Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ'

ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / ЖИЗНЬ / ФИЛОСОФИЯ / МЕДИЦИНА / НАУКА / DEATH / LIFE / PHILOSOPHY / MEDICINE / SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рубизова А.А., Жданова Д.Р.

Проблема смерти занимает центральное место в философии и медицине. Вопрос смерти интересовал и интересует людей во все времена. Многие области науки пытаются изучить и объяснить это явление. Понимание различных взглядов на смерть, медицинских или философских, помогает осознать смысл и ценность человеческой жизни, а также облегчить принятие самой смерти как врачу, так и родственникам умершего человека. С точки зрения философии смерть не является антагонистом жизни или же ее отсутствием, она является ее завершением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEATH IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHY AND MEDICINE

The problem of death is central to philosophy and medicine. The question of death interested and interested people at all times. Many fields of science are trying to study and explain this phenomenon. Understanding the different views on death, medical or philosophical, helps to understand the meaning and value of human life, and to facilitate the acceptance of death itself to the doctor and to the relatives of the deceased person. From the point of view of philosophy, death is not an antagonist of life or its absence, it is its completion.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ»

малого предпринимательства в России / Социально-экономические проблемы развития РФ. - М.: РГСУ, 2014.

4. Кожанчиков О.И. Классификация режимов налогообложения, применяемых налогоплательщиками // Налоги. Федеральный научно-практический журнал. - 2013. - 1 1.

5.Федеральная налоговая служба, Доступ: http://www.nalog.ru.

6. Федеральная служба государственной статистики, Доступ: http: //www.gks .ru

7. Министерство экономического развития, Доступ: http://economy.gov.ru.

УДК 128

Рубизова А.А. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Жданова Д.Р. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России

Россия, г. Саратов

ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ

Аннотация: проблема смерти занимает центральное место в философии и медицине. Вопрос смерти интересовал и интересует людей во все времена. Многие области науки пытаются изучить и объяснить это явление. Понимание различных взглядов на смерть, медицинских или философских, помогает осознать смысл и ценность человеческой жизни, а также облегчить принятие самой смерти как врачу, так и родственникам умершего человека. С точки зрения философии смерть не является антагонистом жизни или же ее отсутствием, она является ее завершением.

Ключевые слова: смерть, жизнь, философия, медицина, наука.

Rubizova А. А.

The 2nd year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov Zhdanova D.R.

The 2nd year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov

THE PROBLEM OF DEATH IN THE CONTEXT OF PHILOSOPHY

AND MEDICINE

Abstract: the problem of death is central to philosophy and medicine. The question of death interested and interested people at all times. Many fields of science are trying to study and explain this phenomenon. Understanding the different views on death, medical or philosophical, helps to understand the meaning and value of human life, and to facilitate the acceptance of death itself to the doctor and to the relatives of the deceased person. From the point of view of philosophy, death is not an antagonist of life or its absence, it is its completion.

Key words: death, life, philosophy, medicine, science.

Актуальность данного исследования обусловлено тем, что смерть всегда была и остается для человечества неизбежной и неизведанной. Человек на протяжении всей своей жизни живет со страхом умереть, понимая, что рано или поздно с ним это случиться. Смерть изучают многие ученные и различные науки, но это явление остается загадкой.

Философия и медицина сотрудничают на протяжении всего своего существования и дополняют друг друга.

Медицинская диагностика смерти, связанная с констатацией прекращения дыхания и остановкой сердцебиения, была непротиворечиво связана с христианским пониманием сердца и дыхания как основах жизни. Отсюда является очевидным, что первые попытки реанимации, оживления умершего было восстановление дыхания и функций кровообращения. Так в 1805 году доктор Е. Мухин предложил для оживления человека использовать меха, с помощью которых в легкие вдували воздух.

Позже во многих странах Европы был поставлен вопрос о новой констатации смерти, которую связывали с отсутствием реакции организма на искусственное дыхание. Медицина не стояла на месте, и позже появились новые технические средства для более точной констатации смерти и параллельно проводились испытания новых способов реанимации и оживление человека.

Появление реаниматология по-праву считают прорывом в медицине и ее революционными изменениями. Именно тогда изменились критерии человеческой смерти, на смену прекращению дыхания и сердцебиения пришел новый критерий - «смерть мозга».

Медицина не стоит на месте, она постоянно развивается, и появляются все новые методы и оборудование для реанимации и поддержания жизни, но тут возникает вопрос: поддержание жизни - как улучшение состояния здоровья человека и его полное излечение, или же поддержание жизни, как способ продления жизни и оттягивание смерти.

Реанимация - это научно-техническое достижение человека. Но М.Хайдеггер дает такое сравнение: Технические достижения человека в медицине - это не что иное как план, созданный человеком, который заставляет человека действовать вне зависимости от его желания. В связи с

этим грань между поддержанием жизни и продлением умирания становиться такой тонкой, что смерть становиться замедленным механизированным процессом умирания, который благодаря современным возможностям можно продлить на десятилетие.

Больные, находящиеся в коматозном состоянии, находятся в «зоне неопределенности», потому что они находятся между жизнью и смертью. И в этой ситуации медики ждут наступления физической смерти у пациента, поэтому в рамках новых современных медицинских достижениях дыхание и бьющееся сердце - не являются признаками жизни, как это было много лет назад.

Именно констатация «смерти мозга» является признаком наступления смерти. И для многих становиться не понятным, или даже неприемлемым, когда врачи констатируют смерть, но при этом пациент еще дышит. Нынешней медицине соответствует современный образ человека - прежде всего человека разумного. Поэтому именно «смерть мозга» является явным и первостепенным признаком наступления смерти.

И здесь будет актуальным обратить внимание на такое понятие как эвтаназия, которая до сих пор является неоднозначным явлением и вызывает споры в различных областях науки.

«Эвтаназия» - это действие, влекущее за собой смерть неизлечимо больного человека, который испытывает сильную боль приносящему ему и окружающем страдания. Эвтаназия дает возможность тяжело больному остановить его страдания и близким людям тоже.

К эвтаназии нельзя относиться категорично, потому что существуют различные жизненные ситуации, которые не могут быть измерены только теоретическими убеждениями и нравственными оценками. Следует отметить, что люди, столкнувшиеся с этой проблемой, начинают оценивать эвтаназию по-другому.

Философы всегда старались понять смысл жизни и смерти. Вопрос этот рассматривается во всех философских трактатах.

Глубина понимания человеком понятия смерти заключается в его отношении к смерти. Эти знания не означают, что человек постоянно думает о смерти и прибывает в плохом настроении от осознания ее неизбежности, но интересным является тот факт, что он всегда живет в тени смерти.

Но, несмотря, ни на что, нужно искать правильные и достойные пути решения этой проблемы, находить компромиссы и стараться избегать крайностей.

И как бы ни развивалась медицина, и чтобы не говорили ученые, у человека всегда существовал и существует страх смерти. Многие стараются побороть этот страх путем религиозных обрядов и верой в бессмертие души, другие считая, что если смерть неизбежна, пытаются получить максимальные удовольствия и материальные блага, руководствуясь принципом «все равно умирать». Существует еще одна категория людей, которые стремятся объяснить смысл жизни научно-философскими

обоснованиями. Из-за всего этого смерть становиться природным процессом, сопутствующим жизни.

Следует отметить, что в любой религии наравне с понятием «жизнь» и «смерть» существует и понятие «бессмертие души». Но, ни одно религиозное учение о бессмертии не дает четкого ответа на вопрос что такое жизнь и что такое смерть. К примеру, в буддизме бессмертие - это перевоплощение, как результат его земной жизни и прошлых перевоплощений.

В христианстве и исламе бессмертие заключается в существовании другого мира, рая и ада, и куда попадет человек, напрямую зависит от его земной жизни, его поступков и образа жизни.

Следует сказать о Джордже Беркли, который доказывал естественное бессмертие души. Он доказал, что душа является неделимой, бестелесной и следовательно неразрушимой[1, C.85].

Другим доказательством бессмертия души можно считать учение Канта. В своем категорическом императиве он как раз и выступает с философской защитой уникальности жизни. Принцип Канта гласит: разумные существа должны рассматриваться как конечная цель, а не как средство для достижения этой цели, а также не должны быть каким-то промежуточным этапом. Никто не имеет права прерывать чью-либо жизнь, какой бы затруднительной она ни была, а также никто не имеет права лишать себя жизни, в какой бы трудной ситуации они бы не оказались, и какой бы затруднительной она бы ни была. Данный поступок противоречит его учению о воле и морали, потому что в этой ситуации воля нужна для того, чтобы положить конец другой воле, что вступает в противоречие с нашей разумной природой[2, С.116].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: вопрос смерти всегда будет актуальным, и люди будут всегда искать пути, чтобы избежать ее, но следует помнить о том, что все мы бессмертны, пока живы.

Использованные источники:

1. Дж. Беркли «Три разговора между Гиласом и Филонусом» на сайте РГИУ

2. Кант И. Основы метафизики нравственности. // И. Кант Соч. М.: Мысль, 1965. Т. 4(1) - 528 с.

3. Мельвиль Ю. К., Сушко С. А. Аргумент доктора Джонсона: Сэмюэль Джонсон как критик Беркли // Вопросы философии. 1981. № 3. С. 133-144.

4. Панина А.А., Кузнецова М.Н. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека // Форум молодых ученых. - 2017 - №3 (7) - С. 364-367.

5. Чебан А.Г. Мартин Хайдеггер: стратегии господства / А.Г. Чебан // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. - ООО «Издательство «Научная книга» - 2006. - С. 139-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.