Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com
2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN620.pdf
DOI: 10.15862/51PDMN620 (http://dx.doi.org/10.15862/51PDMN620)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кузина Д.В., Кайзер Я.Р. Проблема развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/51PDMN620
For citation:
Kuzina D.V., Kayzer Ya.R. (2020). The problem of the development of motivation to study at middle school students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PDMN620.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/51PDMN620
УДК 37.01 ГРНТИ 14.25.01
Кузина Дарья Владимировна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск, Россия
Доцент кафедры «Социальной педагогики и социальной работы»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2661-572X РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=778771
Кайзер Яна Романовна
ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск, Россия
Магистр кафедры «Социальной педагогики и социальной работы»
E-mail: [email protected]
Проблема развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы
Аннотация. В данной статье представлен краткий обзор работ по проблеме развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы. При обучении в образовательном учреждении для родителей и специалистов, работающих с детьми, важно, создать условия для стремления обучающихся к учебной деятельности. Традиционная парадигма обучения не всегда предусматривает приемы, способы и методы развития внутренних мотивов обучения, вследствие чего широко развиваются внешние мотивы учебной деятельности. Проблема развития познавательной мотивации актуальна на любой ступени обучения, однако в средней школе данный вопрос стоит особенно остро в связи с возрастным переходом, который переживает большинство обучающихся. Поэтому в процессе подготовки будущих специалистов в сфере образования, работающих в компетентностном подходе, необходимым становится поиск новых форм и методов развития познавательной мотивации у обучающихся среднего звена.
В статье авторами разводятся понятия «познавательная мотивация», «мотивация учения», «учебная мотивация». Авторами представлены различные классификации типов познавательной мотивации, уточнены возрастные и психологические особенности мотивационной сферы обучающихся средней школы.
В статье выделяются и описываются особенности процесса развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы, а также рассмотрены два пути развития
https:// mir-nauki. com
познавательной мотивации обучающихся. Авторами представлены результаты анализа проведенного анкетирования будущих специалистов в сфере образования, посвященного выявлению проблем при организации процесса развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы. В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи выделенных проблем с переходом на дистанционные формы обучения.
Ключевые слова: познавательная мотивация; обучающиеся средней школы; развитие
Проблема формирования субъектной позиции обучающихся в образовательной деятельности становится все более актуальной в связи с активным применением и переосмыслением содержания требований, предъявляемых федеральными образовательными стандартами нового поколения. Это связано с тем, что субъектность обучающихся выделяется как ключевая характеристика, качественно отражающая результативность познавательной деятельности и образовательного процесса, в целом. Поэтому при разработке системы мониторинга качества образования, новых требований к педагогическим работникам и системы оценки результативности образовательного процесса на разных ступенях в качестве одного из определяющих параметров рассматривают умение обучающихся выступать в качестве субъектов, способных организовать собственный познавательный процесс.
Под «субъектом познания» следует понимать личность, в том числе обучающуюся личность, способную творчески преобразовывать среду в согласии с личными нуждами, интересами и целями [1, с. 7]. Формирование познавательной мотивации является непосредственным элементом становления субъектности как при получении социального, так и учебного опыта. Поэтому при обучении в образовательном учреждении для родителей и специалистов, работающих с обучающимися, важно создать условия для их стремления к учебной деятельности. По мнению современных исследователей (Н.А. Маленьких, В.С. Нургалеев) «проблема формирования познавательной мотивации субъекта еще не решена и требует дальнейшего изучения» [2, с. 171], а процесс развития познавательной мотивации должен включать соотнесение личной значимости и смысла данной деятельности. Традиционная парадигма обучения не всегда предусматривает приемы, способы и методы развития внутренних мотивов обучения, вследствие чего широко развиваются внешние мотивы учебной деятельности. Что в свою очередь приводит к снижению познавательной мотивации, успеваемости и посещаемости обучающимися занятий в средней школе. Как пишут R.J. Wlodkowski и M.B. Ginsberg: «Чтобы найти способ обеспечить успешную учебную деятельность и эффективный результат на любой ступени образования, преподавателю необходимо знать, как мотивировать и поддерживать обучающихся» [3].
Проблема развития познавательной мотивации актуальна на любой ступени обучения, однако в средней школе данный вопрос стоит особенно остро в связи с возрастным переходом, который переживает большинство обучающихся. Период обучения в средней школе, по мнению многих авторов (например, Л.И. Божович, А.К. Марковой, Л.М. Ткаченко) ознаменуется проявлением способности к длительному удерживанию интереса по отношению к отдельным учебным предметам. [4] Все это происходит на фоне общего снижения учебной мотивации и появления стремления к демонстрации лидерских качеств среди одноклассников в любой сфере [5]. Эти данные лишь подтверждают существование проблемы развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы.
Поэтому на современном этапе в процессе подготовки будущих учителей, исходя из компетентностного подхода, заявленного в большинстве федеральных государственных образовательных стандартов, реализация которого возможна только в деятельности, для
Введение
https:// mir-nauki. com
будущих работников сферы образования становится важным поиск новых форм и методов развития познавательной мотивации у обучающихся среднего звена.
Цель исследования: выявить и описать проблемы и трудности, возникающие у будущих специалистов в сфере образования при организации процесса развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы.
В качестве материалов для проведения исследования выступили зарубежные и отечественные статьи по психологии образования, возрастной психологии, педагогике.
Были использованы следующие методы: анализ и обобщение научных источников, разработка и проведение анкетирования.
Анкета, разработанная авторами статьи, была направлена на выявление дефицитов психолого-педагогической компетенции будущих работников сферы образования в области развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы и состояла из 5 вопросов.
Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярска, в нем приняли участие 69 обучающихся 3-4 курсов по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Важным является разграничение понятий «мотивация учения», «учебная мотивация» и «познавательная мотивация», которые часто создают путаницу у начинающих специалистов и мешают выбирать адекватные возрасту способы развития мотивационной сферы обучающихся среднего звена.
Под «мотивацией учения» А.К. Маркова подразумевает «постоянно изменяющуюся у каждого конкретного ребенка, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и другое» [6]. Иначе говоря, это стремление обучающегося к участию в продуктивной учебно-познавательной деятельности и активное усвоение новых знаний.
Под «учебной мотивацией», с точки зрения И.С. Сергеева, понимаем устойчивую систему стремлений и мотивов, организующих и содержательно определяющих познавательную деятельности обучающегося, его обычное/типичное поведение в этой деятельности [7]. Иначе говоря «учебная мотивация» - это более системообразующий фактор, задающий основной вектор учебной деятельности данного обучающегося.
Выделяют разные классификаций учебных мотивов, однако наибольшее распространение получили два основных типа мотивов: социальные мотивы учения (А.К. Маркова, М.А. Степанова) и познавательные мотивы (Л.И. Божович, П.М. Якобсон).
К познавательным мотивам относят такие, которые способствуют собственному развитию в процессе обучения; ориентированы на других субъектов, предполагает освоение нового материала. К социальным мотивам относят осознание необходимости учебной деятельности для будущего; рассмотрение учебного процесса как пространства для общения, получения одобрения от окружающих [8, с. 97].
Материалы и методы исследования
Результаты теоретического исследования и их обсуждение
С.В. Сарычев и И.Н. Логвинов указывают, что познавательная мотивация включает интеллектуальную активность в сочетании с эмоциональным отношением и волевым усилием
[9].
Таким образом, делаем вывод, что познавательна мотивация предполагает высокую степень развитости внутренних и внешних мотивов индивида, касающихся осознания себя в качестве субъекта познавательного процесса, ориентированного на самостоятельный поиск новых знаний. Мотивация учения - это те внутренние побуждения обучающегося, которые инициируют его занятия учебной деятельностью, а учебная мотивация выступает в качестве основания разворачивания и удержания учебной деятельности как процесса.
A.К. Маркова [6] выделяет в познавательной мотивация несколько уровней:
1. мотивы, предполагающие ориентированность обучающихся на получение большого количества новых знаний;
2. мотивы, предполагающие ориентированность обучающихся на освоение различных способов, методов познания окружающего мира;
3. мотивы самообразования, предполагающие ориентированность обучающихся на повышение продуктивности процесса самостоятельного получения знаний.
Данные уровни могут являться основанием для возникновения «мотивов достижения», которые включают в себя стремление обучающегося к успешности в процессе соревнования с собой, в ожидании достижения новых, более высоких результатов. Также они выступают в качестве поддерживающего элемента при преодолении трудностей обучающимися в учебной деятельности, через создание познавательной инициативы и ориентированности на стремление выглядеть компетентным человеком.
Отечественные психологи деятельностной парадигмы (В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), делят познавательные мотивы на внутренние и внешние. Основанием для разделения выступает отношение личности обучающегося к процессу получения знаний [10]. Но сам процесс развития мотивационной сферы рассматривается в тесной связи с направленностью деятельности конкретного обучающегося, в аспекте побудительной, регуляционной и смыслообразующей функций [11].
В своих исследованиях Г.И. Щукина, А.Р. Демешина делят познавательные мотивы на осознаваемые и неосознаваемые. По их мнению, осознаваемые мотивы составляют основу целенаправленного процесса обучения [12]. А неосознаваемые мотивы определяются внутренними установками и потребностями учеников, которые они не всегда могут продемонстрировать или озвучить. Поэтому, по мнению ученых, будущие специалисты в области образования должны уметь работать как с первой, так и со второй группой мотивов.
B.Г. Асеев в своих работах подробно расписывает два пути развития познавательной мотивации обучающихся. Один путь - это «сверху вниз», когда обучающемуся становятся явлены те цели, идеалы и поведенческие нормы, которые он должен освоить; после чего все они вращиваются в него через учебную деятельность. Другой путь - это «снизу вверх», предполагающий, что основным процессом все-таки является воспитание и организация различных видов деятельности для проявления активности самого обучающегося. Но и первый, и второй путь рекомендуется осуществлять системно, путем многократных повторений и подкреплений [13, с. 64].
Проанализировав различные классификаций мотивов, делаем вывод, что выделенные группы мотивов у различных авторов имеют сходства - выделение внешних и внутренних учебных мотивов. При этом ключевое место отводится субъектному отношению личности к учебной деятельности.
Далее необходимо уточнить возрастные и психологические особенности мотивационной сферы обучающихся средней школы. В классическом представлении мотивационная сфера меняется вследствие появление психологических новообразований в разных возрастах. Большинство психологических теорий личности говорит о том, что любой возрастной переход всегда приводит к качественному изменению психических систем, в результате чего организация их работы становится более совершенной, не исключением является и мотивационная сфера. В.Г. Асеев в своих наблюдениях отмечал, что «для школьного (среднего) возраста характерно наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту» [14, с. 119]. Согласно исследованиям, М.В. Матюхиной [15], у обучающихся при переходе в среднюю школу отмечается массовое снижение учебной и познавательной мотивации. Но сама ситуация обучения в средней школе создает условия для появления новых способов развития познавательной мотивации, более сложных и осознанных за счет изменения социального окружения обучающегося, расширение педагогического коллектива (с которым он встречается на уроках), увеличение степени самостоятельности в образовательном процессе. При этом необходимо удерживать идею о том, что учебно-познавательные мотивы деятельности, ориентированные на внутреннее содержание обучения, развиваются только в процессе ее активного освоения [14, с. 157], а потому развитие познавательной мотивации обучающихся будет более продуктивным при создании поля для проявления личностной субъектности.
Еще одним важным возрастным фактором в развитии познавательной мотивации обучающихся средней школы выступает объективная предметная оценка и своевременная обратная связь [15, с. 58]. В данном возрастном периоде познавательная мотивация не просто тесно связана с социальными мотивами, а практически определяется ими. Поэтому мы можем говорить о необходимости ориентирования всей системы учебной деятельности в средней школе на выстраивание гармоничного и объективированного взаимодействия между обучающимися и педагогами.
Таким образом, можно сделать вывод, что для повышения эффективности процесса развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы стоит обращать внимание не только на возрастные и психические особенности отдельного обучающегося, но и организовывать учебную деятельность охватывая ее социальные и познавательные стороны во взаимодействии, удерживая процессуальные и результативные аспекты.
Если в этой же логике рассматривать конкретные способы развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы, то необходимо обращать внимание на контекст увеличения доли электронного образования в связи с эпидемиологической ситуации в стране и в мире. Данное обстоятельство добавляет трудностей молодым специалистам, так как накопленный педагогический опыт, который они перенимают в профессиональных учреждениях, прежде всего, касался сферы очного обучения с использованием контактных форм работы [16]. А вот про способы организации, удержания и развития познавательной мотивации обучающихся средней школы посредством применения информационных технологий, к сожалению, на сегодняшний момент времени накоплен не столь обширный опыт из-за невостребованности данного способа обучения в массовой практике. Хотя применение элементов электронного обучения предполагает научность и доступность предлагаемого содержания, гибкость выбранного режима обучения, сознательность позиции обучающегося, интерактивность взаимодействия [17, с. 4]. По мнению В.В. Реутовой основное отличие таких форм обучения состоит в том, что учебный процесс в данном случае организуется посредством активного включения во взаимодействие всех его участников [18, с. 4]. Но как показала недавняя практика массового вынужденного перехода на электронное обучение, такой способ только обостряет проблему зависимости познавательной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся средней школы от внешних организующих факторов. В
рамках образовательных учреждений среда организована таким образом, что она создает условия, которые вынуждают обучающихся включаться в познавательную деятельность, минимизируя влияние внешних и отвлекающих факторов. В то же время, находясь в домашних условиях, у подростка расширяется спектр возможных видов деятельности, зачастую, более привлекательных и социальных, чем учебная деятельность, что в комплексе приводит к снижению успеваемости и вовлеченности обучающихся в образовательный процесс. Поэтому нам кажется важным зафиксировать тот момент, что некоторые способы эффективные в рамках образовательного процесса в школе, начинают давать сбой при организации обучения обучающихся среднего звена в домашних условиях. Следовательно, стоит провести исследование, посвященное не только выявлению наиболее часто используемых способ развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы, но и узнать повлияло ли электронное обучение на этот процесс.
Результаты эмпирического исследования
Поэтому проведенное исследование было ориентировано на выявление существующих проблем при организации процесса развития познавательной мотивации обучающихся средней школы у будущих педагогов на сегодняшний день.
В исследовании приняли участие 69 обучающихся 3-4 курсов по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование ФГБОУ ВО КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярска. Они все в течение обучения побывали на производственной практике, и имеют опыт по решению задачи развития познавательной мотивации у обучающихся средней школы. Нами была разработана анкета, состоящая из 5 вопросов, направленных на выявление дефицитов в исследуемой области. Далее приведем анализ полученных данных.
При ответе на первый вопрос «Знаете ли Вы что такое «познавательная мотивация»? Охарактеризуйте данное понятие», респонденты распределились ровно на две группы (по 50%). К первой группе относились те, кто знал, что такое, а ко второй - те, кто затруднялся ответить на этот вопрос четко и по существу.
При ответе на второй вопрос «Знаете ли Вы способы развития познавательной мотивации? Если «да», то какие?», все опрошенные (100 %) смогли назвать 1-2 способа. Наиболее часто называемыми способами стали: «свои примеры» (74 %), «повторение с расширением» (68 %), «соревнование» (56 %), «дидактические игры» (49 %) и «синквейн» (26 %). Однако практически все перечисленные способы предполагали наличие контактных очных форм работы.
При ответе на третий вопрос «Испытываете ли Вы трудности при работе по развитию познавательной мотивации у обучающихся средней школы? Если «да», то какие?», большинство респондентов (73 %) ответило положительно. В качестве трудностей опрошенные указывали «сложность в объяснение необходимости изучения того или иного материала»; «длительность удержания интереса обучающихся к одной и той же теме»; «поддержания интереса при изучении темы, вызывающей трудности»; «организация активного включения обучающихся в обсуждение или интерактивные формы работы в дистанционном режиме».
При ответе на четвертый вопрос «Ощущаете ли Вы дефицит знаний/умений/навыков в данной сфере? Почему?», 87 % опрошенных ответили утвердительно. В качестве определяющих признаков они перечислили как субъективные психологические факторы (ощущение собственного бессилия, растерянность, сложность в освоение новых способов и методов работы), так и объективные (снижение успеваемости обучающихся, снижение дисциплины на уроках, увеличение количества невыполненных домашних заданий, жалобы родителей).
При ответе на пятый вопрос «Как вы считаете, те трудности, которые Вы перечислили в пунктах выше, связаны с переходом на электронные формы обучения? Почему?». Только 37 % респондентов согласились с тем, что их трудности вызваны переходом на электронные форматы обучения. Большинство (63 %) опрошенных признались, что испытывали данные затруднения во время прохождения практики и до перехода и связывают их со средним уровнем владением данной компетентностью.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование показало, что проблема развитии познавательной мотивации у обучающихся средней школы лежит в области изначально дефицитарного владения эффективными способами ее организации. Более того, многие опрошенные отмечают низкий интерес к данной теме, как среди обучающихся в средних и высших ученых заведениях, так и среди преподавателей в образовательных организациях различного уровня. Поэтому считаем, что при организации обучения будущих педагогов и всех специалистов, планирующих работать в сфере образования с обучающимися средней школы, необходимо усилить методическую подготовку в области организации развития познавательной мотивации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грибова Е.П. Феномен познавательной активности в аспекте философских и психолого-педагогических исследований // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т.8. №4. С. 1-12. URL https://mir-nauki.com/31PDMN420.html (дата обращения: 27.11.2020).
2. Маленьких Н.А., Нургалеев В.С. Познавательные мотивы субъекта как предмет психологического анализа // Сибирский педагогический журнал. 2012. №3. С. 167-171. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=17865811 (дата обращения: 27.11.2020).
3. Wlodkowski R.J., Ginsberg M.B. Professional Learning to Promote Motivation and Academic Performance among Diverse Adults // CAEL Forum and News. 2009. November. Р. 23-32. URL http://raymondwlodkowski.com/Materials/ProfessionalLearning.pdf (дата обращения: 27.11.2020).
4. Божович Л.И. О мотивации учения // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4. С. 65-67. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n4/Bozovic.shtml (дата обращения: 27.11.2020).
5. Ткаченко Л.М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S1. - С. 21-25. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75005.htm (дата обращения: 27.11.2020).
6. Маркова А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрастах// Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9. № 4(33). С. 104-106. URL: https://psyjournals.ru/files/93147/vestnik_psyobr_2012_n4_Markova.pdf (дата обращения: 27.11.2020).
https:// mir-nauki. com
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. 316 с.
Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении. / Э.М. Александровская - М.: Просвещение. 2012. 199 с.
Сарычев С.В. Педагогическая психология / С.В. Сарычев, И.Н. Логвинов. -Санкт-Петербург: Питер. 2015. 224 c.
Ильясов И.И. Развивающее обучение в становлении учебной самостоятельности // Вопросы психологии. 2013. № 1. с. 155-158 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21195538 (дата обращения: 27.11.2020).
Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27672137 (дата обращения: 27.11.2020).
Демешина А.Р. Г.И. Щукина о познавательном интересе // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 69-71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32533646 (дата обращения: 27.11.2020).
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев. - М.: ВЛАДОС. 2010. 167 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М.: ВЛАДОС, 2015. 169 с.
Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 1. С. 53-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37018421(дата обращения: 27.11.2020).
Игнатова В.В., Кузина Д.В. Современные формы контактной работы в вузе // Научное мнение. Серия: педагогические, психологические и философские науки. 2019. №12. С. 66-74 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42392956 (дата обращения: 27.11.2020).
Чурилова Е.Ю., Приходько О.В., Феськова Е.В., Бутакова С.М. Электронный обучающий курс как средство организации познавательной деятельности современных студентов // Современные проблемы науки и образования. 2019. №5. с. 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41258110 (дата обращения: 27.11.2020).
Реутова В.В. Активизация познавательной деятельности студентов посредством использования интерактивных методов обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43171374 (дата обращения: 27.11.2020).
https:// mir-nauki. com
Kuzina Darya Vladimirovna
Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2661-572X PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=778771
Kayzer Yana Romanovna
Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: [email protected]
The problem of the development of motivation to study at middle school students
Abstract. In this article demonstrates a brief overview of works on the development of motivation to study at middle school students. When children study in an educational institution for parents and professionals working with them, it is important to create conditions for the aspiration of children to educational activities. The traditional teaching paradigm doesn't always provide for techniques, methods and methods for the development of internal motivation to study, as a result of which external motivation to study develop widely. The problem of the development of motivation to study is relevant at any stage of education, however, in middle school, this issue is especially acute in connection with the age transition that most children are experiencing. In the process of training future specialists in the field of education, working in a competence-based approach, it becomes necessary to search for new forms and methods of developing motivation to study of middle school students.
In the article the authors divorce the concepts of «cognitive motivation», «learning motivation», «motivation to study». The authors presented various classifications of types of motivation to study, clarified the age and psychological characteristics of the motivational sphere of middle school students. In the article highlights and describes the features of the process of developing motivation to study in middle school, and also considers two ways of developing motivation to study of students.
The authors present the results of the analysis of the survey of future specialists in the field of education, dedicated to identifying problems in organizing the process of developing motivation to study of middle school students. The article presents the results of a study of the relationship between the found problems and the transition to distance learning.
Keywords: motivation to study; middle school students; development
51PDMN620