Научная статья на тему 'Проблемы становления и развития современного российского патриотизма'

Проблемы становления и развития современного российского патриотизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
695
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления и развития современного российского патриотизма»

, СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

© 2003 г. С.Ю. Иванова

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА

Последнее десятилетие ознаменовалось такими негативными процессами, как депатриотизация духовной и социальной жизни российского общества, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала или фактора патриотического воспитания молодежи.

Между тем необходимость в духовности и патриотизме особенно велика в современной России. Успешный ход реформ вряд ли возможен, если система формирования и развития подрастающего поколения будет лишена духовно-нравственных основ, особенно любви к своему Отечеству. Идея патриотизма может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции, устремления молодежи, ее готовность и способность к активным действиям для блага Отечества.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве.

Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т.е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма. Кдк общественное явление он есть одно из проявлений субъект-объектных отношений. Не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что мы понимаем под субъектом патриотизма. Некоторые авторы ставят под сомнение представление о том, что носителями патриотического сознания выступают как отдельные личности, так и коллективы, социальные группы, нации, в том числе и общество в целом. Например, признавая в качестве единственного субъекта патриотизма все население страны, А. Яковлев фактически искажает сущность данного понятия, полагая, что только народ имеет на это право [1]. Таким образом, автор лишает права на патриотизм конкретного человека, социальные группы. Естественно,

никто не сомневается в праве народа на патриотизм, особенно в дни тяжелых испытаний. Но из чего же складывается патриотизм народа, если не из патриотизма широких социальных слоев и конкретных людей? Вспомним, как проявился народный патриотизм в период Великой Отечественной войны. Подвиги героев-одиночек в ее первые дни явились прелюдией к массовым проявлениям бесстрашия и отваги. В связи с этим нельзя согласиться с М. Кучуковым, который полагает, что субъект патриотизма включает лишь часть общества, и рассматривает его как конкретно-историческую общность различных классов и социальных групп, так как тем самым из числа субъектов патриотизма исключается личность [2]. Кроме того, автор заведомо лишает права на патриотизм определенную часть общества, что так же является неправомерным.

Современные религиозные деятели, например митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев), убевдают в том, что настоящим патриотом может быть только верующий человек, так как любовь к Отечеству лишь тогда плодотворна и по-настоящему тверда, когда она опирается на прочный духовный фундамент, на многовековые народные святыни, на традиционные религиозные ценности. Такого же мнения придерживается и предводитель Российского дворянского собрания А. Голицын, заявляя, что приверженцы атеизма не могут быть патриотами. Религиозно-философское обоснование таких суждений присутствует и в трудах И. Ильина: «Нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога, но истинный патриотизм и приближается к такому единению» [3, с. 80]. Таким образом от патриотизма отлучаются миллионы неверующих, в том числе и те, кто отдал свою жизнь на полях сражений самой страшной войны в истории человечества. Великая Победа, пусть достигнутая такой дорогой ценой, - это ли не лучшее подтверждение плодотворности и по-настоящему твердости любви к Отечеству? В том числе тех, кто имел партийный билет или, напротив, был беспартийным. Атеистическое мировоззрение человека не является основанием для сомнений в прочности его патриотических чувств, так же как и вера в Бога не свидетельствует о патриотичности. Из этого утверждения следует признание неразрывной связи субъекта с категорией объекта, что само по себе бесспорно, поскольку категории «субъект» и «объект», по общему признанию, коррелятивны. Это особенно наглядно проявляется в субъект-объекгных отношениях патриотизма (любви к Родине). С другой стороны, фактическое сведение субъекта к индивиду (личности) вызывает у специалистов вполне обоснованное неприятие. Ибо в отечественной и зарубежной мысли к субъекту принято

относить, помимо отдельных людей, социальные группы и общество в целом. Следовательно, субъектом патриотизма являются не только и не столько отдельные личности, но и большие, малые и другие общности людей, о чем свидетельствует вся история человечества. Можно выделить следующие типичные субъекты и соответствующие им проявления (виды) патриотизма:

-личность;

- группа населения, рассмотренная по демографическому, территориальному, профессиональному и иному признаку (молодежь, ветераны, земляки, партии и организации и т.д.);

- классы и этносы (нации);

- народ данной страны.

Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней — социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но прежде всего патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и одновременно творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества людей. Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Было бы неверно полагать, что патриотизм сводится к совокупности духовного сознания отдельных людей. Еще раз укажем, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается в конечном счете личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима без нее, их взаимосвязь и взаимопроникновение означает их нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

Анализ современной отечественной философской литературы по данной теме показывает, что также нет единого мнения и относительно объекта (объектов) патриотизма. Существует, например, точка зрения, согласно которой объектом патриотизма является единое Отечество. Так, В. Нахушев говорит, что объект советского патриотизма - единое для всех народов Отечество - Советский Союз. Это, по его мнению, показывает несостоятельность утверждений отдельных исследователей относительно существования иных объектов патриотизма советских людей [4]. Тем самым не допускается обращенность патриотизма к структурным и иным элементам Отечества. Эта точка зрения фактически отрицает, что субъект патриотизма является одновременно и его объектом, т.е. предметом воздействия соответствующих чувств и идей. Кроме того, действия и поступки субъектов патриотизма - это лучшее средство патриотического воспи-

тания, объектом которого являются личность, социальные группы, общество. В. Макаров, противопоставляя патриотизм и коллективизм, только за последним признает обращенность к большому числу социальных общностей: семья, трудовая или учебная группа, территориальная общность [5]. Более того, даже нации как наиболее крупной социальной общности в многонациональном государстве отказывается в праве быть объектом патриотизма. Имеют место попытки установить иерархию объектов патриотизма по их значимости. Весьма рельефно это прослеживается в работах П. Рогачева и М. Свердлина, говорящих о патриотизме следующее: «Зачастую он отождествляется с национальной гордостью и главным его объектом объявляется национально-особенное. С этим никак нельзя согласиться... И главным его объектом является не национально-особенное, а... общественный\ строй» [6]. Между тем в последнее время получили распространение попытки отождествления единого Отечества с каким-либо из его элементов. Тиражируется утверждение, что с изменением общественно-политического строя России в 1917 г. произошла «подмена» Родины, ее не стало. Так, в газетном материале, посвященном 125-летию со дня рождения И. Бунина, используется цитата писателя о России, «погибшей.. в такой волшебно короткий срок». Действительно, почти 80 лет назад произошли коренные изменения в конкретно-историческом содержании Отечества, однако остались относительно неизменными его «вечные» элементы и русский народ не прекратил своего существования. Для подобной ментальности русский патриотизм мог быть только анахронизмом: действительно, о каком реальном патриотизме может идти речь в условиях «умершей» или «подмененной» Родины, т.е. при отсутствии самого объекта патриотизма?! Как правило, невозможно изменить какому-то одному элемешу Отечества, не предавая его в целом. Неправомерно также и отождествление Отечества с одним или несколькими его элементами, даже такими важными, как политическая, экономическая и социальная среда.

Учитывая коренные изменения в нашей стране, которые произошли в процессе проводимых реформ, и различное отношение людей к ним, на сегодняшний день следует признать в качестве самостоятельных и равноправных объектов патриотизма следующие содержательно - структурные элементы Отечества:

1) пространственно-территориальные характеристики (территория государства состоит из территорий сел, деревень, поселков, районов, городов, областей, республик итл);

2) основные факторы (политическая, экономическая, социальная, культурная, природная и другая среда);

3) временные характеристики (его прошлое - исторические и культурные традиции, вклад соотечественников в мировой прогресс).

Такой подход обусловлен осознанием того, что Отечество имеет прошлое, настоящее и будущее. Поэтому субъекг-объекгные патриотические связи возникают и функционируют по-разному: будь то сохранение культурных памятников, гордость героизмом защитников Родины, либо же деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения — будущего страны.

Анализ важнейших субъектов и объектов патриотизма обеспечивает его научную классификацию. В многочисленных исследованиях ’ по данной теме осуществлялось в основном разграничение патриотизма по типам. Признание каких-либо его других разновидностей, как правило, не допускалось по причине того, что это могло быть какое-то отклонение, деформация истинного социалистического патриотизма. Высказывались и в целом верные соображения по данному ■ вопросу. Например,

В. Макаров отмечает разнообразие разновидностей патриотического сознания в результате развитая 2-3 слагаемых этого явления: политической и нравственной, нравственной и эстетической, только нравственной, только эстетической, что позволило ему выделить «технический», «культурный» и «экологический патриотизм» [5, с. 7]. Однако у него речь идет о типичных разновидностях патриотического сознания (классового, политического, этнического), а не патриотизма в целом. Как уже отмечалось, патриотизм функционирует не только в силу наличия патриотического сознания у субъекта, но и потому, что благодаря этому у него возникает соответствующее отношение к объекту патриотизма, проявляющееся в конкретных делах и поступках. Поэтому следует признать узким подход в определении разновидностей патриотизма только в зависимости от патриотического сознания данного субъекта. Считаем необходимым продолжить исследование основных проявлений патриотизма. Это возможно сделать, исходя из понимания детерминированности того или иного проявления патриотизма не только соответствующим его субъектом, но и объектом. Наличие объекта патриотизма, на наш взгляд, обусловливает следующие его проявления (разновидности): •

- определенный пространственно-территориальными характеристиками, включающий в себя патриотизм по отношению к стране - российский (государственный), а также региональный (местный) патриотизм (школы, завода, города, района, области, республики);

- направленный на совершенствование конкретной сферы (среды) Отечества — политической, экономической, социальной, культурной, природной (экологический патриотизм) и т.д.;

- определенный временными характеристиками, например культурно-исторический.

Предложенная классификация патриотизма, базирующаяся на выделении его субъекта и объекта, позволяет увидеть это многогранное социальное явление во всей полноте и органическом единстве и тем самым подтвердить, что всякое общее существует не иначе как в особенном и единичном. Поэтому и патриотизм в реальной жизни представлен как совокупность многих разновидностей. В связи с этим имеет большое научное и практическое значение их обоснованная классификация. Следует признать необходимость выдвижения на первый план общенародного содержания патриотизма: любовь к родной земле, забота о сохранении и чистоте родного языка, гордость за достижения страны в науке, культуре и технике и т.д.всего, что составляет национально-этнический аспект этого социокультурного феномена. Помимо национально-этнического имеется также общедемократическое содержание (права и свободы человека, пра-

вовое государство и т.д.) и все это вместе определяет патриотизм как важнейший интегрирующий • фактор, способный консолидировать общество. Особо отметим нацеленность патриотизма на людей, представляющих собой его субъект и объект. В этом принципиальное отличие подлинного патриотизма от патриотизма абстрактного, предполагающего стремление к благу для страны, но по сути своей безадресного. Патриотизм лишен смысла без служения державе и людям, составляющим ее жизненную основу. Патриотическая формула «земля ради земли» не имеет смысла без тех людей, которые населяют, эти просторы. Это значит, что патриотизм, не ориентированный на нужды человека, - понятие мертвое, схоластическое. Следовательно, все разновидности патриотизма (в политической, экономической, социальной сферах и т.д.) направлены на улучшение жизненных условий населения, т.е. массовых его субъектов (носителей) и объектов патриотического отношения. Необоснованные изменения той или иной сферы Отечества, приводящие к ухудшению уровня жизни людей, являются антипатриотичными. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что, характеризуя разновидности патриотизма, это следует делать через призму интересов и потребностей людей. У нас же известно немало примеров «странной» любви к России, которая сочеталась с полным безразличием, презрением и даже ненавистью к народу. Недопустимо противопоставление великой России и бездарного, ленивого населения, так как непонятно, чьими же тогда усилиями достигалась духовная и материальная мощь страны. О людях с подобным «патриотическим» менталитетом писал И. Ильин: «Но бывает и так, что человек, в действительности не нашедший свою родину и не сумевший ее полюбить, все-таки всю жизнь ошибочно принимает и выдает себя за патриота. Это означает, что он прилепился своею любовью не к родине, а к какому-то “суррогату” ее...»[3, с. 220].

Приступая к анализу основных проявлений патриотизма, укажем на необходимость учета и достижения органического единства общегосударственного, этнического и регионального патриотизма. Учитывая сложность переживаемого Россией исторического периода, наше общество должно подойти к признанию в качестве приоритетного державного государственного патриотизма, который понимается как патриотизм, направленный на страну, ее людей, историю, землю и т.д. На значимость данного вида патриотизма указывал Г. Гегель: «В основе патриотизма лежит... сознание абсолютности государства» [7, с. 141]. Причем великий диалектик в патриотизме особо выделяет стремление к общим целям и интересам государства: «Оно образует субстанцию... любви к Отечеству - этого стремления к общим целям и интересам государства» [7, с. 35]. Вообще же речь идет о том виде патриотизма, который народник Степняк-Крав-чинский назвал общегосударственным патриотизмом. Он занимает особое место в судьбе нашего народа и страны. Это обусловлено тем, что русский человек всегда относился к государству как к институту власти, способствующему его выживанию и защите, что определялось особенностями отечественной истории.

Бескрайние просторы Руси нуждались в надежной государственной защите от внешней опасности.

В час беды для Отечества россиянин готов был выполнять роль колесика и винтика в защитном государственном механизме. Такую роль, 'например, выполняли дворяне и крепостные крестьяне в 1812 г., когда все социальные слои общества совместно поднимали дубину народной войны. Одна из причин этого заключается в том, что патриотизм есть явление наиболее древнее, а в период смертельной опасности для страны - и более прочное в сравнении с иными явлениями общественной жизни. Для нашего, как теперь принято говорить, менталитета характерно стремление к сильному государству, отвечающему чувству патриотизма: государству передовой науки, культуры и техники; государству, гарантирующему защиту многомиллионного народа и т.д.

Казалось бы, весь исторический опыт России свидетельствует о значимости державного (государственного) патриотизма. Однако некоторые наши современники придерживаются иной точки зрения. Апофеозом процесса депатриотизации общества явились выступления «критически мыслящих интеллектуалов» эпохи перестройки, в которых искажался смысл известного афоризма

С. Джонсона о том, что патриотизм - это последнее прибежище для негодяев. Попытки умалить значение державного патриотизма достаточно распространены на сегодняшний день. Главный аргумент сторонников такой позиции в том, что якобы патриотизм — это чувство любви к Родине, которое присуще всякому нормальному человеку, но при этом не выставляемое на показ. Однако любовь к Родине, пусть даже не выставляемая на показ, должна включать в себя и готовность постоять за интересы державы, в противном случае это будет уже искажение патриотизма. Противопоставляя свою любовь к Родине, присущую всякому нормальному человеку, и державный патриотизм некоторые авторы тем самым пытаются усомниться в нормальности человека, исповеды-вающего любовь к стране. Указывая на недопустимость отождествления Родины с государством, они при этом нигилистически относятся к государственной составляющей Отечества, что, разумеется, недопустимо для патриота, который является таковым не только на словах, но и на деле.

В лексиконе некоторых современных публицистов слово «патриотизм» заняло прочное место с определением «квасной». Да, квас является традиционным русским напитком. Если приведенные выше аргументы не убедительны для сторонников подобной точки зрения, то можно обратиться, как это у нас сейчас часто делают, к опыту цивилизованных стран. Широко известно отношение к воспитанию любви к своей стране в США, по существу подтверждающее то, что патриотизм - это не выдумка советских идеологов, а общечеловеческая ценность. Следует многое сделать, чтобы сформировать у россиян такое же уважительное отношение к государственному флагу и гимну, гордость за свою страну, которые присущи американцам. Не случайно в одном из обращений к нации президент США Б. Клинтон в качестве высших ценностей назвал Всевышнего, Родину, семью. Не только США, но и многие другие страны давно уже культиви-

руют патриотизм, верность государственным интересам. И. Ильин так определял формулу истинного патриотического 1ражданства: «Мое дело есть дело моей родины и моего государства; так что, с одной стороны, все вредное моей родине и моему государству не может стать моим делом; а с другой стороны, дело моего народа и моего государства мне настолько близко и важно, как если бы они касались меня самого и моей судьбы» [3, с. 265]. Для выхода нашей страны из всеобъемлющего кризиса необходимо выдвинуть и реализовать лозунг сохранения и укрепления российской государственности, выражающей интересы народа. Отмечая значимость державного (государственного) патриотизма, следует указать и на необходимость дальнейшей теоретической проработки данного понятия. Это объясняется тем, что в него может вкладываться различное содержание, либо же, наоборот, абстрактный смысл. То есть данная проблема нуждается в специальном исследовании. Мы же лишь выскажемся о том, что державный (государственный) патриотизм нами определяется как патриотизм по отношению к Родине, к государству. Подчеркивая важную роль государственного патриотизма, нельзя ее абсолютизировать. Патриотизм подлинный, не имеющий ничего общего с декларативным, проистекает из глубокого чувства сыновней любви к своему Отечеству, его историческому прошлому, традициям, культуре, к нашим корням и деяниям предков. Гордость поступками и вещами, имеющими непреходящее значение, а не показная приверженность элементам бьгта, обычаев, фольклора и т.д. Именно так следует рассматривать культурно-исторический патриотизм, тесно связанный с государственным. Он обращен ко всему лучшему в прошлом Отечества. Обусловленный его временными характеристиками культурно-исторический патриотизм имеет свои объекты в более чем тысячелетнем пути развития России. Остается лишь обратить внимание на следующие моменты. История нашего Отечества искажается и с точки зрения высказывавшихся сомнений относительно «полноценности» русской нации, ее вклада в достижение мировой цивилизации. Наиболее убедительно опровергает эти измышления вклад наших соотечественников в мировую культуру. Имеется огромное поле деятельности для людей, исповедующих культурно-исто-рический патриотизм. Невозможно назвать ни одной области культуры, которая не была бы представлена громким русским именем. Очень важно сегодня показывать наши духовные корни, заложенные в былинах, летописях, преданиях, иконописи. Следует приветствовать и возвращение имен деятелей культуры, которые замалчивались по идеологическим причинам. Нужно знать и историю быта нашего народа, детали этнографического порядка. Важно только, чтобы эта работа не сводилась к чрезмерному увлечению национальной самобытностью и не привела к консервированию любых традиций в истории культуры народа. Иначе такой специфический вид патриотизма может превратиться в его деформацию.

Следует подчеркнуть, что с помощью данного вида патриотизма наиболее полно раскрываются его консолидирующая и воспитательная функции. У нас единая история, которая должна объединять, а не разъединять людей по каким-либо мотивам. Подлинный патриотизм имеет

глубокие исторические корни, питается традициями и культурой прошлого. Начиная характеристику территориального аспекта патриотизма, нужно зафиксировать понятие территории в двух смыслах:

1) родного края, (физические свойства местности, географические и климатические особенности и т.д.);

2) территория как признак государства, в этом смысле понятие территории шире понимания ее в качестве родного края, так как здесь она выступает как средство социальной связи людей [8].

Патриотизм, обусловленный пространственными характеристиками, в соответствии с которым мы и определяем державный (государственный) патриотизм, имеет и иной уровень. Территория государств состоит из регионов, являющихся самостоятельными объектами патриотизма, и соответственно им адресован региональный (местный) патриотизм. Национально-территориальное устройство России свидетельствует о наличии многочисленных субъектов федерации (вот еще один пример взаимо-перехода по линии субъект - объект), которые взаимосвязаны друг с другом и субординированы в определенном порядке. Различают территории, руководимые органами государственной власти - республики, края, области, автономные округа и область, с другой стороны - органами местного самоуправления - районы, города, поселки и т.д. То есть существуют различные уровни конкретного патриотического отношения человека к своей Родине. В связи с этим считаем правомерным включение в научный аппарат термина «местный патриотизм». Патриотизм к стране может вырастать из любви к родным местам, и, наоборот, любовь к Отечеству находит свое воплощение в местном патриотизме.

Его сущность, а следовательно, отличие от различного рода псевдопатриотизмов местного уровня заключается в том, что, проявляя патриотизм по отношению к родной школе, деревне или области, мы тем самым проявляем патриотизм по отношению ко всей стране. Русский философ В. Соловьев отмечал: «Привязанность к местной Родине так же мало препятствует патриотизму, то есть преданности общему Отечеству, как в правильной семье любовь к матери не мешает и не соперничает с любовью к опгцу...» [9]. Иного, безадресного патриотизма быть не может, ибо он направлен на конкретные объекты. Боль-шое значение имеет осознание этого каждым человеком. То есть патриотическая деятельность, пусть даже скромная по своим масштабам, практически более значима и весома, чем иные заявления о своем патриотизме, не подкрепленные делами. При этом происходит диалектический процесс взаимоперехода терминов: «патриот большой Родины»! «патриот малой Родины», «патриот большой и малой Родины».

Таким образом следует подчеркнуть, любовь к малой Родине носит не только эмоциональный, но прежде всего практический характер, крайне необходимый для возрождения всей страны, от которого зависит благополучие России. Нацеливая людей на необходимость проявления местного (регионального) патриотизма, важно не допустить возможности его перехода в свою противоположность. Антиподами местного патриотизма являются местничество, региональ-

ный эгоизм, корпоративный патриотизм и др. Источником их проявления служит противопоставление местных, своих и общегосударственных интересов и нужд. Особенно остро такие процессы протекали в нашей стране в последнее десятилетие, когда нормой поведения стало перетягивание одеяла на себя. Не раскрывая экономических, политических, социальных и иных причин, отметим, что указанные негативные тенденции. далеко еще не преодолены. Достаточно привести примеры с привилегированным положением некоторых республик в вопросах перечисления средств в федеральный бюджет. Разумеется, местный (региональный) патриотизм не имеет ничего общего с местничеством как разновидностью деформированного национализма. Сложнее отличить подлинный патриотизм, органически включающий в себя любовь к малой Родине, от мнимого патриотизма, который такой любовью и ограничивается.

В свое время местнический патриотизм стал одной из главных причин развала единого союзного государства. В настоящее время он взят в качестве «научной» основы суверенизации регионов России. Некоторые руководители регионов стремятся установить личный контроль над финансами, производством, энергетическими и сырьевыми ресурсами. Об этом свидетельствуют попытки выпуска Э. Росселем уральских франков, а властями Санкт-Петербурга - собственных еврооблигаций.

Философской основой проповеди сепаратизма является извращение диалектики части и целого. Исторический же опыт свидетельствует о том, что процветающие регионы могут быть только в процветающей стране. Недопустимо вести речь о малой Родине в отрыве ее от большой Родины. Особенно неприемлем такой подход в понимании патриотизма для военнослужащих, призванных защищать единое Отечество.

В государственном и местном патриотизме следует подчеркнуть территориальный аспект. Почитание земли предков является одним из исторически древних феноменов патриотизма. Именно в этом смысле можно утверждать о зарождении предпосылок патриотизма еще до появления его объектов - обособленных отечеств. Многие исследователи отмечают, что у древних народов наиболее отчетливо понимание Родины связывалось с родовыми усыпальницами. Отвечая на вопрос, как человек должен относиться к своей земле, Н. Бердяев написал глубокие по смыслу философско-поэтические слова: «Образ родной земли не есть только образ матери, это также образ невесты и жены... и образ дитяти. Без любви к своей земле человек бессилен что-либо сотворить, бессилен овладеть землей» [10].

Чувство Родины у каждого человека начинается с памяти детства о своем доме, дворике, городе или селе. То есть любовь к родной земле зарождается у истинного патриота в раннем возрасте и сопровождает его всю жизнь. Территория, с которой связана история народа, и уголок родной земли, где вырос каждый из нас, тесно взаимосвязаны и являются одним из наиболее глубоких источников патриотических чувств. Правильно развитые чувства земли предков должны способствовать нашему восприятию всей территории страны в ее единстве. Дей-

ствительно, каждый из субъектов Российской Федерации имеет собственную территорию, но все они вместе образуют единую территорию страны. Важно понимать значение такого вопроса, как нераздельность Родины, ее целостность, исторические, законные права на каждую пядь.

Литература

1. Яковлев А Н. Искать идею не надо, она есть, она -в свободе // Труд 1997.4 апр.

2. См: Кучуков ММ. Исторические типы патриотизма: Автореф. дис.. . канд филос. наук. Ростов н/Д, 1984.

3. Ильин И А. Родина и мы Смоленск, 1995.

4. Нахушев В Ш Развитие советского патриотизма в процессе совершенствования национальных отно-

шений на современном этапе социалистического общества: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Черкесск, 1988. С. 10.

5. См: Макаров В В Патриотизм как философская проблема- Автореф. дис. ... д-ра филос наук М, 1990."

6. Рогачев ПМ, Свердлин МА Патриотизм, классы, революция. М , 1979 С. 64.

7. Гегель Г. Энциклопедия философских наук Т. 3 Философия духа. М, 1977.

8. См.: Трифонов ЮН Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России-Автореф. дис. ... канд философ, наук. Тамбов, 1996

9. Соловьев В С Русская идея // Соч: В 2 т. Т. 2. М., 1989. С. 224

10. Бердяев НА Судьба России. Репринтное воспроизведение издания 1918 г. М , 1990. С. 121.

Ставропольский государственный университет 10 декабря 2002 г.

2003 г. Р.Г. Тугое

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЕДИНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В последнее время в ходе научных дискуссий на Всероссийских конференциях все чаще обсуждается проблема формирования гражданского общества и единого политического и правового пространства в России. Лозунгами для политических движений и партий стали такие понятия, как «единая Россия - сильная Россия», «единая Россия — правовая Россия», «сильная Россия — здоровая Россия» и др. Почти все общественно-политические движения единодушны в том, что современная Россия должна быть сильной и самодостаточной.

Цель нашего исследования - доказать,' что единая Россия - это прежде всего политическая Россия. Сохранение и укрепление единого политического пространства в современной России есть необходимое условие для сохранения и укрепления «единства российского общества и российского государства» [1]. Только* социально-политическое^ единство современ-

1 „ >1 > ‘in i I Ht. iio/iji'xoDi «>. V i i <> i ' >'i I ной полиэтническои и поликонфессиональнои России

<>,t ‘ItUlf М iU ■ О O') 'Jl.JI и ?! hi V > Ml O'j И и ) ,

может стать условием «формирования гражданского

VOor <‘,d Iti’il I 1M.( 1 I. i.'hJI, I' HI П ( - < I < _ 1

общества и единого правового пространства в Рос-

JW .л-, И'Я! JJ WJ i О IT' I I 4JJ О

сии» [2], единого мировоззрения в россииских вузах и единого образовательного пространства.

I к 1I М О. Л1 Ч f ' /I ’ I н / I \ , f

Существование и сохранение единого политиче-

О I iZj-j к >. ,п /А Hit ^ ^>—irZ t j '< I I !

ского пространства в нынешней России связано с со-

1)1 J I 1 /<„ 1 1 I г 1 | с ir „ I I/ / I I I/

стоянием современного российского общества и го-

Ч I UIJ и , h Л /I U Л -il-J '.и1 I"' I I , < ‘ 1

сударства.

Г кПфЛ LIU f ^ Jj ) _ ! ЛО/! J Ь ,rlui 1

Прежде чем говорить об этих проблемах, необхо-

О’ьЛ „ ,1 i I tiu I JU I. к л I I * /“> III/

димо-дать определение понятию «единое политиче-

/UsU(J u I О / . > I £ t in •! < НО I у. < I >. I <1 / i

ское пространство», в современной России, так как

Jl.'llil .Г < I 'I и , ill 11 v Г / l/j, il I) „I 1 .

оно наряду с понятием «единое российское государ-

/»" 1ПI , -1 , I Jim j Му I II ' ' I 1 III! /

ство» находится в стадии становления у современных

К ’ill I II ) JJ h М Г! J It / I / I i I t <■

политологов и социологов Ц, 3]. Поэтому можно

только, используя достижения западной и отечественной политической мысли, попытаться дать «идеальное» определение этому понятию, что поможет в осмыслении политического состояния современного российского общества и государства [4, 5].

На наш взгляд, единое политическое пространство в обществе есть не что иное, как пространство государства, где граждане вступают с государством или между собой в политические отношения. Это определенное пространство, где «определенное население граждан признает и подчиняется определенной власти» [4] При этом «определенная власть» - это поддержанная населением правомочная (легитимная) политическая власть государства, а «определенное население» - это население граждан, осознающее свою зависимость от политической власти государства и свою политическую принадлежность‘одному го'-‘

II ! ’Г"1 I 1^ ‘ > О' > , 1 і 1 ’М - і ч } 1

сударству, т.е. свою гражданственность [4]. Таким

%.!, ЛІ V*’ I Ч 1 I 1 Мик I и , ? И 1 I/1 I |/ I ,, )'

образом, единое политическое пространство или еди-

> 'II І ЦІМ ' I ! II .1 ? I Г ,| I , ,і1 1 |1 1-М

ное пространство государства — это пространство, где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

~ \1> Ч »!> І • і 1 1 І; 'і Яі \ > ЧІП і і по

существует и сохраняется едигіое политическое со-

І'ПІ |1, |П < і І І І І м гі І 1 І І' І (І І <1 _і

стояние, условиями которого являются единая поли-

Г «1<1 I . О I .( I II., I

тическая власть и единое политическое население [4].

^1 ^ ’ ЛІ 1-І ^ Vі I 1у I I ' -I |/*А1 I II І ІІ/1 I

В основе единои политической власти лежит единая

^ І І І і І І її! 1(1 I И НІ НІ у|| ІІІ І/ І Л| и 1 (І ,і

политическая воля государства, в основе единого по-литического населения - политическое единение или

-> !л(/1 Л11/1 ні I І 11 ^ і-/ > І 11 л IЛ |М М І* і II |<1 /

политическая солидарность граждан в пределах одно-

"I І^І1 І \И J ^ і і 111^

го государства [21.

Это определение может помочь в решении про-

1 ^ > I 0 1) ІІІІ ‘ І і И І I у , 11 I Л і и І I Ь 0 ^ <11 {

блем политического пространства современной Рос-

I и 1 /II. І 1ЛІ П II I І І І І » І/ І І/ІІЛІЛ ІІ 1,1 НА

сии, связанных с ее полиэтническим и поликонфес-

|| л ^ і і її > і и і щи і і пін іл

сиональным составом населения [1]. Иногда полити-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.