Научная статья на тему 'Формы и виды молодежной занятости в региональном контексте'

Формы и виды молодежной занятости в региональном контексте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
283
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / ДОХОДНОСТЬ РАБОТЫ / LABOR MARKET / AGE GROUPS / PROBLEMS OF MAKING A CAREER / WORK YIELD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черевко Юлия Вячеславовна

В статье рассматривается поведение двух возрастных групп на рынке труда и в сфере занятости в посткризисных условиях. Можно выделить несколько направлений исследований в данной сфере: желание и возможность заниматься бизнесом; проблемы самореализации на основном и дополнительном местах работы; проблемы доходности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Forms and Types of Youth Employment in the Regional Context

The main problems discussed in the article are: the state of two age groups in the labor market and their employment chances under post-crisis conditions. Several lines of research can be singled out in this sphere: first, the people's desire and opportunities to do business; second, the problems of making a career on the main and extra jobs; third, the problems of work yield.

Текст научной работы на тему «Формы и виды молодежной занятости в региональном контексте»

ФОРМЫ И ВИДЫ МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ*

Ю.В. Черевко

Центр исследований социальной структуры и социального расслоения Институт социологии РАН ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5, Москва, Россия, 117259

В статье рассматривается поведение двух возрастных групп на рынке труда и в сфере занятости в посткризисных условиях. Можно выделить несколько направлений исследований в данной сфере: желание и возможность заниматься бизнесом; проблемы самореализации на основном и дополнительном местах работы; проблемы доходности работы.

Ключевые слова: рынок труда, возрастные группы, проблемы профессиональной самореализации, доходность работы.

В последнее время специалисты все чаще говорят об избыточности числа специалистов с высшим образованием на рынке, о безработице среди выпускников вузов и дефиците квалифицированных рабочих кадров. Попытки исправить ситуацию не всегда приносят весомые плоды: те, кто выбирают для себя самозанятость и предпринимательство, также сталкиваются с огромным количеством проблем как объективного, так и субъективного порядка.

Настоящая статья основана на результатах исследования, проведенного в конце 2009 г. в Вологодской области (1). Согласно статистическим данным на 1 января 2010 г., молодежь в возрасте от 20 до 34 лет составляла 25% всего населения России (2). В Вологодской области молодежь в том же возрастном диапазоне составляла 24,6% населения, из них 49,7% — мужчины, 50,3% — женщины. В изучаемом регионе молодежь составляет 46,8% занятого населения; в России в целом этот процент составляет 47,7% (3). Средний возраст занятого населения в экономике региона — 39,7 лет, средний возраст безработного — 34 года. Треть безработных в регионе составляют молодые люди от 18 до 29 лет (4). Средняя продолжительность безработицы среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет — 4,3 месяца (5). В составе занятого населения в данной возрастной группе можно выделить также студентов вузов — 16,4% и учащихся средних профессионально-образовательных учреждений — 5,9% (6).

Исследование было бы неполным без сравнения молодежной подгруппы с другими возрастными подгруппами. Рассматривая проблему молодежной занятости, мы выделяем две основные группы: молодежь в возрасте от 18 до 34 лет и группу в возрасте от 35 до 64 лет. Среди опрошенных 22,5% составляют представители молодого поколения, из них 57% — девушки и 43% — юноши. Среди старшей возрастной группы соотношение мужчин и женщин 1 : 3, что вполне отражает демографическую ситуацию в России начала XXI в. По уровню образования в обеих возрастных группах первое место занимают лица, имеющие среднее специальное и незаконченное высшее образование. Но если в старшей возрастной группе изме-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 10-03-00079а.

нений не предвидится, то молодежная группа может «похудеть» за счет тех, кто на момент опроса являлся студентом вуза и через несколько лет его закончит. На втором месте — лица с высшим образованием, на третьем — с общим средним.

В обеих возрастных группах лидируют работники по найму. Собственное дело имеют 4% первой возрастной группы и 3% — второй. Если рассматривать отраслевой срез, то большинство респондентов работает в сфере торговли и общественного питания, в сфере услуг в целом (торговля и общественное питание, бытовое обслуживание, здравоохранение, наука и просвещение, искусство и культура, ЖКХ). В непроизводственной сфере экономики занято около 48% молодежи и 43% представителей старшей группы, что отражает ситуацию в российской экономике в целом, где динамично развивается сфера услуг. Что касается статусных характеристик опрошенных, то в обеих группах преобладают специалисты с высшим образованием, не имеющие подчиненных (49,2% и 37,8% соответственно); далее в молодежной группе идут квалифицированные рабочие (18,1%) и руководители всех уровней (15%), в старшей группе, наоборот, — на втором месте руководители (21,8%), на третьем — квалифицированные рабочие (21,3%).

Ответы респондентов на вопрос, пытались ли они когда-нибудь открыть свой бизнес, показывают, что те, кто когда-то имел такое желание, составляют 10% в молодежной группе и 5% в старшей. Совершенно очевидно, что молодежь занимает в этом вопросе более активную позицию. Это, скорее всего, связано с тем, что молодым специалистам труднее, чем представителям старшей группы, найти хорошо оплачиваемую работу. Косвенно это подтверждает ответ на вопрос, с чего бы они начали поиск работы: 21,3% опрошенных молодых людей ответили, что занялись бы предпринимательской деятельностью либо в знакомой, либо в незнакомой сфере с предварительным обучением; среди старшей группы таких насчитывается 15,5%. Также о намерении иметь хорошую работу и достойную зарплату говорит то, что 89,4% молодежи и 72% представителей старшего поколения готовы иметь трудную, тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу. На вопрос, что имело значение при выборе работы, большинство респондентов в обеих группах назвали высокий заработок. В связи с этим интересно узнать, что же мешает современным молодым людям, по их мнению, создать свой бизнес, стать частным предпринимателем?

На вопрос, почему было прекращено их собственное дело, были получены следующие ответы (табл. 1).

Таблица 1

Причины прекращения предпринимательской деятельности

(в % по каждой группе)

Почему прекратили ваше дело? (неальтернативный вопрос) Молодежь Старшее поколение

Это очень тяжело физически/я заболел* 0 5,4

Не хватило способностей и знаний 30 27

Не хватило стартового капитала 40 27

Замучили поборы, коррупция, рэкет 10 13,5

Замучили административные препоны 20 18,9

Замучила неаккуратность поставщиков, задержка платежей 13,3 2,7

Производимые товары не пользовались спросом 3,3 18,9

Окончание

Почему прекратили ваше дело? (неальтернативный вопрос) Молодежь Старшее поколение

Мне предложили более доходную работу 10 8,1

У меня начались проблемы в семье 6,7 10,8

Не получал морального удовлетворения от бизнеса 16,7 13,5

Мне угрожали, на меня совершались нападения 0 2,7

*Здесь и далее курсивом выделены субъективные причины прекращения предпринимательской деятельности.

Как видно из таблицы, на первый план выходят проблемы субъективного (зависящего от индивида) характера, такие как нехватка способностей и стартового капитала (возможно, как следствие первой причины). Также велик процент отметивших, что в нашей стране открыть бизнес — дело не из легких: существует армия «бдительных и рачительных» чиновников, которые не допустят никаких нарушений; ей «помогает» несовершенное законодательство в сфере частного предпринимательства. Это уже причины объективного (не зависящего от индивида) характера.

Интересно, что причины, по которым респонденты, не имеющие собственного бизнеса, не хотят его открывать, носят также в основном субъективный характер (табл. 2).

Таблица 2

Причины нежелания заниматься собственным делом

(в % по группам)

Причины (неальтернативный вопрос) Молодежь Старшая группа

Моя профессия не предполагает занятие бизнесом 21,9 20,9

Не знаю, как оформить свой бизнес 13,9 28,1

В моем городе все ниши уже заняты 5,7 5,2

Мне моя работа приносит неплохой доход 18 14,7

Бизнес — это большая ответственность 16 13

Нужно много работать и в результате потерять здоровье и семью 13,1 10,5

Вымогательство 7,7 6,5

Административные препоны 7,2 5,6

Все предприниматели живут на грани разорения 4,9 3,8

Нет связей для раскрутки бизнеса 20,9 12,3

Нет стартового капитала 32,7 20,8

Идейные, этические соображения 2,3 2,4

Не тот возраст 3,6 12,6

Из таблицы видно, что объективные причины не нашли отражения в ответах респондентов. Почему же респонденты склонны заниматься самокритикой, а не перекладывать вину на чужие плечи? Скорее всего, это свидетельствует о неготовности респондентов к занятию своим делом и страхе перед неизвестностью.

Какой предстает работа в ответах наших респондентов? Посмотрим на ее основные характеристики: опрошенные предпочитают трудную, тяжелую, но высокооплачиваемую работу. Вот как выглядят пять основных требований, которые респонденты предъявляют к работе (табл. 3).

Таблица 3

Требования к работе

Ранг Молодежь Старшая группа

1 Высокий заработок

2 Нескучная, интересная работа Надежность места работы, низкая вероятность увольнения

3 Возможность чего-то достичь, научиться, вырасти над собой Хороший климат в коллективе, интересные люди

4 Надежность места работы, низкая вероятность увольнения Нескучная, интересная работа

5 Хороший климат в коллективе, интересные люди Хорошие условия труда

Как видно из таблицы, обе группы солидарны в том, что заработок должен быть высоким, но далее два списка требований расходятся. Молодежи свойственно желание самосовершенствоваться, самореализовываться на работе; старшая группа в большей степени ориентирована на стабильность, надежность работы, хороший климат на рабочем месте. В данном вопросе, как нигде, видны возрастные различия между поколениями «отцов» и «детей».

Помимо основного места работы, многие респонденты имеют дополнительные занятия, приносящие им доход — около трети опрошенных в каждой возрастной группе (рис. 1).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Молодежь Старшая группа

Рис. 1. Наличие у респондентов дополнительного места работы (%)

Однако вторичная занятость не носит постоянного характера (рис. 2): подработка в старшей группе более постоянна, чем у молодежи, которая перебивается случайными и сезонными заработками. Эта объясняется тем, что в молодежную группу входят учащиеся и студенты, которые работают чаще всего в каникулы, в свободное от учебы время.

Рис. 2. Частота вторичной занятости (%)

Те же, кто не вовлечен во вторичную занятость, разделились в своих оценках готовности найти еще один источник дохода (рис. 3).

Затрудняюсь ответить

Рис. 3. Распределение респондентов по желанию иметь подработку (%)

Как видно из диаграммы, мнения молодых людей и представителей старшего поколения противоположны: молодежи в большей степени присуще желание найти дополнительную работу, подработку. Это понятно, так как у молодых людей более высокий уровень притязаний. Это связано также с материальным положением респондентов, которое они хотят улучшить.

Рассмотрим структуру вторичной занятости. Известно, что подработка часто связана с основной работой или даже происходит на основном рабочем месте. Например, работа на 1,5 ставки на основном месте работы может расцениваться как дополнительная занятость (табл. 3).

Таблица 3

Структура дополнительной занятости

(в % по группе; неальтернативный вопрос)

Виды занятости Молодежь Старшая группа

Совместительство на основной работе 23 30,5

Вторая работа, не связанная с основной 31 23,2

Обучение детей и взрослых (репетиторство, тренинги и др.) 4 6

Оказание услуг населению и производство товаров на продажу 42,1 26,3

Торговля продукцией с приусадебного участка и дарами природы 27,8 44,3

Участие в общественных и спортивных мероприятиях, общественных работах 5,6 10,1

Работа, связанная с Интернетом 4,7 0,5

Структура дополнительной занятости в двух возрастных группах различается: у молодежи на первом месте — оказание услуг населению и производство товаров на продажу, у старшей возрастной группы — торговля различными товарами. Далее в порядке убывания у молодых людей идет вторая работа, не связанная с основной, и торговля, а у старшего поколения — совместительство на основной работе, оказание услуг населению и производство товаров на продажу. Старшее поколение старается заработать, продавая излишки овощей, выращенных на своих приусадебных участках, а также дары леса. Молодежь больше опирается на свои знания и умения: оказывает услуги и производит товары на продажу.

Что касается материального положения опрошенных, то по уровню благосостояния респонденты распределились следующим образом (рис. 4).

Высокодоходная Среднедоходная Низкодоходная

Рис. 4. Распределение респондентов по доходным группам (%)

Большинство молодых людей и представителей старшего поколения находятся в среднедоходной группе, но в высокодоходном сегменте оказалось больше молодежи, чем представителей старшего поколения. В низкодоходной группе сложилась обратная ситуация. В целом, респонденты довольно оптимистично оценивают свое материальное состояние: только 1,6% молодежи и 5,3% представителей старшего поколения считают его бедственным; 65,5% молодежи и 46,7% респондентов старшей возрастной группы говорят о том, что не все идет так хорошо, как хотелось бы, но им удается преодолевать трудности. Многие опрошенные констатируют, что жить трудно, но пока еще можно терпеть (таких несколько больше в старшей возрастной группе).

Итак, сравнение двух возрастных групп оказалось вполне оправданным, так как в некоторых ситуациях возраст играет решающую роль в ответах на поставленные вопросы. Старшая возрастная группа стала своего рода контрольной при анализе результатов, полученных в ходе исследования. Молодежь более открыта изменениям, обладает большим инновационным потенциалом, но в то же время мало кто из молодых респондентов выбирает самозанятость, предпринимательство, хотя уровень безработицы в молодежной среде достаточно высок. Многие просто недооценивают свои возможности и косвенно высказывают недоверие государственным программам, которые гарантируют помощь в создании собственного бизнеса и даже предполагают выделение средств на его организацию. Среди опрошенных достаточно распространены так называемые нелегализованные формы бизнеса: когда респондент признается, что подрабатывает тем, что производит товары на продажу или оказывает услуги населению, он тем самым показывает, что занимается индивидуальным предпринимательством, только это юридически не оформлено, не имеет официального статуса, а следовательно, с прибыли не платятся налоги, не идут отчисления в различные фонды. Вывод напрашивается один: в России много хороших программ развития, но их выполнение затрудняется в силу, скорее всего, объективных причин: несколько десятилетий государство чаще обманывало, чем говорило правду и оказывало поддержку, и только в последние годы мы видим, что оно поворачивается к нам лицом, но сила инерции еще велика.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) В ходе исследования было опрошено 1722 человека. Использовалась случайная двухступенчатая кластерная территориальная выборка домохозяйств. Исследование выполнено при финансовой поддержке Института общественного проектирования (проект 087/К «Сравнительное исследование специфики сознания и уровня активности горожан и жителей села на примере Вологодской области». Руководитель проекта — доктор психол. наук И.Г. Дубов).

(2) Рассчитано по: Российский статистический ежегодник-2010 // http://www.gks.ru/bgd/ regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d1/04-06.htm

(3) Рассчитано по: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/IssWWW.exe/Stg/d720/i700006r.html

(4) Рассчитано по: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_14p/IssWWW.exe/Stg/d01/04-08.htm

(5) Рассчитано по: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/IssWWW.exe/Stg/d720/i700007r.html

(6) Рассчитано по: http://vologdastat.ru/bgd/egegodnik/IssWWW.exe/Stg/d720/i700011r.html

THE FORMS AND TYPES OF YOUTH EMPLOYMENT IN THE REGIONAL CONTEXT

Yu.V. Cherevko

The Center for the research of the social structure and social stratification Sociology Institute, RAS

Krzhizhanovsky str., 24/35, block 5, Moscow, Russia, 117259

The main problems discussed in the article are: the state of two age groups in the labor market and their employment chances under post-crisis conditions. Several lines of research can be singled out in this sphere: first, the people's desire and opportunities to do business; second, the problems of making a career on the main and extra jobs; third, the problems of work yield.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: labor market, age groups, problems of making a career, work yield.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.