Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочнева Любовь Валентиновна

В статье обоснованы более высокие требования к специалисту с высшим образованием, ориентированные на осознание себя в профессии. Проведенное исследование позволило предложить подходы к психологической подготовке студентов технических вузов, которые сделают возможным воспитание гражданственности и формирование профессионально важных качеств, осознание личностного значения профессионального содержания будущей деятельности в контексте жизненного пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

УДК: 371.132:378

ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Л.В. КОЧНЕВА

В статье обоснованы более высокие требования к специалисту с высшим образованием, ориентированные на осознание себя в профессии. Проведенное исследование позволило предложить подходы к психологической подготовке студентов технических вузов, которые сделают возможным воспитание гражданственности и формирование профессионально важных качеств, осознание личностного значения профессионального содержания будущей деятельности в контексте жизненного пути.

Актуальность развития самосознания у студента вуза определяется обострением противоречия между требованиями к развитию личности профессионала, его самосознанию, профессионально важным качествам, качествам гражданственности с одной стороны, и остающейся традиционной системой профессионального обучения, его содержанием, используемыми методами, формой организации - с другой.

Особенно остро это противоречие обнаруживается в системе образования технических вузов. Практически отсутствуют формы психологического обеспечения подготовки самосознания студентов, тогда как политические, экономические и социальные преобразования общества диктуют высокие требования к специалисту с высшим образованием, ориентированные на осознание себя в профессии.

Таким образом, усиливается необходимость системного психологического подхода к организации специальной общегуманитарной и психологической подготовки в высшем профессиональном техническом образовании, который сделает возможным рассмотрение способов осознания личностью содержания профессиональной деятельности в их взаимосвязи и единстве.

Проблема изучения сознания и самосознания - одна из важнейших в современной психологии вообще и в отечественной в частности. Самосознание в отечественной психологии принято рассматривать «не как некоторый самостоятельный процесс, существующий наряду или параллельно с сознанием», пишет Б.Ф.Ломов [1, с.188]. Интерес вызывает одна из важнейших характеристик (свойств) связывающая сознание и самосозхнание - рефлексивность. «Самая возможность ее возникновения у индивида складывается в процессе познания окружающего мира (особенно общества), овладения исторически сложившимися деятельностями и способами общения с другими людьми, а соответственно и идеальной формой отражения. Рефлексивность сознания возникает только на уровне идеальной формы отражения действительности» [1, с.188]. Она позволяет абстрактно выделить самосознание как более высокий уровень процесса осознанного психического отражения бытия, позволяет подойти к рассмотрению динамики этого процесса, к тем законам, которым он подчиняется.

С точки зрения Б.Ф.Ломова самосознание как составляющая сознания, характеризуется внутренним знанием или убеждением, которое выражается в понимании и оценке своих собственных состояний, способностью человека как бы создавать самое себя за счет интериоризации наблюдений и действий, осуществляемых по отношению к нему другими людьми [1, с.173-175].

Формирование сознания личности как «психологического механизма» включает индивидуальное бытие в жизнь общества [2]. Как обосновал Л.С.Выготский, «все высшие психические функции суть интериоризированные отношения социального порядка» и любая функция «появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом -психологическом...» [3, с.197-198].

Анализ научно-психологической литературы, посвященной изучению проблем самосознания, развития способности самосознания позволил сделать заключение, что в психологии нет единого взгляда на содержание механизмов самосознания личности.

Самосознание представлено внутренним знанием (пониманием) и оценкой психических состояний, когда в фокусе внимания субъекта находится его внутренний мир (И.С.Кон, [4]); более высоким уровнем (чем сознание) процесса осознанного психического отображения действительности (Б.Ф.Ломов, К.Роджерс, [1; 5]); поиском эмоциональной связи с объектом (З.Фрейд), необходимых условий сохранения здоровья, принятием социальной роли и учетом реагирования других (Э.Эриксон, [7]); поиском и познанием личностью своей «Я-концепции» и идентичности (Л.С.Выготский, А.Г.Спиркин [3; 8]) как своего предназначения, где главную роль играют высшие ценности, морально-нравственная целостность и стабильность (А.Маслоу, В.П.Зинченко, Б.С.Братусь [9; 10; 11]); процессом сознательных

изменений в себе и регуляцией поведения в социуме (В.В.Столин, М.Вебер, А.Д.Глоточкин [12; 13; 14]).

В результате анализа литературных источников представление о компонентах самосознания нами связывается с процессом осознания личностного смысла компонентов сознания как высших ценностей в контексте жизненного пути (для студентов - осознание себя в профессиональной деятельности). Отмечена необходимость целенаправленного развития самосознания как способа создавать себя [1].

Работая с самосознанием становится важным рассмотрение способностей в профессиональном обучении, так как именно они формируют самосознание.

Развитие способностей в профессиональном обучении многими учеными рассматривается как формирование профессионально важных качеств: личностных, интеллектуальных, психофизиологических и физиологических. Личностные и интеллектуальные качества выступают как базовые для развития сознания, как бытийного, так и духовного. В духовном сознании заложена надежность и эффективность деятельности [16; 17]. Деятельность духовного сознания раскрывает резервы человека, которые используются в дальнейшем развитии. Целью человеческой жизни становится реализация заложенных возможностей через обучение, целенаправленное развитие и воспитание, а главным результатом высшего образования - формирование жизненных ориентиров и воспитание духовных способностей, определяющих поступки личности.

В результате анализа литературных источников выявлено, что понятие духовности содержит как внутреннюю культуру, так личностную и профессиональную зрелость [16; 17]; представляет глубинную суть человека, включающую в себя представление о смысле жизни, счастье, нравственные ценности, совесть, высшие чувства и интеллект, идеи, верования [15]. Это работа личности над собой, творение самого себя [18]. Проявление духовности связано с осмыслением жизни [19], что предполагает осознание способности выражения себя в ее формах [2]. Воспитание духовности связано с формированием профессиональной мотивации, осознанием профессионально важных качеств и способов самоактуализации.

МЕТОДИКА

Для решения проблемы нахождения соответствия самосознания обучающихся с теми представлениями о качественном образовании, которые существуют в обществе, были использованы диагностические методики оценки ценностных ориентваций (М.Рокича), профессиональной пригодности (Е.А.Климова), личностных ориентаций (Э.Шостром).

Данные методики обладают надежностью, достоверностью и валидностью. Они предполагают решение этой проблемы с позиций личностно-ориентированного подхода [1; 14; 15; 27; 28; 29; 30; 31; 32; 33], предполагающего, как показывает В.В.Сериков [21] и другие авторы, что обучаемый должен освоить опыт осуществления специфических личностных функций: самоопределения, рефлексии, волевой регуляции, ответственности, автономности, избирательности.

Принципы личностно-деятельностного подхода позволили обозначить ориентиры и методы для разработки психологических условий формирования самосознания студентов вузов. Личностно-деятельностный подход рассмотрен как условие гуманизации образования, развития абстрактного мышления, обобщения, анализа и планирования в учебной деятельности [27; 33; 35], учитывающий встречную активность двух субъектов в сфере организации учебной деятельности: преподаватель-студент. Высшее образование рассматривается как ступень организации общественной формы развития субъективности, адекватной особенностям эпохи юности [32].

Нами было проведено исследование с целью выявления психологических условий развития самосознания и определения содержания, методов и способов организации его формирования у студентов технических вузов в контексте совершенствования профессиональной подготовки.

Исследование проводилось в Московском авиационном институте. Всего в исследованиях приняло участие 385 человек. Из них 64 человека профессорско-преподавательского состава и 321 студентов 2-4 курсов. Представлялось интересным исследование самосознания студентов как личностного психического образования. Предметом исследования послужили особенности организации психолого-педагогической системы развития самосознания студентов технических вузов в условиях учебной деятельности.

Нами было предположено, что целенаправленное развитие самосознания студентов способствует оптимизации их профессиональной подготовки и обеспечивается внедрением в учебный процесс специальной программы «Психология развития самосознания», направленной на осознание личностью студента себя в отношении к будущей профессии.

Мы основывались на том, что: 1. Воспитательная работа и психологическая подготовка студентов должны рассматриваться как специально организованный целенаправленный процесс, определяющий совершенствование обучения и эффективность развития самосознания через изменение личностной ориентации, направленность на воспитание профессионально важных качеств, мотивацию на достижение успешности в учебной деятельности, осознание себя в профессиональном обучении и повышение успеваемости в вузе;

2. Полученные нами эмпирические данные, анализ содержания гуманитарных дисциплин и характеристик портрета выпускника студентами и преподавателями, методических основ учебных программ, способов и средств подготовки студентов свидетельствуют, что целенаправленное развитие самосознания в условиях учебной деятельности является важнейшим фактором профессионального образования. Оно требует повышенного внимания, специальной ориентации учебных программ в техническом вузе на воспитание у студентов гражданственности, личностных и других профессионально важных качеств;

3. Основным способом усовершенствования психолого-педагогической работы для оптимизации профессиональной подготовки студентов предлагается внедрение авторских программ. Программа «Психология развития самосознания» для студентов и преподавателей направлена на осознанное формирование морально-нравственного состояния, гражданственности и профессионально важных качеств, представления профессионального содержания будущей деятельности и себя в профессии. Программы дополнительной подготовки преподавателей по развитию самосознания студентов имеют методическую направленность.

Обработка эмпирического материала проведена с использованием стандартных статистических процедур. Для установления достоверности различий использовались критерии с-квадрат, Спирмена, Стьюдента, Колмогорова-Смирнова и Вилкоксона. Оценка значимости полученных результатов проводилась на уровне 0,05 и 0,001.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования было выявлено, что психологические условия развития самосознания включают:

- представление самосознания как резерва психического развития в профессиональном обучении;

- потребность постоянного развития самосознания как основы психического и физического здоровья, играющего важную роль в профессиональной деятельности;

- осознание методов целенаправленного развития самосознания как способов интеллектуального развития и воспитания профессионально важных качеств;

- участие профессорско-преподавательского состава в формировании ценностных ориентаций, воспитании гражданственности и личностно-профессиональных качеств.

В результате исследования было установлено, что профессиональное обучение в высшей школе находится в прямой зависимости от личностного осознания профессионального содержания будущей деятельности. Профессионально важные качества, гражданственность,

нравственность в процессе обучения и будущей деятельности выступают в качестве содержательного аспекта развития самосознания студентов вузов и является предметом практической психологии. На основе анализа представлений портрета выпускника профессорско-преподавательским составом и студентами, личностной ориентации студентов выявлены наиболее эффективные методы развития самосознания, что позволит разработать учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей, специальные программы для психолого-педагогической подготовки преподавателей, ориентированные на формирование личностной, интеллектуальной и психофизиологической сфер будущего профессионала.

Проведенное исследование выявило противоречия между современными требованиями к развитию личности профессионала и сложившейся системой профессионального обучения в техническом вузе. Содержательно эти противоречия нашли выражение в следующем:

- с оной стороны, наличие мотивации у студентов познания себя и других, умения плодотворно общаться, управлять эмоциями и поведением, с другой стороны - отсутствие мотивации на системность и целостность гуманитарных знаний из-за несформированности значимости психолого-педагогических наук для будущего специалиста с высшим образованием как субъекта деятельности;

- с одной стороны, понимание необходимости у будущего профессионала высоких моральных и нравственных качеств, гражданственной позиции, с другой - отсутствие у преподавателей единогласия по поводу воспитания и формирования таких качеств в вузе и достаточная психолого-педагогическая подготовка для этого (у более 60% опрошенных преподавателей технических дисциплин);

- сформированность качеств гражданственности, представления себя в профессии и долговременной профессиональной мотивации, специальных способности и профессиональных навыков у выпускников оценены преподавателями не более чем на 50%, а студентами - около 90%. По-разному выглядят оценки преподавателей в зависимости от занимаемой должности, технического или гуманитарного профиля преподавания (рис.1а, 1б);

- расходятся мнения преподавателей и студентов в оценке значимых ценностей и возможности их реализации в учебном процессе (р=0,01); значимые в жизни ценности студентами ранжируются иначе в ситуации учебной деятельности (р=0,05 по критериям Колмогорова-Смирнова, Спирмэна, Вилкоксона) (рис. 1в).

Недостатком общегуманитарной и психологической подготовки в системе высшего технического образования является отсутствие целенаправленных программ развития личности как будущего профессионала, его профессионального самосознания. Содержательно это выразилось в следующем:

- портрет современного выпускника (профессионально важные качества, ценностные ориентации, развитие мотивации) недостаточно представлен в сознании преподавателей; они не видят необходимости формирующих воздействий, направленных на личностное развитие студентов; содержательная представленность этой проблемы у преподавателей расходится с ожиданиями студентов;

- студенты технических вузов оказываются «свободными» от целенаправленного воспитательного влияния;

- личностный подход в подготовке специалиста технического профиля в высшем профессиональном обучении полностью не реализуется;

- уровень осознания студентами учебно-воспитательного процесса не соответствует требованиям высшего образования;

Результативность системы психологического обеспечения профессионального обучения студентов в техническом вузе способствует такой инновации учебно-воспитательного процесса, как смена ценностных ориентаций студентов в виде психологической установки на теоретические дисциплины, являющимися основой формирования мироощущения профессионального труда, самосознания интеллектуальной сути своей профессии.

ВЫВОДЫ:

В ходе исследования были выявлены особенности и условия развития самосознания студентов вузов через оценку компонентов самосознания: ценностные установки, самооценки, самоконтроль и самовоспитание. Самосознание является ведущим фактором формирования морально-нравственного, социального и профессионального самоопределения.

На основе полученных данных может быть сформирована программа развития самосознания, которая позволит констатировать не только более высокие показатели обучения, но и их влияние на ценностные ориентации студентов, показатели личностной ориентации, мотивацию на достижение успешности в учебной деятельности, способствующие обеспечению положительного результата.

Список литературы:

1. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал, 1980, Т.1, №1, с.8-21.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. - Собр. соч. М.: Педагогика, 1983, т.3, с. 6-328.

4. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

5. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты.-М.: МГУ, 1986.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1991.

7. Эриксон Э.Г. Юность: кризис идентичности. - М., 1996.

8. Спиркин А.Г. Происхождение сознания. - М., 1961.

9. Маслоу А. Психология бытия. - Изд-во: «Рефл-бук» и «Ваклер», 1997.

10. Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии, 2002, №2.

11. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. - М.: Изд. "Знание", 1977.

12. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

13. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990, с.602-630.

14. Глоточкин А.Д. О задачах социальной психологии // Социальная психология и практика (Избранные публикации). - Уфа, 2001, с.4-7.

15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

16. Пономаренко В.А. Созидательная психология. - М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000.

17. Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Психолого-педагогические основы

профессиональной подготовки летного состава. - М., 2000.

18. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2001.

19. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1959.

20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001.

21. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия Российской Академии образования, 1999, № 3, с. 33-41.

22. Пономаренко В.А. Созидательная психология. - М.-Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000.

23. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001.

24. Климов Е.А. Психология. - М., 1997.

25. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЕ, 2001.

26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. - М., 1983.

27. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. Петровского А.В. - М., 1989.

28. Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы. Психологический журнал, 1984, т.5, № 6.

29. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.

30. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002.

31. Гандер Д.В. Методическая инфраструктура образовательной среды в опасных профессиях // "Вестник МГПУ" № 1 (4), - М., 2003, с. 111-116.

32. Тюков А.А. Психолого-педагогические основы мастерства учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. - М.: Изд-во «Жизнь и мысль», 2003, № 1 (4), с.14-29.

33. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М., 1994.

34. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В.А.Бодрова. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

35. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под общей редакцией Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 1991, с.8-22.

36. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М.: Аспект Пресс, 1995.

Сведения об авторе:

Кочнева Любовь Валентиновна - старший преподаватель кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (Государственного технического университета).

SELF-CONSCIOUSNESS, PSYCHOLOGICAL CONDITIONS AND METHODS OF ITS DEVELOPMENT WITHIN EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

L.V.KOCHNEVA

Higher requirements to specialists with higher education who are guided on realization themselves in profession are founded in the article. Carried out research let us suggest approaches to psychological preparation of technical university students that will make citizenship development and formation of professionally important qualities, personal value realization of professional maintenance offuture activity during the course of life possible.

100

90

£ 80 70

60

К 50

^ 40

нде 30

рС 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

0

а) Возможность формирования у студентов:

1. Качеств гражданственности

2. Представления себя в профессии

б) Оценка качеств выпускника:

1. Профессиональная мотивация 2. Специальные способности 3. Профессиональные навыки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

| □ Студенты □ Преп-гум □ Преп-тех |

в) Оценка инструментальных ценностей выпускника (по М.Рокичу):

1. Образованность 5. Твердая воля 9. Исполнительность 13. Терпимость 17. Чуткость

2. Ответственност 6. Самоконтроль 10. Смелость 14. Честность 18. Непримиримость

3. Рационализм 7. Воспитанность 11. Аккуратность 15. Эффективность в делах

4. Независимость 8. Широта взгляда 12. Жизнерадостность 16. Высокие запросы

Рис. 1. Представленность портрета выпускника в сознании студентов и преподавателей

2

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.