ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES)
УДК 128
Баширов Т.А.
кандидат философских наук, доцент кафедры всеобщей истории и философских дисциплин Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет (Россия, г. Стерлитамак)
Федорова Ю.А.
студент 2 курса кафедры химии и химической технологии Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет (Россия, г. Стерлитамак)
Даутова И.И.
студент 2 курса кафедры химии и химической технологии Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет (Россия, г. Стерлитамак)
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация: в данной статье рассматривается феномен проблемы смысла жизни в русской философии. Анализируются философско-мировоззренческие взгляды К.Д. Кавелина, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С. Л. Франка. Делается вывод о сохранении актуальности указанной темы в современной философии.
Ключевые слова: человек, русская философия, смысл жизни, Бог, идеал, личность, нравственность.
Человек издавна стал задумываться о смысле его жизни в мире. Главным вопросом, который человек задаёт сам себе, является следующий: «Зачем жить?». Все люди рано или поздно задумываются зачем они здесь и какова цель их жизни. Действительно ли они живут для чего-то фундаментально важного или же их жизнь не имеет значения для окружающих их людей.
Данная тема - это одна из важнейших проблем философии, и многие философы пытались по-своему ответить на этот вопрос, дать объяснения его с собственной точки зрения. И стоит отметить, что до настоящего времени единого ответа на него не существует.
Вопрос о смысле жизни не является специфическим и уникальным именно для русской философии, но, следует отметить, что именно у русских философов данная проблема приобрела особый узнаваемый стиль. Как известно, вечные мировоззренческие проблемы всегда сохраняют свою актуальность для общества и каждого человека.
Постичь проблему смысла жизни в той или иной степени пытался каждый философ. Рассмотрим основные положения русских философов, а именно В.С. Соловьева, К.Д. Кавелина, Н.А. Бердяева и С.Л. Франка.
Как заметил А.В. Маслихин, свои наиболее общие идеи о смысле жизни В.С. Соловьёв излагает в Предисловии к первому изданию работы «Оправдание добра» (1897 г.). Здесь им ставятся ряд вопросов:
1. Имеет ли наша жизнь какой-либо смысл?
2. Если он есть, то имеет ли он нравственный характер?
3. Если смысл жизни имеет нравственный характер, то в чём он заключается? [3,
с. 80].
Свои доказательства того, что смысл жизни есть, Соловьёв строит на том, что опровергает взгляды тех, кто говорит о бессмысленности жизни. Среди них философ выделяет людей серьезных, завершающих своё отрицание делом - самоубийством, и несерьезных, которые им названы теоретическими пессимистами, отрицающими смысл жизни только имея за собой рассуждения и мнимо-философские системы.
Решение второго вопроса базируется на том, что жизнь сама по себе, как она есть, предусматривает некий смысл, который позволяет большинству человечества просто жить.
Рассматривая третий вопрос, философ говорит о том, что смысл жизни - это благо жизни, и в данном случае через степень соответствия реальной жизни отдельной личности либо целого народа идеалу благой жизни можно определить то, насколько жизнь конкретной личности или народа не является бессмысленной.
Иные представления о смысле жизни можно встретить у К. Д. Кавелина.
Неизбежный процесс противоречия индивидуальных интересов личности и внешних социальных условий, которые являются по отношению к ней объективными, К. Д. Кавелин рассматривает в качестве источника личностного и общественного развития. Человек является частью целого, таким образом, его жизнедеятельность согласована с обществом. Данное согласование осуществляется через общественный идеал в виде представления о «правильной» общественной организации [1, с. 7].
Таким образом, следует отметить, что в рефлексии К. Д. Кавелина, наиболее значимая в иерархии культурных ценностей - это личность в качестве выразителя и одновременно двигателя исторического процесса, состоящее из психологического, нравственно-антропологического и социального начала. Человеку как носителю и творцу культуры, как субъекту и одновременно объекту власти в данной системе отводится культуросозидательная роль.
Философия свободы - это философия богочеловечества, это философия о человеке и Боге, - в этом заключается основная идея Бердяева. В ней осуществляется трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни.
Идея богочеловечества характеризует русскую философскую мысль и восходит к христианскому учению об единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Человек, по Бердяеву, по своей природе является существом общественным, а история - способом его жизни [4, с. 295].
Следует отметить, что когда в нашей стране в 90-х годах стали появляться одно
за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой
отечественный философ, то россияне открывали для себя новый, во многом неведомый
8
мир, они начинали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу российского социализма, миссию своего государства. Книги Бердяева для его соотечественников - это кладезь мудрости.
Таким образом, смысл жизни у философа выступает в качестве высшей истинной ценности, которая должна быть увидена («постигнута» посредством мистической интуиции), легко принята людьми и осуществлена в их деятельности.
Одной из ключевых тем русской философии всегда был вопрос о смысле жизни и о том, где, в каких областях жизни человека его искать. Одной из наиболее оригинальных и законченных попыток подобраться к тайне смысла жизни стала концепция замечательного отечественного мыслителя Серебряного века русской культуры Семена Людвиговича Франка.
Вкратце кредо мыслителя можно обозначить так: «если мы родились в этом мире - значит, это кому-то надо!»
Вопрос о смысле жизни философ сводит к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?». Франк сам отвечает на него следующим образом: человеку необходимо совершенствоваться в соответствии со своим нравственным идеалом. «Дело», которое в этом случае должно спасти мир заключается во внутренней воспитательной работе над самим собой и другими [2, с. 103].
Итак, поиск смысла жизни, который характеризует русского человека и русскую философию, стал занимать учёных ещё с ХУШ столетия. Однако, стоит отметить, что наибольшее внимание этой проблеме стало уделяться в конце XIX начале XX вв.
Философия русских мыслителей и писателей подразумевает идеи всеединства, природы, гармонии и любви. Всех людей как один род связывает друг с другом общий смысл, который проявляется в приведённых понятиях.
Можно отметить, что смысл жизни является одним для всех, им характеризуется человек в целом, а реализацией смысла жизни уже определяется личность, её индивидуальность и неповторимость. Бесспорно, рассуждения относительно способов реализации смысла жизни унифицировать невозможно, так как каждый имеет свои способы и свою цель. Даже на различных стадиях жизни личности процесс
формулировки (реализации) смысла жизни может изменяться.
9
На наш взгляд, на онтологическом уровне все приведённые формулировки можно отождествить, т.к. в действительности они переплетаются. Таким образом, можно отметить, что перечень способов реализации смысла жизни является если не бесконечным, то разнообразным. А труды известных русских философов о смысле жизни весьма актуальны и сегодня.
Список литературы:
Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 35. - С. 6-9.
Емельянов В.В. Очерки русской философии XX века. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. - 338 с.
Маслихин А.В. Смысл жизни человека // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 8. - С. 79-82.
Сухоплюев С.А. Проблема смысла жизни человека в русской философии // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 4. - С. 291-299.