Научная статья на тему 'Проблема реформирования Российской системы образования через призму философского осмысления свободы и необходимости'

Проблема реформирования Российской системы образования через призму философского осмысления свободы и необходимости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
СВОБОДА / НЕОБХОДИМОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / МЕРА / ВОЗМОЖНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / THE FREEDOM / THE NEED / THE TRADITION / THE INNOVATION / THE MEASURE / THE POSSIBILITY / VALUE ORIENTATIONS / THE INFORMATION SOCIETY / THE FORMATION / THE TRAINING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клименко Иван Иванович

В статье раскрывается методологическая роль философского осмысления свободы и необходимости для решения проблем современного реформирования российской системы образования. Анализируются различные парадигмы образовательной деятельности. Намечаются основные направления выхода из кризиса современной образовательно-воспитательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE REFORMATION OF THE RUSSIAN SYSTEM OF FORMATION THROUGH THE PRISM OF THE PHILOSOPHICAL COMPREHENSION OF FREEDOM AND NEED

In the article the methodological role of the philosophical comprehension of freedom and need for the solution of the problems of the contemporary reformation of the Russian system of formation is revealed. Different paradigms of educational activity are analyzed. The basic directions of overcoming the crisis of contemporary educational-developmental system are planned.

Текст научной работы на тему «Проблема реформирования Российской системы образования через призму философского осмысления свободы и необходимости»

Понимание свободы в современной отечественной философии базируется на традиции, заложенной Б. Спинозой и развитой марксизмом, в соответствии с которой свобода определяется как осознанная необходимость. Данный подход представляется не совсем корректным, т.к. не раскрывает самой сути понятия «свобода», не позволяет дать качественную характеристику ее наличия или отсутствия в конкретном социальном событии.

Нам представляется методологически правильным подход к определению свободы, предложенный проф. В.В. Балахонским, в соответствии с которым сущность категории «свобода» раскрывается не через понятие «необходимость», а через соотнесение с категорией «возможность»*. Свобода - это мера возможностей субъекта. В этом понимании свобода противопоставляется необходимости, означает выход, «прорыв» из ее рамок. Чем выше степень свободы (больше реальных возможностей), тем меньше влияние необходимости и, наоборот, чем больше влияние необходимости, тем меньше степень свободы. Любой исторический процесс содержит в себе компоненты свободы и необходимости, речь может идти лишь о пропорциях их представленности. К тому же свобода в социуме проявляется не только в сфере случайности, но и закономерности, поскольку та носит статистический характер.

Свобода раскрывается лишь в единстве возможностей двух уровней: объективных и субъективных.

К первым относятся: физические, правовые, финансовые, политические, историкоситуационные и т.п. возможности. Отсутствие хотя бы одной из них резко ограничивает степень свободы субъекта и не позволяет применять к нему в полном объеме качественную оценку, выраженную в понятии «свободный». Так, нельзя назвать свободным в полном объеме этого понятия бесправного раба, хотя бы и отличающегося огромным физическим здоровьем (т.е. возможностями), или бездомного нищего, или парализованного миллионера.

Субъективные возможности - это способность социального субъекта осмыслить, проанализировать, понять реальные варианты своей деятельности.

Данный вид возможностей предполагает наличие следующих достаточных оснований, определяющих выбор социального субъекта: информированности, способности адекватного анализа ситуации и способности преодоления негативных влияний эмоциональночувственного фактора.

Социальный субъект даже при наличии целого ряда реальных возможностей действия, предоставляемых ситуацией, может не осознавать их вследствие недостаточной информированности или собственной неспособности их осмысления. В этом случае реальные возможности как бы перестают существовать для субъекта, он их не воспринимает, хотя объективно они и продолжают оставаться фактором ситуации, но не увеличивают степень его свободы. Элементарный пример, иллюстрирующий это, - существование юридического закона, предоставляющего человеку определенные возможности действий, и невостребованность этих возможностей человеком при выработке решений вследствие его неинформированности о данном законе.

Фактор эмоционально-чувственных возможностей субъекта определяет его психологическую способность принимать определенные решения. Этот фактор может резко ограничить приемлемый для субъекта выбор возможностей действия влиянием страсти, непреодолимых для него симпатий и антипатий, нравственных и религиозных чувств и т.п. Действие данного фактора особенно сильно на уровне исторической свободы индивида, но оно оказывает свое влияние и на уровне массовых исторических действий, субъектами которых выступают политические или религиозные организации, общественные движения и т.п.

Минимальным условием свободы является наличие выбора между двумя возможностями.

Рассмотрение свободы как противоположности необходимости в рамках социальных процессов обосновывает определение самих этих процессов как «свободнонеобходимых».

В обществе действует не только необходимость, которая проявляется в виде определенных закономерностей, но и случайность, обусловленная способностью человека принимать любые возможные решения (включая нерациональные, ошибочные, идущие во вред ему самому) и пытаться своими действиями воплотить их в реальность. Это свидетельствует о том, что собственно «случайность» является одним из проявлений свободы человека.

Рассматриваемое нами понимание свободы позволяет полнее раскрыть специфику инновационного подхода к самоорганизации образовательного пространства переходного общества.

Традиционная концепция образования подчинена развитию рационального, преимущественно логико-вербального мышления, овладению основами наук. Главное внимание в ней обращается на логическое распределение и последовательность в предметах преподавания. Процесс обучения заключается в составлении учебников, разделенных на логические части, расположенные в известной последовательности, и в преподнесении этих частей обучаемым таким же определенным и последовательным образом, что проявляется в жесткой регламентации жизни учебных заведений, в догматизации преподаваемых знаний, в формальном вопросно-ответном методе обучения.

Характерный для этой парадигмы авторитарный стиль отношений между учителем и учащимися гасит познавательную инициативу ребенка. Это неотвратимо ведет к жесткой регламентации деятельности обучаемого. В результате преподаватель, исполняющий свой гражданский и профессиональный долг, становится частью учебной машины, ее передающим устройством. Его инициатива и творчество строго нормированы, что ограничивает возможности стимуляции познавательных интересов обучаемых.

В таких условиях внедрение инноваций происходит только централизованным путем, а педагогическая наука и педагогическая практика оказываются в значительной мере лишенными самостоятельности, что ограничивает их способности к саморазвитию.

В отличие от традиционного понимания образования, инновационные концепции строятся по принципу самоорганизующейся системы, основанной на нелинейности протекающих в ней процессов и ориентированной на придание обучению творческого характера.

Можно выделить основные направления выхода из кризиса современной образовательно-воспитательной системы:

1) ценностную ориентацию образования на формирование культуры во всех сферах жизнедеятельности личности;

2) гуманизацию процесса образования; введение инноваций лишь при тщательном сохранении традиций воспитания и использование интуитивных возможностей восприятия в процессе обучения.

Рассмотрим каждое направление с целью выяснения его инновационного педагогического потенциала.

Возможности использования интуитивного восприятия в процессе обучения базируются, в первую очередь, на достижениях современной психологии и кибернетики. Ускоренное обучение иностранным языкам, основанное на так называемом «эффекте 25 кадра», методики введения информации в подсознание человека, минуя его сознание, уже сейчас находят широкое применение не только в сфере обучения, но и в рекламе, политике и т.д.

Компьютеризация познавательного процесса обогащает возможности сознания осуществлять эмоционально-интуитивные оценки нового. Возникает, по существу, иная ситуация в познании, определяемая перераспределением отношений между отражением и творчеством, интеллектом и интуицией, логикой и воображением, рациональным и ирра-

циональным, содержательным формализованным мышлением и эмоциями, реальным и искусственным, возможным и действительным.

Актуализация взаимодействий посредством компьютерных технологий позволяет вывести образование на уровень активного социального творчества, что, с одной стороны, расширяет возможности развития человека, с другой, способствует интеграции и переработке различного рода информации в социальной системе.

Необходимость такого инновационного направления, как ценностная ориентация образования на формирование культуры во всех сферах жизнедеятельности личности, обусловлена разрушением прежних, традиционных общественных идеалов, что привело к образованию своеобразного духовного вакуума.

Российская Высшая школа, потеряв идейные ориентиры, все чаще отказывается от своей воспитывающей функции. В таких условиях создаются опасные предпосылки для формирования отклоняющегося поведения у обучаемых, которые объективно оказываются в ситуации информационного и ценностного отчуждения как от национальных, так и от общечеловеческих приоритетов, что порождает проблемы, затрудняющие социокультурную адаптацию личности.

В связи с этим особо значимыми представляются проблемы ориентации студентов в окружающем их мире объективных ценностей, в себе самих, своих возможностях, в событиях прошлого, настоящего, в построении образа будущего и своей жизненной перспективы.

Явление, обозначаемое термином «ценностные ориентации», выступает одним из факторов, характеризующих личность, и детерминирует ее отношение к миру, людям, обществу, к самой себе. Ценностные ориентации представляют устойчивое, социально обусловленное, внутреннее избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели, средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.

Введение в образовательную парадигму ориентации на культурные ценности возможно лишь на основе формирования соответствующей концепции смысла жизни. В качестве составных элементов комплексного представления о смысле жизни могут выступать власть и богатство, творчество и профессиональные достижения, свобода и служение Богу. Причем нередко один из этих элементов воспринимается человеком как главный смысл жизни, основной стержень существования.

Следует отметить, что в настоящее время в обществе прогрессирует явление, которое можно охарактеризовать как потерю смысла жизни. Примером этого является ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести. Это является отражением кризиса культурных ценностей общества, отсутствия культурологической ориентации воспитания, так как именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл.

Следующим важнейшим направлением инновационной коррекции существующей системы образования выступает ее гуманизация. При этом понимание гуманизма наполняется новым содержанием. На современном этапе развития информационного общества человек рассматривается как свободная, открытая система, что соответствует позиции ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, он - частица Социума, Природы, Космоса. В концепции гуманизации выражено два основных направления, а именно: личностно ориентированный подход в обучении и воспитании; акцентирование целей образования на человеке как разносторонне развитой, свободной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.