Научная статья на тему 'Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России'

Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережная Евгения Викторовна

В статье анализируются институциональные особенности саморегулирования предпринимательства и проблема их самонастройки. Рассматривается деловая среда и ее составляющие, а также значение институтов для инновационной экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России»

УДК 33

Бережная Евгения Викторовна

кандидат экономических наук, доцент

кафедры экономики, управления и

финансового права Армавирского

института социального образования (филиал) РГСУ

Janeberezh@yandex. ru

Evgenia V. Berezhnaya

Candidate of Economic Sciences, associate

professor of economy, management and financial

right of Armavir institute of social education RGSU (branch)

Janeberezh@yandex .ru

ПРОБЛЕМА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

PROBLEM OF SELF-REGULATION OF BUSINESS IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE ECONOMY OF RUSSIA

Аннотация. В статье анализируются институциональные особенности саморегулирования предпринимательства и проблема их самонастройки. Рассматривается деловая среда и ее составляющие, а также значение институтов для инновационной экономики в России.

Ключевые слова: предпринимательство, деловая среда, инновационная среда, институциональные особенности, институты.

Summary: The article analyzes the institutional features of entrepreneurship and self-regulation of the bootstrapping problem. We consider the business environment and its components, as well as the importance of institutions for the innovation economy in Russia.

Key words: еntrepreneurship, business environment, innovative environment, institutional characteristics, institutions.

Среди многих вопросов теории отношений предпринимательства актуальной остается проблема их объективной самонастройки. В экономической науке большинство ученых придерживается именно такого подхода. Сердцевиной этого процесса являются проблемы формирования деловой среды. Последняя в инновационной экономике трансформируется в инновационную среду.

Деловая среда образует своего рода питательный элемент для развития предпринимательства. Она благоприятствует выходу новых предприятий на рынок, в целом улучшает его структуру, повышает конкурентоспособность производств на всех уровнях передела, обеспечивает рост продаж, способствует появлению новых рабочих мест, улучшает социальную обстановку.

Деловая среда - это совокупный набор характеристик-условий, в которых осуществляется ведение бизнеса. Она представляет собой интегрированную совокупность различных объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, опосредующих деловые отношения и позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров с получением достаточной прибыли или дохода. Таким образом деловая среда представлена совокупностью экономических условий развития предпринимательства, деловой жизни; предполагает наличие сильных стимулов к труду, экономической свободы, включая свободное перемещение всех ресурсных компонентов производства.

Оценка деловой среды имеет две составляющих. Во-первых, качество деловой среды в России в целом и на уровне регионов, которое определяется институциональными, региональными и другими условиями, созданными властью. Во-вторых, социальное самочувствие бизнеса, которое определяется субъективным восприятием этих условий бизнес-сообществом: доверие бизнеса к власти, оценка перспектив развития; сплоченность бизнес-сообщества, уровень развития социальной ответственности бизнеса и объема социально-ответственных инвестиций. Причем для России тема социально-ответственного инвестирования (СОИ) сегодня диктуется уже не просто необходимостью следовать европейским стандартам, и даже не ее актуальностью, а реальной потребностью бизнеса продемонстрировать обществу свою социальную активность.[1]

Переход к рыночной экономике сделал неизбежным процесс интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Но, чтобы не стать простым сырьевым придатком, импортируя с Запада все высокие технологии, Россия должна предпринять усилия для развития инновационного бизнеса здесь, внутри страны.

Решение этой задачи опирается на проблему формирования инновационной среды. Инновационная среда может быть охарактеризована как сочетание внутренней и внешней сред участников инновационного процесса. Внешняя среда участника инновационного процесса формируется совокупностью макро- и микросред, оказывающих либо косвенное (макросреда), либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат. В качестве компонентов макросреды выступают социальная, технологическая, экономическая и политическая сферы. Компонентами микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования: рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений и инноваций, рынок капитала, инновационных инвестиций, звенья административной системы, с которыми непосредственно связаны участники инновационного процесса, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс. Под внутренней инновационной средой можно понимать внутрифирменные отношения компонентов фирмы, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.

Рассматривая инновационную среду как социально-экономическую систему с присущими ей признаками, такими как целостность, открытость, приспособляемость, воспроизводимость, структурированность,

иерархичность, можно говорить об отнесении данного типа системы к средовым, с присущими им характеристиками, как для внутренней деловой среды, так и внешней. [2]

Формирование инновационной среды связано с изменениями отношений собственности, возможностями развития материально-технической базы общества, организационными изменениями, решением проблем и противоречий в управлении, делегированием управленческих полномочий, отношений субординации, целей и способов проведения изменений в управлении социально-экономической системой. В силу этого формируется определенный тип деловых отношений, что находит выражение в результативности их деятельности. Инновационная среда реализуется как усвоенное и постоянно демонстрируемое качество позитивного поведения в интересах общества на основе разделяемых интересов, ценностей, норм и традиций и способствует реализации стратегических целей экономической системы. Содержательно она может включать в себя также общественное соучастие, партнерство, комфортные условия труда, кадровую политику и др. Инновационная среда обретает функционально-социальную направленность развития, которая позволяет качественно улучшать совместную деятельность государства и бизнеса.

Эффективная инновационная среда представляет собой структуру институциональных соглашений, опосредующих взаимодействия рыночных агентов, институтов государства и общества, обеспечивающая достижение аллокативной эффективности, повышение экономической безопасности и снижение трансакционных издержек функционирования субъектов деловой среды при взаимном согласовании и гармонизации их интересов.

Другими словами, инновационная среда является гармоничной составляющей деловой среды, тем элементом, который позволяет определять положительную динамику всего общественного воспроизводства. В агрегированном виде она представлена областью деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, работ, услуг, включающей создание и распространение инноваций (рис. 1).

Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационного развития экономики базируется на институциональной организации предпринимательской среды как ведущего фактора обеспечения эффективного функционирования субъектов предпринимательства.

Под институциональной средой мы понимаем совокупность институтов, выражающих устойчивые, нормативные и осознаваемые участниками отношения, воздействующих на общественное производство. В свою очередь, институциональная среда выступает закрепленным в общественном сознании результатом социально-экономической деятельности индивидов, общественных групп и государства, влияющим на состав и масштаб трансформационных и трансационных издержек жизнедеятельности

людей. [3]

Институты, включающие в себя специфические представления индивидов об экономической деятельности, воплотившиеся в определенной организации хозяйственных взаимосвязей, пронизывают все экономическое пространство и образуют особую структуру экономики -институциональную структуру как систему экономических институтов общества.

Микроуровень инновационной среды

Рис. 1 Инновационная среда предпринимательства как составляющая деловой среды

Институциональная структура есть совокупность институтов, выполняющих определенные функции и обеспечивающих эффективное взаимодействие экономических субъектов. Обобщение ряда определений института, данных Т. Вебленом [4], позволяет определить его как форму согласования интересов и действий индивидов, основанную на использовании традиционно сложившихся способов и ограничений хозяйственной деятельности и проявляющуюся как совокупность общепризнанных и общеупотребляемых норм и правил.

Значение институтов как инструментов достижения согласованных целей различными субъектами заключается в понимании большинством участников сделки значения кооперации и компромисса, их способности снять институциональные недоразумения, возникающие между представителями различных институтов экономики и власти. Причем для разрешения этих недоразумений следует принимать во внимание мотивацию действующих лиц, имеющиеся в их распоряжении ресурсы, существующие ограничения их взаимодействия, технологию достижения целей. При этом

изменяется основной элемент, обеспечивающий, по Й. Шумпетеру, институциональное взаимодействие, как институт сделки, контракта, который в эпоху расцвета договорных отношений означал свободу заключать индивидуальные договоры на основании индивидуального выбора из бесконечного числа возможностей. [5]

Понимание институтов как совокупности правил, которые одновременно оказываются условиями и механизмами определения каждого индивида, приводит к тому, что индивид будет выбирать действия, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям о наилучшем из доступных результатов, и тем самым выбирать наиболее эффективные правила. Но так как именно правила идентифицируют субъект, способ или механизм их реализации, то их применение обуславливает распределительные эффекты, которые в основном оказываются асимметричными. Контроль над процессом формирования правил становится решающим фактором институционального развития инновационной экономики.

Литература:

1. Крючкова, О. М. Социально-ответственное инвестирование: попытка подчинить личные интересы общественным // Управленческие науки Научно-образовательный журнал № 1(2), 2012.

2. Чарахчян, К. К. Институциональная среда государственного регулирования экономики: Монография / Под ред. Мещерякова Д. А.Воронеж: Центр.-Чернозем. Кн. Изд-во, 2006.-242 с.

3. Клейнер, Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2.

4. Веблен, Т. Теория праздного класса. М., 1984.

5. Шумпетер, Й. История экономического анализа // Истоки. Вып. 3. М, 1998.

Literature:

1 . Kryuchkova, O. M. Social and responsible investment: attempt to subordinate personal interests public//Administrative sciences the Scientific and educational magazine No. 1(2), 2012.

2 . Charakhchyan, K. K. Institutional environment of state regulation of economy: The monograph / Under the editorship of Meshcheryakov D. A. -Voronezh: Center. - the Chernozem. Book. Publishing house, 2006.-242 pages.

3 . Kleyner, G. B. System paradigm and economic policy//Social sciences and present. 2007. No. 2.

4 . Web flax T. Theory of an idle class. M, 1984.

5 . Shumpeter, Y. Istoriya of the economic analysis//Sources. Vyp. 3 . M,

1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.