Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ'

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
828
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / БОГ / ИДЕАЛ / ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баширов Т.А., Федорова Ю.А., Даутова И.И.

В данной статье рассматривается феномен проблемы смысла жизни в русской философии. Анализируются философско-мировоззренческие взгляды К.Д. Кавелина, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С. Л. Франка. Делается вывод о сохранении актуальности указанной темы в современной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES)

УДК 128

Баширов Т.А.

кандидат философских наук, доцент кафедры всеобщей истории и философских дисциплин Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет (Россия, г. Стерлитамак)

Федорова Ю.А.

студент 2 курса кафедры химии и химической технологии Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет (Россия, г. Стерлитамак)

Даутова И.И.

студент 2 курса кафедры химии и химической технологии Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет (Россия, г. Стерлитамак)

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается феномен проблемы смысла жизни в русской философии. Анализируются философско-мировоззренческие взгляды К.Д. Кавелина, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С. Л. Франка. Делается вывод о сохранении актуальности указанной темы в современной философии.

Ключевые слова: человек, русская философия, смысл жизни, Бог, идеал, личность, нравственность.

Человек издавна стал задумываться о смысле его жизни в мире. Главным вопросом, который человек задаёт сам себе, является следующий: «Зачем жить?». Все люди рано или поздно задумываются зачем они здесь и какова цель их жизни. Действительно ли они живут для чего-то фундаментально важного или же их жизнь не имеет значения для окружающих их людей.

Данная тема - это одна из важнейших проблем философии, и многие философы пытались по-своему ответить на этот вопрос, дать объяснения его с собственной точки зрения. И стоит отметить, что до настоящего времени единого ответа на него не существует.

Вопрос о смысле жизни не является специфическим и уникальным именно для русской философии, но, следует отметить, что именно у русских философов данная проблема приобрела особый узнаваемый стиль. Как известно, вечные мировоззренческие проблемы всегда сохраняют свою актуальность для общества и каждого человека.

Постичь проблему смысла жизни в той или иной степени пытался каждый философ. Рассмотрим основные положения русских философов, а именно В.С. Соловьева, К.Д. Кавелина, Н.А. Бердяева и С.Л. Франка.

Как заметил А.В. Маслихин, свои наиболее общие идеи о смысле жизни В.С. Соловьёв излагает в Предисловии к первому изданию работы «Оправдание добра» (1897 г.). Здесь им ставятся ряд вопросов:

1. Имеет ли наша жизнь какой-либо смысл?

2. Если он есть, то имеет ли он нравственный характер?

3. Если смысл жизни имеет нравственный характер, то в чём он заключается? [3,

с. 80].

Свои доказательства того, что смысл жизни есть, Соловьёв строит на том, что опровергает взгляды тех, кто говорит о бессмысленности жизни. Среди них философ выделяет людей серьезных, завершающих своё отрицание делом - самоубийством, и несерьезных, которые им названы теоретическими пессимистами, отрицающими смысл жизни только имея за собой рассуждения и мнимо-философские системы.

Решение второго вопроса базируется на том, что жизнь сама по себе, как она есть, предусматривает некий смысл, который позволяет большинству человечества просто жить.

Рассматривая третий вопрос, философ говорит о том, что смысл жизни - это благо жизни, и в данном случае через степень соответствия реальной жизни отдельной личности либо целого народа идеалу благой жизни можно определить то, насколько жизнь конкретной личности или народа не является бессмысленной.

Иные представления о смысле жизни можно встретить у К. Д. Кавелина.

Неизбежный процесс противоречия индивидуальных интересов личности и внешних социальных условий, которые являются по отношению к ней объективными, К. Д. Кавелин рассматривает в качестве источника личностного и общественного развития. Человек является частью целого, таким образом, его жизнедеятельность согласована с обществом. Данное согласование осуществляется через общественный идеал в виде представления о «правильной» общественной организации [1, с. 7].

Таким образом, следует отметить, что в рефлексии К. Д. Кавелина, наиболее значимая в иерархии культурных ценностей - это личность в качестве выразителя и одновременно двигателя исторического процесса, состоящее из психологического, нравственно-антропологического и социального начала. Человеку как носителю и творцу культуры, как субъекту и одновременно объекту власти в данной системе отводится культуросозидательная роль.

Философия свободы - это философия богочеловечества, это философия о человеке и Боге, - в этом заключается основная идея Бердяева. В ней осуществляется трансцендентный прорыв из необходимости естества в свободу божественной жизни.

Идея богочеловечества характеризует русскую философскую мысль и восходит к христианскому учению об единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Человек, по Бердяеву, по своей природе является существом общественным, а история - способом его жизни [4, с. 295].

Следует отметить, что когда в нашей стране в 90-х годах стали появляться одно

за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой

отечественный философ, то россияне открывали для себя новый, во многом неведомый

8

мир, они начинали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу российского социализма, миссию своего государства. Книги Бердяева для его соотечественников - это кладезь мудрости.

Таким образом, смысл жизни у философа выступает в качестве высшей истинной ценности, которая должна быть увидена («постигнута» посредством мистической интуиции), легко принята людьми и осуществлена в их деятельности.

Одной из ключевых тем русской философии всегда был вопрос о смысле жизни и о том, где, в каких областях жизни человека его искать. Одной из наиболее оригинальных и законченных попыток подобраться к тайне смысла жизни стала концепция замечательного отечественного мыслителя Серебряного века русской культуры Семена Людвиговича Франка.

Вкратце кредо мыслителя можно обозначить так: «если мы родились в этом мире - значит, это кому-то надо!»

Вопрос о смысле жизни философ сводит к знаменитому вопросу Чернышевского «Что делать?». Франк сам отвечает на него следующим образом: человеку необходимо совершенствоваться в соответствии со своим нравственным идеалом. «Дело», которое в этом случае должно спасти мир заключается во внутренней воспитательной работе над самим собой и другими [2, с. 103].

Итак, поиск смысла жизни, который характеризует русского человека и русскую философию, стал занимать учёных ещё с ХУШ столетия. Однако, стоит отметить, что наибольшее внимание этой проблеме стало уделяться в конце XIX начале XX вв.

Философия русских мыслителей и писателей подразумевает идеи всеединства, природы, гармонии и любви. Всех людей как один род связывает друг с другом общий смысл, который проявляется в приведённых понятиях.

Можно отметить, что смысл жизни является одним для всех, им характеризуется человек в целом, а реализацией смысла жизни уже определяется личность, её индивидуальность и неповторимость. Бесспорно, рассуждения относительно способов реализации смысла жизни унифицировать невозможно, так как каждый имеет свои способы и свою цель. Даже на различных стадиях жизни личности процесс

формулировки (реализации) смысла жизни может изменяться.

9

На наш взгляд, на онтологическом уровне все приведённые формулировки можно отождествить, т.к. в действительности они переплетаются. Таким образом, можно отметить, что перечень способов реализации смысла жизни является если не бесконечным, то разнообразным. А труды известных русских философов о смысле жизни весьма актуальны и сегодня.

Список литературы:

Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 35. - С. 6-9.

Емельянов В.В. Очерки русской философии XX века. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. - 338 с.

Маслихин А.В. Смысл жизни человека // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 8. - С. 79-82.

Сухоплюев С.А. Проблема смысла жизни человека в русской философии // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 4. - С. 291-299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.