Научная статья на тему 'Проблема соответствия системы высшего образования потребностям рынка труда в условиях инновационного развития России'

Проблема соответствия системы высшего образования потребностям рынка труда в условиях инновационного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / LABOR MARKET / DEMAND FOR GRADUATES / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базжина Виктория Андреевна, Лобатюк Виктория Валерьевна

В процессе реформирования системы высшего образования наблюдаются как отрицательные, так и положительные тенденции, но вектор на соответствие выпуска специалистов с потребностями рынка труда задан. Специалист будущего это профессионал высокого уровня, который не только осуществляет трудовую деятельность в инновационной сфере, но и формирует окружающую действительность. Проблема. Выявлены проблемы востребованности выпускников вузов в условиях несоответствия объемов, профилей и качества профессиональной подготовки специалистов потребностям рынка труда. Результаты. Проведен социологический опрос вузов и работодателей Российской Федерации, к результатам которого относятся: применяемые способы оценки востребованности и конкурентоспособности выпускников вузов, причины сложностей при трудоустройстве, активность представителей компаний-работодателей в формировании компетенций, доля невостребованных выпускников по оценкам вузов. Описаны прогнозируемые тенденции трансформации рынка труда. Выявлены возможные институциональные риски при продолжении реализации инерционной образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Balancing the Needs of Higher Education and the Labor Market During Innovative Development of Russia

Reform of higher education has both negative and positive outcomes, but the trend to orient higher education to market needs has been well established. The specialist of the future is a high level professional who not only works in an innovative field but also creates a new reality. Motivation. Discrepancies exist in demand for graduates in terms of number, areas of specialization, quality of training, and labor market demands. Results. A sociological survey of universities and employers in the Russian Federation has been conducted. The results of the survey include applied methods of estimating (1) demand and competitiveness of graduates, (2) causes of problems with employment, (3) activities of employer representatives in the formation of competences, and (4) the share of unclaimed graduates as estimated by universities. This study describes the projected trends in the labor market's transformation. Possible institutional risks are described if the inertia of educational policy continues.

Текст научной работы на тему «Проблема соответствия системы высшего образования потребностям рынка труда в условиях инновационного развития России»

Проблема соответствия системы высшего образования потребностям рынка труда в условиях инновационного развития России*

Balancing the Needs of Higher Education and the Labor Market During Innovative Development of Russia

УДК 378:331.5

Базжина Виктория Андреевна

доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат экономических наук, доцент

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29

Bazzhina Viktoriya Andreevna

St. Petersburg State Politekhnical University Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251

Лобатюк Виктория Валерьевна

доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кандидат социологических наук

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29

Lobatyuk Viktoriya Valer'evna

St. Petersburg State Politekhnical University

Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251

В процессе реформирования системы высшего образования наблюдаются как отрицательные, так и положительные тенденции, но вектор на соответствие выпуска специалистов с потребностями рынка труда задан. Специалист будущего - это профессионал высокого уровня, который не только осуществляет трудовую деятельность в инновационной сфере, но и формирует окружающую действительность. Проблема. Выявлены проблемы востребованности выпускников вузов в условиях несоответствия объемов, профилей и качества профессиональной подготовки специалистов потребностям рынка труда. Результаты. Проведен социологический опрос вузов и работодателей Российской Федерации, к результатам которого относятся: применяемые способы оценки востребованности и конкурентоспособности выпускников вузов, причины сложностей при трудоустройстве, активность представителей компаний-работодателей в формировании компетенций, доля невостребованных выпускников по оценкам вузов. Описаны прогнозируемые тенденции трансформации рынка труда. Выявлены возможные институциональные риски при продолжении реализации инерционной образовательной политики.

Ключевые слова: рынок труда, востребованность выпускников вузов, профессиональное самоопределение

Reform of higher education has both negative and positive outcomes, but the trend to orient higher education to market needs has been well established. The specialist of the future is a high level professional who not only works in an innovative field but also creates a new reality.

Motivation. Discrepancies exist in demand for graduates in terms of number, areas of specialization, quality of training, and labor market demands.

Results. A sociological survey of universities and employers in the Russian Federation has been conducted. The results of the survey include applied methods of estimating (1) demand and competitiveness of gradu-

* Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ «Исследование проблем занятости молодежи в условиях несоответствия объемов, профилей и качества профессиональной подготовки специалистов и рабочих потребностей рынка труда» (шифр 10.9066.2014).

ates, (2) causes of problems with employment, (3) activities of employer representatives in the formation of competences, and (4) the share of unclaimed graduates as estimated by universities. This study describes the projected trends in the labor market's transformation. Possible institutional risks are described if the inertia of educational policy continues.

Keywords: labor market, demand for graduates, professional self-determination

Государственная дума Российской Федерации до конца 2014 г. может принять поправки к Трудовому кодексу, которыми вводится обязательное применение профессиональных стандартов. К работникам будут предъявляться требования по уровню образования, стажу и набору умений. Законопроект был внесен летом 2014 г., в сентябре он был принят в первом чтении. Согласно ему в Трудовом кодексе появится статья 195.2, в которой будет описано, как работодатели должны будут применять профессиональные стандарты. Они будут обязательными для государственных и муниципальных учреждений и организаций и для государственных внебюджетных фондов с 1 января 2016 г., и с 1 января 2020 г. профстандарты должны будут применять все работодатели [1]. В связи с этим очень важно исследовать проблему подготовки специалистов с высшим образованием и ее взаимосвязь с потребностями рынка труда.

Одной из основных проблем высшего образования последних лет является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. В связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда, а также несоответствия объемов, профилей и качества профессиональной подготовки специалистов со спросом работодателей данная проблема в перспективе будет только обостряться, если не предпринять радикальных шагов в ее решении. Отставание содержания профессионального образования от потребностей рынка труда не только вызывает неудовлетворенность работодателей и вызывает безработицу, но главное — делает систему образования и, соответственно, экономику неконкурентоспособной.

^ Деформация структуры и объема подготовки ка-^ дров, не соответствующих реальным потребностям ^ рынка труда, произошла не сразу, она была вызвана ™ после распада Советского Союза эволюционным хао-^ тическим процессом, адаптирующимся к изменению о управления экономической политикой в целом. Снижение бюджетного финансирования высших учебных заведений, нестабильность условий, переход от плановой экономики к рыночной, основанной на либеральных принципах, привели к приспособлению вузов и нацеленности на получение внебюджетного дохода как способа выживания в новых условиях. Вследствие этого каждый вуз подстраивался в плохо прогнозируемых условиях под запросы коммерческих предприятий с одной стороны, а также под потребности абитуриентов и их родителей — с другой.

Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям и направлениям, удовлетворяя возрастающие потребности в высшем образовании в большей мере населения, а не экономики, т. е. происходит неконтролируемое Министерством образования и науки развитие внебюджетной формы обучения, ведущее за собой рост невостребованных специалистов на рынке труда. Несмотря на развитие внебюджетных форм обучения, возникает проблема неэффективности использования бюджетных ресурсов вследствие избыточной и некачественной подготовки специалистов по непрофильным для данного учреждения профессиям. Данная проблематика связана в первую очередь с тем, что цель абитуриента и выпускника в большинстве случаев различна: основное для абитуриента — это поступление в вуз, а о трудоустройстве, востребованности на рынке труда и т. д. будущие специалисты задумываются только перед или после окончания высшего учебного заведения. В связи с этим в нашей стране сильно развита система повторного высшего образования. С одной стороны, это обусловлено желанием наверстать недополученные знания, умения, навыки, обучаясь по другой специальности, с другой — определенного рода инфантильностью выпускника вуза, не способного сразу приступить к трудовой деятельности, так как он не чувствует в себе уверенности в собственных силах и четкого понимания своей роли в производственном процессе. Частично проблема начала решаться с внедрением и развитием двухуровневой системы образования. Однако все еще прослеживается недостаточная самоидентификация на рынке труда молодых специалистов. Выход на рынок труда может нарушить представление о выбранной профессии, поскольку в момент обучения, профессиональной подготовки молодой человек оказывался под влиянием стереотипов.

К очевидным причинам несоответствия системы образования потребностям рынка труда, помимо вы-шеперчисленных, по мнению авторов, относятся:

1. нарушение взаимодействия между предприятием и вузом в последние десятилетия в большинстве случаев;

2. нечеткая специализация вуза при подготовке непрофильных направлений;

3. отсутствие оценки востребованности выпускников вуза на рынке труда и т. д.

С целью изучения реального положения дел в сфере высшего образования и оценки его роли в формировании профессионального рынка труда в сентябре-октябре 2014 г. был проведен социологический опрос руководителей высших учебных заведений Российской Федерации, выполненный ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехниче-

ский университет» по заказу Минобрнауки России. В анкетировании принял участие 181 вуз, что составляет треть государственных вузов, подведомственных Министерству образования, представляющие все федеральные округа РФ (кроме недавно созданного Крымского округа): Центральный федеральный округ (30,94% / 56 вузов), Приволжский федеральный округ (17,68% / 32 вуза), Сибирский федеральный округ (13,26% / 24 вуза), Северо-Западный федеральный округ (12,15% / 22 вуза), Уральский федеральный округ (7,18% / 13 вузов), Северо-Кавказский федеральный округ (6,62% / 12 вузов), Южный федеральный округ (6,62% / 12 вузов), Дальневосточный федеральный округ (4,97% / 9 вузов).

Экспертами, являющимися представителями высших учебных заведений, выступили 184 сотрудника, занимающие различные должности. Среди экспертов 4,35% занимают должность ректора или заместителя ректора, 17,39% — должность проректора или заместителя проректора, а также линейные руководители различных структурных подразделений, связанных с содействием трудоустройству студентов, — 68,48% (126 сотрудников).

Вузы — участники анкетирования специализируются на различных направлениях обучения, среди них 63 вуза универсальные (34,81%), 3 вуза — гуманитарные (1,66%), 30 вузов — технические (16,57%) и 85 вузов — специальной направленности (46,96%).

Актуальным остается вопрос об отслеживании взаимосвязи между образованием и потребностями рынка труда. К сожалению, на сегодняшний момент отсутствует прозрачная схема выявления факта трудоустройства выпускников вузами. Для большинства вузов это сводится к процедуре ежегодных запросов в службы занятости, при этом абсолютно не учитывается тот аспект, что выпускники могут являться безработными или работать не по специальности, но при этом официально не регистрировать свой статус. А так как при этом каналы коммуникации между выпускником и учебным заведением нарушены или отсутствуют, то происходит разрыв связи. Для выявления сведений о трудоустройстве выпускников респондентам был задан вопрос о способах оценивания их востребованности и конкурентоспособности на рынке труда. На рис. 1 наглядно представлены результаты: 24,83% делают ежегодные запросы о регистрации выпускников в местные службы занятости, 19,22% производят обновление базы выпускников с указанием занимаемой должности, 18,03% осуществляют ежегодные запросы в местные комитеты по труду и занятости. Выявленные риски и неточность информации: во-первых, учитывается только официально регистрируемая безработица выпускников, а во-вторых, достоверность получаемых сведений непосредственно от выпускников в некоторых случаях может вызывать сомнения, когда выпускники стремятся приукрасить реальное положение дел с собственной карьерой.

Одним из общественно-ориентированных способов установления коммуникационного канала с выпускниками вуза является развитие института сообществ выпускников. Данная тенденция начала набирать обороты, ориентируясь на опыт западных университетов, однако, по мнению авторов, возможно возобновление собственных традиций и формирование новой культуры поддерживания связи с alma mater.

Интересный факт, что вуз, как правило, оценивает востребованность и конкурентоспособность своих выпускников, ориентируясь на субъективный опыт в содействии их трудоустройства, учитывая только ре-

10,20

0,17

24,83

□ — обновляемая база выпускников с указанием

занимаемой должности на уровне университета

П — обновляемая база выпускников с указанием занимаемой должности на уровне факультета/института

□ — обновляемая база выпускников с указанием ^ 22 занимаемой должности на уровне

—- выпускающей кафедры

□ — ежегодные запросы в местные комитеты

по труду и занятости

■ — ежегодные запросы о регистрации

выпускников вашего вуза в местной службе занятости

[21 — запросы другим посредникам на рынке труда (рекрутинговые агентства, ^Ь-порталы и т. д.) ЕЕ — ваш вариант

Рис. 1. Способы оценки востребованности и конкурентоспособности выпускников

гиональную и отраслевую специфику образовательной организации. На макроуровне уже есть попытки получения объективной информации, на основе которой формируется оценка уровня вуза. Речь идет о коммерческих посредниках на рынке труда, владеющих более масштабной информацией. Например, Исследовательский центр портала Superjob.ru формирует сводный рейтинг вузов, характеризующий трудоустройство и качество образования выпускников высших учебных заведений с 2000-го по 2005 г. Источником информации для построения рейтинга служит база данных из более 1 млн резюме SuperJob.ru. По каждому вузу, упомянутому в резюме соискателей, составляется рейтинг из четырех показателей, а именно: занятость по специальности; средняя зарплата выпускников вузов, работающих по специальности; средняя зарплата выпускников вузов, работающих не по специальности; индекс вариации зарплат выпускников вузов при смене специальности [2]. К сожалению, по мнению авторов, данная методика тоже не является всеобъемлющей, но представляется более объективной.

В нашем опросе представителям вузов нужно было оценить по пятибалльной шкале (от меньшего к большему) востребованность специальностей и направлений подготовки, осуществляемых в их учебном заведении. Наиболее востребованными оказались информатика и вычислительная техника (68 вузов), информационная безопасность (44 вуза), экономика и управление (44 вуза), энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника (40 вузов), физико-математические науки (40 вузов), автоматика и управление, металлургия (40 вузов), машиностроение и материалообработка (34 вуза), также данные направления были отмечены и в другом вопросе, где респондентам нужно было указать выпускников с наименьшими трудностями при трудоустройстве. Однако при опросе представителей российских компаний в разных регионах (экспертами выступали ИЯ-менеджеры) авторами выявлено, что среди приоритетных вакансий, которые нужно было закрывать в 2014 г., были отмечены инженерно-технические специалисты (52,2%) и специалисты в области экономики и управления (24,6%).

На вопрос «По каким причинам, по вашему мнению, выпускники сталкиваются со сложностями трудоустройства в вашем регионе?» были получены следующие от-

веты от представителей вузов: низкий уровень оплаты труда на стартовых позициях (50%), отсутствие или недостаток опыта работы по специальности (47%), низкий спрос на специалистов данного направления подготовки (37%), завышенные зарплатные ожидания (27%), трудная социально-экономическая ситуация в регионе (25%). И лишь 1% отметил такой вариант, как «теоретическая база образования без практического обучения», при этом большинство работодателей указывают на недостаток практической подготовки выпускников, 55,6% подтвердили постоянное проведение дополнительного обучения принятых на работу молодых специалистов, а 35,2% проводят его иногда (рис. 2).

В таком случае возникает вопрос, а принимают ли участие представители предприятий в формировании профессиональных компетенций студентов, т. е. осуществляют ли совместное составление рабочих учебных планов в вузах, определение конкретных дисциплин, преподавание которых необходимо для производственного процесса. Руководители учебных заведений указали на большую включенность работодателей в этот процесс: 44% частично участвуют и 46% активно участвуют (рис. 3). Работодатели же указали как наиболее эффективные и реализуемые их компанией совместно с вузами меры по формированию профессиональных компетенций выпускников и их адаптации на рынке труда: мастер-классы от ведущих компаний (реализуют 45,5%, считают эффективным 54,5%), практики и стажировки на территории работодателя (реализуют 43,7%, считают эффективным 56,3%), модернизацию технологического комплекса профильных лабораторий (реализуют 12,5%, считают эффективным 87,5%) и привлечение специалистов-практиков к преподаванию (реализуют 10%, считают эффективным 90%).

Представители вузов указывают на то, что удельный вес выпускников, работающих не по профилю полученного образования, является достаточно невысоким: менее 5% (3 вуза), 5-10% (59 вузов), 11-20% (58 вузов), 21-30% (45 вузов), 31-50% (12 вузов), 51-70% (3 вуза). Также подтверждают эту тенденцию и ответы на вопрос «Какой процент выпускников, по вашим оценкам, не имеет возможности трудоустроиться по полученной специальности/направлению?», большинство представителей вузов ответили 5-10% (67%), далее идет ответ 11-20% (17%) и 21-30% (7%) (рис. 4).

< Теоретическая база образования без практического обучения

со

Недостаток профильных предприятий Низкая активность выпускников на рынке труда Низкая мотивация выпускников Отсутствие или недостаток социальных гарантий Невысокая трудовая мобильность выпускников Сокращение рабочих мест на предприятиях региона Ограниченное количество рабочих мест Завышенные требования работодателей к выпускникам Высокая профессиональная конкуренция на рынке труда Нежелание переезжать в другую местность

Завышенные карьерные ожидания выпускников

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда региона

Выпускников не устраивают условия труда

Сложная социально-экономическая ситуация

Пресыщенность рынка труда по определенным специальностям/направлениям

Завышенные зарплатные ожидания выпускников

Нет ответа

Низкий спрос/отсутствует спрос на рынке труда на определенные специальности

Отсутствие или недостаток опыта работы по специальности Низкий уровень оплаты труда на стартовых позициях

] 6 И 7 □ 8 □ 8 □ 8 9

ю ю

ю И

^^ 13

I 15 I 15

I 15

I 16

I 25 I 27

I 37

I 47

~1 50

Рис. 2. Причины сложностей при трудоустройстве выпускников определенных специальностей

На вопрос «С какими проблемами, по вашему мнению, сталкиваются выпускники при переходе от профессионального обучения к труду, включению в ры-ночно-трудовые отношения в вашем регионе?» эксперты — представители вузов указали на отсутствие или недостаток опыта работы (82 вуза), низкий уровень оплаты труда на стартовых позициях (35 вузов), завышенные зарплатные ожидания молодых специалистов (31 вуз), сложности в адаптации выпускников (25 вузов) и слабую практическую подготовку (19 вузов) (рис. 5). ИЯ-службы подтверждают данные утверждения, перечисляя следующие проблемы включения молодежи в рыночно-трудовые отношения: недостаточный уровень компетенции (27,5%) и завышенные зарплатные ожидания (32,5%).

Одним из способов решения описанных проблем является информационная поддержка обучающихся и выпускников. 84% экспертов — представителей вузов согласны с тем, что целесообразно создать доступную открытую для молодых людей систему мониторинга спроса и предложения на рынке труда, которая

в значительной мере способствовала бы определению своего места на рынке труда и становлению личности как профессионала.

Естественно, что при осознании роли системы высшего образования в формировании национальной экономики будущего необходимо понимание вектора развития государства. Если в последние десятилетия цели были размыты, то в настоящее время сложившиеся условия подталкивают Российскую Федерацию к формированию четкой позиции по экономической и социальной политике. Так, например, еще в 2008 г. была сформирована «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», в которой расставлены приоритеты и обозначены перспективы. В данном исследовании концепция используется в качестве ориентира и генерального плана развития государства. Первым пунктом основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному развитию является развитие человеческого потенциала, которое должно быть достигнуто за счет ряда мероприятий в сфере здравоохранения

Рис. 3. Активность представителей предприятий в формировании компетенций по оценкам вузов

□ -5-10%

67% □ -11-20%

□ □ ■ ■

21-30%

- 31-50% 51-70% более 70%

- нет ответа

Рис. 4. Процент выпускников, не имеющих возможности трудоустроиться

и образования [3]. Если принять, что образование — это не набор образовательных услуг, спрос и предложение которых формируются по рыночным правилам, а одна из важнейших функций государства, то и управление образованием должно быть, с одной стороны, переплетено с управлением экономической политикой, а с другой — базироваться на самоорганизации.

По прогнозам, рынок труда будет иметь ряд особенностей, на которые уже стоит обращать внимание при формировании новой образовательной политики. Так предположительно будут развиваться следующие тенденции.

1. Ряд традиционных в современном понимании рабочих и интеллектуальных профессий устареет в ближайшие десятилетия. Данный процесс связан с автоматизацией производства, развитием искусственного интеллекта, увеличением миграционного потока, развитием аутсорсинга на глобальном уровне и т. д. [4, с. 148-149].

2. Изменится сам характер труда под влиянием экономико-технологических факторов, т. е. появление наукоемких отраслей и секторов экономики, повы-

шение роли творчества в процессе производства [5, с. 194].

3. Будут развиваться нестандартные формы занятости, связанные с отсутствием желания работать в жестких рамках графика, т. е. условия занятости будут индивидуализироваться [6, с. 86; 5, с. 194].

4. Появится еще большая гибкость труда как следствие стремления к самореализации и осуществлению собственного выбора. В частности, саморазвитие станет целью работника и повысится желание учиться в процессе работы, а не иметь фиксированные обязанности [6, с. 86].

5. Многие работники станут носителями нескольких профессий в силу разнообразия жизненных интересов [Там же; 7, с. 662]. Само понятие профессии трансформируется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Тем не менее прогнозируется рост числа низкооплачиваемых рабочих мест за счет развития сферы услуг (сферы обслуживания) [5, с. 222].

7. Возрастет мобильность трудовых ресурсов [Там же, с. 216-217] в связи с развитием глобального рынка труда.

Психологическая неподготовленность Отсутствие знаний о специфике работы Низкая правовая грамотность

Высокая профессиональная конкуренция Выпускников не устраивают условия Отсутствие инициативы Неумение работать в команде Низкая производственная дисциплина

Низкая мотивация выпускников

Тяжелые социально-бытовые условия выпускников

Несоответствие ожиданий и реальности

Плохие коммуникативные навыки

Большой разрыв между полученными теоретическими знаниями и требованиями работодателей Отсутствие системы наставничества на предприятиях

Завышенные требования выпускников Повышенные требования от работодателей Нехватка рабочих мест по специальности Слабая практическая подготовка

Сложная адаптация выпускников

Завышенные зарплатные ожидания выпускников

Низкий уровень оплаты труда на стартовых позициях

Отсутствие или недостаток опыта работы по специальности

8 8 8 8 8 9 9 9 9 ] Ю ] Ю

: и : н 1 и

14

I 15

19

25

31

35

46

82

Рис. 5. Проблемы выпускников при трудоустройстве

8. Концепция образования в течение жизни будет развиваться [Там же, с. 215].

9. В работе начнет цениться не только разум, но и интуиция. Главенствующей становится не рациональная карьера, а эмоциональные инвестиции [6, с. 86].

Авторами были выявлены возможные институциональные риски при продолжении реализации традиционной для последних десятилетий образовательной политики.

1. Атомизация участников процесса становления личности как профессионала. Общеобразовательные организации, профориентационные консультации, высшие учебные заведения, работодатели, посредники на рынке труда осуществляют деятельность в узком поле своего влияния, что способствует повышению инерционности становления профессионала.

2. Дисбаланс мероприятий и мнений при профессиональном самоопределении личности: формализм в содействии профессиональному самоопределению

личности и содействии трудоустройству с одной стороны, влияние стереотипов — с другой.

3. Влияние прагматичных факторов, определяющих выбор будущей профессии, к которым относится прохождение пути с наименьшим сопротивлением, а именно:

♦ выбор дисциплин в процессе обучения, которые легче всего даются и более доступны;

♦ выбор вуза связан с его географическим расположением, наличием договоров со школами, региональной спецификой, стереотипами, родительским мнением, династиями, реальными возможностями поступления, агрессивной рекламой, дополнительными возможностями в процессе обучения и т. д.;

♦ окончательный выбор профессии связан с легким путем соотношения дохода и имеющихся навыков и т. д.

4. Низкая степень вертикальной мобильности, характеризующаяся фактом, что на уровне среднего образования социальные группы воспроизводят

сами себя. Вероятность того, что ребенок людей, не имеющих высшего образования, сможет поступить в гимназию, составляет 20% [8, с. 692].

5. Относительная доступность ряда ключевых направлений подготовки для абитуриентов с низкой успеваемостью. Так, например, в этом году выпускники с низкими баллами ЕГЭ выбрали для себя металлургию, сельское и рыбное хозяйство, машиностроение и транспортные средства [9, с. 5].

6. Конформизм вузов: приоритет прибыльности за счет внебюджетных поступлений, рыночное поведение, отход от реальных потребностей работодателей.

7. Неконструктивное влияние административных ограничений на внедрение инновационных методик обучения.

8. Плохая прогнозируемость нестабильной среды, которая не позволяет рассчитывать на долгосрочную перспективу, как и работодатели не могут установить прогноз потребности в специалистах хотя бы на среднесрочную перспективу.

9. Потребительское поведение выпускника на рынке труда: пассивность при поиске ниши, соответствующей возможностям трудового потенциала, оппортунизм.

10.Усугубление профессиональной сегрегации при повышении элитности высшего образования. Новая образовательная политика должна быть ориентирована на институциональное переустройство общества, а не только на снижение последствий от выявленных рисков. В традиционной консервативной организационной культуре идет колоссальное сопротивление изменениям, которые должны обязательно быть, но внедрение их должно проходить эволюционным путем. Например, обращение к экспертному сообществу является одним из самых привлекательных путей реформирования.

Летом 2014 г. в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по науке и образованию. В заключительной речи В. В. Путин отметил: «Считаю необходимым создать условия для развития проектно-ориентированного образования инженерных кадров, адаптировать к этим задачам образовательные стандарты, использовав лучшие наработки и советской инженерной школы, передовой зарубежной, и наш отечественный опыт» [10]. Таким образом, в процессе реформирования системы высшего образования наблюдаются как отрицательные, так и положительные тенденции, но вектор на соответствие выпуска специалистов с потребностями рынка труда задан. Специалист будущего — это профессионал высокого уровня, который не только осуществляет трудовую деятельность в инновационной сфере, но и формирует окружающую действительность.

Литература

1. Набережнов Г. Госдума до конца года намерена принять закон о работе по специальности // РБК: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/society/03/12/ 2014/547e61f2cbb20f2efc17a593#xtor=AL-[internal_traffic]-

^ .ш]- [top_stories].

2. Методика построения рейтинга вузов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.superjob.ru/text/ research/rating_vuzov/methodics/print/.

3. Материалы выступления министра экономического развития РФ Э. С. Набиуллиной на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации с докладом «О Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации до ш 2020 года»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬП^р:// ш economy.gov.ru/minec/press/news/doc1215179981373. щ

4. Атлас новых профессий. Первая редакция / Д. Коричин, ° К. Лукша, П. Лукша, Д. Песков. М., 2014. 168 с. <

5. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный из вариант / Под ред. А. А. Дынкина; ИМЭМО РАН. М.: 0 Магистр, 2011. 480 с.

6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-ХХ1, 2005. 421 с.

7. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем / Под ред. С. А. Дятлова, Д. Ю. Миропольского. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 706 с.

8. Галкина Е. С. Новый этап реформы образования в РФ: основные тенденции и вероятные последствия (20102012 гг.) // Экономика для человека: социально-ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора: Мат-лы Моск. экономич. форума / Под ред. Р. С. Гринберга, К. А. Бабкина, А. В. Бузгалина. М.: Культурная революция, 2014. С. 684-694.

9. Черных А. ЕГЭ отольется в металлургии // Коммерсантъ, 30.10.2014. № 198. С. 5

10. Официальный сайт Президента РФ. Заседание Совета по науке и образованию: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/45962.

References

1. Naberezhnov G. The State Duma is going to pass a law on the occupational work before the end of the year. RBK. Available at: http://top.rbc.ru/society/03/12/2014/547e61 f2cbb20f2efc17a593#xtor=AL-[internal_traffic]--[rss.rbc. ru]-[top_stories. (in Russ.).

2. The method of university ranking formation. Available at: http://www.superjob.ru/text/research/rating_vuzov/ methodics/print/. (in Russ.).

3. Report of the Minister of Economic Development Elvira Nabiullina at a plenary session of the Public Chamber of the Russian Federation "On the Concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation up to 2020". Available at: http://economy.gov.ru/minec/press/ news/doc1215179981373. (in Russ.).

4. Luksha P., Luksha K., Peskov D., Korichin D. Atlas novykh professiy [Atlas of new professions]. Moscow, Agency for Strategic Initiatives Publ., 2014. 168 p.

5. Dynkin A. A., ed. Strategicheskiy global'nyy prognoz 2030 [Strategic global forecast 2030]. Moscow, Magistr Publ., 2011. 480 p.

6. Florida R. The rise of the creative class: And how it's transforming work, leisure, community and everyday life. New York, Basic Books Publ., 2002. 416 p. (Russ. ed.: Florida R. Kreativnyy klass: lyudi, kotorye menyayut budushchee. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2005. 421 p.).

7 Gosudarstvo i rynok: mekhanizmy vzaimodeystviya v usloviyakh global'noy nestabil'nosti ekonomicheskikh sistem [State and market: Mechanisms of interaction in the context of global instability of economic systems]. St. Petersburg, SPb State Univ. of Economics and Finance Publ., 2014. 706 p.

8. Galkina E. S. Novyy etap reformy obrazovaniya v RF: osnovnye tendentsii i veroyatnye posledstviya (20102012 gg.) [A new stage of education reform in Russia: Key trends and probable consequences (2010-2012)]. Knyazev Yu. K., Makarov A. N., Grinberg R. S., Buzgalin A. V. Ekonomika dlya cheloveka: sotsial'no-orientirovannoe razvitie na osnove progressa real'nogo sektora. Materialy Moskovskogo ekonomicheskogo foruma [Economics for humans: Socio-oriented development based on the progress of the real sector. Proceedings of the Moscow Economic Forum]. Moscow, Kul'turnaya revolyutsiya Publ., 2014, pp. 684-694.

9. Chernykh A. Uniform state exam will be cast in metallurgy. Kommersant", October 30, 2014, no. 198, p. 5. (in Russ.).

10. Meeting of the Council for Science and Education. Official website of the President of the Russian Federation. June 23, 2014. Available at: http://www.kremlin.ru/news/45962. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.