Научная статья на тему 'Проблема реализации потребностей студентов в физкультурно-спортивной деятельности'

Проблема реализации потребностей студентов в физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стасенко А.А.

В статье излагаются педагогические, организационные и методические основы физкультурно-спортивной деятельности студентов в высшей школе. Физкультурно-спортивная деятельность определяется как разносторонняя деятельность студента в сфере физической культуры и спорта, которая направлена на реализацию общественно и личностно значимых потребностей в физическом совершенствовании. Отображены результаты проведенной експериментальной работы по определению наиболее значимых факторов, препятствующих участии студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Научно обосновано процесс формирование у студентов потребностей в физкультурно-спортивной деятельности и уровни её сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF REALIZATION OF NECESSITIES OF STUDENTS IN ATHLETIC-SPORTING ACTIVITY

In the article pedagogical, organizational and methodical bases of athletic-sporting activity of students are expounded at higher school. Athletic-sporting activity is determined as scalene activity of student in the field of physical culture and sport, that is sent to realization publicly and personality meaningful requirements in physical perfection. Conducted experimental job performances are represented on determination of the most meaningful factors, impedimental participating of students in athletic-sporting activity. A process is scientifically reasonable forming for the students of necessities in athletic-sporting to activity and levels of her formed.

Текст научной работы на тему «Проблема реализации потребностей студентов в физкультурно-спортивной деятельности»

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стасенко А.А.

Коровоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченка, кандидат педагогических наук, доцент

г. Кропивницкий, Украина

PROBLEM OF REALIZA TION OF NECESSITIES OF STUDENTS IN A THLETIC-SPOR TING ACTIVITY

Stasenko A.A., Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko State, Pedagogical University, Master of Pedagogical Science, Associate Professor, Kropivnickiy, Ukraine

АННОТАЦИЯ

В статье излагаются педагогические, организационные и методические основы физкультурно -спортивной деятельности студентов в высшей школе. Физкультурно-спортивная деятельность определяется как разносторонняя деятельность студента в сфере физической культуры и спорта, которая направлена на реализацию общественно и личностно значимых потребностей в физическом совершенствовании. Отображены результаты проведенной експериментальной работы по определению наиболее значимых факторов, препятствующих участии студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Научно обосновано процесс формирование у студентов потребностей в физкультурно-спортивной деятельности и уровни её сформированности.

ABSTRACT

In the article pedagogical, organizational and methodical bases of athletic-sporting activity of students are expounded at higher school. Athletic-sporting activity is determined as scalene activity of student in the field of physical culture and sport, that is sent to realization publicly and personality meaningful requirements in physical perfection. Conducted experimental job performances are represented on determination of the most meaningful factors, impedimental participating of students in athletic-sporting activity. A process is scientifically reasonable forming for the students of necessities in athletic-sporting to activity and levels of her formed.

Ключевые слова: потребность, физкультурно-спортивная деятельность, учебный процесс, студенты.

Keywords: necessity, athletic-sporting activity, educational process, students.

Постановка проблемы. Укрепление и сохранение здоровья студентов, повышения уровня их физической подготовленности является актуальным заданиями, которые стоят перед нынешним обществом. Для решения этой сложной и важной проблемы, прежде всего необходимо согласовать образ жизни студентов с закономерностями оптимального функционирования организма, разработать эффективные средства влияния на организм, придерживаться рационального режима труда и отдыха.

Пристальное внимание общества к физической культуре и спорту в высших учебных заведениях требует научно обоснованного подхода к управлению учебным процессом из физического воспитания, который учитывал бы морфофункциональные возможности, психофизические особенности, структуру заболеваемости студентов, специфику профессиональной деятельности [1; 10].

Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Новое время диктует более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека, поэтому необходим повсеместный пере-

ход к массовым формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди студенческой молодёжи. Занятия физическими упражнениями должны стать всеобщим делом, повседневной потребностью каждого студента [7].

Недостаточно подготовленная попытка реформирования системы физического воспитания в высших учебных заведениях привела к сокращению часов дисциплины "Физическое воспитание" и даже исключение ее из перечня обязательных дисциплин. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, на что был расчет, не выполняются студентами по нескольким причинам, но главным из них является отсутствие убеждения личности в их полезности и необходимости, ведь в большинстве студентов не сформированы потребности и мотивы беспокоиться о своем здоровьи, желании самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Исходя из этого, высшая школа вообще, и студенты-бакалавры в частности, оказались неготовыми к осознанию значения и использованию средств физической культуры в формировании здоровой, всесторонне и гармонично развитой личности. Это, бесспорно, требует оставить дисциплину "Физическое воспитание" в перечне дисциплин, которые являются обязательными к изучению, и усовершенствовать способы формирования у студентов потребности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом [6].

Анализ последних исследований и публикаций. Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В формировании потребности в занятиях физической культурой большое значение имеют материальные условия и общий уровень студента. В то же время преподавателями недооценивается роль воспитательных моментов, информационно-пропагандистских, целеустремленной деятельности по изменению отношений, которые сложились и стереотипов [4].

Деятельность студента в сфере физической культуры отображает общественно и лично значимые потребности в физическом совершенствовании. Потребность появляется как состояние личности, благодаря которому регулируется ее поведение, определяются действия мышления, чувств, воли, сознания. Воспитание их обусловливается как одно из главных заданий высшей школы при формировании личности студента. Любая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, формируются при взаимодействии человека с окружающей средой и зависят от ряда факторов. Потребность - это направленность активности человека, психическое состояние, которое создает предпосылку деятельности [9].

Однако сама по себе потребность не определяет характер деятельности, потому что может быть удовлетворена разными предметами и способами. Предмет удовольствия определяется тогда, когда человек начинает действовать. Существуют определенные расхождения в структуре внешних и внутренних факторов, которые влияют на мотивацию к систематическому выполнению физических упражнений как средству самосовершенствования студентов [2; 3].

Формирование мотивов находится под воздействием внешних и внутренних факторов. Как первые появляются условия, в которых оказывается человек. Как вторые - желание, увлечение, интересы и убеждения личности. Изучение мотивов занятий физкультурной деятельностью разных групп населения, факторов и методов, которые способствуют их формированию, оказывает позитивное влияние на привлечение людей к систематическим занятиям физическим воспитанием, на управление процессом физического воспитания [8].

Ильин Е.П. среди мотивов занятий физической культурой и спортом выделяет общие и конкретные. К первым относит желание студента заниматься любым видом спорта или физическими упражнениями, к вторым относятся желания заниматься только любимым видом спорта. По его мнению, мотивы могут быть направлены на процесс деятельности (потребность в двигательной активности, получение впечатлений от спортивной деятельности) и на результат (стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самовыражению) [5].

По данным социологических исследований, студенты недооценивают роль таких субъективных факторов, которые влияют на ценностно-мотиваци-

онные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. Это говорит о снижении образовательного и воспитательного потенциала педагогических действий на физкультурно-оздоровительных занятиях, доминирующем акценте на нормативных показателях спортивной деятельности. Для преодоления такого состояния дел в образовательном процессе высшего учебного заведения необходимо выучить механизмы действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы способствуют удовлетворению потребностей личности студента в двигательной деятельности.

Цель статьи: определить влияние осознанных личностью разнообразных факторов, которые препятствуют участию студентов в физкультурно-спортивной деятельности и научно обосновать процесс формирования потребности к участию в данной деятельности.

Для решения поставленных заданий были использованы такие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогический эксперимент; анкетирование; методы математической статистики.

Изложение основного материала. В условиях обучения в вузе удовлетворение потребностей личности происходит в едином процессе учебно-воспитательной, общественно-политической, трудовой, научной, культурной деятельности, и в том числе занятий физической культурой и спортом. Студенты участвуют в разнообразных формах физ-культурно-спортивной деятельности, каждая из которых в той или иной мере обеспечивает (или должна обеспечивать) удовлетворение разумных потребностей. Потребности должны соответствовать системе ценных ориентаций, складывающейся в сознании студента концепции жизни, на основе которой он осуществляет достижение различных целей.

Можно выделить следующие группы целей, ведущих к реальной включенности студентов в физкультурно-спортивную деятельность.

Функционально-оздоровительные, направленные на укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, воспитание культуры движений, повышение работоспособности, активизацию умственной деятельности, снятие усталости.

«Барьерные», предполагающие выполнение норм и требований программы по физическому воспитанию, нормативов общей физической подготовленности населения, совершенствование физических способностей, овладения нормативами Единой спортивной классификации и др.

Коммуникативно-воспитательные, содержание которых направлено на общение с товарищами, друзьями, укрепление внутриколлективных связей, воспитание волевых качеств, трудолюбия, повышение личного престижа и др.

Организаторско-педагогические, определяющие направленность на приобретение умений и навыков общественного инструктора, тренера, судьи по спорту, организатора массовой физкультурной и спортивной работы, пропагандиста и др.

долюбия, необходимо как для физического совершенства, так и для формирования профессиональной готовности специалиста.

Обследование более 400 студентов позволило получить следующие данные, которые предоставлены в таблице 1.

Таблица 1

Значимость форм физкультурно-спортивной деятельности

Вполне очевидно, что границы этих группировок условны, и достижение цели, отнесенной к одной группе, может способствовать удовлетворению потребностей в другой. Например, достижение целей, ведущих к воспитанию волевых качеств и тру-

Цели Формы физкультурно-спо ргивной деятельности

Учебные занятия Организованные внеучебные занятия Самостоятельные занятия Отрицание необходимости занятий

Овладение умениями и навыками общественного инструктора, тренера 34,0 56,2 6,8 3,0

Овладение умениями и навыками судьи по спорту 43,5 49,7 4,5 3,3

Овладение умениями и навыками организатора массовой, физкультурной и спортивной работы 38,1 51,4 4,1 2,8

Овладение умениями и навыками пропагандисткой работы 33,6 54,8 6,1 5,5

Приведенные данные подчеркивают высокую значимость организованных внеучебных занятий для достижения целей этой группы. Через деятельность, ведущую к их освоению, формируется общественная активность личности, способность грамотно и эффективно использовать средства физической культуры и спорта на производстве и по месту жительства.

От структуры свободного времени во многом зависит успех в формировании жизненных установок, интересов и потребностей студентов. Именно свободное время во многом определяет возможность реализации потребностей личности в духовном и физическом совершенствовании. С одной стороны, свободное время является фактором, формирующим многие потребности личности, с другой - потребности, реализуясь в деятельности, оказывают существенное влияние на структуру свободного времени, его ценностную значимость для организации всей жизнедеятельности человека, его образ жизни.

Свободное время студентов - это та часть внеучебного времени, которая посвящается отдыху, общественной деятельности, самообразованию, занятиям по интересам, а том числе физической культурой и спортом. В среднем у студентов

вузов различного профиля оно составляет от 1 часа 30 минут до 3 часов 30 минут в учебный день.

В настоящее время нехватка свободного времени отрицательно сказывается на отношении студентов к занятиям физической культурой и спортом, включении их в желаемую модель времяпровождения. Очевидно, что учебные занятия по физическому воспитанию еще не формируют у студентов устойчивой потребности в физкультурно-спортивной деятельности.

Широкий спектр факторов, прямо или косвенно влияющих на формирование структуры свободного времени, на место физической культуры и спорта в этой структуре, можно сгруппировать по следующим признакам, а именно: а) факторы организационного характера; б) материальные; в) субь-ективно-личностные; г) функционально-оздоровительные.

Анализ материала таблицы 2 дает основание для утверждения, что в целом от курса к курсу оценка причин, ограничивающих участие студентов в физкультурно-спортивной деятельности, становится более выраженной. В качестве наиболее значимых причин выступает личная организованность студентов и условия, в которых протекает деятельность.

Таблица 2

Влияние организационных факторов, препятсвующих участию студентов в

Факторы Курс

I II III

Плохие условия для занятий 11,6 16,3 23,8

Неудовлетворительная организация мероприятий (занятий) 14,7 19,2 21,9

Завышенные требования преподавателя 17,4 16,5 22,8

Большие затраты времени на дорогу 16,4 17,1 29,3

Не хватает свободного времени 19,5 23,8 26,4

Частая смена преподавателей 7,9 8,2 6,7

Однообразные формы проведения занятий 15,3 18,9 25,8

Излишняя длительность проведения мероприятий (занятий) 22,7 24,6 20,6

Нет возможности выбора занятий по интересам 16,2 14,8 10,6

Данные таблицы 3 позволяют отметить влияние причин материального характера, которые отражаются во внешнем виде, удобстве, возможностях удовлетворить эстетические вкусы и потребности. Для девушек особенно важно выглядеть красиво, привлекательно. Юноши чутко реагируют

на качество инвентаря, его удобство, возможность достигнуть с его помощью высоких результатов. Значимость материальных ограничений больше выражена при самостоятельных занятиях, так как они проводятся по собственной инициативе и более часто, чем организованные.

Таблица 3

Влияние материальных факторов, ограничивающих участие студентов в

Факторы Организованные занятия Самостоятельные занятия

не влияет небольшое влияние большое влияние не влияет небольшое влияние большое влияние

Материальные трудности 78,3 14,5 7,2 58,2 22,7 19,1

Плохой инвентарь и оборудование 58,8 25,7 15,5 54,3 27,5 18,2

Отсутствие личного инвентаря 61,3 26,1 12,6 56,4 24,3 19,3

Характерно, что мужской контингент больше с отсутствием потребности в занятиях и со значе-склонен искать причины ограничений в отсутствии нием физкультурно-спортивной деятельности для желания и интереса, женский - в неумении органи- развития духовных и интеллектуальных способно-зовать свое свободное время. Существенное значе- стей. Многие студенты не видят связи между актив-ние для всех студентов имеют причины, связанные ностью в сфере физической культуры и будущей

профессиональной деятельностью.

Таблица 4

Влияние субьективно-личностных факторов, ограничивающих участие студентов в

Характерно, что мужской контингент больше с отсутствием потребности в занятиях и со значе-склонен искать причины ограничений в отсутствии нием физкультурно-спортивной деятельности для желания и интереса, женский - в неумении органи- развития духовных и интеллектуальных способно-зовать свое свободное время. Существенное значе- стей. Многие студенты не видят связи между актив-ние для всех студентов имеют причины, связанные ностью в сфере физической культуры и будущей

профессиональной деятельностью.

Таблица 4

Влияние субьективно-личностных факторов, ограничивающих участие студентов в

Причины Юноши Девушки

Неумение организовать свое свободное время 14,8 22,4

Нет желания, интереса 18,5 10,7

Собственная пассивность 8,4 16,8

Нет контакта с преподавателем 7,8 11,3

Нет уверенности в необходимости занятий 10,3 9,5

Нет потребности в занятиях 23,9 21,4

Занятия не влияют на интеллектуальную сферу 15,6 17,5

Занятия не способствуют профессиональной подготовке 16,4 19,2

На первых курсах студенты ведущее место отводят фактору, связанному с усталостью от напряженного учебного труда, что связано с перестройкой их жизненного стереотипа. В то же время это

свидетельствует об слабой образовательной подготовке, отсутствии ясных представлений о возможности снимать усталость от умственного труда средствами физической культуры. По этой же при-

чине студенты не владеют обратной связью, раскрывающей положительные сдвиги в состоянии здоровья под влиянием систематических занятий физическими упражнениями. Лишь на старших

курсах, когда начинают прогрессировать некоторые хронические заболевания, ограничивающие их работоспособность, оценка значимости занятий становится более весомой.

Таблица 5

Влияние факторов функционально-оздоровительного характера на ограничение участие студентов в физкультурно-спортивной деятельности (ранговое место)_

Факторы Курс

I II III

Устаю после учебы 1 2 3

Слабое здоровье 5 3 5

Нет уверенности в положительном влиянии занятий на здоровье 4 4 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не вижу преимущества в состоянии здоровья у занимающихся 3 5 2

Чувствую себя здоровым, поэтому не вижу необходимости в занятиях 2 1 4

Для того чтобы представить мнение студентов стоятельной физкультурно-спортивной деятельно-о целесообразном объеме организованной и само- сти в неделю, был проведен анализ собранного материала.

Таблица 6

Пожелания студентов по регулярности проведения физкультурных и

Количество занятий в неделю Организованные Самостоятельные

1 54,8 12,9

2-3 23,7 19,5

4-5 12,3 21,3

6-7 9,2 46,3

Из таблицы 6 видно, что декларативно студенты больше времени отводят самостоятельным занятиям, нежели организованным. При опросе имелось в виду, что в самостоятельные занятия входит и утренняя гимнастика как наиболее простая и доступная форма физических упражнений. Когда же потребовалось выяснить затраты времени на зарядку в практике жизни студентов, выяснилось, что при постепенно, от курса курсу возростающем понимании необходимости включения зарядки в образ жизни реальные затраты времени на нее последовательно снижаются.

При оценке рациональной продолжительности внеучебных занятий (исключая утреннюю гимнастику) установлено, что их минимальную продолжительность до 30 минут предпочло: для организованных занятий - 52,6%, для самостоятельных -31,7% студентов; до 60 минут - соответственно 28,5% и 35,9%; до 90 минут - 15,8% и 23,9%; до 120 минут - 7,4% и 10,1%. Выявленную ситуацию следует понимать как желание основной части студентов затрачивать на организованные формы физ-культурно-спортивной деятельности не более 30 минут. Это предполагает хорошую подготовительную работу, динамичное и эмоциональное проведе-

ние занятий. Психологический феномен увеличения продолжительности самостоятельных занятий до 60 минут объясняется тем, что эти занятия приносят им большое удовлетворение.

Весь рассмотренный выше материал необходимо для того, чтобы преподаватели и общественный физкультурный актив могли с большей обоснованностью и надежностью конструировать стратегию и тактику процесса формирования физкультурно-спортивной активности студентов.

Этапы формирования физкультурно-спортив-ной активности не следует определять по годам обучения. Это затруднит возможность дифференцированных воспитательных воздействий, усложнит подбор форм стимулирования активности.

На предварительном этапе необходимо тщательно изучить студентов, а именно: определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья, физкультурно-спортивные интересы, отношение к физическому воспитанию на предшествующем этапе учебы или работы, социально-нравственные качества личности, их желание, стремления, установки. Негативное отношение к физкультурно-спортивной деятельности - это не

свойство личности, а результат неправильного воздействия внешних факторов, имевших место в прошлом.

На первом этапе формирование физкуль-турно-спортивной активности происходит опосредованно - студенты могут не знать цели педагога. При этом важен не столько конечный результат физкультурно-спортивной деятельности, сколько сам процесс его достижения. Декларативные заявления и призывы о необходимости, обязательности и пользе занятий не находят отзвука в сознании студентов. Успех в работе может принести лишь соответствующая организация их деятельности на учебных занятиях.

Направленность занятий, их содержание во внеучебное время должны иметь такой характер, чтобы им можно было отдать предпочтение перед другими видами отдыха. Например, для женского контингента на первый план могут выйти задачи, связанные с восстановлением физических и духовных сил, укреплением здоровья, совершенствованием красоты, осанки, эстетики и культуры движений и др.

Отличительной особенностью второго этапа является развитие у студентов физкультурно-спортивных способностей, наличие которых придает деятельности личностно значимый смысл. Положительные эмоциональные переживания при этом связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовольствием от самого процесса деятельности. На этом целесообразно уделить внимание таким формам массовых соревнований, в которых участвует вся учебная группа. Движущими силами поведения студентов в этом случае становятся высоконравственные мотивы - долг, честь, ответственность за коллектив, чувство сопереживания, гордости, группового престижа.

Качественное своеобразие третьего этапа заключается в осознании общественной значимости физкультурно-спортивной деятельности, когда ее личностный смысл переживается студентами как адекватный общественному. В этот период на занятиях студенты наиболее активны, проявляют инициативу, ставят перед собой высокие цели и достигают их. Этому способствует увеличивающийся объем знаний, расширенный диапазон двигательных умений, навыков и качество владения ими.

Если на первом этапе происходит опосредованное формирование потребности в физкуль-турно-спортивной деятельности, то на третьем этапе этот процесс возможен лишь через доверительное общение педагога со студентами, при котором обе стороны осознают цели совместной деятельности и способствуют их достижению.

На всех этапах принципиально важно фиксировать и раскрывать связь физкультурно-спортив-ной деятельности с профессиональной подготовкой специалистов. С формированием положительного представления о значении этой деятельности для будущей профессии увеличивается время на активные самостоятельные занятия студентов, усилива-

ется ориентация на физкультурно-спортивную деятельность как на средство достижения цели в профессиональной подготовке.

В процессе воспитательной работы можно выделить следующие уровни сформированности физ-культурно-спортивной активности у студентов.

Низкий уровень, при котором преобладает ситуативные и прагматические мотивы участия студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Включенность в нее удовлетворяет минимальные потребности личности. Интерес не сформирован. Физкультурно-спортивная деятельность затухает по мере прекращения воздействий извне. В послевузовский период специалисты с таким уровнем активности не используют средства физической культуры в образе жизни либо используют их эпизодически при обязательном внешнем воздействии. В организации профессионального труда средства и ценности физической культуры применения не находят.

К среднему уровню можно отнести тех, кто находится ближе к пассивным и готов при случае занять их позиции, а также тех, кто предрасположен к активности, но пребывает в индифферентном отношении к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты этой группы наиболее подвержены воздействию извне. Формирование потребностей и интересов у них идет тем успешнее, чем прочнее они усваивают необходимость применения полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Включение физической культуры в образ жизни после окончания вуза наблюдается у них при условии, если они попадают в производственный коллектив, учреждение, где хорошие традиции физкультурной и спортивной работы.

При высоком уровне у студентов сформирована убежденность в необходимости физкуль-турно-спортивной деятельности для себя лично. Они активно воздействуют и на ближайшее к себе окружение. Это проявляется в здоровом образе жизни, организаторской, инструкторско-педагоги-ческой, судейской, познавательной и других видах активности в сфере физической культуры. По окончанию вуза такие специалисты ведут активно-преобразующую деятельность по месту работы. Им свойственна высокая общественная активность.

Выводы и предложения. С выше изложенного следует констатировать, что отношение студентов к физической культуре и спорту является одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой физкультурной и спортивной деятельности в высшей школе. Педагогам и студентам принадлежит ведущая роль по реальному включению физической культуры в здоровый образ жизни студенческой молодежи. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции - как личностно значимая и как общественно необходимая. Факторами, определяющими, по мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы

включения в физкультурно-спортивную деятельность, являются: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояния здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо ознакомиться с механизмами действий тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности.

При направленном процессе формирование у студентов потребностей в физкультурно-спортив-ной деятельности, преподавателям и физкультурным организаторам необходима система знаний о диалектическим развитии этих качеств и педагогических воздействиях, позволяющих осуществлять управление ими поэтапно и в необходимом направлении. Управление развитием потребностей должно осуществляться в неизменно гибкой, тактичной, соответствующей заданной целее форме. Потребности не могут быть искусственно навязаны индивиду, они должны соответствовать системе его ценностных ориентаций.

Литература

1. Антонова Т.В. Педагогические условия ва-леологического саморазвития студента в процессе физического воспитания: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Чебоксары, 2005. - 20 с.

2. Андреева О.В. Анализ мотивационных те-орш в сфере оздоровительной физической культуры и рекреации // Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2004. - № 2. - С. 81-84.

3. Выннык В.Д. Особенности формирования интересса и мотивации к занятиям физическим воспитанием // Теория и методика физического воспитания. - 2010. - № 12. - С. 39-42.

4. Грыбан Г.П. Жызнедеятельность и двигательная активность студентов. - Жытомир: Изд-во Рута, 2009. - 593 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб.: Питер, 2006. - 512 с.

6. Ковтун А. Учитывание психофизиологических особенностей студентов в процессе формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Спортивний весник Преднипровья. -2016. - № 1. - С. 176-181.

7. Массовая физическая культура в вузе: Учеб. пособие / И.Г. Бердников, А.В. Маглеваный, В.Н. Максимова и др.; Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М.: Высш. шк., 1991. - 240 с.

8. Титович А., Стасюк Р. Формирование мо-тивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре // Спортивный вестник Пред-нистровья. Наук.-теор. жур. Днепропетров. гос. инта физ. культ. и спорта. - № 2. - 2006. - С. 42-43.

9. Теория и методика физического воспитания: Пособие для студ. вузов физ. и спорта: В 2 т. / Под ред. Т.Ю. Круцевич. - Т. 2. Методика физического воспитания разных групп населения. - К.: Олимпийская литература, 2008. - 367 с.

10. Язловецкий В.С., Турчак А.Л., Лещенко Г.А. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа у высшей школе: Учебное пособие. - Кировоград: РИО КГПУ им. В. Винниченка, 2014. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.