Научная статья на тему 'Проблема соблюдения прав человека в условиях вооруженного конфликта на юго-востоке Украины'

Проблема соблюдения прав человека в условиях вооруженного конфликта на юго-востоке Украины Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1131
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ЮГО-ВОСТОК УКРАИНЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / "НОРМАНДСКИЙ ФОРМАТ" / МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ УКРАИНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дибров Егор Александрович

В статье рассматриваются проблемы соблюдения прав человека в условиях вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Проанализированы основополагающие документы международного права, направленные на регулирование базовых прав и свобод человека, такие как: нормы международного гуманитарного права, Устав ООН, женевские конвенции и дополнительные протоколы и др.На основе проведенного исследования автором выявлены и обоснованы следующие способы и технологии ведения диалога в решении конфликта: • усиление роли посредничества в переговорном процессе стран участниц «нормандского формата»; • альтернативное разрешение конфликтов решение конфликта невоенным путем, стимулирование Украины странами Запада для активизации реализации Минских соглашений; • подмена конфликта перемещение конфликта в другую плоскость, акцентирование внимания на необходимости нового вектора развития Украины, а именно: перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема соблюдения прав человека в условиях вооруженного конфликта на юго-востоке Украины»

128 Раздел VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА НА ЮГО-ВОСТОКЕ УКРАИНЫ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы соблюдения прав человека в условиях вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Проанализированы основополагающие документы международного права, направленные на регулирование базовых прав и свобод человека, такие как: нормы международного гуманитарного права, Устав ООН, женевские конвенции и дополнительные протоколы и др.

На основе проведенного исследования автором выявлены и обоснованы следующие способы и технологии ведения диалога в решении конфликта:

• усиление роли посредничества в переговорном процессе стран — участниц «нормандского формата»;

• альтернативное разрешение конфликтов — решение конфликта невоенным путем, стимулирование Украины странами Запада для активизации реализации Минских соглашений;

• подмена конфликта — перемещение конфликта в другую плоскость, акцентирование внимания на необходимости нового вектора развития Украины, а именно: перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства.

Ключевые слова: конфликт, юго-восток Украины, международное право, «нормандский формат», Минские соглашения, Женевская конвенция, федерализация Украины.

Автор

Дибров Егор Александрович

Магистр политологии Донецкого национального университета

К XXI веку, учитывая опыт мировых войн и вспыхивающих вооруженных конфликтов, были достигнуты существенные результаты в установлении и соблюдении прав человека. Сегодня достоянием человечества выступают базовые свободы и права, такие как: право на жизнь и свободу, свободу от притеснений и пыток, свободу передвижения, права на должный медицинский уход и многие другие. Существует целый свод законов и деклараций, которые непосредственно на международном уровне выступают гарантами прав человека. Основополагающими документами

в международном праве в области прав человека выступают Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 гг. [2]. Более того, международным сообществом были разработаны документы, касающиеся различных областей человеческих свобод. Стоит отметить, что для реализации экономических, социальных и культурных прав был принят и ратифицирован 164 государствами Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный пакт предусматривает права на труд, образование и достойное социальное

обеспечение. Международный пакт о гражданских и политических правах и два факультативных протокола к нему обеспечивают человека возможностью использовать избирательное право, свободу выражения мысли, и, кроме того, применять свободу передвижения и выбора страны проживания.

Безусловно, данной декларацией не ограничиваются права человека. В практике международного права о правах человека имеется ряд конвенций, например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и др. Более того, в 2006 г. был учрежден Совет по правам человека, который рассматривает обращения людей в связи с нарушениями их неотъемлемых прав, а также анализирует чрезвычайные правонарушения в области прав человека [3]. В системе ООН также функционирует Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, которое принимает индивидуальные жалобы [8].

Вооруженный конфликт является константой в международных отношениях и выступает неотделимой частью развития системы. Несмотря на то, что любое столкновение приводит к многочисленным жертвам, на текущий момент зафиксировано более сорока действующих вооруженных противостояний. В ходе таких конфликтов чаще и больше всего страдает именно мирное население, которое проживает на территории конфликта. Регулятором сохранения прав человека в ходе вооруженных конфликтов выступает международное гуманитарное право, которое значится частью норм ius in bello, что отличает вооруженный конфликт от преступления, к которому применяется обычное уголовное право [5]. Именно международное гуманитарное право сдерживает использование на-

сильственных методов против людей, которые не принимают участия в военных сражениях. Стоит отметить, что международное гуманитарное право, в свою очередь, дополняет международное право относительно прав и свобод человека, а единственным отличием служит деление на комбатантов и гражданское население. Ключевыми документами для международного гуманитарного права выступают женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и дополнительные протоколы к ним.

Согласно как международному, так и гуманитарному праву, каждое суверенное государство обязано соблюдать и выполнять права граждан, оказавшихся втянутыми в конфликт. В международном гуманитарном праве различают две формы вооруженных конфликтов: международный вооруженный и немеждународный (внутренний) вооруженный. Таким образом, при внутреннем конфликте государства зачастую нарушают права собственных граждан. Однако это не освобождает их от ответственности за судьбу своего населения и от исполнения международных обязательств. После государственного переворота на Украине в 2014 г. новое правительство первым делом отменило закон о языках, закон «Об основах государственной языковой политики» (2012), который распространялся на отдельно взятые регионы Украины. В ответ на данные действия, в частности, в городах Донецкой и Луганской областей прошли мирные митинги, на которых звучали лозунги о возвращении данного закона в силу. Однако в апреле 2014 г. новое правительство Украины на территории Донбасса начало осуществлять антитеррористическую операцию (АТО). Для такого типа операций привлекаются подготовленные отряды, такие как СБУ и сформированные националистические контингенты.

В действительности, в рамках так называемой АТО были применены

авиация и тяжелое вооружение в отношении граждан Украины. В ходе подобных атак на мирное население украинской стороной заблаговременно не было предпринято никаких действий по уменьшению жертв среди мирного населения, в частности: предварительное предупреждение об обстрелах, создание гуманитарных коридоров и санитарных зон. В свою очередь, Украина является государством, ратифицировавшим женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним, в ходе которых она должна соблюдать нормы международного гуманитарного права. Из вышеизложенного можно понять, что с целью отхождения от норм международного права, формулировка «вооруженный конфликт», изначально была целенаправленно изменена на «антитеррористическую операцию».

Вооруженный конфликт — целенаправленные действия, предназначенные реализовать смертельное насилие максимально возможного масштаба. В ответ на действия официального Киева по отношению к отдельным регионам Донецкой и Луганской областей были сформированы отряды ополчения для противостояния вооруженным атакам по отношению к мирному населению. Вследствие референдума в данных отдельно взятых районах были сформированы Донецкая и Луганская народные республики. В ходе нарастающей агрессии со стороны Украины по отношению к собственному населению с целью прекращения кровопролития Россией были предложены шаги по урегулированию военно-политического конфликта в Украине. Несмотря на то, что была сформирована контактная группа — «нормандская четверка» — для примирения обеих сторон (Украины и ЛДНР) и подписан комплекс мер по выполнению Минских соглашений, в действительности они не применялись. Соответственно, к данному конфликту будет целесообразным применение как Женевской конвенции о защите граж-

данского населения во время войны, так и Дополнительного протокола к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Таким образом, согласно II протоколу, официальный Киев нарушает большую часть прописанных статей.

Говоря более подробно, стоит отметить, что в части II Дополнительного протокола отмечено, что индивиды, не участвующие в конфликте, не могут быть ограничены в своих правах, более того, государство обязано предоставить им защиту и безопасность. Запрещено брать заложников, посягать на человеческие достоинства [4]. Однако в реальности зафиксированы случаи взятия в плен гражданского населения. В докладе ООН о ситуации в Украине на 2017 г. отмечаются акты регулярного применения пыток и бесчеловечного обращения с целью получения признаний в причастности к конфликту. По словам освобожденных из украинского плена против них применялись изнуряющие виды пыток: перекрывание кислорода, использование электрического тока. На данный момент органы безопасности Украины так и остаются безнаказанными, несмотря на очевидное нарушение прав гражданских лиц.

Кроме того, этой же частью Дополнительного протокола запрещается мародерство и грабеж оставленного имущества. Тем не менее УВКПЧ регистрировало случаи ограбления частных имуществ Вооруженными силами Украины. Таким образом, многие жители, имевшие возможность покинуть зону боевых действий, оставались там, дабы сохранить нажитую собственность, подвергая опасности свое право на жизнь.

Очевидным является и тот факт, что статья четыре, пункт три II Дополнительного протокола не были реализованы. Данный пункт касается безопасности детей. Государство обязано перемещать детей в безопасные места в период боевых действий, но

в действительности число погибших детей достигло отметки в 110 человек [7. — С 93].

Стоит отметить, что украинские власти в конце 2016 г. приняли решение ввести окончательную экономическую блокаду против ЛНР и ДНР. Причем такого рода блокада касалась не только производственных товаров, но и закрытия доступа к промышленно-энер-гетическим предприятиям, которые функционировали и поставляли промтовары непосредственно в Украину. Оставить граждан своей страны без возможности приобретения продуктов питания является нарушением не только прав человека, но и выглядит низко в глазах мировой общественности. Лишь благодаря поставкам гуманитарной помощи из РФ удалось избежать увеличения смертности среди населения. Более того, данный инцидент доказывает тот факт, что украинская власть потеряла контроль над собственными вооруженными отрядами, которые блокируют движение и по сей день.

Отдельно стоит вопрос об объектах, несущих угрозу жизни населения, к таким следует причислить склады хлора на Донецкой фильтровальной станции, а также очистные возведения в Ясиноватой. К счастью, специалистам удалось предотвратить утечку хлора, ситуация до сих пор остается напряженной, так как армия Украины не покидает территорию объектов, на которой размещено около 350 метрических тонн хлора. Провоцируя обстрелы,Украина подвергает опасности не только собственное население, но и граждан соседствующих стран, а также угрожает безопасности окружающей среды.

Если отойти от анализа Дополнительного протокола к Женевской конвенции от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II), то можно насчитать и правонарушения в области незыблемых прав человека. Первенствующим правом среди всех

существующих прав является право на жизнь. Никто не может лишать жизни другого человека, особенно страна, которая гарантировала такое право Конституцией. В 27 статье Конституции Украины прописано: «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Обязанность государства — защищать жизнь человека» [6. — С 74]. По данным ООН, за 2017 г. на юго-востоке Украины в ходе непрекращающегося вооруженного конфликта погибло 10 090 человек, по меньшей мере, 23 966 человек получили ранения [1. — P. 295].

Немаловажным является и нарушение социальных прав. Действующая власть Украины игнорирует свои обязанности касательно любых социальных выплат. Более того, ограничена и свобода передвижения, так как официальное транспортное сообщение с Донбассом прекратилось в 2015 г.

Исходя из вышеуказанных положений и фактов, можно сказать определенно — действующая власть Украины целенаправленно игнорирует выполнение международных договоров и обязательств, взятых ею при подписании и ратификации документов, затрагивающих конституционные и международные права человека — права собственного населения.

Украинская власть собственными действиями демонстрирует, что ее позиция в вопросе Донбасса, решение которой видят только в силовой зачистке, не изменена, тем самым подтверждая нежелание действовать в рамках правового поля. Продолжая процесс политико-экономической эскалации, усиления позиций ВСУ в данном регионе, официальный Киев демонстрирует нагнетание военно-политического конфликта, а значит, продолжает пренебрегать правами и свободами своих граждан на юго-востоке Украины.

Таким образом, полагаясь на опыт международной практики деэскала-

ции военно-политических конфликтов на примере Донбасса, можно понять, что до тех пор, пока существующая власть в Киеве будет иметь политико-экономическую поддержку со стороны стран Запада — военно-политический конфликт в Донбассе не прекратится. Тем самым продолжатся нарушения прав граждан в данном регионе. Поэтому, чтобы приблизиться к решению данного конфликта, необходимо реализовать следующие способы и технологии достижения диалога в решении военно-политического конфликта, а именно: усиление роли посредничества в переговорном процессе, в многостороннем формате рассматривать альтернативные пути разрешения конфликта, произвести переориентацию конфликта в другую плоскость. При помощи данных шагов, под предлогом несоблюдения многих норм международного права от лица стран — участниц «нормандского фор-

мата» (России, Германии и Франции) необходимо оказать политико-экономическое давление на государственную власть Украины. Это подтолкнет Украину к соблюдению норм и ключевых документов международного права, в частности, норм международного гуманитарного права, а именно Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ней, Устава ООН и собственной Конституции. Таким образом, данные действия дадут новый толчок в активизации Минских соглашений, а также позволят актуализировать вопрос формирования нового вектора развития Украины, а именно — перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства, что станет решающим фактором в прекращении военно-политического конфликта на Донбассе, а также позволит учесть все особенности многонационального и многоконфессионального народа Украины.

Литература

1. Amnesty International Ltd Peter Benenson House, 1 Easton Street, London WC1X 0DW United Kingdom. — 2016. — P. 295. — Mode excess: https://www.hrw.org/europe/central-asia/ukraine.

2. Всеобщая декларация прав человека (Париж, 10.12. 1948) // Организация Объединенных Наций. — Резолюция № 217 А (III). — Париж, 1948.

3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 окт. 1970 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/declarations/intlaw_ principles.shtml.

4. Дополнительный протокол к женевским конвенциям от 12 авг. 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г. // Организация Объединенных Наций и международное гуманитарное право. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/resources/ documents/misc/6lkb3l.htm.

5. Женевская конвенция № 4 «О защите гражданского населения во время войны» (Женева, 12 августа 1949 года) // Организация Объединенных Наций и международное гуманитарное право. — Женева, 1949.

6. Конституция Украины (принята всенародным голосованием 28.06.1996) // Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР Украины). — 1996. — № 130. — 141 с.

7. Международно-правовая защита прав человека в вооруженных конфликтах // Управление Верховного комиссара ООН. — Нью-Йорк; Женева, 2011. — 139 с.

8. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.