Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИИ В ФИЛОСОФИИ'

ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИИ В ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
839
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВТАНАЗИЯ / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / МИЛОСЕРДИЕ / УБИЙСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рубизова А.А.

Термин «эвтаназия» происходит от греческих слов «хорошо» и «смерть» и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий. В рамках данного исследования проблема эвтаназии рассматривается в философском аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EUTHANASIA IN PHILOSOPHY

The term «euthanasia» derives from the Greek words «good» and «death» and it means a deliberate action which leads to the death of a hopelessly sick and suffering person in a relatively fast and painless way in order to cease an incurable pain and suffering. In the framework of this research the problem of euthanasia is studied in a philosophical aspect.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИИ В ФИЛОСОФИИ»

со статистикой, правильно оценивать вероятность наступления событий и хорошо ориентироваться в ней. Также с успехом оценка вероятности наступления того или иного события используется в политическом прогнозировании, прогнозировании рисков в работе спецслужб, вероятности при рисках социального характера. Разумный человек должен стремиться мыслить, исходя из законов вероятностей (статистики), чтобы его действия имели успех.

Использованные источники:

1. Смирнова Н.Б., Жуковина А.М. Математика в спорте//Культура и общество: история и современность материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции под редакцией: Колосовой О.Ю., Гударенко Р.Ф., Ряснянской Н.А., Красиковой Е.А. 2013. С. 167-169.

2. Ставки на спорт через интернет. Букмекер и теория вероятности. -2013. URL: http://bethunter.ru/bukmekervi-i-teoriya-veroyatnosti/.

УДК 17

Рубизова А.А. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИИ В ФИЛОСОФИИ Аннотация: термин «эвтаназия» происходит от греческих слов «хорошо» и «смерть» и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий. В рамках данного исследования проблема эвтаназии рассматривается в философском аспекте.

Ключевые слова: Эвтаназия, жизнь, смерть, милосердие, убийство.

Rubizova А. А.

The 2nd year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov THE PROBLEM OF EUTHANASIA IN PHILOSOPHY Abstract: the term «euthanasia» derives from the Greek words «good» and «death» and it means a deliberate action which leads to the death of a hopelessly sick and suffering person in a relatively fast and painless way in order to cease an incurable pain and suffering. In the framework of this research the problem of euthanasia is studied in a philosophical aspect.

Key words: Euthanasia, life, death, mercy, murder.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что отношение к эвтаназии в течение многих веков неоднозначно, включая современный высокотехнологичный этап развития медицины и общества в целом... Также следует отметить, что проблема эвтаназии малоизученна и слабо освещена в трудах ученых-юристов, практически нет законодательных актов касающихся данной проблемы.

Данная тема широко обсуждается среди медиков, юристов, психологов, политиков и религиозных деятелей. Но все они так и не могут прийти к четкому ответу на вопрос: нужна ли эвтаназия, и действительно ли это спасение?

Эвтаназия изучается многими науками, но в рамках данного исследования следует обратить внимание на рассмотрение данной темы в философском аспекте. Таких работ не так много, потому что многие ученые видят в проблеме эвтаназии не только логический автономный выбор, но и формирование социокультурных тенденций.

Интересным является тот факт, что новые аспекты в изучении данной темы вносят философы, которые связывают понятие эвтаназии, ее возникновение с пересмотром принятых ранее и формирующихся веками взаимоотношений культуры и природы.

«Эвтаназия» означает осознанное действие, влекущее за собой смерть неизлечимо больного, который терпит невыносимую боль, которая приносит страдания не только ему, но и окружающем его людям, близким и родным, довольно скорым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий.

Существует мнение, что «милосердие» и «справедливость» не могут быть оправданием принудительной эвтаназии, так как это может привести к социальному произволу, потому что человек не может самостоятельно принимать решения о лишении себя жизни или другого человека [1, С. 710].

Представление человека о понятии «смерть» заключается в его отношении к смерти. Эти знания не означают, что человек постоянно думает о смерти и прибывает в плохом настроении от осознания ее неизбежности, но интересным является тот факт, что он всегда живет в тени смерти. Все происходит по-другому: человек твердо знает, что смерть неминуема, но ему не известен точный час ее прихода. Осознание неизбежности смерти отравляет человеку жизнь, каждое его желание, вносит горечь в наслаждение. Но знание человека о «спасительном учении о мире ином» смягчает боль потери и мысли об уходе из этого мира.

Смертность, как замечает Финк, является составляющей человеческого бытия. Но «смертный» не характеризует постоянное поведение человека, так как будучи смертным, человек живет. Мы обречены на смерть, но человек не подлежит смерти как жертвенное животное [14, С. 360]. В связи с этим смерть становится внесущностным феноменом, вторичным явлением.

По мнению Евгения Финка, смерть принадлежит бытию, ее невозможно отделить от него. Людская жизнь обречена на смерть. Из перспективы смерти возможны существенные свидетельства о человеческом. Однако это не должно означать, что только лишь и исключительно с позиции смерти надлежит определять весь смысл бытия [14, С. 364].

Ф. Бэкон в своем трактате пишет о том, что люди бояться смерти, точно также как маленькие дети бояться темноты. Но если смерть является карой за грехи, то переход в другой мир благочестив [4, С. 354]. Но боязнь смерти есть слабость, а тем более боязнь ее атрибутов. В своем сочинение Бэкон приводит много примеров благочестивой и слабой смерти. Месть торжествует над смертью; любовь ее презирает; честь призывает ее; горе ищет в ней прибежища; страх предвосхищает ее [4, С. 354].

Ф. Бэкон понимал под эвтаназией легкую, безболезненную, даже счастливую смерть. Он писал: «Если бы врачи хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы увеличить свои познания в медицине и в то же время приложить все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком еще не угасло дыхание» [4, С. 354].

Сложность данной проблемы заключается в том, что она охватывает все сферы и категории, в том числе и философские, такие как «жизнь», «смерть», «добро», «зло», «смысл жизни» и многие другие. Эвтаназия ставит вопрос не только о пересмотре представлений о человеке, но и о самом его бытие. Речь об эвтаназии идет тогда, когда говорят о преднамеренном причинении смерти.

Рассмотрим несколько ситуаций.

В первом случае эвтаназия касается неизлечимого, смертельно больного человека, и применяется для того чтобы избавить его от страданий.

Во втором случае эвтаназия касается новорожденного ребенка, который родился с тяжелыми физическими недостатками [2, С. 51].

В обоих случаях эвтаназия становиться намерением лишить человека жизни, или ускорить его смерть, но как можно добровольно принять решение об «убийстве» человека, даже если это принесет ему облегчение и избавит от мук? Как можно лишить жизни новорожденного ребенка, который родился с физическими недостатками, не дав ему шанс попытаться выжить?

Противники эвтаназии ссылаются на то, что жизнь - священна и уникальна. Так, И. Кант в своем категорическом императиве как раз и выступает с философской защитой уникальности жизни. Принцип Канта гласит: разумные существа должны рассматриваться как конечная цель, а не как средство для достижения этой цели, а также не должны быть каким-то промежуточным этапом. Никто не имеет права прерывать чью-либо жизнь, какой бы затруднительной она ни была, а также никто не имеет права лишать себя жизни, в какой бы трудной ситуации они бы не

оказались, и какой бы затруднительной она бы ни была. Данный поступок противоречит его учению о воле и морали, потому что в этой ситуации воля нужна для того, чтобы положить конец другой воле, что вступает в противоречие с нашей разумной природой [7, С. 116, 8, С. 35].

Приверженцы теории Канта считают, что лишение человека жизни в независимости от обстоятельств является нравственно неправильным в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Многие исследователи применяют термин пассивная эвтаназия, то есть откладывание данной проблемы. Тут речь идет о том, что позволение умереть не является эвтаназией, но и это является нравственно недопустимым.

Некоторые ученые утверждают, что позволение умереть не должно нести в себе нравственной нагрузки, и данный факт существенно отличает его от убийства. И опять встает вопрос - эвтаназия гуманна или нет? Если речь идет о смерти пациента, то это противоречит нравственным принципам и влечет за собой конфликт.

Эвтаназия до сих пор вызывает в обществе споры и является нерешенной проблемой. Допустим, что эвтаназия станет законной, но все равно найдутся те, кто будет считать эвтаназию убийством и злом. Существует также опасность, что эвтаназией будут злоупотреблять: эвтаназия может повлечь за собой убийство стариков, детей с физическими отклонениями, инвалидов и больных СПИДом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что из факта существования смерти как явления жизни во многом проистекает и философия, если понимать ее как размышление о жизни, судьбе человека, его месте в мире и смысле его бытия [3, С. 98]. Из факта существования смерти вытекают такие главные черты, которые являются определяющими понятия нравственность. Именно В. Соловьев в своей работе «Оправдание добра» указал на то, что человеческая нравственность стоит на таких чувствах как жалость, сострадание, милосердие [12, С. 163]. Человек, в котором развиты эти чувства никогда не пойдет на умышленное причинение вреда или смерти другому человеку. Но, несмотря на все вышесказанное, на наш взгляд, к эвтаназии нельзя относиться категорично, потому что существуют различные жизненные ситуации, которые не могут быть измерены только теоретическими убеждениями и нравственными оценками. Следует отметить, что люди, столкнувшиеся с этой проблемой, начинают оценивать эвтаназию по-другому.

Использованные источники:

1. Абдрахманова Г.А. Проблемы эвтаназии в современном мире // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 709-711.

2. Акопов В.И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика, 2000, № 1.

3. Биоэтика: учеб. пособие для студентов / авт./сост.: Е.А. Андршенова, В.А. Катрунов, Н.В. Гришечкина [и др.] - Саратов: Изд-во Сарат.

гос.мед.ун-та, 2017. С. 98-100.

4. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.1 М.: Мысль, 1971 - 582 с.

5. Громов А. Умереть или мучаться //Юрид. газета. — 1992.-№ 14.

6. Иванюшкин В.Я., Дубова Е.А. Правовые и этические аспекты эвтаназии // Вести. АМН СССР. 1984. № 6.

7. Кант И. Основы метафизики нравственности. // И. Кант Соч. М.: Мысль, 1965. Т. 4(1) - 528 с.

8. Белов В.Н., Фахрудинова Э.Р. И. Кант о религии, вере, Боге и церкви // Кантовский сборник. 2017. Т. 36. № 1. С. 30-40.

9. Клюев А.Г. Некоторые аспекты эвтаназии как моральная проблема медицинской деятельности.// Проблемы соц. Гигиены и история медицины.-1994.-№ 6.

10.Краснопольская И. Смерть по собственному желанию: Нужен ли России закон об эвтаназии? / И. Краснопольская, Т. Шкель // Российская газета. — 2007. — № 4366.

11.Миллард Д.У. Проблема эвтаназии // Соц. и клин. психиатрия. 1996. № 4.

12.Соловьев В. Оправдание добра М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. С 162-182.

13. Фадеева Т.И. Эвтаназия — выход или тупик?// 2007, http://www.foru.ru/slovo.9662.10.html

14.Финк Е. Основные феномены человеческого бытия// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 357-402.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.