Научная статья на тему 'Проблема сохранения единого политического пространства в современной России'

Проблема сохранения единого политического пространства в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема сохранения единого политического пространства в современной России»

ствительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как нераздельность Родины, ее целостность, исторические, законные права на каждую пядь.

Литература

1. Яковлев А Н. Искать идею не надо, она есть, она -в свободе // Труд 1997.4 апр.

2. См: Кучуков ММ. Исторические типы патриотизма: Автореф. дис.. . канд филос. наук. Ростов н/Д, 1984.

3. Ильин И А. Родина и мы Смоленск, 1995.

4. Нахушев В Ш Развитие советского патриотизма в процессе совершенствования национальных отно-

шений на современном этапе социалистического общества: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Черкесск, 1988. С. 10.

5. См: Макаров В В Патриотизм как философская проблема- Автореф. дис. ... д-ра филос наук М, 1990."

6. Рогачев ПМ, Свердлин МА Патриотизм, классы, революция. М , 1979 С. 64.

7. Гегель Г. Энциклопедия философских наук Т. 3 Философия духа. М, 1977.

8. См.: Трифонов ЮН Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России-Автореф. дис. ... канд философ, наук. Тамбов, 1996

9. Соловьев В С Русская идея // Соч: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 224

10. Бердяев НА Судьба России. Репринтное воспроизведение издания 1918 г. М , 1990. С. 121.

Ставропольский государственный университет 10 декабря 2002 г.

2003 г. Р.Г. Тугое

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЕДИНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В последнее время в ходе научных дискуссий на Всероссийских конференциях все чаще обсуждается проблема формирования гражданского общества и единого политического и правового пространства в России. Лозунгами для политических движений и партий стали такие понятия, как «единая Россия - сильная Россия», «единая Россия — правовая Россия», «сильная Россия — здоровая Россия» и др. Почти все общественно-политические движения единодушны в том, что современная Россия должна быть сильной и самодостаточной.

Цель нашего исследования - доказать,' что единая Россия - это прежде всего политическая Россия. Сохранение и укрепление единого политического пространства в современной России есть необходимое условие для сохранения и укрепления «единства российского общества и российского государства» [1]. Только* социально-политическое^ единство современ-

1 „ >1 > ‘in i I Ht. iio/iji'xoDi V i i <> i ' >'i I

ной полиэтническом и поликонфессиональнои России

<),t ‘ItUlf М iU ■ И O') yl.di и ?! hi V > (Н О'] Н и ) ,

может стать условием «формирования гражданского

VOor <‘,d I!i4l I 1М.( 1 U i.'hJI, I' HI П ( i < i < _ i

общества и единого правового пространства в Рос-

JW .л-, И'Я! JJ WJ i О IT' I I 4JJ О

сии» [2], единого мировоззрения в россииских вузах и единого образовательного пространства.

I к 1I 11^ и, J’O'i ' i II / I \ ' ' , - f

Существование и сохранение единого политиче-

О I ZZj-j к >. ,П /А Hit ^ ‘ j '< I I !

ского пространства в нынешней России связано с со-

1)1 J I 1 /<„ 1 1 I г 1 | с ir „ I I/ / III.

стоянием современного российского общества и го-

Ч I UIJ и , h Л /I U Л -il-J '.и1 I"' I I , < ‘ 1

сударства.

Г KlIQOI.^! UiJ ^ Jj J Ь ,rlui '

Прежде чем говорить об этих проблемах, необхо-

О’ьЛ „ ,1 i I tiu I JU I. к л I I * />'> III/

димо-дать определение понятию «единое политиче-

/l,sU(J u I 0 / . > I £ f III '/ < HI) I < i >. i о / i

ское пространство», в современной России, так как

Jl.'llil .Г < ,'111, ill ‘ 1 v Г / <Ю „ I 1 I м_.

оно наряду с понятием «единое российское государ-

1П1 , II J4<> J Му I II < ' I 1 III! /

ство» находится в стадии становления у современных

К '111 I II ) JJ h М Г! J 11 ]>„ / I / I i I t <■

политологов и социологов 11, 3]. Поэтому можно

только, используя достижения западной и отечественной политической мысли, попытаться дать «идеальное» определение этому понятию, что поможет в осмыслении политического состояния современного российского общества и государства [4, 5].

На наш взгляд, единое политическое пространство в обществе есть не что иное, как пространство государства, где граждане вступают с государством или между собой в политические отношения. Это определенное пространство, где «определенное население граждан признает и подчиняется определенной власти» [4] При этом «определенная власть» - это поддержанная населением правомочная (легитимная) политическая власть государства, а «определенное население» - это население граждан, осознающее свою зависимость от политической власти государства и свою политическую принадлежность‘одному го-‘

II ! ’Г"1 I 1^ ‘ > О' > , 1 і 1 ’М - і ч } 1

сударству, т.е. свою гражданственность [4]. Таким

ЛI V*' I II 1 I 1 ‘/1)1. I 1> , ? И 1 I/I I // ) ,, )■

образом, единое политическое пространство или еди-

> 'II І ЦІМ ' I ! II .1 ? I Г ,| I , ,і1 1 |1 1-М

ное пространство государства — это пространство, где

~ \1> Ч »!> І • і 1 1 І; 'і Яі \ > ЧІП і і по

существует и сохраняется едигіое политическое со-

і'Ю іі. іп < ' і і і і > і ч і ' і (і і (і І і. _і

стояние, условиями которого являются единая поли-

Г «1<1 Ь О I .1 I II., 1

тическая власть и единое политическое население [4].

^1 ^ ’ Л1 П ^ Vі І І> І I ' -І |/*АІ I і |і /1 !

В основе единои политической власти лежит единая

* I 1 I , I < І1І і і і І II І II Ні ^11 І И І, І ЛІ ІІ ,і І II ,1

политическая воля государства, в основе єдиного по-

~ .1 'і/<1 ) ) 1 ,*, !> / і / II, * ^ ,1 * * ' її <1 І J ,1 І

логического населения - политическое единение или

і ІЛІ/І Лі 1/1 1,1 І І ї І и 1-І ; I иЛ ІДі{ II I І, І I, 1(1 /

политическая солидарность граждан в пределах одно-

"I 1^1' І * ич і Ч J У І 1 Ліі VI иі и 1ІЛ и 111^

го государства [21.

і піл і /|/(),| і м .г и,^

Это определение может помочь в решении про-

0 1) І^иИ/т 1/1' ‘ І і I 11 I у , 11 I Л і и І 1 Ь 0 ^ <И {

блем политического пространства современной Рос-

1 и 1 НІ. І 1ЛІ П II І I / І І ЧЇЧІ , І/ І І/ІІ//ІЛ <| 1,1 НА

сии, связанных с ее полиэтническим и поликонфес-

II Л ^ 1 I ,, I 1 I! 1 ЩИ І І ІІПІ ІЛ

сиональным составом населения [1]. Иногда полити-

ческое и гражданское самосознание, чувство политической принадлежности подменяется этническим или религиозным самосознанием, чувством этнической или религиозной принадлежности. Все люди рождаются в человеческом сообществе, но только в процессе социализации и политизации они становятся полноправными членами общества и политически зрелыми гражданами своего государства [2].

Первая трудность, которая мешает современному российскому гражданину стать политически зрелым человеком в обществе и осознать свою гражданственность, политическую принадлежность единому государству, связана с тем, что он отождествляет свое политическое самосознание с этническим [6].

При этом такие граждане перестают осознавать, что независимо от этнической принадлежности они остаются в пределах единого политического пространства России и являются гражданами одного российского государства. Более того, «политическая» жизнь таких граждан состоит не в исполнении своего гражданского долга по отношению к своему государству, не в осуществлении единой политической воли государства, а в утверждении своей частной, индивидуальной воли или общей, коллективной воли своего этноса [6]. Осознанно или неосознанно, выпадая из единого политического пространства государства, из состава единой политической общности, такие граждане противопоставляют свою волю и власть единой политической воли и власти государства.

Учитывая полиэтнический состав современного российского общества, нетрудно догадаться, что такие этнополитические тенденции ослабляют и разрушают единое политическое пространство России вместо того, чтобы сохранять и укреплять его для блага всех этнических общностей.

Вторая трудность, которая мешает существованию и сохранению единого политического пространства в России, вызвана процессом возрождения «традиционных религиозных конфессий» [1] и современных разнообразных вероисповеданий в российском обществе. Наряду с этническим религиозное самосознание порождает разрозненное религиозное пространство России. Специфика последнего в том, что в общем духовном пространстве России сосуществуют множество различных по своей вере, по своим духовно-политическим позициям и установкам вероисповедания, между которыми нет духовного единения и солидарности. Это замкнутые в себе, параллельно существующие религиозные объединения. Отдельные граждане, которые одновременно являются членами какого-либо религиозного сообщества, отождествляют себя, свою гражданственность с религиозностью, что

может привести к политическому и гражданскому неповиновению единой политической власти государства, подрывая тем самым единое политическое пространство в обществе и государстве [7]. Необходимо добавить, что граждане с таким религиозным самосознанием, в такой мере не осознающие свою «политическую принадлежность» [2], очевидно, не будут служить во благо. единого государства, и не смогут проявить «политического смирения» по отношению к нему. На некоторых религиозных собраниях давно звучат антигосударственные лозунги и суждения, отрицающие всякую политическую власть и политическую волю в обществе. Религиозные объединения, отождествляющие религию и политику, считающие религиозное духовное повиновение выше гражданского политического повиновения, требуют использования государственной политики в духовных целях [4]. При поликонфессиональном составе российского общества полная политическая свобода различных религиозных объединений может привести к подрыву единого политического пространства, ибо там, где нет духовного единения, трудно сохранить политическое.

Итак, проблема существования и сохранения единого политического пространства в современной России требует формирования единого политического самосознания у российских граждан независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Все этнические группы и религиозные объединения Российской Федерации должны находиться в пределах единого политического пространства государства, ибо в современной России много этнических общностей и групп и религиозных организаций, но одно политическое пространство.

Литература

1. Волков ЮГ. Идеология и гуманистическое будущее России. Ростов н/Д, 2001.

2. Политическая социология. Ростов н/Д, 1997.

3. Серебрянников В. Политическая безопасность // Свободная мысль. 1997. № 1.

4. Гоббс Т. О гражданине. Левиафан // Соч.: В 2 т. М., 1989.

5. Венгеров А. политическое пространство и политическое время // ОНС. 1992. № 6.

6. Осборн Р. Национальное самосознание и целостность государства // ОНС. 1993. № 5.

7. Шмит К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1.

Адыгейский государственный университет

30 октября 2002 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.