Научная статья на тему 'ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ, ФРИДРИХ НИЦШЕ, РЕНЕ ГЕНОН: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ, СМЕРТЬ БОГА И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ'

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ, ФРИДРИХ НИЦШЕ, РЕНЕ ГЕНОН: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ, СМЕРТЬ БОГА И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ / НИЦШЕАНСТВО / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / МОДЕРНИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / МЕТАМОДЕРН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бекбаев Рауф Рустамович

В данной статье автор анализирует некоторые аспекты философских концепций Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше и Рене Генона. Рассматривая антропологическое и религиозно-философское учение философов, автор определяет ключевую значимость проблемы человека в современной философской науке, которая постепенно переходит от постмодерна к метамодерну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUDWIG FEUERBACH, FRIEDRICH NIETZSCHE, RENE GUENON: THE ANTHROPOLOGICAL TURN, THE DEATH OF GOD AND TRADITIONALISM

In this article the author analyzes some aspects of the philosophical concepts of Ludwig Feuerbach, Friedrich Nietzsche and Rene Guenon. Considering the anthropological and religious-philosophical doctrines of this philosophers, the author determines the essential importance of the human problem in modern philosophical science, which is gradually moving from postmodernism to metamodernism.

Текст научной работы на тему «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ, ФРИДРИХ НИЦШЕ, РЕНЕ ГЕНОН: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ, СМЕРТЬ БОГА И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ, ФРИДРИХ НИЦШЕ, РЕНЕ ГЕНОН: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ, СМЕРТЬ БОГА И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

Бекбаев Рауф Рустамович

Самостоятельный соискатель Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Республика Узбекистан, г. Ташкент, 100095, ул.Университет, д. 4

LUDWIG FEUERBACH, FRIEDRICH NIETZSCHE, RENE GUENON: THE ANTHROPOLOGICAL TURN, THE DEATH OF GOD AND TRADITIONALISM

Rauf R. Bekbaev

PhD Candidate of the National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek Republic of Uzbekistan, Tashkent

Аннотация. В данной статье автор анализирует некоторые аспекты философских концепций Людвига Фейербаха, Фридриха Ницше и Рене Генона. Рассматривая антропологическое и религиозно -философское учение философов, автор определяет ключевую значимость проблемы человека в современной философской науке, которая постепенно переходит от постмодерна к метамодерну.

Abstract. In this article the author analyzes some aspects of the philosophical concepts of Ludwig Feuerbach, Friedrich Nietzsche and Rene Guenon. Considering the anthropological and religious-philosophical doctrines of this philosophers, the author determines the essential importance of the human problem in modern philosophical science, which is gradually moving from postmodernism to metamodernism.

Ключевые слова: человек, личность, индивидуальность, общество, антропологический поворот, ницшеанство, традиционализм, модернизм, постмодернизм, метамодерн.

Key words: man, personality, individuality, society, anthropological turn, Nietzscheism, traditionalism, modernism, postmodernism, metamodern.

В истории философской мысли, как в целом и в истории человечества проблема взаимоотношения человека и бога являлась предметом споров и размышлений, объектом, на основе которой выросли целые концепции и доктрины, сложнейшие философские системы и теология. При этом понимание этой проблемы в разные исторические эпохи осуществлялось через призму самых неоднозначных подходов: деистических, пантеистических, материалистических, идеалистических, догматических и т.д. Феномен веры и религиозная система сами по себе находились как в гармонии, так и в конфликте, причем генезис этого мы обнаруживаем уже в противоречивости самой человеческой экзистенции, его «Я» и нравственных установок, миропонимания и мировосприятия, что само по себе и порождало разные отношения к трансцендентному. С древности человечество исповедовало как веру в бога, так и его отрицание, а религия как целостная система и социальный институт, оказывала и продолжает оказывать широкомасштабное влияние как на жизнь социума, так и на существование составляющих его индивидов. Философия же через призму своей обращенности к постоянному поиску истины также оказывалась либо «служанкой богословия», либо же первейшим её критиком или синтезировалась с ней образуя целостную систему.

Классические философские направления, существовавшие долгий исторический период вплоть до середины XIX века, подходили к проблеме человека и бога через призму системности, пытались рационально осмыслить её, хотя и были некоторые иррациональные направления, понимавшие эту проблему через мистицизм, что наблюдалось как в восточной, так и в западной философии. Однако в лоне европейской философии девятнадцатого столетия зарождаются философии таких мыслителей, как Людвиг Фейербах и Фридрих Ницше, чьи взгляды оказали противоречивое влияние на дальнейшее развитие философской и политической мысли. Фейербах, как обозначает Ф.Энгельс, замыкает классическую немецкую философию, он «отпрыск гегелевской философии» [1, с.30]. Однако насколько он «отпрыск...»? Невозможно отрицать, что Фейербах был гегельянцем, но можно утверждать, что его философия коренным образом отличается от гегелевской, особенно в контексте нашей тематики. При этом заметим, что сам конструкт «классическая немецкая философия» продуцирован марксизмом, который и понимал представителей этой философии, как классиков, идейных источников собственной системы. На наш взгляд, данный период более корректно именовать немецкой философией XVШ-XIX вв., ибо в современное несистемное время, эпоху постмодернизма, а возможно и «метамодерна» абсолютизация той или иной философской, да и любой идейной системы невозможно, утратило всякую актуальность. Социум и индивиды определяют себя через собственную «самость», индивидуальность, ибо современное время есть утрата социальности, отход от того, что понимается, как «призыв к

деепричастному» пониманию человека в традиции, т.е. люди - это не то, что они делают, а то, что они делают или не делают совместно с другими» [2, с.136]. Личность, ее индивидуальность, по-нашему мнению, более автономна, ибо она должна взращивать себя сама, быть способной к самостоятельности своей экзистенции, искать опору в самой себе, при этом причастность к обществу определяется не через выполнение того, что «все считают правильным», а через такой образ действий, который обозначает наше бытие, но при этом поддерживает бытие общества.

Говоря же о Ницше, мы не можем отрицать эпохальность этой фигуры, перевернувшей классические стереотипы и образ мышления не только всяких последующих философий, но и в целом культуры и цивилизации. Ницше, его идеи подвергались разносторонней критике за свой нигилизм, отрицательное отношение к религии и идее сверхчеловека. Ницше несистемный философ, он не писал работы в спекулятивном духе Гегеля, его язык афористичен, многие высказывания неоднозначны, потому и понимание, и толкование ницшеанства неоднозначно. Каждый дает собственную герменевтику Ницше, поскольку, как отмечает Р.Барт, автор «всегда мыслится в прошлом по отношению к его книге» [3, с.387], более того, «автор мертв», в чем всегда и состоит проблема толкования трудов любого мыслителя, в том числе и Ницше. Но тем не менее, сложно отрицать огромное значение философии Ницше, особенно относительно к теме нашей статьи.

Фейербах, обращая свою философию к человеку, говорит: «Моей первой мыслью был Бог, второй -разум, третьей и последней - человек» [4, с.188]. Вместе с тем он дает интересный мотив: «Никакой религии - такова моя религия; никакой философии - такова моя философия» [4, с.190]. От трансцендентного Фейербах переходит к антропологическому и обозначает, что сам бог есть продукт самоотчуждения человека, ибо в религии, часто, божества антропоморфны, хотя и сказано, что «создан человек по образу и подобию» ... Фейербах же переворачивает эту фразу и его концепция ведет нас к мысли о том, что «создан бог по образу и подобию.», сводя «сверхъестественное к природе и посредством природы всё сверхчеловеческое к человеку». Бытие, время, пространство, материя и прочие концепты - все они существуют лишь для самого человека и в его мышлении, однако объективная природа этих вещей не знает, она существует в данности. Фейербах не призывает отказаться от бога, но призывает обратиться к человеку - то, что было утрачено классической философией. Вера в человека и его возможности, его силу и волю - этим всем пронизана философия немецкого мыслителя. Хотя и идеализировать Фейербаха не стоит, поскольку имеются многие его мотивы и идеи, которые вызывают противоречивую реакцию. Однако его поворот к человеку, постановка его в центр философии, а также переосмысление понимания бога существенным образом отразились на развитии дальнейшей философской мысли. Возможно, Фейербах и предопределил то, что в дальнейшем обнаружил Ницше, а именно - «смерть бога».

Фридрих Ницше в «Веселой науке» восклицает «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами - кто смоет с нас эту кровь?» [5, с.593]. За эти слова Ницше часто обвинялся в атеизме, однако философ «не убивал бога», он уже «обнаружил» его таким. Им была дана лишь констатация факта, поскольку социум утратил веру, но сохранил религию, потому Ницше и говорит: «Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?». Здесь мы находим столкновение традиционного и антитрадиционного, так как понимал эти слова философ XX века Рене Генон. При этом геноновская философия отражает ту сущность религии, о которой в целом до него не говорили, а именно - то, что религия есть выражение традиции, одна из форм ее манифестации. Интересно то, что в метафизике Генона хоть и есть некоторые мотивы антропологического характера, особенно в концепте «el fana» [6, с.37], через который человеческая сущность соединяется с божественной, поскольку они составляют единое целое и человек есть «любимое творение бога», тем не менее традиционализм «предзадаёт» человеку его сущность, обозначает то, кем ему следует быть, ибо «каждый должен занимать своё место» [7, с.184], а это есть ничто иное, как «навязывание» человеку того, кем он «должен быть», но не кем он «хочет и стремиться быть». Ницше обозначил, что «чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо всё прочее не утоляет его любви» [5, с.728]. Значит ли это, что человек стремится быть тем, кто он есть? Традиционализм, как таковой, отказывает человеку в свободе, ибо его сущность предопределена традицией, а «все традиционное определяется вмешательством «нечеловеческого» элемента» [8, с.159], что в целом гармонизируется с фатумом, судьбой, ниспосылаемой человеку. Традиционализм в своем социальном приложении замыкает, закрывает систему, а потому и индивидуальности, по сути, в традиционных обществах не обнаруживается, потому как феномен свободы здесь «лишь потенциален, но не актуален».

И Фейербах, и Ницше смещают бога с центра своих философий, помещая туда человека. «Познай самого себя», говорит античность. Теперь же, в эпоху, когда философская мысль уже находится за рамками всяких традиций, догматов и теологий, не следует ли обратиться к тому, чтобы человек «находил самого себя»? Индивидуальность личности проявляется через её свободу от оков всяких систем, хотя вместе с тем человек перманентно находится под влиянием чего-либо. Но тем не менее, именно находя силы в самом себе, веря в себя и свои возможности происходит самореализация личности, происходит реальное социальное развитие. Мы допускаем, что современная эпоха далеко не в

состоянии дать устойчивые константы, однако тем же она «вбрасывает человека в это бытие» и теперь он, обладая свободной волей, несет на себе и ответственность за свои деяния. Надежда на трансцендентное угасла, появляется надежда на антропологическое. Попытки разработать модели «идеального человека», воспитания гармонично развитой личности уже не жизнеспособны, поскольку в пост- или метамодерне человек не детерминирован, а потому всякие общие «шаблоны» и «подходы» приводят к экзистенциальному кризису, пограничной ситуации, поскольку эти «стандарты», не более, чем «клише», не позволяющие человеку не просто «познать самого себя», но и «найти самого себя». Поиск смысла своего существования в рамках традиционных систем и шаблонов, совершенно нивелирован, ибо человеческой мысли, его разуму и воли не требуется «искать себя»; модели поведения, жизни и существования заданы, а сами индивиды уже не несут груз ответственности за что-либо. В этих условиях невозможен не только «сверхчеловек», но не возможен и «человек», как таковой. Проживая гиперреальность, симулируя экзистенцию, индивиды становятся лишь массой, явлением «имплозивным» [9, с.11]. В этом случае сложно обнаружить не только индивидуальное, но и трансцендентное.

Философская мысль современности, по-нашему мнению, должна обратиться к проблеме «чистой» человеческой индивидуальности и отказаться от традиционных, классических форм размышления со следующими за этим идеями и концепциями, ибо детерминированность нивелирована, системность утрачена. Нынешние философские концепции, особенно западные, есть практический тому пример. Навязанные им образы и «-измы» существуют лишь на пространстве постсоветской философской науки. Сами по себе западные философские системы системами далеко не являются, так как они носят характер трансдисциплинарности, даже метадисциплинарности, потому так сложно и определить к какому направлению относится тот или иной ее концепт. Как писал Ницше: «Кто глубже мыслит, знает, что он всегда не прав, как бы он ни поступал и ни судил» [5, с.519].

Литература

1. Энгельс Ф., Маркс К. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. - Москва: ОГИЗ, 1945г.

2. Степанянц М.Т. Межкультурная философия. - Москва: Восточная литература, 2020г.

3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - Москва: Рипол Классик, 1994г.

4. Фейербах Л. Сочинения в двух томах. Том 1. - Москва: Наука, 1995г.

5. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Том 1. - Москва: Мысль, 1990г.

6. Генон Р. Заметки об исламском эзотеризме и даосизме. - Москва: Беловодье, 2017г.

7. Генон Р. Общее введение в изучение индусских учений. - Москва: Беловодье, 2013г.

8. Генон Р. Заметки об инициации. - Москва: Эксмо, 2008г.

References

1. Engels F., Marx K. Ludwig Feuerbach and the End of Classical German Philosophy. - Moscow: OGIZ, 1945.

2. Stepanyants M.T. Intercultural Philosophy. - Moscow: Oriental Literature, 2020.

3. Bart R. Selected works: Semiotics. Poetics. - Moscow: Ripoll Classic, 1994.

4. Feuerbach L. Essays in two volumes. Volume 1. - Moscow: Nauka, 1995.

5. Nietzsche F. Essays in two volumes. Volume 1. - Moscow: Mysl, 1990.

6. Guenon R. Insights into Islamic Esotericism and Taoism. - Moscow: Belovodye, 2017.

7. Genon R. Introduction to the Study of Hindu Doctrines. - Moscow: Belovodye, 2013.

8. Guenon R. Perspectives on Initiation. - Moscow: Eksmo, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.