Научная статья на тему 'Самореализация личности как ведущая задача образования'

Самореализация личности как ведущая задача образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1787
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самореализация личности как ведущая задача образования»

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ВЕДУЩАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ

В.М. Жураковская

Крупнейшие поворотные моменты в политике государства всегда опираются на глубокое понимание потребностей общественного развития, которые не существуют вне реальных интересов и классов, социальных слоев и групп. Без этого нельзя понять общую направленность исторических событий и, следовательно, нельзя добиться глубокого исследования вопросов социально преобразующей деятельности людей.

Изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах общества характеризуют начало нового тысячелетия. Смена социальных идеалов, ценностная переориентация, эволюция научной картины мира и способов его познания стимулируют интерес гуманитарных наук к проблематике самореализации человеком его индивидуальных свойств.

176 Проблема самореализации перестала быть социально-психологической и приобрела общенаучное, философское звучание.

Общественная жизнь в условиях перехода к информационной стадии развития цивилизации к приоритетным способностям человека относит его субъектность, креативность, создание новых идей, ценностей и социальных технологий. «С одной стороны, самореализация, осуществление себя самого как единственного и неповторимого, проблема личная. С другой стороны, самореализация человека, выражение и утверждение его индивидуальных качеств - одна из основ-

ных ценностей культуры конца XX -начала XXI веков» [1, 3].

К социально- экономическим потребностям общественного развития относят самореализацию человеком своих индивидуальных свойств, являющейся системообразующим принципом жизнедеятельности человека, выражение и утверждение его индивидуальных качеств, развитие человеческой индивидуальности как высшего критерия социального прогресса.

В целом представители бизнеса, например, заинтересованы в базисной готовности продуктивного работника, чем в специальной подготовке к конкретным операциям. В результате дискуссий деятелей образования и работодателя прояснилась необходимость описания нового типа образовательного результата, называемого компетентностями.

Среди пяти ключевых компетенций, определенных Советом Европы, отмечена способность учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни [2, 85-86].

В рамках реализации масштабного национального проекта в образовании, инициированного Президентом Российского Федерации, среди первоочередных задач обращено внимание на использование «прорывных» технологий обучения, способных повысить качество образования. Это потребует от педагогов обновленных подходов к воспитанию, разработке и внедрению современных образовательных технологий.

В отечественной литературе понятие педагогическая технология трактуется как наука, исследующая наиболее рациональные пути обучения; как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; как процесс функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Несмотря на видимое разночтение понятия «педагогическая технология», авторы сходятся во мнении, что с понятием «педагогическая технология» связано проектирование и осуществление воспроизводимого учебного процесса, направленного на достижение диагностично поставленных целей, гарантирующего их достижение.

К одной из важнейших целей образования относят развитие личности учащегося, к одним из основных задач и ориентиров обновления образования - последовательное овладение на соответствующих этапах обучения элементами творческой самореализации, формирование основы для социального самоопределения и самообразования, подготовка к проектированию своего развития, воспитание стремления к самореализации и способности к адекватной самооценке [3].

Таким образом, перед учителем стоит проблема разработки технологий самореализации личности учащегося через свое собственное самообразование и самореализацию.

Анализ научных подходов к проблеме самореализации показал, что категория самореализации, являясь предметом междисциплинарного изучения, рассматривается такими науками, как философия, психология, социология, педагогика и другие.

Актуальность философского и психологического обоснования поня-

тия самореализация поможет понять преемственность исторических и новых подходов к проблеме самореализации, которые имеют общечеловеческое содержание и неотъемлемы в педагогических процессах.

На философском уровне рассматриваются вопросы о сущности человека, возможности ее экстериоризации. Объектом рассмотрения выступает человек как родовое существо, человечество в целом. Психологический уровень анализирует личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие данной личности самореализоваться. Объектом рассмотрения выступает определенный индивид в его связях и отношениях с другими индивидами и обществом в целом. На педагогическом уровне разрабатываются оптимальные условия и механизмы самореализации личности в образовательном процессе. Объектом рассмотрения являются методологические, психолого-педагогические и дидактические условия, обеспечивающие возможность самореализации личности в учебном процессе на всех ступенях обучения.

В научной литературе синонимами понятия «самореализация» выступают термины «самоутверждение», «самоактуализация», «самовыражение», «самоосуществление», «самораскрытие». Многие исследователи (Е.В. Андриенко, Е.И. Горячева, Н.Л. Кулик, Н.И. Полубабкина) касались в своих работах вопроса о разграничении этих понятий.

На наш взгляд, «самореализация» является наиболее широкой и содержательной категорией, так как в ней нашли свое отражение и «самоосуществление», и «самоактуализация», и «самоутверждение» личности. Иногда эти понятия рассматриваются как элементы самореализации, зачастую -

как синонимы. Термины саморализа-ции и самоактуализации за рубежом чаще используются как синонимы.

Анализ литературы по общей характеристике явления самореализация показал, что на философском уровне под самореализацией понимают:

- реализацию жизненных целей (Л. Фейербах);

- проявление собственной индивидуальности (И. Кант, Г.К. Чернявская); творение собственной жизни «на материале» своей индивидуальности (Ж-П. Сартр, Н.А. Бердяев); раскрытие индивидуальности личности в процессе опредмечивания сущностных сил личности (В.И. Муляр, Л.А. Цыренова); развитие своей индивидуальности (Н.И.Полубабкина);

- реализацию родовой сущности человека, процесс опредмечивания сущностных сил человека; реализацию своих возможностей, способностей, самого себя; (Г. Гегель. Б.С. Братусь, Л.П. Буева, А. Ветошкина, И.А. Донцов, А.А. Идинов, И.Я. Иванов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, В.Е. Кемеров, Л.А. Кленов, Н.Л. Кулик, В.В. Пермяков, Н.С. Хрусталева, Г.К. Чернявская, М.В. Шугуров).

Таким образом, в работах философов отчетливо прослеживаются в основном два аспекта рассмотрения понятия самореализация: как проявление собственной индивидуальности, как процесс опредмечивания сущностных сил человека.

Этап психологического осмысления и изучения явления самореализации связывают с представителями американской «гуманистической психологии». В середине XX века началось интенсивное изучение феномена самореализации и его роли в развитии личности. Существенный вклад в развитие идеи самореализации внесли А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу,

Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Шострем, У. Шутц, Э. Эриксон др. Характерной чертой этого течения является особое внимание к внутреннему миру отдельного человека, его эмоциональной сфере. Их изыскания велись в рамках идеи жизненной стратегии человека, основанной на преобладании внутренних и внешних стремлений. Под жизненной стратегией понимается искусство ведения собственной жизни, главной целью которой является поиск и осуществление своего уникального смысла [4, 77].

Исследование проблемы самореализации личности в отечественной психологии относят к концу 70-х и началу 80-х годов XX века. Самореализация рассматривается в рамках проблемы самоопределения. Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном, который рассматривал самоопределение в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа - внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия [5].

Многие ученые определяют самореализацию как процесс, при этом в качестве результатов процесса самореализации предлагаются:

- наличие определенных психологических свойств и качеств личности (Б.С. Братусь, И.Б. Дерманова, Л.А. Коростылева);

- баланс между социальной и внутренней успешностью как критерий зрелого человека (Е.Б. Весна);

- чувство удовлетворенности, положительные эмоции (К.А. Абульха-нова-Славская),

- ощущение осмысленности или бессмысленности жизни; социально значимые вклады в культуру и в других людей (Д.А. Леонтьев);

- творческая продуктивность (Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко).

Другие ученые связывают понятие самореализации с проявлением индивидуальности. (Е.Б. Весна, Е.А. Горо-дилоава, В.С. Мерлин и др.).

Понятие «самореализация» на психологическом уровне рассматривается в трех аспектах:

- как потребность к непрерывному саморазвитию, реализации всех своих потенций, способностей;

- как процесс, в результате которого происходит проявление, осуществление психологических свойств, качеств, целей, смыслов, эмоций, чувств, возможностей, способностей, «самости», индивидных и личностных возможностей «Я»; открытие и развитие «настоящей» личности, реализация всего человеческого существа и т.д., как процесс проявления, реализации индивидуальности;

- как результат самоопределения.

Проблема самореализации в педагогике относительно нова, однако присутствует во многих исследованиях, в которых самореализацию связывают с поиском прогрессивных педагогических идей и технологий.

В контексте проблемы саморазвития личности педагоги-исследователи рассматривают самореализацию как значимый критерий ее развития и становления (Л.В. Трубайчук, И.Ф. Харламов); доминанту в развитии личности (Г.К. Селевко); конечную стадию саморазвития (Т.И. Степанова); существенный признак духовно-практической деятельности, в результате которой развивается индивидуальность личности (Г.Н. Сериков); качество зрелой личности, составляющее ядро Я-концепции (С.Л. Емельянцев); как раскрытие, реализация потенциала личности (Н.Б. Крылова, Е.А. Никитина, М.В. Шугуров).

Проблему самореализации личности педагоги-исследователи связывают с проблемой самоопределения (Е.И. Горячева, В.К. Игнатович, Б.В. Рыкова, О.В. Янучкович), рассматривая самореализацию личности как один из факторов личностного самоопределения, наряду с самопознанием, самооценкой, самосовершенствованием, самовыражением, саморегуляцией. Самопознание рассматривается как механизм формирования личности, способной к жизненному самоопределению, проектированию своего развития и самореализации. Считается, что самопознающая деятельность должна стать непременной составляющей образовательного процесса в школе.

Педагогический уровень рассмотрения проблемы самореализации показал, что данное понятие в большей степени трактуется в контексте проблемы саморазвития личности учащегося, проблемы самоопределения, осуществления своих возможностей и потенциалов.

Проведенный нами анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблемам самореализации личности показал, что имеются различные трактовки самого понятия «самореализация», которое является одновременно и целью человека, и формой его существования, результатом его жизни. «Самореализация есть такой социальный процесс, который продолжается всю сознательную жизнь личности. Вместе с тем самореализацией может быть назван и единичный акт, если в нем особенно полно раскрылись результаты предшествующего самовоспитания индивида, его специальной подготовки» [6, 52]. Самореализуясь в деятельности, проявляя свою индивидуальность, человек творит себя, свою историю, действительность, через процессы са-

моразвития движется дальше к новым целям и смыслам.

При определении любого феномена в научной литературе выделяются две обязательные категории - условия и факторы.

Условия - обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может; сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразия объективного мира.

Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении; движущая сила, причина какого- либо явления, процесса.

То есть условия чаще определяются как характеристика среды, внешней по отношению к предмету исследования, а факторы - внутренняя характеристика предмета. Однако совместный анализ внешних условий и внутренних факторов (внутренних условий) может дать целостное представление о каком-либо явлении.

К внешним условиям относят особый способ организации взаимодействия всех субъектов процесса личностной самореализации, обеспечивающий свободу, активность личности и инициативу.

Формы самореализации человека подразделяют на три основных типа: «иметь», базирующаяся на физиологических потребностях человека и направленная на самореализацию в области материального благополучия.; «достигать», основанная на потребностях человека в признании и уважении и направленная на самореализацию человека на достижение успеха; «быть», в основе которой лежат потребности в самосозидании, самоактуализации, активности, направленная

на реализацию себя в творчестве [1, 47]. В реальной жизни вышеперечисленные стратегии самореализации чаще всего образуют единую стратегию самореализации, отдельные аспекты которой осуществляются по мере их актуализации.

Сферами самоактуализации человека традиционно считались труд, профессиональная деятельность.

К внешним условиям самореализации учащегося Г К. Чернявская относит социальную и культурную среду, которая либо стимулирует его саморазвитие и самореализацию, либо тормозит этот процесс; общественное настроение, господствующие в обществе установки и ценностные ориентации; пример других людей, влияние товарищей, родителей, учителей; стремление к материальному благополучию, к социальному продвижению и т.д.

Внешние факторы условно разбивают на следующие блоки:

- материально-экономические условия, позволяющие человеку повышать свой образовательный и культурный уровни;

- социально-педагогические условия, предполагающие наличие хороших преподавателей и наставников; библиотек, учреждений искусства, учебников и учебных пособий и т.д .

- социально-психологические условия: к ним относят существование определенной референтной группы, обеспечивающей взаимопомощь и состязательность в учебе, положительный пример саморазвития и т. д.

Средством самореализации личности является культура. Под средством понимают определенные общественные «инструменты», с помощью которых раскрывается и реализуется человеческая сущность. Культура и самореализация обуславливают друг друга, также образуя диалектическое

единство: первая является необходимым условием второй, однако, реализуя себя, личность обогащает культуру. Таким образом, общество не может нормально функционировать, не превратив самореализацию каждой личности в свою конечную цель.

С учетом вышеизложенного представим условия самореализации личности учащегося в виде схемы 1.

Однако внешние условия самореализации могут привести к успеху лишь в том случае, если имеются соответствующие внутренние условия - факторы самореализации личности.

По мнению многих авторов, в основе процесса самореализации лежит процесс социализации- процесс становления личности путем усвоения индивидом ценностей, норм и установок, образцов поведения, присущих данному обществу и необходимых для его успешного функционирования в социуме. Образование - путь овладения материальной и духовной культурой общества и условие его созидания.

К другим внутренним условиям самореализации ученые, исследователи относят потребности человека (И.Ф. Ве-дин, Л.В. Сохань, Е.Г. Злобина, Л.Н. Коган, В.А. Тихонович и др.). Самореализация как сознательный и активный процесс возможна тогда, когда человек осознает свои интересы, потребности и способности, которые она и воплощает, опредмечивает в практической деятельности.

Средством достижения целей выступают индивидуальные стратегии человека, то есть выбор той сферы жизнедеятельности, с которой человек решил связать свое буду-

щее. Выбор жизненной стратегии является необходимым условием самореализации.

Поскольку индивидуальность есть непрерывный творческий акт, в котором человек формирует и доказывает свою оригинальность и неповторимость, поскольку творчество являет собой инновативную деятельность, раскрывающую личностный потенциал человека, то процесс активной самореализации личности, становление индивидуальности определяется ее творческим потенциалом.

Таким образом, способами самореализации личности являются социальная активность, творчество, жиз-нетворчество, определяемое как качество личности, предметом творчества которой является собственная жизнь.

Поскольку перед учителем возникнет проблема проектирования образо-

Схема 1

Внешние условия, определяющие самореализацию личности обучающегося

181

вательных технологий, то среди прочих условий ему необходимо знать структурные составляющие этой технологии. Некоторые авторы в структуре технологии выделяют научный аспект (знание о процессе, методология, классификация, зона развития); деятельно-стный процесс (целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов); формализованное описание (цели, концепция, содержание, модель (алгоритм) [7, 6]. То есть, для проектирования, например, технологии самореализации личности необходимо наличие знаний о механизме её самореализации.

Единого мнения среди ученых относительно представления механизма самореализации личности нет. Одни выстраивают его через «моральные принципы - стремление к самосовершенствованию - воля - смысл жизни» (П.В. Мокиевский); другие -взаимосвязь самообучения, самообразования и самовоспитания, выражающуюся в результатах жизнедеятельности (А.Я. Голубчиков); комплекс личностных функций, удовлетворяющих взаимосвязанным качествам проективности и рефлексивности (М.А. Недаш-ковская); процессы социализации и индивидуализации (А.А. Идинов); когнитивный, поведенческий и регулятивный блоки (Г.К. Чернявская).

Механизм самореализации личности, по нашему мнению, может быть представлен через процессы социализации, самопознания, самоопределения, саморазвития, самовоспитания.

В основе новых подходов к совершенствованию образования лежит концепция личностно-ориентирован-ного обучения, цель которой заключается в том, чтобы найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы самореализации, адаптации... и другие, необходимые

для становления самобытного личностного образа и диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» [8, 13]. Для того чтобы человек реализовал себя, необходимо создать условия для проявления его как субъекта деятельности. Одним из таких условий является разработка и использование в учебном процессе образовательных технологий, в том числе личностно-ориентированных. К таким технологиям могут быть отнесены: технологии критического мышления, технологии индивидуальных образовательных траекторий учащихся, диалоговые, исследовательские, проектные, игровые технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мартынов Б.В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях. - Ростов н/Д, 2005.

2. ШишовС.Е. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1998.

3. Котова И.Б. Философско-гуманисти-ческие основания педагогики. - Ростов-н/Д, 1997.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. -СПб.: Евразия, 1999.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989.

6. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектнос-ти. Учеб. пособие для вузов. - М., 1995.

7. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. - М., 2005.

8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. -1997.- № 4. - С. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.