ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Ольга Викторовна АСТАФЬЕВА
Мониторинг экономических процессов
кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 31.10.2016 Принята в доработанном виде 12.11.2016
Одобрена 24.11.2016
УДК 338.12 JEL: 030
Ключевые слова:
инновационное развитие, институциональная среда, институты развития, национальная экономика, деловая среда
Аннотация
Тема. Деловая среда представляет собой комплексный набор условий, при которых бизнес осуществляет свою деятельность. Институциональная и инновационная среды, возникающие в результате деятельности хозяйствующих субъектов и являющиеся подсистемами деловой среды, взаимно влияют друг на друга. В обобщенном виде инновационная среда представляет собой область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, работ, услуг, в рамках которой происходит создание и распространение инноваций. Институциональная среда представляет собой совокупность институтов, ответственных за выполнение определенных функций и способствующих эффективному взаимодействию экономических субъектов. Предметом исследования выступили институциональные условия, направленные на обеспечение инновационного развития национальной экономики. Цели. Исследование влияния институциональной среды на инновационное развитие национальной экономики и выявление инструментов, способствующих активизации инновационных процессов путем целенаправленного воздействия на ключевые параметры системы через институты развития.
Методология. Методологической основой выступили положения по обеспечению устойчивого развития экономических систем и исследованию влияния институтов на экономическое развитие. В работе были использованы методы обобщения, сравнительного анализа, теоретического моделирования, индукции, декомпозиции.
Результаты. Предложенна классификация институтов развития, а также систематизация сдерживающих и движущих сил проведения институциональных изменений в экономике для активизации инновационных процессов.
Выводы. Инновационное развитие, вызывающее нарушение устойчивости в экономической системе, приводит к качественному изменению институциональной системы, что отражается на функционировании всей системы. Институты как совокупность принятых в обществе норм и правил способствуют созданию равных для всех экономических субъектов условий деятельности. Следовательно, в настоящее время инструменты институционального регулирования экономики являются факторами ускорения инновационного развития экономических систем. Сформулированные положения могут быть учтены экономическими системами при формировании стратегии активизации инновационной деятельности в экономике.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Введение
Деловая среда влияет на развитие бизнеса в стране, определяет условия выхода новых предприятий на рынок, способствует развитию его структуры, повышению конкурентоспособности производства на всех уровнях передела и росту продаж, способствует созданию новых рабочих мест, улучшению социальной обстановки. Деловая среда формируется под влиянием интегрированной совокупности различных объективных и субъективных внешних и внутренних факторов, опосредованно воздействующих на деловые отношения, на деятельность хозяйствующих субъектов в процессе реализации обозначенных целей и при реализации проектов.
К компонентам деловой среды можно отнести определенные стратегические зоны хозяйствования: рынок идей, рынок конкуренции, нововведений и инноваций, рынок капитала, инновационные инвестиции, элементы
инновационной инфраструктуры, сотрудников административной системы, с которыми непосредственно взаимодействуют участники инновационного процесса и оказывают влияние на инновационный процесс. Таким образом, деловая среда представляет собой совокупность экономических условий ведения бизнеса и развития деловой жизни, которая предполагает формирование экономического стимулирования и экономической свободы при выборе деятельности.
Оценку деловой среды можно проводить по двум направлениям. Во-первых, оценка качества деловой среды государства и на уровне отдельных регионов, которая характеризует набор институциональных условий, созданных властью. Во-вторых, оценка социального самочувствия бизнеса, которая предполагает субъективное восприятие институциональных условий бизнес-сообществом и включает такие показатели, как доверие бизнеса к власти, ожидание перспектив развития, сплоченность бизнес-структур при достижении общих целей, уровень развития социальной ответственности бизнеса и объем инвестиций в социальную сферу.
Важнейшей задачей отечественной экономики на современном этапе развития является развитие инновационной среды и высокотехнологичного производства внутри страны в целях снижения зависимости от зарубежных технологий и занятия лидирующих позиций среди ведущих экономик мира. Решение этой задачи предполагает в том числе решение проблемы формирования и развития инновационной среды, под которой понимается комплекс условий и факторов деловой среды для обеспечения деятельности участников инновационного процесса.
Теоретические и практические результаты исследований институционального развития экономики
Исследованию вопросов институционального и инновационного развития экономических систем посвящены труды отечественных и зарубежных авторов: Г.Б. Клейнера [1, 2], Т.А. Макареня и И.Ц. Хазагаевой1, Е.А. Монастырного и В.М. Саклакова [3], Ж.А. Мингалевой и Г.А. Гершанок [4], О.Г. Голиченко [5], ГД. Боуш [6], Ю.В. Яковец [7], Д. Норта [8, 9], Й. Шумпетера [10], Дж. Мейера и Б. Роуэна [11], К. Фримена [12].
Представители институционального детерминизма рассматривают институты как основное препятствие для спонтанного развития, выступающее стабилизирующим фактором. Институционалисты считают, что институт выступает в качества факторов «социальной инерции, психологической инерции» [13]. Следует отметить, что деятельность субъектов инновационной среды направлена на развитие, то есть перевод системы в новое качественное состояние, что способствует повышению уровню
1 Макареня Т.А., Хазагаева И.Ц. Государство и бизнес: институциональная среда взаимодействия центров ответственности на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 13. С. 37-44.
качества жизни, удовлетворению потребностей субъектов. Таким образом, на первый взгляд можно наблюдать некоторые противоречия в значении институциональной и инновационной сред. Однако в рамках развития деловой среды институциональная и инновационная среды достаточно гармонично взаимодействуют друг с другом. Создание и внедрение инноваций способствует тому, что в деловой среде появляются новые субъекты рынка, существующие субъекты усовершенствуют свою деятельность или происходит исчезновение неэффективно функционирующих хозяйствующих субъектов, которые не смогли адаптироваться под изменения внешней среды [14]. Эти изменения в деловой среде оказывают влияние на изменения в институциональной среде.
Институты, как разработанные людьми ограничения, которые структурируют взаимодействия людей [9], могут меняться вследствие изменения состава участников деловой среды. При объяснении особенностей институциональных изменений наиболее целесообразно использование эволюционной теории: с течением времени неэффективные институты отмирают, а эффективные - выживают, и поэтому развитие получают эффективные институты, которые принимаются
хозяйствующими субъектами и оказывают влияние на экономические, социальные, политические организации и субъекты бизнес-среды [15]. При этом неэффективность одних и эффективность других механизмов координации выявляется в результате институциональной метаконкуренции [13], то есть конкуренции институтов. По аналогии с рыночной конкуренцией на институциональном рынке происходит отбор институтов в зависимости от их способности охватывать наибольшее количество взаимодействий рыночных агентов при сравнительно низком уровне трансакционных издержек.
Динамические процессы в общественной среде приводят к возникновению ситуаций, которые создают неравновесие в системе. В результате деятельности хозяйствующих субъектов происходит создание и отбор эффективных институтов, обеспечивающих эффективное регулирование и координацию всей общественной системы. Некоторые институты, существовавшие до проведения инновационных изменений, теряют свою актуальность. В случае если новые правила и ограничения получают свое распространение, они закрепляются и, следовательно, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия в политике, социальной сфере,
экономике, оказывают влияние на бизнес-структуры. Соответственно, роль института в качестве инструмента достижения согласованности целей разных субъектов состоит в понимании большей частью участников значения кооперации и достижения компромисса, их способности справляться с институциональными недоразумениями, возникающими между представителями власти и субъектами экономики. При разрешении этих недоразумений необходимо учитывать мотивацию участников, ресурсы, имеющиеся в их распоряжении, выявлять ограничения при взаимодействии субъектов, способы достижения целей. По мнению Й. Шумпетера, изменяется ключевой элемент, обеспечивающий институциональное взаимодействие, который в период развития договорных отношений предполагал свободу при заключении индивидуальных договоров на основе осуществления индивидуального выбора из бесконечного числа возможностей [10].
В качестве достаточных условий, подтверждающих наличие институциональных отношений между субъектами, можно отметить:
— наличие правил и норм, регулирующих отношения между субъектами;
— наличие политики развития субъектов, характеризующей интересы сторон;
— культуру, предполагающую наличие ценностей, принятых в обществе (приверженность инновациям).
Необходимым условием является наличие статуса и самостоятельности в принятии решений у субъектов, вступающих во взаимодействие.
Влияние институциональной и инновационной среды на развитие экономики
Инновационную среду можно определить как усвоенное и постоянно демонстрируемое качество позитивного поведения хозяйствующих субъектов, действующих не только в своих собственных интересах, но и в интересах общества и учитывающих разделяемые ценности, нормы и традиции, при достижении стратегических целей экономической системы.
Инновационная среда имеет функционально-социальную направленность при обеспечении развития общества и способствует улучшению взаимодействия государства и бизнеса. Эффективность инновационной среды зависит от сформированности структуры институциональных отношений между участниками инновационного процесса, способствующих установлению
гармонии при взаимодействии рыночных агентов, государственных и общественных структур, обеспечивающих повышение аллокативной эффективности в обществе и экономической безопасности государства и способствующих снижению трансакционных издержек, связанных с функционированием субъектов деловой среды при достижении согласованности их интересов2. Соответственно, инновационная среда является составляющей деловой среды, которая позволяет обеспечить положительную динамику
производства всей общественно-экономической системы (рис. 1).
Результативность инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях инновационного развития экономики определяется институциональными условиями их функционирования, выступающими в качестве ведущего фактора обеспечения эффективного функционирования участников инновационного процесса.
Институциональная среда представляет собой совокупность правил и норм, описывающих, как окружающая среда влияет на субъект, присутствует ли гармония при взаимодействии субъекта с внешним окружением, насколько субъект соответствует ожиданиям ключевых стейкхолдеров. Под влиянием институциональной среды организации адаптируют свою структуру и деятельность в соответствии с пожеланиями тех, кто к ней не принадлежит.
Предлагается выделить две характеристики институциональной среды:
1)активная институциональная среда характеризуется тем, что сформировавшийся в обществе набор норм и ценностей определяет поведение хозяйствующих субъектов, то есть происходит адаптация структуры и ключевых элементов организации к внешнему окружению, поэтому институциональная среда может оказывать влияние на инновационную среду;
2) реактивная институциональная среда определяется тем, что деятельность субъектов оказывает существенное влияние на формирование норм, ценностей, правил поведения, культуры общественного развития и способствует формированию институтов.
Можно отметить, что институты определяют рамки взаимодействия субъектов общественного развития.
2 Бережная Е.В. Проблема саморегулирования предпринимательства в условиях инновационной экономики России. URL: http://www.online-science.ru/userfiles/file/ simgrd7ornag2xe3kjv0zekelhy0vbox.pdf
Институциональная и инновационная среды являются подсистемами деловой среды, возникают в результате взаимодействия хозяйствующих субъектов и тесно связаны друг с другом (рис. 2). Инновационная среда возникает в результате осуществления инновационной деятельности хозяйствующими субъектами, а институциональная среда возникает при взаимодействии субъектов в результате формирования общих правил и норм, оказывающих влияние на трансформационные процессы в обществе.
Так как институциональная и инновационная среды являются составными подсистемами деловой среды, то они не только подвержены ее влиянию, но и сами оказывают воздействие на функционирование деловой среды (рис. 3).
Изменения в обществе и деятельность субъектов, функционирующих в экономической системе, приводит к трансформации в институциональной среде и созданию новых рамочных условий для дальнейшего развития деловой среды. В результате возникновения возможностей для развития бизнеса появляются новые хозяйствующие субъекты (организации, предприятия), которые помимо того, что в процессе своей деятельности оказывают влияние на существующие институты, способствуют активизации инновационных процессов в экономике (рис. 4).
Инновационное развитие, вызывая нарушение устойчивости в экономической системе, способствует формированию и качественному изменению институциональной среды,
обеспечивающей стабильность функционирования субъектов, что поднимает уровень развития всей системы. Например, в последнее время получают развитие компании, работающие по системе краудфандинг [16]. С одной стороны, существующая институциональная среда сдерживает развитие данного вида бизнеса вследствие высокого уровня недоверия в обществе к виртуальным проектам, неготовности вкладывать средства в проекты с неопределенным результатом, небольшого процента населения, являющегося приверженцами инноваций (в среднем 2-2,5% населения в обществе являются новаторами). С другой стороны, занимаясь реализацией инновационных продуктов через Интернет, предприниматели оказывают влияние на институциональную среду, представляющую собой закрепленный в общественном сознании результат социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, отдельных индивидов,
общественных групп и государственных структур. В результате происходят изменения в составе и масштабе трансформационных и трансакционных издержек деятельности субъектов бизнеса.
Значение институтов в качестве совокупности правил, норм, являющихся условиями определения поведения каждого индивида, способствует тому, что индивид будет стремиться придерживаться действий, которые в большей степени близки его представлениям о наилучшем результате, и тем самым будет ориентироваться на наиболее эффективные правила. По мнению исследователя Ф. Перу, отдельные макроединицы не являются статичными, так как внутри них происходят изменения природы и содержания конкуренции, вследствие чего из стихийной, агрессивной, неорганизованной она превращается в «коллективную».
В результате происходящие изменения природы конкуренции оказывают влияние на механизм распределения в целом, а также на движение капиталов внутри отрасли и между отраслями. Основным мотивом является не обеспечение максимальной индивидуальной прибыли для отдельных субъектов, а стремление достичь максимальной прибыли для всей макроединицы. Во «всеобщей экономике» происходит подчинение требованию максимальной экономичности темпов роста, структур производства, основных принципов организации хозяйства, выраженных в виде правовых институтов, правил игры, социальных режимов. Государство в таких условиях усиливает арбитражную функцию, заключающуюся в соблюдении и обеспечении общего интереса3. Контроль за процессом формирования и применения правил является значимым фактором институционального развития инновационной экономики.
Инструменты активизации инновационных процессов современной институциональной экономики
Государство, являясь ключевым участником в инициации и поддержании инновационных процессов, определяет ориентиры модернизации и научно-технического развития для предприятий. При реализации данной функции ему необходимо учитывать динамику научно-технического прогресса, который способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения,
3Макареня Т.А., Хазагаева И.Ц. Государство и бизнес: институциональная среда взаимодействия центров ответственности на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика.2013. № 13. С. 37-44.
однако может отразиться на социальной занятости. Если исходить из того, что экономический рост возникает в результате инновационного развития, то следует предположить, что зарождение инноваций начинается в период экономического кризиса и депрессии, для которого характерна высокая безработица. В связи с этим логично сделать вывод о том, что эффективность государственного регулирования и реализуемой государством научно-технической, инновационной и другой политики зависит от способности государственного сектора предвидеть периоды депрессии и определять стадии оживления, проводить меры по содействию инновационному процессу, создавать синергетический эффект от усилий всех сторон, принимающих участие в инновационном процессе [17].
В ситуации, когда поддержка государства осуществляется с запозданием, может наблюдаться снижение эффективности технологического процесса, поэтому государственное участие оказывает влияние на темп экономического роста. Помимо того, что роль государства особо важна на начальном этапе нового технологического цикла, государственное участие может потребоваться в областях, где рынок не способен самостоятельно обеспечить равновесную цену (социальная сфера), а также в приоритетных отраслях экономики (оборонная промышленность)4. Таким образом, государство в целях ускорения экономического развития может создавать институты, которые могли быть образованы самим рынком, так называемые квазиинституты [18].
Можно выделить два направления изменения экономической системы в целях обеспечения инновационного развития (рис. 5):
• методы и инструменты стимулирования экономического роста на основе создания новых институтов развития;
• совершенствование институтов, то есть обновление действующих в целях снижения трансакционных издержек.
Предложенные группы направлений изменения экономической системы для обеспечения инновационного развития предлагается поделить на финансовые и нефинансовые институты инновационного развития. Финансовые институты способствуют росту благосостояния общества без
4 Астафьев Е.В., Астафьева О.В. Формирование индустриальной траектории развития национальной экономики для обеспечения перехода к новому технологическому укладу // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 5. С. 109-120.
изменения среды функционирования бизнеса. Нефинансовые институты направлены на изменения среды существования бизнеса в целях повышения конкурентоспособности различных секторов экономики.
Финансовые институты, способствующие стимулированию экономического роста, реализуют функцию поддержки перспективных направлений через процессы формирования высокотехнологичных рынков, встраивания национальных производств в международные научно-технологические кластеры, процессы стимулирования отечественных организаций к созданию высокотехнологичной продукции и формированию высокотехнологичных рынков, а также освоению международных рынков. Достижение этих результатов зависит от своевременности и достаточности финансирования проводимых исследований и разработок, в первую очередь высокорисковых инновационных проектов, и наличия возможности коммерциализации результатов инновационной деятельности [19]. Участие государства в содействии данным процессам возможно через федеральные целевые программы, государственные гражданские заказы, государственные оборонные заказы, государственные долговые обязательства, привлечение инвестиционных фондов, долговых агентств, создание банков развития.
Нефинансовые институты развития, способствующие стимулированию экономического роста, включают процессы генерации бизнеса, выведения товаров, работ, услуг на рынок, оказания поддержки бизнесу и создания условий для обеспечения оптимизации его работы, а также процессы формирования региональных инновационных систем и стимулирование создания кластерных структур. Для достижения этих целей требуется создание центров содействия инновациям, экспертно-аналитических центров, бизнес-инкубаторов, технополисов, технопарков, технико-внедренческих зон, инновационно-
технологических центров, привлечение консалтинговых агентств, формирование промышленных союзов, торговых ассоциаций, специальных экономических зон.
Совершенствование институтов является вторым подходом к обеспечению инновационного развития экономической системы и основано на стратегии создания промежуточных институтов развития для постепенного перехода к выбранной модели экономического развития и определяет абсорбционную способность как необходимость осуществления затрат на однопроцентное увеличение общей факторной продуктивности
единицы капитала, благодаря заимствованию передовых технологий5. При этом за образец могут приниматься модели эффективных экономик развитых и развивающихся стран.
По мнению автора, обеспечение постепенного качественного перехода экономической системы на новый уровень развития требует проведения широкомасштабных мер по подготовке человеческого капитала. В связи с этим целесообразно проводить адаптацию нефинансовых институтов развития к требованиям внешней среды, изменениям, происходящим внутри страны, и вызовам, возникающим перед национальной экономикой, а также к международным требованиям подготовки и развития человеческого капитала [20]. Данные меры государство проводит путем модернизации системы образования, разных уровней профессиональной подготовки, повышения требований к работе школ, средних специальных учебных заведений, вузов, научных организаций, создания профильных учреждений дополнительного образования.
Совершенствование финансовых институтов развития предполагает оказание финансовой поддержки бизнесу и инноваторам благодаря привлечению центров микрофинансирования, страховых и долговых агентств и других организаций, предоставляющих финансовые ресурсы на возмездных условиях (см. рис. 5). Роль государства заключается в оказании воздействия на нормы и правила функционирования субъектов бизнеса и инноваторов через финансовые регуляторы, в числе которых рейтинговые агентства, Центральный банк РФ, выполняющий две функции: во-первых, осуществление финансового регулирования экономических процессов на уровне макроэкономики, во-вторых, оказание опосредованной финансовой поддержки бизнесу через предоставление денежных средств другим банкам [4].
Следует выделить основные движущие и сдерживающие факторы социально-экономической системы, оказывающие влияние на развитие институциональной среды. К движущим факторам предлагается отнести:
— новые правовые нормы;
— методы регулирования и программы развития
государства;
5 Полтерович В.М., Тонис А.С. Абсорбционная и инновационная способности страны: подходы к измерению // Экономический рост, ресурсозависимость и социально-экономическое неравенство: сборник материалов II Всероссийской конференции. СПб.: ЭМИ РАН, 2010.
— формирование новых потребностей у индивидов;
— возникновение новых хозяйствующих субъектов, новых форм ведения бизнеса;
— правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и влияние конкурентной среды, монополий;
— открытость к инновациям и готовность к их внедрению.
Среди сдерживающих факторов можно отметить следующие:
— неэффективность созданного института вследствие отрыва реальных условий от целей и задач, ради которых они создавались;
— отсутствие направленности институтов на поддержку экономических субъектов, удовлетворяющих потребителя, то есть на поддержку реальной экономики;
— низкий уровень диффузии в социально-экономической системе;
— низкий спрос на инновации;
— разобщенность участников социально-экономической системы, отсутствие единого курса развития.
Заключение
Институциональная среда отражает устойчивые, нормативные и целенаправленные отношения, оказывающие влияние на общественно-экономическое производство, и включает два вида структур (формальные и неформальные), влияющих на индивидуальное и организационное поведение.
К формальным институтам следует отнести законодательные, регулирующие и правила, которые управляют поведением в бизнесе, например, политика в сфере конкуренции и правительственного регулирования, права интеллектуальной собственности и договорное право вместе с нормами их соблюдения. К неформальным институтам относятся нормы, ценности, культура и этика, принятые в обществе.
Формальные и неформальные структуры оказывают влияние на деятельность субъектов деловой среды и выступают в качестве первичных элементов движущей силы дальнейшего развития всего общества.
Рисунок 1
Факторы формирования институциональной среды Figure 1
Institutional environment factors
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 2
Структура деловой, институциональной и инновационной среды Figure 2
Structure of business, institutional and innovative environments
Деловая среда как совокупность субъектов мею- и микроуровня экономики
Институциональная среда - результат социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, отдельных индивидов, общественных групп и государственных структур, влияющий на состав и масштаб трансформационных и трансационных издержек
деятельности людей
Инновационная среда как локомотив, обеспечивающий положительную динамику производства всей общественно-экономической системы
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 3
Взаимосвязь деловой, институциональной и инновационной среды Figure 3
The relationship of business, institutional and innovative environments
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 4
Влияние институциональной среды на инновационное развитие Figure 4
Influence of the institutional environment on the innovative development
Влияние на поведение хозяйствующих субъектов
Хозяйствующие
субъекты
Ч Г
Институциональная
среда
1
Возможности в
бизнес-среде
1
Новые
—► хозяйствующие
субъекты
1
Инновационная
среда
1 г
Создание инноваций
Изменения в поведении давно функционирующих институтов
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Рисунок 5
Подходы к активизации инновационных процессов на основе формирования и совершенствования институтов развития Figure 5
Approaches to activating the innovative processes through the formation and improvement of development institutions
Способ стимулирования экономического роста
Формирование новых институтов Совершенствование существующих институтов
Вид инструментов развития Финансовые инструменты развития Процессы коммерциализации результатов НИОКР. Процессы формирования высокотехнологичных рынков. Процессы встраивания национальных экономик в межнациональные экономические кластеры. Процессы рискового финансирования исследований и разработок. Процессы финансирования исследований и разработок и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности Процессы финансовой поддержки бизнеса. Процессы финансовой поддержки инноваторов
Нефинансовые инструменты развития Процессы выведения товаров, работ, услуг на рынок. Процессы генерации бизнеса. Процессы оказания услуг бизнесу в целях его развития и оптимизации. Процессы формирования кластеров и региональной инновационной системы. Процессы выполнения НИОКР Процессы профильного развития человеческого капитала. Процессы базового развития человеческого капитала
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 343 с.
2. Клейнер Г.Б. Системная парадигма и экономическая политика // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 141-149.
3. Монастырный Е.А., Саклаков В.М. Классификация институтов развития // Инновации. 2013. № 9. С.59-65.
4. Мингалева Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность // Экономика региона. 2012. № 3. С. 68-75.
5. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006. 425 с.
6. Боуш Г.Д., Верховец О.А., Грасмик К.И. Новый подход к управлению развитием инновационных кластеров с учетом внутрисистемных противоречий // Инновации. 2012. № 1. С. 57-65.
7. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2030 года с учетом мировых тенденций // Инновации. 2005. № 1-2. 2005. С. 19-28.
8. Douglass C. North. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction // World Development. 1989. Vol. 17. No. 9. P. 1319-1332.
9. Douglass C. North. Government and the Cost of Exchange // Journal of Economic History. 1984. No. 44. P. 255-264.
10. Schumpeter J. A History of Economic Analysis. Oxford University Press, 1954. 1260 p.
11. Meyer J., Rowan B. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // American Journal of Sociology. 1990. No. 83. P. 340-363.
12. Freemen C., Soete L. The Economics of Industrial Innovations. Cambridge, MA: MIT Press, 1997. 480 p.
13. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990. 216 с.
14. Буренина И.В. Механизм формирования программы повышения экономической эффективности деятельности нефтегазодобывающего предприятия // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2011. № 2. С. 7-10.
15. Ковальчук Ю.А., Поляков С.Г., Степнов И.М. Роль государственного регулирования и институциональной среды в условиях инновационной экономики // Инновации. 2013. № 3. С. 18-25.
16. Быкова О.Н., Ольховская М.О., Профатилов Д.А. Краудфандинг: интернет-благотворительность или инструмент инвестирования инновационного проекта? // Инновации. 2015. № 2. С. 58-63.
17. Полтерович В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы // Экономика и математические методы. 2009. № 2. С. 3-18.
18. Suraeva M.O. The Mechanism of State Regulation of Innovative Activity of Large Companies // Modern Innovative Approaches to Development of Economic Relations in Conditions of Globalization: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Yelm, WA, USA, May 2014) / Editor in Chief Dr. Sci., Prof. O.Ja. Kravets. 2014. P. 34-41.
19. Братченко С.А. Роль инвестиционной привлекательности в управлении экономикой // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 2. № 12. С. 68-71.
20. Печерская Э.П., Астафьева О.В. Модель реализации предпринимательской стратегии вуза в рамках международных образовательных альянсов // Экономические науки. 2009. № 61. С. 478-482.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 44 (2016) 2-13 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Monitoring of Economic Processes
ISSN 2073-4484 (Print)
STUDYING THE EFFECT OF INSTITUTIONAL CONDITIONS ON INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS
Ol'ga V. ASTAF'EVA
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation,
Moscow, Russian Federation
Article history:
Received 31 October 2016 Received in revised form 12 November 2016 Accepted 24 November 2016
JEL classification: 030
Keywords: innovative development, institutional environment, development institutions, national economy, business environment
Abstract
Importance The research examines institutional conditions that ensure innovative development of the national economy.
Objectives I study how the institutional environment influences the innovative development of the national economy, and identify means to ignite innovative processes by addressing key aspects of the system through development institutions.
Methods The methodological framework includes principles for ensuring the sustainable development of economic systems and examining the effect of the institutions on economic development. The research involves methods of generalization, comparative analysis, theoretical modeling, induction, decomposition.
Results I propose the classification of development institutions and systematization of constraints and drivers of institutional changes in economy to ignite innovative processes. Conclusions and Relevance When innovative development destabilizes the economic system, it leads to crucial changes in the institutional environment, thus influencing the entire system. Currently, institutional regulation tools represent factors accelerating the innovative development of economic systems. The proposals herein can be considered for purposes of economic systems to formulate the strategy for activating the innovative activity in economy.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Kleiner G.B. Evolyutsiya institutsional'nykh sistem [Evolution of institutional systems]. Moscow, Nauka Publ., 2004, 343 p.
2. Kleiner G.B. [The system paradigm and economic policy]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social Sciences and Contemporary Time, 2007, no. 2, pp. 141-149. (In Russ.)
3. Monastyrnyi E.A., Saklakov V.M. [Classification of development institutions]. Innovatsii = Innovations, 2013, no. 9, pp. 59-65. (In Russ.)
4. Mingaleva Zh.A., Gershanok G.A. [Sustainable development of the region: innovation, economic security, competitiveness]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2012, no. 3, pp. 68-75. (In Russ.)
5. Golichenko O.G. Natsional'naya innovatsionnaya sistema Rossii: sostoyanie i puti razvitiya [National innovative system of Russia: the state and development paths]. Moscow, Nauka Publ., 2006, 425 p.
6. Boush G.D., Verkhovets O.A., Grasmik K.I. [A new approach to managing the development of innovative clusters in line with internal contradictions]. Innovatsii = Innovations, 2012, no. 1, pp. 57-65. (In Russ.)
7. Yakovets Yu.V., Kuzyk B.N., Kushlin V.I. [Forecasting the innovative development of Russia for the period up to 2030 in line with global trends]. Innovatsii = Innovations, 2005, no. 1-2, pp. 19-28. (In Russ.)
8. North D.C. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction. World Development, 1989, vol. 17, iss. 9, pp. 1319-1332.
9. North D.C. Government and the Cost of Exchange. Journal of Economic History, 1984, vol. 44, iss. 2, pp. 255-264. doi: https://doi.org/10.1017/S0022050700031855
10. Schumpeter J. A History of Economic Analysis. Oxford University Press, 1954, 1260 p.
11. Meyer J., Rowan B. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony. American Journal of Sociology, 1977, vol. 83, iss. 2, pp. 340-363.
12. Freemen C., Soete L. The Economics of Industrial Innovations. Cambridge, MA, MIT Press, 1997, 480 p.
13. Kapelyushnikov R.I. Ekonomicheskaya teoriya prav sobstvennosti [Economic theory of ownership rights]. Moscow, Institute of World Economy and International Relations Publ., 1990, 216 p.
14. Burenina I.V. [The mechanism for formulating the program to improve the cost effectiveness of oil production enterprise's performance]. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom = Problem of Economy and Management of Oil and Gas Complex, 2011, no. 2, pp. 7-10. (In Russ.)
15. Koval'chuk Yu.A., Polyakov S.G., Stepnov I.M. [The role of governmental control and institutional environment in innovation economy]. Innovatsii = Innovations, 2013, no. 3, pp. 18-25. (In Russ.)
16. Bykova O.N., Ol'khovskaya M.O., Profatilov D.A. [Crowd funding: the online charity or a tool to invest in the innovative project?]. Innovatsii = Innovations, 2015, no. 2, pp. 58-63. (In Russ.)
17. Polterovich V.M. [The formation of the national innovative system]. Ekonomika i matematicheskie metody = Economics and Mathematical Methods, 2009, no. 2, pp. 3-18. (In Russ.)
18. Suraeva M.O. The Mechanism of State Regulation of Innovative Activity of Large Companies. Modern Innovative Approaches to Development of Economic Relations in Conditions of Globalization. Proceedings of International Scientific Conference. Yelm, Science Book Publishing House, 2014, pp. 34-41.
19. Bratchenko S.A. [The role of investment in economic governance]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions, 2015, vol. 2, no. 12, pp. 68-71. (In Russ.)
20. Pecherskaya E.P., Astafeva O.V. [The model for implementing the university's business strategy as part of international education alliances]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 61, pp. 478-482. (In Russ.)