Научная статья на тему 'Проблема самореализации личности в системе философского знания'

Проблема самореализации личности в системе философского знания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3095
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ярославова Е. Н.

В статье анализируются основные подходы философов к трактовке понятия «самореализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема самореализации личности в системе философского знания»

ПЕДАГОГИКА ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ББКЧ481.2

ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Е.Н. Ярославова ЮУрГУ

В статье анализируются нятия «самореализация».

Проблема самореализации находится в поле внимания человека на протяжении всей его жизни. «Что я могу?», «Что я умею?» -спрашивает себя младший школьник. Юность

- первоначальный период самореализации. Молодежь часто задумывается: «Кто я на самом деле?» «В чем мое предназначение?» «Как его осуществить?». Людей зрелого возраста волнуют следующие проблемы: «Состоялся ли я как личность, как работник?», « Что я сделал в жизни, какой след я оставил?», «Удовлетворен ли я своей жизнью?». «Самореализация продолжается до последних дней жизни человека. Она состоит из множества конкретных актов самореализации - осуществления ближайших и этапных целей, последовательная реализация которых и составляет осуществление жизненной цели человека, смысла его жизни» [7, с. 20]. Целостный человек, как отмечал К. Маркс, «не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления» [7, с. 20-21].

Индивидуальность и самореализация рассматриваются в качестве основных ценностей ХХ-ХХ1 века. Они порождены современным миром, его динамичностью, изменчивостью. Следует отметить, что в условиях постоянных экономических и социальных перемен, с одной стороны, наблюдается востребованность высокообразованных, предприимчивых, инициативных людей, с другой, появляются новые, подчас неадекватные формы самореализации [5]. Говоря о самореализации, необходимо иметь в виду не только ее истинные формы, ведущие к развитию человека, но и ее ложные формы, ведущие к деструкции и де-

основные подходы философов к трактовке по-

градации человека. Социальная среда во многом стала враждебной человеку, толкающей его на путь ложной самореализации, погони за ложными ценностями. Зачастую мир вызывает процессы, препятствующие самореализации: стандартизацию условий жизни и мышления, технологизацию всех сторон жизни. Приходится констатировать, что самореализоваться удается далеко не каждому [4,11].

Поэтому нам представляется важным на основе глубокого изучения сущности феномена самореализации выявить причины, препятствующие самореализации личности, определить предпосылки ее самореализации, разработать подходы к становлению готовности студентов к самореализации. Содействовать становлению готовности к самореализации в профессиональной сфере - одна из задач высшей школы. Именно на этой стадии закладываются основы профессиональной самореализации, осознаются и раскрываются возможности личности, обретаются смыслы существования, обеспечивается ее личностный рост.

Интерес к проблеме самореализации в отечественной педагогической науке наблюдается с начала 90-х гг. прошлого века. Он напрямую связан с гуманизацией общества в целом и системы образования в частности. На смену знание-центрированному подходу, который, несмотря на определенные заявления о необходимости личностной ориентации образования, долгие годы господствовал в отечественной образовательной системе, пришла личностно-ориентированная парадигма. Настоящая образовательная ситуация характеризуется гуманистической направленностью, в качестве приоритета рассматривается ориен-

тация на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития, становление компетентности, эрудиции, творческих начал, культуры личности.

Большую роль в становлении гуманноориентированного направления отечественного развития образования сыграли идеи зарубежных психологов-гуманистов и философов Р. Ассаджолли, А. Маслоу, К. Рождерса,

Э. Фромма и других. Это во многом связано с раскрепощением личности российских граждан, предоставлением личных свобод. Развитие гуманистической психологии привело к тому, что многие социологи и футурологи, еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания «человека адаптирующегося», сегодня говорят о необходимости создания условий для саморазвития и самосовершенствования «человека действующего» с целью выживания и нормального развития цивилизации в целом [3]. В настоящее время популярна личность автономная, успешная, независимая, компетентная во многих областях. Столь же актуально, как и 10 лет назад звучат слова Д.А. Леонтьева о том, что «... самореализация стала своего рода культурным стео-реотипом, нормой. Хотя большинство теорий отмечают, что далеко не каждому человеку удается продуктивно самореализоваться, тем не менее, любой уважающий себя человек обязан к этому стремиться. Не стремиться к самореализации - это дурной тон, почти за гранью приличий» [9, с. 157].

Феномен самореализации относится к числу междисциплинарных проблем и является предметом исследования ученых в различных областях человеческого знания: философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии.

Что же лежит в основе самореализации? Каковы пути ее достижения? В силу интегрированного характера педагогического знания необходимо рассмотреть философские и психологические предпосылки проблемы самореализации.

Ученые полагают, что можно выделить по меньшей мере три уровня анализа проблемы самореализации личности. На наиболее общем, философском уровне решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации. Объектом рассмотрения на этом уровне выступает человек как родовое существо, человечество в целом. На социологическом уровне решаются вопросы о путях и способах самореализации личности

в конкретных социокультурных условиях ее существования, в рамках определенного «социально-исторического образа жизни» [1]. Объектом рассмотрения здесь выступает социум, конкретная общественная структура. Наконец, на психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности продуктивно самореализоваться, исследуется мотивационная основа самореализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореализации на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний, психологический возраст, картину жизненного пути, мировоззрение и т.п.). На этом уровне объектом рассмотрения выступает отдельный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и с общественным целым. В свою очередь, на психологическом уровне самореализация может рассматриваться в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности [8].

С позиций философии процесс самореализации выражает наиболее глубокую, сущностную сторону человека, поиски смыслов жизни, жизненной доминанты, собственной идентичности, движения к идеалу, выполнения его высшего предназначения (М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, И.А. Бердяев, B.C. Соловьев, С. Франк). Самые разнообразные и внешне плохо стыкующиеся знания о человеке могут быть синтезированы на основе идеи самореализации [5].

Самореализация - потребность, форма и результат активности развитой личности, ее вклад во всеобщий культурно-исторический процесс обмена сущностными силами между индивидами, условие развития человечества [12].

Сущностные силы человека - это его универсально-деятельные способности, содержательно определенные и наполненные конкретно-историческим содержанием, или, что то же самое, это конкретно-исторические общественные отношения, облеченные в форму деятельных способностей людей, реализующих эти отношения [8]. Становление сущностных сил человека есть процесс их «выращивания» из предметных форм культуры (Г.С. Батищев) путем распредмечивания последней [7]. Самореализация рассматривается в контексте единства процессов опредмечивания-распредмечивания, причем следу-

ет заметить, что распредмечивание выступает предпосылкой самореализации. Сама самореализация определяется через категорию опредмечивания как «...сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности» [8, с. 163].

Развивая свои способности в том или ином виде деятельности, личность удовлетворяет одну из насущных своих потребностей -потребность в самореализации. Э. Фромм связывает потребность в самореализации с потребностями человека в идентизации и целостности. В удовлетворении «себя» как целостного индивида и проявляется потребность в самореализации [10].

Таким образом, можно выделить два основных подхода к рассмотрению самореализации на данном уровне рассмотрения проблемы. Первый подход связан с трактовкой самореализации как «поиска себя». Второй связан с творчеством, «самостроительством», ибо человек, самореализуясь, «создает», «творит», «строит» свою личность, выходит за свои пределы. Результат самореализации -самоутверждение [5].

Что движет самореализацией? Источником самореализации можно считать внутренне присущее личности противоречие между ее жизненной целью (смыслом ее жизни) и реальным бытием, реальной степенью приближения к этой цели. Конкретизируя данное противоречие, Л.Н. Коган отмечает, что, во-первых, данное понятие конкретно-историческое, т.к. общественные отношения общества и класса определяют жизненную цель человека, а следовательно, и характер его самореализации. Во-вторых, для анализа качественной стороны самореализации важно выяснить сущность цели. В-третьих, изучение самореализации предполагает анализ ее роли в позитивном развитии личности [7].

Сфера самореализации личности чрезвычайно велика и многогранна. Любая социальная деятельность человека, без всякого исключения, дает возможность для его творческой самореализации. Сферы самореализации личности выступают инвариантом структуры человеческой деятельности [7].

Проблема самореализации касается не только возможностей реализации или актуализации разнообразных человеческих способностей, задатков, склонностей или социальных черт в тех или иных видах деятельности, но и затрагивает сами основы индивидуального су-

ществования, предполагая смысложизненное самоопределение, отношение к миру и к самому себе. Эта проблема непосредственно связана с автономией личности, с тем, что человек сам конституирует для себя значение своей жизни и деятельности, характер своего отношения к другим людям и к миру в целом [14].

Как показывает обстоятельный анализ философского содержания проблемы самореализации, проведенный P.A. Зобовым, В.Н. Келасьевым, самореализация всегда связана с проявлением внутренней активности человека [4].

Самореализация также связана с ценностями человека, которые формируют его убеждения, вырабатывают жизненную позицию. Ценности выступают в качестве системообразующего фактора в сфере процессов самореализации.

Необходимо отметить существенное отличие в понимании самореализации на Западе и Востоке (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, Л.В. Рябова). К ценностям западной культуры относят индивидуализм, первенство, успех, соперничество. Человеку Запада, для того чтобы осуществить, реализовать себя, необходимо первенствовать [11]. Таким образом, в соответствии с нормами западной культуры, самореализация связана с активным преобразованием действительности. В то время как самореализация человека Востока связана с погружением в глубины собственного сознания, поиском внутренней гармонии. Для России, которая занимает особое положение между Востоком и Западом, характерна амбивалентность сознания, т.е. стремление одновременно к противоположным ценностям. Через все общество проходит водораздел, все глубже осознаваемый людьми и разделяющий россиян на носителей традиционалистской в своей основе российской ментальности и западной индивидуалистической ментальности. Возможности для формирования личности и ее самореализации определяются потребностями общества [11].

Следует заметить, что в формировании ценностей и ценностных установок молодежи особая роль принадлежит системе образования. Образование призвано не столько транслировать конкретные знания в той или иной узкой области, сколько придавать им форму, которая бы способствовала самореализации личности (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев). Мы разделяем мнение авторов, что именно освоение культуры является необходимым услови-

ем истинной самореализации человека, т.к. в процессе усвоения культурной традиции у человека формируются ценности и ценностные ориентации, связанные с его глубинной сущностью [4].

В целом, анализ философской литературы показал, что феномен самореализации рассматривается через призму категорий «активность», «самопознание», «самосознание», «самоутверждение». Цепочка механизма самореализации личности по JI.H. Когану: самопознание - самосознание - «самомодель» -самореализация - самоутверждение [7].

Социальная философия рассматривает самореализацию человеческого индивида с позиций ее предметности и связей человека с другими людьми (события). «Деятельность индивида с предметом общительна, т.е. в ней прямо или скрытно присутствуют схемы человеческих взаимодействий... Именно в своем предметном бытии индивид оказывается связан через средства жизни и деятельности со множеством людей...» [6, с. 118]. Говоря о предметной самореализации человека, В.Е. Ке-меров имеет в виду его определение как «существа способного», осваивающего и преобразовывающего предметную обстановку на основе присущих ему социальных форм, на основе трансформации собственных сил, умений, знаний. «Самореализация человеческого индивида, таким образом, оказывается формой связи его с другими людьми, их опытом, а эта связь выступает своего рода опорой отношения индивида к самому себе, средством преодоления его собственных границ» [6, с. 121] .

В социологической и социально-политической литературе самореализация ассоциируется с понятиями «успешность» и «карьера» (Л.А. Коростылева, Н.А. Кебина).

Каждому человек присуще стремление раскрыть, реализовать себя. Только на основе такого раскрытия у человека возникает ощущение полноты жизни. Подтверждение той или иной формы проявления способностей фактом признания ее социальной ценности, значимости и есть самоутверждение личности [4].

Обобщая философскую сторону рассмотрения проблемы, а также принимая во внимание результаты детального анализа проблемы, проведенные Н.А. Кебиной, можно выделить следующие стороны самореализации [5]:

1) мотивационную, где самореализация -движущая сила развития личности, ее активности;

2) праксеологическую, когда самореализация рассматривается с точки зрения опредмечивания сущностных сил человека в деятельности и общении, наличия определенного опыта, просвещенности, личного опыта само-осуществления и самоуправления;

3) аксиологическую, при которой самореализация движима системой ценностей (отношением человека к себе, к миру, к своему положению), личностных смыслов.

Рассмотрение философского аспекта проблемы самореализации необходимо для раскрытия сущности самореализации как педагогического явления. Мы разделяем точку зрения Б.С. Гершунского, что смысл жизни человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации [2] Образовательная сфера призвана укрепить веру человека в истинный смысл своей жизни; содействовать развитию его способностей, стимулировать процесс формирования знаний, умений и навыков, творческих качеств личности, формировать мировоззренческие и нравственные качества личности, определяющие критериальную основу его активности.

Литература

1. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. - Москва-Воронеж, 1996.

2. Гершунстй, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования /Б.С. Гершунский. -М.: Педагогика, 2003. -Ns 10.- С. 3-7.

3. Вахромов, Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // WWW.HPSY.RU

4. Зобов, Р.А. Самореализация человека: Введение в человекознание: учеб. пособие / Р.А. Зобов, В.Н. Келасъев. - СПб.: СПбУ, 2001.-279 с.

5. Кебина, НА. Философия смысла и самореализация личности: монография /НА. Кебина; под ред. А.Э. Воскобойниковой. - М.: 2003. -277 с.

6. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов / В.Е. Кемеров.

- М.: Академический проспект, 2001. - 314 с.

7. Коган, Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс / Л.Н. Коган // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: сб. статей. - Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983.-С. 19-23.

8. Личность, внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Изд-во ин-та образования взрослых, совместное изд-вом «Тускарора», 1996. -175 с.

9. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М.: Смысл, 1997 - 336с.

10. Личность, внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская.

- СПб.: Изд-во Ин-та образования взрослых, совместно с изд-вом «Тускарора», 1996 -175 с.

И. Михайлов, Н.Н. Потребность в самореализации в структуре потребностей человека // Самореализация личности как социальный процесс // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе: сб. статей. - Свердловск: УНЦАН СССР, 1983. - С. 34-45.

12. Рябова, Л.В. Проблемы самореализации человека: учебное пособие /Л.В. Рябова -jРостов н/Д: ДГТУ, 1993. - 85 с.

13. Философско-энциклопедический словарь. -М.: Наука, 2000. - С. 322.

14. Цыренова, Л.А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. дис.... канд. филос. наук/ЛА. Цыренова. -М., 1992. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.