Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / SHADOW ECONOMY / SMALL BUSINESS / INDIVIDUAL ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нафикова Г.Р.

Проблема снижения масштабов теневой экономики относится к числу первоочередных задач, и ее решение требует комплексных и эффективных мер. В статье рассмотрены подходы к определению сущности теневой экономики, рассмотрены масштабы и причины существования теневой экономики в малом предпринимательстве, даны рекомендации по снижению масштабов теневой экономики в малом бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DECREASE IN SCALES OF SHADOW ECONOMY IN SMALL BUSINESS AND A WAY OF HER DECISION

The problem of lowering of scales of shadow economy is among priorities, and its decision requires complex and effective measures. In article approaches to determination of an entity of shadow economy are considered, scales and the reasons of existence of shadow economy in small business are considered, recommendations about lowering of scales of shadow economy in small business are made.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ»

непрерывным приводом, орбитальную, радиальную и сварку с перемешиванием.

При инерционной сварке трением движение свариваемой детали обеспечивает маховик, который разгоняется специальным двигателем.

При орбитальной сварке трением соединение осуществляют движением прижатых заготовок по круговой орбите. В данном случае отсутствует вращение заготовок вокруг собственных осей.

Радиальная сварка основывается на трении наружного или внутреннего кольца о скошенные концы труб.

Сварка трением с перемешиванием применяется для сварки заготовок из тонколистовых материалов. К концам заготовок подводят ролик, вращающийся со скоростью 200...3000 об. в мин. Скорость перемещения ролика относительно свариваемых за готов о к составляет 4,5 ,. .6,0 м /мин при удельном давлении на ролик 0,2. ..0,5 МПа.

Использованные источники: 1. Колганов, Л.А. Сварочное производство / Л.А. Колганов. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2002. - 254 с

УДК 330.1

Нафикова Г.Р. студент магистратуры 2 курса научный руководитель: Шарафуллина Р.Р., к.э.н.

доцент БашГУ Россия, г. Уфа

ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Проблема снижения масштабов теневой экономики относится к числу первоочередных задач, и ее решение требует комплексных и эффективных мер. В статье рассмотрены подходы к определению сущности теневой экономики, рассмотрены масштабы и причины существования теневой экономики в малом предпринимательстве, даны рекомендации по снижению масштабов теневой экономики в малом бизнесе.

Ключевые слова: теневая экономика, малый бизнес, индивидуальные предприниматели.

Nafikova G.R., the student of magistracy of Higher Education «Bashkir state university» Research supervisor: Sharafullina R.R. candidat of economy, associate professor of BashSU (Ufa) PROBLEM OF DECREASE IN SCALES OF SHADOW ECONOMY IN SMALL BUSINESS AND A WAY OF HER DECISION

The problem of lowering of scales of shadow economy is among priorities, and its decision requires complex and effective measures. In article approaches to

determination of an entity of shadow economy are considered, scales and the reasons of existence of shadow economy in small business are considered, recommendations about lowering of scales of shadow economy in small business are made.

Key words: shadow economy, small business, individual entrepreneurs.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях перехода к рыночной экономике растет роль и значимость малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса положительно влияет на экономический рост, научно-технический прогресс, насыщает рынок необходимыми товарами и услугами, способствует занятости населения, т. е. решает ряд актуальных экономических и социальных вопросов, поэтому необходимо, чтобы государство всячески поддерживало и стимулировало малый бизнес.

Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, по своему уровню жизни и социальному положению принадлежащих к большинству населения и представляющих собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно; в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.

На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий [10, С. 37] .

В условиях кризиса экономики, а также наращивания санкций России странами Евросоюза и США, в нашей стране появился всем заметный дефицит бюджета. Связано это с падением ВВП в российской экономике и со снижением налогов, поступающих в государственную казну. Казалось бы, государство не вмешивается в частные дела предпринимателей, но на деле оказывается это далеко не так. Федеральная налоговая служба пытается закрыть образовавшиеся пустоты в бюджете за счет денежных средств предпринимателей. Выражается это в том, что усиливается контроль со стороны ФНС за отчетностью предпринимателей; оказывается давление на банки в попытке установить тотальный контроль за транзакциями, чтобы якобы не допустить утечку белых денег в тень. Кроме того, есть еще и незаконные способы: в последнее время появилась тенденция изъятия Федеральной налоговой службой средств с расчетных счетов предпринимателей в счет якобы неуплаченных налоговых платежей [3]. Объяснить это Федеральная налоговая служба, не стесняясь, может тем, что произошла ошибка, но вернуть эти средства предпринимателям не удается, поскольку изъятые таким способом деньги могут зачесть в счет следующего отчетного налогового периода. Предприниматели не могут эти средства

вложить в данный момент в свой бизнес, например, на приобретение сезонного товара, тем самым они теряют выгоду, а сотрудники налоговой службы в это время получают премию за незаконно выполненный план, тем самым нанося ущерб государственной казне. Так о какой же демократической ответственности перед государством может идти речь, если сами чиновники с легкостью отступают от данной нормы этики?

Эти легальные и нелегальные меры со стороны сотрудников Федеральной налоговой службы очень негативно влияют на предпринимателей и приводят к еще большему уменьшению ВВП. Главная цель любой предпринимательской деятельности - это извлечение прибыли, или по-простому, зарабатывание денег. А чиновники - не предприниматели и мыслят совсем другими понятиями, но так в России исторически сложилось, что законы и правила для бизнеса устанавливают они. Малый бизнес уходит в тень. На практике это означает сокрытие доходов, уход от уплаты налогов и не регистрация деятельности как таковой. И происходит из-за желания предпринимателей в первую очередь зарабатывать деньги для себя, а уже потом для государства.

Одним из главных преимуществ малого предпринимательства в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей.

Выделим особенности малого бизнеса: во-первых, он не связан с обширной производственной программой, которая была бы разработана на перспективу; во-вторых, не обременен многочисленным персоналом, соответственно не требует сложных навыков управления; в -третьих, не отягощен финансовыми обязательствами перед акционерами, которые ожидали бы дивидендов от вложенного в бизнес капитала; в-четвертых, ему проще перестроить свою рыночную стратегию под найденную им новую «нишу», и манипулировать ценами на свою продукцию; в-пятых, ему вряд ли угрожает проблема организованного противодействия наемных работников, которые отстаивали бы с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы; в-шестых, ему присуща способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств, а также активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Преимуществами малого производства является его экономичность; по сравнению с крупными предприятиями, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Малые предприятия не держат крупных запасов, обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.

Кроме того, большим преимуществом для экономики страны в целом является то, что на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют научно техническое развитие (НТР), выполняют другие важные для хозяйства функции.

Рассмотрим и проведем анализ общей динамики развития малого предпринимательства (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика показателей развития малых предприятий в России за период с 2011 по 2016 гг.

Годы Число малых предприятий (на конец года), тыс. Средняя численность работников), тыс. человек Оборот малых предприятий, млрд. руб.

всего в том числе микропредприятий всего в том числе на микропредприятиях всего в том числе микропредприятий

2011 1836,4 1593,7 11480,4 4354,5 22610,2 7028,3

2012 2003,0 1759.9 11683,9 4699,6 23463,7 8347,4

2013 2063,1 1828,6 11695,7 4769,5 24781,6 9101,3

2014 2103,8 1868,2 11744,2 4912,2 26392,2 9699,3

2016 2770,5 2597,6 11040,1 5651,1 38877,0 20138,8

Источник: составлено автором по [11]

В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие: 1836,4 тысяч в 2011 году до 2103,8 тысяч предприятий в 2014 году, заметное повышение роста было за 2015 и 2016 гг. - на 666,7 тыс. предприятий за два года, или на 31,7% от количества малых предприятий

2014 года. Заметим, что количество микропредприятий увеличивается, а количество собственно малых предприятий уменьшается - с 242,7 тысяч предприятий в 2011 году, до 172,9 тысяч предприятий в 2016 году, а это на 28,8% ниже показателя 2011 года.

Оборот малых предприятий увеличился с 22610,2 млрд. руб. в 2011 г. до 26392,2 млрд. руб. в 2014 г., рекордного роста достиг за 2015 и 2016 годы, составив 38877,0 млрд. руб. Связано это, скорее всего с инфляцией

2015 года.

Также наблюдается незначительный рост численности занятых на малых предприятиях — с 11480,4 тыс. в 2011 до 11744,2 тыс. человек в 2014 г., однако в 2015-2016 гг. идет сокращение численности занятых на малых предприятиях - до 11040,1 тыс. чел.

В последние годы число индивидуальных предпринимателей уменьшилось: с 8 314 тысяч в 2008 году до 5 645,7 тысяч человек в 2014 году. За два года - с 2015 по 2016 гг. - рост предпринимателей был

незначительным - всего 36,7 тыс. человек, ил 0,6 % от числа занятых в ИПД в 2014 году (таблица 2).

Таблица 2 - Число занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в РФ, тыс. чел._

2008 2009 2011 2012 2013 2014 2016

8 314,0 6 526,0 5 453,1 5647,1 5 429,5 5 645,7 5 682,4

Источник: составлено автором по [4]

«Мелкие игроки» на рынке не выдерживают конкуренции с крупными компаниями, они лишаются своих рабочих мест. Однако они не идут в крупный бизнес, а, вкусив предпринимательской свободы, уходят в теневую экономику.

В сфере малого предпринимательства получили значительное развитие теневые экономические отношения. Теневая экономика - это хозяйственная деятельность юридических и физических лиц, развивающаяся вне государственного учета и контроля, а потому и не отражающаяся в официальной статистике [5, с. 14] . Объем теневой экономики в России составляет 33,6 трлн рублей, или 39% от размера ВВП страны. По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире [8].

То, как часть экономики уходит в тень, наблюдается в любой стране. Какова эта часть в процентном соотношении, зависит это от таких факторов, как законы, система налогообложения, высокие налоговые ставки, система отчислений в фонды социального обеспечения, высокие ставки по кредитам, высокая арендная стоимость помещений, и в целом восприятие населения.

В Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) выделили три главных фактора, определяющих масштабы теневой экономики в России: контроль за коррупцией, «демократическая ответственность» и рост ВВП. Эксперты АССА определяют теневую экономику как экономическую деятельность и полученный от нее доход, которые находятся за пределами системы государственного регулирования, налогообложения или надзора [8] .

Рассмотрим причины ухода предпринимательства в тень экономики.

1. К первой причине можно отнести незаконные виды предпринимательства, которые не представляется возможным зарегистрировать официально. В СССР предпринимательство было запрещено вообще, и все люди должны были трудиться на государство. Однако, не все желали это делать, появились цеховики, которые в обход системы организовывали, например, пошив одежды. Работники фабрик оставались работать в третью смену, даже не подозревая, на кого трудятся и куда потом пойдет сшитая ими одежда. После перестройки появилась возможность не прятаться, а вести свой бизнес официально и цеховики исчезли, как класс. В настоящее время такими незаконными предпринимателями являются наркоторговцы, сутенеры и другие представители криминального мира.

2. Экономию на платежах и налогах можно назвать второй причиной

ухода предпринимателей в теневую экономику. Некоторые индивидуальные предприниматели не желают регистрировать собственный бизнес по причине нежелания оплачивать подоходный налог, а также делать отчисления в фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и в фонд социального страхования.

3. Третья причина - нежелание официально трудоустраивать работников. Предприниматель по некоторым причинам не желает составлять договор с работниками, которые трудятся на его предприятии. Причин здесь может быть несколько: 1) если работник является иностранцем, то возникают трудности оформления работников. Для того, чтобы появилась возможность официально оформить гражданина СНГ, ему необходимо представить патент. Не все такие граждане имеют патент. 2) кроме того, если работник не трудоустроен официально, его гораздо проще уволить, поскольку он не защищен законом; 3) у некоторых предпринимателей очень маленький бюджет на зарплату. Выплачивая, кроме зарплаты работнику, еще и пенсионные и налоговые отчисления за работника, предприниматель может лишиться своей прибыли. Если же у самого работника из зарплаты удерживать эти отчисления в государственную казну, то за вычетом отчислений и налогов, зарплата работника станет не конкурентоспособной. Именно по этим причинам работников могут не оформлять официально.

Согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, доля россиян, которые за последний год хотя бы иногда работали неофициально или за зарплату в конверте, составляет около 44,8% от общего числа занятых в 2017 году. Доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах, увеличилась в 2017 году с 28,8% до 31,4% [7].

Динамика показателей числа наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности дает нам неутешительные выводы (таблица 3).

Таблица 3 - Число наемных работников, занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в РФ, тыс.чел._

2008 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2016 г.

5 306,5 2 914,9 2 245,9 2 213,9 2 096,5 2 435,7 2 469,3

Источник: составлено автором по [4]

Рассмотрим отрицательные моменты теневой экономики, причем достаточно много минусов, как для государства, так и для самих предпринимателей и работников, которые решили трудиться без оформления. Минусы для государства: 1) от незарегистрированного бизнеса государство не получает налоговые отчисления; 2) незаконный бизнес может наносить ущерб психическому и физическому здоровью граждан, сокращать срок жизни людей, повышает криминальную обстановку в стране. Сам по себе он является преступлением, при этом порождает новые преступления; 3) повышаются затраты на социальное обеспечение граждан,

задействованных в таком бизнесе. Официально они считаются безработными, соответственно, отчислений фонды социального обеспечения от таких граждан не получают. Но вот социальное обеспечение они получать могут; 4) нелегальное трудоустройство граждан СНГ приводит к оттоку денег из страны, дополнительной нагрузке на фонд обязательного медицинского страхования, повышению криминальной обстановки в стране.

Минусы для предпринимателей: 1) бизнес для предпринимателя не является объектом права, его нельзя продать или передать по наследству; с юридической точки зрения его не существует; 2) бизнес, который не зарегистрирован официально, нарушает законодательство России. В частности, нарушается ст. 198 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица» [1]. В этом случае имеется ввиду, что не было зарегистрировано такой формы хозяйственного правления, как ИП; 3) невозможность получения субсидий от государства для незарегистрированных предпринимателей.

Минусы для работников, соглашающихся на работу без оформления: 1) отсутствие социальных гарантий; 2) отсутствие больничных и отпусков.

Следовательно, уход в тень имеет гораздо больше минусов, чем плюсов. Следует понимать, что соглашаясь на ведение теневого бизнеса, соглашаясь на работу без должного на то оформления, люди не могут рассчитывать на юридическую помощь государства.

Проблемы теневой экономики в России всегда были и будут. Пока отчисления на социальное обеспечение будут достаточно высоки, а отдача минимальной, часть предпринимателей не будет регистрировать свой бизнес, а часть работников будет соглашаться на то, чтобы работать неофициально.

Уход легитимного бизнеса в тень рассматривается как вынужденная реакция бизнеса на жесткие условия экономики. Жесткость проявляется в таких высоких ставках налогов и кредитов, следование которым сопровождается изъятием практически всего дохода, что приводит бизнес к неминуемому банкротству. Чтобы избежать гибели, бизнес вынужден уходить в тень, которая позволяет получить добавочный, теневой доход для компенсации потерь от завышенных изъятий.

Для снижения масштабов теневой деятельности в сфере малого предпринимательства, необходим комплекс мер на общегосударственном уровне. В числе важнейших задач можно назвать:

1) борьбу с криминальной деятельностью и коррупцией;

2) совершенствование правовой базы: создать стабильную налоговую систему, базирующуюся на твердой ставке налогообложения; установить ставки налогов и внебюджетных отчислений на социальные и общественные нужды в пределах, обеспечивающих ощутимое преимущество легального предпринимательства перед возможностями и рисками теневой экономики; сделать систему финансовой и налоговой отчетности предельно четкой, логически обоснованной и в достаточной мере соответствующей

международным стандартам;

3) улучшение работы правоохранительных органов, а также всех ступеней властных и исполнительных органов, не допускать с их стороны поборов, взяток у торгующих частников в виде «оплаты за место», а создать необходимые условия для «выведения из подполья» всех видов общественно полезной хозяйственной деятельности;

4) создание условий для добросовестной конкуренции; создание условий для взаимопомощи крупным и малым предприятиям, например, закупка товаров малыми предприятиями у крупных предприятий по оптовым ценам, заниженный процент уплаты налогов на добавленную стоимость крупными предприятиями;

5) развитие рыночной инфраструктуры и обеспечение равных возможностей доступа к ресурсам для всех субъектов предпринимательства;

6) внедрить новейшие информационные системы, методы планирования и прогнозирования [6, С. 211-216];

7) обеспечить безусловное исполнение требований законодательства правоохранительными органами и независимость судебных органов в решении спорных имущественных вопросов, возникающих между субъектами экономической деятельности с различной формой собственности.

Таким образом, в упрощенном виде правовая система регулирования легальной экономической деятельности должна быть более привлекательна и менее рискованна, чем теневая предпринимательская деятельность. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Использованные источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 -ФЗ (ред.от 29.07.2017) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954, «Российская газета», № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=

doc&base=LAW&n=220982&fld= 134&dst=1000000001.0&rnd=0.71854799613 35659#0 (Дата обращения: 24.11.2017г.)

2. Буров В. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства. - LAP LAMBERT Academic Publishing. - 290 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://scipro.ru/wp-content/uploads/2016/08/monograph_Germany_Burov.pdf (Дата обращения: 24.11.2017г.)

3. Евстигнеева А., Алексеевских А. Предприниматели жалуются на необоснованное списание налогов со счетов. Новости 23 августа 2016 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iz.ru/news/628337 (Дата

обращения: 19.11.2017г.)

4. Институциональные преобразования в экономике / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.perepis2006.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/ent erprise/reform/# (Дата обращения: 24.11.2017г)

5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: учебное пособие для вузов/ Под ред. В.Я. Кикотя; Г.М. Казиахмедова. - М.: Норма, 2006. - С 14

6. Лялина А.Т. Теневая экономика в России: масштабы и последствия/ А.Т. Лялина// Теоретико-методологические подходы к формированию системы устойчивого развития предприятий, комплексов, регионов. - 2016. - С. 211216

7. Кравченко Е. «Свет для гаражной экономики»: как вывести бизнес из тени [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.forbes.ru/biznes/353153-svet-dlya-garazhnoy-ekonomiki-kak-vyvesti-biznes-iz-teni (Дата обращения: 24.11.2017г)

8. Объем теневой экономики РФ составил 39% от ВВП // NEWSru.com // Новости экономики // Пятница, 30 июня 2017 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http ://classic. newsru.com/finance/30jun2 017/shadoweconomy. html (Дата обращения: 18.11.2017г.)

9. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2016 - 725 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/free doc/doc 2016/year/year16.pdf

10. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия, 2008, №1. - С.37

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения: 24.11.2017г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.