Научная статья на тему 'Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория'

Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6115
1157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЯ / TEACHER'S SELF-REALIZATION / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / SOCIAL ACTIVITY / FUNCTIONS OF SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна

В статье рассматривается категория самореализации. На основе анализа различных подходов выделяются сущностные характеристики самореализации педагога и формулируется определение рассматриваемого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-realisaton as a Philosophical, Psychological and Pedagogical Category

The paper considers the category of teacher self-realization, various approaches being applied. Index terms:

Текст научной работы на тему «Самореализация как философская, психологическая и педагогическая категория»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.025

Ф. У. Базаева

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье рассматривается категория самореализации. На основе анализа различных подходов выделяются сущностные характеристики самореализации педагога и формулируется определение рассматриваемого явления.

Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, социальная деятельность, функции самореализации, самореализация учителя.

Abstract - The paper considers the category of teacher self-realization, various approaches being applied.

Index terms: self-realization, self-actualization, social activity, functions of selfrealization, teacher’s self-realization.

Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне: «Самореализация - осуществление возможностей развития Я». Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим, конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление [25].

В Оксфордском словаре находим: «Самореализация - реализация собственных усилий человека, возможностей развития Я» [27]. В этом определении обнаруживаются две дополнительные характеристики рассматриваемой категории: ее связь с активностью человека и с его развитием, которое является в определенном смысле синонимом самореализации.

Социологический словарь предлагает понимать самореализацию как выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности [15, с. 292], а в педагогический - как наиболее полное выявление личностью индивиудальных и профессиональных возможностей [8, с. 133]. Таким образом, самореализация всегда связана с деятельностью, в которой реализуются потребности роста, развития, самосовершенствования и личностных способностей, и профессиональных возможностей.

В философском аспекте существуют два наиболее важных, но различных подхода к проблеме самореализации - эссенциалистический и эк-

зистенциалистический. Эссенциалистическую концепцию представляют Аристотель и его последователи, считавшие, что «самореализации подлежат те черты, свойства или способности человека, которые констатируют его сущностную природу». Самореализация в конечном счете понимается ими как реализация сущностной природы человека, объективно предшествующей личностному бытию и нередко противостоящей реальному индивиду в качестве идеала, достижимого и реализуемого при соответствующих условиях и обстоятельствах.

Однако подобное определение включает лишь положительные, морально приемлемые способности и потребности человека, который, несомненно, обладает и отрицательными качествами. Не учитываются и «высшие потребности человека, которые не могут быть удовлетворены простым переустройством социальных условий» [23, с. 8]. Данный подход отрицает возможность человека самостоятельно и осознанно определить свое место в жизни. Вместе с тем этот подход раскрывает социальную обусловленность самореализации человека, связь ее с моралью и социальным окружением. В. И. Муляр рассматривает самореализацию как социальный процесс [14]. У Л. М. Когана понятие «самореализация личности» оформляется как «сознательный процесс раскрытия и определения сущностных сил личности», как «все многообразие социальной деятельности» [9].

Экзистенциалистическое направление возникло из так называемой философии жизни. Исходным положением экзистенциализма является не человеческая природа, а само человеческое существование. Еще Сократ и стоики утверждали, что человеческую природу следует изучать не так, как природу физических вещей, т. е. иначе, чем с точки зрения ее объективных свойств. Такой подход к проблеме самореализации основывается на субъективизме и продолжает разрабатываться современной философией.

По мнению Ж.-П. Сартра, человек есть не что иное, как проект самого себя; он существует лишь настолько, насколько себя осуществляет, и представляет собой совокупность своих поступков, составляющих его собственную жизнь: «Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за осуществление» [18, с. 323]. Экзистенциализм определяет человека по его делам. Нет более оптимистического учения, чем экзистенциализм, «поскольку судьба человека полагается в нем самом. Мы имеем дело с моралью действия и решимости» [Там же]. Таким образом, согласно этому подходу человек должен сам определять себя и свое будущее, так как то, каким оно будет, зависит от него самого, его действий и решимости.

С точки зрения психологии, самореализация в самом общем виде представляется как процесс реализации себя - осуществление самого себя

в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени [6, с. 20].

Развитие представлений о самореализации нашло место в трудах К. А. Абульхановой-Славской [1, 2], по мнению которой, самореализация возможна лишь тогда, когда самопознание и проба своих способностей уже окончены, полностью сформирован образ Я и человек готов обеспечить все внешние условия для самореализации. При этом у индивида возникает необходимость строить совокупность своих внешних воздействий с миром, которая и называется самореализацией. Если же эти условия не соблюдаются, то мы наблюдаем процесс не самореализации, а самовыражения.

К. А. Абульханова-Славская показывает различия категорий «самореализация» и «самовыражение». Последнее часто находится на стадии внешнего, показного «выражения» самого себя, когда демонстрировать еще нечего. У взрослого человека это признак «великовозрастного инфантилизма». Самореализация же есть своего рода высшая стадия развития зрелой личности, результат личностного развития и роста. При этом под саморазвитием понимается процесс приобщения к постоянному повышению уровня своих знаний и активной самореализации себя в жизни. Именно это существенно отличает его от самовыражения [2].

Сходным с понятием самореализации нам представляются понятия «самоактуализация» и «самоосуществление». В психологии термин «самореализация» (self-realization) часто является синонимом «реализации своих возможностей» (self-fulfillment) и «самоактуализации» (self-actualization). Они описывают очень близкие явления: полную реализацию наших подлинных способностей (К. Хорни); стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей (К. Роджерс); активное познание своей собственной природы (Ф. Перлз); стремление человека стать тем, кем он может стать (А. Маслоу).

Э. Фромм отмечает, что человек отличается от животного тем, что стремится выйти за пределы непосредственных и утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего Я. Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то ощущение, которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о Я [26, с. 86]. Ученый настаивает на том, что самореализация достигается индивидом в общении с другими людьми.

Ряд исследователей (как философы, так и психологи) приходят к определению самореализации через процесс «опредмечивания»: она понима-

ется как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и определения сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности [10, с. 130].

Так, А. К. Исаев представляет самореализацию как социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека [7, с. 16]. Д. А. Леонтьев, утверждая, что самореализация представляет собой единство процессов опредмечивания и распредмечивания, допускает возможность абстрагироваться от распредмечивания как от предпосылки самореализации и предлагает характеризовать этот процесс сущностно через деятельность опредмечивания: предметно-преобразовательную (культу-ролизацию); полагание себя в другом (персонализацию) [12]. Из сказанного мы можем сделать вывод, что самореализация - раскрытие, опредмечивание в деятельности человека его сущности - внутренней потребности к самореализации. «Человека можно заставить, принудить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя заставить реализовать (выполнить) себя. Конечно, это не только не исключает, а, наоборот, предполагает наличие внешних побудительных импульсов самореализации, но они действуют здесь, преломляясь во внутренние “механизмы” поведения личности. Самореализация в этом смысле - бескорыстная деятельность, ибо единственная ее “корысть” - стремление личности к выполнению своей жизненной цели, свободному собственному развитию. Реализация этих целей и самоосуществление личности и есть достижение личностью внутренней свободы» [9, с. 18]. Таким образом, самореализация является не только внешней, но и внутренней деятельностью субъекта.

Подобного мнения придерживается, например, К. Роджерс, считающий, что самоактуализация как реализация человеком своего внутреннего потенциала приводит к полноценному функционированию, в силу того что индивид раскрывает заложенные в нем способности, возможности. Однако ученый акцентирует внимание на том, что для более полной самореализации нужны определенные средовые, социальные условия, т. е. нужен особый климат, наличие которого удовлетворяет потребностям в безопасности и будет способствовать выходу на более высокий уровень мотивации [16, с. 419].

По К. Роджерсу, тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими: «Следует отметить, тенденция к самоактуализации - единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, важнейшее понятие в нашей теории, но самость ничего не “делает”, это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя так, чтобы поддерживать и усиливать себя» [16]. Таким образом, для самореализации человека одного желания недостаточно.

Интересным для нас представляются идеи педагогических исследований по данной проблеме. В. В. Сериков считает самореализацию спектром функций, к которым могут быть отнесены творчество, свобода, индивидуальность, самостоятельность, состязательность с различными жизненными препятствиями, обеспечение духовного уровня культуры, жизнедеятельности, несводимость ее (самореализации. - Ф. Б.) к вещизму и повседневности [22]. Таким образом, самореализация - это комплексное свойство.

Исследуя проблему самореализации, Г. К. Чернявская понимает ее как «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера человека, ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества в целом» [24, с. 35]; самореализация проходит в различных социальных сферах жизнедеятельности и отличается своей индивидуальностью.

Е. С. Мичурина полагает, что самореализация человека ориентирована на преобразование жизненной ситуации и является творческим поиском: от видения и постановки проблемы к выдвижению предложений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии, что в целом обеспечивает опосредованное влияние на формирование образа Я в профессии и жизни [13].

Обобщим различные позиции и определим основные характеристики самореализации:

• осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего пути в этом мире, в общении с другими людьми;

• полная реализация подлинных способностей человека, выявление и развитие его возможностей, познание им своей собственной природы и стремление стать тем, кем он может стать;

• реализация собственных усилий человека или развитие, связь с его собственной активностью;

• сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и определения сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности;

• комплексное свойство, включающее в себя функции творчества, свободы, индивидуальности, самостоятельности, состязательности, духовного уровня личности, несводимости ее к вещизму и повседневности.

Исходя из этого дадим собственное определение: самореализация -это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и определения сущностных сил личности, развития возможностей и реализации ее способностей, осуществляемый в общении с другими людьми.

В профессиональной педагогической деятельности проблема самореализации является одной из наиболее актуальных. В современных условиях востребован педагог, прежде всего способный к самореализации:

«Все острее ощущается невозможность делать профессиональное дело, отрешившись от его сущности, не поднявшись до уровня осмысления осознания его бытийной значимости. В ситуации множественности смыслов перед учителем как никогда остро встает проблема выбора стратегии деятельности. Это сопряжено с объективной необходимостью принимать на себя ответственность за глобальные последствия конкретных педагогических деяний» [11, с. 12].

В качестве внутреннего основания становления педагогической деятельности в системе непрерывного педагогического образования Н. К. Сергеев предлагает «реализацию психолого-дидактических закономерностей овладения педагогической деятельностью» [19, с. 100], Н. М. Борытко - «последовательное восхождение от недифференцированной направленности на сферу труда учителя к овладению стандартами педагогической профессиональности и далее - к развитию индивидуально-авторской концептуальноцелостной системы деятельности педагога» [5, с. 52], что возможно только при готовности педагога к самореализации.

При самореализации педагога происходит профессиональный и личностный рост, осознание своих действий, себя в обществе и в профессиональной деятельности. Природа современной профессиональной деятельности учителя, с точки зрения Н. К. Сергеева, требует нового педагогического мышления, ценностной установкой которого является приоритет индивидуальности мышления над единомыслием, образовательных интересов личности над стандартной учебной программой [20], а также «саморазвития, самонаучения (выделено нами. - Ф. Б.) над унифицированным усвоением, “передачей“ знаний» [5, с. 61].

Важно отметить, что самореализация - необходимый компонент саморазвития. Стратегия современного педагогического образования состоит в профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач [3]. Образ саморазвивающейся личности педагога становится целью непрерывного педагогического образования [21, с. 39].

Высшей целью образования является человек, который требует к себе особого подхода, способствующего раскрытию его потенциальных возможностей [21]; образование связано с развитием человека, его социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации как педагога, так и учащегося.

Роль самореализации во всех формах проявления саморазвития состоит в ориентации личности на максимальное раскрытие творческих спо-

собностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям значимых других и собственным задачам. Иначе говоря, роль самореализации заключается в раскрытии потенциала личности, что и будет способствовать профессиональному росту.

Важнейшими особенностями самореализации педагога являются:

• возможность профессиональной деятельности лишь во взаимодействии;

• сопряженность с саморазвитием не только самого учителя, но и учащегося, что обеспечивает взаимное позитивное изменение;

• значимость для педагога другого, т. е. учащегося.

Таким образом, профессионально-личностная самореализация педагога - сознательный целенапрвленный процесс раскрытия и актуализации сущностных сил личности во взаимодействии с учащимися, обеспечивающий саморазвитие не только самого педагога, но и учащихся.

Литература

I. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 334 с.

2 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

3. Асадуллин Р. М. Формирование логичности учителя как субъекта педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд пед. наук. М., 2000. 35 с.

4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. 352 с.

5 Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: мо-ногр. Волгоград, 2001. 180 с.

6. Дерманова И. Б., Коростылева Л. А. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.

7. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1993. 16 с.

8. Каджиспарова Г. М., Каджиспаров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000. 133 с.

9. Коган Л. М. Самореализация личности как социальный процесс // Социокультурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе. Свердловск, 1983. С. 5-13.

10. Коган Л. М. Цель и смысл жизни человека, М.: Мысль, 1984.

II. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпа-радигмальной рефлексии. СПб., 1999. 242 с.

12. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл,

1997. С. 156-176.

13. Мичурина Е. С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 1999. 16 с.

14. Муляр В. И. Самореализация личности как социальный процесс: Методолого-социологический аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1990. 16 с.

15. Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь. М.,

1998. 292 с.

16. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М., 1994. 480 с.

17. Садовая В. В. Творческая самореализация учащихся в познавательной деятельности в условиях индивидуализации обучения: дис. . канд. пед. наук. Казань, 1999. 177 с.

18. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 315-345.

19. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): моногр. СПб.; Волгоград, 1997. 166 с.

20. Сергеев Н. К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: дис. . д-ра пед. наук. Волгоград, 1998. 80 с.

21. Сергеев Н. К. Подготовка учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности (новые аспекты непрерывного педагогического образования) // Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: моногр. Волгоград, 2000. С. 37-44.

22. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.

23. Цыренова Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования: автореф. ... канд. филос. наук / МГУ

им. М. В. Ломоносова. М., 1992. 21 с.

24. Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности: дис. . д-ра филос. наук. СПб., 1994. 263 с.

25. The Dictionary of Psychology and Philosophy. L., 1902. P. 97.

26. Fromm E., The Revolution of Hope. Toward a Humanized Technology. Toronto; N.-Y., 1968. P. 86.

27. The Oxford dictionary of current English: [New «Spell-it-right» guide highlights top problem words: 130,000 definitions a. entries] / ed. by Della Thompson. New rev. ed. Oxford: Oxford univ. press, 1998. 1071 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.