Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 123PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ядыгина Р.Б., Пчела И.В. Особенности организации и методического обеспечения проектной деятельности в школе // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/123PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Yadygina R.B., Pchela I.V. (2020). On how to organize and methodically support training projects. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/123PDMN620.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14.25.09
Ядыгина Раиса Байгабыловна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Обучающаяся магистратуры 2 курса E-mail: [email protected]
Пчела Инна Владимировна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Филиал в г. Уссурийск, Уссурийск, Россия Доцент кафедры «Исторического образования» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=417200
Особенности организации и методического обеспечения проектной деятельности в школе
Аннотация. В статье рассмотрены основные вопросы организации и методического обеспечения проектной деятельности обучающихся, как с точки зрения отражения в нормативно-правовых и законодательных актах, касающихся сферы образования, так и значимости для современной образовательной организации, ее педагогических кадров, обучающихся, а также развития системы образования и социально-экономических потребностей государства и общества в целом. Основное внимание в работе авторы акцентируют на актуальности ориентации образовательных учреждений на применение современных инновационных форм и методов обучения, а в частности на применение метода учебных проектов. В данной статье раскрываются актуальные на сегодняшний день проблемы в области осуществления проектной деятельности, как одной из форм проведения занятий и описываются характерные особенности и этапы выполнения учебных проектов. В статье отмечается необходимость внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс в части осуществления деятельности по выполнению учебных проектов и поиска информации для предварительной научно- исследовательской деятельности. Также авторами в представленном теоретическом обзоре в статье прослеживается возможность осуществления обучающимися и преподавательским составом, учебных проектов по различным дисциплинам, что позволит, в конечном итоге, с наибольшей эффективностью определить критерии оценки и качество выполненного проекта. Авторами представлен опыт деятельности зарубежных авторов в части выявления и путей решения трудностей, возникающих в процессе осуществления проектной деятельности, изучение и внедрение опыта которых сможет повысить эффективность учебной деятельности российских образовательных
учреждений. Все это позволило авторам сделать вывод о необходимой системе организации проектной деятельности, как одной из форм проведения занятий, определить, что метод учебных проектов относится к числу необходимых технологий, определяющих мотивацию, приобретение необходимых навыков и умений обучающихся, что, в конечном итоге способствует ускорению адаптации в обществе и полностью соответствует требованиям образовательных стандартов и направлен на удовлетворение потребностей, как преподавателей образовательных учреждений, обучающихся, так государства и общества в целом.
Ключевые слова: проектирование; научно-исследовательская деятельность; учебный проект; обучающиеся; образовательное учреждение; проектная деятельность
Введение
В условиях мобильно изменяющейся современности образование должно основываться на новейших достижениях в плане применения активных форм и инновационных методов обучения, которые в тандеме способствуют как повышению педагогического мастерства, так и развитию у обучающихся качеств в соответствии с потенциальными требованиями социально-экономических направляющих государства и общества [1].
В прочтении Федерального Закона «Об образовании в Российской федерации» совершенствование всестороннего обеспечения системы образования «осуществляется в форме научно-исследовательской деятельности», как на уровне образовательного учреждения в целом, так и на уровне преподавания отдельных дисциплин с целью модернизации и развития, а также повышения личностного потенциала обучающихся. 1 Одной из актуальных инновационных форм научно-исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений в современных условиях является проектная деятельность. Для российской школы это достаточно новое направление, требующее соответствующего организационно-методического обеспечения.
Следовательно, целью исследования является изучение особенностей, специфики организации, а также методического сопровождения проектной деятельности в современной школе.
Основная часть Типология проектов
Одной из разновидностей научно-исследовательской деятельности обучающихся общеобразовательных образовательных учреждений является проектная деятельность.
Так Гудкова Т.В. обращает внимание, что «под ... проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающийся созданием продукта, изготовленного в процессе проектирования, и его представление в рамках устной или письменной презентации» [2, с. 117].
И выделяет, что среди методов, направленных на активизацию познавательной, а, следовательно, и научно-исследовательской деятельности проектный метод признается одним из определяющих.
1 «Об образовании в Российской Федерации»: ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (последняя редакция), ст.105 URL: http://www.consultant.m/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 09.12.2020).
Методическое обеспечение проектов зависит от их дидактической типизации, определяемой рядом признаков, рисунок 1.
Типология проектов
Направленность деятельности
исследовательские
практико-ориентированные
творческие
информационные
монопроекты
Предметная содержательность
межпредметные
ролевые
Рисунок 1. Типы проектов (составлено авторами по [2])
В свою очередь, как отмечает Хоруженко Е.Г. [3], отдельно стоит выделить трактовку видов проектов в зависимости от направления деятельности, рисунок 2.
Исследовательские -
подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования
Ролевые (приключенческие, игровые) - имитируют социальные или деловые отношения
Информационные -направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации
Практико-ориентированные - предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т. д.
Творческий проект - форма отчетной самостоятельной работы, которая демонстрирует знания и навыки студента на
основе пройденного курса. Также творческие проекты создают для участия в научно-исследовательских конкурсах и конференциях
Рисунок 2. Типы проектов по виду деятельности (составлено авторами по [3])
Этапы реализации проектов
Также с точки зрения осуществления методологии реализация проектов сопровождается определенными методическими указаниями, рисунки 3-7.
Рисунок 3. Методическое обеспечение реализации первого этапа проекта (составлено авторами по [2])
Рисунок 4. Методическое обеспечение реализации второго этапа проекта (составлено авторами по [2])
Причем при формировании рабочих групп обязательно стоит учитывать ряд критериев:
• равноправное положение всех членов команды;
• нет никакого соревновательного момента между рабочими группами внутри команды проекта, все работают на конечный результат;
• толерантность общения, получение морального удовлетворения от совместной деятельности и ощущение личностного роста;
• активная рабочая позиция каждого участника.
123PDMN620
Также к разработке портфолио необходимо подходить со всей ответственностью и тщательно проработать все составляющие этого документа, так как это:
• позволит методически грамотно организовать деятельность обучающихся при работе над проектом и позиционировать портфолио как некий справочный материал, в котором отражен ход проекта;
• будет способствовать объективной оценке как в целом хода работы над проектом, так и достижений каждого участника команды проекта;
• пополнит школьный исторический музей научным материалом.
Структурно портфолио может содержать следующие элементы, рисунок 5.
планы выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточные отчеты группы, вся собранная информация по теме проекта, в том числе из открытых источников
результаты исследования и анализа, записи всех идей, гипотез и решений,отчеты о совещаниях группы проведенных дискуссиях
Портфолио
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться участникам проекта и способы их преодоления
эскизы, чертежи, наброски производного продукта, материалы к презентации и другие рабочие материалы и черновики группы
Рисунок 5. Состав портфолио (составлено авторами по [4])
Рисунок 6. Методическое обеспечение реализации третьего этапа проекта (составлено авторами по [2])
Рисунок 7. Методическое обеспечение реализации четвертого этапа проекта (составлено авторами по [2])
При реализации третьего этапа работы над проектом также необходимо скорректировать образовательный процесс, обеспечив команду необходимым учебным классом, пересмотреть расписание занятий и учесть графики работы организаций, где обучающиеся могут заниматься исследовательской деятельностью в поисках необходимой информации.
Презентации в части завершающего условия четвертого этапа могут быть в различных формах, только необходимо, чтобы выполнена и защищена она была также командно, причем желательно, чтобы все члены команды принимали участие в защите проекта, для того, чтобы была определена роль каждого участника и дана объективная оценка.
Понятие проекта
Обобщая все вышесказанное, можно выделить основные понятия, определяющие организационную составляющую проектной деятельности обучающихся, которые представлены в трудах Тороповой З.В. [16], Ручка О.Н. [17; 18], Везетиу Е.В. [19], Глузман А.В. и Горбуновой Н.В. [20], Прохоровой М.П. и Булганиной С.В. [21] и др., таблица 1.
Таблица 1
Основные понятия, определяющие организацию проектной деятельности
Автор Определение
Торопова З.В. «Проект - это детализированный замысел о желаемом будущем (возможный объект, способ деятельности и т. п.), воплощенный в форму описания, обоснования, раскрывающую сущность замысла, содержащий в себе рациональное обоснование и возможность практической реализации в конкретном продукте» [16, с. 112]
Торопова З.В. «Под проектной деятельностью школьников понимают форму учебно-познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта учения» [16, с. 113]
Ручка О.Н. «Проектирование является сложным и многоаспектным, которому невозможно дать универсальное определение, однако к основным признакам проектирования, на наш взгляд, можно отнести содержательность (распространение деятельности проектирования на все сферы общественной жизни); целеполагание (осознание задачи, которая должна быть решена для достижения цели); процессуальность (построение модели как идеализированного объекта реальной ситуации)» [17, с. 255]
Автор Определение
Ручка О.Н. «Развивающая функция проектирования тесно взаимосвязана с образовательной и направлена на формирование универсальных учебных действий, совершенствование умственных способностей, развитие познавательных процессов личности, ее мотивационной, интеллектуальной, операционной, эмоционально-волевой и других сфер» [18, с. 238-239]
Везетиу Е.В. «Под педагогическим проектирование понимается комплексное решение педагогической проблемы, реализуемое на основе учета социокультурного контекста, а также психолого-педагогических, технико-технологических и организационно-управленческих аспектов образования принципиально новым способом или с целью создания принципиально нового продукта» [19, с. 38]
Глузман А.В., Горбунова Н.В. «Учебный проект - это форма организации занятий, предполагающая комплексный характер деятельности всех его участников, направленная на получение образовательной продукции» [20, с. 58]
Прохорова М.П., Булганина С.В. «Проектирование содержания заданий для контактной и самостоятельной работы обучающихся должно осуществляться с учетом реализации их в электронной образовательной среде учреждения, поскольку в настоящее время её применение является одним из требований образовательных стандартов» [21, с. 34]
Северин С. Н. «Педагогическое проектирование - это творческо-инновационно-экспертная деятельность, которая является одним из видов профессиональной педагогической деятельности. Ее сущность состоит в разработке на междисциплинарной и трансдисциплинарной основе педагогических новаций как инструментов развития педагогических систем с использованием гуманитарной экспертизы и экспериментальной апробации» [22, с. 4]
Составлено авторами по [16-22]
Проблемы осуществления проекта
Также в процессе организации проектной деятельности обучающихся предпочтительно учесть затруднения, которые могут возникнуть, по мнению Ионовой Н.В. [5], Егоровой Е.В. и Лопатухиной Т.А. [6], в связи с неизбежно возникающими в процессе модернизации любого процесса, противоречиями между имеющимися возможностями в плане осуществления планирования проектной деятельности обучающихся и необходимостью внедрения современных методов обучения.
В части выявления проблем и возможностей их преодоления может помочь как опыт отечественных, так и зарубежных исследователей, которые в своих работах резюмируют, что основным затруднением является приверженность традиционным методам обучения [7-13].
Что подтверждают в своем исследовании Шевченко О.М., Внукова Д.Н., Огородник Е.Г., выделяя, что творческие проекты, как в рамках учебной, так и внеучебной деятельности, вызывают у обучающихся интерес и повышают их мотивацию к получению новых знаний [15, с. 64].
То есть можно сказать, что в направлении решения проблем в части организации и методического обеспечения проектной деятельности обучающихся необходимо менять существующие педагогические установки и разрабатывать новые оценочные критерии [14, с. 131-132].
Заключение
Таким образом, в результате рассмотрения вопроса организации и методического обеспечения учебных проектов можно сделать следующие выводы:
• строго определенная система организации проектной деятельности помогает обучающимся понять логику, сущность и необходимость проведения тщательно
спланированного научного исследования в преддверии осуществления проекта [23, с. 180];
определяя необходимость проектной деятельности обучающихся в качестве инновационной образовательной технологии, можно сказать, что в результате возникает осознанная мотивация приобретения навыков, способствующих более успешной адаптации в обществе, то есть полностью соответствует требованиям образовательных стандартов;
выделяется вектор дополнительных направлений деятельности общеобразовательных учреждений и развиваются потребности педагогов в самосовершенствовании и новаторстве [23, с. 182];
в результате выполнения учебных проектов создается единое образовательное пространство, объединяющее преподавателей и обучающихся, и повышается результативность, влияющая, в свою очередь, на качество образования [24, с. 302];
в качестве совершенствования организации и методического обеспечения учебных проектов необходимо изучение опыта в этом вопросе отечественных и зарубежных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Tretyak N.A., Gubarkov S.V., Zhupley I.V., Dyakov I.I. Innovative development of higher education institutions in the context of competition and network cooperation // Espacios. 2019. V. 40. № 31. P. 8.
2. Гудкова Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. 2014. № 1. С. 116-119. URL: https://www.elibrary.m/item.asp?id=21429807 (дата обращения: 29.11.2020).
3. Хоруженко Е.Г. Проектная деятельность на уроках истории // Актуальные вопросы современной педагогики. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. - С. 105-108. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11918/ (дата обращения: 21.11.2020).
4. Бурухина Д.Ю. Система инновационной оценки проектной деятельности «Портфолио» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - № 5. - С. 23-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26644614 (дата обращения: 25.11.2020).
5. Ионова Н.В. Анализ теоретических подходов к проблеме педагогического проектирования образовательных систем // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 3 (78). С. 124-129. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29274770 (дата обращения: 12.12.2020).
6. Егорова Е.В., Лопатухина Т.А. Смена образовательных парадигм в современном российском образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 4(181). С. 118-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smena-obrazovatelnyh-paradigm-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 14.12.2020).
7. Mayo Alexa, Tuia M.J. (2019) Successful Collaborations at the Local and National Level Build Teenagers' Skills to Advocate for Improved Health: Project SHARE // Strategic Collaborations in Health Sciences Libraries. № 1. С. 95-107.
8. Hager Erin, Deech Rachel (2019) Approaches to Enhancing Wellness Policy Implementation in Schools to Prevent Obesity: Implementation / Plans for Dissemination // Journal of Nutrition Education and Behavior. № 7. С. 17-18.
9. Ханг Х.-Тинг (2017) Team Learning Model Waitingfor Project Learning Practices in Senior School // The International Journal of Management Education. № 1. С. 27-33.
10. Chichmil Svetlana, Gagioti Newgo (2018) Responsible forms of project management education: Theoretical plurality and reflective pedagogies // International Journal of Project Management. № 1. С. 208-218.
11. Cullen Lindsay, Fraser Diana (2003) Strategies for interprofessional education: the Interprofessional Team Objective Structured Clinical Examination for midwifery and medical students [Текст] // Nurse Education Today. № 6. С. 427-433.
12. Ramirez Heller Benjamin, Berger Rita, C. Broadbeck Felix (2014) Does an Adequate Team Climate for earning Predict Team Effectiveness and Innovation Potential? A Psychometric Validation of the Team Climate Questionnaire for Learning in an Organizational Context] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. №14. С. 543550.
13. Robinson Leslie, Hogg Rieter, Higgins Robert An observational study of cross-cultural communication in short-term, diverse professional learning groups: электронное издание / URL: https://www.radiographyonline.com/article/S1078-8174(14)00091-1/fulltext (дата обращения: 11.12.2020).
14. Иванова Н.В., Демина Д.И. Зарубежные практики реализации проектного метода в обучении школьников // Общество: социология, психология педагогика. 2017. № 8. С. 129-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29912003 (дата обращения: 21.12.2020).
15. Шевченко О.М., Внукова Д.Н., Огородник Е.Г. Организация предпринимательской деятельности в муниципальных образовательных учреждениях // Мир науки. 2017. Том 5. № 6. С. 64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32581580 (дата обращения: 05.12.2020).
16. Торопова З.В. Основные подходы к пониманию сущности понятий «Учебный проект», «Учебное проектирование», «Проектная деятельность школьников» //Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1 (32). С. 111-114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17697818 (дата обращения: 05.12.2020).
17. Ручка О.Н. Сущность проектной деятельности школьников // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 2 (63). С. 254-257. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29032365 (дата обращения: 18.12.2020).
18. Ручка О.Н. Особенности проектной деятельности старших подростков при формировании универсальных учебных действий // Историческая и социальная образовательная мысль. 2017. Том 9. № 2-2. С. 235-241. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29197911 (дата обращения: 18.12.2020).
19. Везетиу Е.В. Теоретические основы педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 36-38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41172749 (дата обращения: 11.12.2020).
https:// mir-nauki. com
20.
21.
22.
23.
24.
Глузман А.В., Горбунова Н.В. Педагогическое проектирование как фактор развития проектного мышления студенческой молодежи // Гуманитарные науки. 2019. № 1 (45). С. 57-63. URL: https://www.elibrary.m/item.asp?id=37173644 (дата обращения: 10.12.2020).
Прохорова М.П., Булганина С.В. Особенности проектирования содержания учебных заданий с позиций компетентностного подхода // Карельский научный журнал. 2017. Том 6. № 3 (20). С. 58-60. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30453031 (дата обращения: 17.12.2020).
Северин С.Н. Метапредметный модуль «Педагогическое проектирование» как инвариантный компонент содержания непрерывного педагогического образования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 2(14). С. 13-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26230231 (дата обращения: 12.12.2020).
Ядыгина Р.Б. Необходимость внедрения проектно-исследовательской деятельности обучающихся в образовательное пространство // Региональная Россия: история и современность. 2019. С. 178-182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42546569 (дата обращения: 08.11.2020).
Ядыгина Р.Б. Проектирование как один из инновационных методов преподавания учебных дисциплин // Стратегическое развитие инновационного потенциала отраслей, комплексов, организаций. 2019. С. 302-304. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41741644 (дата обращения: 08.11.2020).
123PDMN620
https:// mir-nauki. com
Yadygina Raisa Baigabylovna
Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]
Pchela Inna Vladimirovna
Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=417200
On how to organize and methodically support training projects
Abstract. The article discusses the main issues of organization and methodical support of project activities of students, both in terms of reflection in the legislation and legislation, related to education, as well as the importance to the modern educational organization, its teaching staff, students, and the development of the education system and the social and economic needs of the state and society as a whole. The authors focus on the relevance of the orientation of educational institutions to the application of modern innovative forms and methods of learning, and in particular to the application of the method of educational projects. This article reveals the current problems in the implementation of project activities, as a form of training and describes the characteristics and stages of implementation of training projects. The article notes the need to introduce information and communication technologies into the educational process in terms of the implementation of educational projects and the search for information for preliminary research activities. Also, the authors in the presented theoretical review in the article traces the possibility of the implementation of training and teaching staff, educational projects in various disciplines, which will, in the end, with the greatest efficiency to determine the criteria for evaluation and the quality of the completed project. The authors present the experience of foreign authors in identifying and solving the difficulties arising in the process of project activities, the study and implementation of the experience of which will be able to improve the effectiveness of the educational activities of Russian educational institutions. All this allowed the authors to conclude that the necessary system of project organization was required as a form of training, to determine that the method of training projects is one of the necessary technologies that determine motivation, acquiring the necessary skills and skills of learners, that ultimately accelerates social adaptation and fully meets the requirements of educational standards and is designed to meet the needs of both teachers of educational institutions studying and the State and society as a whole.
Keywords: design; research; training project; studying; educational institution; project activities
123PDMN620