Научная статья на тему 'Проблема самозанятости молодежи в условиях региона'

Проблема самозанятости молодежи в условиях региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1071
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-EMPLOYMENT / YOUTH / LABOR / EMPLOYMENT / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черевко Юлия Вячеславовна

Основные проблемы, которые рассматриваются в статье, можно сформулировать следующим образом: самочувствие двух возрастных групп на рынке труда и в сфере занятости в посткризисных условиях. Можно выделить несколько направлений исследования в данной сфере: во-первых, желание и возможность заниматься бизнесом; во-вторых, это проблемы самореализации на основном и дополнительном месте работы; в-третьих, проблемы доходности места работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SELF-EMPLOYMENT OF YOUTH IN CONDITIONS OF REGION

The main problems discussed in this paper can be summarized as follows: well-being of the two age groups in the labor market and employment in the post-crisis conditions. You can select multiple lines of inquiry in this area: firstly, the desire and ability to do business, and secondly, the problems of self-realization at the primary and secondary place of employment, and thirdly, the problem of profitability of the place of job.

Текст научной работы на тему «Проблема самозанятости молодежи в условиях региона»

УДК 316:331.526 Черевко Юлия Вячеславовна

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института Социологии РАН тел.: (903) 256-56-59

ПРОБЛЕМА САМОЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА [1]

Аннотация:

Основные проблемы, которые рассматриваются в статье, можно сформулировать следующим образом: самочувствие двух возрастных групп на рынке труда и в сфере занятости в посткри-зисных условиях. Можно выделить несколько направлений исследования в данной сфере: во-первых, желание и возможность заниматься бизнесом; во-вторых, это проблемы самореализации на основном и дополнительном месте работы; в-третьих, проблемы доходности места работы.

Ключевые слова:

самозанятость, молодежь, рынок труда, трудоустройство, предпринимательская деятельность.

Cherevko Yuliya Vyacheslavovna

Candidate of Sociology, senior researcher of Institute of Sociology RAS tel.: (903) 256-56-59

PROBLEM OF SELF-EMPLOYMENT OF YOUTH IN CONDITIONS OF REGION [1]

The summary:

The main problems discussed in this paper can be summarized as follows: well-being of the two age groups in the labor market and employment in the post-crisis conditions. You can select multiple lines of inquiry in this area: firstly, the desire and ability to do business, and secondly, the problems of selfrealization at the primary and secondary place of employment, and thirdly, the problem of profitability of the place of job.

Keywords:

self-employment, youth, labor, employment, entrepreneurial activity.

Проблема трудоустройства встает перед каждым молодым человеком еще в подростковом возрасте, когда решается вопрос о поступлении после окончания школы на работу или в вуз. Причем молодой человек решает при этом множество мелких проблем, используя накопленный им самим и его близкими жизненный опыт, ценностные ориентации и прочие нематериальные субстанции. Что немаловажно, многие выбирают для себя высшее образование, тем самым усугубляя и так сложную ситуацию на рынке труда. В последнее время все чаще говорят об избыточности числа специалистов с высшим образованием, о безработице среди выпускников вузов и дефиците квалифицированных рабочих кадров. Попытки исправить ситуацию не всегда приносят весомые плоды. Индивиды, которые пытаются избрать для себя самозанятость и предпринимательство, также сталкиваются с огромным количеством проблем как объективного, так и субъективного порядка.

Статья основывается на результатах исследования, проведенного в конце 2009 г. в Вологодской области [2].

Посмотрим на статистический фон данного исследования. Согласно статистическим данным на 1 января 2010 г., молодежь в возрасте от 20 до 34 лет составляла 25 % всего населения России [3]. В Вологодской области молодежь в возрасте от 20 до 34 лет составляла 24,6 % населения области. Из них 49,7 % мужчины и 50,3 % женщины. В изучаемом регионе молодежь составляет 46,8 % занятого населения (в России в целом этот процент составляет 47,7) [4]. Средний возраст занятого в экономике данного региона 39,7 лет, средний возраст безработного 34 года. Треть безработных в регионе составляют молодые люди от 18 до 29 лет [5]. Средняя продолжительность безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет - 4,3 месяца [6]. В составе занятого населения в данной возрастной группе можно выделить также студентов вузов - 16,4 % и учащихся средних профессионально-образовательных учреждений - 5,9 % [7].

Наше исследование было бы неполным без сравнения молодежной подгруппы с другими возрастными группами. Рассматривая проблему молодежной занятости, мы выделяем две основные группы: группу молодежи в возрасте от 18 до 34 лет и вторую - группу в возрасте от 35 до 64 лет.

Среди опрошенных 22,5 % составляют представители молодого поколения, из них 57 % девушки и 43 % юноши. Среди старшей возрастной группы соотношение мужчин и женщин 1:3, что вполне отражает демографическую ситуацию в России начала XXI в.

По уровню образования в обеих возрастных группах лидируют имеющие среднее специальное и незаконченное высшее образование. Но если в старшей возрастной группе изменений не предвидится, то молодежная группа может «похудеть» за счет тех, кто на момент опроса

являлся студентом вуза и через несколько лет закончит вуз. На втором месте - те, кто имеет высшее образование, на третьем месте - закончившие среднюю школу.

В обеих возрастных группах лидируют работники по найму. Собственное дело имеют 4 % представителей первой возрастной группы и 3 % - во второй. Если рассматривать отраслевой срез, то большинство респондентов работает в сфере торговли и общественного питания, а также в сфере услуг в целом (торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, здравоохранение, наука и просвещение, искусство и культура, ЖКХ). В непроизводственной сфере экономики занято в общем около 48 % из молодежной группы и 43 % из старшей группы, что отражает ситуацию в российской экономике в целом, где динамично развивается сфера услуг.

Что касается статусных характеристик опрошенных, то в обеих преобладают специалисты с высшим образованием, не имеющие подчиненных (49,2 и 37,8 % соответственно). Далее в молодежной группе идут квалифицированные рабочие (18,1 %) и руководители всех уровней (15 %), а в старшей группе - наоборот: на втором месте руководители (21,8 %), а на третьем -квалифицированные рабочие (21,3 %).

Основные проблемы можно сформулировать следующим образом: самочувствие двух возрастных групп на рынке труда и в сфере занятости в посткризисных условиях. Можно выделить несколько направлений исследования в данной сфере: во-первых, желание и возможность заниматься бизнесом; во-вторых, это проблемы самореализации на основном и дополнительном месте работы; в-третьих, проблемы доходности места работы.

Рассматривая ответы респондентов на вопрос о том, пытались ли они когда-нибудь открыть свой бизнес, можно увидеть, что процент тех, кто когда-то имел такое желание, составляет 10 % в молодежной группе и 5 % в старшей. Совершенно очевидно, что молодежь занимает в этом вопросе более активную позицию. Это, скорее всего, связано с тем, что молодым специалистам труднее, чем представителям старшей группы, найти хорошо оплачиваемую работу. Косвенно об этом сигнализирует ответ на вопрос о том, с чего бы они начали поиск работы. 21,3 % опрошенных молодых людей ответили, что они бы занялись предпринимательской деятельностью либо в знакомой, либо в незнакомой сфере с предварительным обучением. Среди старшей группы таких насчитывается 15,5 %. Также о намерении хорошо работать, но и иметь достойную зарплату говорит тот факт, что 89,4 % молодежи и 72 % представителей старшего поколения хотят иметь трудную, тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу. На вопрос, что имело значение при выборе работы, большинство респондентов в обеих группах назвали высокий заработок. Исходя из этого, интересно узнать, что же мешает современным молодым людям, по их мнению, создать свой бизнес, стать частным предпринимателем?

На вопрос, почему было прекращено дело, ответы распределились следующим образом (таблица 1).

Таблица 1 - Причины прекращения предпринимательской деятельности (в процентах по каждой группе)

Почему прекратили Ваше дело? (неальтернативный вопрос) Молодежь Старшее поколение

Это очень тяжело физически/я заболел [8] 0 5,4

Не хватило способностей и знаний 30 27

Не хватило стартового капитала 40 27

Замучили поборы, коррупция, рэкет 10 13,5

Замучили административные препоны 20 18,9

Замучила неаккуратность поставщиков, задержка платежей 13,3 2,7

Производимые товары не пользовались спросом 3,3 18,9

Мне предложили более доходную работу 10 8,1

У меня начались проблемы в семье 6,7 10,8

Не получал морального удовлетворения от своего бизнеса 16,7 13,5

Мне угрожали, на меня совершались нападения 0 2,7

Как видно из таблицы, на первый план выходят проблемы субъективного (зависящего от индивида) характера, такие как нехватка способностей и стартового капитала, возможно, как следствие первой причины. Но также велик процент отметивших, что в нашей стране открыть бизнес - дело не из легких. Для этого есть армия «бдительных и рачительных» чиновников, которые не допустят никаких нарушений. Этому способствует несовершенное законодательство в сфере частного предпринимательства. Это уже причины объективного (не зависящего от индивида) характера.

Интересно, что причины, по которым респонденты, не имеющие бизнеса, не хотят его открывать, носят также, в первую очередь, субъективный характер (таблица 2).

Таблица 2 - Причины нежелания заниматься собственным делом (в процентах по группам)

Причины (неальтернативные вопрос) Молодежь Старшая группа

Моя профессия не предполагает занятие бизнесом 21,9 20,9

Не знаю, как оформить свой бизнес 13,9 28,1

В моем городе все ниши уже заняты 5,7 5,2

Мне моя работа приносит неплохой доход 18 14,7

Бизнес - это большая ответственность 16 13

Нужно много работать и в результате потерять здоровье и семью 13,1 10,5

Вымогательство 7,7 6,5

Административные препоны 7,2 5,6

Все предприниматели живут на грани разорения 4,9 3,8

Нет связей для раскрутки бизнеса 20,9 12,3

Нет стартового капитала 32,7 20,8

Идейные, этические соображения 2,3 2,4

Не тот возраст 3,6 12,6

Из таблицы видно, что объективные причины не нашли поддержки среди опрошенных респондентов. Почему же респонденты склонны заниматься самокритикой, а не перекладывать вину на чужие плечи? Скорее всего, это свидетельствует о неготовности респондентов к занятию своим делом и страх перед неизвестностью.

Какой предстает работа в ответах наших респондентов? Посмотрим на ее основные характеристики.

Как мы уже отмечали, респонденты предпочитают трудную, тяжелую, но высокооплачиваемую работу. Вот как выглядят пять основных требований, которые респонденты предъявляют к работе (таблица 3).

Таблица 3 - Требования к работе

Ранг Молодежь Старшая группа

1 Высокий заработок

2 Нескучная, интересная работа Надежность места работы, низкая вероятность увольнения

3 Возможность чего-то достичь, научиться, в общем, вырасти над собой Хороший климат в коллективе, интересные люди

4 Надежность места работы, низкая вероятность увольнения Нескучная, интересная работа

5 Хороший климат в коллективе, интересные люди Хорошие условия труда

Как мы видим из таблицы, обе группы солидарны в том, что заработок должен быть большим, но далее два списка требований расходятся. Для молодежи свойственно желание самосовершенствоваться, самореализоваться на работе, а для старшей группы желательна стабильность, надежность работы, хороший климат на рабочем месте. В данном вопросе, как нигде, видны возрастные различия между поколениями «отцов» и «детей».

Следует отметить, что, помимо основного места работы, многие респонденты имеют и дополнительные занятия, приносящие им доход (диаграмма 1)

Диаграмма 1 - Наличие у респондентов дополнительного места работы (в %)

Как видно из диаграммы, треть респондентов имеют дополнительный источник дохода. Следует отметить, что вторичная занятость не носит постоянного характера. Такой вывод мы можем сделать на основании следующей диаграммы (диаграмма 2).

Диаграмма 2 - Частота вторичной занятости (в %)

Исходя из диаграммы, видно, что подработка у старшей группы более постоянна, чем у молодежи, которая перебивается случайными и сезонными заработками. Эта объясняется тем, что в молодежную группу входят учащиеся и студенты, которые работают чаще всего в каникулы, в свободное от учебы время.

Те же, кто не имеют дополнительную занятость, разделились в своем мнении о желании найти еще один источник дохода (диаграмма 3).

Диаграмма 3 - Распределение респондентов по желанию иметь подработку (в %)

Молодежь Старшая группа

Как видно из диаграммы, мнения молодых людей и представителей старшего поколения противоположны. Молодым людям в большей степени присуще желание найти дополнительную работу, подработку. Это понятно, так как уровень притязаний у молодых выше. Это связано также с материальным положением респондентов, которое они хотят улучшить.

Рассмотрим теперь структуру вторичной занятости. Известно, что подработка часто связана с основной работой, или даже происходит на основном рабочем месте параллельно. Так, работа на 1,5 ставки на основном месте работы может расцениваться как дополнительная занятость (таблица 3).

Таблица 4 - Структура дополнительной занятости (в % по группе) (неальтернативный вопрос)

Виды занятости Молодежь Старшая группа

Совместительство на основной работе 23 30,5

Вторая работа, не связанная с основной 31 23,2

Обучение детей и взрослых (репетиторство, тренинги и др.) 4 6

Оказание услуг населению и производство товаров на продажу 42,1 26,3

Торговля продукцией с приусадебного участка и дарами природы 27,8 44,3

Участие в общественных и спортивных мероприятиях, общественных работах 5,6 10,1

Работа, связанная с Интернетом 4,7 0,5

Как мы видим, структура дополнительной занятости в двух возрастных группах различается кардинально. Если у молодежи на первом месте оказание услуг населению и производство товаров на продажу, то у старшей возрастной группы - это торговля различными товарами. Далее в порядке убывания у молодых людей идут вторая работа, не связанная с основной, и торговля, а у старшего поколения - совместительство на основной работе и оказание услуг населению и производство товаров на продажу. Старшее поколение старается заработать, используя свои приусадебные участки, выращивая на них овощи и продавая излишки, а также собирая дары леса. Молодежь же больше опирается на свои знания и умения: оказывает услуги и производит товары на продажу.

Подводя итоги, можно сказать, что сравнение двух возрастных групп вполне оправдано, так как в некоторых случаях возраст играет решающую роль в ответах на поставленные вопросы. Старшая возрастная группа стала своего рода контрольной при анализе полученных в ходе исследования результатов. Молодежь более открыта изменениям, обладает большим инновационным потенциалом, но в то же время мало кто из молодых опрошенных выбирает самозанятость, предпринимательство, хотя уровень безработицы в молодежной среде достаточно высок. Многие просто недооценивают свои возможности и косвенно высказывают недоверие государственным программам, которые гарантируют помощь в создании собственного бизнеса и даже предполагают выделение средств на его организацию, хотя некоторое недовольство своей жизнью они все-таки испытывают. Достаточно распространены так называемые «нелегали-зованные» формы бизнеса. Когда респондент признается, что подрабатывает тем, что производит товары на продажу или оказывает услуги населению, он тем самым показывает, что занимается индивидуальным предпринимательством, только его дело нигде не оформлено, не имеет официального статуса, а следовательно, с прибыли не платятся налоги, не идут отчисления в различные фонды. Вывод напрашивается один: в России много хороших и дельных программ развития, только не появилась пока культура исполнения.

Ссылки:

1. Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект 1.

№ 10-03-00079а.

2. В ходе исследования были опрошены 1 722 чело- 2.

века. Использовалась случайная двухступенчатая кластерная территориальная выборка домохозяйств. Исследование выполнено при финансовой поддержке Института общественного проектирования (проект 087/К «Сравнительное исследование специфики сознания и уровня активности горожан и жителей села на примере Вологодской области», рук. проекта д. психол. н. И.Г. Дубов).

3. Рассчитано по: Российский статистический ежегод- 3.

ник-2010. 11Р1_: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/ IssWWW.exe/Stg/d 1 /04-06.1^т

4. Рассчитано по 11Р1_: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/ 4.

IssWWW.exe/Stg/d720/i700006r.html

5. 11Р1_: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_14p/IssWWW.exe/ 5.

Stg/d01/04-08.htm

6. 11Р1_: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/IssWWW.exe/ 6.

Stg/d720/i700007r.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Рассчитано по 11Р1_: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/ 7.

IssWWW.exe/Stg/d720/i700011 r.html

8. Курсивом выделены субъективные причины пре- 8.

кращения предпринимательской деятельности.

References (transliterated):

The article is prepared with the support of RHSF, project number 10-03-00079a.

During the study there were interviewed 1722 people. We used a random sample of territorial staged cluster of households. The study was sponsored by the Institute of Public Projects (project 087/K “The comparative study of consciousness and the specific activity level of the citizens and residents of the village as an example of the Vologda region”, the head of the project doctor of Psychology Dubov I.G.).

Calculated by: Rossiyskiiy statisticheskiy ezhegodnik-2010. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/

I ssWWW. exe/Stg/d 1 /04-06. htm

Calculated by: URL: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/

IssWWW.exe/Stg/d720/i700006r.html

URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_14p/IssWWW.exe/

Stg/d01/04-08.htm

URL: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/IssWWW.exe/ Stg/d720/i700007r.html

Calculated by: URL: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/ IssWWW.exe/Stg/d720/i700011 r.html Subjective reasons for the termination of business activity are pointed by italic type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.