче 2.2. подчеркивается преобладающее влияние общей и специальной физической подготовки (СФП) над специализированной шахматной подготовкой (СШП). На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства частью задач 3.1 и 4.1 является повышение уровня ОФП и СФП наравне с повышением уровня СШП.
Таблица 1
Поэтапные задачи прохождения спортивной подготовки в «Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"»
№ п/п Задачи прохождения спортивной подготовки на этапе Нормативы для зачисления и перевода в группы
1. Этап начальной подготовки
1.1 Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом Общая физическая подготовка: - бег на 30 м; сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на полу; - наклон вперед из положения «стоя на гимнастической скамье» (от уровня скамьи); - прыжок в длину с места толчком двумя ногами
1.2 Получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том числе о виде спорта «шахматы»
1.3 Формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта «шахматы»
1.4 Повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное развитие физических качеств
1.5 Обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях, начиная со второго года
1.6 Укрепление здоровья
2. Учебно-тренировочный этап
2.1 Формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «шахматы» Общая физическая подготовка: - бег на 30 м; - сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на полу; - наклон вперед из положения «стоя на гимнастической скамье» (от уровня скамьи); - челночный бег 3x10 м Специальная физическая подготовка: - приседание без остановки; - наклон вперед из положения «стоя с выпрямленными ногами», пальцами рук коснуться пола Уровень спортивной квалификации: - спортивные и юношеские разряды
2.2 Формирование разносторонней общей и специальной физической подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «шахматы»
2.3 Обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и формирование навыков соревновательной деятельности
2.4 Укрепление здоровья
Окончание табл. 1
№ п/п Задачи прохождения спортивной подготовки на этапе Нормативы для зачисления и перевода в группы
3. Этап спортивного совершенствования
3.1 Повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности Общая физическая подготовка: - бег на 60 м; - сгибание и разгибание рук в упоре, лежа на полу; - наклон вперед из положения «стоя на гимнастической скамье» (от уровня скамьи); - челночный бег 3x10 м; - прыжок в длину с места толчком двумя ногами; - поднимание туловища из положения «лежа на спине» (за 1 мин) Специальная физическая подготовка: - приседание без остановки; - наклон вперед из положения «стоя с выпрямленными ногами», пальцами рук коснуться пола. Уровень спортивной квалификации: - спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта»
3.2 Обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и совершенствование навыков в условиях соревновательной деятельности
3.3 Сохранение здоровья
4. Этап высшего спортивного мастерства
4.1 Повышение уровня общей и специальной физической, теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «шахматы» Общая физическая подготовка: - аналогично предыдущему этапу Специальная физическая подготовка: - аналогично предыдущему этапу Уровень спортивной квалификации: - спортивные звания, спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта»
4.2 Обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и достижение обучающимися высоких и стабильных спортивных результатов в условиях соревновательной деятельности
4.3 Сохранение здоровья
Нормативы для зачисления и перевода в группы отражают преимущественно результаты ОФП и СФП. При зачислении в спортивную школу от будущего спортсмена-шахматиста требуется выполнение исключительно нормативов по ОФП, характеризующих гибкость и скоростно-силовые качества. Для зачисления на все последующие этапы к нормативам по ОФП, актуализированным применительно к возрасту учащихся, добавляются нормативы по СФП, характеризующие физическую выносливость, а также соответствие уровню спортивной квалификации (наличие спортивного разряда или звания).
В теории спорта ОФП и СФП, а также физическая подготовленность как их результат, должны максимально соответствовать спортивной специализации спортсмена и варьироваться в зависимости от вида спорта и объективных условий деятельности спортсменов [9, с. 364]. Целью ОФП должно становиться разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. СФП характеризуется уровнем развития физических способ-
ностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. В видах спорта с преобладающей двигатель-ною активностью средствами ОФП достигается разностороннее развитие организма спортсмена; средствами СФП - развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
Исходя из формулировок задач каждого этапа спортивной подготовки (задачи 2.2; 3.1; 4.1) и нормативов для зачисления и перевода в группы в «Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"», складывается впечатление о первичности и ведущей роли физической активности в процессе спортивной подготовки шахматистов. В предлагаемой нормативным актом структуре подготовленности шахматистов, ОФП и СФП становятся ее основными элементами.
Спортивная подготовленность - это комплексный итог подготовки спортсмена во всех видах подготовки, характеризующий его способность показывать результат в соревновательной деятельности [9, с. 334-335]. При несомненной важности физической подготовки для шах-
матистов ОФП и СФП не могут становиться основными элементами в структуре подготовленности и оказывать непосредственное влияние на результат в соревновательной деятельности в связи со спецификой вида спорта.
Вид спорта «шахматы» характеризуется активной мыслительной деятельностью, проводимой в условиях интеллектуального единоборства. Основным содержанием шахматного спорта И.В. Михайлова, А.С. Махов (2015) считают абстрактно-логическое обыгрывание соперника с предельным проявлением интеллектуальных и психических качеств [4, с. 135]. С точки зрения медицинского сопровождения соревновательной деятельности, Б.М. Малкин относит шахматы к гиподинами-ческому виду спорта, сопровождающемуся значитель ным эмоциональным и интеллектуальным напряжением спортсменов [10, с. 7].
Психолог и шахматист Н.В. Крогиус рассматривает шахматную партию в качестве формализованной конфликтной ситуации, в которой развитие событий происходит посредством принятия ответственных решений и волевых усилий игроков. В интеллектуальном «конфликте» одним из важнейших факторов результативности становится состояние и возможности морально-волевой сферы спортсмена [2]. Взаимодействие и интеграция интеллектуальной и морально-волевой сфер личности в процессе интеллектуальной деятельности достигают предельных уровней, что определяет повышенную значимость состояния морально-волевых характеристик спортсменов для демонстрации максимально возможных результатов [2, 4, 5].
Объективные условия деятельности спортсменов в шахматах не содержат «двигательных умений и навыков» (задача 1.3), непосредственно влияющих на результативность. Как отмечает Ж.К. Холодов, «...шахматы ... непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям [9, с. 314]. Имеются практические данные об опосредованном влиянии общей выносливости на результативность ведущих шахматистов в ходе продолжительных соревнований [10, с. 6-15].
Изучение спортивной подготовки высококвалифицированных шахматистов показывает:
- большая часть тренировочных нагрузок приходится на специализированную шахматную подготовку, в том числе дебютную [1];
- ОФП с целью развития выносливости составляет 10-30% от общей нагрузки [8].
Проведенный анализ специфики шахмат показывает возможности ОФП и СФП опосредованно влиять на результативность в тренировочной и соревновательной деятельности через контроль общего состояния здоровья организма спортсменов.
Подтверждается ведущая роль специализированной шахматной подготовки при изучении годового календарного плана, содержащего виды спортивной подготовки. СШП, по аналогии с другими видами спорта, должна
включать в себя изучение и освоение всего объема знаний и методов игры, техники и тактики, способствующих достижению спортивных результатов. Традиционно в шахматах СШП принято подразделять на техническую, тактическую и теоретическую виды, занимающие в годовом плане большую часть учебной нагрузки: от 76-90% (1 год обучения этапа начальной подготовки) до 70-74% (этап высшего спортивного мастерства). Соревновательная активность составляет от 2-4% (2-й год обучения на этапе начальной подготовки) до 5-14% (этап высшего спортивного мастерства) учебной нагрузки.
В шахматах на индивидуальную возможность достижения спортсменом высоких результатов непосредственно влияют два обобщенных комплекса параметров:
- возможности спортсмена в интеллектуально-волевой сфере: индивидуальные и приобретенные способности, сформированные умения в их применении на практике;
- знания и умения спортсмена в шахматной деятельности: знания о типовых и точных позициях, умение вести игру в различных ситуациях и др.
В нормативном акте вышеперечисленные комплексные параметры непосредственно не используются при тестировании и переводе спортсменов на следующие годы и этапы обучения, что не учитывает специфику вида спорта. В требованиях к спортсменам для зачисления на тренировочный и последующие этапы единственным, специфическим шахматам, содержится условие присвоенного спортивного разряда или звания. Уровень спортивной квалификации является одним из показателей уровня подготовленности спортсмена, но при этом формализован и не показывает текущий уровень подготовленности. Выполнение требований для присвоения спортивных званий «Мастер спорта России» и «Гроссмейстер России» во многом зависит от социальных, организационных, правовых и экономических условий деятельности спортсмена, что может приводить к значительным расхождениям между уровнем подготовленности спортсмена и его спортивной квалификацией.
Предполагаем, что избыточное внимание к физической подготовке в нормативном акте вызвано его нахождением в правовом поле Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором спорт продолжает ассоциироваться с двигательной активностью. Например, необоснованно зауженное определение «детско-юношеский спорт -часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, посредством их участия в организованных и (или) самостоятельных занятиях, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, а также на подготовку спортивного резерва» [7, п. 3.1-1 ст. 2] приводит к игнорированию групп видов спорта с преобладающей интеллектуальной активностью и технической составляющей.
Выводы
В результате проведенного нами анализа действующего «Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"» и его сравнительного сопоставления со спецификой вида спорта, выявлены следующие факты:
1. Формулировки поэтапных задач обучения и перечень контрольно-переводных нормативов обозначают общую и специальную физические подготовленности в качестве важнейших составляющих в структуре спортивной подготовленности шахматистов, что входит в противоречие со спецификой вида спорта.
2. Ведущая роль в структуре спортивной подготовленности шахматистов должна принадлежать специализированной шахматной подготовке.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем к широкому обсуждению предложения по внесению следующих изменений в «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта "шахматы"»:
1. Привести целеполагание этапов спортивной подготовки в соответствие специфике вида спорта и объективным условиям деятельности спортсменов.
2. Привести контрольно-переводные нормативы этапов спортивной подготовки в соответствие структуре спортивной подготовленности шахматистов.
3. Выделять в структуре спортивной подготовленности шахматистов единую физическую подготовленность без разделения ее на общую и специализированную части.
Литература
1. Комиссаров, В.В., Рапопорт, Л.А., Маркова, А.С. Специфика дебютной подготовки шахматистов в современных условиях // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 2. - С. 104-109.
2. Крогиус, Н.В. Психологическая подготовка шахматиста. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 134 с.
3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Электронный ресурс]: учебник для вузов физической культуры и спорта / Л.П. Матвеев. - Электронные текстовые данные. - М.: Спорт, 2019. - 344 с. (Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/88519.html).
4. Михайлова, И.В., Махов, А.С. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты // И.В. Михайлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 132-140.
5. Михайлова, И.В. Шахматы как вид спорта / И.В. Михайлова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 3. - С. 159-160.
6. Приказ Мин спорта России от 09.11.2022 № 952 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_435215/ (дата обращения 03.04.2023).
7. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 28.12.2022) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный источник] / http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 03.04.2023).
8. Фонарев, Д.В., Артемьев, В.М. Спортивная подготовка глазами шахматистов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 11. - С. 99-104.
9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.К. Кузнецов. - 15-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2018. - 480 с.
10. Шахматы: наука, опыт, мастерство: практ. пособие / под. ред. Б.А. Злотника. - М.: Высш. шк., 1990. - 335 с.
References
1. Komissarov, V.V., Rapoport, L.A. and Markova, A.S. (2021), Specifics of chess players' opening training in modern conditions, Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, no. 2, pp. 104-109 (in Russ).
2. Krogius, N.V. (1979), Psychological preparation of a chess player, Moskow: Izd-vo Mosk. un-ta, 134 p.
3. Matveev, L.P. (2019), General theory of sports and its applied aspects, Moscow, Sovetskiy sport, 344 p.
4. Mikhaylova, I.V. and Mahov, A.S. (2015), Chess as a full-fledged sport: contemporary issues and methodological aspects, Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2015, no. 6 (124), pp. 132-140 (in Russ).
5. Mikhaylova, I.V. (2016), Chess as a sport, Mezhdu-narodniy nauchniy zhurnal "Innovatsionnaya nauka", no. 3, pp. 159-160 (in Russ).
6. Ministry of Sports of Russia (2022), Order of the Ministry of Sports of Russia dated 09.11.2022 No. 952 "On
approval of the Federal standard for sports training in the sport of chess" (registered with the Ministry of Justice of Russia on 09.11.2022 No. 952) [Online], URL: www.consultant.ru (accessed 03.04.2023).
7. Government of the Russian Federation (2007), Federal Law "On Physical Culture and Sports in the Russian Federation" dated 04.12.2007 No. 329-FZ [Online], URL: www. consultant.ru (accessed 03.04.2023).
8. Fonarev, D.V. and Artemyev, V.M. (2021), Sports training through the eyes of chess players, Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport, no. 11, pp. 99-104 (in Russ).
9. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.K. (2018), Theory and Methodology of Physical Culture and Sports, Moskow: Izdatel'skiy tsentr "Akademiya", 480 p.
10. Zlotnik, B.A. (1990), Chess: science, experience, skill, Moskow: "Vysshaya shkola", 335 p.
e*)