Султанова Татьяна Анатольевна КОНКРЕТИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ .
УДК 37.014.3
КОНКРЕТИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2016
Султанова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail:[email protected])
Аннотация. В статье раскрываются современные направления развития школьного образования в контексте мировых модернизационных процессов. В качестве наиболее актуальных тенденций развития школы автором представлены гуманизация, демократизация, стандартизация, индивидуализация, дифференциация. Гуманизация школьного образования описана в ракурсе создания в образовательном пространстве контекстов, обеспечивающих раскрытие и последующее развитие способностей обучаемого. Демократизация связана с реализацией идей открытости и публичности, многообразия и вариативности школьного образования, становлением автономии образовательного учреждения, развитием органов само- и со-управления. Стандартизация представлена как механизм управления качеством школьного образования, обладающий открытым общественным и публичным характером. Индивидуализация раскрыта через процесс организации особого взаимодействия учителя и учащихся, построенного на принципе соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьников. Дифференциация в широком понимании представлена как ориентация системы школьного образования на удовлетворение различных образовательных потребностей, в более узком значении как организация обучения на основе вариативного подхода к отдельным учащимся или их группам, выделенным по уровням учебной успешности, здоровья, отношения к предмету либо по существенным признакам личности. Согласно авторской позиции обозначенные направления не отражают полного спектра ведущих тенденций развития школьного образования и могут быть дополнены.
Ключевые слова: развитие школьного образования, гуманизация, демократизация, стандартизация, индивидуализация, дифференциация.
THE CONCRETIZATION OF DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF SCHOOL EDUCATION IN MODERN SOCIETY
© 2016
Sultanova Tatyana Anatolievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of general and professional pedagogy Orenburg state university (460018, Russia, Orenburg, Victory avenue, 13, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents modern trends of development of school education in the context of global modernization processes. The most current trends in school development according to the author are humanization, democratization, standardization, individualization, differentiation. Humanization of school education involves the creation of educational space of conditions aimed at the disclosure and subsequent development of the abilities of the student. Democratization connected with the realization of the ideas of openness and transparency, diversity and variability of school education, the establishment of the autonomy of educational institutions, development authorities and joint management. Standardization is presented as a mechanism of quality control schooling with the open public and public character. Individualization is disclosed as the process of organizing a special interaction between teachers and students, based on the principle of matching learning to age and individual peculiarities of students. Differentiation in the broadest sense is represented by the orientation of the school system to meet the different educational needs. In a more narrow sense of differentiation is described as the organization of training on the basis of variable approach to individual students or groups, selected by level of educational success, health, relationship to the subject or on the essential features of the person. According to the author's position designated areas do not reflect the full range of the leading trends in the development of school education and can be supplemented.
Keywords: development of school education, humanization, democratization, standardization, individualization, differentiation.
Современное школьное образование находится в поле непрерывного влияния общемировых модернизационных и глобализационных процессов. В данных условиях очевидным является тот факт, что развитие школьного образования должно идти параллельно с развитием общества, обеспечивая тем самым формирование его духовного, интеллектуального и культурного потенциала. Приоритетной задачей школы становится организация особого инновационного образовательного процесса, в ходе которого учащиеся будут не только овладевать системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями, но и получать всестороннее развитие путем актуализации внутренних ресурсов личности [1]. В этой связи цель настоящей статьи мы связываем с уточнением актуальных направлений развития школьного образования в контексте обновления систем жизнедеятельности российского общества.
В современной научной литературе представлено множество подходов к обоснованию тенденций развития современного школьного образования [2; 3, 4]. Представим наиболее значимые из них для нашего исследования.
Гуманизация школьного образования. В качестве основного критерия оценки социальных гуманистических
преобразований современного общества выступает человек как его идеал. В этой связи основу развития системы школьного образования также должны составлять гуманистические идеи, позиционирующие личность как высшую ценность жизни. Именно гуманистические идеи в образовании обеспечивают гармонизацию общественных и личных интересов школьников, способствуют их гармоничному развитию [5]. Гуманизация школьного образования предполагает создание в образовательном пространстве таких контекстов, которые направлены на раскрытие и дальнейшее развитие способностей человека. Кроме того, процессы гуманизации связываются с саморазвитием и самореализацией личности каждого обучающегося.
Важно заметить, что гуманистически ориентированное образование характеризуется всеобщей, особенной и конкретно-единичной спецификой [6; 7]. Так, к чертам всеобщего характера исследователи относят стратегии и проблемы развития цивилизации в целом и человеческого общества в частности, а также особенности формирования ценностных ориентиров различных сообществ. Особенные черты гуманизации образования проявляются в специфике педагогического процесса, реализуемого в различных образовательных системах и средах, при
Султанова Татьяна Анатольевна КОНКРЕТИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ...
этом указанный педагогическии процесс всегда выступает как точно организованный и строго целенаправленный. И, наконец, конкретно-единичные особенности выражаются в конкретных методах, формах, технологиях педагогического процесса, ориентирующегося на личность школьника.
В качестве основных функций гуманизации школьного образования выступают социальная и культурная [8]. Первая обеспечивает решение общих социальных проблем и задач, вторая - выражается в создании материальных и формировании духовных ценностей учащихся, гарантирует повышение уровня их творческих способностей, обогащение индивидуального опыта деятельности. В этой связи полагаем, что основаниями организации гуманистически ориентированного образовательного процесса выступают процессы актуализации и развития личностных особенностей и ресурсов школьников.
Таким образом, обозначенное направление развития определяет необходимость пересмотра целевых, содержательных и технологических составляющих школьного образования с ориентацией на обеспечение системной целостности непрерывного общекультурного и социально-нравственного становления личности школьника.
Демократизация школьного образования. Довольно весомую роль в развитии современного общего образования играет такой процесс как демократизация школы, проявляющаяся в «тенденциях, факторах и процессах укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав/свобод, норм, отношений в системе школьного образования» [9]. Основу демократизации школы составляют общечеловеческие идеи демократии, которые могут трансформироваться в зависимости от конкретных исторических условий и тенденций общественного развития, адекватно существующим проблемам в различных сферах жизнедеятельности человека.
В сложившихся условиях приоритетными целевыми ориентирами демократизации школьного образования являются обеспечение его открытости и публичности процессов его реализации; становление автономии образовательных организаций и развитие органов школьного само - и со-управления; либерализация управленческих систем; создание условий для утверждения многообразия и вариативности, предполагающих возможность реализации различных моделей и типов образовательных учреждений, программ, учебников; демократизация учебного процесса, соблюдение прав учащихся на выбор педагога, программы, учебной группы, формы отчетности; создание структур гражданского общества в сфере образования и обеспечения публичного контроля над действиями органов управления и т.д.
Среди основных условий демократизации образования на уровне школы исследователи [10, с. 58, 11, с. 97] выделяют следующие: становление школы как открытого «вовне» социального института, взаимодействующего с различными политическими, социальными и культурными группами; становление школы как открытого «вовнутрь» социального института, характеризуемого прозрачностью внутренних структур коммуникации, достаточностью информации и внутришкольной демократией; обусловленность школьной политики согласованностью интересов различных образовательных субъектов (администрации, педагогов, обучаемых, родителей, социальных партнеров и т.д.); создание в школе правового пространства, раскрывающегося через систему формальных и неформальных правовых норм и традиций; нахождение школы в состоянии перманентного обновления; изучение, поддержка и открытое обсуждение общественного мнения в школе и т.д.
Представленные условия открывают перспективы создания школьного образовательного пространства, открытого для внешнего мира, интегрирующего школьное образование и внешкольную жизнь и минимизирующе-
го формальные отношения и ограничения.
Вместе с тем обозначенному направлению развития системы школьного образования сопутствует спектр сдерживающих факторов, оказывающих негативное влияние на становление демократизации школы и требующих особого внимания всех субъектов образования. Так, демократизация системы административного управления школой, детерминированная существующей нормативно-правовой базой РФ в сфере образования [12], сдерживается реальной практикой управления [1315], что проявляется в низкой интенсивности процессов реорганизации системы авторитарного управления в демократическое. Демократизация системы ученического самоуправления школой сдерживается отсутствием возможностей реального влияния обучаемых на важные вопросы школьной жизни. Сдерживание демократизации образовательного процесса обусловлено жесткой регламентацией образовательной деятельности школы, проявляющейся в первую очередь в существующей системе классно-урочной и предметно-ориентированной организации обучения. Демократизация местного сообщества сдерживается отсутствием законодательной базы взаимодействия школы с социальными партнерами, способными обеспечить включение обучающихся в различные виды социальных практик.
В этой связи считаем, что одной из приоритетных задач современной школы становится актуализация ресурсов и поиск механизмов преодоления факторов, сдерживающих становление демократизации школы.
Стандартизация школьного образования. Объективная необходимость упорядочения школьной практики, ее систематизации в соответствии с трансформирующимися потребностями общества актуализировала процессы стандартизации школьного образования. Сама возможность стандартизации в исследуемой области исходит из современного понимания образования не только как феномена, направленного на передачу культурного опыта подрастающему поколению, но и как важной экономической отрасли, обеспечивающей воспроизводство трудовых ресурсов [16]. Такая позиция определяет необходимость согласования содержания стандартов и требований его пользователей - государства, общества, семьи и отдельных личностей.
Стандартизация школьного образования ориентирована, прежде всего, на разработку и использование «системы основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм, отражающих общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности по его достижению» [17, с. 25]. К характерным особенностям стандарта «второго поколения» (ФГОС) исследователи [16; 18] относят следующие.
Во-первых, в ФГОС достаточно четко определены границы ответственности, а соответственно и полномочий. Так, государство ответственно за формирование единого образовательного пространства и за согласование основных требований к результатам образования, регион - за материально-техническое обеспечение, школа - за реализацию образовательных программ.
Во-вторых, ФГОС усиливает развитие вариативности школьного образования, которая в конечном итоге связывается с обеспечением максимально возможной степени индивидуализации. Степень вариативности определяется спектром предоставляемых обучаемым образовательных программ согласно их потребностям и возможностям. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе.
В-третьих, в ФГОС достаточно конкретно представлены требования к структуре, условиям реализации и результатам школьного образования. При этом важным представляется установление соответствия между требованиями к результатам освоения основной образова-
Султанова Татьяна Анатольевна педагогические
КОНКРЕТИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ... науки
тельной программы и теми ресурсами, которые государство и общество готовы выделять на образование.
В-четвертых, одним из принципиальных нововведений ФГОС является выделение фундаментального ядра общего образования, включающего совокупность наиболее существенных идей науки и культуры и обеспечивающего универсализацию содержания общего образования. Функционал фундаментального ядра определяется как конкретизация таких элементов научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения или знакомства с которыми уровень общего образования, достигаемый выпускником современной российской школы, не может быть признан достаточным для полноценного образования и последующего личностного развития.
В-пятых, основу достижения требований ФГОС составляет системно-деятельностный подход, обеспечивающий развитие личности обучаемого путем формирования универсальных способов деятельности в контексте учебной и воспитательной среды школы.
В-шестых, положительным моментом ФГОС является представленность воспитания как важнейшего личностного результата школьного образования. Личностные характеристики выпускника современной школы проявляются через уважение своего народа, его культуры и духовных традиций; осознание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активное и заинтересованное познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества и т.д.
В целом стандартизацию следует рассматривать как механизм управления качеством школьного образования, обладающий открытым общественный и публичным характером.
Индивидуализация школьного образования. В ряде педагогических исследований индивидуализация представлена как совершенно новый подход к образованию, предполагающий изменение позиции ученика из объекта образовательного процесса в его субъект [19; 20]. Основу индивидуализации школьного образования составляет идея организации особого взаимодействия учителя и учащегося, в рамках которого педагогическое влияние строится на основе «изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности» [20, с. 247]. Такой подход к организации образовательного взаимодействия обеспечит реализацию принципа соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьников, предполагающего формирование содержания, методов и форм организации деятельности адекватно уровню познавательных возможностей и личностного развития учащихся, а также индивидуальным характеристикам, особенностям темперамента, характера, способностей и т.д.
Характеризуя индивидуализацию школьного образования как сложный и многогранный феномен, следует заметить, что его реализация возможна в рамках четырех магистральных направлений [21]. Согласно первому направлению индивидуализация осуществляется во внеурочных, внешкольных занятиях обучаемых; второе понимание исходит из необходимости организации самостоятельной учебной деятельности школьника вне учебного коллектива; третий аспект раскрывается через выбор учащимся спектра учебных дисциплин в рамках регионального и школьного компонентов учебных планов образовательной организации в условиях традиционной классно-урочной системы; четвертое направление предлагает реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучаемых, интегрируя тем самым образовательное взаимодействие учителей и учащихся на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.
Индивидуализация образовательного процесса характеризуется определенными чертами, которые нуж-256
но учитывать в реальной практике обучения [22]. Во-первых, начальная стадия индивидуализации предполагает аккумуляцию опыта действий учащегося путем его включения в широкую систему различных взаимосвязей и взаимоотношений участников образовательного процесса. Результатом этого является познание школьником самого себя через парадигму ценностей и опыта образования. Во-вторых, внутренняя составляющая индивидуализации, обусловленная целостным характером индивидуального бытия и проявляющаяся в способности сосредоточить собственные силы на единой цели, определяет ее целевые ориентиры. В-третьих, становление индивидуальности как результирующего фактора индивидуализации происходит за счет овладения школьником самостоятельностью и автономностью, что в свою очередь, обеспечивает возможность саморегуляции собственной учебной деятельности. Из этого следует, что важным условием индивидуализации школьного образования является наличие у субъектов мотивации, способности к самоанализу и рефлексии. В-четвертых, индивидуализация есть единство самореализации и самоотдачи. Самореализация представляет собой побуждение человека к наиболее глубокому и полному обнаружению и последующему развитию своих скрытых способностей и возможностей, а самоотдача - стимулирование желания отдавать приобретенные и накопленные раннее знания. В-пятых, само обучение по своей сути является сугубо индивидуальным процессом, что проявляется в осознанной и самостоятельной трансформации обучающимися внешнего опыта деятельности во внутренний.
Вместе с тем, необходимо отметить, что обозначенная тенденция развития школьного образования в контексте классно-урочной системы реализуется относительно, поскольку в реальной образовательной практике учитываются не индивидуальные особенности каждого обучаемого, а их специфика в группе учащихся со сходными особенностями. В этой связи еще одной тенденцией развития современной школы выступает дифференциация образования.
Дифференциация школьного образования. В настоящее время дифференциация образования определяется как один из важнейших путей совершенствования образовательной деятельности школы. В широком контексте дифференциация образования определяется как особая «ориентация системы образования на удовлетворение различных образовательных потребностей» [23, с. 39]. Более конкретное понимание дифференциации связывается с организацией «обучения, в котором осуществляется неодинаковый вариативный подход к отдельным учащимся (индивидуальный подход) или к группам учащихся, выделенным либо по уровням учебной успешности, здоровья, отношения к предмету (уровневая дифференциация), либо по существенным признакам: тип мышления, работоспособность, профессиональная направленность, темперамент, пол и др. (типологическая дифференциация)» [24, с. 60]. Стратегические ориентиры данного направления развития школы определяются с учетом необходимости создания наиболее оптимальных условий вхождения учащихся в современное пространство культуры и обеспечение на этой основе их гармоничного развития.
Дифференциация в образовании и обучении может быть представлена как внешняя, внутренняя и элективная [23, с. 39]. Внешняя дифференциация предполагает открытие классов с углубленным обучением, организацию факультативов и курсов по определенному выбору обучающихся, создание спецшкол и коррекционных классов и т.д. Внутренняя дифференциация ориентирована на создание такой системы образовательного взаимодействия, при которой актуализируются возможности наиболее эффективной и рациональной работы для каждого обучаемого с учётом его индивидуальных и личностных способностей. Элективная дифференциация АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Султанова Татьяна Анатольевна КОНКРЕТИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ...
обусловлена возможностями выбора учащимися цикла учебных предметов в качестве дополнения к обязательным изучаемым дисциплинам.
Дифференциация школьного образования эффективно может осуществляться только при соблюдении соответствующих условий [25]. В качестве приоритетных следует выделить организационно-управленческие, психолого-дидактические и социально-педагогические условия.
Организационно-управленческие условия включают в себя интенсивные процессы осуществления дифференциации во всех образовательных подсистемах школы, обеспечение и сохранение целостности педагогической системы, отвечающей гуманистической направленности, а также функциональную определенность всех субъектов дифференциации. К психолого-дидактическим условиям следует отнести психолого-педагогическое сопровождение дифференцированного обучения; разработку и использование в образовательном процессе психологических, педагогических и методических механизмов осуществления дифференциации; наличие учебно-методического обеспечения дифференциации и т.д. Социально-педагогические условия отражают особенности взаимосвязи образовательного учреждения и социума. Положительное отношение социума к дифференциации образования гарантирует расширение спектра оказываемых образовательных услуг, развитие культурного уровня школьников, сотрудничество школ с учреждениями высшего профессионального образования и будущими потенциальными работодателями, медицинское сопровождение образовательного процесса, а также равностороннюю поддержку семей школьников. Представленные условия находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и являются фактором эффективности дифференциации школьного образования. Вместе с тем данный перечень условий может и должен дополняться, изменяться и оптимизироваться в зависимости от коррекции целей и задач дифференциации.
В настоящее время дифференциация как тенденция развития школьного образования находит активное воплощение в практике. Вместе с тем ее реализация обозначила достаточно широкое проблемное поле, раскрывающее необходимость создания организационного, психолого-педагогического, методического сопровождения перманентно усложняющейся деятельности школы.
В заключение хотелось бы отметить, что обозначенные направления представляют собой лишь незначительную часть ведущих тенденций развития школьного образования. В частности, в рамках данной статьи не были затронуты процессы гуманитаризации, технологизации, компьютеризации, информатизации и т.д. Очевидным остается только одно: изучение и анализ тенденций развития школьного образования создает основу для поиска эффективных механизмов инновационного развития современной образовательной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Султанова Т.А. Развитие школы как инновационный процесс // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 3. С. 199-202.
2. Сабуров Х.М. Влияние основных тенденций развития современного образования на формирование личности учащихся // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 613-616.
3. Григорьева Е.Я. Современные тенденции развития школьного иноязычного образования // Среднее профессиональное образование. 2014. № 4. С. 59-61.
4. Базарова Е.Г., Базаров А.Ц. Управление инновационным развитием образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 1. С. 51-54.
5. Амеханова Н.Э., Матвеева О.В. Гуманизация образовательного процесса // Инновационные педагогические технологии. Казань: Бук, 2015. С. 11-14.
6. Савостьянов А.И. Гуманизация образования: цен-
ностные ориентиры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 5. С. 7-9.
7. Антипьев А.Г. Гуманизация и гуманитаризация образования: состояния и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 98-102.
8. Шубович М.М. Гуманизация образования и воспитания как социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 8. С. 96-103.
9. Крылова Н.Б. Демократизация школы // Новые ценности образования: антропологический, деятель-ностный и культурологический подходы. 2005. № 5. С. 25 - 27.
10. Корнетов Г.Б. Феномен общественно активной школы в контексте развития демократической педагогики. М.: АСОУ, 2009. 264 с.
11. Фрумин И. Демократизация школы как основное направление ее обновления // Инновационное движение в российском школьном образовании / под ред. Днепрова Э.Д., Каспржак А.Г., Пинского А. М.: Парсифаль, 1997. С. 97-141.
12. Султанова Т.А. Нормативные детерминанты развития школы как инновационной образовательной системы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 11. С. 208-211.
13. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 37-41.
14. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.
15. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность управления: теоретический аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 35-39.
16. Сапкулова Е.В. О стандартизации системы общего образования // Вестник КемГУ. 2013. № 3. С. 95-99.
17. Наумченко И.Л. Стандартизация образования -процесс творческий // Интеграция образования. 1997. № 1. С. 24-27.
18. Новикова Т.Г. К вопросу об общественной экспертизе новых образовательных стандартов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 11-13.
19. Кассина Р.А. Индивидуализация как инновационная стратегия модернизации образования старшеклассников в аспекте освоения и перехода на ФГОС второго поколения // Индивидуализация образования в старшей школе: опыт, проблемы, перспективы. Пермь, 2013. С. 6-11.
20. Синельников И.Ю. Индивидуализация как одна из ведущих тенденций модернизации сферы непрерывного образования: возможности и риски // Конференциум АСОУ. 2015. № 2. С. 244-251.
21. Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. 2008. № 7. С. 243-250.
22. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. 281 с.
23. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
24. Педагогический словарь / под ред. Загвязинского В.И., Закировой А.Ф. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
25. Перевозный А.В. Условия эффективности дифференциации современного школьного образования // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 205-209.