Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ НА СМЕРТЬ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ (А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ, И. КАНТ, Л. ФЕЙЕРБАХ)'

ВЗГЛЯДЫ НА СМЕРТЬ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ (А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ, И. КАНТ, Л. ФЕЙЕРБАХ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
209
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / ШОПЕНГАУЭР / НИЦШЕ / КАНТ / ФЕЙЕРБАХ / DEATH / SCHOPENHAUER / NIETZSCHE / KANT / FEUERBACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жданова Д.Р., Рубизова А.А.

Вопросы смерти и умирания рассматривает наука - танатология. В соответствии с ней ключевая задача врача в случае смерти пациента - это поддержка его близких людей. Понимание различных взглядов на смерть, религиозных или философских, помогает осознать смысл и ценность человеческой жизни, а так же облегчить принятие самой смерти как врачу, так и родственникам умершего человека. С точки зрения философии смерть не является антагонистом жизни или же ее отсутствием, она является ее завершением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS ON DEATH IN GERMAN PHILOSOPHY (A. SCHOPENHAUER, F. NIETZSCHE, I. KANT, L. FEUERBACH)

The issues of death and dying is considered science - thanatology. In accordance with it, the key task of the doctor in the event of the death of a patient is the support of his close people. Understanding different views on death, religious or philosophical, helps to realize the meaning and value of human life, as well as facilitate the acceptance of death itself as a doctor and relatives of the deceased person. From the point of view of philosophy, death is not an antagonist of life or its absence, it is its end .

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ НА СМЕРТЬ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ (А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ, И. КАНТ, Л. ФЕЙЕРБАХ)»

УДК 128

Жданова Д.Р. студент 3 курса факультет «Лечебное дело»

Рубизова А.А. студент 3 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Россия, г. Саратов ВЗГЛЯДЫ НА СМЕРТЬ В НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ (А. ШОПЕНГАУЭР, Ф. НИЦШЕ, И. КАНТ, Л. ФЕЙЕРБАХ) Аннотация: вопросы смерти и умирания рассматривает наука -танатология. В соответствии с ней ключевая задача врача в случае смерти пациента - это поддержка его близких людей. Понимание различных взглядов на смерть, религиозных или философских, помогает осознать смысл и ценность человеческой жизни, а так же облегчить принятие самой смерти как врачу, так и родственникам умершего человека. С точки зрения философии смерть не является антагонистом жизни или же ее отсутствием, она является ее завершением.

Ключевые слова: смерть, Шопенгауэр, Ницше, Кант, Фейербах.

Zhdanova D.R.

The 3d year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov

Rubizova A.A.

The 3d year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.

Razumovsky Russia, city of Saratov VIEWS ON DEATH IN GERMAN PHILOSOPHY (A. SCHOPENHAUER, F. NIETZSCHE, I. KANT, L. FEUERBACH) Annotation: the issues of death and dying is considered science -thanatology. In accordance with it, the key task of the doctor in the event of the death of a patient is the support of his close people. Understanding different views on death, religious or philosophical, helps to realize the meaning and value of human life, as well as facilitate the acceptance of death itself as a doctor and relatives of the deceased person. From the point of view of philosophy, death is not an antagonist of life or its absence, it is its end.

Key words: death, Schopenhauer, Nietzsche, Kant, Feuerbach.

Известный представитель мыслителей иррационализма 18 века Артур Шопенгауэр выдвинул теорию палингенезии, основная идея которой была изложена в его книге «Мир как воля и представление». В работе «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа» можно найти такое рассуждение Шопенгауэр:

«...полное прекращение жизненного процесса должно быть удивительным облегчением; быть может, в этом и кроется одна из причин того, что на лицах большинства мертвецов написано выражение покоя и довольства. Вообще, момент умирания, вероятно, подобен моменту пробуждения от тягостного кошмара. До сих пор оказывается, что смерть, как ни страшимся мы ее, на самом деле не может представлять собою никакого зла. Мало того: часто является она благом и желанной гостьей.[\].

Шопенгауэр не соглашается с идеей сохранения индивидуальной души после смерти, после распада тела остается лишь воля человека, но уже в новом облике. Это подобно тому что наше «Я», в различные возрастные периоды отличается, мы в 16 лет это не мы в 50 лет и от того раннего нашего «я» почти ничего не остается кроме обрывков воспоминаний. Это значит, что и настоящее наше «Я» это лишь временный персонаж, который со временем изменится, следовательно, и сама душа примет новое обличие после смерти, иной интеллект и другой образ, останется лишь воля.

Другой немецкий мыслитель Фридрих Вильгельм Ницше, который ставил под сомнения основополагающие идеи религии и морали, стал создателем - философии жизни, в которой так же прослеживается идея воли Артура Шопенгауэра. Ницше считал, что человек не должен бояться смерти, поэту в своем произве5дение он говорит о том, что смерти не стоит бояться, потому что мы все в ней уверены.

Согласно Ницше людей можно разделить на две категории по отношению к смерти. Первая не страшится смерти и ловит каждый миг жизни. Вторая «аптекарские души», которые думают о смерти каждый день, отравляя себе жизнь. Первые подойдут к смерти готовыми и без страданий перейдут в мир иной, вторые же перед лицом смерти будут испытывать ужасные страдания. Смерть и тех и других случится в любом случае, но жизнь будет разной [2].

Иммануил Кант, который по праву считается родоначальником классической немецкой философии, говорил о том, что смерть есть великое зло.

Многие его мысли и идеи переплетаются с христианской религией и утешение он находит именной в ней. По Канту о праведно прожившем человеке можно сказать:

«Никогда никого не огорчал он ничем, кроме своей смерти» Сам Иммануил Кант в последние восемь лет жизни впал в «душевный паралич». Именно в этом положение он осознал, что может все и уже ничего.

В понимание смерти у Канта смещались стоизм и христианство. Тут можно наблюдать упоминания о бренности бытия, размышления о важности смысла жизни, и о чем мыслят живые, находясь у постели умирающего

Материалистической стороной немецкой философии можно назвать идеи Людвига Андреаса Фейербаха, которые он изложил в книге «Мысли о смерти и бессмертии». Кредо его философии заключается в словах:

«Со смертью наше бытие и сущность навсегда завершены и решены» Он выделил одиннадцать различных обликов смерти. Описал представления людей о потустороннем мире, выражение человеческой заботы о покойниках, похороны, поминки, все это он считал частью жизни живых людей и мерилом их культуры [4]. В своих трудах он говорил о том, что смерть законченного человека, который изжил себя, не является чем-то страшным - это лишь нормальная смерть, сообразная с природой. Он приводит в пример старцев, которые жаждут смерти. Он говорит о Канте, который мечтал о смерти не как о возможности вновь воскреснуть, а как финал жизни, логическое ее завершение.

Фейербах впервые создал колоссальную материалистическую концепцию по танатологии и иммортализму, которая стала новым словом, в науке XIX века.

Таким образом, можно сказать, что взгляды на проблему жизни и смерти как правило, определяются культурой и временем, философия лишь часть этих взглядов. Философское постижение смерти можно считать одним из главных вопросов не только немецкой философии, но и всей философии в частности. История отношения к смерти в немецкой философии показывает различные решения вопроса отношения человека к смерти и темы страха смерти в частности.

Использованные источники:

1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. - Мн.: ООО "Попурри", 1999. 832 с.

2. Риккерт Г. Философия жизни: Изложение и критика модных течений философии нашего времени. Гл. I. Жизнь как модное понятие // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998. С.208—219.

3. Шенкао М. А. Основы философской танатологии. -Черкесск: КЧТИ, 2002. 252 с.

4. Антропов В. В. Этика и религия в философии Людвига Фейербаха // Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. 2004.№1. С. 98117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.